Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №81(01.09.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Хроника

30 июля. Президент ПМР И.Смирнов встретился с главным посланником Госдепартамента США по Евразийским конфликтам Р.Периной. «Ключевыми вопросами, обсуждавшимися на встрече, были вывоз российского военного вооружения с территории ПМР и ход переговоров между Приднестровьем и Молдовой. Американского дипломата интересовали причины приостановки вывоза военных эшелонов из Приднестровья и связанная с этим угроза срыва Россией выполнения сроков Стамбульских соглашений.

Обсуждая военно-имущественную проблематику, Президент ПМР И.Смирнов отметил, что под обещанную Россией компенсацию из Приднестровья ушли 39 эшелонов. Но, несмотря на все обещания, российская сторона, по его словам, своих обязательств не выполнила.

Далее Р.Перина интересовался ходом переговорного процесса между ПМР и Молдовой. Анализируя ситуацию, мининдел В.Лицкай, ознакомил американского дипломата со всеми документами, которые были подписаны в ходе прошедших совместных встреч сторон, гарантов и посредников, начиная от Киевского документа и до итогов работы Совместной Конституционной Комиссии. На фактах и документах было доказано, что именно Молдова умышленно затягивает решение проблемы, отказываясь от выполнения подписанных ею же документов. Как заявил И.Смирнов, продекларировав во всеуслышание идею федерализации, президент РМ В.Воронин представил проект по структуре будущей Конституции, где просто нет слова «федерация». Зато есть автономно-территориальное образование «Транснистрия», правовые полномочия которого «недотягивают» даже до гагаузских . Таким образом, подчеркнул И.Смирнов, отметаются все ранее подписанные и согласованные Приднестровьем, гарантами и посредниками документы, в том числе и Киевский документ, и Московская Декларация о договорных отношениях. «За основу мы взяли классическую модель европейских федераций. И при этом название не так важно, как сама суть», - заявил приднестровский руководитель. «Наша цель – навсегда похоронить конфликт и урегулировать отношения, соблюдая европейские нормы и международные права».

После посещения Тирасполя специальный посланник Госдепартамента США по евразийским конфликтам Р.Перина провел в Кишиневе пресс-конференцию, на которой высказал точку зрения США на ход переговорного процесса между ПМР и РМ.

«Евросоюз и ОБСЕ выступают за разрешение приднестровского вопроса до конца текущего года», - заявил он. Американский дипломат уточнил, что такая задача перед ОБСЕ и ЕС поставлена на ряде встреч с европейскими экспертами в Брюсселе и с представителями ОБСЕ в Вене, состоявшихся накануне его визита в Молдову.

Р.Перина подтвердил, что во время пребывания в Кишиневе он встречался с президентом РМ В.Ворониным, министром иностранных дел Н.Дудэу и министром реинтеграции В.Шовой. Американский представитель подчеркнул, что если обе стороны проявят политическую волю и сделают практические шаги навстречу друг другу, переговорный процесс пойдет более ускоренными темпами. «Здесь главное – иметь желание объединиться, - сказал Перина, - но последние 10 лет показали, что таковое отсутствует».

Помимо этого, Представитель Госдепартамента США подробно остановился на проблеме вывоза военного имущества и вооружения РФ из Приднестровья и высказал неудовлетворение приостановкой этого процесса. Р.Перина уточнил, что представители российского руководства заверили его в том, что Москва выполнит свои обязательства.

Относительно высказанной ОБСЕ инициативы о возможной отправке в Приднестровье военного контингента ЕС в рамках миротворческой миссии Р.Перина сказал: «Любые оценки и заявления по этому поводу преждевременны, так как все переговоры в этом плане пока ведутся неформально». Однако американский дипломат подчеркнул, что «если ЕС и примет такое решение, то это не означает, что миротворческие силы, которые буду отправлены в Приднестровье, должны состоять только из представителей стран-членов этой организации». Перина подчеркнул, что «процесс поддержания мира должны обеспечить силы, наделенные международным мандатом и представляющие ряд стран». Таким образом, представитель США не подтвердил, но и не опроверг возможность введения в Приднестровье международных миротворческих сил.

