Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №84(15.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Нормативно-правовые основы формирования единого образовательного пространства в СНГ

Татьяна Титова

 

(Окончание, начало в № 83

28 сентября 2001 года Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан подписали Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. При этом употребляемое в тексте Соглашения понятие «филиал высшего учебного заведения» означает структурное подразделение высшего учебного заведения государства одной Стороны, расположенное на территории государства другой Стороны и осуществляющее реализацию образовательных программ в полном объеме.

Создание филиалов государственных и негосударственных высших учебных заведений, прошедших государственную аккредитацию (аттестацию - для государств Сторон, законодательство которых не предусматривает проведения аккредитации), осуществляется на основании данного Соглашения и решений государственных органов управления образованием государства вуза-учредителя и государства места расположения филиала.

Филиалы высших учебных заведений создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством государства места расположения филиала с учетом законодательства государства вуза-учредителя. Лицензирование деятельности, а также аттестация и аккредитация филиалов высших учебных заведений осуществляется в порядке, установленном законодательством государства вуза-учредителя, с учетом законодательства государства места расположения филиала. Финансовое обеспечение создания и функционирования филиалов высших учебных заведений осуществляется за счет средств вуза-учредителя, а также на условиях самофинансирования.

29 ноября 2001 года этими же государствами в Москве было подписано Соглашение о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств - участников Содружества Независимых Государств. В соответствии с ним, Стороны    в целях установления единых требований к обеспечению качества образования:

предпринимают меры к сближению национальных законодательных и иных нормативных актов в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

формируют необходимую нормативную правовую базу по вопросам взаимодействия в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств Сторон.

Стороны в соответствии с национальным законодательством:

обеспечивают взаимный доступ к нормативной правовой базе и методической документации о лицензировании образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

определяют механизм реализации совместных проектов в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

содействуют проведению совместной аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств Сторон.

Координацию работ по реализации настоящего Соглашения осуществляет Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств. Ответственными за выполнение положений настоящего Соглашения являются центральные органы управления образованием государств Сторон.

30 мая 2002 года Совет глав правительств СНГ утвердил Положение о базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук. Данная организация  создается в целях обеспечения государств - участников СНГ специалистами в области фундаментальных естественных наук с учетом потребностей интеграционного развития государств - участников Содружества. Статус Базовой организации придается Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова (далее - МГУ).

Основными направлениями деятельности Базовой организации являются:

подготовка специалистов в области фундаментальных естественных наук;

разработка образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования с учетом потребностей государств - участников СНГ;

осуществление совместных с научно-исследовательскими организациями государств - участников СНГ научных исследований в области фундаментальных естественных наук;

повышение квалификации специалистов и переподготовка специалистов, подготовка научно-педагогических кадров путем организации различных форм послевузовского образования;

развитие и углубление сотрудничества образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций государств - участников СНГ;

разработка, апробация и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов;

создание и реализация проектов, направленных на проведение междисциплинарных исследований, связанных с фундаментальными естественными науками;

организация международных конференций и иных мероприятий по фундаментальным естественным наукам и проблемам формирования единого (общего) образовательного пространства, в том числе проведение на регулярной основе конференций по вопросам образования в государствах - участниках СНГ.

Основными функциями Базовой организации являются:

подготовка рекомендаций по основным направлениям развития фундаментальных естественных наук;

разработка совместно с национальными университетами государств - участников СНГ общих требований к содержанию образования и согласованных образовательных стандартов;

изучение тенденций развития образования в государствах - участниках СНГ и выработка рекомендаций по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств;

содействие распространению русского языка в сфере фундаментальных естественных наук;

координация разработки и реализации совместных образовательных и научно-исследовательских программ с соответствующими научно-исследовательскими учреждениями государств - участников СНГ;

создание информационного банка данных о естественных науках с учетом потребностей образовательных учреждений государств - участников Содружества.

При Базовой организации создается Общественный совет из представителей высших учебных заведений и научных организаций государств - участников СНГ. Положение о Совете и регламенте его работы утверждается ректором МГУ. При Базовой организации могут создаваться и иные совещательные органы, а также рабочие группы с привлечением ученых и специалистов из государств - участников СНГ. В государствах - участниках СНГ в соответствии с их законодательством и межгосударственными соглашениями могут создаваться филиалы, представительства и центры Базовой организации.

