Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №90(15.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Нам предлагают «управляемую демократию» по - назарбаевски

Виктор Михайлов

 

Свой первый в наступившем 2004 году визит за границу Президент России В.В.Путин совершил 9-10 января в Казахстан. Руководители общественных объединений российских соотечественников ожидали, что и в этот раз, как в 2000 году он встретится с ними, выслушает, а может быть раскроет планы России в отношении соотечественников на ближайшую перспективу. Но, увы! Президенту России в этот раз, видно, было не до  того.

Во всех своих интервью В.В.Путин подчёркивал деловой характер визита. Сегодня мы уже знаем, что продлен договор по аренде Байконура до 2050 года, начнётся делимитация границы с Казахстаном, заключены контракты на добычу и транспортировку нефти и т.д. Вопросы, несомненно, важные, и прямого отношения к проблемам соотечественников не имеют. В период визита В.В.Путина, Президент Казахстана Н.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что «…по реформам как экономики, так и политики мы оказались на одном уровне…». Правда, Н.Назарбаев заметил: "Я не боюсь сказать, что в Казахстане управляемое развитие демократии". 

Правда, три миллиона российских соотечественников,  уже выдавлены из Казахстана прессингом этой «управляемой демократии». Последним примером «управляемой демократии» является стремление властей создать проназарбаевские русские общественные  организации, выбросив за борт  работающие уже более 10 лет общественные структуры, которые неудобны властям своей независимостью и оппозиционностью. В какой-то степени им это удаётся. Эта «управляемая демократия» уже расколола русские общественные объединения в Казахстане.

В чём разница между теми, кто остаётся на твёрдой позиции защиты прав российских соотечественников и теми, кто сдаёт эти позиции, можно судить по публикуемым  ниже  материалам.




«Русский вопрос» в Казахстане – вопрос риторический?

А.Иванов, Б.Петров, В.Сидоров

 

        Казахская правящая элита, полностью подвластная единоличному правителю Нурсултану Назарбаеву и ни шагу не делающая без его ведома, за годы суверенитета своей политикой национализма выдавила из Казахстана не менее трех миллионов славян. Созданная ею идеология «суверенного самосознания» возвела в ранг национальных героев всех, кто боролся против России, и по сей день продолжает нагнетаться идеология исторического обвинения русскоязычных «колонизаторов» во всех бедах «исконной» нации. А российская ельцинская власть, к изумлению казахстанских русских, увенчивает грудь Президента РК Н. Назарбаева орденом Андрея Первозванного – самой святой наградой русского народа!  А ведь в Москве, в Кремле хорошо знали, что Закон о языках в РК, направленный на дискриминацию русскоязычного населения, разрабатывался и утверждался в Парламенте под прямым руководством Н. Назарбаева. С его же ведома в Казахстане разрушалась система русского образования и сокращались часы   преподавания русского языка и литературы. А в это же время ученые советы  самых престижных Российских ВУЗов (особенно МГУ) присваивают Н. Назарбаеву звания почетного доктора и подобострастно восхваляют его заслуги! И все это происходит на глазах у многомиллионного славянского населения Казахстана!

        Мало того, что в течение последних двенадцати лет казахские власти унижают русский народ  проводимой языковой и кадровой политикой в своем независимом ханстве-государстве, так неужели российская власть, российская ученая элита со своей стороны не могли воздержаться от унижения казахстанских русских такими поступками? Уж если российские власти так благоволят к «инициатору евразийской идеи» и так безмерно благодарны ему за  интеграционные инициативы (можно подумать: Россия просто не выживет без Казахстана!), то не теряли бы своего достоинства в глазах казахстанских русских. Как, например, Михаил Швыдкой – министр культуры России, который рассыпается в подобострастных и хвалебных речах перед казахскими делегациями на различных мероприятиях «Года Казахстана в России». Пожить бы этому министру в Казахстане, почитать казахские газеты и узнать из первых рук то, как казахи относятся к русской культуре у себя в суверенном Казахстане.

        Надо полагать, что и «Год России в Казахстане» в 2004 году будет таким же декоративным и всё сведется лишь к взаимным хвалебным речам российских и казахских властей, лицемерным дифирамбам в адрес друг друга, к различным культмассовым и политическим шоу, маскирующим реальные, внутренние процессы действительности. Ну и, разумеется, россияне вновь удостоят «инициатора евразийской идеи» очередной награды, помпезно вручат новые призы и грамоты…

      В нынешнее время от российских политиков можно услышать аргумент, что в Казахстане положение русских гораздо терпимее и лучше, нежели в Прибалтике или Украине.  Эти политики забывают, что уровень цивилизации в Прибалтике и на Украине развивался в геополитическом и культурном пространстве Европы, поэтому народы этих регионов были относительно самодостаточными для своего развития.  Их и по сей день  нельзя сравнивать по уровню своего развития с иными народами Центральной Азии, например, с таджиками или киргизами.  Что касается казахов, то в своей массе еще в начале 20-го века они по уровню  цивилизованности не слишком обогнали тех же американских индейцев. 