31 июля. Завершился очередной двухдневный раунд переговоров политических представителей – участников и посредников переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем в пятистороннем формате. ПМР представлял В.Лицкай, Молдову – В.Шова, РФ – В.Кураев, Украину – П.Чалый, ОБСЕ – У.Хилл. В работе также принимали участие эксперты по экономическим вопросам и представители совместной конституционной комиссии.

После первого дня переговоров мининдел ПМР В.Лицкай отметил, что основные противоречия возникли по вопросу о видах гражданства и при обсуждении документа о разграничении полномочий в структуре общего федеративного государства. Он подчеркнул, что Молдова не представила своего проекта документа, поэтому обсуждался проект представленный приднестровской делегацией. Он будет рассмотрен на уровне экспертов и включен в план работы СКК.

Общие итоги пятисторонней встречи подвел глава Миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл. Он отметил, что переговорный процесс между РМ и ПМР переживает нелегкий период. На нынешнем этапе обсуждаются спорные вопросы, по которым у сторон принципиальные разногласия. Самый трудный для переговоров аспект - это вопрос о статусе ПМР в структуре общего с Молдовой федеративного государства. У.Хилл подчеркнул, что, несмотря на противоречивые мнения сторон, завершить работу над конституцией нового федеративного государства желательно и возможно до конца этого года. Глава Миссии ОБСЕ в Молдове сообщил журналистам, что участники переговорного процесса также обсудили содержание общего политического документа об основных принципах приднестровского урегулирования, проект которого разрабатывается. В нем будут изложены структура и особенности федеративного государства. Уровень, на котором его подпишут, по словам Хилла, еще не определен, но не исключено, что он будет представлен на утверждение лидерам Молдовы и Приднестровья. Предполагается, что после подписания этого документа и написания конституции будет проведен общий референдум с участием граждан Молдовы и Приднестровья, на котором они должны будут одобрить или нет новую конституцию. А на 2005 год запланировано проведение выборов в парламент общего государства.

1 августа. На очередном заседании полномочных представителей Объединенной Контрольной Комиссии, которая состоялась в миссии ОБСЕ в Кишиневе, стороны успешно разрешили вопрос вывода из Зоны безопасности бронетехники миротворческих сил.

27 мая 2003 г. на заседании ОКК было принято протокольное решение приступить к поэтапному выводу бронированной техники из миротворческих подразделений сторон до ее полного вывода из Зоны безопасности. Молдавская сторона будто бы согласилась с таким решением и даже подписала этот документ. Но Молдова не торопилась исполнять достигнутые соглашения.

С целью привлечь внимание международного сообщества к деструктивной позиции молдавской стороны, 22 июля представители ОКК от Приднестровья отказались участвовать в очередном заседании. Они потребовали от молдавской стороны выполнить майское решение и принять конкретные меры по выводу бронетехники из Зоны безопасности в предельно сжатые сроки. В связи с этим следует отметить, что представители ОБСЕ в ОКК и сопредседатели сторон полностью поддержали приднестровскую делегацию. Этот вопрос в оперативном порядке был включен в повестку дня очередного заседания ОКК.

4 августа. Введение миротворческих сил Европейского Союза (ЕС) в приднестровский регион приведёт к усилению конфликта и, возможно, к новой вооружённой конфронтации, заявил лидер общественно-политического движения “Равноправие” В.Клименко. Он высказался против идеи введения миротворческих войск ЕС в Приднестровье, расценив её как «плохую и опасную». Вместе с тем, он выступил за сохранение существующего пятистороннего формата переговоров по урегулированию проблемы восточных районов Республики Молдова.

