Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №89(01.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусский Рынок №49(582), 13 - 20.12.2003

По локоть в нефти

Татьяна Маненок

Межгосударственный проект “Дружба” - “Адрия”, участником которого является Беларусь, столкнулся с политическими амбициями

Межгосударственный проект по интеграции нефтепроводов “Дружба” и “Адрия” должен был заработать к концу 2004 г. Проект для Беларуси исключительно выгодный, поскольку сулит дополнительные дивиденды от увеличения транзита нефти по ее территории. Однако на заключительном этапе он столкнулся с проблемами - его не поддержали украинские депутаты.

Тем не менее участники проекта по-прежнему надеются, что возникшие противоречия удастся разрешить. Тем более что для российских компаний этот проект имеет стратегическое значение.

Связывание нефтепроводов “Дружба” и “Адрия” является совместным проектом России, Беларуси, Украины, Словакии, Венгрии и Хорватии по увеличению поставок нефти в район Средиземного моря и на мировые рынки.

Переговоры по экспорту российской нефти через порт Омишаль (Хорватия) на побережье Адриатического моря велись более 5 лет. Их инициаторами выступили российская нефтепроводная компания “Транснефть” и ведущие нефтедобывающие компании России - в первую очередь “ЮКОС”.

Для “ЮКОСа” и других российских экспортеров глубоководный порт Омишаль выступает в качестве ворот, открывающих путь на многие, ранее недоступные для российской компании нефтяные рынки. В том числе и на американский рынок, куда предполагается возить нефть морским путем. Российские компании заинтересованы в этом проекте, поскольку хотят диверсифицировать направления экспорта российской нефти и тем самым уйти от конкуренции со стороны более качественной и дешевой каспийской нефти.

Вот почему была сделана ставка на проект “Дружба” - “Адрия”. Основная проблема состоит в том, что “Адрия” работает в ином направлении: не с востока на запад, как “Дружба”, а, наоборот, с запада на восток. Для того чтобы реализовать свои планы и вывести российскую нефть в Адриатическое море, “ЮКОС” собирается повернуть нефтяные реки вспять. И готов вложить для реверсирования трубопровода 20 млн. USD.

Переговоры вокруг реализации проекта были непростыми. Особую позицию заняла Украина. Еще в начале 2002 г. представитель украинской трубопроводной компании “Дружба” заявил, что Украина не поддержит этот проект, поскольку считает его невыгодным для себя. Правда, после визита президента “Транснефти” Семена Вайнштока в Киев Леонид Кучма взял на себя обязательства урегулировать этот вопрос.

Участникам проекта удалось договориться только под занавес 2002 г. Межправительственное соглашение “О сотрудничестве по проекту интеграции нефтепроводов ”Дружба" и “Адрия” было подписано 16 декабря 2002 г. в Загребе крупными нефтяными компаниями по транспортировке нефти шести стран - России, Беларуси, Украины, Венгрии, Словакии и Хорватии.

Уполномоченной организацией от России является АК “Транснефть”, от Беларуси - РУП “Гомельтранснефть ”Дружба", от Венгрии - MOL, от Словакии - Transpetrol, от Украины - “Укртранснафта”, от Хорватии - JANAF. Единым оператором проекта выступает “Транснефть”. Соглашение было подписано сроком на 10 лет с возможностью пролонгации.

По соглашению, объем перекачки на первом этапе составит около 5 млн. тонн в год, на втором и третьем этапах объемы возрастут до 10 и 15 млн. тонн в год. Общая протяженность маршрута составит более 3 тысяч километров. Причем на всем протяжении будет установлен единый тариф по транспортировке - не выше 0,64 USD за прокачку одной тонны нефти на 100 километров.

Белорусский участник проекта - “Гомельтранснефть ”Дружба" заявляет о готовности приступить к реализации проекта. На предприятии отмечают, что участок маршрута Унеча - Мозырь - Броды протяженностью 215 км уже сейчас может транспортировать оговоренные 5 млн. тонн российской нефти в год в рамках первого этапа проекта (гарантии по поставкам этого объема нефти представили компании “ЮКОС” и ТНК).

А вот с реализацией второго и третьего этапов проекта проблемы могут возникнуть, если уже сейчас не заняться реконструкцией нефтепроводов. Гомельскому предприятию потребуются солидные вложения, чтобы увеличить пропускную способность восточной части нефтепровода.

Реализация проекта “Дружба” - “Адрия”, а также увеличение до 5-7 млн. т объемов транзита на Гданьск потребует увеличения пропускной способности участков Унеча - Мозырь примерно на 10 млн. т в год, а Мозырь - Броды, как минимум, - на 8 млн. т в год. На это уже в ближайшей перспективе потребуются немалые средства.

За последние 5 лет в рамках программы технического перевооружения предприятия объемы перекачки нефти по гомельской “Дружбе” возросли более чем на 50%. При этом в объекты нефтепроводной магистрали на этом направлении инвестировано более 200 млн. USD.

На данном этапе реализация проекта по интеграции “Дружбы” и “Адрии” сдерживается отсутствием ратификации соглашения Украиной.

В конце октября этого года правительство Украины одобрило и направило в Верховную раду законопроект о ратификации соглашения о сотрудничестве по реализации проекта “Дружба” - “Адрия”. Однако 21 ноября Верховная рада Украины отказалась ратифицировать соглашение, мотивируя это тем, что “Дружба” - “Адрия” станет альтернативой нефтепроводу Одесса - Броды.

