Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №89(01.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

18 декабря - Международный день мигрантов и беженцев



Вести,
18 декабря 2003

Президент  Путин выступил за поощрение миграции из стран СНГ в Россию

Путин: правительство планирует принять поправки в закон о миграции

Правительство России планирует принять поправки в закон о миграции, заявил Владимир Путин в прямом телеэфире, отвечая на вопросы россиян. "Правительство России планирует принять поправки в закон "О миграции", а может быть, даже принять специальный закон о миграции", - сказал президент.

Он напомнил, что принятый в России закон "О миграции" и закон "О российском гражданстве" излишне жесткие. По словам президента, существующие законы не позволяют решать задачу привлечения трудовых ресурсов. "Нам пока не удалось выработать цивилизованный механизм привлечения трудовых ресурсов в Россию", - признал Путин. "Необходимо было навести порядок в сфере миграции, поскольку неурегулированность проблем в сфере миграции являлась питательной средой для различных правонарушений", - сказал президент.

Самым естественным направлением привлечения трудовых ресурсов, по мнению Путина, должны стать страны СНГ. "Этим людям очень легко вживаться в российскую действительность, они, как правило, блестяще владеют русским языком. Это страны естественного притока для нас", - подчеркнул президент.




«Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств»

Продолжаем публиковать материалы Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности», прошедшей в Минске в конце ноября 2003 года.

 Выступление первого заместителя Председателя Совета Федерации В.П. Горегляда

Уважаемые коллеги!

Я хочу начать с парадоксального, до некоторой степени, утверждения: тема, которую мы обсуждаем на сегодняшней конференции, по существу -вечная.

Современный мир создала миграция человеческих сообществ. С начала времен люди разного этнического происхождения и мест рождения стремились туда, где им жилось лучше, туда, где благоприятнее условия для приложения их умений и взглядов.

Вспомним: первая награда Бога людям была за их многочисленные путешествия! Авраам с отцом покинул Ур Халдейский и ушел в землю Хар-ран, потом - в Ханаан и так далее - через Египет, доколе не обретена была земля обетованная. И эта миграция, надо сказать, далеко не всегда была легальной.

И даже самое мощное, на сегодняшний день, государство - США - есть результат длительной миграции.

При этом всякое государство, защищая свои интересы, всегда стремится управлять миграцией: стимулировать приток рабочей силы, когда ее не хватает, не пускать нежелательных иностранцев, стремящихся к лучшим условиям жизни, поддерживать переселение своих подданных в другие страны, расширяя свое жизненное пространство.

Эти мотивы тысячелетиями остаются неизменными. А страновые различия носят скорее стилевой, чем сущностный характер: страны европейской цивилизации более внимательно относятся к соблюдению прав человека, чем страны азиатской правовой и бытовой традиции и т.д.

Так, США, Европейский союз, а вслед за ними и Китай, успешно проводят политику "пылесоса", "высасывая" из остального мира специалистов в сфере науки, "высоких технологий" и вообще людей с позитивной пассионарностью.

При этом и США, и Евросоюз стараются всячески регулировать приток иммигрантов.

Китай же потрясает качеством своей диаспоры. Эта диаспора, основанная на специфической традиции "гуанкси", на принципе личных доверительных связей, контролирует львиную долю экономического потенциала азиатско-тихоокеанского региона. Контакты с исторической родиной, при этом, не прерываются.

Есть такое высказывание: "Что такое высшее образование в США? Это когда русский профессор читает студентам-китайцам лекции по американской литературе на английском языке". Конечно, оно весьма двусмысленно, но вполне точно отражает воздействие миграции на развитие общества и экономики.

По сути дела, все динамично развивающиеся государства мира либо полноценно владеют, либо стремятся овладеть механизмами, способными превратить миграцию в фактор модернизации и развития.

При этом традиционные принципы миграционной политики заключаются в квотировании переселенцев (по странам выезда, профессии, полу и возрасту), варьировании пограничного режима, форм приграничного сотрудничества и вообще - в отодвигании "рубежа отсечения" подальше от своих границ, в контроле пребывания иностранцев на своей суверенной территории.

По сути, современная миграционная политика опирается на инструменты полицейского характера. Полный же административный контроль над миграцией на практике возможен только в тоталитарных режимах.

Быстро развивающаяся глобализация, вслед за свободой перемещения финансов и товаров, неизбежно потребует в недалеком будущем и свободы передвижения рабочих рук, и главное - "рабочих мозгов".Мы не можем этого изменить, поскольку нельзя отказаться от современных систем жизнеобеспечения. Мы обречены на свободу.Поэтому уже сейчас остро стоит вопрос о создании гибкой системы управления качеством миграционных потоков на территории Союза Беларуси и России. Причем она не должна опираться на административные меры. Она должна быть способна в условиях сверхдинамичной политико-экономической обстановки отвечать на вопрос о том, какая нам нужна миграция, и обеспечивать миграцию фактически с заданными качественными параметрами.

Ключевой вопрос любой грамотной миграционной политики -комплекс мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев.Современное мировое сообщество уже не может жить обособленно. Но хаос, создаваемый нелегальной миграцией, является одной из важнейших угроз международной стабильности и безопасности государств.Преступные организации пользуются беспрецедентной технологической свободой оперирования финансовыми, информационными, организационными и другими ресурсами, которую дала глобализация, и развивают свою, "параллельную" глобализацию путем нелегальной миграции. Она уже стала самым выгодным криминальным бизнесом - и в мировом масштабе, и, к сожалению, у нас дома. Так, на территории Союза Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют как хорошо законспирированные преступные группировки, так и созданные ими легальные структуры. Причем у них имеются и необходимые финансовые и технические средства и информация. Они обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку "кадров", легализацию "нелегальных мигрантов" в нашем Союзном государстве и отправку их за рубеж. В преступный бизнес вовлекаются жители областей России, Беларуси и Украины. По оценке экспертов ОБСЕ, ежегодно в мире контрабандой перевозятся около 4 миллионов человек, большую часть которых составляют женщины и дети. Повсеместно огромные масштабы приобретает нелегальная переправка женщин для их последующей сексуальной эксплуатации.

Кроме того, во всех странах среди нелегальных мигрантов процветает незаконный оборот наркотиков, оружия, валюты, культурных ценностей, изготовление и сбыт поддельных документов. Мигрантские преступные структуры сращиваются с местными и международными криминальными группировками, ищут "подходы" к представителям власти с целью легализации своего пребывания в стране или получения льгот. На базе нелегальных мигрантов формируются закрытые иммигрантские сообщества, фактически не признающие юрисдикцию страны пребывания. Организованные структуры мигрантских землячеств зачастую враждуют между собой. И это порождает опасность для их "мирного окружения": ведь в эти землячества входят, как правило, люди, имеющие опыт работы в спецслужбах, ведения боевых действий в "горячих точках", и очень часто - хорошо вооруженные люди. Наблюдается усиление борьбы этих землячеств за зоны влияния в сфере торговли, обслуживания, транспорта.