На пресс-конференции В.Клименко заявил, что приднестровская сторона никогда не согласится на введение миротворческих сил ЕС в этот регион и на участие этой паневропейской структуры в процессе переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. Он сказал также, что некоторые националистические военизированные формирования России и Украины сочтут ввод миротворческих сил Европейского Союза в этот регион “нападением на исконно российскую или украинскую землю и придут защищать её с оружием в руках, как это произошло в 1992 году”.

В.Клименко заявил также, что последние действия молдавских властей привели к снижению уровня жизни населения в Приднестровье и к неприятию их со стороны приднестровского населения. “Если раньше конфронтация существовала только между лидерами тираспольской администрации и официальной властью Республики Молдова, сейчас это противоборство существует между населением Левобережья Днестра и Кишиневом», - подчеркнул он. К такому положению привели действия руководства Молдовы относительно экономической деятельности юридических лиц упомянутого региона, по которым приднестровских экономических агентов заставили зарегистрироваться в Государственной регистрационной палате РМ, а экспорт должен осуществляться только на основании таможенных печатей Республики Молдова. Лидер движения “Равноправие” считает, что это повысило безработицу в регионе почти до 60% и привело к созданию огромных запасов товаров, которые невозможно продать.

5 августа. Отсутствие у правительства взаимопонимания с МВФ приведет к прессингу внешнего долга Молдовы", - считает Д.Брагиш, бывший премьер-министр, а ныне лидер парламентской фракции Социал-демократического альянса.

Д.Брагиш считает, что до конца 2003 г. из бюджета понадобятся ассигнования на становление местных органов власти, которые должны создаваться в соответствии с проводимой административно-территориальной реформой. Для выполнения внешних обязательств государства правительство вынуждено будет прибегнуть к кредитам Национального банка, увеличивая тем самым размер внутреннего долга. Такая экономическая политика неминуемо приведет к ситуации, когда государство будет съедать свои валютные резервы, сказал лидер СДА.

Он выразил сожаление по поводу того, что Молдова не получит примерно $200-240 млн. в виде кредитов и безвозмездных грантов, которыми можно было поддерживать платежный баланс государства. "Единственное, на что может рассчитывать правительство, это техническая помощь. Предусмотренные в ее рамках проекты, которые финансируют страны-доноры Молдовы и международные финансовые институты, по мнению Д.Брагиша, продолжатся".

5 августа. На очередном заседании СКК представители Молдовы и Приднестровья обменялись проектами первого раздела Конституции будущего федеративного государства «О правах и свободах граждан». Предполагается, что этот раздел будет содержать порядка 36-38 статей.

Как сообщил журналистам министр юстиции ПМР В.Балала, стороны рассмотрели 24 статьи данной главы, сформулировали и зафиксировали ряд основных принципов. Спорные вопросы, касающиеся остальных статей, были на время отложены. В частности, несмотря на длительные дискуссии и дебаты, нерешенным остался вопрос о гражданстве.

По мнению молдавской стороны, приднестровское гражданство необходимо аннулировать, а приднестровцы должны автоматически стать гражданами Молдовы. При этом, согласно действующему в Молдове закону «О двойном гражданстве», они имеют право по своему выбору получить гражданство еще какого-либо государства. Комментируя эту позицию Кишинева, В.Балала отметил, что приднестровская сторона поддерживает право гражданина на двойное гражданство. Но вместе с тем Тирасполь считает, что граждане ПМР, как субъекта будущей федерации, не должны быть лишены приднестровского гражданства

5 августа. На заседании Объединенной Контрольной Комиссии был утвержден график и механизм вывода, а также контрольные меры за выводом бронированной техники Республики Молдова и Приднестровья из зоны безопасности.