Вслед за этим 26 ноября Еврокомиссия подписала декларацию, в которой призывает частных инвесторов войти в проект по эксплуатации нефтепровода Одесса - Броды. По мнению экспертов, это решение вызвано тем, что война в Ираке заставила европейских чиновников снова заговорить о проблемах поставок топлива в ЕС. Дело в том, что сейчас 2/3 его поставок приходится на страны, не входящие в Евросоюз. Между тем, считают в ЕС, нефтепровод Одесса - Броды - это проект, который мог бы способствовать повышению уровня безопасности топливных поставок в ЕС и в Украину. Кроме того, прокачка по участку Одесса - Броды каспийской нефти позволит европейцам уменьшить зависимость от Ближневосточного региона.

Большинство украинских политиков отдают предпочтение каспийской нефти, которой они хотят заполнить нефтепровод Одесса - Броды. И для российского сырья мощностей проекта “Дружба” - “Адрия” в этом случае уже не хватит. В конце ноября в Брюсселе вице-премьеры Украины и Польши Виталий Гайдук и Марек Поль подписали соглашение о западном направлении эксплуатации нефтепровода Одесса - Броды, что предполагает срочную достройку его польской ветки до города Плоцк.

Комиссар Евросоюза по вопросам энергетики и транспорта Лойола де Паласио и украинский и польский вице-премьеры подписали также трехстороннее коммюнике, в котором содержится призыв к заинтересованным частным западным компаниям присоединиться к достройке трубопровода от Бродов до Плоцка совместно с украинской “Укртранснафтой” и польской Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych (PERN).

Таким образом, Киев отказал российским нефтяникам в рассмотрении вопроса о возможности временного использования нефтепровода Одесса - Броды в режиме реверса. Украинский вице-премьер Виталий Гайдук подчеркнул, что российская нефть может поставляться к Черному морю по недавно реконструированным приднепровским магистральным нефтепроводам.

Напомним, что изначально маршрут Одесса - Броды создавался именно с целью диверсификации для Европы источников поставок нефти. Этот трубопровод был рассчитан на нефть, поставляемую также по маршруту Баку (Азербайджан) - Супса (Грузия), а далее танкерами по Черному морю нефть переправлялась бы к построенному в Одессе терминалу. По той же схеме планировались поставки казахстанской нефти маршрутом Тенгиз - Новороссийск.

Однако в связи с тем, что строительство застопорилось и завершенная часть нефтепровода простаивала, российская компания ТНК летом предложила украинскому правительству так называемый реверсный вариант, согласно которому нефть могла поставляться из магистрального нефтепровода “Дружба” до терминала в Одессе. Дальше, как и в первом случае, - по морю. Это предложение до сих пор поддерживал президент Украины.

Недавно появилась информация о том, что Хорватия все же продолжит работы по реализации проекта интеграции нефтепроводов “Дружба” и “Адрия”, несмотря на растущую неизвестность относительно его будущей судьбы. Об этом в Загребе сообщил Яков Деспот - представитель компании JANAF, ответственной за хорватский нефтепровод. По его словам, “нет оснований для прекращения технологической подготовки для реализации проекта ”Дружба" - “Адрия”. Хорватия потребовала разъяснений от министерства энергетики Украины в связи с этой информацией. В ответ украинская государственная компания по транзиту нефти “Укртранснафта” сообщила, что украинские власти еще не приняли окончательного решения по этому вопросу.

Президент “Транснефти” Семен Вайншток в отношении позиции Верховной рады Украины высказался прямо: “Если вместе с ”ЮКОСом" и ТНК под проектом “Дружба” - “Адрия” подписалась “Транснефть”, то он будет реализован. Даже если в Хорватию не пойдет “ЮКОС”, “Транснефть” обеспечит загрузку этого трубопровода нефтью других компаний. Никаких сомнений здесь быть не должно, тем более что подписано межгосударственное соглашение".

Председатель концерна “Белнефтехим” Иван Бамбиза также считает, что даже если Украина и выйдет из проекта, российские компании найдут альтернативные варианты транспортировки нефти и интеграция “Дружбы” и “Адрии” состоится. Однако не все белорусские нефтяники разделяют эту точку зрения. Некоторые считают, что если Украина выйдет из проекта “Дружба” - “Адрия”, он вряд ли будет реализован.

Дело в том, что в данном случае вырастут общие затраты на транспортировку нефти. Участники проекта долго дискутировали, прежде чем пришли к единому мнению о тарифе транспортировки нефти. В рамках межгосударственного соглашения предусмотрено, что по всему маршруту нефтепровода устанавливается единый транзитный тариф в размере 0,64 USD за 1 тонну на 100 км. Между тем средний тариф по украинской территории составляет сейчас 0,73 USD за 1 тонну на 100 км. И если Украина выйдет из проекта, тариф в рамках проекта будет пересмотрен в сторону повышения, что делает транзитный маршрут до Хорватии неконкурентоспособным.

Справка "БР": Нефтепровод Одесса - Броды длиной 674 км и пропускной способностью 14 млн. т нефти в год между нефтетерминалом "Южный" (Одесса) и магистральным нефтепроводом "Дружба" был сдан в эксплуатацию в августе 2001 г. Он строился для транспортировки каспийской нефти в Европу, однако до сих пор простаивает из-за отсутствия клиентов. "Гомельтранснефть "Дружба" транспортирует российскую нефть в Польшу, Германию, Чехию, Словакию и Венгрию. Объем прокачиваемого сырья по магистральным нефтепроводам АК "Транснефть" в 2003 г., по предварительным заявкам, с учетом транзита из стран СНГ составит 397 млн. т, что на 6% больше, чем в 2002 г. По данным компании, в 2003 г. по системе "Транснефти" должно быть транспортировано 17,5 млн. т казахстанской и около 1 млн. т туркменской нефти. "Транснефть" в 2002 г. транспортировала 374,4 млн. т российской и транзитной зарубежной нефти, что на 9,2% превышает уровень предыдущего года.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