Растет политическая активность ряда организованных мигрантских сообществ. В России к таким сообществам можно отнести афганскую, курдскую, ангольскую и некоторые другие диаспоры. Они, в частности, требуют безусловной легализации в России, поддержки их политических требований в отношении других стран и тому подобное.Кроме того, массовое пребывание в стране нелегальных иммигрантов, занимающихся, в основном, любо дискриминируемым, рабским трудом, либо преступной деятельностью, развращает и криминализирует работодателей. А коренное население, стремительно лишающееся комфортной среды проживания, отвечает на эти процессы вспышками ксенофобии. И пока те, кто использует дешевую рабочую силу иммигрантов, говорят: "Мы уже не плавильный котел, а прекрасная мозаика", другие ворчат себе под нос: "Сплоченность - это организованная ненависть".

Одной из особенностей геополитического положения Союза Беларуси и России является его расположение на основных маршрутах транзитной миграции из ряда азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик СНГ в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду.Границы Союзного государства с рядом сопредельных государств, в том числе с Украиной и Казахстаном, в инженерном отношении не обустроены и слабо охраняются. Это делает нашу территорию своего рода отстойником для незаконных мигрантов, "трамплином", который позволяет им после соответствующей подготовки проникнуть на Запад, в том числе через белорусско-польскую границу.

При этом каждый второй нарушитель границы - выходец из Азии или Африки. В последнее время участились попытки незаконного пересечения восточных границ Польши этническими чеченцами. По оценке польских пограничников - это бывшие члены чеченских банд формирований, пытающиеся с помощью прочеченских сообществ, находящихся в Польше, осесть в западных странах.

Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья в Россию и Беларусь идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница СНГ с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном и Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений.

Число незаконных мигрантов на территории Союза постоянно растет. В настоящее время, по оценкам экспертов и по мнению МВД России, в Российской Федерации находится до 5 - 7 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания.

Каков социальный статус этих людей?

Во-первых, это мигранты, занимающиеся трудовой деятельностью с нарушением российского законодательства. Странами-донорами таких мигрантов являются государства СНГ и страны Балтии, а также Китай, Вьетнам, Афганистан, ряд других азиатских и африканских стран.

Во-вторых, около полутора миллионов мигрантов прибыли в Россию с целью получения статуса беженца или временного убежища. В основном это граждане Анголы, Афганистана, Ирака, Конго, Нигерии, Сомали, Шри-Ланки, Эфиопии. При этом, значительная их часть рассматривает Российскую Федерацию и Беларусь как транзитную территорию для проникновения на Запад, в том числе по нелегальным каналам.

По оценке белорусских специалистов, в Беларуси незаконно пребывают более 100 тысяч незаконных мигрантов, въехавших в Республику в основном из России и Украины, и признаков уменьшения их численности не наблюдается. Число же незаконных мигрантов на территории Украины экспертами Международной организации по миграции оценивается в 650 тысяч человек.

Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев по территории Союза Беларуси и России в значительной степени способствует Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств-участников по территории участников данного Соглашения от 1992 года, а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 года, которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ - участника Соглашения, свободно въезжать на территорию другого его участника.

Кроме того, ряд государств бывшего СССР имеют договоренности с государствами дальнего зарубежья о безвизовых поездках своих граждан. Например, Россия, невзирая на большое количество китайцев, незаконно пребывающих на Дальнем Востоке и в других российских регионах, а также и в Беларуси, продолжает выполнять положения российско-китайского Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках от 18 декабря 1992 года. Это облегчает нелегальное оседание китайских граждан на нашей общей территории.

Существует у нас также практика выдачи российскими консульствами / за рубежом виз лицам с явными иммиграционными настроениями. При этом ни в России, ни в Беларуси нет эффективного механизма депортации. Нет у нас и единого координирующего органа, который согласовывал бы действия компетентных министерств и ведомств по контролю за иностранными гражданами, пребывающими на территории Союзного государства. Все это не способствует стабилизации ситуации.

Анализ миграционной ситуации в мире показывает, что вынужденный исход жителей из ряда стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, африканского континента, а также из России и Беларуси продолжится. И большая часть миграционных потоков будет пролегать по территории Союзного государства. При этом ни Россия, ни Беларусь не в состоянии эффективно противостоять незаконной миграции.

Наблюдаются у нас и процессы иного рода.

В обеих странах имеет место отток населения в развитые государства дальнего зарубежья. Россия, по оценкам, ежегодно теряет около 1 миллиона человек. Население Беларуси, по данным Министерства статистики и анализа страны, по сравнению с 1989 годом, сократилось на 1%. В то же время можно уверенно говорить, что с началом экономического подъема наше Союзное государство столкнется с проблемой нехватки рабочей силы, которую придется импортировать из-за рубежа. Тревожным симптомом как для Беларуси, так и для России стала "утечка мозгов. Характерно при этом, что наши эмигранты, как правило, теряют взаимоотношения с исторической родиной'- несмотря на то, что на государственном уровне мы стремимся этого не допустить. В Беларуси действует специальная государственная программа "Белорусы в мире". В России принят Закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Все это призвано поддерживать соотечественников, проживающих за рубежом. Но , видимо, этого пока еще совершенно недостаточно.

Таким образом, миграционная обстановка на территории Союза Беларуси и России продолжает оставаться сложной - в том числе и в плане взаимоотношений России и Беларуси с основными "странами назначения" нелегальной миграции - Европейским союзом, США, Канадой, Австралией и рядом других государств.

Все страны назначения нелегальной миграции в последнее время предпринимают весьма решительные меры для ее пресечения.

Так, чтобы въехать на территорию Франции, иностранцы должны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. После пребывания на территории Франции в течение трех месяцев иностранец обязан обратиться в полицейские иммиграционные службы за видом на жительство, срок которого определяется французскими законами. Если это правило нарушается, иммигрант рискует быть высланным из страны без права получения въездной визы не только во Францию, но и во все государства Шенгенской зоны.

В Великобритании за перевозку, предоставление ночлега и сокрытие иностранцев, незаконно проникших и проживающих на ее территории, установлены особо высокие штрафы.

В Испании для борьбы с небывалым наплывом беженцев намерены построить вдоль южного побережья систему внешнего наблюдения - с радарами и приборами ночного видения, а на тех, кто предоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, накладываются штрафы.

В Италии в этом году вступил в действие закон, по которому все иностранцы, прибывающие не из стран Европейского союза, обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать в полиции отпечатки пальцев.

В Греции налажен жесткий визовый порядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе система высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.

Европейская комиссия в начале 2002 года одобрила законодательный акт, согласно которому возможно предоставление нелегальным мигрантам временного вида на жительство в обмен на информацию об организаторах незаконной переправки людей из одной страны в другую. В Евросоюзе создается новый орган, который будет координировать работу национальных пограничных и миграционных служб. Кроме того, в ЕС реализуется программа по борьбе с нелегальной миграцией, которая предполагает обязательную дактилоскопию у всех вынужденных пересе-ленцев старше четырнадцати лет, запрашивающих политическое убежище.

Евросоюз развивает сотрудничество со странами, откуда нелегальные мигранты проникают в Европу. Заключаются соглашения об обязательствах по приему обратно иммигрантов, проникших с территорий этих стран.

