Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №90(15.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русский вопрос в Прибалтике в Новом - 2004 году

2004 год в Латвии – год перехода средних школ национальных меньшинств на латышский язык обучения. Страсти вокруг данного события всё более накаляются. Очередным поводом для обвинений защитников образования на русском языке стал поджог входа в здание Министерства образования и науки.

В Литве событием номер один является начавшаяся в декабре прошлого года процедура импичмента президента страны Роланда Паксаса, обвиняемого в связях с «русской мафией» и российскими спецслужбами.

В Новый год перешли проблемы массового безгражданства в Латвии и Эстонии, следствием которой является неравенство в правах между титульным населением и представителями национальных меньшинств.

Публикуем информацию о событиях в Латвии и Литве, а также аналитическую статью о положении граждан и лиц без гражданства в Латвии и Эстонии.




ЛАШОР и Штаб защиты русских школ обвиняются в поджоге здания Министерства образования и науки Латвии

По материалам латвийской прессы
подготовила Екатерина Роберова

9 января рано утром были подожжены двери главного входа Министерства образования и науки в Риге. Как сообщает информационное агентство LETA, ответственность за этот акт взяла на себя запрещенная организация национал-большевиков "Победа". Ее представители заявили, что совершили поджог в знак протеста против реформы образования 2004 года.

Министр образования и науки Карлис Шадурскис выступил со специальным заявлением по поводу поджога здания. Он заявил, что некоторые общественные организации, в том числе Латвийская ассоциация в поддержку школ с русским языком обучения (ЛАШОР) и Штаб защиты русских школ, якобы подстрекают национальные меньшинства к деструктивным действиям. Министр обвинил депутатов Сейма и Рижской думы - Я.Плинера, В.Бузаева, Н.Кабанова, А.Гильмана – в разжигании национальной розни, и это притом, что эти депутаты борются за право 1/3 населения Латвии получать образование на родном языке. Шадурскис призывал руководителей всех самоуправлений тщательно следить за тем, чтобы не были создание какие-либо комитеты в защиту образования на языках национальных меньшинств.

Поджог дверей Министерства образования и науки - это не только уголовное, но и политическое преступление, заявил LETA председатель ЛАШОР Игорь Пименов. По его мнению, люди, совершившие этот акт, скомпрометировали законно работающие организации. Осуждение акции национал-большевиков выразил и активист штаба в защиту русских школ Юрий Петропавловский, подчеркнув, что штаб таких акций не поддерживает.

Министру ответили и депутаты. Так, депутат от ПНС Борис Цилевич сказал, что осуждает действия нацболов, но считает и слова Шадурскиса экстремистскими и разжигающими ненависть: "Похоже, министр многому научился у национал-большевиков, позаимствовав сталинский язык и стиль. Используя удобный предлог, он начинает охоту на ведьм и объявляет инакомыслящих врагами народа, вместо того чтобы наконец начать конструктивный диалог с теми противниками реформы, которые всегда действуют в рамках закона".

Председатель фракции ЗаПЧЕЛ Яков Плинер усмотрел в выпадах Шадурскиса и другую крайность: "Приписывать Штабу защиты русских школ подстрекательство кого бы то ни было к экстремизму — ложь в духе Геббельса". Он также подчеркнул, что акция экстремистов у дверей министерства была вызвана не деятельностью штаба, а откровенно дискриминационной политикой Минобразования в отношении детей нацменьшинств.

Латвийская ассоциация поддержки школ с русским языком обучения и Штаб защиты русских школ в ближайшее время призовут главу правительства Эйнара Репше и президента Латвии Вайру Вике-Фрейбергу рассмотреть вопрос о соответствии министра образования Карлиса Шадурскиса занимаемой должности.

«Мы считаем, что подобные заявления одного из высших государственных чиновников страны являются клеветой и оскорблением чести и достоинства организаций и входящих в них отдельных лиц, включая депутатов Сейма и Рижской думы. Если министр не отзовет распространяемые им клеветнические измышления, активисты упомянутых в его заявлении организаций оставляют за собой право обратиться в суд», - говорится в обращении ЛАШОР, Штаба и Комитета по правам человека. «Именно упорное нежелание правящих партий и лично министра Шадурскиса считаться с интересами сотен тысяч жителей Латвии нагнетает напряженность в обществе, что может привести к непредсказуемым последствиям. Министр образования своим экстремистским заявлением не только внес существенную лепту в это неблаговидное дело, но и продемонстрировал полную некомпетентность в оценке наших конструктивных предложений относительно путей реформы образования нацменьшинств. Поэтому мы требуем его отставки и призываем президента Латвии и премьер-министра оценить соответствие господина Шадурскиса занимаемой должности».




