Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №82(15.09.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИЯ



Деловая неделя №32,
31 августа 2003

Абсолютная власть

Гульшен Аширова (Ашхабад)

ИЗМЕНИТЬ ВСЕ, не меняя ничего. Так можно прокомментировать то, что произошло у живописного побережья Каспия в середине августа под куполами величественного центра "Рухиет", отстроенного по проекту стамбульского архитектора в городе Туркменбаши. Центральноазиатская страна по инициативе пожизненного президента Сапармурада Туркменбаши формально изменила форму своего государственного управления, приняв соответствующие поправки к Конституции страны.

Очередное, четырнадцатое по счету совещание Халк Маслахаты (Народного Собрания) - высшего представительного органа народовластия в Туркменистане - по рекомендации первого лица и с одобрения более чем 2500 делегатов присвоило собственно Халк Маслахаты теперь и наивысшие полномочия государственной власти. Все маломальские директивы этого органа теперь будут иметь силу закона. Ранее Халк Маслахаты поразил мир своими историческими решениями о пожизненности полномочий первого президента, отмене смертной казни и переименовании календаря. Правда, все эти инициативы прежде нуждались в формальном одобрении со стороны парламента. Впервые все мероприятия Халк Маслахаты напрямую транслировались по ТВ во все уголки шестимиллионной страны, богатой природным газом, хлопком и известной своими утонченными коврами и грациозными ахалтекинскими жеребцами. Все граждане стали свидетелями не только принятия Национальной программы развития на период до 2020 года, законов о борьбе с терроризмом и расширении полномочий Халк Маслахаты, но и первых военных учений, которые прошли под наблюдением специалистов из НАТО.

Примечательно, что верхушкой этого политического айсберга - Халк Маслахаты - стали его председатель и два заместителя. Нетрудно было предугадать, что единодушно и единогласно старейшины и студенты, правоведы и деятели культуры, члены правительства и религиозные деятели, а также прочие представители госслужб и общественных организаций избрали на этот высокий пост - председателя Халк Маслахаты - Великого Туркменбаши. А его заместителями - спикера парламента Овезгельды Атаева и управляющего президентским аппаратом Реджепа Сапарова.

Отныне только Халк Маслахаты может назначать главу государства как в обычном регламенте, так и при чрезвычайных ситуациях. Если ранее в случае болезни или кончины президента вторым лицом в государстве становился спикер парламента, который и назначал президентские выборы, то теперь в одиночку он эти вопросы не вправе решать. "Судьба народа не должна зависеть от одного человека", - заявил Ниязов под град аплодисментов. При ЧП в трехдневный срок должен быть собран Халк Маслахаты, который и решит судьбу страны. Процедура отбора кандидатов в президенты будет проходить тщательным образом. Здесь внимательно изучат родословную претендента вплоть до третьего колена, проверят также и нравственность потомков, поскольку в Туркменистане отец отвечает за сына, равно как и сын - за отца. Ежегодно, начиная со следующего заседания, будут выдвигаться до пяти кандидатов в президенты.

Произошло кое-что и непредвиденное. Ниязов заявил, что у него уже есть подготовленные преемники с одной оговоркой - каждый должен пока поработать до определенного срока. Он даже произнес их имена. Это руководители областных администраций: Ишанкули Гулмурадов (хяким (глава) Балканской области, бывший замминистра сельского хозяйства), Какагельды Курбышов - хяким Ташаузской области и хяким Ахалской области Энебай Атаева (бывший министр финансов и врач-педиатр по образованию). Не исключено, что в случае непредвиденного за президентское кресло могут поспорить и назначенные заместители председателя Халк Маслахаты - все те же Атаев и Сапаров.

Естественно, все вопросы, связанные с предвыборной кампанией, будут обсуждаться на Халк Маслахаты за год до этого события. Понятно, что председательство Ниязова может означать лишь одно - в Туркменистане будут выбирать президентов, подотчетных нынешнему лидеру. 63-летний Сапармурад Ниязов возглавляет страну, включая советский период, с 1985 года. 27 октября 1990 года на всеобщих выборах он был избран первым президентом Туркменистана. Через два года Ниязов был избран президентом страны на второй срок. Несколько лет назад ему был присвоен официальный титул Туркменбаши, что означает глава туркмен.

