Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №89(01.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УКРАИНА



Хроника

17 декабря. Позиция украинской стороны о том, что Азовское море и Керченский пролив должны быть внутренними водами Украины и Российской Федерации, разделенными государственной границей, остается неизменной, передает Интерфакс-Украина.

Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Украины Александр Моцик. Он сообщил, что очередной раунд украинско-российских переговоров по вопросу размежевания Азово-Креченской акватории состоится в десятых числах января 2004 года в Москве. Вместе с тем Моцик затруднился назвать конкретную дату, отметив, что переговоры состоятся "сразу же после Рождества". Замминистра отметил, что переговоры проходят динамично, и есть "все большее понимание позиций сторон".

"Мы и Российская Федерация хотим, чтобы Азовское море было морем сотрудничества и дружбы. При этом мы исходим из того, что статус и разграничение акватории Азовского моря и Керченского пролива должны быть определены на основе норм международного и внутреннего права, в частности, конституционных требований двух стран", - сказал замминистра. Предыдущий раунд украинско-российских переговоров по вопросу размежевания Азово-Керченской акватории пошел 4 декабря в Киеве.

18 декабря. Министерство обороны Украины выступило со специальным заявлением, в котором опровергло распространенное одним из украинских интернет-изданий предположение, что Украина намерена отказаться от провозглашенного курса на вступление в НАТО и вместо этого переориентировать свою оборону на российских военных. В пресс-службе Минобороны сообщили, что такой вывод издание сделало на основе подписания в Москве плана двустороннего военного сотрудничества между оборонными ведомствами Украины и Российской Федерации, а также участии украинской военной делегации в заседании Совета министров обороны стран-участниц СНГ, на котором среди других вопросом был утвержден перечень совместных мероприятий объединенной системы Противовоздушной обороны. "По этому поводу пресс-служба Министерства обороны Украины уполномочена заявить, что эти предположения надуманные и не имеют под собой никаких оснований", - сказано в заявлении.

"Украина четко и однозначно заявила о курсе на вступление в НАТО и прилагает значительные усилия для имплементации Плана действий Украина-НАТО и исполнения Целевого плана на 2003 год. Практические меры в этом направлении были позитивно оценены в ходе работы Комиссии Украина-НАТО на уровне министров обороны, которое состоялось 2 декабря текущего года в штаб-квартире Альянса в Брюсселе", - напоминает украинское военное ведомство. В пресс-службе министерства также напомнили, что в заседаниях Совета министров обороны стран-участниц СНГ Украина традиционно принимает участие в качестве наблюдателя, "что всегда подчеркивает, когда обсуждается тот или иной вопрос военной безопасности стран СНГ".

19 декабря. По мнению Президента Украины, заявления ЕС о том, что европейские перспективы Украины зависят лишь от ее собственных усилий, являются "не совсем искренними". "Нынче, на мой взгляд, я говорю свое личное мнение, мы видим откровенный недостаток аргументов тех сил внутри Европейского союза, которые хотели бы подальше отложить принятие решений в ключевом для Украины вопросе - определении новых договорных рамок Украины и Европейским союзом", - сказал  Леонида Кучма на пресс-конференции в Киеве. "Разве стартовые позиции многих стран, которые в ближайшее время будут членами или являются кандидатами лучше, чем украинские? И, мягко говоря, не совсем искренними являются заявления Европейского союза о том, что европейские перспективы Украины зависят лишь от ее собственных усилий", - сказал он. Леонид Кучма призвал украинцев "избавиться от необоснованных иллюзий - быстрого достижения нашей евроинтеграционной цели". "Однако усилия на этом направлении следует удвоить и даже утроить", - добавил президент.

Украинский лидер заявляет, что в диалоге с Европейским Союзом украинцы должны быть "более настойчивыми, стойкими, прагматичными и не прибегать к бесплодной риторике и не останавливаться перед трудностями".