Как отметил сопредседатель от Приднестровья в ОКК В.Боднар, техника будет выводиться одновременно из миротворческих подразделений Молдовы и ПМР в места постоянной дислокации с 14 по 22 августа. Планируется вывести 31 единицу приднестровской бронетехники и 40 единиц бронетехники Республики Молдова. «Акция будет абсолютно прозрачной», - особо подчеркнул Владимир Боднар. – «Она будет осуществляться под полным контролем наблюдателей и Миссии ОБСЕ. Другие европейские структуры также могут принять участие в качестве наблюдателей. Приглашаются все заинтересованные средства массовой информации для освещения вывода бронетехники из зоны безопасности».

Подписание протокола о выводе из миротворческих подразделений РМ и ПМР бронетехники – это значительное событие в деле урегулирования молдо-приднестровских отношений. Для его реализации потребовалось много времени и интенсивное содействие посредников и гарантов переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. Как особо подчеркнул заместитель сопредседателя российской стороны Н.Бушуев, этот вопрос обсуждался с 1994 года и, наконец, сегодня подписан протокол. Такой значительный шаг, по его мнению, даст только положительный импульс процессу нормализации отношений между РМ и ПМР.

6 августа. Приднестровская сторона представила свои предложения по структуре и содержанию будущей Конституции федеративного государства в составе Приднестровья и Молдовы.

6 августа. Тогда как представители Тирасполя утверждают, что работа над новой Конституцией продлится, как минимум, год, президент РМ В.Воронин выразил недавно надежду, что членам комиссии удастся вписаться в ранее установленные сроки - конец осени 2003 года, с тем, чтобы в начале следующего года проект Основного закона был вынесен на референдум на обоих берегах Днестра, пишет "Молдова Ази".

Ряд приднестровских общественных организаций, включая тех, что поддержали тираспольскую администрацию во время войны 1992 года, призвали руководство Приднестровья отказаться от переговоров о новой Конституции. В течение двух последних недель тираспольское официальное агентство "Ольвия-пресс" публиковало обращения этих организаций к приднестровскому руководству с призывом выйти из переговорного процесса с Кишиневом и стремиться к безоговорочному соблюдению независимости Приднестровья.

7 августа. Очередная встреча экспертных групп по вопросам регистрации в Молдове приднестровских экономических агентов в Бендерах снова закончилась безрезультатно.

По мнению приднестровской стороны, временная регистрация экономических агентов в Молдове не должна предусматривать никаких обязательств и требований Молдовы к приднестровским экономическим агентам и должна действовать до достижения между Кишиневом и Тирасполем взаимоприемлемого соглашения. Молдавская сторона с этим не согласилась. Чтобы разрешить этот спорный вопрос, стороны договорились обменяться основополагающими принципами и подходами по этому важному вопросу. Но молдавская сторона, вопреки ожиданиям приднестровцев, свое толкование принципов временной и постоянной регистрации так и не представила.

8 августа. Премьер-министр РМ В.Тарлев отклонил требование Конфедерации профсоюзов Республики Молдова о двукратном повышении зарплаты бюджетникам. Свой отказ он мотивировал тем, что в казне нет для этого средств. "Прошлогоднее увеличение зарплаты на 60% обошлось в 500 млн.леев", подчеркнул премьер.

На заседании трехсторонней комиссии по коллективному договору (правительство-профсоюзы-патронат) премьер сказал, что увеличение зарплаты возможно максимум на 15%, предусмотренных при формировании бюджета.

После заседания председатель Конфедерации профсоюзов П.Кирияк заявил о намерении профсоюзов настаивать на дальнейших переговорах с правительством в этом вопросе, т.к.инфляция достигла в этом году 40%, а это значит, что зарплату бюджетных работников следует увеличить соответственно.

11 августа. Работа по преодолению существующих экономических проблем во взаимоотношениях с Молдовой зашла в тупик", - считают эксперты Приднестровья.

Как сообщил руководитель группы приднестровских экспертов, заместитель министра промышленности ПМР Ю.Ганин, после ряда состоявшихся консультаций приднестровская сторона так и не смогла выяснить, какие цели преследует Молдова, требуя обязательной регистрации приднестровских предприятий в своей Торгово-промышленной палате. "Прежде всего, нас интересует, какие правовые, имущественные и фискальные последствия подразумеваются после регистрации предприятий в Молдове. Ответа на эти вопросы мы так и не получили", - сказал он.

