Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №88(15.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Gazeta.kz,
11 декабря 2003

Парадоксы сельского хозяйства

Петр Новиков

О важности реформирования и развития аграрного сектора республики говорят многие - ученые, политики с высоких трибун, да и пресса регулярно поднимает эту тему.

Однако этот сектор с начала независимости, как попал в разруху, так и продолжает оставаться в весьма затруднительном состоянии.

И, тем не менее, здесь творятся парадоксальные вещи. Если перефразировать известный афоризм, получается, что в Казахстане две беды: неурожайный год и фантастический урожай.

В стародавние времена, за такое изобилие, которое рождает казахстанская земля, первого секретаря ЦК Компартии КазССР наградили бы золотой звездой героя Советского Союза. Когда в прошлом году крестьяне собрали огромный урожай, многие забили тревогу, которая чуть не перешла в панику или национальное бедствие.

Такое же положение складывается с производством овощных культур. Бывало даже такое: в прошлом году в период овощного урожая, часть плодов праведных трудов могут просто пропасть, не дойдя до потребителя. Почему это происходит? Все упирается в отсутствие государственной сельскохозяйственной политики, рыночных механизмов, нормальной законодательной базы, маркетинговых исследований.

Кроме того разрушена система заготовительных контор, которая существовала в бытность советской власти. Простой крестьянин иногда до рынка может и не доехать, чтобы реализовать свою продукцию.

В прошлом году была создана ассоциация "Казахстанский лизинг", которая активно готовила предложения по созданию благоприятных законодательных, инвестиционных условий для развития лизинга, в том числе и при покупке сельскохозяйственной техники. Это - новая и эффективная альтернатива приобретения имущества в собственность и возможность получения прибыли быстро. Но, к сожалению, сегодня нет государственных гарантий лизингодателю, и дает он новую дорогостоящую технику клиентам с огромным риском. Налоговый кодекс также игнорирует лизинг. Все это сдерживает развитие новой формы предпринимательства.

В каждом из прилегающих к Алматы районе от 10 до 20 тыс. га незадействованных поливных, пахотных земель. Почему так происходит?! У фермеров нет средств на развитие, нет ликвидного залогового имущества. Благодаря этому инвесторы (банкиры) не хотят к ним идти. Кроме того, сельское хозяйство считается одним из самых рискованных и требующих длинных денег. Инвесторы же, несмотря на избыток свободных финансовых ресурсов, не желают вкладываться в долгие и рискованные проекты.

Недоедание в период подъема

Годы независимости РК - это период перманентных реформ. К несчастью, реформы толком не затронули аграрный сектор. Несмотря на то, что в Казахстане заложен мощный сельскохозяйственный потенциал, находится он в затруднительном положении. Казалось бы, и денег уже накоплено предостаточно, и появляются свои сельхозпредприятия, так нет же, - в республику продолжают завозить мясное и овощное сырье и продукцию наши добрые соседи из Узбекистана, Киргизии, России, Китая и т.д.

К примеру, в Алматы за последние годы заметно нарастили свои мощности предприятия, перерабатывающие сельхозпродукцию. В городе действуют пять крупных молочных комбината, 56 колбасных цехов, предприятия по переработке плодоовощной продукции, значительное количество линий по выпуску соков.

Только за 2002 год общий объем производства пищевых продуктов в г.Алматы достиг 33081,4 млн.тенге. Возросло производство большинства из учитываемых продуктов питания, а выпуск некоторых из них увеличился более чем в полтора раза, это: консервы мясорастительные - 216,7%, масло подсолнечное рафинированное - 247,3%, обработанное жидкое молоко и сливки - 186,5%, кетчуп и томатные соусы - 229,3%, майонез -155,2%.