Президенту Литвы грозит импичмент из-за связей с «русской мафией»

По материалам прессы подготовила
Екатерина Роберова

В конце декабря прошлого года в Литве официально началась процедура импичмента президента страны Роландаса Паксаса. Под инициативой подписалось 86 депутатов сейма при необходимых 36 голосах. В случае если процедура импичмента будет доведена до конца, Литва может стать первым государством на постсоветском пространстве, в котором президент будет смещен подобным демократическим способом.

В тексте обвинительного документа объемом в 22 страницы президент обвиняется по шести пунктам. Если вина Р.Паксаса хотя бы по одному из них будет доказана, он будет отстранен от своей должности. Для признания вины требуется 85 голосов.

Все началось в октябре 2003 года, когда глава Департамента госбезопасности М.Лауринкус поделился с депутатами сейма своими подозрениями о связях президента с русской мафией. 1 декабря временная парламентская комиссия пришла к выводу, что на президента страны может осуществляться давление, представляющее угрозу государственной безопасности. Главе государства вменяется в вину связь с бизнесменом Юрием Борисовым, имеющим двойное российско-литовское гражданство, который якобы финансировал его предвыборную кампанию, а теперь пытается оказать политическое давление на президента. Ю.Борисов является владельцем каунасского завода по ремонту вертолетов "Авиа-Балтика".

В предпоследний день прошлого года Конституционный суд Литвы объявил, что подписанный в апреле 2003 года декрет президента Роландаса Паксаса о предоставлении российскому бизнесмену Юрию Борисову гражданства Литвы противоречит конституции страны. Таким образом, Борисов был лишен литовского гражданства. На следующий день департамент государственной безопасности обратился в департамент миграции с просьбой внести имя Борисова в список иностранцев, которым запрещен въезд в страну. "Литва не заинтересована в том, чтобы нежелательное лицо долго проживало в стране", - заявил генпрокурор А.Климавичюс. 9 января департамент миграции распространил сообщение о лишении Ю.Борисова права на постоянное проживание на территории Литвы и регистрации по месту его жительства. Литовские власти предписали "выслать гражданина РФ Юрия Борисова из Литовской Республики в Российскую Федерацию".

Созданный 18 декабря по инициативе депутатов комитет должен определить реальную степень вины Паксаса, и если она будет доказана (для этого после итогового доклада комитета за отстранение должно высказаться 60% парламентариев), до проведения новых выборов обязанности президента перейдут к спикеру сейма Артурасу Паулаускасу.

Напомним, что Роландас Паксас был избран президентом Литвы в январе 2003 года, неожиданно победив во втором туре действующего на тот момент президента Валдуса Адамкуса, лидировавшего по итогам первого тура.




Различия в правах групп населения Эстонии и Латвии

Екатерина Роберова

Различия в правах отдельных групп населения являются прямым следствием гражданского статуса членов общества. В Прибалтике проблема неравенства в правах по причине безгражданства затрагивает Эстонию и Латвию, так как в Литве в 1989 году был принят нулевой вариант гражданства, по которому в течение двух лет гражданами могли стать все проживающие в стране люди. По данным переписи населения 2001 года гражданство Литвы имеют 99% населения. Доля граждан Российской Федерации, проживающих в Литве, составляет 0,4%. В 2001 году всего лишь 0,3% населения Литвы являлись лицами без гражданства.

Эстония

В настоящее время в Эстонии существуют следующие категории жителей: граждане ЭР, граждане России и других иностранных государств, обладатели паспортов иностранца – лица без гражданства, имеющие лишь вид на жительство. Кроме того, в стране проживают нелегалы, т.е. люди, не имеющие на руках вообще никаких документов.

В 2000 году, как показала перепись населения, количество жителей Эстонии, не имеющие ее гражданства, составило около 274 тыс. человек, или 20% от всего населения (в 1992г. – 32%, в 1999г. – 26%). В стране по-прежнему велика доля лиц без гражданства – около 13%. Среди граждан других государств, проживающих в Эстонии, подавляющее большинство составляют граждане России (более 6% населения ЭР).

