Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №88(15.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


22 - 29.11. 2003. Белорусский Рынок

На горизонте - значительная денежная эмиссия

Валерий Дашкевич

Потому что правительство не укладывается в прогнозные показатели роста зарплаты бюджетников

Статистические данные за октябрь подтвердили, что опасные тенденции в развитии денежного сектора национальной экономики, впервые проявившиеся в сентябре, оказались неслучайными и получили свое продолжение.

В первую очередь речь идет о снижении склонности населения делать срочные сбережения в национальной валюте. В октябре текущего года объем сбережений на срочных рублевых депозитах в банках сократился еще на 5,5 млрд. BYR, в то время как объем наличных денег в обращении, напротив, значительно вырос - на 42,6 млрд. BYR. Причин такого явления, на наш взгляд, две.

Во-первых, белорусская экономика вступила в цикл осенне-зимнего роста потребительских цен, не компенсируемого адекватным приростом реальной денежной заработной платы, составляющей половину всех денежных доходов населения (см. график 1 на 8-й странице). В октябре, как известно, прирост индекса инфляции составил 1,9%, а в совокупности за 10 месяцев достиг уже 20,6%. Причем, в отличие от предыдущих лет, наиболее высокий темп роста цен и тарифов отмечен в секторе продовольственных товаров и сфере коммунальных услуг. Так, цены на муку выросли на 29,2%, на сахар - на 38%, на услуги ЖКХ и водоснабжение - на 46%. Оплата этих расходов является необходимой и поглощает значительную часть доходов даже среднеоплачиваемых белорусов. Источников, чтобы делать сбережения, остается меньше.

Данный фактор, учитывая финансовое состояние белорусских работодателей (а это в основном государственные предприятия), а также вполне прогнозируемый рост цен в ближайшие три-четыре месяца на уровне 2-3%, по-видимому, будет сказываться на темпах прироста рублевых сбережений населения еще довольно долго.

Во-вторых, стремление Национального банка удешевить кредитные ресурсы для реального сектора экономики за счет быстрого понижения своей ставки рефинансирования и ограничения банковской маржи по депозитно-кредитным операциям для коммерческих банков привело к тому, что реальная доходность рублевых сбережений для физических лиц упала до уровня, несопоставимого с рисками хранения сбережений в белорусских банках. Если исходить из средних ставок привлечения срочных депозитов на уровне 24-26% годовых, то эту реальную доходность сегодня можно определить на уровне 0,1-0,15% в месяц, или 1,2-1,8% в годовом исчислении.

На приведенном графике 2 эта реальная доходность находится между кривыми инфляции и ставки рефинансирования Национального банка - 28% годовых, или 2,3% в месячном исчислении. Но на самом деле она меньше, так как в силу высоких норм обязательного резервирования банки не могут привлекать деньги физических лиц на уровне ставки рефинансирования. Это очень низкий уровень доходности для страны с нестабильной экономикой и банковской системой, подверженной большим политическим и экономическим рискам.

Аналогичным образом, если уровень месячной инфляции в ноябре-декабре текущего года превысит отметку в 2%, то реальные ставки по срочным рублевым депозитам вообще выйдут на отрицательный уровень. Причем этот отрицательный уровень для населения со средними доходами, расходующего до 70-80% своих денег на оплату питания и коммунальных услуг, будет еще более значительным.

Целеустремленные действия Национального банка по понижению процентных ставок по кредитам коснулись, как известно, и ставок по валютным депозитам для физических лиц. Их средний уровень в последние месяцы опустился до непривычных для Беларуси 4-5% годовых. В результате, учитывая примерно 0,8-1% ежемесячного понижения обменного курса белорусского рубля и 1,9% среднемесячной инфляции, хранение валюты на банковских депозитах при условии последующей ее конвертации в рубли для покупок на внутреннем рынке экономически тоже является убыточным.

На графике 2 это отражено как расстояние между кривыми уровня инфляции и уровня девальвации. Исключение составляют ситуации, когда валюта сберегается на банковских счетах для последующего вывоза за границу и использования ее для оплаты покупок в странах с низким уровнем инфляции. Что, впрочем, характерно для подавляющего большинства европейских государств.

Белорусское население, однако, весьма любопытно отреагировало на эту ситуацию, и темп роста срочных валютных депозитов в октябре этого года повысился. Если за январь - сентябрь текущего года они выросли на 27,5%, то есть в среднем примерно по 2% в месяц, то за октябрь они выросли на 3,6% и достигли по состоянию на 1 ноября 457 млн. USD.