Но что самое интересное - сырье для этих предприятий: молоко, мясо, рыбу, овощи, фрукты - до 80% завозят из Узбекистана, Киргизии и России. Из 8 заводов по производству сахара сохранились 4, которые обеспечиваются местным сырьем не более чем на 10%. Из местного сырья вырабатывается 5% потребности республики в сахаре, а остальное завозится извне по цене в 1,5-2 раза дороже. В результате финансовые средства, выплачиваемые за импортируемое сырье, уходят за пределы страны, не принимая участия в ее экономике. Хотя в лучшие годы Казахстан мог удовлетворить до 25-30% потребности внутреннего рынка за счет собственного сырья.

Другая парадоксальная ситуация. Казахстанский рынок вроде бы насыщен разнообразной сельхозпродукцией. Но потребление мяса, рыбы, молока, фруктов и овощей неуклонно снижается. На долю сельскохозяйственной и продовольственной продукции в структуре импорта Казахстана в настоящее время приходится порядка 8 процентов. Основная доля импорта продуктов переработки сельского хозяйства приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью. К ним можно отнести молочные продукты: творог, производство которого внутри республики покрывает всего 10,6 процента потребностей, производство сыра обеспечено всего на 10,9 процента, масла сливочного - на 10,3 процента, маргарина - на 40,2 и майонеза - на 58,8 процента.

Республика для покрытия внутренних потребностей в больших объемах импортирует масло и растительные жиры в объеме 58 процентов от производимого в стране, колбасных изделий - 50 процентов, сахара - 49%, мясных консервов в объеме 94%. Казахстан также импортирует 82% рыбопродуктов и неизвестное, но, видимо, солидное количество муки и макаронных изделий.

Хотя по многим позициям, например, растительному маслу, в республике существует возможность отказаться от импорта при налаживании соответствующих производств внутри республики.

В объеме продукции сельского хозяйства в текущем году увеличилось производство пищевых продуктов, в том числе муки (на 112,3 процента), сахара (110 процентов), колбасных изделий (110,5 процента), сливочного масла (157,4 процента).

В то же время недостаточный платежеспособный спрос населения страны отрицательно сказывается на уровне потребления основных продуктов питания. Так, в прошлом году потребление мяса составило только 55% от рациональной нормы, овощей - 60%, яиц - 78%, а фруктов и ягод - в пределах 39%. Причем, эти цифры ежегодно снижаются. На этом фоне довольно бледно выглядит радостное известие о необычно большом урожае, собранном в этом году, не говоря уже о прочих достижениях - незначительном повышении рентабельности сельхозпредприятий и увеличении финансирования из госбюджета.

Не так давно в прессе освещалась проблема, когда военкоматы не могут призвать в регулярные ряды доблестной казахстанской армии нужное количество потенциальных защитников родины. Благодаря дефициту белков, углеводов, витаминов, жиров молодые организмы страдают дистрофией, умственными отклонениями, психическими расстройствами и прочим набором заболеваний. Если раньше родители пытались "отмазать" от армии своих чад, то сегодня они стараются "развести" с военкомами, что бы их сыновей призвали на действительную военную службу. Для прокорма.

По мнению медиков, пищевой дефицит грозит обернуться деградацией населения не только на биологическом уровне, но и на социальном. И это в период небывалых экономических успехов и роста!

Неблагоприятна внутренняя обстановка, когда основными законодателями цен стали отнюдь не столбовые крестьяне-производители, а перекупщики-посредники. Последние и получают львиную долю выручки. Произошло это благодаря тому, что аграрный сектор находится в хаотичном, неотрегулированном рынке, где местные власти слились с частным капиталом. Ведь чем хорош зерновой бизнес, - большие партии товара приносят большие деньги и сразу. Получается, что видимый "хаос" на с/х рынке выгоден аграрным донам Корлеоне.

Правительство, быстрыми темпами провело реформирование на селе и, в первую очередь, эти преобразования затронули совхозы. С одной стороны, центральные органы власти стремились провести разгосударствление для того, чтобы "выглядеть в лучшем свете" перед мировым сообществом в виде иностранных инвесторов и, стремясь избавиться от тяжелого бремени дотирования аграрного сектора, с другой - подобными мерами они пытались сохранить за собой функции административного управления агропромом посредством назначения руководителей хозяйств.

