Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

АРМЕНИЯ



GazetaSNG,
25 ноября 2003

Проблемы Армении революциями не решить

Гаянэ Мовсесян

Успех грузинской оппозиции в противостоянии с теперь уже экс-президентом Эдуардом Шеварднадзе вызвал у армянской общественности предположения о возможной перспективе реализации в Армении так называемого "грузинского сценария смены власти". Правда, представители официального Еревана напрочь отвергают такую возможность. Глава МИД Армении Вардан Осканян обращает внимание на то, что международное сообщество, в частности, США расценили итоги парламентских выборов в Грузии как "не отражающие волю грузинского народа". Таких оценок, отметил он, не "удостоились" выборы ни в Армении, ни в Азербайджане. Ни политическая, ни экономическая ситуация в Армении не дают оснований для предположений о возможности подобного развития ситуации в республике. Напротив, подчеркнул министр, связанные с выборами события в Грузии и Азербайджане очевидно продемонстрировали, что Армения - самая стабильная страна в регионе и самый надежный партнер для государств, имеющих интересы в регионе Южного Кавказа, - России, США, Китая и других. "За последние пять лет мы сумели это доказать. Эти процессы продолжаются", - подчеркнул Осканян.

Между тем Грузия, по определению министра, входит в неопределенный этап. "Хочется надеяться, что эта неопределенность в скором времени сменится определенностью, стабильностью и развитием. Но в настоящий момент никто не может сказать, как будет развиваться ситуация дальше", - заметил Осканян. То же, по его словам, можно сказать об Азербайджане, где новые власти, новый молодой президент, который уже допускает первые промахи.

С министром иностранных дел солидарны представители некоторых провластных партий, представленных в парламенте Армении, в частности, "Дашнакцутюн" и Республиканской. Председатель парламентской комиссии по внешним отношениям Армен Рустамян ("Дашнакцутюн") убежден, что для такого всплеска народного негодования, как в Грузии, нужны, во-первых, серьезные причины, во-вторых, время, дабы это недовольство созрело и сформировалось в протестную волну. Руководитель фракции республиканцев Галуст Саакян убежден, что ситуация в Армении по уровню политической и экономической стабильности кардинально отличается от грузинской в лучшую сторону, а армянская оппозиция не способна даже выдать элементарно грамотный анализ внутри- и внешнеполитической ситуации.

Лидер оппозиционной Национально-демократической партии, депутат парламента Шаварш Кочарян считает, что ситуация, аналогичная грузинской, может создаться в Армении через 4 года - к очередным парламентским выборам, которые пройдут на год раньше президентских. Конституция не позволит Роберту Кочаряну баллотироваться на третий срок, и, значит, ныне провластные политические силы потеряют "объединяющую их личность", вокруг которой они сплотились на выборах 2003 г. Очевидного лидера нет и в оппозиционном стане, поэтому может создаться ситуация, подобная грузинской, что, по мнению депутата, "опасно для Армении". Лидеры других партий, входящих в оппозиционный блок "Справедливость", продолжают напоминать, что и президентские, и парламентские выборы в Армении были сфальсифицированы и что "народ не примирится с нелегитимными властями". "Нелегитимный президент должен быть отстранен, и процесс его отстранения еще не завершен", - заявил журналистам лидер Народной партии Степан Демирчян.

