Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №85(01.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Независимая газета,
20 октября 2003

Россия вежливо молчит

Виктория Панфилова

ОБСЕ настаивает на изменении Конституции Туркмении

Ситуация в Туркмении по-прежнему остается в центре внимания международных организаций. На завершившейся в Варшаве ежегодной конференции ОБСЕ по вопросам демократизации и правам человека резкой критике была подвергнута не только Туркмения, но и ряд других стран СНГ - Украина, Казахстан, Грузия, Киргизия и Узбекистан. При этом многие международные организации отмечают, что после внесения поправок в Конституцию Туркмении ситуация в области прав человека в этой центральноазиатской стране значительно ухудшилась.

В частности, "Хьюман Райтс Вотч" в ежегодном докладе со ссылкой на источники в пограничной службе страны сообщает, что на руках у таможенников и пограничников находится список из 2500 человек, которых запрещено выпускать из Туркмении. Таким образом, официальная отмена в начале этого года системы получения выездных виз на практике ничего не изменила.

Желающих выехать из страны российских граждан, живущих в Туркмении, по-прежнему много. Причем большинство из них вынуждены скрывать, что они оставили у себя российский паспорт. Если эти люди попытаются принять участие в голосовании на предстоящих выборах в Госдуму РФ, это может еще более усугубить их положение изгоев. Как стало известно "НГ", на территории российского посольства в Ашхабаде, где установят урны для голосования, туркменские спецслужбы будут вести видеонаблюдение. На это уже согласились сотрудники дипмиссии, о тесном контакте которых с туркменскими спецслужбами ранее писала "НГ". В результате каждый пришедший исполнить свой гражданский долг россиянин может быть выявлен и впоследствии подвергнут репрессиям со стороны туркменских властей.

Поэтому по инициативе главы комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрия Рогозина во второй половине ноября в нижней палате состоятся слушания о ситуации в Туркмении, которые неоднократно переносились с подачи ряда депутатов. В частности, наибольшую активность в затягивании слушаний проявил заместитель руководителя думской фракции ЛДПР Алексей Митрофанов.

Российско-туркменская комиссия, созданная по договоренности двух президентов, фактически прекратила свое существование. Поэтому, как сказал на встрече с журналистами Дмитрий Рогозин, "необходимо инициировать рассмотрение вопроса о положении в Туркмении во всех международных организациях - в Совете Европы, ОБСЕ, ООН, в Женевской комиссии по правам человека и т.д.". "Наш комитет будет настаивать на том, чтобы Россия непременно поддержала самые жесткие санкции в отношении Туркмении", - сказал он.

Нейтральную позицию России и ее вежливое молчание в Ашхабаде воспринимают как терпимость к грубейшему попранию прав человека в этой стране. Рогозин считает, что ни одно из условий, о которых стороны договаривались на высшем уровне, не было соблюдено, более того, антироссийская политика Ашхабада теперь закреплена и в туркменской Конституции.

Международная Хельсинкская федерация также обратила на это внимание и призвала ОБСЕ рассмотреть Конституцию Туркмении на предмет соответствия международным нормам. Если в ней будут найдены несоответствия мировым стандартам, то ОБСЕ должна повлиять на туркменское руководство, чтобы внести в Основной закон соответствующие поправки. Кроме того, Дмитрий Рогозин отметил, что возглавляемый им комитет, проанализировав ситуацию в Туркмении с точки зрения определенных российских и международных правовых гарантий, считает, что Россия не имеет права и не должна производить аресты и выдавать Ашхабаду по его запросам туркменских граждан. "У нас нет гарантий, что в отношении этих людей не будут применяться недозволенные методы дознания, что их показания в прокуратуре Туркмении попросту не будут сфальсифицированы", - сказал парламентарий.




Независимая газета,
29 октября 2003

Киев и Ашхабад продолжают сближение в газовой сфере

Олег Синельникова

"Газпрому" придется подумать над тем, как защитить свои интересы

В конце прошлой недели в Ашхабаде делегация госкомпании "Нефтегаз Украины" попыталась договориться с властями Туркмении о продлении "газовых отношений" между странами на два с половиной десятилетия. Договоренности, существующие в настоящее время, рассчитаны до 2007 года. Официальным поводом для поездки украинской делегации во главе с председателем правления Национальной акционерной компании Юрием Бойко стало участие в праздновании 12-й годовщины независимости Туркмении.

