Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №88(15.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В Минске обсудили нелегальную миграцию

По инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Совета Министров и Постоянного Комитета Союзного государства, а также Национальной академии наук Беларуси в городе Минске, с 27 по 28 ноября 2003 года прошла Международная конференция на тему "Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств". В конференции приняли участие депутаты национальных парламентов и международных парламентских объединений, представители международных организаций, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств, научных центров и общественных организаций Беларуси и России. Конференция проходила два дня в здании Национальной Академии наук Беларуси. В первый день прошло пленарное заседание, на котором были зачитаны основные доклады. Второй начался с работы двух секций, а закончился пленарным заседанием, на котором был принят итоговый документ « Рекомендации Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств».

Участники конференции сошлись во мнении, что проблема незаконной миграции, из разряда второстепенных прочно вошла в число "горячих тем", став новым вызовом мировому сообществу, масштабы и возможные последствия которого могут представлять серьёзную угрозу международной стабильности и устойчивому развитию государств.

В необходимости международной координации и сотрудничества в миграционной сфере, которые способны содействовать более эффективному управлению межгосударственными передвижениями населения, минимизировать опасность сопутствующих миграции преступлений и правонарушений.

В работе конференции принял участие представитель Института стран СНГ, старший научный сотрудник В.П.Михайлов. Ниже размещаем его выступление на заседании второй секции: «Актуальные проблемы законодательного обеспечения миграционной политики» и доклад Л.А.Васильевой, доцента Академии МВД Республики Беларусь, кандидата юридических наук. В следующих выпусках бюллетеня продолжим публикацию материалов конференции.




Миграционные законы Российской Федерации и нелегальная иммиграция

В. Михайлов

Слушая выступление основных докладчиков на вчерашнем пленарном заседании, я восхищался их информированностью. И всё то они знают: и о причинах рождающих незаконную миграцию, и о преступных группировках, местах их дислокации и даже о тайных тропах переброски живого товара и наркотиков. Только не понятно: почему по сей день в России и в Белоруссии существуют, порой в скотских условиях, миллионы незаконных мигрантов. А дело, говорят, в несовершенстве законов. А я бы добавил - и в незнании и игнорировании их, как теми, кто незаконно мигрирует, так и теми, кто ведёт контроль.

Можно согласиться с тем, что анализ миграционных процессов, проходящих на территории России, показывает, что подобно любому социальному явлению, миграция является составляющей ряда контекстов состояния общества в экономической социальной, демографической сфере и в том числе политики государства в сфере безопасности. Наряду с положительными фактами в реализации прав человека, миграция несёт и целый ряд отрицательных моментов. Особой статьёй в этом ряду стоит незаконная миграция. Она приобрела характер постоянно действующего фактора, всё более влияющего на социально-экономическое положение и даже на политическую стабильность ряда регионов России.

Причиной незаконной миграции в Россию послужили изменения, которые произошли на постсоветском пространстве в социально-экономической и политической сфере, в области международных связей РФ, фактическое упрощение порядка въезда в страну, нарушение действующего законодательства. В количественном отношении наличия в России незаконных мигрантов существует разброс мнений экспертов и определяется от 1,5 до 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса, в том числе занимающиеся трудовой деятельностью с нарушением действующего российского законодательства. Это в основном представители государств-участников СНГ и стран Балтии, а также КНР и Вьетнама. Ряд государств продолжают придерживаться политики постоянного увеличения численности и влияния своих диаспор на территории различных российских регионов негласно поощряя проникновение своих граждан в Россию с последующей их легализацией и обустройством. И, естественно, с использованием их в дальнейшем в своих интересах. Докладчики и выступающие провели тчательный анализ национального состава незаконных иммигрантов. Рассказали сколько среди них афганцев, пакистанцев, китайцев, таджиков и даже ангольцев, но ни кто не сказал о том, а сколько же среди «нелегалов» наших соотечественников, наших братье и сестер, предательски кинутых за пределами России и Белоруссии при разделе СССР.