Тем не менее, на поверку оказалось, что осуществление реорганизации крупных хозяйств и других структур - явление более сложное. Так, в ходе разгосударствления при поспешном и необдуманном его проведении возникло резкое снижение технической оснащенности хозяйств и эффективность использования основных технических фондов.

В начале этого года глава государства утвердил агропродовольственную программу. Для достижения этой цели предусматривается решить ряд задач. В частности, "необходимо добиться, чтобы каждый житель страны имел возможность питаться на уровне не ниже установленных стандартов потребления". В этой связи, по мнению главы минсельхоза вице-премьера Ахметжана Есимова, правительству предстоит разработать и утвердить национальные стандарты потребления на душу населения.

В это же самое время, Академия питания подготовила предложения сократить в будущем году количество калорий в этой корзине на 400. Переедают, однако, казахстанцы.

Дотации - это благо?

Высокопоставленные чины из правительства неоднократно заявляли, что в агропромышленный комплекс регулярно увеличиваются дотации. Дотации - дело вроде бы благое. Но здесь важно учесть одну деталь. В данном случае важен не объем дотирования, а структура и механизмы для распределения финансовых ресурсов. Коль скоро, сельское хозяйство находится в хаотичном, неотрегулированном рынке, не выработаны финансовые механизмы и не созданы принципы эффективного менеджмента, дотировать его, все равно, что выбрасывать деньги в трубу или сжигать на костре. Непонятно, куда уходят эти дотации и помогают ли они реально? Судя по сегодняшнему состоянию в с/х, бездумное увеличение дотирования - мертвому припарки. Добро все-таки должно быть с головой.

Министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов по этому поводу сказал, что ждать каких-то кредитов или государственного закупа произведенной продукции не стоит. Ситуация в корне изменилась. "Агропромышленный комплекс, как и вся экономика страны, работает в условиях рыночных взаимоотношений, и возврата к прошлому не будет".

Подтверждает эту мысль и официозная "Казправда": "…в числе проблем, которые еще предстоит решить государству, следует назвать недостаточную эффективность использования выделяемых бюджетных средств на поддержку села, изношенность машинно-тракторного парка, отставание социальной сферы. В ускоренном развитии нуждается и перерабатывающая отрасль. Пока в стране перерабатывается только 11% произведенного молока, 10 - мяса, 14 - зерновых и 48 процентов - масличных культур". Однако центральный официальный печатный рупор сам себе противоречит, говоря, что Казахстан самообеспечивается по объемам производства сельхозпродукции. Излишки же уходят на экспорт, создавая тем самым продуктовую безопасность стране. Парадоксально, но факт, республика все более активно выходит на мировой рынок сельскохозяйственной продукции. Основой экспорта сельского хозяйства страны является казахстанское зерно.

В преддверии вступления страны в ВТО особую актуальность приобретает качество производимых товаров. Только когда отечественная продукция начнет соответствовать мировым стандартам, она сможет занять достойное место на рынках продовольствия. В этом деле велика роль местных органов власти, которым по силам оказать поддержку всем эффективным проектам в сфере развития малых и средних производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Структура экономики считается оптимальной только в том случае, когда на долю сельского хозяйства приходится 10-11 процентов ВВП страны. В последние годы этот показатель для Казахстана - около 9 процентов. Таким образом, предстоит задача нарастить необходимые 2-2,5 процента.

Сейчас темпы роста в промышленном секторе более чем в три раза выше, чем в аграрном. Отсюда и проблемы привлечения инвестиций. В свое время создавались фонды льготного кредитования АПК (агропромышленного комплекса), проводились эксперименты с другими финансовыми схемами. Но на практике оказывалось, что заемщики не торопятся возвращать деньги. Поэтому предстоит создать систему кредитования, при которой будут гарантии возврата кредитов.