После встречи с президентом Ниязовым Юрий Бойко заявил, что Киев "вплотную приблизился" к подписанию 25-летнего контракта на поставку Украине туркменского природного газа. Украина при этом готова участвовать в строительстве нового газопровода по территории Туркмении, Казахстана и России при условии, что туркмены предоставят гарантии долгосрочных поставок своего газа. Сейчас для экспорта газа из Туркмении в направлении России используется только существующий газопровод Средняя Азия-Центр мощностью около 40 млрд. кубометров в год. Украина может построить 780-километровый участок нового прикаспийского газопровода, по которому 30 млрд. будет ежегодно транспортироваться из Туркмении в Россию.

Чтобы "газовые" документы вступили в силу, подпись под ними должны поставить президенты Кучма и Ниязов. Визит украинского лидера в Туркмению запланирован на ноябрь. При том что информация о командировке президента Кучмы в Ашхабад циркулирует давно, поездка несколько раз откладывалась под различными формальными предлогами. То же самое касается неоднократно анонсированного визита Туркменбаши в Киев.

Следует заметить, что в сфере газовых договоренностей с Туркменией Киев стремится не отстать от Москвы. Напомним, что россияне уже располагают подписанным договором о покупке у Туркмении 2 трлн. кубометров газа в 2004-2028 годах. Увеличив собственные закупки, Россия может попросту лишить Украину возможности приобретать газ: объемы добычи туркмены наращивают весьма незначительно. Не исключено, что именно нежеланием преждевременно раскрывать карты перед РАО "Газпром" и объясняется некая завеса тайны вокруг поездки представителей "Нефтегаза".

В итоге если через три года "Газпром" окажется монополистом в покупке туркменского газа, то украинцы не смогут диверсифицировать поставки голубого топлива после 2007 года и окажутся в полной зависимости от воли и настроения от российской компании на четверть века.

Напомним, в рамках подписанного в 2001 году договора Украина ежегодно с 2002 года покупает в Туркмении 30-40 млрд. кубометров газа. Всего до 2006 года Украина может купить 250 млрд. куб. м. Объемы поставок на каждый год регламентируются специальными договоренностями.

В Ашхабаде не скрывают желания поднять цену на газ до максимально возможной, но при наличии монопольного покупателя в лице "Газпрома" сделать это будет практически невозможно. При этом в России уже сегодня говорят о завышенной цене туркменского газа. Важно и то, что диверсификация экспортных направлений позволит Туркменбаши вести довольно самостоятельную внешнюю политику, время от времени наступая на "больные мозоли" России, в том числе в вопросе двойного гражданства проживающих в Туркмении русских. И здесь, отстаивая свои экономические интересы, на руку Ашхабаду невольно может сыграть Киев. Так что Ашхабад может оказаться сговорчивым в "газовом диалоге" с Киевом.




Гундогар,
29 октября 2003

Как прошел военный парад в Ашхабаде

Туркменбаши молча понаблюдал за парадом в одиночестве, издалека и сидя

В 10 часов утра 27 октября 2003 года государственное телевидение Туркменистана по всем 3 каналам начало прямую трансляцию военного парада с площади Независимости в Ашхабаде, посвященного 12-й годовщине независимости Туркменистана.

Сначала был поднят государственный флаг, прозвучал государственный гимн Туркменистана и артиллерийский салют, после чего подразделения различных родов войск маршем пошли по площади, салютуя Сапармурату Ниязову и скандируя "Халк! Ватан! Бейик Туркменбаши!" (Народ! Родина! Великий Туркменбаши!).

В течение последних 15 минут военного парада, который в целом продолжался 35 минут, Ниязова показали стоящим на балконе (предположительно, президентского дворца) и оглядывающим площадь сверху. Он был одет в темный костюм, белую рубашку и красный галстук. Затем его показали сидящим в кресле (предположительно, на том же балконе) и машущим рукой (предположительно, приветствующим народ). Ниязов был совершенно один, рядом с ним телекамеры не зафиксировали ни одного человека.

