Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №89(01.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русский мир

Виктор Михайлов, Александра Докучаева

Понятие Русский мир впервые прозвучало официально на Конгрессе соотечественников из уст Президента России В.В.Путина. Особо он подчеркнул в своём выступлении  необходимость собирания Русского мира. Но кто должен взять на себя этот сизифов труд? Кого он должен объединять?

Возможно ли вообще такое объединение? Ведь не случайно на Конгрессе отмечалось, что русские организации за рубежом разрознены, они не только сообща не защищают свои права, но и наоборот: враждуют и борются друг с другом. Вопрос этот проблематичен. О нём спорят. Примером тому публикуемые ниже материалы: интервью профессора Владимира Квинта из США, одного из руководителей общественного объединения «Международный Совет российских соотечественников» и статья «Ванька, смотри!» (Чьи соотечественники, русские за рубежом?)» Николая Донского  - из Израиля.

О судьбе Русского мира также размещенный следом интересный  документ, поступивший от наших корреспондентов из Казахстана, и комментарии к нему Союза православных граждан России и «Центра содействия демократии» из  г.Кокчетава.  

Строительство Русского мира, к которому проявлен высочайший интерес в России, становится модной темой  для ученых, политиков, общественности. В приобщении к этой теме некоторые видят и непосредственную материальную выгоду, надеясь получить под свои проекты из средств, выделяемых  в России на поддержку соотечественников за рубежом.  В частности, об этом мечтают авторы «Концепции создания русской общественной организации в Казахстане»

Строительством «Русского мира» в отдельно взятой стране – Казахстане, решила заняться администрация Президента этой республики. В преддверии наступающего 2004 года, который объявлен Годом России в Казахстане, появился документ - «Концепция создания русской общественной организации в Казахстане», разработанный, судя по всему в недрах аппарата.

Создание госструктурами, так называемых «русских общин», параллельно (точнее – перпендикулярно) существующим, приём не новый. Текст инструкции, добытой нашими друзьями, напоминает попытки, которые предпринимались еще в 90-х годах прошлого века в Тады-Кургане, Джамбуле, Акмоле (Астане) и т.д. Но все они терпели фиаско, потому что у них не было главного –  истинных целей, ради которых они создаются.  Назначенным лидерам велено было создать – они и создавали, а что делать не знали. Вот и теперь те, кто надумал создать параллельную русскую организацию понимают, что без авторитетных общественных организаций, таких как Республиканское славянское движения «Лад», они не будут иметь вес ни в Казахстане, ни в России. Это будет муляж к году России в Казахстане. Если господа управленцы из Администрации президента действительно желают создать мощное авторитетное русское движение в Казахстане, то движение на встречу должно быта обоюдным и соответствовать принципам, отражающим интересы русского населения.

У Республиканского славянского движения «Лад» они есть. Ладовцы с самого начала выступают, за демократическое правовое государство, за полное и действительное равноправие наций, за экономические реформы, которые обогащают народ, а не господ терещенко. И это общеказахстанские интересы. А жизнь показывает, что у русского народа, в этом государстве есть свои национальные интересы, для решения которых и создаются общественные организации русских. К сожалению, казахские власти игнорируют наиболее принципиальные и важнейшие для русского населения Казахстана требования, и в первую очередь – это государственный статус русского языка.  Поэтому в данный период,  исходя из сложившихся реалий, Русское движение в Казахстане может быть только оппозиционным. На наш взгляд, оппозиция должна быть конструктивной.  Движение «Лад»  готово к сотрудничеству. Но трагедия правящего режима как раз и состоит в том, что он не признаёт никакой оппозиции. Перед господином Терещенко, возглавляющим Ассамблею народов Казахстана, поставлена задача создать «правильное» русское движение. Никаких «не согласованных» требований оно не выдвигает и не выдвинет. Не случайно, отпуская комплимент русским Казахстана, называя их второй государствообразующей нацией, о подобающем государственном статусе русского языка – в Концепции – ни слова.




«Новые Известия»,
22 декабря 2003

Неотщепенцы.  Российской эмиграции хочется тепла Родины

Беседовала Марина Огородникова

Владимир КВИНТ известен, как человек, предсказавший распад СССР, отставку президента Ельцина и приход на его место "человека в погонах". Господин Квинт – доктор экономических наук, профессор Фордемского университета в Нью-Йорке. Во время его недавнего пребывания в Москве с российским американским профессором встретилась корреспондент "Новых Известий".

– Владимир Львович, приехали на родину давать экономические консультации?

– Это не главная цель. Дело в том, что год назад меня избрали сопредседателем общественной организации "Международный совет российских соотечественников". Ведь наша эмиграция – одна из самых многочисленных в мире. За пределами страны сейчас проживают 35 миллионов бывших россиян, из них 12 миллионов – в дальнем зарубежье. Эмиграция крайне разобщена, однако потребность в общении с соотечественниками в стране пребывания, а также в сохранении связей с исторической родиной огромная. Мы хотели бы аккумулировать духовный, социально-культурный, экономический потенциал российской диаспоры и активизировать ее общественную деятельность. В самом центре нью-йоркского Манхэттена недавно открыт украинский культурный центр. Каждый более или менее известный политик, писатель, экономист, поэт, приехавший в США из Украины, встречается там с соотечественниками. Своих бывших граждан, разъехавшихся в разные стороны света, постоянно собирают Италия, Аргентина, Япония, многие другие страны. Это нормально, это признак цивилизованного отношения государства к своим гражданам, пусть и бывшим. А китайское экономическое чудо, как известно, состоялось в том числе и потому, что государство сумело заинтересовать так называемых "хуацяо" – иностранных граждан китайского происхождения. Только в прошлом году они вложили в экономику Китая 30–40 миллиардов долларов прямых инвестиций. Россия пока не осознала до конца потенциал своего русского зарубежья. У нее нет до сих пор последовательной государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. В Америке, к примеру, нет ни одного центра, подобного украинскому, где бы русскоязычные мигранты чувствовали свою "нужность" России.

– А у бывших россиян на самом деле существует потребность в общении друг с другом, сохранении связей с Россией?

– Я живу в США 14 лет. Так получилось, что, начав преподавать в университете, первые 7 лет с бывшими соотечественниками никак не пересекался. Единственный человек, с кем повезло в тот период познакомиться и общаться на русском языке, – Вячеслав Фетисов. Вы не представляете, как, оказывается, сильно желание говорить по-русски, когда живешь в другой стране. Да дело даже не в этом. У меня теперь много американских друзей, я вообще с годами нашел, что все люди в какой-то степени схожи, все они делятся на "плохих" и "хороших". Но все-таки своеобразия общения с соотечественниками ничем не заменить! Когда общаешься с россиянами, отношения складываются совсем по-другому. Все происходит менее напряженно, своих легче понять, ведь у нас общие проблемы врастания в страну пребывания, общее мироощущение. Мы же все выросли на одной культуре. На Пушкине, Толстом, Достоевском, Ахматовой, Пастернаке…У людей есть потребность сохранять свою культуру, национальные традиции, получать образование, в том числе на русском языке, приобщать молодое поколение к историческому и культурному наследию России, несмотря на то, что они теперь находятся вдалеке от нее. В Бруклине живет эмигрант Леонид Школьник. Он создал клуб "Красный Пес", в котором русскоязычная молодежь собирается для совместного просмотра и обсуждения фильмов. Специального помещения у него нет: иногда такие встречи происходят в кафе или просто на дому у Леонида. Так вот на эти встречи люди едут из Коннектикута, Нью-Джерси! А на что существуют в США около 100 русскоязычных газет, 2 радиостанции, одна из которых вещает круглосуточно? Если бы у людей не было потребности общаться, получать информацию на родном языке, они бы давно закрылись.