Технические условия

Весь земельный фонд Республики Казахстан составляет сегодня 272,5 миллиона гектаров. Из них 120,8 миллиона (44,3%) - это так называемые земли запаса. О передаче же в частную собственность речь идет лишь о 90,9 миллионов гектаров (33,4%), составляющих площади сельскохозяйственного назначения. Из них 59 миллионов (65%) - пастбища, 20 миллионов (22,3%) - пашня, далее идут залежи, сенокосные земли, многолетние насаждения и другие угодья.

В свою очередь, пастбища, если используются двумя и более хозяйствующими субъектами, не подлежат передаче в частные руки. Поэтому, из общей площади земель сельскохозяйственного назначения для передачи в частную собственность, интерес предоставляют лишь 20 миллионов гектаров пашни (8% всех земель).

Сегодня в частной собственности находится 400 тысяч гектаров земли. Это личные подсобные хозяйства - 224,2 тысяч гектара (55,8%), участки под садоводство и дачное строительство - 87,6 тысяч (87,6%), 40,5 тысяч гектаров (10%) находится под индивидуальным строительством, 38 тысяч гектаров (9,5%) заняты предприятиями промышленности, транспорта и связи и т.д., другие сервисные службы владеют 11,8 тысячи гектарами (2,9%).

Таким образом, сегодня 2,8 миллиона казахстанцев уже являются частными собственниками земли. На площади сельхозназначения предусмотрено три вида землепользования - постоянное, временное (аренда) и частная собственность.

Аграрный сектор, как основная часть АПК, представлен более 5 тыс. сельскохозяйственными формированиями, основанными на частной форме собственности имуществом и средствами. В их числе 5296 крестьянских (фермерских) хозяйств, 173 предприятия с различными формами хозяйствования: производственные кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества. На долю сельхозпредприятий приходится 1 млн. 803 тыс.га сельхозугодий и 570 тыс.га пашни. Крестьянские хозяйства занимают 7 млн. 568 тыс.га сельхозугодий и 709 тыс.га пашни. На начало текущего года более 102 тысяч землевладельцев использовали 7,6 миллиона гектаров сельхозугодий, из которых 4,6 миллиона гектаров - пашня.

По мнению ученых, реформа должна была быть направлена на приспособление материально-технической базы крупных хозяйств к потребностям создаваемых мелких крестьянских и фермерских структур, наделение землей, в первую очередь, тех, кто имеет возможность обрабатывать эту землю. К субъективным факторам противодействия аграрному реформированию, считают ученые НИИ экономики и организации АПК, следует отнести незаинтересованность в нем: административно-управленческого персонала хозяйств; колхозников и рабочих совхозов, которых устраивали условия труда и социальной защиты в общественном производстве; руководителей административно-территориальных делений. Реформирование с самого начала проводилось административно-командными методами и было направлено на лишение подавляющей массы людей средств производства и сосредоточения их у незначительной части. В результате приватизации "небольшая группа людей завладела огромным количеством реального богатства, в то время как подавляющая масса населения получила свидетельства на собственность, не представляющие никакой ценности на рынке".

Однажды президент Назарбаев сказал о том, что необходимо оказывать поддержку "перспективным" селам. 792 населенных пункта на сегодняшний день "неперспективны". А проживает сегодня на селе свыше 40 процентов населения. Их жители будут переселены в другие села. Понятно, что 40% - слишком большое число и его нужно сокращать.

С другой стороны возникает вопрос: что из этого может получиться? Сельское хозяйство - это, как известно, особый тип жизни и особое мировоззрение, присущее в Казахстане не только 6 миллионам сельских жителей. Это мировоззрение не переменить в одночасье переселением "избыточного" населения в "другие села". "Другим селом", как правило, становится южная столица. Вновь прибывающим жителям порой трудно освоится в каменных холодных джунглях городской среды, поэтому некоторые выбирают легкий способ наживы - криминал. Когда жители провинциальной Акмолы вдруг в одночасье сделались столичными жителями, сам президент отметил, что уровень культуры у новых столичных жителей далек от уровня, соответствующего главному городу.