Таблица 1

Гражданство и место жительства населения Эстонии, 2000г., %

Граждане Эстонии

Граждане России

Граждане других стран

Лица без гражданства

Неизвестное гражданство

Всего

80,0

6,3

0,7

12,4

0,6

Городское население

72,6

8,9

0,8

16,9

0,8

Тарту

91,0

3,5

0,6

4,4

0,5

Пярну

90,1

4,7

0,5

4,1

0,6

Таллин

71,1

8,7

1,2

18,0

1,0

Кохтла-Ярве

41,8

13,4

0,6

42,7

1,5

Нарва

36,4

28,9

0,4

33,6

0,7

Сельское население

95,2

0,9

0,2

3,3

0,4

Источник: Population and Housing Census 2000, II Citizenship, Nationality, Mother Tongue and Command of Foreign Languages; Statistical office of Estonia , Tallinn 2001, p. 12

Согласно итогам переписи населения, граждане Эстонии составляют менее половины населения таких городов, как Силламяэ (21,3%), Нарва (36,4%), Кохтла-Ярве (41,8%), Маарду (43,2%), Палдиски (43,2%), Локса (44,3%) и Нарва-Ыйесу (47,2%). Бо?льшую часть населения этих городов составляют лица без гражданства и граждане России. Так, 42,7% населения Кохтла-Ярве являются лицами без гражданства и 13,4% - гражданами России, в Нарве – 33,6% и 28,9% соответственно (см. таблицу 1). Нельзя забывать, что подавляющая часть населения этих городов является русскими и русскоязычными.

По результатам переписи населения значительная часть русских (38,0%), живущих в Эстонии, являются лицами без гражданства. 40,4% живущих в Эстонии русских имеют гражданство ЭР и 20,9% - гражданство России.

Таблица 2

Гражданство и национальность населения Эстонии, 2000г.

Граждане Эстонии

Граждане России

Граждане других стран

Лица без гражданства

Неизвестное гражданство

Всего

1095743

86067

8941

170349

8952

Эстонцы

922204

692

165

4896

2262

Русские

141907

73379

1048

133346

1498

Другие

29774

11581

7560

31554

267

Неизвестные

1858

415

168

553

4925

В %

Эстонцы

84,2

0,8

1,8

2,9

25,3

Русские

12,9

85,3

11,7

78,3

16,7

Другие

2,7

13,4

84,6

18,5

3,0

Неизвестные

0,2

0,5

1,9

0,3

55,0

Источник: Population and Housing Census 2000, II Citizenship, Nationality, Mother Tongue and Command of Foreign Languages; Statistical office of Estonia , Tallinn 2001, p. 13

Как следует из данных таблицы 2, более 78% из числа лиц без гражданства составляют русские. Среди граждан Эстонии доля русских составляет менее 13%, притом, что их доля в общей численности населения выше в два раза.

В Эстонии существует два типа граждан: правопреемные и натурализованные. Первое было предоставлено автоматически только тем, кто его имел до 1940 года, а также их потомкам. Получение эстонского гражданства в порядке натурализации предполагает сдачу экзаменов на знание языка и конституции.

Гражданами Эстонии в порядке натурализации за время с 1992г. – момента вступления в силу первого варианта Закона о гражданстве - до ноября 2003 годы стали 124095 человек. Наибольшее число представителей нетитульного населения стали эстонскими гражданами в 1993–1996 гг., когда процедура получения гражданства была относительно проста. В этот период эстонское гражданство ежегодно получали в среднем 20 тыс. человек. Начиная с 1999 года темпы натурализации значительно снизились - ежегодно гражданство Эстонии получают приблизительно 3-4 тыс. иностранцев. В настоящее время около трети ходатайствующих оформляют свои документы в Ида-Вирумаа (уезд, подавляющая часть жителей которого является русскоязычными). Среди получающих гражданство Эстонии превалирует молодежь.

Источник: Департамент гражданства и миграции ЭР

В настоящее время в Эстонии различия в правах проявляются на нескольких уровнях: между правопреемными и натурализованными гражданами, между гражданами и негражданами Эстонской Республики, а также между жителями, имеющими постоянный и срочный виды на жительство.

1. Различия в правах правопреемных и натурализованных граждан ЭР

Граждане по натурализации могут быть лишены гражданства, а граждане, приобретшие гражданство ЭР по право преемственности нет (ст.28 Закона о гражданстве от 19.01.1995 г.).

Только дети правопреемных граждан признаются гражданами Эстонии с момента рождения независимо от места и времени рождения, если даже на момент их рождения их родители постоянно проживали вне территории Эстонии.

Дети натурализованных граждан имеют право на гражданство с момента рождения, если они родились после вступления в силу 1 апреля 1995 г. нового Закона о гражданстве в том случае, если хотя бы один из родителей на момент рождения имел гражданство Эстонии.

Дети натурализованных граждан в возрасте до 15 лет имеют право получить гражданство ЭР одновременно с родителями в порядке натурализации без сдачи экзаменов на знание эстонского языка.