Важным документом, определившим перечень и порядок осуществления конкретных мероприятий по формированию единого образовательного пространства, стала Межгосударственная программа реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ,  принятым в Москве 29 ноября 2001 года. Программа представляет собой совокупность мероприятий, сформулированных на основе предложений государственных органов управления образованием, направленных на создание структур, обеспечивающих эффективное решение задач по созданию и функционированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Цель Программы - создание условий и механизмов формирования и функционирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.

Программой предусматривается решение следующих задач:

информационное обеспечение формирования единого (общего) образовательного пространства;

создание правовой базы, регулирующей вопросы развития интеграционных процессов;

организационное обеспечение формирования единого (общего) образовательного пространства;

научно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства.

Документ включает мероприятия, направленные на:

создание нормативной базы о вопросах поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;

согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования, требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;

согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства;

создание системы информационного обеспечения единого (общего) образовательного пространства.

 Мероприятия Программы включаются в программы развития образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров государств - участников Содружества Независимых Государств в качестве самостоятельных мероприятий. Решение о финансировании совместных мероприятий принимается заинтересованными государствами и оформляется отдельно многосторонними или двусторонними соглашениями.

Основные исполнители: государственные органы управления образованием и аттестации научных и научно-педагогических кадров государств - участников СНГ, Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по науке и образованию, Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ), Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ), Международная ассоциация государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров (МАГАТ), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ) и иные образовательные, научные и общественные организации государств - участников СНГ.

Организационное управление реализацией Программы, координационные и консультационные функции, обеспечивающие взаимодействие исполнителей, осуществляет Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ, Конференция министров образования государств - участников СНГ. Исполнители Программы 1 раз в полугодие направляют в Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ информацию о ходе работ по реализации Программы. Сводный отчет заслушивается на очередном заседании Совета. Конференция министров образования государств - участников СНГ рассматривает ход выполнения Программы 1 раз в год.

По информации,  подготовленной в соответствии с вышеуказанным решением Советником департамента политического и гуманитарного сотрудничества ИК СНГ, Секретарем Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ Н. Кузьмичем, по состоянию на 1 мая 2003 года сообщили о принимаемых мерах Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Российская Федерация и Таджикистан.

По информации Министерства образования и науки Республики Армения мероприятия Межгосударственной программы по согласованию государственных стандартов всех уровней образования, требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, порядку аттестации и аккредитации образовательных учреждений являются составными частями Программы развития образования Республики Армения. Ведется активная работа и по другим направлениям, в том числе по подготовке проектов Словаря терминов и определений системы образования, рекомендаций по порядку проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств - участников СНГ, предложений по сотрудничеству в применении информационных и телекоммуникационных технологий в образовании государств - участников СНГ.

Министерство образования Республики Беларусь включило в свой план на 2003 год мероприятия Межгосударственной программы, утвержден План мероприятий по подготовке и проведению XIII заседания Совета по сотрудничеству в области образования и VIII Конференции министров образования государств - участников СНГ. Кроме того, ряд мероприятий Межгосударственной программы предложено включить в проект программы повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

Министерство иностранных дел Республики Казахстан информировало о работе по выполнению мероприятий Межгосударственной программы, в том числе о разработке единой национальной системы оценки качества образования, принятии закона «Об инновационной деятельности», а также внесло предложения по проектам Соглашения о подготовке и повышении квалификации научно-педагогических кадров, Положения о базовой организации по вопросам стандартизации.

Министерство образования и культуры Кыргызской Республики информировало, что на всех уровнях системы образования обсуждаются мероприятия, включенные с Межгосударственную программу, и будут учтены при подготовке Программы развития образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров Кыргызской Республики. В целях выполнения обязательств по соглашениям, подписанным в рамках Концепции формирования единого образовательного пространства государств - участников СНГ, и решений, принятых Советом глав правительств и конференций министров образования государств - участников СНГ, министерством разрабатывается план мероприятий по реализации Межгосударственной программы.

Президиум Академии наук Республики Молдова считает целесообразным при разработке проектов модельных актов, регламентирующих порядок подготовки и аттестации научно-педагогических работников, учитывать потребности государств - участников СНГ в подготовке научных кадров через аспирантуру и докторантуру в ведущих научных центрах Содружества.