Более того, в Европейском союзе рассматривается возможность введения нового механизма предотвращения незаконной миграции. Он должен увязывать помощь Евросоюза развивающимся странам с их обязательством принимать обратно своих граждан, незаконно переместившихся на территорию Европейского союза. Кроме того, этот механизм должен включать санкции против стран, которые не желают должным образом сотрудничать в предотвращении нелегальной миграции.

Подобные меры действуют в США и Канаде.

Австралия и Малайзия недавно заключили договор о депортации незаконных мигрантов, стремящихся попасть в Австралию, сразу из Малайзии, не допуская их дальнейшей переправки на к австралийским соседям.

По существу, все принимаемые меры сводятся к следующему перечню:

укрепление границ, в том числе с применением "высоких технологий";

ужесточение полицейского контроля за пребыванием иностранных граждан;

ужесточение процедур депортации незаконных иммигрантов, побуждение стран происхождения нелегальных мигрантов принимать обратно своих граждан;

побуждение стран-"трамплинов" для нелегальной миграции самим бороться с транзитом незаконных мигрантов вплоть до их высылки со своей территории;

расширение международного сотрудничества на уровне миграционных служб разных государств на основе единых принципах и стандартах.

Правительства стран, привлекательных для переселения, сегодня ищут рецепты от незаконной миграции. Квоты для иностранных рабочих то уменьшаются, то увеличиваются. Периодически вводятся ограничения, ужесточаются законы. Затем наступает волна их либерализации. Однако с полной уверенностью можно сказать: эффективных решений проблем, которые несут с собой хлынувшие в эти страны потоки легальных и нелегальных иммигрантов, пока не найдено.

В качестве рекомендаций по борьбе с нелегальной миграцией целесообразно было бы, на мой взгляд, рассмотреть следующие подходы и конкретные действия.1.          Стратегическим решением проблемы нелегальной миграции были бы реальные успехи в борьбе с бедностью на уровне всего мирового сообщества. Нелегальная миграция - это ведь не от хорошей жизни. Хотя в таких случаях обычно заявляют: "Я выбрал свободу", но на деле получается, что люди бегут от нищеты, бесправия, отравленной среды обитания, войны и насилия.

В тех странах, где население нищее, это обязанность правительств.

Для благополучных, экономически развитых стран энергичная помощь в борьбе с бедностью является не только средством защиты от нежелательной иммиграции, но и некоторой платой за владение колониями в недалеком прошлом. Ведь нынешнее богатство этих государств получено, в частности, и за счет эксплуатации стран, ставших сегодня источником миграции.

2.             В качестве меры оперативного характера возможно предложить уже высказанное мной соображение о создании гибкой системы управления качественными параметрами миграционных потоков на территории Союза Беларуси и России с опорой на неадминистративные рычаги.

Надеюсь, что конкретизации этой идеи нам удастся достичь в ходе нашей конференции.

3.             В части принятия тактических мер представляется необходимым:

разработать единый для Беларуси и России план борьбы с незаконной миграцией, основанный на совместных оценках ее влияния на наш Союз;

ускорить проведение сравнительного анализа миграционных законодательств Беларуси и России, который проводит временная рабочая группа Научно-консультативного совета по унификации миграционных законодательств государств-участников Союзного государства. Этот анализ уже выявил ряд существенных различий, в том числе в нормах, затрагивающих порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства права на временное, либо постоянное проживание на территориях наших стран. По итогам этой работы следует принять меры по гармонизации этих законодательств

ввести в уголовное и административное законодательство России и Беларуси нормы, предусматривающие ответственность за организацию незаконной миграции, в том числе и в целях привлечения рабочей силы;

установить более четкую процедуру депортации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Союзного государства;

в случаях, предполагающих лицензирование деятельности работодателя, установить запрет на выдачу лицензии работодателям, привлекающим в качестве рабочей силы незаконных мигрантов; кроме того, целесообразно предусмотреть аннулирование уже выданных лицензий при обнаружении факта использования труда нелегалов; укреплять границы государств-участников Союзного государства.

В заключение хочу подчеркнуть чрезвычайную своевременность проведения международной конференции "Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств".

Сегодня почти каждый день приносит трагедии, прямо связанные с проблематикой конференции. Это и взрывы в Стамбуле, показавшие безостановочный рост террористической активности, находящей для себя благодатную почву в среде нелегальных мигрантов. Это и постоянные сообщения о гибели людей, пытавшихся любой ценой достичь "страны своей мечты", известия о проявлениях ксенофобии.

Убежден, что нам удастся выработать конкретные рекомендации по регулированию миграционных потоков, реализация которых позволит Беларуси, России и в целом нашему Союзному государству ввести в действие современные правовые и организационные механизмы управления миграционными потоками.

Благодарю за внимание.

Рекомендации Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств»

В городе Минске (Республика Беларусь) с 27 по 28 ноября 2003 года по инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Совета Министров и Постоянного Комитета Союзного государства, а также Национальной академии наук Беларуси прошла Международная конференция на тему «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств». В конференции приняли участие депутаты национальных парламентов и международных парламентских объединений, представители международных организаций, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств, научных центров и общественных организаций Беларуси и России.

Участники конференции констатировали, что проблема миграции, из разряда второстепенных прочно вошла в число «горячих тем», став новым вызовом мировому сообществу, масштабы и возможные последствия которого могут представлять серьёзную угрозу международной стабильности и устойчивому развитию государств.

Участники конференции убеждены, что современные масштабы международной миграции таковы, что ни одно государство в мире, каким бы развитым оно ни было, не в состоянии в одиночку решить проблемы, вызываемые миграционными процессами. Как показывает практика, в большинстве стран, испытывающих на себе миграционное давление, темпы миграции опережают возможности государств по регулированию миграционных процессов и реагированию на их последствия. В то же время международная координация и сотрудничество в миграционной сфере способны содействовать более эффективному управлению межгосударственными передвижениями населения, минимизировать опасность сопутствующих миграции преступлений и правонарушений.

Участники конференции подчеркнули, что произошедшие в последние годы изменения мировой геополитической обстановки создали условия для формирования устойчивой тенденции к ежегодному увеличению объемов незаконной миграции. Высокая мобильность населения в различных странах мира обусловлена увеличивающимся разрывом в уровнях жизни, благосостояния, культуры, здравоохранения между развитыми и развивающимися государствами.

Участники конференции отметили, что миграция, в зависимости от конкретных обстоятельств, может служить как положительным импульсом для развития экономического и научно-технического потенциала государств, так и оказывать негативное, дестабилизирующее воздействие на социумы. Поэтому уже сейчас остро стоит вопрос о создании гибкой системы управления качеством миграционных потоков. Эффективная миграционная политика должна быть выгодна для страны и удобна для людей. От проводимой государством миграционной политики зависит, станет ли миграция позитивным и стабилизирующим фактором или, напротив, будет фактором обострения социально-экономических проблем.

Участники конференции подчеркнули, что ключевой вопрос грамотной миграционной политики состоит в разработке комплекса мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев.