Апелляции к народу и высказывания от имени народа - излюбленные "трюки" всех без исключения политических лидеров. Однако, по мнению армянских политологов, в Армении говорить от имени народа не может ни одна политическая партия - ни оппозиционная, ни лояльная к властям. По той простой причине, что ни у одной из них нет того, что называется социальной базой. Политическое поле маленькой Армении перенасыщено партиями или, скорее, организациями, претендующими на право называться партиями, ибо практически ни одна из них не подпадает под классическое определение этого термина. Политические силы Армении не отличаются ни идеологическим разнообразием, ни наличием ярких, харизматических лидеров. Армянская общественность давно уже разделяет их по одному признаку – провластные и оппозиционные, то бишь находящиеся у власти и стремящиеся к ней. Однако дело даже не в этом. За все годы так называемого переходного периода население Армении успело, во-первых, разувериться во всех и вся, во-вторых, - убедиться в том, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Иными словами, ни "бархатные", ни "горячие" революции проблем ни внутренних, ни внешних не решают. Период митингов и ложной эйфории давно прошел. Армения, что называется, переболела этими "детскими болезнями". В армянском обществе присутствует убеждение в необходимости изменений, которые, однако, должны носить не поверхностно-косметический, а глубинно-качественный, системный характер, и затронуть практически все сферы жизнедеятельности государства. А проблемы подобного рода решаются не революционным, а эволюционным путем




Независимая Газета,
17 ноября 2003

"Специальные обстоятельства" стратегического партнерства

Игорь Плугатарев

В последние недели наблюдалась заметная активизация в российско-армянских взаимоотношениях. Москву посетил председатель Национального собрания Армении Артур Багдасарян, а в Ереване побывали секретарь российского Совбеза Владимир Рушайло и министр обороны Сергей Иванов (последний подписал ряд документов со своим армянским коллегой Сержем Саркисяном в начале прошлой недели). О причинах активизации российско-армянских отношений в интервью "НГ" рассказал министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, посетивший Москву в конце прошлой недели

- Господин министр, какие проблемы вы обсудили в Москве?

- Я встречался с моим коллегой Игорем Ивановым и секретарем Совбеза Владимиром Рушайло. У нас было своего рода совещание, обсуждение весьма широкого спектра безотлагательных вопросов. Во-первых, в начале декабря наш регион должны посетить сопредседатели (представители России, США и Франции) Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и мы обменялись мнениями на этот счет. 19 ноября в Бишкеке состоится встреча шести министров иностранных дел стран - участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и здесь тоже потребовалось согласование позиций по ряду вопросов. Также нас беспокоит то, что происходит сейчас в Грузии. Наши консультации касались и других проблем регионального характера, в частности армяно-турецких взаимоотношений, положения дел с ядерной программой Ирана, ситуации в Ираке и в целом на Ближнем Востоке.

- Как в Ереване оценивают то, что происходит в Тбилиси?

- Мы очень озабочены сложившейся ситуацией. Эдуард Шеварднадзе звонил Роберту Кочаряну, а личный представитель грузинского президента, руководитель Аджарии Аслан Абашидзе приезжал в Армению. Основная цель и телефонной беседы, и встречи Кочаряна с Абашидзе заключалась в получении информации, что называется, из первых рук. Со своей стороны Армения выразила желание видеть Грузию стабильной. Это важно для Закавказья в целом.

- Российский министр обороны Сергей Иванов как раз был с визитом в Ереване во время приезда Абашидзе. Что вам известно об их встрече?

- Сергей Иванов действительно в этот момент находился в Армении, но, насколько мне известно, целью приезда Абашидзе было встретиться именно с Робертом Кочаряном.

- Визиты Рушайло и Сергея Иванова в Ереван и ваш приезд вслед за ними в Москву можно расценить как подготовку Арменией и Россией некоего серьезного решения. Некоторые аналитики говорят о том, что войсковая группировка России в Армении может быть расширена и усилена...

- Основной аспект наших двусторонних отношений - это стратегическое партнерство. Поэтому нет нужды в каких-либо "специальных обстоятельствах" для визитов на высоком уровне. Другое дело, что решение проблем безопасности с учетом обстановки в регионе действительно самое важное в наших взаимоотношениях. Поэтому визиты в Армению российских силовиков носят постоянный характер.

Что же касается увеличения численности войск, то это может быть вызвано только существенным изменением ситуации в регионе. Но это усиление может произойти только в рамках национальных плановых квот, предусмотренных по Договору об обычных вооружениях в Европе. Хотя, по моим оценкам, каких-либо серьезных изменений ситуации не ожидается.