– А что мешает вашему союзу, другим организациям, связанным с соотечественниками, "крепить дружбу" между собой, а заодно и с исторической родиной?

– Пока Россия полностью не повернется к своему многомиллионному русскоязычному зарубежью, вряд ли что-то кардинально изменится. Сдвиги, правда, наметились. Слава богу, эмигрантов перестали считать "отщепенцами"… А в 2001 году в Москве прошел Конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом. Было очень приятно слышать от президента страны Владимира Путина, что для него эмигранты – тоже россияне, хотя и живут по другую сторону границы. Совместные планы и конкретные проекты с представителями российского зарубежья наметились у московских властей. Например, в 2005 году наш международный совет примет участие в проведении Всемирных спортивные игр соотечественников, на которые съедутся бывшие россияне из многих стран мира. Однако за декларациями российских лидеров высится огромная стена бюрократии. Только что Дума поправила закон о гражданстве. Наконец, устранены требования, по которым получалось, что бывший гражданин РФ имел не больше прав на восстановление своего российского гражданства, чем, скажем, житель Нидерландов на получение такого же гражданства. Это же абсурд! Сохраняется проблема получения многократной визы, а без этого деловые люди, желающие вести свой бизнес в России, десять раз подумают: стоит ли. Если Россия намерена "адекватно" ответить на ужесточение Америкой правил въезда в страну, то эмиграция, на мой взгляд, должна быть выведена за скобки подобных дипломатических противостояний.




«Завтра» №51, декабрь 2003

"Ванька, смотри!" (Чьи соотечественники, русские за рубежом?)

Николай Донской

"Да что "Ванька", что "Ванька"! - воскликнул Иван. - Чего ванькать-то? Вечно кого-то боимся, кого-то опасаемся. Каждая гнида будет из себя... великую тварь строить, а тут обмирай от страха. Не хочу! Хватит! Надоело!"

Василий Шукшин. "До третьих петухов "

17 октября этого года участники Международного форума "Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России" направили письмо Президенту России, в котором среди прочего были и такие строки: "Русский мир не станет реальностью, если не будут укрепляться духовные основы этого мира, обеспечено сохранение русского языка, культуры и традиций россиян(!) во всем их многонациональном колорите".

Из строк этого послания видно, что "Русский мир" нуждается в укреплении своих ДУХОВНЫХ основ, сохранении русского языка, культуры и традиций РОССИЯН. У меня такое мнение, что авторы этого послания сами не понимали, о чем они пишут. Традиции у россиян разных национальностей - разные, как разные у них национальные культуры. Духовные основы россиян-иудеев не очень сопоставимы с духовными основами мусульман, а тем более - христиан. Так что абсолютно непонятно, что имели авторы, когда писали о духовных основах "Русского мира". "Многонациональный колорит" - это российская многонациональная культура - общность национальных культур народов, населяющих территорию Российской Федероации. Можно ли сказать о конкретном русском, что он носитель многонациональной российской культуры: традиций эвенков и ханси, бурятов и хакасов, татар и дагестанцев? Ведь часто у нас и о своей национальной культуре представления весьма неполные и поверхностные.

Мне до сих пор непонятно, откуда, как и почему возникло понятие "Русский мир" и что оно на самом деле означает? Если по аналогии с "Еврейским миром", то мы - русские, даже будучи гражданами Израиля, никак не являемся частью "Еврейского мира". Вы видели русских в еврейских общинах Москвы или Нью-Йорка, а тем более в руководстве этими организациями? То есть будучи гражданами государства Израиль, мы не являемся частью еврейского мира по той причине, что у нас нееврейская национальность (неиудейская религия). Никто не называет это расизмом? Это нормально, когда народ проявляет заботу в первую очередь о себе и о своем национальном государстве, а уже потом - обо всех остальных, если силы остаются? Да, это - нормально, это - практика всех национальных общин в любой стране, где они находятся на правах национальных меньшинств.

Так почему все-таки именно "Русский мир", а не "Российский мир"? Какая истинная цель этого нововведения? Ведь уже сейчас многим стало понятно и очевидно, что никогда ни евреи, ни азербайджанцы, ни грузины, ни туркмены, ни прочие национальные меньшинства России (да простят они меня за обобщения), уехав за рубеж и став там частью этого самого "Русского мира" и "Русскоязычной диаспоры", не будут искренне, душой, радеть за интересы России. И это нормальное явление, ибо, например, есть у азербайджанцев своя собственная национальная страна - Азербайджан, с которой они себя ассоциируют по духу, менталитету и культуре, а не согласно букве российского Закона. То же самое касается и российских евреев, у которых есть свое национальное государство - Израиль, к воссозданию которого они шли 2 тысячи лет. Грузины, армяне, молдаване - сколько их после развала СССР осталось на российских просторах, а сколько перебралось в Россию позднее в поисках убежища и куска хлеба? Китайцы, вьетнамцы, корейцы, индийцы ... Все они граждане России. Вы знаете немца, который давно живет в России, считает себя русским и абсолютно утратил всякую связь с Германией и немецким народом? Я тоже знаю таких людей, но пишу не о тех, кто ассимилировался за десятилетия и века проживания в России, а о тех, кто помнит и сегодня свои национальные корни, хочет их сохранить и идентифицирует себя как представителя некоренных народов России, т.е. исходя из положения  ООН "о меньшинствах", является нацменом.

Живя далеко за пределами России, мы видим, как происходит окончательное разрушение Русской диаспоры (в том виде, в котором она пребывала в прошлом), всегда, в любые мировые катаклизмы, ориентированной на Россию, и создание, под названием "Русский мир" и "Русскоязычная диаспора", некоего конгломерата, состоящего в основном из представителей национальных меньшинств России. Всех тех, кто выехал из России на ПМЖ в свои национальные государства или в "третьи страны".

Соотечественники - это люди, у которых одна общая Родина, одно общее Отечество. Именно - одно, а не два, три или четыре. У наших российских сограждан - грузин, армян, азербайджанцев, вьетнамцев, китайцев, туркменов, евреев и у многих других - есть за пределами России свои национальные государства, соотечественниками которых они себя считают. Хочется задать вопрос: чьи интересы будет отстаивать "российский" грузин в Германии или в Грузии, и "российский" еврей в Америке или в Израиле? Интересы России, или интересы Грузии и Израиля? Глупый, конечно, вопрос, но и ответы на него не отличаются оригинальностью: "мы с теплыми чувствами вспоминаем Россию и наших русских друзей, тех, с кем вместе учились (жили, служили, работали...), но почему вы не помогаете Израилю (Грузии, Украине, Армении, Азербайджану...)?" Сегодня это - соотечественники России. Соотечественниками называют тех, кто пишет о себе в русскоязычной зарубежной прессе: "наша бывшая Родина", "второй Египет"... Соотечественнички.

Еще раз хочу остановиться на том, что надо подходить с осторожностью к представителям тех народов, кто имея свои национальные государства, уже давно проживает на российской земле и не считает себя соотечественником своих национальных государств, с потомками политических беженцев из "горячих точек". Например, афганские беженцы, которые уже куда более ассоциируют себя с Россией, чем с Афганистаном. С этим надо считаться, поскольку люди выбрали для себя не стезю попутчиков России, а связали с ней свою судьбу и свое будущее.

