Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №85(01.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Газета СНГ,
17 октября 2003

Узбекистан разменял свой сум

Алексей Матвеев

На днях вице-премьер Рустам Азимов заявил, что 15 октября Международный валютный фонд получил официальное письмо от узбекского правительства, подтверждающее присоединение республики к статье VIII соглашения МВФ. Как отмечают эксперты, данная статья, имеющая название "Общие обязанности членов" требует от присоединившихся к организации стран "не устанавливать без согласования с фондом ограничения на проведение платежей и денежных переводов по текущим международным сделкам". В эту категорию попадают, среди прочего, все контракты купли продажи товаров и услуг, а также международные денежные переводы, обмен наличной валюты и т.п.

Между тем очевидно, что сумы, валюта Узбекистана, инвесторам не нужны. Вложив, скажем, средства в производство в Узбекистане, инвесторы хотят получить выручку в твердой валюте. Такая ситуация при уровне развития экономики неизбежно приведет к обесцениванию сума.

Как известно, до нынешнего времени поддержка курса сума на "приемлемом" для правительства уровне достигалась за счет двух способов. Это, во-первых, изъятие наличных денег из обращения, во-вторых, регулирование доступа к обмену валюты с помощью лицензий и тому подобных разрешений, например, путем создания барьеров для входа на рынок новых участников внешней торговли.

Правда, по поступающим из Узбекистана сведениям, узбекскую валюту по-прежнему трудно обменять (в банках заявляют о том, что нет "налички" и надо подождать). При покупке долларов и подписании экономических контрактов необходимо пройти сложную бюрократическую процедуру. Границы Узбекистана по-прежнему закрыты для свободного прохода граждан, и фактически вся челночная торговля, дающая импульс развитию малого бизнеса, попросту заглохла. Пенсионеры и рабочие предприятий получают деньги с большим опозданием. Долги государства растут, и все это может привести к обвалу курса сума.

Но для узбекского правительства – народ ничто. Именно для западного инвестора провозглашен курс на либерализацию экономики. Частные фирмы и бизнесмены, правда, имеют возможность беспрепятственно экспортировать товары за рубеж и импортировать необходимые им продукты. Ситуацию, видимо, может спасти безналичные операции с западной валютой, хотя тогда очень трудно будет считать Узбекистан страной с рыночной экономикой.

Какой путь выберет здесь Узбекистан – покажет время. Хотя ясно, что экономические потрясения неминуемы. А обесценивание сума в стране, где почто 60% населения составляют дети и старики, может привести к социальному взрыву. Узбекистан, как известно, уже несколько раз пытался осуществлять либеральные экономические реформы, но возможность обвала национальной валюты побуждала президента страны Ислама Каримова вводить те или иные ограничения, чтобы спасти сум. Сейчас он это делает в очередной раз.

Надо заметить, что Узбекистан – единственная страна в СНГ, которая имеет столь сложные проблемы с конвертацией. Страна имеет самый низкий в Содружестве ВВП на душу населения, она перенаселена и занимает 3-е место в СНГ по численности и одно из первых мест в мире по количеству нетрудоспособного населения. Как показывает мировой опыт, в таких условиях либерализация экономики сопровождается общественными волнениями и прочими катаклизмами.




Независимая газета,
27 октября 2003

МВФ доволен политикой Узбекистана

Виктория Панфилова

Страна создала благоприятные финансовые условия для инвесторов, но национальная валюта может обесцениться

На прошлой неделе в Узбекистане завершен очередной этап проведения экономической реформы. Отныне не существует ограничений на ведение внешнеэкономической деятельности, резиденты и нерезиденты могут свободно конвертировать национальную валюту в иностранную.

Правительство направило в Международный валютный фонд (МВФ) уведомление о том, что страна подписала 8-ю статью устава этой международной организации и приняла обязательства по обеспечению конвертации национальной валюты - сума. Как отмечают эксперты, данная статья требует от присоединившихся к организации стран "не устанавливать без согласования с Фондом ограничения на проведение платежей и денежных переводов по текущим международным сделкам".

Президент Ислам Каримов пояснил, что с 1999 года для страны сложилась "чрезвычайно неблагоприятная внешнеторговая конъюнктура". В частности, из-за обвала мировых цен на золото, хлопок и другую продукцию страна недополучала около 2 млрд. долл. в год.