По ходу парада зазвучал голос комментатора, который рассказывал о родах войск, представленных на площади. Парад открыли кадеты военного лицея. Среди прочих в параде участвовали: морские пехотинцы, танкисты, военные летчики, войска противовоздушной обороны, пограничники, внутренние войска и курсанты полицейской академии. Отдельно от других промаршировали девушки-курсанты, скандируя "Халк! Ватан! Бейик Туркменбаши!". В этот момент Ниязова вновь показали сидящим в кресле и, предположительно, внимательно наблюдающим за происходящим на площади военным парадом.

Комментатор, тем временем, подробно рассказывал о технической оснащенности и возможностях вооруженных сил Туркменистана, говоря, например, что воздушно-десантные войска в состоянии выполнить любую боевую задачу в любое время в любой точке страны. Было сказано также, что ВС Туркменистана оснащены реативными системами залпового огня "Град-БМ" и "Ураган" и тактическим ракетным комплексом "Луна-М", способными отследить и поразить любую цель в радиусе до 100 километров; Войска ПВО вооружены переносными ракетно-зенитными комплексами, поражающими воздушные цели противника на расстоянии до 5 километров; Радиолокационные системы "Кольчуга" могут вести до 32 целей одновременно в радиусе 600 километров. Кроме того, на параде были продемонстрированы ракетно-зенитные комплексы "S-125" и "А-200".

Военный парад завершился в 10 часов 45 минут, после чего начались всевозможные представления и театрализованные шоу в исполнении представителей велаятов (областей) и государственных организаций. Все это продолжалось до 12 часов 20 минут.

В 12 часов 20 минут Ниязова показали покидающим свое место. Люди с площади медленно потянулись в сторону арки Нейтралитета.

В ходе всего мероприятия не прозвучало ни единого выступления. Лишь в самом начале один из командиров заочно доложил Ниязову о готовности военных к началу парада, и голос комментатора на площади рассказывал о родах войск.

В самом конце театрализованного представления Ниязову презентовали вороного жеребца, а группа артистов, изображающих покойных родителей Ниязова, благодарила его за мудрое руководство.

В 12 часов 25 минут телетрансляция была прервана и без дополнительного объявления началась другая передача.

(записано с эфира канала "Алтын Асыр" телевидения Туркменистана)




Утро.ru,
29 октября 2003

Почем нынче труба?

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ,
Виктор Милитарев, заместитель председателя Ассамблеи политических экспертов и консультантов (АсПЭК),
Михаил Денисов, исполнительный директор Фонда "Институт развития"

"ИТЕРА" обвинена в заговоре

В течение всех 12-ти лет своего существования новое российское государство широко практикует делегирование своих важнейших прав частным компаниям. В первую очередь, это касается области внешнеэкономических связей, включая крупные перспективные проекты.

В этом Российская Федерация, казалось бы, просто следует типичной мировой практике. Но тут имеются и существенные отличия. Например, в США компании, которым государство доверяет вести такого рода переговоры, заключать сделки и реализовывать их, как правило, являются проверенными и надежными проводниками государственных интересов. Если какая-либо компания злоупотребит доверием, с ней обычно разбираются без сантиментов и уж, во всяком случае, больше к такой деятельности не допускают.

Не так обстоит дело у нас. И не только потому, что в России просто нет компаний с большим стажем и что государство зачастую делегирует свои функции недобросовестным экономическим агентам. Намного важнее то, что "проштрафившийся" вполне может продолжать действовать в прежнем ключе фактически без какого-либо для себя ущерба. Поэтому неудивительно, что международные экономические проекты с участием российских корпораций столь часто ставят под угрозу стратегические интересы России.

В качестве примеров подобного рода проектов можно привести планы создания, во-первых, трансафганского газопровода и, во-вторых, нефтепровода из Ангарска в китайский город Дацин.

Газопровод Туркмения – Афганистан – Пакистан

Проект создания такого газопровода первой в 1993 г. предложила аргентинская компания "Бридас". В марте 1995 г. президент Туркмении Сапармурат Ниязов и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто заключили соглашение о разработке ТЭО. Предполагалось, что начало газопровод возьмет от месторождения Яшлар и, пройдя через Герат, завершится в г. Суи (Пакистан), где состыкуется с действующей сетью магистральных газопроводов. Протяженность трассы, по проекту, составляла около 1260 км, пропускная способность – 20 млрд кубометров в год, стоимость – около $1,9 млрд. В том же 1995 г. практически аналогичный проект предложили американская компания "Юнокал" и саудовская "Дельта". Началась острая конкурентная борьба, которая закончилась к концу 1997 г. победой американо-саудовской коалиции. Цель проекта изначально была абсолютно ясна: исключить страны СНГ из маршрута транзита туркменского газа и лишить Туркмению какой-либо заинтересованности в общих экономических институтах и программах на постсоветском пространстве.