К сожалению, ни кто не сказал, что проблема незаконной миграции во многом возникла по вине тех, кто разрушал, а потом разворовывал наше государство. Им было не до должного внимания к этой проблеме. Она решалась просто: «Приезжайте! Всем земли хватит! Всех устроим!». Словом: вали валом - потом разберём! И ни кто вовремя не позаботился о создании правовой базы по регулированию иммиграции и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны от потребностей страны; об от открытости огромной части границы России со странами СНГ, при которой трудно говорить о гармонизации национального законодательства по борьбе с незаконной миграцией с этими государствами; о жестком контроле за исполнением уже существующего законодательства в области въезда и пребывания иностранных граждан в стране, а так же отсутствие необходимой ответственности за нарушения законов, как незаконных мигрантов так и контролёров. Боле того, уже в 2003 году в России принятые Законы «О гражданстве в Российской Федерации» и «Об иностранных гражданах» рассматривают наших соотечественников как иностранных граждан, что противоречит Международным соглашениям Российской Федерации подписанными с Казахстаном, Киргизеей, Белоруссией о правовом положении граждан этих государств проживающих на территории стран - подписантов, как особом статусе отличном от статуса иностранных граждан и о их праве на упрощенный порядок приобретения гражданства любого из этих государств.

Процессы незаконной миграции в России усугубляются ещё и отсутствием координации усилий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и пресечению незаконной миграции. Эта несогласованность будет продолжаться до тех пор, пока не будет создан единый орган, занимающийся реализацией миграционной политики государства и координацией действий федеральных органов.

Россию коснулась также торговля людьми и незаконный провоз их через границу. А между тем российское законодательство не содержит в настоящее время норм, которые могли бы адекватно реагировать на подобную преступную деятельность, в том числе и на транснациональную. Для этого необходима срочная ратификация Государственной Думой подписанной Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих их Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказания за неё. Отсюда вытекает необходимость подготовки, заключения и реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам незаконной миграцией, определения статуса пребывания отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, чтобы максимальное число иммигрантов попало в правовое поле; определение преференций, в этой части, российским соотечественникам, отработка системы учёта и обеспечения контроля за деятельностью туристических фирм, связанных с международным туризмом; приёмом иностранных граждан на обучение, лечение, привлечением и использованием иностранной рабочей силы; внедрение автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз, автоматизированной системы оформления приглашений иностранным гражданам в РФ.

Самой непростой проблемой в регулировании миграционных потоков является проблема финансирования. К сожалению, в России их нет.

Мне думается, всем понятно, что регулирование миграции начинается далеко за пределами страны. Отсюда вытекает потребность в повышении роли зарубежных партнёров РФ в вопросах осуществления иммиграционного контроля на стадии выдачи разрешения на въезд и оформления визовых документов. Как показывает зарубежный опыт, наличие в составе посольств профессиональных иммиграционных сотрудников позволяет снизить приток в страну незаконных мигрантов.

Кстати, о зарубежном опыте. В июле 2003г., в Москве, прошла Международная научно - практическая конференция по борьбе с незаконной миграцией. Опытом работы миграционных служб делились представители трех столиц европейских государств: Берлина, Вены и Москвы. Так вот, в Вене существует отлаженная система работы с различными категориями иностранцев. Эта система базируется на чётком регистрационном учёте лиц, прибывающих в Австрию и находящихся на её территории. Каждый человек, который поселился на новом месте жительства в Австрии, должен зарегистрироваться в течение трёх дней независимо от того, является ли он австрийским гражданином или нет. Там, естественно, имеются и нелегальные иммиграция. Это чаще всего те, кто въезжает с действующей визой, а потом остаются в стране по истечении срока её действия. Часто это люди принимающие предложения от мошенников, которые обещают нелегально переправить их через границу.

Борьбой с нелегальной миграцией, как и у нас, в Австрии занимается полиция. Меры, принимаемые при этом, зафиксированы в законе об иностранных гражданах. Первое - это высылка (депортация). На практике это означает, что нелегальному мигранту выдаётся предписание, обязывающее его покинуть страну. В случае добровольного подчинения иммигрант имеет право на законный въезд в страну в любое время. Если он не подчиняется предписанию, то может своё несогласие оспорить через суд. При неудовлетворительном решении суда, незаконный иммигрант выдворяется полицией насильно. В этом случае он лишается права въезда в Австрию в дальнейшем.