     Степняки-кочевники понятия не имели: что такое наука или что такое жизнь в городах, и только благодаря России они  в короткий исторический срок обрели статус цивилизованных и образованных людей. Поэтому несправедливо сравнивать и ставить в один ряд казахов с украинцами или прибалтами. Прибалты сами были способны строить свою государственность и даже, войдя в состав СССР, всегда оставались своеобразным государством в государстве, называемом в недавние советские времена «советским западом», а вот казахам, на абсолютно пустых и голых просторах степей, государство построила  Россия, поэтому никто не имеет ни морального, ни исторического права упрекать  Россию, русских в каком-то колонизаторстве или имперских амбициях, в чем не устают упражняться в местных СМИ казахские русофобы, сея ядовитые семена розни между казахским и русским этносами в Казахстане. И то, как поступила казахская правящая элита к русскоязычному населению после развала СССР не менее аморально, чем отношение прибалтов к русским. 

       Сначала царская Россия спасла казахов от уничтожения джунгарами, защитила от кокандцев и китайцев, затем с помощью своих людских, научных и финансовых ресурсов построила казахам государство с развитой экономической инфраструктурой, а в 1991 году подарила им независимость. И теперь, не вмешиваясь во внутренние дела Казахстана, в котором осталось пять миллионов славянского населения, Россия будет заботливо  оберегать и защищать (в соответствии с Договором о коллективной безопасности) это независимое казахское ханство, а значит  казахскую элиту и ее капиталы от внешних угроз, чтобы они и дальше существовали безбедно и творили что хотели на своей «исконной» земле. Какое еще государство на Земле способно на такое ради казахов, если только не Россия!  Казахи просто баловни судьбы по сравнению с  теми  же монголами или афганцами!

      Добрых полтора века русский Иван, не жалея сил,  создавал на огромных пространствах всю экономическую и  градостроительную инфраструктуру РК, которую за годы независимости беспардонно прибрала к своим рукам казахская элита. И теперь этот русский Иванушка в роли исторического дурачка живет на правах прислуги у национальных кадров в РК.  У казахской же элиты, разжиревшей за счет того, что создало славянское население в Казахстане, в ближайшем будущем будет лишь одна головная боль – удержать власть по национальному признаку и сохранить все свои  прихватизированные капиталы, и главное – защитить сырьевые богатства.  Ведь  казахи как огня боятся «китайского дракона» и прекрасно понимают, что если сюда придут китайцы, то они не станут любезничать и потворствовать «многострадальному казахскому самосознанию» как это делает Россия. Именно поэтому казахи заключили военные договора с Россией, потому что они уверены, что русский Иванушка им поможет, даже если казахская власть  будет унижать такого же русского Ивана у себя в Казахстане.

       На протяжении веков Православная религия является духовной сущностью русского народа, поэтому христианская жертвенность и самоотверженность превратились в национальный характер русского народа.  Во все годы независимости казахстанские русские, возможно, сами того не осознавая,  продолжают выполнять свою историческую миссию и отдают себя в жертву национализму и невежеству, которые ныне царят в Центральной Азии, тем самым спасают ее от регресса к отсталости. А три миллиона славян, покинувших Казахстан, сохранили историческую честь русского народа и доказали свою высокую духовность, не видя смысла бороться с этим национализмом и невежеством. Русские на всплески национализма со стороны казахов не платили им той же монетой и тем более не хватались за оружие, а лишь молча и достойно покидали Казахстан. А теперь проявленную высокую духовность и НЕ РЕАГИРОВАНИЕ русских на творящиеся  беззакония казахская власть выдает за свою способность сохранять межнациональное согласие, ставит себе это в заслугу и бахвалится этим на весь мир.

      В телепрограмме Виталия Третьякова «Что делать?» 28-го мая 2003 года Н. Назарбаев, дискутируя с известными политиками и представителями российской интеллигенции, открыто произнес фразу, раскрывающую его суть как азиатского политика: «Я азиат, я – хитрый…» (это выражение можно найти в видеозаписи  той передачи). Казахам действительно присуща черта, именуемая азиатской хитростью, поэтому и Нурсултан Назарбаев, олицетворяя свой этнос, открыто заявляет это перед камерами российского телевидения. У Н. Назарбаева,  в самом деле, не отнять хитрости, ведь он прекрасно понимает, что делая шаг первым, то есть ратуя за «евразийскую идею» и за «инициативу интеграции», казахстанский лидер  получает от России то, что ему сейчас крайне необходимо и  одновременно защищает внутреннее беззаконие в своем независимом государстве, заведомо полагая, что в этой ситуации никто не предъявит ему счета. 