Давайте перестанем себя обманывать и ответим честно: сегодня в зарубежье только русские и представители других коренных народов России, всячески разобщаемые и отодвигаемые на задний план более активными российскими "русскоязычными" соотечественниками, склонны в своих делах и в поступках ориентироваться на Россию, ибо другой Родины у них нет.

То там, то здесь говорят, что русские за рубежом не способны позаботиться о себе и о сохранении своей национальной русской культуры: в Израиле, Германии, США... И поэтому ее сохранение взяли на себя их российские соотечественники - евреи под предлогом того, что вклад евреев в русскую культуру огромен и не подлежит никакому сомнению. Причем абсолютно не принимается во внимание тот факт, что русская национальная культура уходит своими корнями в глубокую древность, самым тесным и неразрывным образом связана с Православием и с "доеврейской" историей Российского Государства. Я говорю именно о русской национальной, а не об "имперской" культуре, которая имеет к русской национальной культуре весьма касательное отношение. Если бы речь шла о пропаганде за рубежом российской многонациональной культуры, частью которой, несомненно, является и российская идишская культура, то это не вызывало бы никаких вопросов.

Не пугает ли вас, господа, что сегодня русская культура во многих странах дальнего зарубежья более ассоциируется с "русскими" евреями, чем с кем бы то ни было? И при этом говорится: Русская (не российская многонациональная!) культура. Еврейская русскоязычная интеллигенция за рубежом, ранее болезненно реагировавшая, когда ее называли "русской", научилась извлекать из этого для себя выгоду. "Русская" школа, "русская" улица, "русская" партия, "русская" община, "русская" пресса ... Причем слово "русская" при письме ставится в кавычки. Но именно эти "закавыченные русскоязычные култьтурологи" приглашаются российскими правительственными и общественными организациями для участия во всевозможных съездах знатоков и сберегателей русского языка в дальнем зарубежье. Ответьте, для чего нужен русский язык в зарубежье? Для того, чтобы "русская" пресса могла печатать на русском (!) языке измышления израильского политика, называющего русских (тех, которые без кавычек) - помоями, сливаемыми Россией в Израиль? Ответьте, что русского в "русской" школе, где русского ребенка называют гоем, а писателя-гоя Гоголя - антисемитом? Как видите, великий русский язык - это не всегда объединяющий фактор, особенно в национальных, религиозных государствах.

Столкнувшись со слабой израильской, в большей степени - восточной (сефардской) культурой и с отсутствием какой-либо общееврейской национальной культуры, российские евреи начали приспосабливать под свои нужды российскую культуру, мешая ее с идишской, девальвируя и низводя до "общепотребительского" уровня и при этом называя все это - Русской культурой. И это называется: "сохранение русской культуры и русского языка в российском зарубежье"? Побойтесь Бога, Господа! Если мы будем принимать и далее за русскую национальную культуру некий еврейский вариант имперской культуры, мы ее просто утеряем, если и не на всегда, то надолго. Я хорошо помню, как в 70-х и 80-х годах филологами по крупицам собирался русский народный фольклор, где все это сегодня? Кто сегодня этим занимается? Кто выделяет средства на развитие русской национальной культуры в России?

Господа, живя за рубежом, мы видим, как год за годом выхолащиваются такие понятия, как Русская национальная (народная) культура, Русский человек, Русский народ, Русская земля, Русский характер, Родина, Отечество, Держава, Россия. Но это выхолащивание происходит часто абсолютно незаметно, по той причине, что мы уже и сами не знаем, что такое подлинная русская национальная культура.

Кому это выгодно? Возможно, тем, у кого есть и для России особый дизайн ... дизайн общества без стержня, без национальной идеи, общества бездуховного и потребительского, общества меркантильного, построенного только на материальных ценностях и при этом лицемерно-религиозного ... Мы уже мало чем отличаемся от этой модели? Не надо искать виноватых - виноваты мы сами. Это с нашего молчаливого попустительства экраны телевизоров наводнили программы, убеждающие нас в том, что именно западный путь развития необходим России, и именно их культурные и духовные ценности мы должны в себя впитывать с детства как губка.

Недавно главный раввин Израиля Иона Мецгер, вступив в должность, в первую очередь посетил Россию, а не Америку или Европу, как это обычно делалось ранее. До недавнего времени центрами "Еврейского мира" считались США, Франция и ряд других стран Запада. Но сегодня именно Россия становится центром "Еврейского мира", по крайней мере именно так об этом пишет "Еврейская газета". Кто-то искренне уверен в том, что сионизм, превратившийся в одну из самых расистских идеологий современности, и иудаизм, с его средневековым архаичным шовинизмом, могут принести мир и процветание всему многонациональному российскому народу? Если вы так думаете, значит вы там, в России, знаете, что делаете. Мы, русские, живя в Израиле, видим и иудаизм и сионизм "изнутри", и все прелести обоих, светской и религиозной идеологий, испытали сполна на своей "гойской", т.е. нееврейской, шкуре.

Я понимаю, что сегодня делать ставки исключительно на США уже недальновидно и даже небезопасно для мирового еврейства и для еврейского капитала. Не случайно Россию избрали центром "Еврейского мира", но ведь всего лишь "центром", а не вторым еврейскими государством.

Нам небезразлично будущее России, пишет в своей статье в защиту Ходорковского главный редактор "Международной еврейской газеты" Танкред Голенпольский. Нам, русским, оно тоже не безразлично, но, например, являясь национальным меньшинством в Израиле, мы не планируем будущее этого государства. Десятки тысяч русских не поучают еврейское правительство, как ему обустраивать Израиль. А когда мы пытаемся заявлять о своих правах нацменьшинства, говорят прямым текстом: "Чемодан. Бен-Гурион. Россия"... "русим гарим бэ-руссия, бэ-исраэль гарим рак егудим" - русские живут в России, в Израиле живут только евреи. Почему мы, подвергаясь оскорблениям и унижениям на национальной почве, не говорим о каком-то "великоиудейском шовинизме" и "антиславянизме" в Израиле? Мы не отождествляем еврейских нацистов со всем еврейским народом, так откуда и почему выплыло это обвинение русских в "великодержавном шовинизме" и "русском антисемитизме"? Нам ставят в вину то, что полицаи русской национальности участвовали в уничтожении евреев, от нас требуют извинений и покаяний перед еврейским народом, предлагается ввести для нееврев клятву верности еврейскому государству. Но разве Германия, выплачивая евреям за Холокост, упрекает их в том, что 120 тысяч еврейских солдат, офицеров и генералов служили в армии вермахта. Разве мы упрекаем евреев за то, что десятки тысяч евреев служили в юдендратах (еврейская полиция): "дистрикт Галиция", "Юдише орднунг Лемберг", "Еврейская полиция Минска", Варшавы, Вильнюса. Именем бывшего ученика школы древнееврейского языка - агента немецкой полиции безопасности Макса Голигера - во Львове пугали детей еще долго после войны ... Убивали эти палачи не только единоверцев-евреев ... Но, разве мы - русские, хотя бы раз пытались возложить на весь еврейский народ вину за преступления этих выродков? Так почему же еврейское национальное меньшинство в России и еврейское большинство в Израиле по отношению к русским часто бывают столь безапелляционно неуважительны в своих суждениях и обвинениях?