Ради реализации этого проекта американские власти – как официально, так и неофициально – сотрудничали с афганским режимом талибов и с Туркменбаши. "Юнокал" организовала техническое училище в Кандагаре, где обучались первые бригады афганских инженеров и рабочих. С поддержкой этого проекта выступали Госдепартамент и лично президент Билл Клинтон. Однако после 11 сентября 2001 г. талибы стали врагами, американцы частично отстранили их от власти, и вопрос безопасности проекта опять вышел на первый план.

Проект "Юнокала"/"Дельты" предполагает строительство газопровода от месторождения Давлетобад через Герат и Кандагар до пакистанского города Мултан. Общая протяженность трубопровода – 1271 км, пропускная способность – 20 млрд кубометров, стоимость строительства – около $2 миллиардов. В дальнейшем намечается подключить к этой трассе месторождения Узбекистана, а сам трубопровод продлить на 587 км до столицы Индии Дели.

В октябре 1997 г. был учрежден консорциум "Сентрал Эйша Гэз Пайплайн" – "Сент Газ", в котором 46,5% принадлежит "Юнокалу", 15% – "Дельте", 7% – правительству Туркменистана, 6,5% – компании "Иточу" (Япония), 5% – компании "Хундэй" (Корея), 3,5% – Кресцент-Групп (Пакистан). Технико-экономическое обоснование проекта газопровода (но не сам проект!) спонсирует Азиатский банк развития.

После того как стало понятно, что транскаспийский газопровод построен не будет, заинтересованность американцев в успешной реализации трансафганского проекта выросла. Создание последнего очень хорошо вписывается в американскую тактику поэтапного увеличения контроля над регионом и как бы "окружения" России. Безопасность трубопроводов должны будут обеспечивать американские войска, особенно на территории Афганистана. Это обеспечит дальнейшее расширение американского военного присутствия в регионе под благовидным предлогом. Важно и то, что лидирующее участие американской компании "Юнокал" позволит США усилить контроль над энергоресурсами региона.

Однако до реальных вложений в проект дело до сих пор не дошло. Последовавшая за событиями 11 сентября военная операция в Афганистане заморозила на определенное время экономическую активность в регионе. Когда же Афганистан был взят под контроль, состояние экономики и бюджета США было уже далеко не блестящим. Но главное, что в Америке сложилось крайне отрицательное общественное мнение относительно природы и характера туркменского режима, с чем не может не считаться администрация.

Туркменбаши очень хочет построить этот газопровод, который позволил бы расширить круг потребителей туркменского газа и обеспечил режиму дополнительные доходы. Хорошо известно, что при нынешней добыче газа примерно в 60 млрд куб. м Туркмения могла бы нарастить ее до 120 млрд куб. м уже к 2010 году. Кроме того, участие в международных экономических проектах де-факто обеспечивало бы легитимацию режима Ниязова на уровне ведущих экономических держав.

Для сохранения своей власти Ниязову очень важна американская "крыша", поскольку режим его не только авторитарен, но и не слишком лоялен России. Изучение "духовного руководства" вождя всех туркмен ("Рухнамэ"), содержащего в том числе и антироссийские выпады, стало главным предметом во всех туркменских учебных заведениях. Культ личности Туркменбаши достигает уровня, характерного для древних восточных правителей. Любимый конь Ниязова изображен на гербе страны, богиню правосудия изображают с лицом его матери. День рождения Туркменбаши – государственный праздник. Утро в детских садах и школах начинается с клятвы на верность Туркменбаши. Своим изображениям повсюду Ниязов уже давно потерял счет. Его 14-метровая вращающаяся статуя стоимостью $10 млн установлена в центре столицы, на очереди следующий монумент – на этот раз из чистого золота. При этом в Туркмении, несмотря на огромные запасы природного газа, уровень жизни большинства населения крайне низок. Размер средней заработной платы в стране – $15-16 в месяц, уровень безработицы превысил 50%. Большинство продуктов продается по карточкам. Даже официальный ВВП Туркмении на душу населения в 2002 г. составил $5400, что превышает показатели соседних государств, однако это никак не отразилось на благосостоянии туркмен. В стране непрерывно снижается образовательный уровень населения. Закрыта Академия наук, а срок обучения в вузах (в том числе медицинских) сократился почти вдвое. Медицинские услуги населению практически не предоставляются, зато, когда немецкий врач сказал Ниязову, что ему нужно лечить сердце, в Ашхабаде за 6 месяцев возвели кардиоцентр стоимостью $38 миллионов.