Участники конференции признали, что нелегальная миграция, имея трансграничный характер, все больше приобретает черты высокоорганизованной, высокодоходной и хорошо законспирированной международной преступной деятельности, посягающей на экономическое и социальное развитие государств, а также на их суверенитет. Она является одной из основных причин роста контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконного оборота наркотиков, террористических и экстремистских проявлений, расширения подпольного рынка труда, распространения опасных инфекционных заболеваний, что влечет за собой возникновение напряженности в межгосударственных отношениях и представляет угрозу национальной безопасности государств.

Одной из особенностей геополитического положения Союза Беларуси и России является его расположение на основных маршрутах транзитной миграции из ряда азиатских арабских и африканских стран с неблагоприятной внутри политической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик СНГ в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду.

При этом Беларусь и Россия при решении этой сложной и масштабной задачи опираются только на собственные ресурсы.

Осознавая важность комплексного подхода к решению проблемы незаконной миграции, участники конференции предлагают

-               Предложить органам законодательной и исполнительной власти, неправительственным организациям, научным центрам продолжить международный диалог по миграционным проблемам для выработки совместной стратегии управления миграционными процессами европейских государств. Всячески содействовать активной политике, направленной на преодоление социального неравенства и бедности в целях искоренения базовых причин миграции, в том числе через осуществление программ развития для экономически менее развитых стран и соблюдения основных прав и свобод человека.

-               Государствам - участникам Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Союзного государства продолжить сотрудничество с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), с MOM, ПРООН, государственными и негосударственными организациями, в том числе в рамках программ оказания технического содействия в вопросах учета и контроля лиц, пересекающих границу.

-               Расширить сотрудничество со странами Европы в области внешней трудовой миграции в целях активизации борьбы с незаконной трудовой миграцией, эксплуатацией мигрантов, а также обеспечения цивилизованного доступа специалистов СНГ, ЕврАзЭс и Союзного государства на рынки труда экономически развитых стран, в том числе через подготовку и подписание единых юридических инструментов, способствующих созданию основ взаимовыгодного сотрудничества в области миграции, формированию механизмов общего рынка труда. Коллективное приложение усилий в области регулирования легальных миграционных потоков существенно сузит возможности для незаконной миграции.

-               Активизировать борьбу с торговлей людьми, их незаконной транспортировкой и эксплуатацией мигрантов. При этом особое внимание необходимо уделять правовой, социальной и другим сферам защиты мигрантов-детей.

— Органам Союзного государства совместно с органами государственной власти и управления Республики Беларусь и Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и принятия миграционной программы Союзного государства, направленной на проведение согласованной миграционной политики Беларуси и России, а также выработать скоординированные меры по противодействию нелегальной миграции на территории Союзного государства. Предпринять шаги по гармонизации национальных законодательств в области миграции:

ввести в уголовное и административное законодательство Беларуси и России нормы, предусматривающие ответственность за организацию незаконной миграции, в том числе и в целях привлечения рабочей силы;

установить более четкую процедуру депортации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Союзного государства; установить запрет на выдачу лицензии работодателям, привлекающим в качестве рабочей силы незаконных мигрантов, а также предусмотреть аннулирование уже выданных лицензий при обнаружении факта использования труда нелегалов;

-               укреплять границы государств-участников Союзного государства.

-               Депутатам - участникам конференции инициировать в своих парламентах активизацию решения проблем, связанных с миграцией, рассмотреть возможность ужесточения мер административного и уголовного воздействия в отношении лиц, содействующих нелегальной миграции, особенно трудовой деятельности мигрантов в стране пребывания, способствовать скорейшему заключению соглашений о реадмиссии (приеме и передачи нелегальных мигрантов) в рамках СНГ.

-               Государствам - участникам СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства проанализировать выполнение взятых на себя обязательств по пресечению нелегальных миграционных потоков; провести систематизацию и кодификацию национальных законодательств по вопросам миграции, осуществить правовой мониторинг действующих международных договоров (соглашений).

Участники конференции заявляют о необходимости координации действий по формированию единого информационного пространства сферы трудовой миграции, созданию единой информационной базы данных.




Конференция МОМ

В. Михайлов

«Развитие миграционного законодательства в России: новые поправки и дополнения» - тема конференции проведённой Международной Организации по Миграции (МОМ), Московской исследовательской программой по миграции представительства МОМ в России, 17 декабря 2003 года, в Москве. В работе конференции приняли участие представители правительства Российской Федерации, Москвы и Вологодской области, научные работники,  руководители общественных правозащитных организаций и Форума переселенческих организаций.

Открыл конференцию глава миссии МОМ в России господин Марк Гетчел. В своём вступительном слове он отметил озабоченность правительства России демографической  ситуацией и, что оно  стоит за миграцию, как средство выправления демографической ситуации. Создана межведомственная  рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства РФ, очевидно, пришло понимание, что, если даже не будет законов, то миграция все равно продолжится. И это будет продолжением хаоса в миграции, который длится в России вот уже 12 лет. Задачей нынешней конференции является: прояснить ситуацию в миграционном законодательстве на сегодняшний день и определиться - что нужно сделать для улучшения регулирования миграционных процессов.

На повестке дня  первой сессии стоял вопрос о совершенствовании законодательства в сфере внешней трудовой миграции. С основными докладами выступили: Прокофьев Ю.А. – зам. руководителя Департамента внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы МВД РФ и Власова Н.И. – зам руководителя Департамента занятости населения Министерства труда и социального развития РФ. Оппонировал им Ягодин С.Б. – начальник отдела по вопросам миграции Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ.

Дав общую характеристику ситуации в трудовой миграции, как значительной части незаконной миграции, оба представителя ведомств рассказали  о проделанной работе и о том -  на сколько новое законодательство о статусе иностранных граждан помогает делу. Обе организации провели аналитическую работу применения  закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пришли к выводу, что  ряд положений закона требует доработки в части расширения перечня иностранных граждан имеющих право на упрощенный проезд (персонал международных выставок, священослужители, редакторы филиалов иностранных радиостанций, иностранные инвесторы и т.д.), требуется отмена предварительной оплаты работодателем  за проезд нанятого им иностранного рабочего. 

Довольно нечётко расписан закон о квоте. В ходе проведенного анализа Минтруда выяснилось, что из стран СНГ квотированию подлежат только трудмигранты из Грузии и Туркмении. Минтруда разработал положение о механизме привлечения, регистрации и учёта иностранных рабочих. Возникла необходимость в создании в субъектах Федерации межведомственных рабочих групп  по привлечению иностранной рабочей силы, в задачи которой входило бы:  сбор информации о потребности регионов в иностранных рабочих, квотирование и контроль за выполнением закона по работе с ними и др.

Необходимо сократить перечень документов при заявлении на трудовую  миграцию, увеличить продолжительность срока пребывания до трёх лет. Докладчики проинформировали присутствующих, что со странами СНГ и ЕврАзЭС ведутся переговоры о статусе временных, сезонных рабочих и о снижении для них размера госпошлины на срок работы. О создании банка данных о наличии рабочих мест и улучшении информированности потенциальных рабочих  в странах СНГ.