Дети натурализованных граждан старше 15 лет считаются иностранцами и должны ходатайствовать о гражданстве ЭР на общих основаниях как иностранцы, даже если они родились в Эстонии, но ни один из их родителей на момент рождения не имел гражданства (ст.6 Закона о гражданстве от 19 января 1995 г.).

2. Различия в правах граждан и неграждан, закрепленные в законодательных актах ЭР

За иностранцами, поселившимися в Эстонии до 1 июля 1990 года и находящимися в Эстонии на основании постоянной прописки бывшей Эстонской ССР, сохраняются только те права и обязанности, которые были установлены принятыми до 12 июля 1993 г. правовыми актами ЭР (ст.20, ч.1 Закона об иностранцах). Это означает, что принятый после 12 июля 1993 г. законодательный акт может не сохранять за данной категорией иностранцев права, которыми они обладали ранее.

Политические права

Только граждане Эстонии имеют полное право участия в выборах в Рийгикогу и местные органы самоуправления (ст.57 Конституции ЭР).

Неграждане лишены пассивного права участия в выборах местных органов самоуправления, а активное право предоставлено только негражданам, имеющим постоянный вид на жительство (ст.3 Закона о выборах собраний местных самоуправлений). Между тем категория постоянных жителей в Эстонии практически отсутствует в связи с положением Закона об иностранцах, предусматривающим предоставление постоянного вида на жительство только после трехлетнего срока проживания по срочному виду на жительство (Статья 12, ч.3 Закона об иностранцах).

Экономические права

В соответствии со ст.28 Конституции ЭР гражданин Эстонии имеет право на помощь со стороны государства по старости, нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по бедности. Если законом не установлено иное, то этим правом наравне с гражданами Эстонии пользуются также пребывающие в Эстонии граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Законодательные акты, принятые после 12 июля 1993 г., в частности Закон о пособиях на детей (принят 10.02.1994 г.), Закон о социальной опеке (принят 08.02.1995 г.), гарантируют получение пособий и социальных услуг иностранцами, поселившимися в Эстонии после 20 августа 1991 г., только при наличии международного договора.

Согласно ст.29 Конституции ЭР только гражданин Эстонии имеет право свободно выбрать себе род занятий, профессию и место работы. Если законом не установлено иное, то этим правом наравне с гражданами Эстонии пользуются также пребывающие в Эстонии граждане иностранных государств и лица без гражданства.

В законодательных актах Эстонии в сфере занятости заложены тажке профессиональные ограничения. Только граждане Эстонии могут занимать должности в государственных учреждениях и местных самоуправлениях (ст.15 Закона о публичной службе от 25.01.95), служить в полиции (ст.20 Закона ЭР о полиции от 21.04.93), таможне (ст.11 Закона о таможне от 15.09.93) и охране (ст.8 Закона о службе охраны от 10.11.93), нести исполнительную службу (Должностной устав исполнительных служащих от 24.05.94), быть прокурором (ст.7 Закона о прокуратуре от 25.07.93), судьей и судебным заседателем (ст.1 Закона о статусе судьи от 23.10.91), нотариусом (ст.12 Закона о нотариате от 17.06.93), адвокатом (ст.5 Закона об адвокатуре Эстонии от 10.12.91), ректором университета (ст.18 Закона об университетах от 12.01.95), председателем и членом совета Банка Эстонии (ст.7 и 8 Закона о банке Эстонии от 18.05.93).

Только граждане Эстонии могут быть правомочными субъектами приватизации и свободно распоряжаться своей собственностью. Лиц, не имеющих гражданства Эстонии, могут не допустить к участию в приватизации (ст.3, ч.2 п.1 Закона о приватизации от 17.06.1993 г.). Только гражданин ЭР может покупать приватизационное имущество в рассрочку (ст.26 п.1 Закона о приватизации). При передаче иностранцу собственности на земельный участок действуют ограничения, установленные ст.2 Закона об ограничении передачи недвижимой собственности иностранцу, иностранному государству и юридическому лицу, принятого 29.05.1996 г.

Закон об оружии (ст.21), действующий с 1 января 1996 г., увязывает обладание гладкоствольным оружием негражданами Эстонии с получением постоянного вида на жительство. Таких лиц в Эстонии пока нет и не будет в течение ближайших трех-пяти лет. С введением этого закона охотники, спортсмены из числа неграждан Эстонии лишаются возможности хранить находящееся в их собственности оружие.

Только граждане Эстонии, достигшие 18 лет, получили в подарок от государства 10 лет на т.н. \"желтые карты\" или облигации народного капитала, т.е. 3000 крон (ст.10, ч.7 Закона о приватизации жилых помещений от 06.05.1993 г.).