Сегодня имеются все основания утверждать, что строительство трансафганского газопровода существенным образом противоречит стратегическими интересам России. Запуск нового газопровода почти полностью лишит Россию рычагов воздействия на Туркменбаши и исключит возможность влияния на положение дел в Туркмении. Ни о каком улучшении положения русских там можно будет и не мечтать. Что и говорить – печальная перспектива, особенно в свете присутствия американских гарнизонов в Узбекистане и Киргизии и установления США контроля над Афганистаном. И без того стремительно сокращающееся влияние России в Средней Азии снизится до минимума.

Непосредственные экономические потери России от возможного снижения платы за транзит туркменского газа на Украину составят, по различным оценкам, от $50 до $100 млн в год. Таков же масштаб наших потерь от роста цены туркменского газа, поставляемого из Туркмении в Россию. Но главное – в другом. Строительство нового газопровода позволит Туркмении продавать значительно больше газа, чем сейчас. Это приведет к ужесточению конкуренции на рынке и падению цен, что ударит по российских производителям газа, которые вынуждены будут снижать цены при сохраняющейся высокой себестоимости газа. Таким образом, любое усиление конкуренции на этом рынке крайне невыгодно российским производителям газа, а значит и экономике России.

Но и это еще не все. Относительное ослабление роли России в мировой политике в последнее время привело к тому, что у нашей страны осталось лишь два весомых козыря: ядерное оружие и наши энергетические запасы. Именно энергетическая составляющая российской экономики заставляет США уделять нам значительное внимание, а зависимость Европы от российских поставок газа делает сотрудничество с Россией для нее обязательным. В данной ситуации любое ослабление энергетического фактора и появление новых независимых конкурентов на этом рынке наносит удар по стратегическим интересам России.

И кто же взял на себя роль главного организатора процесса поиска инвесторов для газопровода, противоречащего политическим и экономическим интересам России? Оказывается, офшорная компания с российскими корнями – небезызвестная группа "ИТЕРА".

"ИТЕРА" практически с самого начала своей деятельности в начале 90-х годов была связана с режимом Туркменбаши. Она уже давно торгует туркменским газом и в последние годы стала активно подбивать российские компании принять участие в проекте трансафганского газопровода. Наиболее зримым воплощением связей "ИТЕРЫ" с туркменским режимом является некто В.Отчерцов, который два десятка лет находился в окружении Ниязова, был у него вице-премьером и одновременно министром финансов, а в настоящее время является председателем правления "ИТЕРЫ".

Поступления от нефтегазового комплекса обеспечили 39% процентов от общего объема налоговых поступлений Туркмении в 2002 году. А кто обеспечивал подавляющую часть доходов от продажи туркменского газа на протяжении последних девяти лет (более 70% от общего объема продаж газа в стране)? Корпорация "ИТЕРА".

В 2003 г. Туркмения от поставок природного газа получит примерно $2,2 млрд (61 млрд кубометров по цене $36 за тысячу кубометров). По заявлению самого Ниязова, к 2007 г. Туркмения увеличит эти доходы до $3 млрд, то есть около трети от общего объема бюджетных поступлений страны будет формироваться из газовых доходов. А запасы эти огромны, их хватит надолго. Сам Ниязов громко называет Туркмению "газовым Кувейтом" и оценивает ее запасы в 22,7 трлн кубометров. Данные российских аналитиков чуть скромнее – разведанные запасы оценивают в 4,2 трлн кубометров, хотя еще недавно говорили только о 2,86 триллиона. Но и они не отрицают возможности наличия у Туркмении прогнозных запасов газа (с учетом промышленных и перспективных) в 22,8 трлн кубометров, поскольку практически каждая геологоразведочная экспедиция открывает очередное месторождение.