В этом году в числе приглашенных на форум - 200 представителей иностранных государств и 300 делегатов туркмен мира. Сюрпризы были на первом же заседании двухдневного форума. Ниязов пообещал альтернативные выборы президента уже в 2006-2007 годах, на год-два ранее, чем было обещано еще в прошлом году. Вообще, впервые щекотливую для Востока тему преемника Ниязов затронул в марте 2001 года на одном из правительственных заседаний и даже проговаривал дату: 2009-2010 гг., призывая с этого момента приступить к накоплению политического капитала всех желающих. Произошло это чуть ли не сразу, как Халк Маслахаты наделил Ниязова правом "бессрочного исполнения своих президентских обязанностей".

В конце прошлого года на предыдущем внеочередном заседании Народного совета 30 декабря, когда решалась судьба обвиненных в покушении на его личность, Туркменбаши предложил схему выборов главы государства. Тогда разрабатывалась версия о чрезвычайном происшествии: захват или убийство действующего главы государства и последующее безвластие. Теперь Ниязов собственно и определил трехдневный срок для выборов нового президента. На прошедшем всенародном съезде Ниязов сказал: "Нет ничего вечного. Президенты должны меняться". И добавил, что при смене власти люди боятся, сможет ли новый президент пойти по тому же пути, что и предыдущий глава.

"Поэтому каждый кандидат должен подготовиться. Возможно в 2006 - 2007 годах мы объявим о президентских выборах. По Конституции Туркменистана руководитель не должен оставаться на посту после 70-летнего возраста. Даже если он будет утверждать, что он будет трудиться день и ночь, таким заявлениям не следует доверять". Некоторые заметили, что утверждения Ниязова о человеческом пределе работоспособности несколько противоречат установленной им же возрастной градации, провозглашенной на XII заседании Халк Маслахаты в августе прошлого года, согласно которой у человека с 61 до 73 лет - период вдохновения.

На Маслахате были приняты законопроекты о борьбе с терроризмом, о внесении изменений и дополнений в Конституцию страны, законы о государственном гербе и государственном флаге и программа социально-экономического развития Туркмении до 2020 года. Говоря об экономическом развитии, Ниязов с присущей ему откровенностью пообещал, что к 2005 году заработная плата увеличится на 50 процентов, а в последующие годы будет неуклонно возрастать. Ближайшие 17 лет туркмены смогут пользоваться бесплатно водой, газом, электричеством и солью.

Все эти льготы гражданам страны подарили сразу же после избрания Ниязова президентом 21 июня 1992 года. Тогда он объявил, что это своеобразный ваучер для каждого туркменистанца, дающий каждому возможность использовать часть национального богатства в виде символической оплаты за муку, коммунальные и транспортные услуги. Он также сказал, что это решение будет неизменным. В 2001 году Ниязов отменил дотации на муку. Теперь обозначены рубежи на другие скрытые дотации. Сам глава государства уверен, что в недалеком будущем предстоит промышленный расцвет и предсказал подорожание туркменского маната в более чем пятьсот раз, если брать в расчет официальный курс.




Туркменистан Ру,
1 сентября 2003

Каждый отвечает за себя

Чарыгельды Аманов

Туркменский газ на фоне геополитики

Дискуссия в СМИ по поводу возможного участия стран Центральной Азии, прежде всего Туркменистана, в консорциуме по управлению и развитию газотранспортной системы Украины, обнажила ряд серьезных противоречий в подходах к процессам интеграции на пространстве СНГ.

Казалось бы, совсем недавно Москва инициировала процесс создания так называемого "Газового альянса", в который должны были войти Россия и Туркменистан - как ведущие производители "голубого топлива" в Содружестве, Украина - как покупатель значительных объемов газа, в том числе российского и туркменского, а также Казахстан и Узбекистан - как транзитные государства для туркменского газа и потенциальные экспортеры данного вида топлива. Идея, безусловно, здравая, однако плохо просчитанная с точки зрения нынешнего состояния межгосударственных отношений внутри СНГ. Не случайно, уже буквально спустя полгода после ее провозглашения и подписания соответствующего заявления лидеров "пятерки", о затее не вспоминали не только политики, но и журналисты. Некоторые из них, кстати, использовали неудавшуюся затею с "Газовым альянсом" для запуска очередных критических стрел в адрес Ашхабада, который якобы торпедировал данный проект своими непомерными амбициями газовой державы.

Насчет газовой державы – все верно, и постоянно растущий фактор туркменского газа в современной геополитике, как бы это кому-то не нравилось, тому подтверждение. А вот то, что амбиции Туркменистана вполне соответствуют его энергетическому потенциалу, а иногда даже выглядят гораздо скромнее его возможностей, можно наблюдать по последним событиям на газовом рынке и вокруг него.