          Кто же будет «наезжать» на инициатора «будущих благ от интеграции»? Он заранее предугадал и понял: инициатива является надежным защитным ходом, опережающим реакцию России  на  все внутри казахстанские дела в отношении прав русских за годы  независимости. Поэтому Н. Назарбаев уверен, что может творить всё, что хочет в своем ханстве-государстве, ведь за его «великие инициативы», в том числе и широко разрекламированное предложение создать на просторах СНГ «Фонд в защиту русского языка», Россия будет закрывать глаза на любые нарушения прав русских в Казахстане (в  крайнем случае слегка пожурит «великого евразийца»). На самом деле казахским властям не нужна всесторонняя интеграция с Россией, и они никогда не поделятся своей ханской властью даже с другой половиной неказахского населения, не говоря о том, чтобы отдать функции власти некоему наднациональному органу Евразийского экономического пространства. Н. Назарбаев открыто утверждает и всегда особо подчеркивает, что ни о каком политическом союзе с Россией не может быть и речи,  и  он всегда будет ревностно  отделять экономику от политики.

        Правящая казахская элита хочет процветать за счет экономической интеграции с Россией.  Но политическую власть, то есть, все механизмы распределения экономических благ и неограниченную волю  собственных национальных амбиций (родоплеменных порядков) – иметь в своих руках. И Россия, непонятно почему, а, вернее, рассудку вопреки,  идет на поводу у этих суверенных вожделений, забывая, что именно политика и справедливые законы государства управляют экономикой, а не наоборот. Европейский союз, прежде чем принять в свои ряды очередное государство и предоставить ему экономические блага интегрированного целого, выставляет целый ряд политических условий (например Турции) и требует соблюдения принципов демократии и прав человека в этом государстве, т.е. для цивилизованных европейцев на первом месте стоят права человека и исполнение законов (а это сфера власти и политики), а не экономика.

       Экономика – это физическое тело государства, а  политика – его голова, и голова управляет телом, а не наоборот, ведь любая разруха начинается в головах. Поэтому там, где инстинкты физического тела начинают управлять головой  наперекор морали, – там царит бардак и несправедливость. А у России, в отличии от Европы, все перевернуто с ног на голову, и она готова начинать интеграцию с экономики, договариваться об удовлетворении физических инстинктов, а не о морали (правах человека), и готова услужливо предоставлять любые блага и льготы всем, кто эту мораль напрочь игнорирует. Таким образом, казахским властям от России нужна лишь экономическая выгода и военно-стратегическая защита, а внутри РК они не собираются жить по законам правового государства.  Ведь остающимся в Казахстане русским  они постоянно, причем открыто, особенно проводимой языковой политикой, дают понять:  вы здесь больше никто и скатертью вам дорога, а  с российской властью мы сами сумеем договориться и получим от России все, что нам нужно…

         Азиатская хитрость Н. Назарбаева заключается в том, что он с помощью самой же России упрочивает бесправие русских в Казахстане!!!  Ведь с бесправным положением русских в Казахстане российская власть давно согласилась.  Действительно, какое еще государство признает и поддержит статус казахской власти, сформированной на националистической основе, как не  Россия! Более того, российские власти сами способствуют укреплению казахского националистического государства.  Возьмем для примера лишь один эпизод.  Из сферы космонавтики: Казахстан сформировал свой собственный отряд космонавтов и отправил его на обучение в Москву. Разумеется, все будущие казахстанские космонавты состоят исключительно из «исконных» национальных кадров, а ведь казахи в РК составляют лишь половину населения (54%), а это значит, что другая половина отряда, по логике равных гражданских прав, должна состоять из космонавтов неказахской национальности. Для многих казахстанских русских осталось непонятным, почему Россия, которая обучает этих космонавтов и держит козыри в своих руках, не потребовала от казахских властей предоставить в этом отряде места для  представителей славянских этносов?  Или Россия считает, что второй, неказахской половины населения в Казахстане не существует?  Или русский казахстанец – не человек, против «исконного» кадра? Так почему же Россия не требует соблюдения в Казахстане демократических норм и принципов гражданского общества, а наоборот, сама потворствует беспардонному национализму казахов на межгосударственном уровне? Чего же тогда можно ждать от казахских властей, если  Россия не защищает права своих соотечественников и тем самым способствует попранию принципа гражданского равенства казахстанских русских с казахами? Стыдно за великую державу, всегда являвшейся источником интернационализма и примером равноправия народов…