Откладывание решения национальных вопросов "на потом" - это уже позиция не государственника, но временщика. Не надо оставлять нашим детям и внукам груз неразрешимых межнациональных проблем. То, что требует своего решения сегодня, - необходимо сегодня и решать. Почему не взять примером Израиль? Официальный Израиль в своей внутренней национальной политике совершенно не оглядывается на Россию, когда на государственном уровне принимаются законы, направленные на искусственную ассимиляцию (читай - религиозно-культурный геноцид) русских. И кого это особо возмущает? Русскоязычных евреев? Нет. Российские правозащитные организации? Нет. Уполномоченного ООН по правам человека? Он нас и в упор не видит. Организации еврейских соотечественников России в Израиле? Они заняты сохранением русской культуры и русскояго языка и им не до наших "гойских" проблем.

И хотя русские не создают в Израиле своих Русских партий и политических движений, нас в глаза и за глаза называют "агентами влияния Путина". При всем при этом под носом у российских спецслужб работает такое откровенно шпионское образование, как "Натив". Интервью с его бывшим шефом, кадровым разведчиком Яковом Кедми, на днях появилось в израильской прессе и его можно прочитать на сайте Русской общины. "Сохнут" пролазит в любую российскую глухомань в поисках евреев, но только ли в этом заключается его деятельность в России? Я уже не удивлюсь, если завтра бывший шеф "Сохнута", по примеру Якова Кедми, расскажет, что и они внедряли своих агентов влияния в России. Наверно, уже пора начать рассматривать еврейское национальное государство таким же, как и все остальные, без скидок на какую-либо его особость и исключительность, без скидок на этнотравмы и излишнюю мнительность. Ибо, придумав и раскрутив "антисемитизм", его "крестные отцы" обрели не только хороший костыль для повседневного пользования и пугалку для несогласных с внутренней и внешней политикой Израиля, но и неплохую для себя кормушку. Тут надо заметить, что простым евреям, даже если они и считают себя сионистами, из той кормушки ничего не перепадает.

Если пометить на географической карте России все отделения многочисленных еврейских сионистских и иудейских организаций, то карта России будет напоминать паутину, без всякого преувеличения. Одновременно делается все возможное и невозможное для того, чтобы не дать русским в зарубежье объединиться по национальному признаку даже на уровне русских национальных общин. Причем есть неплохо сочиненные басни для российских чиновников: русские, дескать, не хотят объединяться... Как я уже говорил выше, одновременно происходит подмена русских общин некими русскоязычными общинами, подмена русской диаспоры на русскоязычную диаспору. Вы что нибудь слышали о англоязычной или ивритоязычной диаспорах или общинах? Я - не слышал. Конгресс русских общин - это тот орган, который должен существовать не только на бумаге, но и вести постоянную и целенаправленную работу по объединению русских в русские национальные общины.

Государства, нас принявшие, не особо себя утруждают созданием для русских подходящих условий для интеграции в новое общество. Например, государство Израиль, с премьер-министром которого 3 ноября встречался президент России, не только не желает видеть на своей территории русские национальные общины, но и самих русских, как часть великого российского народа, тут умело свели до положения "людей без национальности". "Неевреи" - такой ярлык носят русские в Израиле, и если вам, господа, будут говорить обратное, не верьте ушам своим. Возьмите любой израильский статистический справочник и посмотрите, сколько русских живет в Израиле? По данным русского отдела Еврейского агентства, они привезли в Израиль в составе смешанных семей - 250 тысяч русских. Где они, эти 250 тысяч? Куда они исчезли? Да никуда они не исчезли - смотрите, в самом низу есть строка: "неевреи" - вот это и есть мы: лица славянской национальности в еврейском национальном государстве.

Желая принять посильное участие в судьбе русских в Израиле, еврейские русскоязычные депутаты Кнессета приняли положение об упрощенной форме гиюра для русских - процедуры перехода в иудаизм. Очень трогательная забота. Теперь каждый из русских может стать евреем "по упрощенной форме". Премьер-министр Ариэль Шарон как-то заявил, что он вообще готов "всех записать евреями" и снять этот вопрос с повестки дня. Если бы вам удалось его спросить о русских в Израиле, то он, несомненно, скажет то, что говорит всегда: мы очень любим и уважаем русский народ, они у нас представлены везде, даже в Кнессете. Если вы его поправите и скажете, что вас интересуют именно русские, а не русскоязычные евреи, то последует: "Ах, русские? Ну, конечно же, я знаю русских... солдат... это хорошие солдаты..."

Ни разу ни премьер-министр Ариэль Шарон, ни президент Моше Кацав не приняли представителей русского национального меньшинства в Израиле. Ни разу… Не представлены русские ни в правительстве Израиля, ни в его государственных учреждениях. Ну, разве что в качестве уборщиков и охранников. Ни один русский, из этих 250 тысяч, не заседает в израильском Кнессете. Если, для примера, возьмем такое национальное исламское государство, как Иран, то в его меджлисе вы найдете и еврейских депутатов, хотя процентный состав евреев в Иране гораздо меньше, чем процентный состав русских в Израиле. Так что, есть различия и между национальными государствами: одно, будучи, по сути, исламским, более терпимо к иноверцам-евреям, чем другое, называющее себя еврейским демократическим, но не желающее видеть русских своими полноправными гражданами русской национальности, и единственно предлагающее им стать иудеями.

Около 6-9 тысяч русских служат в израильской армии и принимают присягу на Новом Завете. Израильское командование вынуждено закупать христианскую Библию для своих гойских солдат, служащих в самых боевых (но не в элитных!) частях израильской армии. Солдат, которых в случае гибели хоронят на отдельных, гойских, участках воинских кладбищ. Бывший главный раввин Израиля Овадья Йосеф говорил так: "у гоев не может быть равных прав с евреями". После смерти эти права, как вы видите, тоже не уравниваются: видимо, чтобы Господь невзначай не перепутал своих "богоизбранных" с гойским "пушечным мясом".

На днях я беседовал с одним творческим человеком - журналистом, писателем и кинорежиссером. Этот человек написал три книги об Израиле и на днях уезжает в Москву, где у него есть работа и друзья. Вот его слова: "Израиль - это особая страна. Дайте нам разобраться с арабами, не лезьте к нам с вашими русскими проблемами. Только русской общины нам в Израиле еще и не хватало. Забирайте с собой ваших друзей-арабов и уезжайте с ними в Россию, у вас там земли много, а у нас страна маленькая". Этого человека, говорящего о себе "я порядочный человек и вращаюсь только в кругу порядочных людей", АБСОЛЮТНО не интересует тот факт, что русские воюют и погибают за еврейское государство... Для него это - НОРМАЛЬНО.

Российские евреи в Израиле разошлись по разные стороны баррикады. Одни, считающие, что их ввели в заблуждение работники "Сохнута", утверждавшие, что Израиль - это родина ВСЕХ евреев и их национальное государство - уехали обратно в Россию (только в одну Москву за прошедшие два года вернулось несколько десятков тысяч евреев) или перебрались в США, Канаду, Чехию, Польшу и даже в Германию. Другие, записавшись в сионисты, заняли в Израиле позицию "правее правых" и клеймят позором ословские соглашения, требуют выслать из Палестины Арафата и казнить Иоси Бейлина. Третьи, пустившие тут корни и считающие себя соотечественниками России, объединились в Союз выходцев из СССР-СНГ под предводительством Софы Ландвер. Да-да, той самой Софы Ландвер, которая еще год назад вопрошала: "что тут делают эти чужаки с крестами на шеях?", а весной этого года привела свою организацию под крышу Сионистского Форума. А ведь в недемократической, по утверждению евреев-правозащитников, России никто не спросил еще главного раввина Берл Лазар: "Что тут делают эти обрезанные чужаки в кипах и с пейсами?" Так где все-таки больше демократии и меньше ксенофобии: в России или в Израиле?