Но жесткая кредитная политика позволила Узбекистану добиться конвертации национальной валюты, причем не запрашивая у международных финансовых организаций средств для создания стабилизационного фонда. Правительство смогло обеспечить валютную реформу за счет заблаговременного накопления золотовалютных резервов, которые к этому моменту достигли оптимального объема для начала конвертации.

За последние полгода узбекскому Центробанку удалось унифицировать обменные операции. Сегодня обменный курс в Узбекистане составляет 975 сумов за 1 доллар США. По словам вице-премьера, министра экономики Рустама Азимова, "МВФ убедил нас, что в наших же интересах существенно умерить аппетиты правительства при заимствовании у Центрального банка". В прошлом году был сокращен объем таких заимствований, а начиная с этого года правительство в Центробанке не взяло ни одного сума. "В 2004 году мы также не предполагаем делать заимствования в Центробанке, - сказал вице-премьер, - а с 8 октября все ограничения, связанные с конвертацией по текущим счетам, отменены".

К текущим счетам относятся расчеты по экспорту-импорту товаров, купле-продаже валютных ценностей, переводы за границу и в Узбекистан процентов, дивидендов и иных доходов по банковским вкладам, кредитам, инвестициям и прочим финансовым операциям. Сюда же входят переводы неторгового характера - на обучение, лечение, страхование, наследство и другие доходы.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что внутренняя конвертация обернется для народа большими проблемами, поскольку будет сопровождаться девальвацией сума. И национальная валюта обесценится с 975 до 2000 сумов за 1 доллар. Тем более что в последнее время в стране наблюдался дефицит наличности, который привел к забастовкам из-за невыплат зарплат на нерентабельных предприятиях.

Кстати, для последних настал час "Х". По сообщению "Немецкой волны", правительство намерено расстаться с нерадивыми предприятиями, которые более чем за 10 лет так и не смогли приспособиться к новым реалиям жизни. "Мы собираемся приватизировать наши предприятия. Программа приватизации предусматривает продажу государственных активов в 2410 предприятиях, - отметил вице-премьер Рустам Азимов. - Если предприятия не имеют перспектив, мы созрели для того, чтобы их закрыть или продать даже за 1 доллар".

Такая политика властей страны может показаться привлекательной для инвестора. К тому же Узбекистан располагает не только природными богатствами, но и перерабатывающими их производствами, что означает возможный приток в страну твердой валюты. И одно из условий притока иностранного капитала - свобода перемещения инвестиций внутри страны и за ее пределами. Поэтому конвертация национальной валюты крайне важна для Узбекистана. Как заявил президент Ислам Каримов, "мы запаздываем с конвертацией и уже ощущаем это на своей экономике".

Конвертируемость национальной валюты должна быть не на словах и даже не на бумаге, отмечают западные эксперты. Зарубежным предпринимателям нужны гарантии того, что заработанные в Узбекистане средства можно свободно перевести за границу. Будет вывозиться весь заработанный капитал или нет, но такая возможность должна быть принципиально заложена в законодательстве. Инвестор должен быть уверен, что он сможет выплатить дивиденды своим акционерам.

Поэтому правительство и Центробанк разработали проект новой редакции Закона "О валютном регулировании", который будет полностью соответствовать обязательствам Узбекистана перед МВФ. Таким образом, пояснил зампредседателя правления ЦБ Узбекистана Шухрат Ташмурадов, деловая жизнь страны получит новые импульсы, ускорятся процессы интеграции Узбекистана в мировое экономическое сообщество.

Сегодня в Узбекистане уже сформирована нормативно-правовая база, позволяющая инвесторам беспрепятственно вывозить свои дивиденды. Кроме того, она предоставляет зарубежным партнерам большое количество льгот. Так, в последнее время в области иностранных инвестиций приняты три закона: "Об иностранных инвестициях", "О гарантиях и защите прав иностранных инвесторов" и "Об инвестиционной деятельности". Эти законы предусматривают различные аспекты деятельности инвесторов, в том числе в случае неблагоприятных для них условий. Например, 3-я статья Закона "О гарантиях и защите прав иностранных инвесторов" гласит: "В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования".