По мнению Ганина, невнятная позиция Молдовы в вопросах о приднестровской собственности может свидетельствовать лишь об одном - "стремлении Молдовы завладеть экономическим потенциалом Приднестровья". "Нам уже начинают надоедать переговоры ни о чем, поэтому очередная встреча экономических экспертов должна проходить в присутствии посредников или она не состоится вообще", - сказал Ганин.

12 августа. Международная конференция, посвященная "замороженным конфликтам" в Европе, пройдет под эгидой Совета Европы (СЕ) в Кишиневе 11-12 сентября с.г.

В форуме примут участие ответственные представители Кишинева и Тирасполя, эксперты от Совета Европы, представители Венецианской комиссии, ОБСЕ, Евросоюза, академических кругов, масс-медиа и гражданского общества Республики Молдова, Абхазии, Нагорного Карабаха, Северного Кипра.

В рамках конференции планируется рассмотреть вопросы, связанные с демократической безопасностью и международным опытом урегулирования замороженных конфликтов на европейском континенте. Второй день конференции будет посвящен приднестровской проблематике.

13 августа. Членам Объединенной контрольной комиссии (ОКК) не удалось найти компромиссное решение по вопросу о молдавско-приднестровской оперативно-следственной группе, дислоцированной в г.Бендеры, роспуска которой добиваются представители Тирасполя.

По завершении заседания член молдавской делегации в ОКК И.Ляху заявил, что, передислокация контингента полиции необоснованна, поскольку идет вразрез с соглашением от 1992 года о прекращении огня, которое предусматривает совместное присутствие в Бендерах сил по поддержанию общественного порядка обеих сторон. Кишинев считает недопустимым отмену принципа паритетности в этом населенном пункте и настаивает на оптимизации сотрудничества между полицией и милицией в целях максимального обеспечения безопасности жителей, подчеркнул Ляху.

14 августа. Кишинев и Тирасполь одновременно приступили к выводу бронированной техники своих миротворческих сил, дислоцированных в Зоне безопасности вдоль Днестра.

17 единиц бронетехники, принадлежащих российскому миротворческому контингенту, останутся пока в зоне безопасности. Предполагается, что они покинут регион до конца текущего года, если ситуация в зоне безопасности сохранится стабильной; однако этот вопрос еще не согласован официально на уровне ОКК.

15 августа. Быстрое урегулирование в 2003 году приднестровского конфликта, как надеется голландское председательство ОБСЕ, маловероятно, считают авторы доклада, опубликованного Международной группой по предотвращению кризисов (International crisisgroup).

Приднестровский конфликт не отмечен столь выраженной этнической ненавистью и застарелой неприязнью, как другие конфликты на пространстве СНГ, и в большей степени поддается устойчивому разрешению, однако при этом требуется многосторонний подход, который невозможно обеспечить за год-два, говорится в докладе. Надежное и всеобъемлющее разрешение конфликта особо необходимо в условиях предстоящего расширения Евросоюза, когда важно не скомпрометировать будущие рубежи ЕС присутствием практически открытой границы криминогенного и нищего региона.

Авторы доклада отмечают, что приднестровская элита предпочитает сложившийся статус-кво любой договоренности по проблеме урегулирования. Значительную часть переговорного процесса, следовательно, придется посвятить мерам по сокращению (вплоть до исключения) выгод, которые сулит сложившаяся ситуация. Например, таким, как введение санкций против руководителей приднестровских компаний и оказание помощи молдавскому правительству по установлению единой таможенной системы вдоль всей своей границы.