21 декабря. Виктор Янукович уверен, что единственный конфликт между Украиной и Россией - остров Тузла. Как отметил руководитель украинского правительства, "Украина уже сделала свой выбор - мы пытаемся вступить в ЕС. Сегодня с помощью Польши и по инициативе вашей страны мы готовим новый договор Украина - ЕС, который определит условия нашей интеграции в ЕС. Не могу сказать, будем ли мы пытаться получить сначала ассоциируемое членство в ЕС или же сразу полное. В последние годы мы делаем все, чтобы гармонизировать украинское и европейское законодательство. Нашей стратегической задачей является интеграция с ЕС и вступление в НАТО. Мы готовимся к саммиту НАТО в Стамбуле весной следующего года, на котором должны быть приняты важные для нашей страны решения".  В интервью влиятельной польской "Газете выборчий" премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что в определенной мере происходящее вокруг Тузлы можно назвать конфликтной ситуацией. "Но хочу подчеркнуть, что между Россией и Украиной других конфликтов нет", - отметил премьер.

22 декабря. Вступление Украины в Европейский Союз и НАТО будет оставаться важнейшим заданием для украинских дипломатов. Как передает Интерфакс-Украина, об этом заявил министр иностранных дел Украины Константин Грищенко. "Ориентирование на будущее членство в ЕС и НАТО будет оставаться ключевым заданием дипломатических служб Украины", - отметил он, выступая в Институте международных отношений Киевского национального университета по случаю дня украинской дипломатии. При этом министр подчеркнул, что одним из важнейших заданий для украинской дипломатии в ближайшем будущем будет решение конкретных вопросов по присоединению к этим организациях. "Мы будем работать над тем, чтобы перевести диалог между Украиной и ЕС из плоскости переговоров об отдаленной перспективе в плоскость реальных заданий. Имеется в виду как вхождение Украины в экономические структуры единой Европы, так и ассоциация в культурной, научной и образовательной сферах", - подчеркнул Константин Грищенко. Вместе с тем, отдаленные стратегические интересы не должны мешать конкретным задачам и действиям украинских дипломатов сегодня, считает он. "Мы убеждены, что стратегические задачи не должны отодвигать на задний план тактические интересы Украины на каждом этапе ее независимого существования", - сказал министр. В связи с этим Грищенко подчеркнул необходимость сотрудничества с США как с глобальным лидером: "США должны оставаться для Украины стратегическим союзником в решении многих заданий украинской внешней политики". В то же время, по мнению министра, одним из ключевых направлений украинской дипломатии остается развитие дружественных отношений с Россией. "Когда мы говорим об Украине, как о составляющей новой Европы, то мы говорим об Украине, которая последовательно поддерживает дружественные отношения с Россией", - отметил Константин Грищенко, подчеркнув, что такое сотрудничество лежит в плоскости национальных интересов России и Украины. По его словам, украинско-российское стратегическое партнерство является важным фактором стабильности всего европейского и евроатлантического пространства.

22 декабря. Ожидается, что до Нового года президент России Владимир Путин сделает заявление по поводу разрешения украинско-российского конфликта в Керченском проливе, - пишет российское издание "Дни.ру" в статье "Компромисс по Тузле найден". В последние месяцы происходила интенсивная переговорная деятельность по урегулированию ситуации, возникшей между Россией и Украиной в октябре этого года, в результате строительства дамбы в сторону острова Тузла. Как известно, это строительство повлекло за собой весьма резкую риторику с обеих сторон и обострило на некоторое время отношения между странами. Ситуация в какой-то мере нормализовалось после приостановки строительства и заверений российской стороны о том, что о намеренном нарушении украинской границы речь не шла.

В последующие месяцы происходила работа по урегулированию ситуации. Так, в конце ноября в Кремле состоялась встреча между главами президентских администраций России и Украины, Дмитрием Медведевым и Виктором Медведчуком, по окончании которой их принял Владимир Путин. По информации из источников, близких к администрации российского президента, Путин в частности сказал, что Москва не собирается предъявлять Киеву никаких территориальных претензий и остров Тузла в любом случае останется украинским. Путин напомнил о необходимости постоянного и тесного контакта между Россией и Украиной для оперативного разрешения всех спорных вопросов. В этом контексте был упомянут остающийся нерешенным вопрос о делимитации государственной границы в Азовском море. Виктор Медведчук представил Путину аргументацию украинской стороны по этому и другим вопросам двусторонних отношений. Эти позиции были учтены в документе по урегулированию ситуации в Азовском море, который тогда и начал разрабатываться. 16-17 декабря в Киеве находился глава администрации президента России Дмитрий Медведев. На встречах с Виктором Медведчуком происходила доработка соглашения по границе в Азовском море, после чего итоговый документ был представлен президенту Украины Кучме и им одобрен. Теперь документ передан президенту России, ожидается, что Путин сделает заявление по этому поводу до Нового года. По данным источников, близких к переговаривающимся сторонам, компромисс основан на том, что Азово-Керченская акватория делится в соответствии с нормами международного права. Тем самым, Украина не настаивает на своих исключительных правах на соответствующую морскую территорию, в том числе - на судоходные фарватеры, расположенные между островом Коса Тузла и материковой территорией. Из положения о совместном владении акваторией следует, в частности, что присутствие в Азовском море кораблей НАТО - без согласия на то России - становится невозможным.