     За все годы независимости РК можно сделать вывод: для российской власти на первом месте, как это ни покажется странным, стоят суверенные интересы восьми миллионной титульной нации казахов, а не права и свободы пяти миллионного славянского населения. Ведь любая помощь Казахстану со стороны России означает удовлетворение интересов титульной нации, так как все властные структуры, весь крупный бизнес и все капиталы находятся в руках казахов. Российская власть напрямую договаривается обо всем с казахской властью и делает это через голову и права русскоязычного населения.  Тем самым Россия показывает казахским властям, что она согласна с проводимой ими  политикой в отношении русских в Казахстане.  А казахские властные структуры, чувствуя свою безнаказанность и не считаясь с запросами и нуждами русскоязычного населения, продолжают строить этнократическое государство, беспардонно нарушая конституционные права русскоязычных граждан не только в языковой политике, но и в пропорциональном представительстве славян в органах власти.

       Казахи уже давно убедились, что Россия им любезно предоставит любые экономические договора и льготы (например, недавно предоставленные льготы при закупке вооружений), и они получат от России всё, что  захотят вне зависимости от отношения к русским у себя в Казахстане. За все годы независимости для казахстанских русских остается без ответа вопрос: почему Россия не использует свои экономические  рычаги в отношениях с Казахстаном и не строит свою политику в зависимости от соблюдения прав русскоязычных граждан в РК?  Ведь по справедливости, казахи навсегда должны усвоить то, что Россия предоставит им свои экономические блага и военно-стратегическую защиту только при условии достойного отношения к русскоязычным этносам  и соблюдении их гражданских прав. Америка за каждого американца готова предъявлять ультиматумы, а Россия сама способствует унижению своих соотечественников и ни во что их не ставит. Грустно и обидно видеть такое всякому русскому человеку.

        История многовековых отношений славян и монголоидных кочевых народов показывает, что монголоиды всегда понимали только язык силы и страха, поэтому пока казахов не «прижмет» Китай или любая другая реальная угроза (а для этого потребуется еще лет двадцать) – никакие законы морали и справедливости не будут писаны для них по отношению к казахстанским русским. Вся идеологическая риторика о построении гражданского общества и правового государства в РК будет лишь громогласной демагогией и декорацией для всего международного сообщества, а во внутренней реальности будут править бал национализм и ханские родоплеменные порядки.  Мы полагаем, что никакие  моральные нормы не возьмут верх над слепым национализмом и родоплеменным сознанием казахов, поэтому единственным средством влияния на положение  вещей в этнократическом государстве остается только язык силы и страха, т.е. давление внешних условий.  Ведь для того, чтобы круто изменить родоплеменное сознание аульных казахов, массово нахлынувших в города и заполнивших все государственные структуры власти, потребуется минимум пара десятилетий.  Причем этот процесс перековки сознания будет успешным только в условиях мощной интернациональной идеологии и сильного правового государства.  В Казахстане же, наоборот, созданы мощные условия  этнократического государства.  Поэтому в ближайшие 20 лет русским в РК бесполезно ожидать полного  соблюдения их гражданских прав со стороны властных структур титульной нации.  В лучшую сторону  положение может измениться только в том случае, если  Россия начнет эффективно  воздействовать политическими и экономическими рычагами на казахскую власть.

      Россия – абсолютно самодостаточная страна, и она вполне может обойтись без ресурсов Казахстана.  В свою очередь, Казахстан долго не протянет без России, ему грозит участь окончательного превращения  в сырьевой придаток остального мира.  Именно эта неумолимая перспектива и является истинным мотивом «интеграционных инициатив» президента Н. Назарбаева.   Показушный для всего мира и бахвальный экономический рост в РК имеет место лишь благодаря  самым большим в СНГ иностранным инвестициям, закабаляющим Казахстан миллиардными долгами (долг  РК, накопленный за годы независимости равен 19 млрд.$, что составляет три годовых бюджета Казахстана!), и быстро получаемым доходам за счет сырьевого сектора. Причем все это происходит на фоне тотальной деградации образования и науки, вымирания аулов и прогрессирующего обнищания населения. Поэтому ничего, кроме иронии, не могут вызвать у казахстанских русских такие идеологические пассажи, когда российская власть услужливо заискивает перед  властями Казахстана, чтобы они  соизволили отдать предпочтение партнерству с Россией, а не с Америкой или  Западной Европой.