Как бы то ни было, глава делегации МВФ Эрик де Вайер, посетивший в эти дни Ташкент, отметил, что между миссией МВФ и властями Узбекистана состоялся "конструктивный и полезный обмен мнениями" по программе правительства на 2004 год, которая направлена на углубление макроэкономических и структурных реформ.




Немецкая волна,
30 октября 2003

Раскол в рядах узбекистанской оппозиционной партии

Людвиг Гибельгауз

Отныне оппозиция в Узбекистане размножается делением

В следующих парламентских выборах в Узбекистане намерены участвовать представители оппозиционной партии "Эрк". Об этом было объявлено на прошедшем в узбекской столице съезде партии. Однако в ходе этого же съезда в рядах политической организации произошел раскол.

Еще год назад сама мысль – "Эрк" в узбекском парламенте – могла показаться очень далекой от действительности. Однако сейчас, по мнению обозревателей, такая возможность становится вполне реальной. Дело в том, что на нынешней неделе вместо одной партии "Эрк", возглавляемой политическим противником Ислама Каримова Мухаммадом Салихом, возникло две политических организации с таким названием. Журналисты их уже окрестили "Эрк-1" и "Эрк-2". При этом первая фракция, возглавляемая Самадом Мурадом, вполне готова активно участвовать во всех политических процессах, происходящих в стране. Вторая, продолжающая считать лидером Мухаммада Салиха, проявляет в этом вопросе большую осторожность. Подробности - в репортаже нашего корреспондента Юрия Черногаева:

Цели оппозиции определил в разговоре с корреспондентом "Немецкой Волны" секретарь Чустского райкома партии "Эрк-2" Абдурахмат Курбанов:

Без конструктивной оппозиции это государство уже не может жить. Если был бы догадливый хозяин у нас в Узбекистане, давно пригласил бы Мухаммада Салиха. Партия "Эрк" может не прийти веками к власти, но это будет подгонять правительство. Сейчас создают "карманные партии", но они недееспособны. Искусственно партию не создашь. Партия должна выйти из низов, из народа.

Однако способы достижения этой цели две фракции определили для себя по-разному. Член секретариата "Эрк-1" Инамджон Турсунов говорит, что можно было бы объединить обе организации:

Когда мы захотели примириться с группой Атаназара Арипова, они не захотели этого.

На съезде позиции двух фракций разошлись окончательно. Это хорошо заметно по аргументации и тону внутрипартийных дискуссий:

А почему вы допустили раскол? Вы же партия! Потому что не хотели слушать нас! Это мусор, дрянь! Действительно, как говорит Арипов, надо выбрасывать этих алкоголиков хронических!

Говоря о целях партии "Эрк-1", ее председатель Самад Мурад, сменивший на этом посту Мухаммада Салиха, заявил:

Мы как политическая оппозиционная партия, будем участвовать во всех выборах. В парламентских, в президентских, со своими альтернативными кандидатами и программами.

Его соратник Инамджон Турсунов добавляет:

Среди наших членов найдутся люди, которые достойны будут возглавлять не только области, не только края, но и многие высокие посты вплоть до президента.

Однако при распределении руководящих постов в партии невозможно обойти тему некогда харизматического лидера Мухаммада Салиха. Атаназар Арифов - генеральный секретарь фракции "Эрк", которая сохранила верность бывшему председателю, говорит:

Я за его продолжение деятельности, как организатора партии. Он лидер партии. Он кандидат в президенты.

Политический оппонент Арифова - Иномджон Турсунов - придерживается другого мнения:

Мы уважаем Мухаммада Салиха как поэта, но не стоит делать из человека идола, кумира. Мы Салиха переизбирали уже 3 раза. 4 раз уже никак нельзя по уставу партии.

Журналист Дильмурад Саид, член партии с 13-летним стажем, резко отозвался о происходящем:

Салих может быть лидером партии. Но в том, что он может быть лидером государства, правительства – я сомневаюсь. Тот, кто много обещает, обычно не выполняет своих обещаний. И если Мухаммад Салих станет президентом страны, я откажусь от гражданства республики Узбекистан.

Говоря о расколе партии, Самад Мурад подытожил:

Мухаммад Салих сделал для партии много, но допускал и ошибки. Теперь наши с ним позиции в отношении будущего партии не совпадают. Он не желает, например, сотрудничества с оппозиционным демократическим движением "Бирлик" и этот взгляд мы считаем ошибочным.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