Неужели еще кто-то всерьез считает, что именно ЭТИ российские русскоязычные соотечественники кровно нужны России? Именно они смогут достойно представлять Россию за рубежом? Именно они, используя методы народной дипломатии, будут отстаивать интересы России в Израиле, в Германии, в США? И какая вообще может быть связь между сионистской идеологией и общинами российских соотечественников?

Теперь, надеюсь, понятно, почему русская диаспора усилиями таких вот "соотечественников" превратилась в некую эфемерную "русскоязычную диаспору"? Русские общины практически исчезли, а на их месте появились еврейские русскоязычные общины, и не только в Израиле, но и в США, в странах Западной Европы. Сегодня в любой газете можно прочитать о том, что "русская мафия" ввозит в Израиль проституток и малолетних детей в элитные публичные дома; "русская мафия" наладила в Голландии выпуск легких наркотиков; "русская мафия" торгует алмазами и отмывает деньги. Найдите, пожалуйста, русские имена и фамилии среди руководителей этих преступных синдикатов. Их там нет? Тогда, позвольте спросить, почему же еврейские мафиозные организации в Израиле, в США и в Германии называют "русской мафией"?

Когда писалась эта статья, в израильских СМИ появилось сообщение такого содержания: "Впервые в истории еврейских общин США, около 300 русскоязычных евреев из Нью-Йорка и других штатов Америки, отправятся 11 ноября в Израиль в рамках восьмидневной миссии солидарности. Эта беспрецедентная акция проводится по совместной инициативе Еврейского агентства. Совета еврейских иммигрантских организаций Нью-Йорка (СOJECO), организации "Русские евреи Америки за Израиль" (RAJI) и при содействии министерства туризма Израиля". Скажите, господа, когда читаешь подобное, разве не возникает в душе чувство протеста против ТАКОГО использования слова "русский"? Почему эта организация не назвала себя более точным именем: "Русскоязычные евреи Америки", или скажем "Евреи Америки - выходцы из СССР-СНГ"? Они не подумали? Нет, это мы с вами не подумали о том, что слово "Русский" должно быть защищено законом, так же, как и Русская культура и Русская символика. Русские евреи?! Вы где-нибудь слышали о "еврейских русских", или о ""китайских японцах"? "Русские евреи Америки" - это. извините, звучит так же нелепо и убого, как и ""папуасские финны Гренландии". Вопрос: почему так неуважительно и безнаказанно может использовать в своих меркантильных целях слово "Русский" - название великого народа, не имеющего никакого отношения к иудаизму и весьма косвенное отношение к американскому еврейству?

Ответ на этот и многие другие вопросы вытекает из всего мной вышесказанного и недосказанного. Причиной является непродуманная политика российского правительства в отношении своих соотечественников за рубежом. Это, действительно, ненормально, когда в российских соотечественниках ходит уже полмира, а Россия от этого ничего кроме позора и головной боли не имеет.... Эти "соотечественники" не настроены изначально что-либо давать России, у них есть кому давать и без нее, у всех их есть свои национальные государства, и они объединяются в свои организации "соотечественников" не по принципу - "все мы россияне", а по принципу - "мы с тобой одной крови". Объединяются армяне - с армянами, грузины - с грузинами, украинцы - с украинцами, евреи - с евреями, но только русские с русскими не объединяются.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Российские чиновники говорят, что Россия не склонна разделять своих соотечественников по национальностям ... Россия - не склонна? Это демократично. Но сами-то соотечественники давно разъединились именно по национальному признаку, по своим национальным общинам, своим национальным бизнесам и народной дипломатией в странах проживания способствуют укреплению и процветанию именно СВОИХ национальных общин и именно СВОИХ национальных государств, но никак не России. Хотя видимость ориентации на Россию искусственно создается: конкурсы русского языка, викторины, форумы, съезды русскоязычных соотечественников... Но ведь понятно, что не только этим должны заниматься общины, и без своей национальной школы общине не выжить. Попробуйте открыть в Израиле русскую национальную школу, и первыми противниками такого решения выступят именно русскоязычные соотечественники России. Попробуйте сами догадаться, почему?

И принимают ведь русскоязычные общины Германии израильских политиков и общественных деятелей, изучают иудаику и иврит. ... Это соотечественники России или Израиля? И тех и других? Увы, так не бывает. Трудно усидеть одним местом одновременно на двух стульях ... Стран проживания может быть сколько угодно, но Отечество у нормальных людей - всегда одно.

Исходя из всего мной написанного, я считаю, что новый термин (?) "Русский Мир" (Международный форум "Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России") -изначально не отражает сути вещей, это изначально не "Русский Мир", считающий своим Отечеством Россию и ориентированный, в первую очередь, на Россию, а некий эфемерный русскоязычный мир, ориентированный изначально на многочисленные национальные государства, но лишь потом - на Россию. Как видите, сегодня даже "Русский Мир" уже не принадлежит русским...

Недавно в Москве нам приводили в пример армянскую общину в России. Нам хорошо известно, что армянская община довольно быстро заняла прочное положение в Москве, кое-кого потеснила, она процветает, ведет культурную и общественную работу, налаживает свой национальный бизнес, укрепляет отношения с Арменией. Так неужели трудно понять, что это происходит именно по той причине, что эта община - армянская, а не армяноязычная? Я не исключаю, что в составе этой общины есть и армяноязычные граждане государства Армения других национальностей, но ведь это не заставляет Общину менять свое название? Так почему бы и нам не вернуться к именно такой практике: русская диаспора - русские общины? Мы ведь тоже никого не отталкиваем, из тех, кто к нам приходит и говорит, что ему духовно и ментально русский народ близок. Пусть к нам в Русские Общины приходят представители нацменьшинств России, а не мы к ним в Русскоязычные Общины.

Мы тут в зарубежье понимаем, что далеко не все новые, хотя и необходимые России, законы и положения будут приносить ей популярность и повышать имидж страны в мире. Но есть законы, время принятия которых уже наступило, без которых само будущее России рискует остаться неопределенным.

А теперь по существу:

Нужен новый "Закон о соотечественниках", в котором должно быть четко и конкретно указано, что Россия считает своими соотечественниками тех своих граждан, у которых за пределами России нет национальных образований. Остальные граждане России, постоянно проживающие за ее пределами, и имеющие гражданство своих национальных государств или третьих стран являются согражданами России, но не ее соотечественниками.

Отсюда - дополнение к "Закону о гражданстве". Все граждане Российской Федерации, независимо от их национальной принадлежности, являются - согражданами.