 Выступивший вслед за ними представитель правительства Москвы, первый заместитель начальника Управления по делам миграции Смидович С.Г. ознакомив собравшихся с состоянием трудовой миграции в Москве, остановился на анализе Закона «О гражданстве РФ», «О статусе иностранных граждан в РФ» и Кодексе «Об административных правонарушениях». Поддержав позицию предыдущих докладчиков о низком качестве законов, он обратил внимание на то, что     центральные власти фактически упразднили ряд  региональных законов правительства Москвы, которые по качеству, на несколько порядков, превышали нынешние общероссийские. Примером низкого качества общероссийских законов может служить статья Административного кодекса фактически стимулирующая нарушение закона «О статусе иностранных граждан в РФ», когда работодатель за каждого нанимаемого иностранного рабочего должен заплатить 4000 рублей госпошлины, а штраф за сокрытие использования иностранных рабочих составляет 2500 рублей за всех. Что выгоднее для предпринимателя – исполнить закон или нарушить его?

Оппонент Ягодин С.Б. признал, что при столь критическом отношении к законам со стороны представителей власти, ему трудно что – либо добавить. А законодательство слабое по тому, что в государстве  нет миграционной политики, отсутствует даже Концепция миграционной политики. Она должна была определить генеральную линию в решении  этой проблемы, по которой и формировались бы миграционные законы. Предложенный проект Концепции не отвечает на главный вопрос: нужна ли миграция в России. В законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» о самих правах иностранных граждан сказаны буквально две фразы заимствованные из Конституции России и положением, что «…права иностранных граждан определяются настоящим федеральным законом и Международными соглашениями» и всё. Закон нарушает право на свободное передвижение и т.д. Отсутствие законов, как и их несовершенство, ущемляет права граждан на обращение в Суд.

       Главной темой второй сессии было: «Развитие правовой базы переселения в Россию: соглашения о добровольном переселении, закон о гражданстве».  Заместитель начальника Отдела международного сотрудничества Федеральной миграционной службы МВД РФ Антонова Л.В. придаёт огромное значение роли Международных соглашений в межгосударственном согласовании миграционных процессов, так  как они являются законами прямого действия. Она подчеркнула их огромную стабилизирующую роль особенно в первые годы становления независимости стран СНГ. На сегодняшний день межгосударственные соглашения  о добровольном переселении заключены с подавляющим большинством бывших республик СССР и в том числе с Прибалтийскими странами. Назрела необходимость модернизации этих соглашений. В 2003-2004 г.г. будет подписано соглашение о правах репатриантов с Молдавией, подготовлен проект нового соглашения с Таджикистаном. Об изменении Соглашения подписан протокол с Арменией, Киргизией, Туркменией, Латвией и Эстонией. Теперь настала очередь межведомственных соглашений и создание представительств миграционной службы России в странах СНГ. К сожалению, такие представительства действуют только в трех странах: Киргизии, Туркменистане и Латвии. По мнению АнтоновойЛ.В., статус вынужденных переселенцев должны получать не только российские граждане, но и те, кто имеет право на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Это тем более необходимо для получения таможенных льгот на провозимые через границу автомобили, личные вещи и промышленное оборудование. Так же необходим и закон о миграции, где предусматривалось бы положение о добровольном переселении. Но на это нет денег.

Зам начальника Главного паспортно - визового управления МВД РФ Гербановский Л.Э. бойко отрапортовал о деятельности своего подразделения и по всей видимости не нашёл в нём изъянов. Более того, он не видит необходимости в предоставлении приоритетного права на получение российского гражданства российским соотечественникам – мол, десять лет достаточный срок с определением статуса. Господин Гербановский дал интересную информацию: по переписи населения, в России проживает 1 миллион иностранцев, 500 тысяч человек без гражданства и до 10 миллионов нелегальных мигрантов, но его, видимо, ни сколько не смущает, что три четверти «иностранцев», апатридов и нелегалов составляют российские соотечественники, приехавшие в Россию ещё в начале 90-х годов и не оформили вовремя документы на гражданство по вине сотрудников паспортно - визовых служб. И, тем более, не волнует то, что уже сегодня армия «иностранцев» множится, так как дети граждан России, годами живущие в России, не могут оформить свой статус из-за бюрократии и бездушия чиновников этих служб, так как является для него частным случаем. Хотя по ходу обсуждения этой проблемы оказалось, что она далеко не частная. 

Оппонентом от общественных организаций по этой проблеме выступила Ганнушкина С.А. – член Комиссии по правам человека при Президенте РФ, председатель комитета «Гражданское содействие», член правозащитного центра «Мемориал». Она произнесла пламенную речь по поводу несовершенства Федеральных законов «О гражданстве в РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Заклеймила позором сотрудника аппарата Президента РФ В.П.Иванова – отца нового дискриминационного закона о гражданстве и, в очередной раз потребовала его отстранения от должности. Возмутилась геноцидом в отношении турок-месхетинцев, чеченцев, армян и азербайджанцев продолжающемся на Кубани. Рассказала о своей встрече с Президентом России В.В.Путиным. Он, якобы, согласился с  предложением о доработке закона о гражданстве и об иностранных гражданах. Она категорически высказалась против создания закона о репатриации, так как многолетние попытки ученых сформировать определение, кто такой репатриант в России не дали положительного результата. А даваемые определения разработчиками проекта закона ущемляет права некоренного населения, а значит, ею опекаемые  турки – месхетинцы, азербайджанцы, армяне и другие не смогут претендовать на статус репатриантов.

Каждая сессия заканчивалась вопросами к докладчикам и общей дискуссией. Времени на эти разделы конференции, как всегда, не хватило. Выступившие представители регионов заострили внимание присутствующих на демографическую ситуацию в регионах - на снижение рождаемости и повышении смертности. В крупных городах с оживлением производства не хватает рабочих. Деревни пустеют.  Единственным выходом из создавшегося положения, по их мнению, является привлечение иностранной рабочей силы из стран СНГ и разработка законов и программ по скорейшей репатриации российских соотечественников в Россию. Как показала практика, приезжее население во многом отличается от местного в положительную сторону. Из расчета на душу населения, они более образованы, квалифицированы, трудолюбивы, дисциплинированы и менее подвержены пьянству. Миграция – это не только наёмный труд, но и предпринимательство. Опираясь на иммиграцию, в зависимости от того какие будут  миграционные законы, можно создавать, а можно разрушать рынок труда. Нужна дифференциация госпошлины на применение труда иностранных рабочих по регионам. Борьба с незаконной миграцией не возможна без нормальных законов.

Представитель администрации Вологодской области, где каждый год вымирает по одному районному центру, на конкретных примерах показала пользу использования труда иммигрантов – соотечественников. С их помощь на Вологодчине возрождены села, заработали предприятия, развивается малый и средний бизнес. Опыт Вологодской области мог бы стать положительным примером по организации работы с иммигрантами – соотечественниками для других регионов России. При правительстве Вологодской области создан и успешно работает Комитет по работе с соотечественниками. Разработана региональная миграционная программа, предусматривающая не только потребности хозяйств и предприятий  области в рабочей силе по профессиям, но и планирующая обустройство репатриантов, их социальную защиту. Она поддержала идею создания закона «О репатриации в Российскую Федерацию», который сможет решить в комплексе проблемы гражданства, паспортизации, регистрации, размещения и обустройства иммигрантов. Даст твёрдую гарантию в законности пребывания репатриантов на российской земле – земле их предков. Историческая вина россиян, прежде всего русских, перед своими братьями и сёстрами должна подвигнуть центральные власти на скорейшее принятие такого закона.