Еще из университетского курса по истории и политологии известно, что общность людей, которые бросили насиженные места (в селах) и поменяли традиционный уклад и метод ведения хозяйства, называются маргиналами. Этот процесс, в том виде, как он здесь обозначен, никак не отражен в СМИ. Захотят ли "неперспективные" жители переезжать именно в села (или даже в райцентры)? Однако, судя по размаху внутренней миграции из сел в города, ответ скорее "нет" чем "да".

Цена вопроса

"В 2003-2005 годы в сельскую экономику страны государство планирует вложить более 150 млрд. тенге", - сказал президент РК. Но что означает эта сумма? Сколько всего нужно денег? На что нужно тратить? Список будет достаточно большим, на перечисление которого не хватит ни места, ни времени. Это стоимость тракторно-комбайнового парка, с учетом амортизации, это удобрения, которые необходимо вносить каждый год, это хранение и сушка, первичная переработка, наконец, это дороги, а в наших условиях, это еще и еще раз дороги. И это кроме денег на животноводство - со стойловым содержанием в наших условиях 220 дней в году, - вторичную переработку сырья и т.д. и т.п.

Сельскохозяйственное производство Казахстана находится в более неблагоприятных условиях, чем большинство республик СНГ. Годовое количество осадков колеблется от 90 мм в пустыне, до 1000-1600 мм в высокогорьях и предгорья) Заилийского Алатау и Алтая. В равнинных земледельческих районах выпадает 250-400 мм осадков в год. Летний период на юге начинается с середины мая, а на севере - в начале июня. Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на специфику системы ведения сельского хозяйства и пространственное размещение сельскохозяйственного производства.

В последние годы, к сожалению, в крестьянской практике все реже встречается такое понятие, как "культура земледелия". А низкий уровень организации агротехнических работ соответственно ограничивает экспортные возможности производителей. Для увеличения выпуска продукции растениеводства и повышения его экономической эффективности, планируется расширить площади под рентабельные виды сельскохозяйственных культур. Структура их посевов будет адаптирована к природно-климатическим условиям регионов. В западных областях страны, например, увеличатся площади озимых пшеницы и ржи, а в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской - будут увеличены площади под твердую пшеницу, зернобобовые и зернофуражные сорта. Посевы крупяных и масличных расширятся в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, под кукурузу, сою и сахарную свеклу - в Алматинской и Жамбылской областях.

Кроме того, деньги в сельское хозяйство необходимо вкладывать постоянно, а не до вступления в ВТО. Если даже отбросить расходы на технику, повесив их на дотацию, и вкладывать только лишь в пашню, получится 23,6 доллара на гектар в течение трех лет. Для сравнения скажем, что в той же Канаде в гектар вкладывается 100 долларов США, в России же только 15 долларов. Маловероятно, что это решит проблемы сельского хозяйства тем более за 3 года. Благодаря деградации земель, выбыло из оборота около 9 миллионов гектаров пашни. Износ основных фондов; выбытие идет в четыре раза быстрее, чем пополнение.

Сельскохозяйственный ужастик

Как известно, село разваливалось на протяжении всей независимости. Подытожим "накопленное".

Во-первых, положительная динамика имеет место с исключительно низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности развития животноводства.

Во-вторых, экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.

В-третьих, экономический рост носит очаговый и секторный характер. Он имеет место в секторе "новых операторов" на фоне продолжения стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива "традиционных" форм хозяйствования. Рост объемов продаж и прибыльности в растениеводстве пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения в животноводстве. Более того, наблюдается постепенное увеличение импорта животноводческой продукции.

В-четвертых, обостряется проблема кадрового потенциала аграрного сектора, вызванная оттоком квалифицированных кадров во внешнюю и внутреннюю эмиграцию и деквалификацией остающейся рабочей силы.