Из этого напрашивается, как минимум, два вывода. Первый - валютные сбережения физических лиц в белорусских банках не предназначены в своем большинстве для оплаты покупок внутри страны. Второй - часть рублевых сбережений перекочевала в валютные. И, соответственно, если доходность по рублевым сбережениям будет ухудшаться и дальше, то спрос на наличную валюту со стороны физических лиц внутри страны будет возрастать.

Следует также отметить, что, помимо сокращения объема средств на срочных рублевых депозитах физических лиц, в октябре изменилась тенденция приращения остатков рублевых средств на текущих счетах предприятий.

Если в августе-сентябре они прирастали на банковских счетах, то в октябре снизились сразу на 6,5%, или на 45,6 млрд. BYR в абсолютных величинах. И хотя по итогам 10 месяцев еще имеется серьезный прирост по номиналу на 36%, или на 13% с учетом инфляции, но сама тенденция представляется тревожной. Тем более что именно в октябре одновременно зафиксирован большой прирост недоимки по платежам предприятий в бюджеты различных уровней.

Ситуация усугубляется еще и тем, что сокращение запасов рублевых средств на счетах предприятий зафиксировано на фоне существенного прироста показателя чистого внутреннего рублевого кредита (кредитной эмиссии) в Национальном банке. При приросте этого показателя за 10 месяцев на 24,1% только за октябрь он вырос на 5,2%, значительно превысив среднемесячный темп, в том числе кредитование бюджета правительства за этот же месяц подросло на 6,6%.

Как минимум, эти данные свидетельствуют о том, что правительство явно не укладывается в прогнозные показатели по темпу роста заработной платы в бюджетных отраслях и готово пойти на значительную денежную эмиссию ради этого.

Национальный банк вряд ли сможет устоять против давления правительства, а следовательно, можно ожидать очередного всплеска прироста денежной массы за счет этого инфляционного источника. Причем в наиболее “горячей” форме - наличных денег. Которая, кстати, в течение большей половины года росла относительно умеренными темпами (см. график 3).

Безусловно, это может улучшить состояние рублевой ликвидности на денежном рынке, в том числе и за счет пополнения текущих счетов предприятий, но наиболее сильно отразится на внутреннем валютном рынке, а также скажется на темпе роста потребительских цен.

Какие действия предпримут в связи с этим правительство и центральный банк, можно только предполагать. Но, учитывая, что рационального и безболезненного выхода попросту не существует, можно ожидать каких-то мероприятий, имитирующих стремление снизить возможные отрицательные последствия.

Например, в последнее время активно муссируется идея, родившаяся у одного из активных создателей специфической белорусской модели экономики, о переводе счетов всех государственных предприятий в банки, где у государства имеется контрольный пакет. В чем смысл этой идеи - понять сложно. Прежде всего потому, что здравым смыслом там и не пахнет, а вероятность отрицательных последствий более чем очевидна.

Если авторы идеи полагают, что концентрация счетов госпредприятий в ограниченном числе государственных банков сможет существенно увеличить общие свободные денежные остатки на текущих счетах и использовать их в качестве краткосрочных кредитных ресурсов для кредитования других предприятий и тем самым создать им лучшие условия для хозяйствования, то это иллюзия. Уже сегодня три банка, которые безо всяких оговорок можно именовать государственными (Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк), контролируют до 75-80% всех пассивов и активов банковской системы. Увеличение их доли еще на 5-10% ничего не изменит.

Зато ряд негосударственных банков, имевших неплохие инвестиционные проекты с государственными предприятиями и намеревавшиеся привлечь для этого деньги своих иностранных партнеров, будут вынуждены незамедлительно заморозить их.

Равным образом и внешние инвесторы, особенно российские, работающие с конкретными предприятиями преимущественно через аффилиированные банки, тоже будут вынуждены крепко задуматься. Тем более что в России предприятиям разрешено иметь неограниченное число счетов в различных банках-резидентах.

Вряд ли эта идея, если она начнет воплощаться в жизнь, вызовет восторг и на государственных предприятиях, но они будут вынуждены исполнить указание в случае его поступления. Кто его отдаст? Большой вопрос. Национальный банк, скорее всего, уклонится, так как это, кроме всего прочего, противоречит Банковскому кодексу. Правительство же, надо полагать, передаст это на уровень ведомств, осуществляющих реализацию прав собственника, то есть министерств и концернов. А им, собственно говоря, и раньше никто не мешал это сделать, но они вполне разумно предпочитали не вмешиваться в вопросы оперативной деятельности директорского корпуса. Но если вынудят, то от греха подальше - и соответствующие указания появятся.

А после этого Беларусь будет принимать миссии МВФ, ВБ и рассуждать о вступлении в ВТО и предоставлении равных условий хозяйствования с Россией.

В общем, оснований для пессимизма опять стало больше, чем для оптимизма.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