Второй метод-это запрет на пребывание. Запрет предписывает иностранцу покинуть страну и запрещает ему въезд в страну когда-либо. Запрет на пребывание выносится в том случае, если доказано, что пребывание иностранного гражданина угрожает безопасности Государства или внутреннему порядку и осужден за совершение уголовного преступления.

Аналогичное наказание ждёт и нелегального трудового иммигранта. В последнее время борьба направлена не столько против трудиммигрантов, а сколько на борьбу с работодателями, которые предоставляют рабочие места незаконным мигрантам. В случае уличения работодателя ожидает очень высокие административные штрафы, обязательная уплата всех налогов, кроме того, он будет обязан оплатить все расходы по депортации этих лиц. Штраф расчитывается с учётом специфики работы каждого нелегального работника отдельно и может составлять сумму до 35 тысяч евро, а также может стать основанием для отзыва у нарушителя разрешения на занятие коммерческой деятельностью.

Если дело организовать с умом, то, как показывает опыт Германии, миграция и внутренняя безопасность не противоречат друг другу. Террористический акт 11 сентября в Нью-Йорке, стал как бы толчком в рассмотрении мигрантов как лиц готовых или способных совершать подобные акты и представляющие потенциальную угрозу для государства. Однако следует отметить, что наибольшее число нарушений со стороны иностранцев приходится на нарушение закона регламентирующего их пребывание в стране. К преступлениям, которые совершаются иностранцами, о которых сегодня говорили, такие как преступления связанные с нелегальным ввозом иностранных граждан, торговля женщинами и детьми, ввоз и сбыт наркотиков, а также кража и дальнейший сбыт предметов роскоши , автомобилей и т. д., прежде всего, имеют отношение международные преступные организации. Мелкие преступления со стороны иммигрантов, которые влияли бы на безопасность отдельных граждан занимают очень малую долю.

Как видим, состояние миграционных процессов, в цивилизованных государствах зависит не только от соседей, но и от того, на сколько государство способно планировать, контролировать и управлять этим процессом на своей территории.

И в заключении мне хотелось бы предложить внести в Итоговый документ международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств» следующие положения:

Рекомендовать руководству России и Беларуси:

1.Рассмотреть возможность проведения акции амнистии (легализации) нелегальных иммигрантов-соотечественников прибывших на территорию союзного государства до 31 декабря 2003года.

2. Ещё раз провести анализ причин иммиграции соотечественников из стран СНГ и обратиться к главам государств ЕврАЗЕС с предложением ликвидировать выявленные причины.

3. Федеральному собранию России проанализировать соответствие федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Международным двусторонним и четырёхстороннему соглашениям России с Белоруссией, Казахстаном и Киргизеей о правовом положении граждан сторон, проживающих на их территории и Соглашению об упрощённом порядке приобретения гражданства от 26.02.1999года и провести корректировку статей вышеуказанных законов.




Заключение по результатам изучения режима пребывания на территории Республики Беларусь апатридов, выехавших из стран бывшего СССР в рамках проекта «Научные исследования в сфере незаконных миграций»

Л.А.Васильева, руководитель проекта, кандидат юридических наук

Вопросы гражданства относятся к числу сложнейших вопросов государственного строительства. В связи с распадом Союза Советских Социалистических Республик многие его граждане автоматически оказались в состоянии безгражданства. Формирующееся миграционное законодательство в образовавшихся новых государствах не всегда учитывало интересы этнического меньшинства, а иногда было откровенно направлено на «выталкивание чужеземцев» со своей территории.

Данное исследование проводилось с целью:

-раскрыть демографическую характеристику проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства;

-установить причины перемены ими места жительства, учитывая такие факторы, как вооруженные конфликты, преследования и подобные;

-выявить проблемы социально-экономического, возможно, политического характера, с которыми столкнулись мигранты после прибытия в нашу страну;

-определить уровень осведомленности лиц без гражданства о законодательстве Республики Беларусь, дальнейшие миграционные намерения;

-подробно изучить характер контактов с правоохранительными органами (в частности, органами внутренних дел), выявить недостатки и нарушения в их деятельности; обобщить положительную практику; выработать проектные предложения в законодательные и ведомственные правовые акты.