Только граждане Эстонии, обучающиеся по собственной инициативе в высших учебных заведениях иностранных государств, имеют право на получение государственной ссуды на учебу и имеют право на погашение ее при поступлении на государственную службу (п.1, 32 Инструкции о государственной ссуде на учебу от 01.08.1995 г.).

Культурные права

Только граждан Эстонии законодательство признает представителями национальных меньшинств (ст.1 Закона о культурной автономии национального меньшинства и ст.1 Закона о ратификации Рамочной конвенции о защите прав меньшинств).

2.а. Различия в правах граждан и неграждан, вытекающие из законодательства или его реализации

Ограничение права неграждан на свободное передвижение в результате непризнания паспорта иностранца и временного выездного документа большинством государств.

Только для неграждан \"прописка\" или регистрация по месту жительства является обязательным условием для решения целого ряда проблем по реализации политических, экономических и социальных прав, а также оказывает влияние на их благосостояние.

3. Различия в правах жителей, имеющих постоянный и срочный виды на жительство

По состоянию на 1 января 1999 года почти 330 тыс. жителей Эстонии, или 22% от населения страны имело действующий вид на жительство. Из этого количества лишь 22 тыс. жителей, или 1,5%, имели статус постоянных жителей, остальные проживали в Эстонии по срочному виду на жительство. Около 3 % от всех жителей, или около 43 тыс. человек, не имели легального статуса.

Политические права

Неграждане, проживающие в Эстонии по срочному виду на жительство, не имеют права на участие в каких-либо выборах. Закон о выборах собраний местных самоуправлений (ст.43) допустил иностранцев, проживших постоянно не менее 5 лет на территории данной единицы местного самоуправления, к участию в выборах только 1996 года. Данный закон не предусматривает права этих иностранцев на участие в следующих выборах в 1999 году.

Экономические права

Для имеющих срочный вид на жительство обязательно получение разрешения на работу, а право на пользование услугами рынка труда и получения пособий по безработице имеют постоянно проживающие в ЭР неграждане (ст.2 ч.1 Закона о социальной защите безработных).

В соответствии с Жилищным Законом от 23.04.1992 г. с лицами, не имеющими постоянного вида на жительство в Эстонской Республике, можно заключать договор найма жилого помещения только на срок временного проживания (ст.30).

Латвия

В настоящее время в Латвии проживают следующие группы лиц: граждане Латвии, неграждане (обладатели т.н. «серых паспортов»), иностранцы и лица без гражданства.

По данным Управления гражданства и миграции, по состоянию на 1 января 2003 года количество жителей Латвии, не имеющих ее гражданства, составило свыше 536 тыс. человек, или 23 % от всего населения страны. Среди этой группы подавляющее большинство составляет русскоязычное население: русские – 66,9%, белорусы - 12,9%, украинцы – 9,4%.

На начало 2003 года Гражданство Латвии имеют более 1795 тыс. постоянных жителей страны, или 77%. В настоящее время существует очевидная диспропорция между долей титульного и нетитульного населения среди граждан и неграждан: доля латышей среди граждан значительно выше, чем среди неграждан, для представителей нетитульного населения ситуация противоположная. Так, среди граждан Латвии латыши составляют 75,6% (среди всего населения – 58,4%), русские 17,9% (среди всего населения – 29%), белорусы 1,4% (среди всего населения – 3,9%).

На 1 января 2003 года 99,7% латышей имели латвийское гражданство, в то время как у русскоязычного населения эта доля значительно ниже: гражданство ЛР имеют 47,4% русских, 27,3% белорусов и 16,3% украинцев проживающих в стране. Таким образом, проблема безгражданства затрагивает подавляющую часть русскоязычного населения.

За период с 1 февраля 1995 года по июнь 2003 года гражданство Латвии в порядке натурализации получили 62347 человек, в общей сложности были поданы 62798 заявок от желающих стать гражданами Латвии. За 5 месяцев 2003 года гражданство Латвии в порядке натурализации получили 3108 человек.

По информации Управления натурализации ЛР, 69,3% от общей численности претендентов на натурализацию составляют женщины и 30,7% - мужчины. Большинство желающих натурализоваться составляют русские - 66,9%, а также белорусы - 10,3%, украинцы - 8,4%, литовцы и эстонцы - 5,2%. Активнее всего заявления на натурализацию подают жители Латвии в возрасте 18-30 лет - 26,9%. Претенденты в возрасте 41-50 лет составляют 21,6%, а от 51 года до 60 лет - 21,5%. 44,7% претендентов на латвийское гражданство получили среднее образование, 34,9% - высшее и 19,5% - основное. Не имели образования 0,9% претендентов.