22 декабря. Ситуация вокруг острова Коса Тузла в Керченском проливе будет урегулирована, заверил председатель Совета Федерации Российской Федерации Сергей Миронов после встречи с председателем Верховной Рады Украины Владимиром Литвиным. "Мы считаем, что он будет урегулирован, к этому есть все основания", - сказал Сергей Миронов журналистам в понедельник, 22 декабря. По его словам, "здесь будут сделаны необходимые договоренности, тем более что сейчас на ратификации находится договор о границах", передает РИА Новости. Со своей стороны, Владимир Литвин отметил, что "проблемы всегда возникают между людьми, близкими друг к другу". "Проблема Тузлы, Керчи и Азова будет разрешена в интересах наших стран", - отметил председатель Верховной Рады Украины.

23 декабря. Примерно 300 учителей протестуют в зале Львовского городского совета народных депутатов против невыплаты заработной платы. По словам лидера забастовочного комитета учителей Львова Андрея Соколова, около 15:00 люди начали пикетировать помещение Львовского горсовета, требуя внести в бюджет областного центра на 2004 год средства на погашение задолженности по зарплате.

Около 16:00, по словам Соколова, пикетирующие во время перерыва на сессии вошли в сессионный зал и заняли места депутатов. После этого спикер Львовского совета Любомир Буняк предложил депутатам перейти в малый сессионный зал для принятия бюджета. Андрей Соколов сообщил, что представители горсовета пытались объяснить учителям, что принятие бюджета с их требованиями является нереальным. После этого депутаты Львовского горсовета приняли бюджет Львова на 2004 год с доходной частью 428 млн гривен. По состоянию на вторник в 3 школах Львова учителя продолжают проводить уроки по 15 минут, вместо 45, протестуя против невыплаты текущей зарплаты за ноябрь-декабрь этого года.

23 декабря. Украина намерена закрыть год Российской Федерации в феврале, сообщают Украиньски Новини. Об этом сообщил Президент Леонид Кучма. Глава государства отметил, что могут быть проведены торжества по этому поводу, похожие на те, которые проводились при закрытии года Украины в Москве.

23 декабря. Оппозиция во главе с Виктором Ющенко сорвала принятие законопроекта о политической реформе. Депутаты блоков Ющенко и Тимошенко блокировали работу ВР и устроили драку. На 23 декабря, в Верховной Раде было запланировано голосование по трем законопроектам о внесении изменений в Конституцию для проведения политической реформы в Украине, прошедшим экспертизу Конституционного Суда. Голосование не состоялось, поскольку еще до начала заседания оппозиция - депутаты "Нашої України", БЮТи и СПУ - заблокировала трибуну и президиум парламента. Позже была выведена из строя электронная система для голосования "Рада", на диагностику и ремонт которой может понадобиться до 6 суток. В связи с этим к вечеру большинство начало сбор подписей под проектом постановления о голосовании по законопроектам об изменениях в Конституцию с помощью бюллетеней.

Спикеру Владимиру Литвину, который обсудил сложившуюся ситуацию как с лидерами оппозиции, так и с Президентом Леонидом Кучмой и премьер-министром Виктором Януковичем, удалось закрыть заседание парламента глубокой ночью. В то же время, депутаты от оппозиции отказались покидать сессионный зал парламента на ночь.