Всплеск эмоций случился после заявлений некоторых украинских политиков, предложивших включить в состав вышеупомянутого консорциума, наряду с Украиной, Россией и Германией, также Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. И вот что любопытно: те же российские эксперты, кто совсем недавно обвинял Ашхабад в срыве договоренностей о создании "Газового альянса" и упрекал его в нежелании присоединиться к процессам интеграции, сегодня буквально в штыки встретили намерение Киева создать на базе консорциума нечто подобное "Газовому союзу", но уже на более широкой основе – евразийской, и пригласить в него Туркмению как реального игрока на европейском рынке газа.

Кто-то, возможно, назовет преувеличением последнюю фразу, аргументируя тем, что напрямую туркменский газ в Европу пока не продается. Это верно, Ашхабад пока не имеет прямых контрактов с европейскими странами, но фактор туркменского газа все активнее влияет на общую картину евразийского рынка. Хотя бы тем, что без туркменского газа сегодня невозможно обеспечить энергетический баланс таких стран, как Украина, Грузия, Азербайджан, Армения и других. А с будущего года и "Газпром" не обойдется без закупок в Туркменистане необходимых для выполнения его внешних обязательств объемов газа – сначала планируется покупать у Ашхабада 5-6 млрд. кубометров топлива, но в последующем эти цифры должны расти чуть ли не геометрической прогрессии.

Следует воздать должное руководству российской газовой компании. Заключая контракт с Туркменией, здесь просчитали ситуацию на десятки лет вперед и сделали правильный вывод. О том, что эту центрально-азиатскую республику надо превращать из конкурента в своего стратегического партнера, иначе можно потерять позиции не только в СНГ, но и среди европейских потребителей российского газа. Причем, что гораздо более важно, "Газпром" строго следует подписанным документам и сегодня, например, вплотную занялся решением задачи расширения мощностей соединяющей Туркменистан и Россию газотранспортной системы, выделяя на эти цели до 2 млрд. долл.

Но далеко не все в Москве согласны с модификацией известной американской формулы - что хорошо для "Газпрома", хорошо и для России. А потому нет-нет да раздаются голоса про то, что "Газпром" якобы купил "мифический туркменский газ". Или про то, что ни в коем случае нельзя пускать туркменский газ в Европу, иначе, мол, конец российской монополии.

Нужно ли спорить с подобными "экспертами", которые рассуждают на уровне подходов небезызвестного Рема Вяхирева и столь примитивно оценивают российские национальные интересы? Достаточно заглянуть в подписанное 10 апреля в Кремле Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым двустороннее Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли между Россией и Туркменистаном и рассчитанное на 25 лет, чтобы увидеть абсурдность выдвигаемых критиками тезисов. Этот документ предусматривает и совместное освоение газовых месторождений на территории Туркменистана, и совместное строительство новых маршрутов для туркменского "голубого топлива", и совместный выход на новые рынки сбыта туркменского газа. Если Москве и Ашхабаду удастся выполнить намеченное, есть шанс, что мы увидим пример конкретной интеграции! И решение руководства "Газпрома" об открытии в Ашхабаде своего представительства – лишь один из первых шагов на этом пути.

Нет никаких сомнений в том, что партнерство России и Туркменистана в газовой отрасли будет оказывать теперь постоянное и серьезное влияние не только на развитие двусторонних связей в других сферах, но и на последующие интеграционные процессы в СНГ и за его пределами. Что ж, время подтвердило правоту туркменского лидера, который еще на заре объединения постсоветских республик в Содружество выступил против создания наднациональных структур и попыток насаждения интеграции сверху. "Реальная интеграция, - говорил еще тогда Сапармурат Ниязов, - при нынешнем различии в уровне экономик стран СНГ возможна либо на двусторонней основе, либо вокруг осуществления конкретных проектов, в том числе многосторонних".

Добавим от себя, что история складывается таким образом, что туркменскому газу суждено в ХХI веке служить мощным фактором реальной интеграции на огромном пространстве Евразии. Независимо от амбиций Ашхабада или пожеланий отдельных политиков и экспертов. И с этим фактором придется считаться всерьез и надолго.




Немецкая волна,
3 сентября 2003

Туркменистан: ни дня без "реформ"

Людвиг Гибельгауз

В Туркменистане появится "министерство справедливости", всевластная "комиссия по борьбе с терроризмом" и идентификационные карточки вместо паспортов, владельцы которых не смогут покидать свой район.