        Для многих казахстанских русских давно очевидно, что любезная услужливость и угождающая уступчивость со стороны России – это не тот способ, чтобы воссоздать полную интеграцию с РК и вернуть отрезанный ломоть бывшего союзного государства. Казахстан ведет себя как капризная невеста с богатым приданным (сырьевыми ресурсами),  которая, образно говоря, крутит носом, все еще выбирает и что-то мнит из себя.  Да при этом еще ставит свои условия России (например в отношении космодрома «Байконур»). Поистине, занимательная картина! Россия научила казахов читать и писать, построила им государство, воздвигла города и всю экономическую инфраструктуру, а теперь казахи еще торгуются с Россией с тех позиций, которые она им создала! Наверное, действительно русский дух в подметки не годится азиатской хитрости. Почему-то монголы или афганцы не ставят никаких условий в отношениях с Россией, и далеко бы ушли от них казахи, если  бы не стали в прошлом частью государства Российского?

        Впрочем, суровая  реальность геополитического характера  уже начинает рассеивать этот розовый «брачный период» Казахстана и эйфорию независимости. Ведь на самом деле Казахстан, подобно раздутому мыльному пузырю, мало что представляет в своем  внутреннем содержании (научная база, высокотехнологичная промышленность, военная мощь), и казахи никогда не смогут самостоятельно защитить свои сырьевые ресурсы и тем более развивать современную науку, образование, высокие технологии и т.д. Они что-то мнят из себя потому, что все еще сохраняется инерция СССР и тот мощный капитал науки и образования, благодаря которому худо-бедно функционируют все сферы государства.  Однако уже сейчас в Казахстане из-за массового исхода русскоязычного населения катастрофически не хватает квалифицированных рабочих для промышленности, так как в РК полностью разрушена система среднетехнического образования,  и лет так через десять  РК окончательно может превратиться в сырьевое государство.

       Было бы объективным признать, что чем больше российские власти пытаются уступать суверенным прихотям бывших союзных республик (входящим в ЕЭП), чтобы воссоздать всестороннюю  интеграцию с Россией, тем менее эффективен результат. В частности, Россия, помогая в настоящем Казахстану во всех сферах экономического развития, лишь только мешает и не дает казахам осознать их собственные возможности и автономные способности, а значит тем дольше будет тянуться эта резина и политические капризы, препятствующие реальной интеграции. Более того, всячески помогая Казахстану на данном, краткосрочном этапе суверенизации, российские власти в корне вредят долгосрочным геополитическим интересам России. Ведь именно на данном этапе, когда казахи мнят из себя независимых и одновременно продолжают пользоваться многими российскими благами, – необходимо дать им эту самую независимость и принципиально выстроить отношения как полностью автономные и независимые.

       Матушке-России, отдавшей все силы на поднятие союзных республик, настало время  подумать о себе и о своих проблемах, которых у нее хватает, и не предоставлять никаких льгот, не заключать экономически ущербных для себя контрактов в угоду суверенным вожделениям бывших союзных республик – пусть насытятся вдоволь своей суверенностью и пресловутой независимостью. Пусть испытают на себе хищнические интересы западного  капитала и узнают истинную цену западной демократии.  Запад, в руках которого содержится основная промышленность РК и которому за бесценок  продала целые отрасли экономики казахская правящая элита – это их суровый доктор, и другого способа вылечить «суверенное самосознание» нет. И Россия категорически не должна мешать этому процессу «исцеления», в противном случае Россия лишь препятствует созданию необходимых условий для интеграции. Поэтому пока эти республики еще полны суверенного самомнения – невозможно форсировать процесс истинной интеграции и вся эта угодливая игра в поддавки со стороны России будет работать лишь против геополитических интересов России.

       Наверное, было бы полезным вспомнить российским политикам мудрую русскую пословицу: чем дальше пнешь – тем ближе прикатится. Можно еще добавить – и тем быстрее прикатится. Получение Казахстаном результатов, подобных Киргизии или Таджикистану, существенно оттягивают во времени только два главных фактора:  наличие богатых сырьевых ресурсов и 35 % славянского населения, которое замедляет все процессы децивилизации. Поэтому не нужно бежать впереди паровоза. Нужно мудрое терпение. Достаточно подождать не более 10-ти лет естественную логику развития внутри казахстанских процессов и, с параллельным   нарастанием китайского фактора, казахи сами будут просить о любом союзе с Россией. А  казахстанские русские, пережив двенадцатилетний период независимости и, несмотря на все невзгоды и потерю своей общей Родины, по-прежнему готовы выносить и унижения казахских властей, и безразличие  российских властей, ведь от этого они не престанут быть РУССКИМИ…




Казинфор,
8 января 2004

Юрий Бунаков: Появилась уверенность в том, что все наши проблемы, даже самые острые, обязательно будут решены

Константин Бородинов

Русская община Казахстана - за процветание родного суверенного государства

 

Во время предстоящей встречи Владимира Путина с Нурсултаном Назарбаевым и другими официальными лицами страны непременно будут затронуты вопросы жизни русской общины. Накануне визита корреспондент агентства Казинформ встретился с председателем Русской общины, активным участником Ассамблеи народов Казахстана и Национального Совета страны Юрием Бунаковым.