В-пятых, перераспределение земли и прав собственности в аграрном секторе не было подкреплено соответствующими макроэкономическими преобразованиями и развитием рыночных институтов; более того, за годы реформы общеэкономические условия ведения сельского хозяйства существенно ухудшились. Ослабление роли государства нашло отражение в резко увеличившемся диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, сокращении аграрных статей в государственном бюджете, невыполнении обязательств властей и органов управления по закупкам сельскохозяйственной продукции.

Высокая себестоимость казахстанского сельского хозяйства связана с нескольким факторами. К примеру, климат - зона неустойчивого земледелия, как следствие - высокие производственные издержки. Из-за этого невозможность конкурировать по цене с импортной продукцией - в основном, глубокой переработки, например, консервами. На сегодня в сельскохозяйственном производстве используется всего лишь 27% имеющихся угодий. В сравнении с 90-м годом в 99 г. посевные площади сократились почти в четыре раза.

Более того, почва не обрабатывалась, агротехника устарела, в ходе сева использовались несортовые семена низкого качества, что привело к повальному засорению полей, распространению саранчи, поражению культур болезнями. И как следствие: низкая урожайность, ухудшение качества зерна, падение его конкурентоспособности на рынке. Чтобы выправить положение, нужно повысить ответственность за строжайшее соблюдение технологии выращивания зерновых культур.

Далее, высокие транспортные издержки вследствие протяженности территорий, удаленности пунктов производства от пунктов переработки и от пунктов потребления; неразвитость автодорожной и железнодорожной сети. С технической точки зрения, закуп новой импортной сельхозтехники проводится в объемах явно недостаточных для решения проблемы. (Если вдуматься, то и импорт не может решить эту проблему). Изношенность тракторно-комбайнового парка. Нагрузка на сельскохозяйственную технику возросла в два раза выше нормативной.

Наряду с обострением традиционных для села социальных проблем - узостью сферы приложения труда, низкого уровня доходов населения, отставания социальной сферы, появились новые. В этом свете особняком встают такие проблемы, как превышение, начиная с 1992 г. смертности сельского населения над рождаемостью. Рост сельской безработицы. Зарегистрированная сельская безработица составила 5, 2% против 3, 5% в городе. Усиление процесса социальной дифференциации в сельском обществе. Свертывание сети объектов сельской социальной сферы. Рост информационной изолированности аула. Деквалификация рабочей силы.

Что пришло на смену сломанной аграрной формации на современном этапе? По существу, сейчас в стране формируется новый земельный и аграрный строй, основу которого составляет частное землевладение, приватизированными колхозами и совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.

Финансовое положение основных предприятий достаточно тяжелое ввиду накопленных долгов. А долговой кризис, кредиторская задолженность превышает во много раз и объем реализации, и в несколько раз зарплату. В Правительстве обсуждается возможность расширения мер по реструктуризации задолженности в сельском хозяйстве и на предприятиях сельхозмашиностроения, однако, простое списание долгов сельхозпредприятиям - это только паллиатив решения проблемы).

Ряд государственных бюджетных программ неэффективен, т.е. не достигает (или не полностью достигает) поставленных целей. Однако программы по субсидированию расходов на ресурсы (минеральные удобрения, средства защиты растений, покупка племенного скота, сортовых семян и д.р.), лизинговая программа, программа субсидирования ставки банковского процента показывают относительно высокую эффективность и нуждаются в дальнейшей поддержке.

Во всем мире сельское хозяйство существует, когда закупочная цена на пшеницу держится на уровне 200 долларов за тонну. Как оно выйдет из кризиса "до 2010 года"? Очень невыгодные для АПК изменение ценовых пропорций в период реформ, за последние 10 лет. Т.е. стоимость покупки машин, оборудования, ГСМ, во много раз превышает стоимость продажи с/х продукции. Низкая эффективность функционирования аграрных рынков в стране. Неконкурентность по качеству с некоторыми видами импортной продукции. В республике практически отсутствует пищевкусовая перерабатывающая промышленность. Расфасовка импортного концентрата не в счет.