В понедельник в столице Туркменистана под председательством президента Сапармурата Ниязова состоялось расширенное заседание кабинета министров, на котором были рассмотрены вопросы государственного строительства. На заседание были приглашены хякимы велаятов, главы министерств и ведомств, директора высших учебных заведений, руководители средств массовой информации и главы общественных организаций. Сапармурат Ниязов представил собравшимся вновь назначенных руководителей целого ряда государственных учреждений и объявил о преобразовании министерства юстиции республики в "министерство справедливости".

По сообщению корреспондента "Немецкой Волны" Азата Атаева, подписывая соответствующий указ, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов заявил, что "справедливость у туркмен всегда символизируется с принципами чести, законности и порядка". На должность министра справедливости назначен бывший первый замминистра юстиции 48-летний Таганмырат Гочыев, в свое время преподававший в туркменском Госуниверситете уголовное и гражданское право. Глава государства расширил полномочия нового ведомства. Создав в каждой области "Управления справедливости", он возложил на них обязанность контролировать местные органы власти, чтобы издаваемые ими документы соответствовали общегосударственному законодательству. Помимо этого, министерство будет курировать ЗАГСы, нотариальные конторы и коллегию адвокатов. В ближайших планах нового ведомства - инвентаризация всего государственного и частного имущества. Распоряжением Ниязова, в соответствии с недавно принятым Законом Туркменистана "О борьбе с терроризмом", образована еще одна новая административная структура: "Государственная комиссия по борьбе с терроризмом", которую возглавил лично президент. В состав комиссии вошли вице-премьеры и главы областей, а ее подразделения вскоре откроются в каждом городе с целью "предотвращать попытки насильственного изменения конституционного строя, а также противостоять международному терроризму и проявлениям экстремизма".

В то же время один из ответственных работников аппарата президента Туркменистана сообщил "Немецкой волне", что "создавая новую комиссию, Ниязов предрешил судьбу туркменистанцев, поскольку при ее участии в стране готовится база для замены существующих паспортов специальными "идентификационными карточками".

Как сообщил корреспондент "Немецкой Волны" в регионе Ораз Сарыев, с этими карточками жители не смогут покидать пределы своего района проживания. Паспорта в их нынешнем виде планируется выдавать только для выезда из страны людям, в чьей лояльности режим уверен. Для остальных покинуть Туркменистан станет практически невозможным. Во всех районных органах власти вводится должность еще одного заместителя главы местной администрации, которую займет член новой комиссии. Ему будут предоставлены самые широкие права - вплоть до ареста хякимов, произведения обысков, замораживания банковских счетов, объявления в районах чрезвычайных ситуаций.

Крайне негативно оценил последние принятые в Ашхабаде решения проживающий в вынужденной эмиграции председатель русской общины республики, руководитель Хельсинской группы по Туркменистану Анатолий Фомин. По его словам, туркменское руководство – то есть лично Туркменбаши – делает все, чтобы сохранить свою личную власть. Вот он заявил о создании министерства справедливости. А по отношению к кому эта справедливость? Какая может быть справедливость, если Ниязов возглавляет все органы власти, которые существуют на местах? Даже когда принимают людей в ВУЗы, он утверждает списки. Он лично утверждает назначение милиционера в самом глухом ауле. Все до одного руководители поселковых советов, мэры городов назначаются лично президентом, в том числе руководители профсоюзов. То, что сейчас происходит – самое крепкое завинчивание гаек. Министерство юстиции, переименованное в министерство справедливости, также будет послушным инструментом в руках Ниязова, которое поможет ему продолжать чистки среди неугодных людей. Название же "справедливость" – попытка пустить пыль в глаза мировой общественности, убедить ее, что в Туркменистане есть что-то порядочное и хорошее.




ЦентрАзия,
4 сентября 2003

ФСБ РФ задержала туркменских дипломатов при проведении незаконных операций в Москве

По сообщению информированного источника в Ашхабаде, 17 августа 2003 г. в столице России сотрудники ФСБ РФ задержали с поличным нескольких туркменских дипломатов при проведении ими незаконных оперативных мероприятий, направленных против туркменской оппозиции. Среди задержанных - первый секретарь посольства Туркменистана в РФ, представитель МНБ Туркменистана при посольстве, а также высокопоставленный сотрудник МНБТ, направленный в командировку в Москву для руководства "специальной операцией". Вместе с "дипломатами" из туркменской секретной полиции был задержан и гражданин России. По некоторым данным, он - выходец из Туркменистана, обосновавшийся в Москве при поддержке МНБТ. Свои контакты с сотрудниками иностранной спецслужбы задержанный объяснил тем, что его фирма заключила контракт с МНБТ на поставку "спецоборудования".