Федерация - предпочтительно ассиметричная с участием нескольких субъектов - представляется оптимальным вариантом для объединенной Молдовы, отмечают в заключение авторы доклада. Но любое соглашение, подчеркивают они, нуждается в политических и военных гарантиях в виде международного миротворческого присутствия под мандатом ОБСЕ.

15 августа. Министерство экономики ПМР выставило на торги государственный пакет акций совместного закрытого акционерного общества "Молдавский металлургический завод" (ММЗ). Основная специализация ММЗ - производство литой стальной заготовки и стальных прокатных профилей и катанки. Производственные мощности предприятия позволяют выплавлять ежегодно 1 млн. т стали и 960 тыс. т проката. На сегодняшний день общая численность работников предприятия составляет 4100 человек. Уставный капитал СЗАО "ММЗ" превышает $211 млн. Доля государства (ПМР) в уставном капитале ММЗ - 15,6%. Стартовая цена пакета госакций- $2,58 млн. Основным акционером является группа компаний "Итера", которой принадлежит 75% акций. Ежегодные объемы продаж ММЗ составляют около $200 млн. 95% продукции экспортируется в дальнее зарубежье.

15 августа. За семь месяцев 2003 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, товарооборот Приднестровья с Украиной увеличился в 4,2 раза, сообщила министр экономики ПМР Е.Черненко.

По ее словам, теперь объем товарооборота с Украиной уступает только товарообороту с Российской Федерацией. Если раньше среди главных экономических партнеров Приднестровья наряду с Россией и Украиной была и Молдова, то сейчас с РМ торговля почти не ведется. Исключение составляют только отдельные хозяйствующие субъекты ПМР. В основном это поставки электроэнергии в Молдову, а также завоз в Приднестровье сырья для строительных организаций и промышленных предприятий. По мнению Е.Черненко, рынок Приднестровья переориентировался на Украину и Россию.

18 августа. Президент Приднестровья И.Смирнов утвердил Концепцию развития детского и молодежного общественного движения в ПМР.

К молодежным и детским общественным объединениям в нашей республике относятся объединения молодых граждан в возрасте от 10 до 30 лет.

В новой Концепции представлен механизм достижения максимальной кооперации и координации работы детских и молодежных организаций.

Приоритетным в политике развития общественного движения в Приднестровье, согласно новой Концепции, является вовлечение в общественную деятельность максимального числа молодых граждан. Государство будет содействовать проникновению детских и молодежных общественных объединений во все сферы жизни общества, учитывать позиции объединений при принятии управленческих решений. Государство также берет на себя обязанности разрабатывать законодательную, нормативную и методическую базу для развития детского и молодежного общественного движения, а также поддерживать социально значимые проекты и обеспечить экономические основы развития движения.

19 августа. На сегодняшнем заседании Совместной конституционной комиссии, которое состоялась в Бендерах, стороны в третий раз обсуждали первый раздел Конституции федеративного государства - «О правах и свободах граждан» - и вновь отложили до дальнейшего обсуждения наиболее принципиальные вопросы, среди которых вопрос гражданства и правового равенства граждан будущей федерации.

Как сообщил министр юстиции Приднестровья В.Балала, молдавская сторона по-прежнему настаивает на ликвидации гражданства ПМР. По мнению Кишинева, граждане Приднестровья должны автоматически стать гражданами Молдовы. Приднестровская сторона с этим категорически не согласна. Наряду с гражданством Молдовы, приднестровцы должны оставаться гражданами своей республики, и иметь приднестровский паспорт. Это, по мнению Тирасполя, одна из гарантий реализации права Приднестровья на выход из федерации в случае присоединения Молдовы к Румынии. До лучших времен была отложена и проблема, касающаяся реализации принципа правового равенства граждан будущей федерации. Хотя стороны практически не возражали против равенства граждан будущей федерации перед законом, но рпедставили диаметрально противоположные формулировки, вытекающие «из разного понимания Кишиневом и Тирасполем федеративного принципа».