Неудивительно, что "ИТЕРА", чьи позиции в России значительно ослабли после смены руководства "Газпрома", в то время как угроза потери российских месторождений становится все более и более явной, решила сделать ставку именно на уже почти родную Туркмению. Контролируя подавляющую часть поставок газа в этой стране, можно окончательно перестать зависеть от ситуации в России, особенно после запуска в действие нового газопровода, открывающего новые рынки сбыта.

Успех в проекте трансафганского газопровода позволил бы "ИТЕРЕ" из среднего игрока (10-15% от общего дохода бюджета Туркмении) превратиться в крупную ТНК (более трети доходов бюджета, разветвленная сеть поставок плюс частичный контроль над новым газопроводом). Фактически, "ИТЕРА" превратилась в главного спонсора и экономическую опору Туркменбаши, обеспечивающую его стабильное финансовое положение. В подобной ситуации Ниязов избавляется от необходимости как-то соотносить свои действия с позицией Кремля, где развитие событий в Туркмении вызывает значительную тревогу.

Пока США заняты Ираком, а следующим пунктом на повестке дня у них стоит Северная Корея, Сапармурат Ниязов и "ИТЕРА" могут быть спокойны. Однако не стоит забывать, что репутация туркменской власти в международном сообществе, мягко говоря, не очень хорошая. В опубликованном в начале 2003 г. журналом "Parade" списке худших диктаторов современности Ниязов занял седьмое место. Кандидаты в рейтинг отбирались на основании докладов влиятельнейших международных правозащитных организаций, а среди главных критериев отбора фигурировали, в частности, уничтожение своих политических оппонентов, преследование собственных граждан и, что важно, угрозы соседним странам. Оказавшийся на третьем месте Садам Хусейн уже лишился власти, стоящий на первом Ким Чен Ир подвергается ожесточенному прессингу со стороны мирового сообщества. Можно не сомневаться, что и Туркменбаши не будет оставлен без внимания в ближайшем будущем. Причем, в отличие от Ирака и Северной Кореи, в этом случае США не понадобится дорогостоящих военных операций – стоит только разобраться с экономической опорой режима Ниязова, и задача будет практически решена. Едва ли владельцам и топ-менеджерам "ИТЕРЫ" в такой ситуации придется спать спокойно.

Что же представляет собой "ИТЕРА" и почему на ее деятельность не в состоянии повлиять даже высшее руководство Российской Федерации?

Группа компаний "ИТЕРА" приобрела некоторую скандальную известность примерно с 1994 года. А начиная с 1998 г., после того как в СМИ стали постоянно появляться сообщения о выводе активов из "Газпрома" в "ИТЕРУ", ее имя на слуху у всех, кто мало-мальски интересуется политикой. Связи с "ИТЕРОЙ" и ее "делами" послужили, возможно, одной из главных причин смещения прежнего главы "Газпрома" Рэма Вяхирева.

Группа "ИТЕРА" образована в 1992 г. и в настоящее время объединяет около 130 предприятий газовой, химической, горнорудной, энергетической, металлургической и других отраслей промышленности, расположенных в 24-х государствах. Головная компания группы – "ITERA Group NV" – зарегистрирована на Антильских островах, ее основным акционером и президентом является известный в прошлом спортсмен И.Макаров (46% акций).