Различия в правах между гражданам и негражданами Латвии проявляются в профессиональных ограничениях, в правах собственности, в частном предпринимательстве, в социальных и других правах. Всего в латвийском законодательстве закреплено почти 60 различий в правах граждан и неграждан страны.

1. Запреты на профессии, занятие государственных и общественных должностей

1.1. Государственный сектор. Работы, доступные только гражданам:

Государственная служба (Конституционный закон \"О правах и обязанностях человека и гражданина\" от 10.12.91, ст. 8 - до ноября 1998,с ноября 1998 - Изменения в Сатверсме ЛР от 15.10.98, ст.101);

Гражданская служба (Закон \"О государственной гражданской службе\" от 21.04.94, ст. 6(1) Изменения в Сатверсме ЛР от 15.10.98, ст.101);

Судьи Конституционного суда (Закон \"О Конституционном суде\" от 05.06.96, ст.4 п.2.);

Судьи (Закон \"О судебной власти\" от 15.12.92, ст. 51(1));

Судебные исполнители (Закон \"О судебной власти\" от 15.12.92, ст. 109(2));

Прокуроры (Закон «О прокуратуре» от 19.05.94, ст.33(1));

Работники учреждений государственной безопасности (Закон \"Об учреждениях государственной безопасности от 05.05.94, ст. 18 (1));

Дипломатическая и консульская служба (Закон \"О дипломатической и консульской службе \" от 11.05.93, ст. 3 (2) Новый закон с тем же названием и ограничениями принят 21.09.95);

Чиновники и работники службы госдоходов (Закон «О службе государственных доходов» от 28.10.1993, ст. 17 (после изменений, принятых 25.10.2001));

Работники трудовой инспекции (Закон «О трудовой инспекции» от 13.12.2001, ст.5);

Присяжные землемеры (Приказ Государственной земельной службы \"О процедуре выдачи лицензий для практики присяжных землемеров\" от 21.07.93, п.7);

Присяжные таксаторы (Правила земельной службы \"О получении специальных лицензий на таксацию и оценочные работы недвижимой собственности, согласно категориям таксационных и оценочных работ\" от 27.12.95, п. 15);

Полицейские (Закон “О полиции\", от 04.06.1991. ст. 28(1) с поправками, внесенными Правилами Кабинета Министров ЛР Nr 19 от 11.01.94, п. 1.5);

Рядовой и командный состав охраны мест заключения (Переходные положения к Закону “О полиции\" от 04.06.1991 с поправками, внесенными 13.05.1999);

Пожарные (Закон «О пожарной безопасности и пожаротушении» от 24.10.2002);

Работы, связанные с доступом к информации, объявленной государственной тайной (Закон \"О государственной тайне\" от 17.10.96, ст. 9 (2)).

1.2. Частный сектор. Работы, доступные только гражданам:

Адвокаты и помощники адвокатов (Закон \"Об адвокатуре\" от 27.04.93, ст. 14(1) и 83);

Нотариусы и помощники нотариусов (Закон \"О нотариате\" от 01.06.93, ст. 9(1) и 147 (1));

Частные детективы (Закон \"Об оперативной деятельности\" от 16.12.93, Переходные положения, ст. 4. \"Правила детективной деятельности и ее лицензировании в Латвийской Республике\" от 10.05.1993, п.3 с изменениями, внесенными приказом Министерства внутренних дел ЛР Nr 74 от 28.03.94, п.1);

Охранная служба с использованием огнестрельного оружия (Министерство внутренних дел ЛР. Приказ Nr 288 от 17.11.93, п. 8.2. С 19.03.1999 ст. 3,4 Закона «Об огнестрельном оружии и основных средствах самообороны»);

Члены команды и капитан воздушного судна (Закон \"Об авиации\" от 23.02.93, ст. 35. В настоящее время - Закон \"Об авиации\" от 05.10.94, ст. 35); Капитан воздушного судна (После поправки к закону от 30.10.97);

Капитан Латвийского морского судна (Правила навигации Латвии (Морской кодекс), ст. 137. Правила Кабинета Министров ЛР Nr 168 от 16.08.94);

Руководитель предприятия, имеющего лицензию на охранную деятельность (Закон \"Об охранной деятельности\" от 29.10.1998, статья 6(1)).