19 августа. В Тирасполе состоялось второе заседание приватизационной комиссии с участием министра экономики ПМР, на котором было принято решение рекомендовать уполномоченному органу заключить договор о продаже бендерского завода «Молдавкабель» акционерному обществу «Севкабель» из Санкт-Петербурга, которое давно и успешно работает на рынках Украины, Киргизии, Казахстана, России.

Оформление и подписание договора о купле-продаже 100% пакета акций «Молдавкабеля» произойдет в ближайшие два дня. Инвестор готов заплатить за завод 1,7 млн. долл. США.

Столь низкая цена продажи обусловлена тем, что завод имеет большие задолженности, оборудование сильно изношено и нуждается в модернизации. Кроме того, предприятие после распада СССР потеряло большую часть рынков сбыта и теперь их необходимо заново осваивать.

19 августа. Обеспечение транспарентности военных подразделений, дислоцированных в Зоне безопасности вдоль Днестра, обсудили члены Объединенной контрольной комиссии (ОКК), однако к единому знаменателю в этом вопросе им прийти не удалось. Как заявил после заседания сопредседатель ОКК от РМ И.Солоненко, взаимоприемлемое решение проблемы транспарентности способствовало бы созданию климата взаимного доверия и убедило бы международное сообщество в серьезности намерения урегулировать приднестровский конфликт.

По его словам, нормализация отношений между Кишиневом и Тирасполем невозможна без обмена информацией относительно военного потенциала сторон.

Со своей стороны, Тирасполь считает несправедливыми требования об обеспечении полной транспарентности только тех подразделений, что расположены в Зоне безопасности, которая занимает в основном территорию Приднестровья и лишь незначительную часть правобережья Днестра. В этих условиях сопредседатель ОКК от Приднестровья О.Гудымо выступает за полную транспарентность не только министерств обороны, а всех без исключения составляющих военный потенциал на всей территории Приднестровья и Правобережья Днестра, имея в виду, в частности, молдавские МВД, Службу информации и безопасности, министерство юстиции. По словам приднестровского представителя, Кишинев противится осуществлению полной транспарентности.

По оценкам наблюдателей, очередное заседание ОКК отмечено явным обострением отношений между Кишиневом и Тирасполем, вызванном требованием местной администрации г.Бендеры, который расположен на правом берегу Днестра, но находится под юрисдикцией Тирасполя, вывести дислоцированный в городе контингент молдавской полиции.

20 августа. "Общеобразовательные школы Приднестровья практически готовы к новому учебному году, - сообщил начальник управления Министерства просвещения С.Сердунь, ремонтные работы в школах завершены и «авральных объектов в республике практически нет». Ремонт школ проводился за счет городских и районных Советов народных депутатов, на средства родителей и промышленных предприятий.

По его словам, в Приднестровье функционирует 182 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений, в которых учится в общей сложности около 81 тыс. учеников. В частности, в молдавских школах и классах обучаются около 11 тыс. 200 учеников, в украинских классах тираспольских, бендерских и рыбницких школ – 750 учеников. По предварительным данным, в новом учебном году в первый класс пойдут 6 тыс. 100 учеников.

20 августа. Завершился второй этап вывода бронетехники миротворческих сил РМ и ПМР из Зоны безопасности. С учетом первого этапа территорию проведения миротворческой операции в общей сложности покинули 40 молдавских бронемашин и приднестровских - 31.

Сопредседатель ОКК от РМ И.Солоненко подчеркнул, что сегодняшнее событие продолжает поэтапную демилитаризацию региона и демонстрирует взаимное желание Кишинева и Тирасполя к достижению компромиссов в переговорном процессе.

По его мнению, следующим шагом по укреплению доверия между сторонами должна стать инспекция военизированных формирований Левобережья, дислоцированных в Зоне безопасности, и обеспечение полной транспарентности на этой территории.

С сегодняшнего дня в Зоне безопасности будут находится 17 российских БТР, которые планируется вывести до конца текущего года.