Финансовые потоки

Иностранные инвестиции, в основном, направляются в рамках вертикально интегрированных продовольственных цепочек: переработчики сельскохозяйственной продукции и трейдеры создают через них собственную сырьевую базу. Сегодня одна из важнейших проблем в агропромышленном комплексе, особенно в сельском хозяйстве, связана с отсутствием инвестиций.

Понятно, что любые преобразования, любые методы развития технологий, модернизация, прежде всего, связаны с ресурсами. Как можно привлечь инвестиции - коммерческие, банковские, крупных инвесторов - участников самого рынка? Эти инвестиции можно привлечь только тогда, когда будет совершенно четкая, ясная на среднесрочную перспективу политика государства. То есть когда все участники производства, переработки продукции, ее реализации будут понимать степень своего риска и верить, что деньги можно вкладывать на долгосрочный период. То есть, главное - это организация продовольственного рынка. А это значит, во-первых, что этот рынок нужно идентифицировать, то есть выявить отдельные рынки со своей спецификой и со своими нюансами в подходах: зерновой, молочный, мясной, сахара, растительного масла и так далее.

Кстати говоря, эти рынки, как правило, совпадают, с одной стороны, с межрегиональными поставками продукции, а с другой стороны, они выходят на проблему продовольственной безопасности.

Интенсификация с/х производства должна, по идее, обусловливать быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что, в свою очередь, должно положительно влиять на темпы роста отечественной индустрии. Однако этого не происходит. Сбыт продукции зависит, во-первых, от своевременного вывоза продукции, от доставки потребителю, а, во-вторых, от платежеспособного спроса, у которого все последние годы была отрицательная динамика. Поскольку рынки сбыта у нас удалены от основных производителей продукции, проблема отсутствия перерабатывающей промышленности выходит на первый план. Вообще, в наших условиях, проблема сбыта сельхозпродукции превращается из чисто маркетинговой в маркетинго-географическую. К ней подвязываются и проблема логистики (доставки), и проблема разрушения теневых рынков.

Богатые граждане, богатое сельское хозяйство

По мнению экспертов, экономический прогресс в с/х отрасли может быть достигнут при росте реальных доходов населения. В ближайшей и отдаленной перспективе эластичность спроса на продовольствие по доходам будет оставаться весьма высокой, так что не менее половины прироста реальных доходов населения (если он будет иметь место) будет расходоваться на покупку продуктов питания.

Благоприятная тенденция в динамике соотношения цен на средства производства для сельского хозяйства и сельскохозяйственную продукцию - рост цен на сельскохозяйственную продукцию пока опережает рост цен на основные покупные средства производства для сельского хозяйства. Если за последующие годы пищевая промышленность станет объектом крупных отечественных и иностранных инвестиций, это приведет к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. По прогнозам ученых, в ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье будет наблюдаться, прежде всего, в производстве молока, пивоваренного ячменя, подсолнечника, овощей и фруктов предназначенных для промышленной переработки.

Появление новых инвесторов-операторов, которые "трансформируют" указанные выше благоприятные возможности в реальный экономический рост.

На взгляд экспертов, основные шаги, которые должны будут входить в стратегию подъема агропромышленного комплекса, могут включать большой комплекс мер. Сюда относится привлечение новых биотехнологий, в том числе в микробиологии в племенном животноводстве и селекции растений, базируясь на собственном материале, чтобы не зависеть от импорта новых сортов.

Государственные дотации, прежде всего, в перерабатывающую отрасль, дорожное строительство и селекцию. Поддержка внутреннего товаропроизводителя (государственный протекционизм). Широкие инвестиции в пищевую отрасль. Государственное регулирование внутренних цен. В том числе устранение причин ценового сговора посредников и перекупщиков, правовая и силовая поддержка непосредственного производителя. Принятие закона о паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве. Надо расширять кооперацию и интеграцию в агропромышленном комплексе, создавать средние и мелкие агроформирования с включением в них перерабатывающих и обслуживающих организаций.

Доходы от нефти не способны кормить страну постоянно. И накапливать средства для развития надо с сельского хозяйства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