1.3. Общественная сфера. Только граждане имеют право:

Избираться судебными заседателями (Закон \"О судебной власти\" от 15.12.92, ст. 56);

Служить в народном ополчении (Zemessardze) (Закон \"О Земессардзе\" от 06.04.93, ст. 5(1));

Основывать политические партии (Закон \"Об общественных организациях и их объединениях\" от 15.12.92, ст. 43);

Политические партии могут действовать, если граждан в их составе не менее половины (Закон \"Об общественных организациях и их объединениях\" от 15.12.92, ст. 45. с поправками, внесенными 05.04.95);

Участвовать в муниципальных выборах (Закон \"О выборах в городские думы, районные и волостные советы\" от 13.01.94, ст. 5. С ноября 1998 также Изменения в Сатверсме ЛР от 15.10.98, ст.101);

Избираться наряду с депутатами в комиссии и рабочие группы самоуправления (Закон «О самоуправлениях» от 19.05.94, ст.70 (относительно ревизионной комиссии до поправок, внесенных 21.12.2000) Положение о Рижском самоуправлении от 20.08.1997, пп. 7,8);

Избирать и быть избранными в руководство студенческого совета Латвийского университета (Устав студенческого самоуправления Латвийского университета, 1998, ст.8, 10);

Избираться в национальный совет по радио и телевидению (Закон «О радио и телевидении» от 24.08.1995, ст. 42);

Контакты с зарубежными гражданами, доступ к культурным ценностям и средствам массовой информации в некоторых международных договорах гарантируются только гражданам Латвии (5 международных договоров, принятых с 07.08.92 по 10.05.99).

2. Права собственности. Только граждане имеют право:

Передавать право пользования государственной и муниципальной землей по наследству (Закон \"О земельной реформе в городах ЛР\" от 20.11.1991, ст. 24 (в редакции от 15.04.1999). Введено поправками от 31.03.94, ст. 4);

Получить в собственность землю, на которой находится здание, если земля не принадлежала им до 22.07.40 (Закон \"О земельной реформе в городах ЛР\" от 20.11.1991, ст. 12(1,2). Введено поправками от 31.03.94, ст. 8.);

Юридическое лицо имеет право собственности на участок земли в городах ЛР, если не менее половины уставного капитала принадлежит гражданам ЛР. Если это соотношение нарушается – участок земли отчуждается (Закон \"О земельной реформе в городах ЛР\" от 20.11.1991, ст. 20, 25 (в редакции от 15.04.1999). Введено поправками от 24.11.94, ст. 3.);

Аналогичное предыдущему ограничение для юридических лиц при покупке участка земли в сельской местности (Закон \"О приватизации земли в сельской местности\" от 09.07.1992, ст. 28, 33 (в редакции от 05.12.1996). Введено поправками от 08.12.94, ст. 14.);

Каждый гражданин Латвии получает на 15 сертификатов больше, чем негражданин. Негражданин, не родившийся в Латвии, получает еще на 5 сертификатов меньше. Один сертификат – эквивалент объема госсобственности, созданного за один год жизни (Закон \"О приватизационных сертификатах\" от 04.11.92, ст. 4, пп.2,4 Закон \"О приватизационных сертификатах\" от 16.03.95, ст. 5, пп.2,4);

Неграждане, прибывшие в Латвию после достижения пенсионного возраста и не отработавшие здесь 5 лет на оплачиваемой работе, не получают приватизационных сертификатов (Закон \"О приватизационных сертификатах\" от 04.11.92, ст. 4, п. 4 Закон \"О приватизационных сертификатах\" от 16.03.95, ст. 5, п. 4);

Гражданин ЛР получает сертификаты за все прожитое в Латвии с 09.05.1945 по 31.12.1992 время, если в этот период был любой срок зарегистрирован в качестве постоянного жителя. Негражданин получает сертификаты лишь с момента последнего зарегистрированного прибытия на постоянное место жительства в Латвии (Правила Кабинета министров ЛР Nr 179 «О приватизационных сертификатах» от 23.08.1994, п.6 С 18.04.1995 - Закон \"О приватизационных сертификатах\" от 16.03.95, ст. 7, п. 1);

Только гражданам и юридическим лицам обеспечивается защита вкладов за рубежом (27 договоров с 28 странами, принятых в период с 26.08.91 по 22.09.1999);

Защита интеллектуальной собственности за рубежом некоторыми международными договорами гарантируется только гражданам (2 договора с 5 странами, принятых в период с 21.11.95 по 07.12.95).