Административно-территориальные единицы для проведения исследований (с учетом специфики географического положения):

г.Гродно, Гродненская обл. - приграничный регион; г.Минск - центральный, густонаселенный регион.

Методы исследования - анкетирование; аудиозапись бесед, интервью; изучение официальных источников; документов, удостоверяющих личность и др.

Как показали исследования:

48,9 % от общего числа лиц без гражданства - лица мужского пола; 52,1 % - лица женского пола;

до 18 лет - около 2,2 % (дети, прибывшие с родителями); от 18 до 28 лет - 16,5 %;

от 28 до 55 лет (женщины), до 60 лет (мужчины) - 60 %; от 55 лет (женщины), от 60 лет (мужчины) - 21,3 %.

Таким образом, в реально трудоспособном возрасте находятся 76,5 % прибывших.

Около 39 % всех лиц без гражданства имеют средне-специальное и высшее образование; 50 % - среднее; около 8 % - неполное среднее, около 2 % - начальное.

Состоят в браке - 69 %. Имеют собственное жилье - 42 %; столько же проживает у родителей или родственников. Около 9 % вынуждены снимать квартиру, более 7 % проживают в общежитии.

Основным источником дохода для 54,4 % апатридов является заработная плата; 21 % получают пенсию; 7,1 % принимают помощь родственников; 4,9 % получают государственные пособия; 5 % живут на случайный заработок; остальные пользуются личными сбережениями, принимают помощь друзей, знакомых.

24 % нынешних апатридов были вынуждены покинуть страну постоянного места жительства или гражданства по причине отсутствия работы; около 15 % - в силу невозможности дальнейшего проживания из-за преследований по национальному признаку; более 9 % - из-за военных действий в регионе проживания.

54,4 % опрошенных лиц приехали в Республику Беларусь с желанием воссоединиться с родственниками; 6,2 % - возвратились на свою Родину; 5 % - по различным иным причинам (увольнение со службы в Вооруженных Силах; изменилось семейное положение; получение образования); все остальные лица, а их 34,4 % выбрали нашу страну в силу стабильности экономической и политической ситуации, а также по причине отсутствия межнациональных конфликтов.

25,4 % мигрантов прибыли из Российской Федерации, 13 % - из Казахстана, по 11 % - из Узбекистана и Литвы, 9 % - из Латвии, 6,8 % - из Азербайджана, 6 % - из Украины, 5 % - из Грузии, Абхазии, 3,2 % - из Армении,

2,9 % - из Таджикистана, 2 % - из Германии,1,8 % - из Молдовы, 1 % - из Туркменистана, по 0,7 % из Эстонии и Кыргызстана.

28,3 % прибывших из России покинули ее территорию из-за отсутствия работы, 2,8 % - из-за преследований по национальному признаку и военных действий (Чечня); 2,8 % - в связи с увольнением из рядов ВС МО; 1,4 % оставили район радиационного загрязнения; остальные 64,7 % приехали с целью воссоединиться с родственниками и по другим личным мотивам.

По национальности: русских - 79,8 %, белорусов - 10 %, татар - 4,2 %, украинцев - 2,8 %, остальные - по 0,7 % (удмурты, курды, шведы, турки-месхетинцы, евреи).

Из-за преследований по национальному признаку из Казахстана выехали 14,3 % ; 48,6 - из-за отсутствия работы (здесь и далее многие респонденты связывают эти две причины); 34,4 % - объясняют свой выезд семейными обстоятельствами и желанием воссоединиться с родственниками.

Из всех выехавших - 51,4 % по национальности русские, 20 % - белорусы, 14 % - украинцы, остальные - немцы и поляки.

42 % выехавших из Узбекистана - из-за преследований по национальному признаку, 50 % - возвращались на Родину или воссоединялись с родственниками.