23 декабря. Лидер фракции "Наша Україна" Виктор Ющенко сообщил, что в среду в 9 утра состоится совещание лидеров всех фракций и групп Верховной Рады, на котором будет обсуждаться вопрос о дальнейшей работе парламента в связи с голосованием по законопроектам о внесении изменений в Конституцию. Во вторник поздно вечером прошло совещание представителей оппозиционной четверки у председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина. По словам Виктора Ющенко, лидерам всех фракций и групп были розданы требования фракции "Наша Україна", касающиеся проведения политической реформы и до заседания в 9 утра фракции должны выработать свою позицию в отношении этих требований. Среди требований "Нашої України" - проведение всеукраинского референдума по вопросу о проведении выборов президента, сроках его избрания и полномочиях главы государства. Виктор Ющенко подчеркнул, что "Наша Україна" выступает против продления полномочий парламента, проведения выборов Президента в Верховной Раде, поскольку таким образом нарушаются избирательные права граждан. Незадолго до закрытия заседания, в Верховную Раду прибыл премьер-министр Украины Виктор Янукович. Он провел консультации со спикером в его кабинете. Во вторник главным вопросом повестки дня должны были стать изменения в Основной закон Украины направленные на переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Окончательно изменения могут быть приняты только не следующей сессии при условии поддержки квалифицированного большинства (300 голосов) Верховной Рады. Оппозиция обвинила большинство Верховной Рады Украины в попытке незаконного внесения изменений в Конституцию Украины и сделала общее заявление к украинскому народу, которое подписали лидеры фракций Иосиф Винский, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Лидер входящей в блок "Наша Україна" Украинской народной партии Юрий Костенко сообщил, что вечером во вторник, 23 декабря, состоялась встреча лидеров четырех фракций - "Наша Україна", Компартии, Соцпартии, блока Юлии Тимошенко, на которой представители всех этих фракций заявили о неприемлемости голосования бюллетенями по вопросу изменений Конституции.

23 декабря. Депутат  «Нашей Украины» Юрий Павленко сообщил, что по информации фракции "Наша Україна", фракция СДПУ(о) планирует в 5 утра среды "штурмовать президиум" Верховной Рады. Юрий Павленко также отметил, что по его информации в ряде областей Украины приводится в состояние повышенной готовности спецподразделения и подразделения МВД в связи с угрозой массовых акций протеста. В частности, по его словам, такая информация поступила из Львова. По информации оперативного штаба Львовского областного управления МВД, никаких усиленных мер безопасности в регионе не принималось, а усиленный режим может быть введен на новогодние праздники, однако на сегодняшний день такого приказа не было. До закрытия заседания в зале оставалась большая часть фракции блока партий "Наша Україна", часть депутатов фракции Социалистической партии, блока Юлии Тимошенко, а также ряд депутатов из фракций большинства. По данным "Нашої України", в зале - около 100 депутатов (конституционный состав - 450).

24 декабря. Более семи часов прошло с того времени, когда должно было завершиться заседание украинского парламента, передает Интерфакс-Украина.Верховная Рада возобновит работу 24 декабря, не раньше 10:00 утра. Об этом в интервью журналистам сообщил председатель Верховной Рады Владимир Литвин. Спикер пояснил, что заседание 23 декабря, не было закрыто по той причине, что у него не было такой возможности. По его словам, работа Верховной Рады будет продолжена, если для этого будут созданы соответствующие условия. По его мнению, события произошедшие в зале заседаний доказывают, что в Украине сегодня "разрушен парламентаризм". Кроме того, спикер сказал, что в Верховная Рада превратилась "в футбольную арену". Отвечая на вопрос журналистов о том, как будут развиваться события, Литвин подчеркнул, что ему трудно дать ответ на данный вопрос, так как на сегодняшний день "такие понятия, как доверие, договоренности, отсутствуют". Говоря о том, возможно ли голосование по внесению изменений в Конституцию при помощи бюллетеней, Владимир Литвин отметил: "Мне трудно сказать, что может быть, но нужно искать все варианты для разблокирования работы парламента". При этом он напомнил, что такие варианты должны соответствовать регламенту парламента и процедуре рассмотрения вопросов. Литвин также отметил, что он лично готов взять участие в голосовании при помощи бюллетеней но с той целью, чтобы парламент работал. Тем не менее, он подчеркнул, что по каждому из вопросов у него существует своя точка зрения, передает Обозреватель.

24 декабря. В Верховной Раде состоялось голосование путем поднятия рук по проекту постановления об утверждении и направлении в Конституционный Суд, а также включении в повестку дня следующей сессии законопроекта №4105 о внесении изменений в Конституцию Украины. Об этом, как передает Обозреватель, сообщил постоянный представитель Президента в Верховной Раде Александр Задорожний. По его словам, законопроект будет направлен в Конституционный Суд и включен в повестку дня следующей сессии Верховной Рады. За принятие решения проголосовали 276 депутатов.