21 августа. Представители ряда творческих союзов, деятели культуры Республики Молдова обнародовали заявление, касающееся преодоления приднестровского кризиса. В этой связи, они считают крайне важным и необходимым осуществление инициативы о направлении в Приднестровье миротворческих сил под эгидой Евросоюза.

Подписавшие заявление - председатели творческих союзов, выдающиеся деятели культуры - выражают глубокое недоумение по поводу того, что проект так называемой федерализации страны, выдвинутый в Киеве 3 июня 2002 года посредством миссии ОБСЕ, и поощряющий, по их мнению, осуществление экспансионистской политики Москвы, нашел поддержку некоторых западных дипломатов. Они полагают, что инициатива разработки новой конституции, как и этапы отмены нынешнего конституционного режима страны, поданные как спасительное решение, еще более усложнили проблему Приднестровья.

В заявлении выражается сожаление в связи с тем, что линия подчинения национальных интересов РМ неоимперским интересам России упорно проводится главой миссии ОБСЕ в Кишинэу, американским дипломатом У.Хиллом. Только непосредственное участие Евросоюза и США смогли бы способствовать демократическому решению приднестровской проблемы, считают авторы заявления.

22 августа. Миссия ОБСЕ в Республике Молдова обеспокоена обострением отношений между руководством Республики Молдова и тираспольской администрацией в результате ультимативного требования последней о выводе молдавской полиции из Бендер. В заявлении руководителя миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилла подчеркивается, что приднестровским лидерам следует занять конструктивную позицию и отказаться от ультимативных требований и односторонних действий.

"Миссия ОБСЕ никоим образом не может согласиться с подобными односторонними действиями. в конечном счете, представители полиции и милиции должны взаимодействовать, особенно в условиях объединенной страны.

25 августа. В Бендерах состоялось очередное заседание Совместной конституционной комиссии Приднестровья и Молдовы. Стороны продолжили обсуждение раздела Конституции будущего федеративного государства «О правах и свободах граждан».

На встрече было рассмотрено 14 статей, по большинству из которых стороны пришли к общему знаменателю. Вместе с тем, принципиальные разногласия возникли при рассмотрении статей, касающихся вопросов образования, здравоохранения и права гражданина на сопротивление.

Член конституционной комиссии от Приднестровья, депутат Верховного Совета ПМР С.Чебан пояснил, что на территории Молдовы и ПМР действуют разные образовательные стандарты и различные системы обеспечения охраны здоровья граждан. Поэтому найти какой-либо компромисс по этим вопросам в рамках одного заседания оказалось невозможно. Стороны вернутся к спорным моментам позже.

Приднестровская сторона, исходя из правоприменительной практики европейских государств, настаивает на введении в Конституцию статьи о праве гражданина на сопротивление, которая предусматривает право гражданина на оказание сопротивления тем, кто покушается на основы конституционного строя государства. Однако молдавская сторона высказалась категорически против включения такой статьи в будущую Конституцию, т.к., по ее мнению, эта норма позволит отдельным группам населения «выступать против властей, организовать мятежи и пытаться свергнуть власть».

26 августа. Миссия ОБСЕ в РМ выражает сожаление по поводу того, что журналисты "продолжают придерживаться ошибочной идеи, согласно которой нынешние усилия ОБСЕ по поиску варианта приднестровского урегулирования являются попыткой превратить Республику Молдова в российский протекторат".

"Приведенные молдавскими журналистами обвинения представляют собой полное искажение цели и сути усилий, прилагаемых ОБСЕ в переговорном процессе. Кроме того, постоянное повторение подобных безосновательных обвинений не способствует искреннему, открытому и конструктивному диалогу вокруг ситуации на левом берегу Днестра", говорится в заявлении представительства ОБСЕ.

27 августа. В Кишиневе прошли праздничные меропроиятия в связи с Днем  независимости Республики Молдова. Они начались с возложения венков к памятнику молдавского господаря Штефана Великого.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