3. Частное предпринимательство

Учредителями акционерных обществ неграждане могут быть лишь при условии, что они прожили в Латвии не менее 21 года. Аналогичные ограничения накладываются на президента акционерного общества, председателя ревизионной комиссии, присяжного ревизора и ликвидаторов (Закон \"Об акционерных обществах\" от 18.05.93, ст. 10.1 (1), 17.4);

Лицензия на авиаперевозки за рубежом гарантируется лишь авиакомпаниям, контролируемым гражданами Латвии (19 договоров, принятых в период с 01.07.1992 по 18.10.1999);

Только контролируемые гражданами ЛР компании могут проводить лов рыбы в территориальных водах США (Договор с США о рыболовстве от 08.04.93, ст. 1);

Равноправие в отношении налогообложения за рубежом гарантируется только гражданам (7 договоров, принятых в период с 17.11.93 по 06.10.99).

4. Социальные права

Трудовой стаж за пределами Латвии не включается в расчет при определении размера пенсии негражданам (Закон \"О государственных пенсиях\" от 02.11.95, переходные положения, ст. 1);

Только гражданам оказываются различные виды социальной помощи и засчитывается страховой стаж, накопленный на территории Финляндии (Договор с Финляндией о социальном обеспечении от 11.05.1999, ст. 4.1., 5.2., 16 и т.п.).

5. Другие права и свободы

Только граждане могут обучаться в некоторых высших учебных заведениях (Устав академии полиции, утвержден Кабинетом министров 17.06.1998, ст. 69 Устав Национальной академии обороны, утвержден КМ 30.06.1998, ст. 22);

Безвизовый режим для граждан Латвии установлен с 32 странами. И только в 4 из них неграждане могут въезжать без визы (Последнее соглашение с Израилем от 08.05.2000. данные на 01.01.2001);

Правом на репатриацию обладают только граждане Латвии или лица, у которых один из родителей или родителей родителей является латышом или ливом (Закон \"О репатриации\" от 21.09.95, ст. 2);

Освобождение от таможенных сборов при транзитном проез­де гарантируется в некоторых случаях только гражданам Латвии (2 договора, принятых 29.11.91 и 07.12.91);

Только гражданам Латвии и (в отдельных случаях) юридическим лицам гарантируется правовая защита за рубежом (10 договоров в период с 11.11.92 по 03.02.99);

Гражданин может быть лишен своего статуса лишь решением суда. Негражданин лишается статуса в административном порядке (Закон \"О гражданстве\" от 22.07.94, ст. 24);

Лица, уволенные с военной службы после 28.01.92, не призванные с территории Латвии, члены их семей и иждивенцы, прибывшие в Латвию вместе с ними, не имеют права на легальный статус, если среди них нет граждан Латвии (Закон \"О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства\" от 12.04.95, ст. 1(3));

Неграждане, получившие компенсацию за выезд из Латвии (в реальности - за оставленное жилье) от любых институций Латвии или из-за рубежа, теряют не только ранее имевшийся легальный статус, но и право вернуться в Латвию на жительство (Закон \"О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства\" от 12.04.95, с поправкой, принятой 18.06.97. Закон \"О въезде и пребывании иностранцев и лиц без гражданства\" от 09.06.92, ст. 35 (п.12) и 36 (п.14) с поправкой от 18.12.96);

Негражданин признается политически репрессированным нацизмом лицом только в случаях, если он пострадал за национальную принадлежность, или малолетним находился в тюрьме или концлагере на территории Латвии (Закон \"Об определении статуса политически репрессированного лица для жертв коммунистического и нацистского режимов\" от 12.04.95, ст. 4, пп. 1-3. Предшествующий аналогичный Закон ЛР от 13.05.92 ограничений для неграждан не содержал);

Возможность получения вида на жительство в Латвии родными и близкими неграждан и лиц без гражданства в обязательном порядке увязана со способностью обеспечить себя и лиц находящихся на их иждивении. Для членов семьи граждан этого не требуется. (Закон \"О въезде и пребывании иностранцев и лиц без гражданства\" от 09.06.92, ст. 35, п.2);

Если брак, на основании которого иностранец получил срочный вид на жительство, расторгается, вид на жительство не аннулируется лишь если ребенок – гражданин ЛР – оставляется решением суда у родителя – иностранца. Если ребенок – негражданин – он в этом случае выдворяется из страны вместе с родителем – иностранцем (Закон \"О въезде и пребывании иностранцев и лиц без гражданства\" от 09.06.92, ст. 25);

Право на самооборону: ношение огнестрельного оружия разрешено только гражданам (Закон \"Об огнестрельном оружии и специальных средствах самообороны\" от 23.02.93, ст. 3, 4 (в редакции на 05.02.1997)).

Примечание

При написании статьи использованы материалы Центра информации по правам человека (Таллин) и Латвийского комитета по правам человека.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