"Закон о титульных нациях", гласящий, что все народы, проживающие исторически на территории Российского Государства, и не имеющие (!) за ее пределами иных национальных образований - считаются титульными нациями Российского Государства. Причем исторически - это не есть какой-либо определенный отрезок времени, главное - отсутствие национальных государств за ее пределами. Представители других народов, постоянно проживающие на территории РФ,- национальные меньшинства. И титульные нации и национальные меньшинства наделяются равными гражданскими и политическими правами. Мировой опыт показывает, что в ходе естественной ассимиляции представители меньшинств вступают в смешанные браки и постепенно меньшинство ассимилируется.

"Закон о многонациональной российской культуре". Многообразие национальных культур народов России должны обогащать друг друга, развиваться и способствовать укреплению суверенитета Государства Российского. В Законе должно быть четко сформулировано само понятие Российской Культуры.

Наконец, "Закон о национальной русской культуре". Поверьте, она стоит того, чтобы сегодня ее защищал Закон, и чтобы ею сегодня не прикрывались проходимцы, имеющие к ней не большее отношение, чем автор этого письма к культуре идишкайт. Естественно, в Законе должно быть дано определение Русской национальной культуры как исторического наследия русского народа и части многонациональной российской культуры, если хотите - ее базиса.

Пишу я это не для того, чтобы кого-либо опорочить или принизить. Автор, выросший на интернационализме в СССР, одинаково без предубеждения относится к представителям любых народов и национальностей. Пишу я это с одной- единственной целью - помочь России определиться с тем, кого считать своими соотечественниками, а кого своими согражданами. Мои высказывания о Израиле и о положении в Еврейском государстве неевреев я могу подтвердить числами и фактами. Хорошо понимаю, что как только данная статья появится в прессе, найдется немало желающих "попинать" ее автора и обвинить его в антисемитизме. Причем не будет делаться никакой разницы между антисионизмом, антииудаизмом и антисемитизмом. Хотя это уже абсолютно не отвечает сегодняшним реалиям: многие из представителей еврейской общественности Москвы, с кем мне довелось недавно беседовать, никогда не посещали синагогу, не считают себя сионистами и крайне негативно относятся к деятельности иудеев-ортодоксов в России. Они перестали быть от этого евреями? Но, как бы то ни было и что бы ни говорилось - проблема остается, и она будет требовать своего решения. И чем далее мы будем отодвигать это решение и заведомо бояться оскорблений и надуманных обвинений в "великодержавном шовинизме", тем болезненнее оно окажется для всех нас.

Р.S. Один дипломатический работник спросил меня: зачем я это все делаю? Зачем я и мои товарищи пытаемся создать в Израиле Русскую Общину? Я растерялся и не мог сразу понять: почему же ОН меня об этом спрашивает? Ведь это так очевидно - русским в такой стране, как Израиль, стране, поделенной по вертикали и горизонтали на религиозные и национальные общины, на кланы и землячества, без своей русской общины не выжить, у них тогда остается лишь один путь - ассимиляция, то есть забвение самих себя, своих корней, истории своего народа, традиций и духовных ценностей. И есть еще одна очень важная причина, трудно объяснимая "нерусскому" человеку,- ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!




От собкор., Казахстан,,
15 декабря 2003

Концепция создания русской общественной организации в Казахстане

1. Состояние вопроса. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что в Казахстане нет общественного  объединения,   которое  бы представляло все русское    население республики    и   являлось   бы   авторитетной    в   глазах    как непосредственно русской части населения страны,  так и государствообразующей нации - казахов. Причин такого положения дел несколько, среди которых можно выделить,   следующие.    В    первые    годы    после    получения    независимости    из Казахстана уехало большое количество наиболее активных людей русской (и не только) национальности, которые могли бы создать и развивать такое движение.  Далее, вытекающая из первой вторая причина - отсутствие в русском движении всеми признанного авторитетного лидера, имеющего не только личную харизму, но  и   влияние   во   власти,   как  в  Казахстане,  так   и  в   России.   В  республике практически   нет   крупного   русского  бизнеса,   который   мог   бы   поддерживать русское движение и соответственно определять стратегию его деятельности. И, может быть ,самое  главное.   У  существующих  русских  организаций   нет четко выработанной и ясно продекларированной идеологической концепции, которая не только смогла бы объединить русских Казахстана, но и была бы принята казахами. Как   следствие   всего   вышесказанного   русское   движение   крайне   разобщено: существующие  организации не представляют никого  кроме  небольшой  кучки враждующих друг с другом руководителей, которые занимаются только тем, что проедают      деньги     российского     бюджета,     выделяемые     на     поддержку соотечественников. Однако, в настоящее время в Казахстанском обществе созрела ситуация, которая требует участия  в общественно-политической жизни страны  полноценного уважаемого всеми народами республики, русского общественного движения.

2. Идеология движения. Как было уже сказано, важнейшей составляющей действительно эффективной общественной организации является идеологическая концепция, воспринимаемая и принимаемая большинством населения республики независимо от национальности. На наш взгляд несущей идеологической конструкцией должны быть следующие положения (слоганы):

а) Русские Казахстана являются неотъемлемой частью общества и на и не отделяют свое будущее и будущее своих детей от будущего страны; Мы все - Казахстанцы!!!

b)   Русские Казахстана как вторая по численности группа населения также являются государствообразующей нацией и участвуют в становлении и развитии республики;

с)   Русские   Казахстана   поддерживают  политику   Президента   и   Правительства   по созданию в стране открытой рыночной социально-ориентированной  экономики;

d)   Русские   Казахстана   поддерживают   курс   Президента   на   создание   и   развитие свободного демократического общества:

е)   Русские Казахстана самим фактом своего существования являются одной из основ сохранения и развития дружественных и партнерских отношений с Россией (а не .пятой     колонной)     и     поддерживают     курс     Президента     на    установление стратегического партнерства и союзнических отношений с Россией;

f)    Казахстан только выигрывает от такого смешения пародов и культур и русские республики   принимают  и  будут  принимать,  участие   в   развитии   и.  сохранении уникальнойі культуры Казахстана и ее прочной связи с Российской культурой;

g)   У русских Казахстана нет разногласий с государственной позицией по вопросу о казахском языке. Мы считаем, что любой при желании может выучить казахский язык   и   задача  русского движения  помочь  всем   желающим   и   потребовать от Правительства   создания    условий   для   изучения    языка    и помощи    русскому движению в этой работе!

К большому сожалению существующие русские организации позиционируют себя отдельно от всего общества, ориентируя людей на перееезд в Россию и надо также это признать, находят понимание и поддержку со стороны некоторых политических кругов в России. К этому же они и призывают всё русское население (прямо или косвенно). Единственно верной концепцией может быть только стабилизация всего общества.

3.Формат Русского движения. Русское движение Казахстана в настоящий момент может быть объединено только вокруг сильной  авторитетной личности. Такой человек, который смог бы стать объединяющим центром - Терещенко Сергей Александрович. Имея богатый политический опыт, вес во властных структурах России и Казахстана г-н Терещенко является единственной знаковой фигурой в республике, который может реально возглавить Русское движение.

Невозможно представить русское движение, где бы то ни было без участия Русской Православной церкви. РПЦ в Казахстане возглавляет митрополит Мефодий - один из самых авторитетных и влиятельных иерархов Русской православной церкви. Также РПЦ уже имеет практически везде свои приходы, которые также могут принимать участие в создании и работе филиалов Русского движении и оказывать конструктивное влияние на слишком политизированных деятелей.