"Разговор с Путиным"

- Прежде всего, хотелось бы сказать, что мы не собираемся никуда уезжать, потому что высоко ценим дружеское отношение казахов. Вместе с коренным народом желаем работать на благо и Казахстана, и России, в то же время хотели бы постоянно ощущать моральную поддержку со стороны России. Мы прекрасно понимаем, что там немало своих проблем, но важно учитывать интересы Русской общины в Казахстане, где она самая многочисленная по сравнению с другими государствами СНГ.

Переломным для Русской общины моментом стала встреча в 2000 году с Владимиром Путиным в Астане, когда представители общественности свободно общались с ним. Она запомнилась не тем, что Президент что-то пообещал, а "прощупыванием" наших взглядов на решение проблем. Человек высшего ранга пытался вникнуть, как мы живем, каковы наши взгляды на решение возникающих проблем. Важна атмосфера доверительной беседы с высоким представителем власти и его заинтересованность судьбой русскоязычных граждан Казахстана, в одночасье оказавшихся иностранцами для россиян.

Хотелось бы довести до ума "Русский дом" в Алматы, чтобы он стал символом сохранения русской культуры и межнациональных отношений, развития русского бизнеса в Казахстане.

Русский дом

- В прошлом году при поддержке администрации глав двух государств мы установили прямые контакты с ведущей партией "Единая Россия". Первым конкретным результатом этого сотрудничества стало приобретение в собственность общины просторного помещения "Русского дома" в Алматы. Нам обещают оказать помощь в реконструкции этого здания также представители алматинского акимата и российских властей. Однако еще до реконструкции здания в этом национальном культурном центре уже работают группы по программам образования, творческие коллективы художественной самодеятельности, художественная студия детского творчества. Привлекают много молодежи спортивный и тренажерный залы, готовится к открытию бизнес-центр. Мы любыми средствами стараемся заработать средства, чтобы его содержать, оплачивать коммунальные услуги.

Впервые в нашей практике работы появилась форма сотрудничества общественной организации с администрацией Томской губернии и Алтайским краем в области развития культуры, образования и СМИ. Разработаны и бизнес-проекты, без реализации которых у нас не будет средств на развитие различных гуманитарных и культурных программ.

Наши специалисты на днях поедут в Томск и Барнаул для организации там и в Алматы торговых домов. Это же стремление - развивать торговые отношения как базу реализации программ по образованию и здравоохранению - определило наше сотрудничество и с правительством Москвы, которое будет финансировать эти программы. Москвичи уже выделили музыкальный центр для "Русского дома", оборудование для компьютерного зала, воскресной школы. На 2004 год мы также подготовили десять проектов по сотрудничеству с москвичами и с ними отправляем делегацию в Москву. Один из них касается духовного совершенствования. В городе Шу (Жамбылская область) силами прихожан община строит церковь, само здание уже готово и мастера приступают к отделочным работам. Что касается церковного инвентаря, то при поддержке владыки Мефодия договариваемся с Московской епархией и российскими бизнесменами на изготовление и поставку колоколов, иконостаса и другой оснастки церкви.

Ассамблея народов Казахстана

- Ассамблею, прежде всего, отличает и возвышает тот факт, что ее возглавляет Президент страны, что придает ей авторитет. Подобный общественно-государственный институт есть и в России, но там власть представляют не такие знаковые фигуры. Деятельность Ассамблеи находится постоянно в поле зрения первого руководителя государства и поэтому она отличается особой результативностью и выполнением всех принимаемых решений.

Уместно вспомнить, с чего начиналось наше молодое государство и деятельность Русской общины. Была накаленная обстановка во всех странах бывшего Союза и у нас тоже. Приезжали эмиссары из Прибалтики и Чечни, пытаясь посеять недовольство. Были жаркие события в Фергане, на Кавказе, в Молдавии и других регионах. Боялись, что и у нас разгорятся подобные распри. Однако, все обошлось, благодаря тому, что руководство нашего Казахстана не позволило скатиться к позициям примитивного национализма, который, по моему мнению, сохраняется еще в Молдове, странах Балтии и на Украине. А наше руководство страны своевременно определилось, что никакой стабильности в стране не будет до тех пор, пока не наступит межнациональное согласие.