В группе "ИТЕРА" множество офшорных компаний, причудливо переплетенных в отношениях собственности и управления. Так, "ITERA Group NV" – 100%-ный учредитель зарегистрированной во Флориде "ITERA International Energy LLC" и нидерландских компаний "ITERA Holding BV" и "Kayton Corp. NV". В свою очередь, "ITERA Holding BV" владеет 100% акций кипрского офшора "ITERA Cyprus Ltd" (бывшая "Omrania Trading"). "ITERA International Energy LLC" в настоящее время руководит поставками природного газа потребителям в России и в странах СНГ, а также занимается расчетами потребителей за поставленное топливо. Кроме того, в группу входят: "ИТЕРА Суисс" – корпоративный центр, предоставляющий входящим в группу компаниям юридическое сопровождение деятельности, организацию бухучета и предоставление консультаций по финансовым операциям; "ИТЕРА-Русь", базирующаяся в Москве, осуществляющая централизованное управление деятельностью дочерних фирм в России и являющаяся крупным импортером в Россию товаров производственного, технического и потребительского назначения из стран СНГ и одним из основных поставщиков российских товаров в Туркмению, Украину, Казахстан, Белоруссию, Латвию и Киргизию; "ИТЕРА Пет Лтд", специализирующаяся на производстве "преформ" в Белоруссии; "ИТЕРА Украина", основной импортер газа на Украину вплоть до конца 2002 года; группа "Энергоимпэкс", работающая в Молдове, "ИТЕРА Азери" в Азербайджане, "ИТЕРА-Грузия", "Арм ИТЕРА Энерджи", "ИТЕРА Беларусь", "ИТЕРА Латвия" и др.

В настоящее время около 80% процентов бизнеса "ИТЕРЫ" связано с газом. Сырьевая база группы представлена восемью газовыми, газоконденсатными и нефтегазовыми месторождениями, расположенными на территории Ямало-Ненецкого АО. Их суммарные начальные извлекаемые запасы по природному газу оцениваются в 1,7 трлн кубометров, что составляет 5,3% от запасов, находящихся на балансе "Газпрома". Добывают газ три предприятия, крупные пакеты акций которых принадлежат МГК "ИТЕРА".

Согласно информации самой "ИТЕРЫ", ее годовой оборот составляет $3 млрд, численность сотрудников – около 8 тыс. человек, объем договоров на поставку газа достигает ежегодно примерно 80 млрд куб. м, а запасы газа компаний, в которых "ИТЕРА" имеет доли участия, составляют более 1 трлн куб. м.

Всего за несколько лет "ИТЕРА" стала пятой по размерам газодобывающей компанией в мире (если не принимать в расчет газодобычу нефтяных компаний). Каким образом это произошло?

Начинала "ИТЕРА" с оформления сделок по поручению "Газпрома", связанных с тем, что практически все страны СНГ и Балтии отказывались (и сейчас отказываются) платить "Газпрому" в полном объеме за поставленный этим странам газ.

Мы видим, что делегировать государственные функции частной структуре может не только само государство, но и компания, находящаяся в государственной собственности и уже получившая право действовать от лица государства (в данном случае "Газпром"). Такого рода двойное делегирование необходимо особенно тщательно отслеживать, так как здесь открывается широкое поле для злоупотреблений. Когда ФКЦБ, Счетная палата и другие государственные структуры расследовали деятельность прежнего руководства "Газпрома", то обнаружили, что оно широко использовало офшорные структуры "ИТЕРЫ" в торговле газом с постсоветскими странами. Больше всего обсуждались поставки газа на Украину.

Но, может быть, еще важнее то, что с 1994 по 2000 г. "ИТЕРА" и "Газпром" участвовали в ряде странных транзакций, таких как эмиссии и разделения акций, в результате которых "ИТЕРА" почти даром получала долю активов, до этого принадлежавших "Газпрому". Если же "Газпром" возвращал себе часть этих активов, то платил за них, как правило, полновесную цену, во много раз большую.

С 1997 по 2000 г. "ИТЕРА" получила под гарантии "Газпрома" почти полмиллиарда долларов кредитов, а инвестировала в свои газовые месторождения около четырехсот миллионов, то есть все инвестиции "ИТЕРЫ" обеспечил своими средствами "Газпром".

Налицо очевидное разграбление государственных активов. Но даже если бы не было конкретных разбирательств с деятельностью "ИТЕРЫ" и прежнего руководства "Газпрома" (а они были), уже одна только специально запутанная структура группы, состоящей из множества офшоров, должна стать основанием для тщательного расследования, поскольку подобная "путаница" создается с единственной целью: спрятать прибыль от налогов и укрыть активы от возможности судебной конфискации. Кроме того, именно офшорный характер компании позволяет ей быть полностью бесконтрольной.

"ИТЕРА" воспринимается международной общественностью как российская компания, однако мы видим, что ее действия наносят очевидный ущерб стратегическим интересам и международной репутации России.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