Правительство Республики Таджикистан внесло предложение о разработке единых (общих) Положения о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств - участников СНГ, Стандарта высшего профессионального образования и Классификатора перечня направлений и специальностей.

Вместе с тем, целый ряд мероприятий Межгосударственной программы выполняется с превышением установленных сроков, требуют большего внимания вопросы реализации соглашений и решений, принятых Советом глав правительств СНГ. Так Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств - участников СНГ подписано Советом глав правительств Содружества 31 мая 2001 г. По состоянию на 01.05.2003 года создан Web-сайт «Образование в СНГ», который содержит информацию, представленную только Исполнительным комитетом СНГ и Советом. Вопрос о ходе выполнения данного Соглашения дважды рассматривался на заседании Совета, намечались конкретные меры по его выполнению, однако существенных результатов пока не достигнуто. Вычислительно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, курирующий эти вопросы, неоднократно обращался в министерства с просьбой о представлении информации для наполнения Web-сайта, определении ответственных лиц за этот участок работы. Однако сообщили о своих ответственных за эту работу только Министерство образования Азербайджанской Республики, Министерство образования и науки Республики Армения, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство просвещения Республики Молдова, Министерство образования Российской Федерации, Министерство высшего социального образования Республики Узбекистан. Материалы по отдельным направлениям обмена пока представлены только Министерством образования Российской Федерации. Подобная ситуация складывается и по некоторым другим документам, принятым Советом глав правительств Содружества.

На конференциях министров образования государств - участников СНГ за период с 1999 года принято более 20 документов, большинство из которых выполнено. В стадии согласования и подготовки находятся проекты Учредительного договора о создании Фонда поддержки сотрудничества в области образования государств - участников СНГ, Единой классификационной таблицы уровней и ступеней систем образования государств Содружества.

В целом большинством министерств, членами Совета проведена значительная работа по выполнению имевшихся поручений вышеперечисленных органов. В этом плане Н. Кузмич отмечает работу Министерства образования и науки Республики Армения и Министерства образования Российской Федерации, которые своевременно и обстоятельно информируют Совет о мерах по выполнению принимаемых решений. Вместе с тем, он отмечает, что не все члены Совета принимают участие в подготовке материалов, вносимых на заседания Совета, а также в доработке проектов документов, которые прошли обсуждение на заседаниях Совета. Не эффективно работают отдельные постоянные комиссии Совета, что объясняется в значительной мере частой сменяемостью их составов, финансовыми трудностями и рядом других причин.

13 мая 2003 года в Москве состоялись XIII заседание Совета по сотрудничеству в области образования и VIII Конференция министров образования государств - участников СНГ. Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ обсудил и рекомендовал к внесению в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств Содружества проекты Соглашения о признании и эквивалентности документов о среднем образовании, начальном и среднем профессиональном образовании, Соглашения о сотрудничестве в области повышения квалификации и переподготовке кадров в государствах – участниках СНГ, Концепции системы дистанционного образования государств - участников СНГ, а также Решения и Положения о базовой организации государств - участников СНГ по вопросам стандартизации.

Проект Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем образовании, начальном и среднем профессиональном образовании распространяет его действие на документы государственного образца об образовании, выдаваемые на территориях государств Сторон, и действует только в отношении государств - участников Соглашения. Указанные документы признаются на территориях Сторон при условии соответствующей продолжительности обучения на оговариваемой ступени обучения Поименованные в статьях Соглашения документы об образовании дают право на продолжение обучения в учебных заведениях, расположенных на территориях государств Сторон настоящего Соглашения в соответствии с законодательством государства местонахождения учебного заведения.

При приеме на работу профессиональная подготовка обладателей дипломов об образовании признается в соответствии с указанными в них направлением подготовки (специальность) и квалификацией.

В соответствии с проектом Соглашения о сотрудничестве в области повышения квалификации и переподготовки кадров в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Стороны рассматривают как повышение квалификации любой курс или совокупность курсов продолжительностью не менее двух полных учебных недель, как переподготовку – любую программу продолжительностью не менее двух полных семестров, не ведущую к изменению ранее достигнутого уровня образования, но завершающуюся государственным испытанием и присуждением новой профессиональной квалификации.

Стороны обязуются ввести в национальных системах повышения квалификации и переподготовки кадров правовое регулирование, включающее государственное лицензирование этого вида образовательной деятельности, государственную аккредитацию учреждений (подразделений), предоставляющих образовательные услуги в данной области, а также формы документов государственного образца о повышении квалификации и переподготовке кадров.