Вот тогда и было принято мудрое решение о создании Ассамблеи народов Казахстана. На первых порах мы относились друг к другу настороженно, хотя постепенно создавалась атмосфера терпимости к чужому мнению, росло стремление побудить руководителей национальных групп к откровенному обсуждению возникших проблем и затем совместными усилиями решать эти проблемы. Помню, в первые два года были жаркие диспуты с участием главы государства. Обсуждались конкретные меры по статусу русского языка, о праве казахстанцев на российское гражданство. Мы стали больше понимать коллег, в чем они правы или заблуждаются и аргументировано поправлять их. Появился нормальный конструктивный диалог между общественностью и властью, а до этого, надо честно признать, о нас и наших проблемах пресса умалчивала.

А с наработкой практики деятельности в Ассамблее появилась возможность открыто высказываться не только с высокой трибуны, но и в прессе, по телевидению с нашими болями и проблемами. Заметным явлением в общественной жизни и работе Ассамблеи явилось предоставление ей для работы помещения Дома Дружбы. Все условия для нормальной работы властью были созданы, включая гранты Президента за сохранение и поддержку межнационального мира и согласия.

В силу изменившейся обстановки (участие общины в деятельности Ассамблеи и Национального совета республик и так далее) мы три года назад приняли решение на своем съезде прекратить всякую конфронтацию с представителями властей и в обществе, развивать сотрудничество, конструктивный диалог. Это позволило в глазах общества завоевать определенный авторитет, нам стали помогать.

***

- Нам отрадно становление Евразийского экономического сообщества, которое получает хороший импульс развития со стороны Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. Появилась уверенность в том, что все наши проблемы, даже самые острые, обязательно будут решены. В частности, нам бы хотелось, чтобы русскоязычное население получило гарантию сохранения конституционных прав по официальному применению русского языка в делопроизводстве. Хотелось бы получить дальнейшую поддержку по тем культурным начинаниям, которые были в ушедшем году. Например, 12 июня на улицах Алматы мы провели большой праздник России при поддержке представителей из разных регионов России. Хотелось бы проводить такие массовые праздники, как Масленица, Дни годовщины Русской общины, Пушкинские и Лермонтовские дни и День славянской письменности.

Что касается материальных средств, то в этот вопрос внесена полная ясность. В бюджете России есть строка поддержки зарубежных соотечественников. Если в 1997 году было выделено около 25 миллионов рублей, то в минувшем году эта сумма достигла 300 миллионов рублей, в текущем - она будет еще больше.




Распад

Фёдор Мироглов

«При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа. Особенно такую, как моя Россия.»
М.А. Булгаков, "Бег"

 

В конце июня 2003 года, в Кокчетаве проходила очередная Конференция Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений Казахстана (АРСК), и на ней обсуждался очень принципиальный вопрос о судьбе, ныне диаметрально изменившегося, бывшего много лет моим соратником г-на Бунакова. При этом, я был одним из немногих, кто предложил не исключать его из Ассоциации за самовольные выступления от имени всех русских Казахстана, блокирование работы АРСК и другие многочисленные негативные моменты его деятельности последних лет. Моим предложением было, осудить его деятельность, лишив поста сопредседателя (что и было сделано Конференцией), но не исключать из членов АРСК, так как в течение первых восьми из одиннадцати лет своей общественной деятельности он был человеком принципиальным и отстаивал интересы русских республики.

Сейчас, получая нарекания от соратников по русскому движению, с горечью понимаю, что недооценил способностей Юрия Захаровича. Предоставленный ему шанс достойно остаться в рядах АРСК, и кроме бизнеса, хоть в какой либо мере быть полезным русскому делу, он не захотел реализовать. Мало того, с подачи властей он пошёл против всей Ассоциации, написав в Минюст письмо, с требованием не регистрировать итоги Конференции. Этим и другими деяниями, он фактически объявил объединенным организациям соотечественников, такую же войну, какую вели в своё время против непокорной Русской общины Казахстана, картавые русскоязычные деятели. Тогда власть по достоинству оценила их дела, наградив г-на Цыбина (исключённого из РОК, за участие в разгоне властями съезда организации) орденом «Достык». Ныне такой же орден от президента РК, красуется и на груди г-на Бунакова, хотя за два года до награждения в интервью газете «Русское слово» он гордо бросил фразу: «Я же, не орденоносец Цыбин…».Но может быть в определённой мере, Юрий Захарович прав, так как орденоносец Цыбин по количеству и составу свершенных дел, не идет с ним уже ни в какое сравнение, и давно сошёл с политической арены. А у главы РОК есть неплохой шанс в случае нейтрализации или подчинения Ассоциации, стать в истории русского движения Казахстана дважды орденоносцем, получив ещё какую либо награду, в том числе и материальную.