Постановление об изменении способа голосования было утверждено путем сбора подписей. Счетная комиссия, возглавляемая Валерием Мишурой, большинством голосов приняла решение о том, что голосование по вопросам внесения изменений в Конституцию будет проводится путем поднятия рук. После того, как голосование закончилось, председатель Верховной Рады Владимир Литвин покинул сессионный зал. В связи с тем, что невозможно продолжить работу, он объявил перерыв. Представители оппозиции продолжают блокировать работу парламента, дудеть в дудки и кричать "Кучму геть!". Как сообщал Корреспондент.net, законопроект №4105, в частности, предусматривает проведение прямых выборов Президента осенью 2004 года на 2 года. Избранный по партийным спискам в 2006 году на 5 лет парламент в течение месяца со дня получения полномочий изберет нового Президента. Кандидат в Президенты считается избранным, если за его кандидатуру проголосовали не менее 2/3 депутатского состава (не менее трехсот голосов).Согласно этому законопроекту, новоизбранный парламент в течение месяца должен сформировать коалицию, в которую войдут большинство депутатов. Коалиция предлагает Президенту страны кандидатуры на пост премьер-министра. В течение полумесяца Президент направляет депутатам предложение о назначении кандидатуры главы правительства. Также по представлению Президента депутаты назначают министров обороны и иностранных дел, главу Службы безопасности Украины, а по представлению премьер-министра - других членов правительства, глав Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, Госкомитета по вопросам телевидения и радиовещания. При этом парламентская коалиция является ответственной за деятельность правительства. Парламент можно распустить в четырех случаях: если в течение 1-го месяца в парламенте не сформирована коалиция из большинства депутатов; если в течение 3-х месяцев парламент не избрал Президента; если в течение 6-ти дней после отставки правительства парламент не сформировал персональный состав нового Кабинета Министров и если в течение 30-ти дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться. Решение о роспуске парламента принимает Президент Украины после консультаций с председателем парламента, его заместителями, главами фракций и групп.

24 декабря Отменено заседание Кабинета Министров Об этом со ссылкой на источники в правительстве сообщает Обозреватель, отмечая, что решение об отмене заседания Кабмина, вероятнее всего, связано с ситуацией, сложившейся 23-24 декабря, в Верховной Раде. Ожидается, что правительственное заседание может быть перенесено на вечер среды, или на пятницу, 26 декабря. Накануне спикер Верховной Рады Владимир Литвин провел встречу с премьер-министром Виктором Януковичем, в ходе которой обсуждались вопросы проведения политической реформы и нормализации ситуации в парламенте. На протяжении всего вчерашнего дня спикер также неоднократно обсуждал ситуацию в Верховной Раде с Президентом Леонидом Кучмой.

24 декабря. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин досрочно закрыл заседание парламента. Об этом заявил журналистам постоянный представитель Президента в Верховной Раде Александр Задорожний. По его словам, спикер закрыл заседание после проведения голосования по предварительному одобрению законопроекта о внесении изменений в Конституцию.

24 декабря. Лидер оппозиционного блока, народный депутат Юлия Тимошено призвала депутатов к бессрочному блокированию работы Верховной Рады Украины.

Как передает Обозреватель, Юлия Тимошенко призывает блокировать работу парламента до тех пор, пока не будут отменены результаты голосования об утверждении законопроекта №4105 о внесении изменений в Конституцию Украины.

24 декабря. Президент Украины Л.Кучма заявил о том, что считает проблему Азово-Керченской акватории решенной. По словам главы государства, в подписанном договоре между Украиной и Россией заложены основы разрешения этой проблемы. Далее диалог продолжат МИД России и Украины, отметил Кучма. "У них нет никаких оснований задавать нам вопросы", - считает президент Украины. Владимир Путин отметил, что договор должен "разрядить ситуацию, убрать все раздражающие моменты", создать нормальные условия для сотрудничества и жизни граждан региона. По его словам, документ призван решить четыре задачи. В частности, "этот документ должен обеспечить свободный проход российских и украинских торговых и военных судов через Керченский пролив". Кроме того, отметил он, речь идет о свободном мореходстве судов двух стран.

