Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Газета СНГ,
19 ноября 2003

В Киргизии саморазмножается коррупция

Альберт Богданов

В десятый раз может быть сменено правительство Киргизии. Президент Аскар Акаев задумал до конца года реорганизовать систему управления. Так, чтобы при минимальном количестве чиновников можно было обеспечивать устойчивый экономический рост, бороться с коррупцией, привлекать инвестиции. Все управление должно быть предельно прозрачным. Сейчас на содержание госаппарата идет 11% бюджетных средств. Неоднократные попытки сократить управленцев успеха не принесли: бюрократическая структура саморазмножается. Нынешнее число чиновников примерно в 4 раза больше, чем было в советское время. В среднем и нижнем звене госаппарата, по словам командующего Нацгвардией Абдыгула Чотбаева, чиновники блокируют любое распоряжение президента или правительства, и реформы буксуют.

На недавнем заседании Совета безопасности отмечали, что коррупция процветает в правоохранительных органах, усилилось давление на власть. «Золотой нивой» для чиновничества стали зарубежные инвестиции. Чтобы протолкнуть свой проект, владельцу капитала надо отстегнуть чиновнику примерно 10% от стоимости проекта. С этим пока ничего не может поделать и Совет по привлечению прямых иностранных инвестиций. Особенно ярко коррупция проявилась в энергоотрасли, которая задыхается без притока капиталов, и вся система постепенно ветшает. Члены Совета безопасности считают, что энергоотрасль доведена до ручки: положение дел здесь оценили как общенациональную беду.

Повинны в этом, как утверждали на недавнем заседании правительства, чиновники. Недовольство общественности побудило Генпрокуратуру впервые за новую историю страны возбудить почти два десятка уголовных дел против руководителей. Но каков будет результат - бабушка надвое сказала. Уже были случаи, когда министерских работников милиция с помпой брала прямо в кабинетах. Однако дела в судах разваливались, и за все эти годы никто не был привлечен по статье о коррупции. Может быть именно потому, что правоохранительные органы, по заявлению президента Акаева, являются наиболее коррумпированной в стране структурой.

Неслучайно в последнем указе президента о борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями предусмотрено реформирование правоохранительных и фискальных структур, сокращение вмешательства госорганов в экономическую деятельность. Задействован еще один рычаг борьбы с коррупцией - Национальный совет по добросовестному управлению. Его рабочий орган – секретариат, который призван сделать все действия руководителей предельно прозрачными. Но самым эффективным способом борьбы с этим злом стало пестуемое президентом местное самоуправление. Теперь руководителей здесь не назначают из центра, а избирают на местах. Более того. В будущем году эти органы будут сами формировать бюджет, что вызывает у чиновников огромную неприязнь. Ведь многим из них придется искать работу.

Попытка сократить число госчиновников предпринималась неоднократно. Проводили даже публичную аттестацию управленцев, но вакансий для настоящих рыночников так и не открылось. Прежде всего, потому что в стране не оказалось специалистов-рыночников. Нынешняя когорта чиновников - это бывшие партийные, комсомольские, советские работники. Академия управления киргизского президента обратилась в Санкт-Петербургскую академию государственной службы за помощью в подготовке управленцев-профессионалов. Таких, которые смогли бы оживить приток прямых зарубежных инвестиций, увеличить ВВП и сократить внешний долг. Акаев намерен «раскачать» парламент, привлечь к законотворчеству общественность и создать правовую основу для борьбы с коррупцией. В последнем послании к народу глава государства определил направления экономической политики, которая позволит решить такую амбициозную задачу, как ежегодный рост ВВП в 7-8% и двукратное сокращение бедности к 2010 году.

В Киргизии общество разделено на очень бедных и очень богатых. Основная масса населения живет менее, чем на один доллар в день. Народ не получил никакой выгоды от приватизации, которую проводили бывшие партократы. Рядовой киргизстанец после разгосударствления объектов мог бы получить более чем по 4 тысячи долларов. Досталось - менее 30 центов. Блеск витрин магазинов, заваленных иностранными товарами, шикарные рестораны, кафе, боулинги вызывают у граждан раздражение. Еще и оттого, что изменить форму собственности уже невозможно. Разве что устроить, как говорил несколько лет назад парламентарий Омурбек Текебаев, "вторую Октябрьскую революцию по примеру наших отцов".