- Вы считаете, что тех пяти тысяч человек, которые сейчас составляют ядро российско-армянской военной группировки в Закавказье, вполне достаточно для поддержания стабильности вокруг Армении?

- Названная вами цифра обусловлена сложившейся ситуацией и соответствует обеспечению нашей безопасности.

- Как российско-армянское военное сотрудничество соотносится с заметным, пока преимущественно политическим усилением влияния НАТО в Армении? Что вы можете сказать о перспективах армяно-американского сотрудничества в военной сфере?

- США помогают нашей армии в модернизации средств связи, соглашение об этом было достигнуто еще в 2001 году. Американский департамент обороны предоставил средства на создание и техническое оснащение центра по разминированию. Здесь мы исходим из насущной необходимости, учитывая недавние военные действия в нашем регионе и наличие минных полей, которые время от времени продолжают уносить жизни ни в чем не повинных людей.

В любом случае наши военно-политические отношения с США и Североатлантическим альянсом никоим образом не развиваются в ущерб сотрудничеству с Россией. Более того, Армения и Россия - члены Совета Евроатлантического партнерства и свои отношения со всем блоком и с отдельными его членами строят в рамках программы "Партнерство ради мира". Подобным образом с НАТО сотрудничают и другие страны - участницы ОДКБ, являясь партнерами в деле борьбы с общими угрозами, такими, как международный терроризм.

- Как Ереван оценивает нового президента Азербайджана Ильхама Алиева, которого в Баку представляют продолжателем политики отца?

- Я бы не стал торопиться с выводами о политической преемственности власти в Азербайджане. Некоторые наблюдения на этот счет можно будет высказать после визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также после встречи президентов Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева.

- Она уже готовится?

- Она неизбежна. Мне известно, что сопредседатели Минской группы во время поездки в Азербайджан и Армению сделают каждому лидеру предложение о встрече. Конкретные сроки будут определены самими президентами. Тема встречи - проблема Нагорного Карабаха.

- Владимир Рушайло в Ереване свел усилия Москвы в решении этой проблемы к "внесению позиций", не усугубляющих "и без того непростую обстановку". Насколько эти "позиции" приемлемы для Еревана и в чем сейчас проявляется "непростая обстановка" в Нагорном Карабахе?

- Россия, как один из членов Минской группы ОБСЕ, вне этого формата не делает каких-либо отдельных предложений. Москва поддержит любое предложение, которое будет приемлемо как для Еревана, так и для Баку. И пока продолжается переговорный процесс, мы считаем, что такая позиция верна.

Изменения ситуации в Нагорном Карабахе мы пока не наблюдаем. Я не слышал, в каком контексте Рушайло говорил об "усугублении" и "непростой обстановке", но если он критиковал воинственные призывы, которые звучат в Азербайджане, то в этом смысле я бы с ним согласился. Если говорить о балансе сил в регионе, то после подписания в 1994 году соглашения о прекращении огня каких-то серьезных изменений в этом отношении нет. Сейчас обстановка в Карабахе относительно стабильна.

- Еще одна проблема - открытие сквозного движения из Сочи в Ереван через Грузию. Российские военные железнодорожники уже оценили необходимые силы и средства и ждут политического решения. Когда, на ваш взгляд, оно может быть принято на высшем уровне?

- Армения неоднократно выражала свою заинтересованность в вопросе восстановления абхазского участка железной дороги, сообщение по которому было прервано в результате военных действий в 1992-1993 годах. Для Армении это жизненно важно. Открытие этого пути будет экономически выгодно не только Еревану и Москве, но и Тбилиси. К сожалению, в грузино-абхазском вопросе переговорный процесс носит большей частью политический, нежели экономический характер.

Когда было восстановлено сообщение Сочи-Сухуми, в Ереване это было воспринято как первый шаг на пути решения проблемы в целом. Мы полагали, особенно после встречи президентов Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе в Сочи в марте этого года, что вскоре железнодорожное сообщение будет восстановлено. Но пока этого не произошло. Этот вопрос нами поднимался на всех уровнях встреч с грузинским руководством.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