Русских среди них - 74 %, остальные в равной мере белорусы, украинцы, литовцы.

Литву покинули 60 % русских; 20 % поляков, остальные - в равной мере - белорусы, украинцы, литовцы.

Из них 70,1 % - по личным и семейным обстоятельствам, 16,6 - из-за отсутствия работы, 13,3 % - из-за преследований по национальному признаку.

Из Латвии 40 % апатридов выехали из-за отсутствия работы, 12 % - из-за преследований по национальному признаку; остальные имели целью воссоединиться с родственниками и иные личные обстоятельства.

72 % из приехавших в нашу страну из Латвии - русские по национальности; 12 % - белорусы, остальные - литовцы, латыши, молдаване.

70 % приехавших к нам из Азербайджана покинули страну из-за военных действий, 25 % - из-за преследований по национальному признаку, остальные - из-за отсутствия работы и личным мотивам.

60 % из оставивших страну - русские, остальные - армяне.

Отсутствие работы является причиной для выезда 53 % мигрантов из Украины, остальные приехали по семейным и личным обстоятельствам.

Из всех прибывших - 53 % русские, 41 % - украинцы, остальные - белорусы.

Военные действия в Грузии, Абхазии послужили причиной выезда из этого региона для 70 % мигрантов, 15 % - выехали из-за отсутствия работы, остальные - по семейным обстоятельствам.

Из них 64,2% - русские, 28 % - лица грузинской национальности, остальные - украинцы.

Аналогично, военные действия в Таджикистане послужили причиной выезда 97,8 % лиц; остальные руководствовались личными мотивами.

Среди приехавших 87,5 % русских по национальности, остальные - таджики.

44,5 % мигрантов из Армении имели целью приезда воссоединение с родственниками, а также руководствовались личными мотивами. 22,2 % - оставили страну из-за отсутствия работы, по 11,1 % соответственно ввиду последствий землетрясения (1988 г.), из-за военных действий, из-за преследований по национальному признаку.

Среди прибывших 66,6 % армян; 22,2 % - украинцев, остальные в равной мере русские, белорусы, китайцы.

Причиной выезда из Германии для всех мигрантов явился вывод войск МО СССР. Нашу страну они избрали в силу стабильности, экономической и политической ситуации.

Среди прибывших русских - 20 %; украинцев - 40 %; удмуртов - 40 %.

Из Молдавии 60 % апатридов выехали из-за отсутствия работы, остальные руководствовались личными мотивами.

Из прибывших - 80 % русских, 20 % молдаван.

Прибывшими из Туркменистана руководили личные мотивы в 66,6 % случаях, остальные вынуждены были оставить страну из-за отсутствия работы. Все прибывшие - русские по национальности.

100 процентов мигрантов, прибывших из Эстонии, выбрали для жительства нашу страну в силу отсутствия межнациональных конфликтов.

Из прибывших - 50 % украинцев и 50 % русских.

50 % апатридов выехали из Кыргызстана из-за военных действий в регионе, 50 % из-за преследований по национальному признаку.

Все - русские по национальности.

В целом, до прибытия в Республику Беларусь считали себя гражданами СССР (имели на руках паспорт гражданина СССР) - 47,4 % мигрантов; не имели гражданства какого-либо государства - около 19 %; были гражданами России - 11,6 %; более 6 % - Казахстана; Литвы и Украины - по 3,3 %; Армении - 1,8; Грузии, Молдовы, Таджикистана, Азербайджана - по 1,08 %; Латвии - 0,72 %; по 0,36 - Туркменистана, Киргизии.

47,4 % апатридов являются ими потому, что утратили гражданство СССР; более 16 % - отказались от гражданства государства «новой» гражданской принадлежности; более 25 % не заявляли о принятии в гражданство; остальные - более 11% - не могут определить свою принадлежность к гражданству какого-либо государства.

В то же время 91,2 % опрошенных желают быть гражданами Республики Беларусь, еще не решили вопрос о принадлежности к гражданству - 5,5 %, остальные не хотят принимать гражданство Республики Беларусь.