В порядке дискуссии, на Конференции выступил старший научный сотрудник Института стран СНГ В.П.Михайлов. Его выступление мы публикуем ниже.

Планируемая миграция – геополитический интерес России

В.Михайлов

В связи с отсутствием времени, я не стану дискутировать с каждым выступавшим, а остановлюсь на кратком  изложении позиции Института Стран СНГ по совершенствованию законодательства в области миграции, гражданства и положения иностранных граждан.

Институт стран СНГ считает, что массовый нерегулируемый приток населения привел в ряде регионов России к повышению уровня социально-экономической напряженности. Что рост незаконной миграции, нерегулируемость трудовой миграции, разнобой в деятельности министерств и ведомств, который проявился и на этой конференции, привели к диспропорции в распределении людских ресурсов и явились результатом непродуманной миграционной политики правительства и не отвечают геополитическим интересам страны. И это, безусловно, выдвигает перед государством задачу – необходимости регулируемого привлечения на территорию России добровольных  иммигрантов из числа российских соотечественников.

Мы разделяем точку зрения, что законодательство и правоприменительная практика в области правового и социального положения иммигрантов неудовлетворительны. Что главным аргументом в пользу необходимости разработки нового законодательства и совершенствование старого является острая потребность Российской Федерации и отдельных ее регионов в увеличении численности населения, которое может быть обеспечено, в ближайшее время, лишь благодаря миграционному приросту.

При этом, очевидным остаётся тот факт, что существовавшая ранее Федеральная миграционная программа, из-за недостатка средств для её полного финансирования, не обеспечила  данные федеральным законодательством гарантии государственной поддержки в обустройстве вынужденным переселенцам и беженцам. Это создало дополнительный контингент социально-уязвленных граждан в лице имеющих статус вынужденных переселенцев.

Принятые Государственной Думой поправки к Федеральному Закону «О гражданстве РФ» далеко не полностью решают проблему гражданства наших недавних сограждан. Они фактически возрождают институт прописки.

В этой связи, Институт стран СНГ предлагает следующие меры по нормализации практики и законодательства в области миграции:

Регулирование вопросов гражданства.

На наш взгляд, Федеральному собранию России необходимо проанализировать соответствие федеральных законов «О гражданстве в Российской Федерации» и «О правовом положении  иностранных граждан в РФ» Международным  двусторонним и четырёхстороннему соглашениям России с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией «О правовом положении граждан сторон, проживающих на их территории» и «Об упрощенном порядке получения гражданства».

Рекомендовать ФМС и ПВС МВД РФ до середины 2004 года оперативно доработать вопрос о прохождении процедуры получения вида на жительство и в последующем гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке для российских соотечественников - потенциальных мигрантов, оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации. Внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.  А для тех, кто длительное время уже проживают на территории Российской Федерации или ожидают получения гражданства; для выпускников ВУЗов; молодежи, желающей служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и т.п., разработать закон или подготовить указ Президента РФ «Об    амнистии  (легализации) «нелегальных» иммигрантов-соотечественников прибывших на территорию России до 31 декабря 2003года».

  В последнее время возникла ещё одна проблема - это признание гражданства и паспортизация детей - иммигрантов достигших 13 лет. Нелепость положения заключается в том, что большинство этих детей прожили в России более пяти лет, их родители являются российскими гражданами, в их свидетельстве о рождении стоит штамп и печать подтверждающие их российское гражданство, но им нужно подтверждать свой статус заново через консульские отделы российских посольств в бывших странах проживания. Получается, что чиновники одной госструктуры не доверяют чиновникам – другой. А не проще ли оформить им гражданство на месте. Даже по новому закону о гражданстве они имеют приоритетное право по гражданству родителей. В этой связи, по нашему мнению, необходимо обеспечить органы паспортно-визовой службы на местах четкими инструкциями, исключающими произвол в их действиях, связанных с документированием паспортами российских соотечественников.

2. В области миграционного законодательства Институт стран СНГ стоит за:

Признание целесообразности продолжения разработки  и совершенствования проекта закона «О репатриации в Российскую Федерацию», закона способствующего регулированию иммиграции российских соотечественников в Россию. 

Для чего обратить внимание правительства России на:

- необходимость разработки законодательства в области создания экономических рычагов поддержки Репатриации (добровольного переселения) соотечественников;

  - нормативное определение перечня субъектов Российской Федерации, которые имеют потребность и возможность для приема и обустройства репатриантов, которым необходимы для этого дополнительные финансовые ресурсы  и кто нуждается в значительном притоке трудовых ресурсов, но не имеет для этого финансово-экономических ресурсов (Дальнего Востока и Крайнего Севера);

- законодательное обеспечение экономических льгот  для отдельных регионов (например, инвестиционные проекты, трансферты и пр.) и для репатриантов (субсидии, льготное кредитование жилищного обустройства и создания малого бизнеса) в зависимости от регионов вселения.

И тут я не могу удержаться, что бы не возразить господину Гербановскому по поводу его утверждения, что с правоприменительной практикой  соглашения «Об упрощённом порядке приобретения гражданства», подписанного 26 февраля 1999года, ратифицированного Российской Федерацией 02 января 2000 года у нас всё в полном порядке. Он уверяет нас в том, что десятки тысяч соотечественников получили гражданство по этому соглашению и в этом году.

 Тогда как проведенный анализ законодательных условий для реализации соглашения выявил следующее. Соглашение имеет приоритет над национальным законодательством в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, определяющей, что если международным договорам установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяется правила международного договора. Несмотря на конституционные нормы, 1 июля 2002 года в Российской федерации вступил Закон от 31 мая 2002года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», который не содержит правовых механизмов реализации Соглашения. Приобретение гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке не предусмотрено нормами указанного национального закона и, соответственно, подзаконными актами, включая постановление Правительства и приказ Министерства внутренних дел.

 Так, закон предусматривает приобретение иностранными гражданами и лицами без гражданства, достигшими возраста 18 лет и обладающим дееспособностью, гражданства РФ в упрощенном порядке исключительно в одном случае – если названые лица имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ. Таким образом, юридические условия, содержащиеся в части 1 статьи 1 Соглашения, не нашли отражения в указанном Законе. Теперь не могут претендовать на приобретение гражданства в упрощённом (регистрационном) порядке лица:

  -состоявшие в гражданстве Бел.ССР, Каз.ССР,Киргиз.ССР и одновременно гражданства бывшего СССР, которые родились и проживали на территории России до 21 декабря 1991 года;

- имеющие одного из постоянно проживающих на территории   Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

Причем в Соглашении предусмотрена достаточность одного из перечис­ленных условий. Упрощенный (регистрационный) порядок распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории других государств, под­писавших Соглашение, независимо от срока проживания на территории Сто­роны приобретаемого гражданства.

В Соглашении предусмотрены также процедурные аспекты, обеспечи­вающие приобретение гражданства в упрощенном (регистрационном) поряд­ке.