 Стороны признают на своей территории повышение квалификации и переподготовку кадров другой стороны при отсутствии существенных различий в продолжительности и содержании программ обучения и выполнении требований статей Соглашения.

Каждая Сторона предоставляет гражданам других Сторон, постоянно проживающим на ее территории, равные права с гражданами Стороны на повышение квалификации и переподготовку по представлению национального юридического лица Стороны, а для граждан, не имеющих статуса постоянно проживающего, - по представлению заинтересованного министерства (ведомства) другой Стороны. Порядок и размер оплаты за предоставление образовательных услуг устанавливается принимающей Стороной или на основании двусторонних соглашений.

Стороны назначают национальный орган (или органы), ответственный за признание документов об образовании в этой сфере, а также за предоставление другим Сторонам информации о национальной системе повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с принятой национальной процедурой.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту Концепции развития дистанционного образования на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, создание и внедрение системы технологических образовательных стандартов, формирование открытой информационной образовательной среды, развитие технологий дистанционного обучения в странах СНГ станет возможным только при оперативном определении общих подходов нормативного правового и методического обеспечения реализации дистанционного обучения. При этом развитие нормативной правовой базы ДО должно быть направлено на решение двух основных задач: широкое и многовариантное развитие дистанционного образования; непременное обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых посредством внедрения дистанционных образовательных технологий.

Определяя подходы при лицензировании такого образовательного учреждения, по мнению разработчиков Концепции, необходимо вносить существенные изменения в нормативные требования, касающиеся: наличия и оснащенности учебных площадей (нормативы учебных площадей, нормативы компьютерного и телевизионного оборудования); количества штатных преподавателей, в том числе имеющих ученую степень;  требования к материально-техническому и методическому обеспечению;  обеспечения модульными учебниками и учебными пособиями по всем учебным дисциплинам.

Характерной особенностью дистанционного обучения является возможность реализовывать образовательные программы вне зависимости от места нахождения учащегося. Однако действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действия образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять полноценное обучение). В связи с этим, при определении лицензионных нормативов целесообразно было бы предусматривать требования к представительствам дистанционного образования, которые могли бы пройти лицензирование в составе базового образовательного учреждения, филиала или предусмотреть процедуру выдачи учреждению специального разрешения на ведение образовательной деятельности через представительства дистанционного образования.

По вопросу деятельности в области образования стран - участников СНГ можно отметить актуальность темы создания, лицензирования и функционирования филиалов ВУЗов, а также создания и деятельности представительств образовательных учреждений в станах содружества. Порядок создания и организация деятельности представительства образовательного учреждения на межгосударственном уровне не определен. Эта проблема должна стать предметом дополнительного согласования.

Отдельным предметом соглашения и принятия нормативных положений могут являться требования к методическому обеспечению деятельности образовательных учреждений, ведущих образовательную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, на XIII заседании Совета по сотрудничеству в области образования были рассмотрены вопросы подготовки и издания согласованного словаря терминов и определений систем образования государств - участников СНГ, подготовки Модельного образовательного стандарта для систем высшего образования государств - участников СНГ, создания Межгосударственного банка образовательных стандартов, разработки Модельного классификатора профессий, специальностей и квалификаций государств - участников СНГ и Соглашения о порядке его применения. Участники заседания рассмотрели предложения по проекту единых паспортов научных специалистов для государств - участников СНГ и проектам модельных актов, регламентирующих порядок подготовки и аттестации научно-педагогических работников, проект Рекомендаций по согласованию критериев, технологий мониторинга и контроля качества образования государств - участников СНГ и ряд других актуальных вопросов межгосударственного сотрудничества в сфере образования.

VIII Конференция министров образования заслушала доклады министров и руководителей делегаций по вопросу интеграции высшей школы государств - участников СНГ в общеевропейскую систему высшего образования, обсудила вопрос развития системы образования взрослых и просветительской деятельности в государствах – участниках СНГ. Участники Конференции рассмотрели и одобрили проект Решения о координации сотрудничества государств - участников СНГ в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, совместные проектные предложения Конференции министров образования, Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям, номенклатуру специальностей научных работников государств - участников СНГ.

Очередное заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ и Конференцию министров образования решено провести в октябре 2003 года в Кишиневе.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