Договор также призван подчеркнуть внутренний характер Азовского моря и создать ситуацию при которой заход военных судов в акваторию возможен только с согласия как России, так и Украины, сказал президент России." Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами России и Украины", - заявил Президент Украины. Подписание Договора между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива Владимир Путин назвал главным итогом сегодняшних переговоров. "Этот документ создает основу для дальнейшей работы по всем аспектам взаимодействия по этим направлениям", - сказал он. Кроме того, российский президент отметил, что в Совместном заявлении глав двух государств "зафиксированы позиции, по которым нет расхождений".  Владимир Путин заверил, что Москва и Киев не намерены останавливаться на достигнутом. "Тем более, есть и хорошая база сотрудничества в Азовско-Керченской акватории", - заметил президент России, подчеркнув, что при этом будут строго соблюдаться национальные интересы России и Украины. По словам Путина, они с Президентом Украины также договорились, что дальнейшее урегулирование вопросов по Азовскому морю будет решаться отдельными соглашениями. "Отдельно будем говорить и по Керченскому проливу", - сказал президент России.

26 декабря Губернатор Краснодарского края А. Ткачев объявил о завершении строительства дамбы и заявил, что «благодаря нововозведенной дамбе теперь защищены станица Тамань, защитили берега и всю инфраструктуру от размыва берега . От этого в выигрыше как Украина, так и Россия…Мое мнение и мнение жителей Кубани - коса должна по праву принадлежать Кубани, России. Думаю, что рано или поздно это произойдет. Надеюсь, что и с украинской стороны начнется движение в сторону нашей дамбы, нашей косы" . Однако, дамба так и осталась недостроенной, недовведенной до т.н. острова Тузла.




Украина хочет, чтобы Москва отпустила ее в НАТО

Кирилл Фролов

 

Москву посетил спикер ВР Владимир Литвин. Вместе со спикером СФ РФ С. Мироновым он заявил что проблема Тузлы будет решена к Новому Году. Спикеры утверждают, что  «компромисс основан на том, что Азово-Керченская акватория делится в соответствии с нормами международного права. Тем самым, Украина не настаивает на своих исключительных правах на соответствующую морскую территорию, в том числе - на судоходные фарватеры, расположенные между островом Коса Тузла и материковой территорией. Из положения о совместном владении акваторией следует, в частности, что присутствие в Азовском море кораблей НАТО - без согласия на то России - становится невозможным».

Одновременно три официальных лица Украины - премьер Янукович, Министр иностранных дел К. Грищенко и министр обороны Марчук заявили о том, что ближайшей целью Украины является вступление в НАТО. Как известно, условием такого вступления является урегулирование всех территориальных проблем. Именно по этому Киеву понабились срочные договоренности с Россией. Очевидно и стремление Л. Кучмы добиться благосклонности НАТО к своим попыткам переизбраться на третий президентский срок.

Но выгодно ли это нашей стране? Вновь давать Украине карт-бланш для вступления в НАТО? Отказываться от своих прав на проведение границы по дну Азовского моря (этот вопрос, исходя из имеющейся информации, пока не ясен)?

Очевидно и то, что в отношениях с Украиной Россия не может ограничиваться проблемой Тузлы, игнорируя проблемы русских и русскоязычных, русинов, Православия, демократии и самоуправления.

Никакие выторгованные Россией мелкие уступки в вопросе судоходства в Керченском проливе не смогут компенсировать негативных последствий вступления Украины в НАТО, которое становится близкой политической реальностью.




Встреча Путин-Кучма. Решены ли все вопросы?

Кирилл Фролов

Президент России опять помог Леониду Кучме. Встреча произошла в очень серьезный для президента Украины момент. Неизвестно, сможет ли не только добиться переизбрания на третий срок, но досидеть до конца второго. Таким образом, Москва, используя ситуацию, может добиться очень многого. В первую очередь, в области реализации «трех китов» российских интересов- демократизации и федерализации Украины, государственного статуса русского языка и церковного единства в лоне Московского Патриархата.

Кучма вновь создал видимость уступок Москве - в подписанном Договоре  об использовании Керченского пролива зафиксировано, что пролив является внутренними водами двух государств. Одновременно с этим Москва идет на существенную уступку Украине и признает прохождение морской границы по поверхности моря, а точную линию проведет очередная «совместная комиссия». Неясно, откажется ли Украина от углубления пролива между Тузлой и дамбой, предпринимаемое с тем, чтобы дамба не была достроена? Заявлено о создании судоходного консорциума по эксплуатации Керченского пролива. Мы уже помним «эпохальное»  решение о газотранспортном консорциуме, которое так и не было реализовано

Непонятно, будет ли договор ратифицирован Верховной Радой, Ведь подписанное Кучмой соглашение о Едином Экономическом Пространстве фактически  похоронено Верховной Радой. К сожалению, на встрече президентов ни слова не было сказано о том, что меньше чем через месяц будет великая дата 350-летия Переяславской Рады. То, что ее не замечают в России, а на Украине - дискредитируют, наводит на самые грустные размышления.