 Таким образом, нормы национального закона устанавливают иной круг лиц, имеющих юридические основания для приобретения гражданства в уп­рощенном (регистрационном) порядке.

В практике правоприменения на реализацию положений указанного Соглашения еще более отрицательно сказываются нормы подзаконных актов. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» содержится перечень документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке только:

для иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью;

для иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет, обладающих дееспособностью, проживающих на территории Российской Феде­рации и имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоявшего в гражданстве Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что органы внутренних дел осуществляют регистрацию приобретения гражданства одной из Сторон в срок не более 3 месяцев с даты подачи документов с соблюдением требова­ний, предусмотренных законодательством этой Стороны.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 февраля 2003 года № 82 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что рассмотрение заявлений об изме­нении гражданства и принятие решений по ним осуществляются со дня пода­чи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, предусмотренных для упрощенного порядка, в срок до шести месяцев.

Отдельного нормативного правового акта Российской Федерации, направленного на реализацию Соглашения, не принято.

Таким образом, законо­дательные условия для реализации Соглашения не созданы, что не соответствует части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, где предусмотрено, что ратифицированные международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы, а в случае противоречия с национальным законодательством применяются нормы международного договора.

Я остановился на этом так подробно, чтобы прояснить реальную картину применения международных договоров на практике с юридической точки зрения и дать вам возможность поразмыслить над тем:  кто из нас прав.

*В выступлении использованы «Материалы по вопросам законодательного регулирования миграции» Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества и материалы Федеральной миграционной службы МВД РФ.




Трудовая миграция в Москве

Выход постановления московского правительства о работе комиссий по использованию иногородних рабочих вызвал бурю эмоций в самых разных структурах. Разговоры о том, что Москва приравняла всех приезжих рабочих к иностранным мигрантам и отныне будет выдавать разрешения на работу строго по квотам, докатились до соседних регионов и федеральных министерств. Позицию московских властей относительно иногородней рабочей силы в столице вице-мэр Москвы Валерий Шанцев разъяснил корреспонденту "Известий" Борису Устюгову.

Создание нормальных условий для трудовых мигрантов одна из задач правительства Москвы. Какую среду обитания выбирают трудмигранты в Москве об этом статья Гаянэ Макунц.

Валерий Шанцев: «Я против штукатуров-мигрантов»

 23.12.2003, Ивестия.ru

Борис Устюгов

- Касается ли городское постановление всех гастарбайтеров?

- Если человек оформляется на работу сам, он сам себе ищет жилье, заключает контракт с фирмой и оформляет регистрацию. Но когда работодатель организованно вербует сотни и тысячи людей, это уже проблема города.

- Как будут работать новые комиссии?

- Межведомственные комиссии по использованию рабочей силы работают уже больше пяти лет - никаких трудностей у работодателей до сих пор не возникало. Все, кто хочет привлечь большое количество рабочих в Москву, обращаются к нам и получают разрешение на то количество сотрудников, которое они хотят привезти. Подчеркиваю, эта комиссия никогда не занималась поименными списками людей. Мы давали квоту, и работодатель сам решал вопросы привлечения иногородних.

- Сейчас порядок квотирования изменился?

- Раньше последнее слово действительно было за городом. Но теперь разрешения выдают местные управления по делам миграции ГУВД по заключению территориального департамента занятости. Оба этих ведомства в Москве попросили продолжить работу нашей комиссии в рекомендательном плане.

- То есть решение городской комиссии исполнять не обязательно?

- Мы договорились, что фирмы, которые обращаются в миграционное управление, будут представлять и нам свои документы. Организации могут не обращаться в наш комитет и идти напролом в миграционные службы. И им, возможно, дадут разрешение и без учета мнения города. Но сразу за этим начнутся проверки - милиции и миграционных служб. Честные работодатели нас не боятся.

- Что требуется от фирм для рекомендации?

- Это документы о госрегистрации предприятия, документы о налоговом учете и о том, где будут жить эти люди. Ведь если нет налоговой прозрачности, значит, нет и легальной зарплаты. А ведь эти люди пользуются всем, что делается на деньги московских налогоплательщиков - транспортом, медицинским обслуживанием...

- Часто ли комиссии отказывают фирмам в рекомендации?

- Предприниматели не хотят брать на работу москвичей - не потому что они плохо работают, а потому что москвичи невыгодны: им надо платить "белую зарплату". На одном из последних заседаний комиссии бизнесмен представил заявку на несколько сотен человек разных специальностей для дорожных работ. Я внимательно посмотрел и удивился: зачем на дорожных работах понадобились штукатуры? Потом попросил его назвать адрес общежития, куда их поселят. Он назвал. Хорошо, я в том районе работал и знаю, что по этому адресу находится конюшня. Я спросил, нет ли в местном бюро трудоустройства безработных штукатуров из Москвы. Оказалось, есть. И зачем привозить их издалека?

- Как реагировали на выход постановления региональные и федеральные руководители?

- Мне уже звонил министр труда Александр Починок, который заявил, что этим документом мы взяли на себя государственные функции. Я объяснил, что протоколы заседания наших комиссий сдаются в региональные структуры Минтруда, носят рекомендательный характер и касаются исключительно организованных групп рабочих. И окончательное решение принимает федеральный департамент занятости вместе с миграционными службами. Мы также поговорили с руководителями Московской области. Объяснили им, что наши комиссии существуют дольше, чем работает администрация Громова, и ни одного случая отказа в работе жителю Подмосковья не было.

Виртуальная родина

23.12.2003 Известия. Ru

Гаянэ Макунц

«Циклофка,шпаклофка, абой". Реклама этой "национальной" мастерской веб-дизайна долго висела на странице, созданной московскими армянами в Интернете. Ироничный привет собратьям-гастарбайтерам из строительных артелей. В поисках заработка одни в поте лица преображают московские квартиры с помощью мастерка и кисти, другие заняты на более тонких работах в кондиционированных офисах. Но кое-что общее у них есть - временно или навсегда эти люди перебрались в Москву.

Новая волна иммигрантов, приехавших в Россию в последние три-четыре года, - это особое явление. Они заметно отличаются от беженцев начала девяностых, которые оказались в Москве под давлением трагических обстоятельств - войн, этнических конфликтов. Для иммигрантов новой волны Россия - просто новое место работы, выбранное в силу чисто житейских причин.

Но у всех "гостей столицы" одна проблема - люди болеют ностальгией. Способов сохранить себя у них немного - "национальные" рестораны, встречи на кухне с друзьями, культурные мероприятия в забытом жанре "навстречу съезду", на которые время от времени созывают активистов диаспор посольства. Но главная отрада наиболее продвинутых приезжих - доступная, анонимная и безопасная глобальная сеть, где нет проверки паспортного режима, бдительных дежурных по подъезду и регистрации.

"Зачем мы покидаем Родину?"