Далее к работе движения должны быть привлечены уважаемые, добившиеся успеха (в бизнесе, политике, науке и т.д.) люди, например: Зайцева  А.М., Кулагин, Квятковская, Марченко и др. Также движение должно сразу о себе заявить достойно, но без излишней помпы. Привлечение руководителей существующих русских организаций также возможно,  единственно  вызывает сомнение конструктивность   их   подхода,  поскольку вся история их деятельности показывает «местечковость»  и ограниченность к организации такого глобального вопроса, как русское движение в Казахстане.

4. Форма организации. Конечно, логично было бы создать русское движение как объединение  существующих  (вменяемых)  русских  организаций. Естественно, участвующие организации являются равноправными, но подчиняющиеся единому центру управления в реализации  стратегии движения. Если же таковых (вменяемых) не найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение с участием  уже    означенных  лиц в качестве организаторов. Общество «Светоч» поддерживает   и примет    участие в   создании такой   организации.    Кроме того необходимо участие в той или иной  форме РПЦ в Казахстане. Возможно, традиции и устав РПЦ не позволяют напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно найти приемлемую форму или получить благословление патриарха на участие в такой организации.

5. Структура управления. Согласно законодательству высшим органом может быть только общее собрание. Предлагается не использовать в названиях архаизмы типа вече, дума и проч. поэтому высшим органом  предлагается назвать «Съезд  русского движения». Съезд выбирает Президиум (лиц уровня пункта 4) и Председателя  Президиума - Терещенко С. А. Также в Президиум можно ввести руководителей русских организаций, учредивших Русское движение Казахстана. Может быть, следует рассмотреть вопрос выбора сопредседателя – Митрополита Мефодия. Президиум учреждает исполнительный орган - Исполнительного директора и его заместителей. Полагаем что нет необходимости копировать структуру КПСС с её орг. отделами, отделами пропаганды и проч. Вся текущая работа будет поручена исполнительному директору и его заместителям.

6. Финансирование. Этот вопрос может быть является вторым  по значимости после идеологии. Для его решения  предлагается следующий   подход. Русскому движению Казахстан нужно в кратчайшие сроки централизовать контакты с Россией и направить на РДК финансирование поддержки соотечественников российским бюджетом (также бюджетом города Москвы) -(выделено редакцией) Кроме того именно РДК должно принять участие в программе мероприятий, посвящённых году Росси в Казахстане и добиться соответствующего финансирования. Полагаю, что не будет большой проблемой, особенно, если приложить лоббистские усилия и влияние в России и Казахстане членов Президиума. Как уже было сказано, в Казахстане нет большого русского бизнеса, но существует русский средний бизнес (если вообще бизнес можно делить по национальному признаку). Уверен, что в случае создания Русского движения Казахстана необходимого уровня и авторитета,  то оно может с одной стороны, в кратчайший срок выступить защитником интересов среднего бизнеса, а с другой - получать финансирование в виде пожертвований. Следующее: РДК может организовывать ряд структур, которые могли бы оказывать реальные услуги населению и получать оплату: юридические услуги (консультации по различным вопросам, вплоть до защиты в суде, создать сеть нотариусов по Казахстану (получение лицензии для нотариусов РДК), решение вопросов образования (создание гимназии), создание близких к РДК финансовых структур, таких как пенсионный фонд и страховая компания (полагаю, что только включив в пенсионный фонд всех священников Казахстана, можно создать жизнеспособную в финансовом плане структуру) и проч.) Причем нет необходимости создавать «с нуля» все эти организации, достаточно сотрудничать с существующими и, используя влияние РДК и членов его Президиума, централизовать определенные людские и финансовые потоки.




Комментарий Союза Православных Граждан

Кирилл Фролов, пресс-секретарь СПГ

Согласно своей Социальной Концепции, Русская Православная Церковь открыта к сотрудничеству со всеми благонамеренными общественными организациями, но не одна из них не может претендовать на роль исключительной.

Основным документом, обосновывающим и регламентирующим участие верующих Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни, являются Основы Социальной Концепции РПЦ, принятые Архиерейским Собором 2000 года. В этом документе православным мирянам благословляется активное общественное служение, направленное на защиту прав и свобод православных граждан, на защиту Церкви. Важной составляющей такого служения является активное участие в организациях русских соотечественников в странах СНГ- именно эти организации объективно стоят на позициях единства Московского Патриархата. Эта деятельность более чем актуальна в Казахстане, где имеет место скрытая сегрегация Православия. Вопреки официальным заверениям властей, проблемы религиозных и национальных свобод православных русских имеются. Православные казахи подвергаются давлению со стороны исламских радикалов. Недавно имел место беспрецедентный случай опечатывания церкви в г.Петроправловск-Казахстанский «за неуплату налогов». Официальная Астана поддерживает пропаганду принятия русскими ислама, одному такому пропагандисту ему советскому офицеру Олегу Рубцу предоставляется эфир на государственном телеэфире.

Мало того, пропагандируется идея отделения казахстанских епархий от Московского Патриархата и неоязычество в русской среде. .    В  Казахстанском информационно-аналитическом бюллетене  «Саясат»(№8,1996 г.), выпускаемым  Институтом развития  Казахстана, выполняющим заказы  руководства Казахстана, опубликована статья Н.М. Садыкова - директора Центра социальных исследований Института развития Казахстана и Г.К. Ахметжановой, научного сотрудника этого центра, «Оценка уровня гражданской самоидентификации населения Республики Казахстан». В статье констатируется  недостаточный, с точки зрения авторов, «уровень гражданской самоидентификации» русских с Казахстанской  государственностью. Это абсолютно неудивительно-национальная политика  руководства Казахстана во главе с президентом Назарбаевым, направленная на построение моноэтнического казахского государства, откровенно направлена против  многомилионного русского населения республики. Приведем факты. В 1989 году в Казахстане проживало 6,7 миллионов русских, в 1989 –4,3 миллиона. Причина- массовая миграция русских из Казахстана, вызванная  беспрецедентной активностью казахского этнического национализма, антирусской истерией в печати, нарушением прав и свобод  в области языка и культуры, выживанием русских из политики и экономики, нетерпимым уровнем материального благосостояния. Что же нужно сделать, чтобы 2,5 миллиона человек уехало с насиженных мест?  Какое после  этого могут быть чувства  русских к казахскому государству?

Каким же образом в этой ситуации казахские правительственные эксперты  собираются привить русским казахский патриотизм и гражданственность?

Потрясающим образом! Читаем : «Результаты опроса показали  значительную разницу  в уровне коренного и других этносов (обращает на себя внимание лексика властвующих казахских этнонационалистов – русские-«некоренные» - СПГ) и несущественную - в уровне гражданской идентичности, что в будущем может сыграть определенную роль в укреплении казахстанской государственности, известным условием которой является единство казахстанского народа. А в настоящий момент степень  конфликтогенности в Казахстане (по расчетам,  23,7%) напрямую зависит  от разницы уровней  гражданской идентичности у крупнейших этносов.

В связи с вышеизложенным  представляется необходимым  решение следующих широкомасштабных задач:

 а) реальной поддержки  и развития казахского языка    как одного из главнейших факторов  становления национальной идентичности (на эзоповом  языке этнонационалистов  это означает  подавление русского языка т.к. именно он является в Казахстане превалирующим СПГ)…

 г) способствования получению   Русской православной церковью самостоятельного, независимого от Москвы, статуса (по примеру Украины). (Итак, пойдем хоть на малейшие уступки в украинском церковном вопросе- цепная реакция не замедлит себя ждать. СПГ)

 д ) содействия  восстановлению, возрождению у славян древних народных природных верований в сочетании с развитием казахстанского патриотизма, что послужило бы основой укрепления  национальной, именно казахстанской самобытности славян.»