В свою очередь, обо всем этом надо вспомнить, когда договор поступит на ратификацию в Государственную Думу. Утверждать его в таком виде, с морской границей по поверхности, нельзя. И в новой российской Думе есть кому защитить российские интересы.




Кучма проигрывает

Кирилл Фролов

Трое сотрудников американского посольства дирижировали действиями блоков Ющенко и Тимошенко в ВР

Законопроект, принятый 24 декабря простым, а не конституционным большинством, не дает Леониду Кучме никаких шансов. Мало того, он, по сути,  перечеркивает все проекты трансформации Украины в парламентскую республику, ибо предусматривает прямые всенародные выборы президента в 2004 году и переход к системе избрания президента Верховной Радой только в 2006 г. Конечно, после решения Конституционного Суда, позволяющего нынешнему президенту Украины еще раз баллотироваться, он может выдвинуть свою  кандидатуру. Но победить?  Очевидно, что любой претендент, Ющенко, Янукович, победив на всенародных выборах 2004 года, сделает все для того, чтобы не допустить перехода к системе избрания президента парламентом. Собственно, Кучме эта система нужна только для гарантий своей неприкосновенности, а победителю-2004 она будет обузой.

Блоки Ющенко и Тимошенко устроили самый настоящий погром в Верховной Раде - депутаты "Нашей Украины", БЮТи и СПУ - заблокировали трибуну и президиум парламента. Позже была выведена из строя электронная система для голосования "Рада", на диагностику и ремонт которой может понадобиться до 6 суток. В зале заседаний ющенковцы устроили драку. Это, видимо, прообраз тех действий, которые «бандеровцы» намерены совершить в случае прихода к власти. Как утверждают участники, на балконе зала заседаний ВР находились трое сотрудников посольства США, которые по мобильному телефону давали рекомендации депутатам блока Ющенко. Как утверждают источники, американо-бандеровский сценарий заключался в следующем. Три дня блокировать зал заседаний и провоцировать драки с депутатами «пропрезидентского большинства», и это же большинство обвинить в развязывании насилия. Далее - по грузинскому сценарию. Этот сценарий может быть успешен. У «бандеровцев» есть и проплаченные лидеры, есть и фанатики-националисты. Среди же сторонников Кучмы «бойцов» нет. Сопротивляться Ющенко могут только те, кто сжег с ним все мосты. Это Медведчук, это часть «донецких», выгнавших Ющенко из Донбасса в конце октября. Но многие депутаты «пропрезидентского большинства» легко могут «сдать» патрона. Об этом свидетельствует и тот факт, что даже принятый невыгодный Кучме проект   не набрал конституционного большинства. Он был согласован в ночь с 23 на 24 декабря.   Принятие пункта о всенародных выборах президента Украины в 2004 году было условием, выдвинутым коммунистами и Леонид Кучма был вынужден пойти на такое условие. После этой неприятной для себя ночи Леонид Кучма отправился в Крым для встречи с Владимиром Путиным. Также Президент Украины отменил все предновогодние мероприятия и заявил о намерении отправиться в Европу на лечение. «Гетману» Кучме есть о чем поговорить с «самодержцем» Путиным. «Гетман» сможет теперь сохранить власть только при поддержке Москвы. А «Третий Рим» может и подумать. Если Кучма уйдет, не факт, что автоматически победит Ющенко. Скорее - это будет противостояние Янукович - Ющенко. Сейчас премьер делает все больше антироссийских шагов. Но, оказавшись в битве с Ющенко «один на один», Януковичу понадобиться поддержка Москвы.

Итак, Россия может вновь спасти Леонида Кучму, как это было в 2001 году, когда началась акция «Украина без Кучмы». Россия ничего от этого спасения не получила. Скажет ли Москва свои твердые условия сейчас? Ведь именно сегодня киевской власти их будет очень трудно отвергнуть. И государственный статус русского языка, и федерализация, И геополитический вектор, и каноническое Православие. Напомнит ли Москва о вербовках украинских граждан к Басаеву, которая осуществлялась прямо в центре Киева, в резиденции раскольничьего «Киевского Патриархата»?