Сайт www.erevan.ru - как понятно из названия, объединяет выходцев из столицы Армении. Говорят они чаще о том, что оставили на родине. Из разговоров в форуме: "Детям эмигрантов все-таки труднее найти себе пару своей национальности..." - "Это жизнь, а не лаборатория по выведению "чистых" видов. Не могу понять, как можно в выборе любимого человека руководствоваться происхождением и родословной? Это ведь не фрукты на базаре по вкусу подбирать". "Моя страна для меня - это моя семья, друзья, родные и мой город - а вовсе не заповедник микроолигархов. По мне, каждый из нас делает что-то хорошее для своей родины, когда помогает родным и близким выжить в труднейших условиях, когда дает своим детям лучшее образование, даже если оно на родине неприменимо..."

Вот такой автопортрет "новых нерусских". Они не хотят смешиваться, интегрироваться, абсорбироваться, не могут полностью принять традиции, праздники нового общества. У многих по жизни прошел "водораздел", который делит ее надвое: до и после переезда. И время до переезда видится в идеализированном свете, а время после посвящено "прошибанию лбом стены".

Никаких служб психологической помощи этим людям, конечно, не предусмотрено. Тем более обращаться к психологу - не в традициях переселенцев из кавказских стран. Поэтому интернет-общение в своем кругу заменило собой и дружескую помощь, и традиционное застолье, и службу знакомств, а сотни молодых людей вместо прогулок по московским улицам сидят дома или в интернет-кафе.

Самое популярное для них место встреч и знакомств - чат. Молодые люди энергично эксплуатируют эту едва ли единственную возможность найти себе знакомых. Познакомиться на улице детям из семей иммигрантов непросто. Во-первых, традиции не позволяют. Во-вторых, прогулка может быть грубо прервана первым же милиционером с глазами-рентгенами, взыскующим прописки. Национальные вечеринки больше похожи на выставку невест и достижений "частного" хозяйства. А тут - анонимность и деликатность.

"Был бы чеченом - дрался бы как волк"

На страничке www.abkhazeti.ru выходцы из Абхазии до сих пор переживают давно минувшую войну. Хотя Нукри Башарули, администратор сайта, считает, что его виртуальная "Абхазия" - просто арена общения: "Относительное большинство участников нашего сайта - это грузинская диаспора в России. А наш сайт - это технический инструмент, средство, которое сближает этих людей. Мы встречаемся и в реальной жизни, но сблизились и общаемся на сайте, без которого, могло статься, многие представители диаспоры никогда бы друг с другом не познакомились". Несколько сот человек заходят на эту страницу ежедневно. Нукри называет их "ядром", а так за сутки число посетителей, бывает, достигает тысячи человек.

Нукри признает, что его сайт сделан грузинами - беженцами из Абхазии для себе подобных, но иммигрантским его считать не хочет: "Многие его участники являются иммигрантами, но не все, и обсуждаемые вопросы, в общем, не очень связаны с проблемами иммигрантов. В основном наш круг - это круг соотечественников. Мы надеемся друг на друга и помогаем друг другу".

Из диалогов на сайте: "Как депортант и сын депортантов (хотя и не чеченец), скажу, что даже у самого себя чувствую черты... ну если не криминала, то явно антиобщественного элемента. И никуда от этого не деться. Самое странное, что эта черта заметна даже в моих детях, и хочешь не хочешь, но для "порядочного общества" мы в общем-то не подарки. А что говорить о чеченах?" - "Скажу честно, будь я чеченом - наверняка дрался бы как бешеный волк, потому как альтернативы этому не видать..."

"Драники здесь называют "картофельными оладьями"

Сайт www.maskva.com "Беларуская Масква" (это вызывающее аканье - счастливая привилегия народа, который даже слово "молоко" имеет законное право писать через "а") сделал тележурналист и бывший минчанин Виктор Дятликович. Он объясняет, как закрутилась "вокруг головы" идея обозначить виртуальное белорусское присутствие в Москве: "Во-первых, это мой личный взгляд на этот город и на то, как здесь живется белорусу. У меня набралась критическая масса историй, которыми захотелось поделиться с другими"

Большой белорусской диаспоры, считает Виктор, в Москве нет. "Многие и дома-то себя не особо чувствовали белорусами. Но и Москва не дает почувствовать себя москвичом. Раз в три месяца - регистрация. Если не сделал - целыми днями ходишь и в глаза ментам заглядываешь. Если страну изначально чужой считаешь, то никогда своим человеком в ее столице себя не почувствуешь".

Пристрастный взгляд белоруса отмечает в Москве и другие неудобства, особенно в общепите: "Официантки - москвички. Но слова "дранікі смажаныя" произносят хорошо. Только на свидания не приходят. Одни обещания. Сами драники прячутся под псевдонимом "оладьи картофельные", что настораживает сразу. Суп с клёцками совсем не такой, как моя мама готовит".

Психолог Марина Хазанова объясняет проблемы иммигрантов так: "Это совершенно особые люди. Они могут иметь все те же проблемы, что и "оседлые" люди, но у них есть одна особенность: это люди, которые улетели из своего гнезда. Ведь дом - это не только четыре стены, это еще и история, связанная с этими стенами, с людьми, которые вас окружали, это в конце концов могилы ваших предков, к которым надо иногда прийти и поклониться. И люди фактически лишены этой возможности. Москва - очень трудный и снобистский город. Очень конкурентный город, своего рода маленькая Америка. Здесь приезжим сразу хочется "под крыло" - найти себе подобных. А москвичами они станут тогда, когда у них и здесь кто-то будет похоронен на кладбище".




МОМ помогает трудовым мигрантам

Информационное обеспечение мигрантов является одной из главных задач миграционной политики государства. В Таджикистане изготовили и теперь будут вручать книжку – памятку каждому гастарбайтеру, направляющемуся на заработки в Россию.

19.12.2003 Немецкая волна

 Нигора Бухари-заде

"В Таджикистане отныне трудовые мигранты, выезжающие на заработки за рубеж, будут брать с собой в дорогу специальную информационную книжку. Презентация новой книжки-справочника, изданной Международной организацией по миграции при поддержке Центра ОБСЕ в Душанбе, состоится в пятницу в таджикской столице. В небольшой брошюрке есть ответы почти на все вопросы, которые могут возникнуть у выезжающих на заработки в Россию. Именно в эту страну отправляются около 85-ти процентов гастарбайтеров из Таджикистана. В справочнике можно найти основные сведения о порядке въезда и выезда, процедуре регистрации и требованиях законодательства принимающей страны к иностранным гражданам. Помимо информации юридического характера у мигрантов всегда под рукой будут расписание движения поездов и самолетов между Таджикистаном и Россией, адреса нужных организаций, перечень банков, через которые можно перевести деньги, а также советы о том, как уберечь себя от опасных инфекционных заболеваний, и много другой полезной информации. Такая брошюра поможет нашим соотечественникам избежать конфликтов с органами правопорядка и не попасться на удочку всевозможных мошенников. И еще одно новшество. С нового года каждый гражданин Таджикистана, выезжающий за пределы республики, будет заполнять карточку миграционного учета. Карточки будут выдаваться в пограничных контрольно-пропускных пунктах, в том числе, на вокзалах и в аэропортах. В них нужно указать только фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения и цель выезда. Это поможет получить более точную статистику количества выезжающих мигрантов, которая сейчас весьма противоречива".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