Хотя задержанные были освобождены, 8 сотрудников туркменского посольства, причастных к незаконной деятельности, вскоре были вынуждены покинуть территорию России.

Проведение ФСБ РФ операции против туркменской резидентуры в Москве показывает, что российские власти больше не намерены закрывать глаза на секретные операции "агентов Туркменбаши" на территории России, включающие организацию нападений на туркменских диссидентов и даже подготовку убийств некоторых из них. В то же время как Ашхабад, так и Кремль пытаются избежать огласки инцидента, стремясь не осложнять и без того напряженные отношения двух стран.

Источники в Ашхабаде сообщают, что задержание сотрудников МНБТ в Москве вызвало серьезную обеспокоенность в руководстве этого ведомства. Последнее через различные неофициальные каналы пытается убедить Москву, что руководство Туркменистана не санкционировало насильственных действий на территории России и что, возможно, это - "частная инициатива" некоторых высокопоставленных сотрудников МНБТ в Ашхабаде (в этой связи называют имена Рахмангулы Аллакова и Сердара Аннаева, возглавлявших в прошлом московскую резидентуру КНБ). Однако трудно представить, чтобы последние действовали самостоятельно, поскольку вся работа МНБТ с прошлого года находится под жестким контролем пожизненного президента Сапармурада Ниязова.

Получено ПЦ "Мемориал" 03.09.2003. Имя автора не раскрывается по соображениям безопасности




Коммерсант,
4 сентября 2003

Судьба туркмен определена до 2020 года

Вахтанг Джанашия

В Туркмении началось обсуждение принятой халк маслахаты (народным советом) республики национальной программы "Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года". Разработанный под личным руководством Туркменбаши документ предусматривает "достижение Туркменистаном уровня развитых стран мира" и "обеспечение счастливой жизни туркменского народа".

Нынешняя "Стратегия:.." - очередная долгосрочная программа капиталовложений, разработанная по инициативе туркменского президента Ниязова. Почти столь же дорогостоящими, но быстро забытыми проектами были строительство в пустыне Каракумского озера емкостью более 140 кубокилометров воды и стоимостью $4,5 млрд или предшествовавшая нынешней "Стратегия до 2010 года", предполагавшая инвестиции в размере $18 млрд.

Сессия халк маслахаты, на которой принималась "Стратегия...", состоялась две недели назад. Но ее материалы опубликованы только сейчас. Согласно документу, "мощный экономический, природный, духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал Туркмении обеспечит прорыв в экономическом развитии: объем промышленного производства возрастет в 26,3 раза, сельскохозяйственного - в 17,7 раза. Запланированный рост услуг на одного человека - в 83,4 раза.

ВВП к 2020 году увеличится в 28,4 раза и в пересчете на душу населения составит 66,8 млн манатов (в нынешнем валютном соотношении около $12,9 тыс.). Зарплата в госсекторе возрастет до 2005 года на 50%, а каждые последующие пять лет будет повышаться вдвое. Сейчас средняя зарплата в Туркмении едва превышает 100 российских рублей. А так как при таких доходах затраты на электроэнергию, газ, воду и соль составляют 60% бюджета семьи, то эти социальные блага по решению Туркменбаши будут по-прежнему предоставляться населению бесплатно до 2020 года. Кроме того, Туркменбаши поставил задачу укрепить курс национальной валюты - маната. Неважно, что сегодня за $1 дают свыше 5 тыс. манатов, зато в 2010 году $1 будет стоить 100 манатов, а в 2020-м - всего 10.

"Судьба туркмен уже определена. Не будет бедности, не будет голода. А достаток, богатство надо уметь переносить",- заявил Сапармурат Ниязов. Базой для экономического прорыва станет строительство в каждом из 60 этрапов (районов) фабрик по переработке хлопка, производству пряжи, окраске тканей и пошиву одежды. А также многочисленных заводов по переработке нефти и переплавке металлолома. "Продукцию электроники и машиностроения мы будем покупать из-за границы,- сказал президент.- Нам невыгодно эту продукцию производить у себя. Она не дает прибыли".

Значительная роль в реализации очередной долгосрочной программы господина Ниязова возложена на Россию. Подписанный весной договор о продаже ей 2 трлн кубометров газа за 25 лет будет приносить ежегодно $10-12 млрд. Поэтому Туркменбаши намерен "продолжать развивать братские взаимоотношения с Россией". И даже готов принять обратно уехавших из страны русских, согласных жить по законам Туркмении.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