Сейчас есть масса юридических поводов ввести государственный статус русского языка, проверить законность регистрации «Киевского патриархата», привлечь к ответственности причастных к международному терроризму и войне с Россией, провести федерализацию-ведь Конституция Украины неизбежно будет меняться (конечно, Кучма попытается переиграть пункт о всенародных выборах президента в 2004 г.) и именно сейчас в законопроекты по ее изменению не поздно внести соответствующие  пункты.

Как уже отмечено выше, у «бандеровцев» есть идейные люди, у «кучмовцев» нет. Но есть последовательные идейные сторонники русско-украинского православного единства, группирующиеся вокруг Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, в Союзе Православных Граждан Украины, движениях «Единое Отечество», «Путь православных», Славянской партии, русских организациях, карпаторусском движении.

Не пора ли востребовать и этих людей и весь богатейший багаж той малороссийской традиции, что испокон веков противостоял «мазепинству», что видела Юго-Западную Русь неотъемлемой частью православного русского мира. Это тем более уместно в наступающий год 350-летия Переяславской Рады. Очевидно, что нынешняя киевская «старшина» не хочет поддерживать такое движения. Но у Москвы сейчас есть возможности поддержать эти силы и заставить Киев с ними считаться.




,
24 декабря 2003

Полный текст совместного заявления Президента Российской Федерации и Президента Украины по Азовскому морю и Керченскому проливу

Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент Украины Л.Д.Кучма, руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними; исходя из положений Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, а также Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года; отмечая важное значение Азовского моря и Керченского пролива для экономического развития России и Украины; убежденные в том, что все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины; подтверждают свое общее понимание того, что:

- Азово-Керченская акватория сохраняется как целостный хозяйственный и природный комплекс, используемый в интересах двух государств;

- Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами России и Украины, и урегулирование вопросов, относящихся к данной акватории, осуществляется по соглашению между Россией и Украиной в соответствии с международным правом;

- российские и украинские военные корабли и торговые суда пользуются свободой судоходства в Азовском море и Керченском проливе;

- военные корабли под флагом третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив только по приглашению России или Украины, согласованному с другим прибрежным государством;

- российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.

Правительству Российской Федерации и Кабинету Министров Украины поручается создание совместной российско-украинской корпорации в целях сотрудничества в Азово-Керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала.

Правительству Российской Федерации и Кабинету Министров Украины также поручается подготовить предложения о восстановлении и развитии паромного сообщения между Россией и Украиной через Керченский пролив для пассажирских и грузовых перевозок.




26.12.2003

Обращение Председателя Славянской партии к Президенту Украины

Уважаемый Леонид Данилович,

Почти ежедневно в Верховной Раде нарушаются права народа Украины. Причина хорошо известна: хулиганствующие депутаты постоянно срывают заседания сессии и тем самым парализуют всю систему парламентской демократии.

Каждый депутат представляет в парламенте огромное количество избирателей, и если кто-то препятствует ему в голосовании, то вместе с ним лишаются прав на волеизъявление и все его избиратели. А это, как известно, является грубым нарушением ст.71 Конституции Украины.

В связи с преступными действиями в Верховной Раде так называемой оппозиции, мы предлагаем три вещи:

1. Внести в Конституцию поправку о том, что сознательный срыв сессионного заседания и препятствование свободному голосованию других депутатов несовместимо с депутатским статусом и должно быть основанием для лишения депутатских полномочий.

2. В соответствии с действующим законодательством, привлечь к уголовной ответственности тех депутатов, которые уже дважды выводили из строя систему голосования «Рада», препятствуя нормальной работе парламента. Тем более, что депутатская неприкосновенность не мешает возбуждению уголовного дела, а 226 голосов депутатов, возмущенных их поведением, вполне будет достаточно для препровождения в места, не столь отдаленные. 

3. Немедленно употребить власть и распустить недееспособную Верховную Раду, тем более, что Президент вправе это сделать в соответствии с действующей Конституцией, если парламент в течение 30 дней не в состоянии проводить пленарные заседания (ст.90). Обращаем внимание на то, что, исходя из текста Конституции, для роспуска Верховной Рады достаточно 30 срывов заседаний в любые дни, но в течение одной сессии.

Александр Базилюк



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