Наиболее рациональный путь к благосостоянию - создание среднего класса. Но его немногочисленные пока представители не имеют стартового капитала, а кредиты просто неподъемны. Все эти годы коммерческие банки самоустранялись от кредитования реального сектора экономики. И только пришедшие в этом году «варяги из Казахстана» вплотную занялись этим, чтобы оживить предприятия и увеличить экспорт продукции. Впрочем, Киргизия уже пять лет имеет торговые преференции от вступления во Всемирную торговую организацию. Однако, как говорит вице-премьер Джоомарт Оторбаев, от этого пока нет никаких преимуществ. Такое состояние будет продолжаться до тех пор, пока не будут минимизированы государственные контрольно-надзирательные функции и госорганы не откажутся от извлечения прибыли за свои услуги. Тогда не только российский, но и другой иностранный капитал пойдет в республику с ее очень дешевой рабочей силой: для многих голубая мечта получать такую же среднюю зарплату как в Казахстане – 150 долларов.

Для реализации этих задач президент Акаев и задумал реорганизацию системы управления, в которой будут работать профессионалы-рыночники. Пока их только готовят. Процесс может затянуться еще и потому, что со сменой управленческой системы может произойти и смена кабинета министров, который не сразу войдет в курс дел, преодолеет чиновничьи и клановые барьеры, а парламент разработает новое законодательство. Поэтому население Киргизии едва ли скоро почувствует очевидное улучшение жизни.




АКИрress (Киргизия),
17 ноября 2003

На границе Кыргызстана и Таджикистана осталось еще около 70 спорных участков

16 ноября 2003 года мир отмечал день международной толерантности. Накануне праздника в Баткенском филиале Общественного фонда "За международную толерантность" прошел день открытых дверей.

В этот день менеджеры проектов фонда во главе с директором Робертом Абазбековым провели пресс-конференцию с участием местных журналистов и корреспондентов республиканских и зарубежных средств массовой информации.

По словам Роберта Абазбекова, на сегодня самыми проблемными зонами с потенциальными конфликтами в Баткенской области является Ак-Сайская сельская управа, граничащая с анклавом Ворух и джамоатом Чорку.

Здесь существуют сразу несколько проблем: водные, спорные территории, незаконное использование пастбищ и массовая вырубка арчовых лесов со стороны таджикских сообществ.

Еще одним проблемным участком являются селения вблизи анклава Сох, где приоритетными проблемами являются водные и территориальные вопросы.

Также проблемным участком было названо село Максат Ляйлякского района, тесно граничащее с Республикой Таджикистан, где существуют проблемы ползучей миграции, водные проблемы. По данным, полученным фондом от местных властей, на сегодняшний день на территории села Максат проживают 115 семей граждан Таджикистана.

По сведениям фонда в данное время существуют около 70 спорных участков на территориях Кыргызстана и Таджикистана. В приграничных районах Кыргызстана и Узбекистана было 130 спорных участков. После работы паритетной комиссии их осталось около 70 на протяженности в 260 км.

На пресс-конференции был затронут вопрос о недавнем конфликте на пограничном посту Боз-Адыр, где журналистов интересовал вопрос о позиции фонда по этой проблеме и о дальнейших планах. Позиция фонда заключается в том, что это не первый инцидент, связанный с этим постом, и окончательно эту проблему должна решать паритетная комиссия по делимитации и демаркации. В планах фонда проведение встреч и круглых столов с жителями села Шаркабад и представителей властей двух республик в ближайшее время.

Цель этих мероприятий - снизить напряжение, созданное на этом участке. Фонд имеет партнерские отношения с местными властями, активно сотрудничает в ходе реализации проектов, не вовлекаясь в политические вопросы.

В планах фонда в следующем году организация сети НПО трех республик Ферганской долины, занимающихся конфликтологией. Уже проведены два семинара-встречи организаций-членов сети в Кыргызстане и Узбекистане, где были обсуждены планы дальнейшего сотрудничества. Следующий семинар планируется провести в Республике Таджикистан в ближайшее время.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