Кстати, кто бывал в Киеве, на книжном развале украинских националистов, на  Майдане  Незалежности, видел, что среди огромного количества  антирусской литературы, басен о «зверствах москалей», агиток «УНА_УНСО» , на видном месте «красуется» «Удар русских богов». Такие вот единомышленнички !

Итак, для предотвращения роста русского национального самосознания и консолидации, недопущения возможности воссоединения  Исторической  России, противники нашей страны предлагают две важнейшие меры: расчленение Русской Православной Церкви (объединительный потенциал которой они хорошо осознают) и поддержку неоязычества - опять же с целью подрыва авторитета Церкви и внесения раскола в русское национальное самосознание и движение за возрождение России. Теперь ясно ,кто стоит за неоязычниками, которые кричат, что они «более русские, чем все русские».

Таким образом, Русская Православная Церковь в Казахстане, ее миряне, не могут не занять активной миссионерской и социальной позиции. Как уже отмечено выше, соборный документ Церкви - Основы Социальной Концепции - поддерживает такую активность. Но в «Основах» оговаривается, что православные общественные организации не могут выступать от лица всей Церкви.

Говоря о концепции  организуемой администрацией «русской общественной организации Казахстана», следует отметить, что, безусловно, ее сотрудничество с Московским Патриархатом, ее окормление Церковью необходимы, но, в соответствии с Социальной Концепцией РПЦ,  эта, как и любая другая, организация  не может претендовать на «эксклюзивность» церковной поддержки.

Обращаем также внимание, что в Казахстане успешно действует Союз Православных Граждан, возглавляемый гл. редактором  просветительского и общественно-политического альманаха «Веди». СПГ Казахстана имеет свой интернет-портал ( www. vedi.kz) В центре внимания СПГ-К – поддержка православного русского национального самосознания, распространение правды о православной миссии и освоении Россией нынешней территории Казахстана, поддержка воссоединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, проблемы русского национального и богословского образования в Казахстане (последняя проблема особенно актуальна), духовное просвещение русского народа и православная миссия среди казахов.




Пресс-служба «Центра содействия демократии», Кокчетав,
20 декабря 2003

Решение «русского вопроса» в Казахстане: ликвидация «невменяемых».

В Казахстане начато создание новой Русской общественной организации. Происходит это способом, к сожалению, ставшим традиционным для казахстанских властей:  делением людей на «вменяемых» и «невменяемых». При этом право оценки интеллектуального и психического здоровья  своих сограждан правящий режим оставляет за собой.

Таким же административно-законодательным способом на протяжении последних  лет создавались пропрезидентские партии и общественные объединения, а другие оппозиционные организации и движения  выдавливались из правового поля. Время от времени происходила фильтрация, после которой «не вменяемые» партии и общественные объединения выпадали «в осадок». Так произошло с партией «Народный Конгресс Казахстана»,  Демократической партией «Азамат», Республиканской народной партией (РНПК) и  движением Демократический выбор Казахстана (ДВК), и другими, менее известными, организациями.

С национальными общественными объединениями поступили несколько иначе. Славян разделили на украинцев, русских и белорусов, остальных русскоговорящих – соответственно, на поляков, корейцев, немцев и др. Посредством административного  «почкования», и в противовес реально действующим на тот момент организациям, создали ряд контролируемых властью «фольклорных групп», а затем их, как «полномочных» представителей наций и народностей, ввели в не легитимную Ассамблею народов Казахстана.

Как нам стало известно, явочным порядком, без каких-либо консультаций и встреч с лидерами действующих русских организаций, руководителем «новой»  Русской организации назначается «сильная личность» - Сергей Терещенко, бывший премьер-министр начала 90-х. К нему в соратники и вожди также назначаются несколько «харизматиков»  с русскими фамилиями,  пока ещё остающихся в казахстанской элите.

«Съезд выбирает Президиум (лиц уровня пункта 4) и Председателя  Президиума - Терещенко С. А. Также в Президиум можно ввести руководителей русских организаций, учредивших Русское движение Казахстана. Может быть, следует рассмотреть вопрос выбора сопредседателя – Митрополита Мефодия. Президиум учреждает исполнительный орган - Исполнительного директора и его заместителей. Полагаем что нет необходимости копировать структуру КПСС с её орг. отделами, отделами пропаганды и проч. Вся текущая работа будет поручена исполнительному директору и его заместителям.»

Это цитата из  официального документа, названного «Концепцией создания Русской общественной организации» и переданного нам людьми, близкими к руководству русских организаций. По информации из наших источников, идёт усиленная психологическая обработка отдельных авторитетных лидеров  в среде русского  движения с целью использования их влияния для реализации «сценарной заготовки», заложенной в этой «концепции»

 Дальше в этом документе, по характеру больше напоминающем  «инструктивное письмо»  разработанное профессиональными аппаратчиками, говорится:

«4. Форма организации. Конечно, логично было бы создать русское движение как объединение  существующих  (вменяемых)  русских  организаций. Естественно, участвующие организации являются равноправными, но подчиняющиеся единому центру управления в реализации  стратегии движения. Если же таковых (вменяемых) не найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение с участием  уже    означенных  лиц в качестве организаторов».

Надо заметить, что в этой концепции-«инструкции» есть ряд  дельных соображений и, если бы инициаторы и авторы  пошли по пути цивилизованного диалога, то этот документ мог бы стать базой для серьёзного обсуждения всех заинтересованных сторон. Но, мягко говоря, явное  неуважение  к членам и руководителям действующих  в республике русских и славянских организаций, выраженное в стилистике и содержании этой «концепции», не даёт возможности выстраивать какие-либо отношения  с самозванными «русскими вождями». Так, во всяком случае,  считают в руководстве самого авторитетного в Республике Славянского движения «Лад».

Основной идеологический тезис этой «концепции» звучит так: «Русские Казахстана поддерживают курс Президента на создание и развитие свободного демократического общества», но в ней нет  ни одного слова о статусе русского языка и реальном положении русских в Казахстане. Но поскольку русские « …как вторая по численности группа населения также являются государствообразующей нацией и участвуют в становлении и развитии республики», так позвольте нам, русским - казахстанцам, говорят ладовские активисты,  равноправно принимать участие в государственной, социально-экономической и культурной жизни страны. Мы живём и работаем в Казахстане, платим налоги - здесь и, как показали прошедшие выборы, реально пытаемся работать «на создание и развитие в стране свободного демократического общества».

Ясно, что попытка вписать русских в систему авторитарной демократии, через административное исключение людей и целых организаций из списка «живых», обречена на неуспех. Также  понятна и мотивация тех, кто хотел бы разыграть укрупнившуюся «русскую карту» в своих политических интересах. Тревожит другое – использование для создания искусственного, псевдорусского  движения  авторитета и влияния Русской Православной Церкви. Обращает на себя внимание - с какой уверенностью говорят об этом анонимные авторы «концепции»: «Возможно, традиции и устав РПЦ не позволяют напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно найти приемлемую форму или получить благословение патриарха на участие в этой организации».

Интересно, каков статус инициаторов создания «нового» Русского движения и уровень их контактов в России, если разработчики «концепции» пишут в ней о поддержке Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Мефодия, как о деле решённом?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