Около 80 % лиц знакомы с законодательством Республики Беларусь о гражданстве.

Сегодня однозначно можно констатировать, что проблема безгражданства в республике - это проблема этнически русского населения, т.к. оно составляет 68,2 % от общего числа опрошенных лиц; более 8 % - украинцев; 7,3 % - белорусов; 4 % - армян; около 3 % - поляков; по 1,5 % - грузин; литовцев, молдаван; остальные национальности - мордва, таджики, удмурты, евреи, азербайджанцы, латыши, казахи, татары, курды, немцы, шведы, китайцы, турки-месхетинцы представлены в пределах от 0,36 % до 1,08 %.

Соответственно вышеизложенной позиции 68,2 % апатридов признают родным русский язык; белорусский - 2,6 %; украинский - 2,9 %; армянский - 3,6 %. От 0,36 % до 1,08 % опрошенных признают родными грузинский, таджикский, литовский, азербайджанский, латышский, казахский, польский, молдавский, китайский, турецкий.

Более 17 % называют родными языками русский и язык страны, которую вынуждены были покинуть. Все говорят на русском языке, белорусским владеют в пределах, необходимых для общения и письма - 14,2 %; английским - около 10 %; литовским - 4 %; украинским - около 3 %; польским - 2,6 %; узбекским - около 1,9 %. В пределах от 0,36 % до 1,08 % представлены немецкий, латышский, татарский, румынский, азербайджанский, шведский, курдский, эстонский языки.

Есть и особые случаи. Так, бывший гр-н СССР Нестеров В.В., турок-месхетинец по национальности, прибывший из Чечни, утверждает, что владеет египетским, арабским, японским, турецким языками.

Бывший гр-н Таджикистана Сайвахидов А.А., таджик по национальности, владеет (с его слов), кроме русского, таджикским, персидским, арабским, тюркским языками.

В процессе исследования не выявлено грубых нарушений прав апатридов в Республике Беларусь. Желание мигрантов воссоединиться с родственниками и проживать в спокойной обстановке в целом сбылись. Однако, существует ряд моментов по режиму пребывания обозначенной категории мигрантов, который требует незамедлительного организационно-правового реагирования со стороны государства.

1. Как показали исследования, более 2/3 прибывших мигрантов самой трудноразрешимой проблемой, с которой они столкнулись по приезду, считают проблему прописки по избранному месту жительства. Совершенно очевидно, что, являясь трудоемкой и многоступенчатой по процедуре, содержащая ряд не оправдывающих себя технических требований, она не дает ожидаемого правового эффекта. Большая часть апатридов фактически проживает там, где есть необходимая жилая площадь, а не с родственниками, к которым они приехали; или по месту трудоустройства.

2. Более 20 % прибывших в республику лиц не трудоустроены и не имеют возможности стабильно обеспечивать свое проживание.

3. По причине отсутствия проездного документа 11% мигрантов не могут выехать в другую страну. Однако, в процессе бесед выяснилось, что этот процент гораздо выше, так как выезжающие в Российскую Федерацию в силу «прозрачности» ее границ с Республикой Беларусь, и не настаивают на получении этого документа, пользуются свободным правом выезда.

4. 8,6 % опрошенных не могут получить жилье, такое же количество лиц не обеспечивается кредитами. Респонденты связывают это с отсутствием гражданства Республики Беларусь.

5. 3,6 % апатридов (все этнические белорусы) сожалеют, что не имеют возможности участвовать в выборах.

60,2 % апатридов утверждают, что препятствий (кроме, по их мнению, очень большого срока проживания) в приобретении гражданства Республики Беларусь для них нет.

В то же время, прибывшие из Грузии, Азербайджана, Узбекистана - не могут собрать необходимые документы, т.к. для этого необходимо выезжать за пределы Республики Беларусь и лично обращаться в посольство (представительство) своих стран.

По результатам исследования будут подготовлены предложения в заинтересованные государственные структуры с целью разрешить существующие проблемы и создать наиболее благоприятный режим пребывания апатридов, а также обеспечить право приобретения гражданства Республики Беларусь и в принципе исключить для прибывших состояние безгражданства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