Ныне, с г-ном Бунаковым прекратили контакты не только организации соотечественников РК, но и ряд ещё действующих областных филиалов РОК. Единственный, кто оказал ему поддержку, это руководящий «Союзом казаков Семиречья» г-н Овсяников В.А., всегда державшийся обособленно от организаций соотечественников, и чья деятельность на заре возрождения семиреченского казачества, при поддержке властей, привела к расколу семиреков, не изжитому и искусственно поддерживаемому до сих пор.  Фактически, в результате своей деятельности, в последние годы, Юрий Захарович стал изгоем в среде русских, славянских и казачьих организаций, ныне любой ценой не желающий допустить юридического оформления свершившегося факта. Многие до сих пор недоумённо задаются вопросом, почему это произошло. Как мог за короткое время, один из ведущих принципиальных руководителей организаций соотечественников, стремительно изменится до лояльнейшего к властям бизнес-деятеля.

Бизнес от лукавого

Магическое для многих наших сограждан слово «бизнес». Именно это понятие сгубило не только физически, но и духовно (а это самое страшное) массу замечательных людей в современную эпоху смутного времени. Его коварство кроется в том, что при реализации бизнес проектов, между понятием чести, совести и получением личной выгоды проходит очень тонкая почти незаметная грань, преступив которую, начинается незаметный, но быстрый или даже стремительный распад личности.

Наглядный пример тому, искренний порыв облегчить соотечественникам силами организации оформление паспортов для выезда в Россию. После оставления небольшой, а затем всё возрастающей суммы, этот порыв постепенно сменяется взвинчиванием цен и подсознательным убеждением самого себя, что это уже не общественная деятельность, а личный бизнес, хотя и клялся соратникам и бумаги подписывал, что всё будет прозрачно и по совести. Быстрое привыкание (как к героину), к льющемуся денежному потоку, глушит зудящую мысль, что уезжают, выкладывая посреднику последние копейки, те самые русские люди, которых искренне хотел защищать. И всё также упорно глушится мысль, что всё это делается под предлогом получения средств для существования организации. Ну, а потом появляется желание большого офиса, почтения (не путать с уважением), вхождения в более высокие деловые круги и т.д. Аппетиты растут, а денег не хватает (говорят, что их всегда не хватает), и любой вопрос на денежную тему со стороны тех самых соратников из организации, начинает вызывать сильнейшее раздражение, а вслед за ним начинает мелькать мысль… «лучше бы вас здесь и не было». И вдруг катастрофа, точнее трагедия: изменение законодательства и прекращение в связи с этим посреднической деятельности. Родник иссяк.

А Лукавый, тут как тут, через всяких разных людей, подкидывает новые соблазны, обещает открыть другие «родники». Ну, зачем быть таким уж принципиальным. Плетью обуха не перешибёшь. Уступи слегка, похвали, разок другой ТОГО, кого вчера критиковал и ненавидел…. Ублажи немножко, а он человек благодарный, льготу тебе через бизнес оформит, опять при деньгах будешь. А похвалишь побольше…, так такой «родник» заструиться, что получше иссякшего будет. Ну а коли, хочешь, чтоб «родник» в «озеро» превратился…, успокой ретивых соратников, да пониже поклонись от их имени. А там и до «моря» мечты недалеко….

А как же совесть, духовность, о которой так часто и искренне говорил соратникам? Лукавый и тут найдет ответ. Да что с ними говорить то, отстали они от современной жизни и всё. Ну не хотят понимать, - не надо. За дверь их и дело с концом. Попищат, покричат, да и перестанут. Вместо них всегда найдутся те, кто за деньги работать будет. А потом раздашь десятку бабушек по пятьсот тенге, обедик благотворительный накроешь, вот совесть то, ну и успокоиться вроде. А дальше, как дело то развернётся и часовенку либо церкву построить можно (конечно, если денег в избытке будет), вот и перед Господом оправдание найдёшь. И всё будет чинно и благородно.

Однако одного не учитывают люди, договаривающиеся с Лукавым – на то он и Лукавый, чтобы незаметно завести в такое болото, из которого уже не вылезти и не отмыться на всю оставшуюся жизнь. Обещает Лукавый через соблазны, что последствия от сделки с ним, будут гораздо чище, проще и спокойней, чем оно оказывается на самом деле.

Для того чтобы увидеть к чему реально привёл Лукавый, и дабы не быть голословным, необходимо рассмотреть хотя бы некоторые аспекты, обстоятельства и деятельность героя последнего времени, имя которого, в среде организаций сейчас на слуху, но к сожалению, в негативных тонах.

«Русский» дом, а что же в нём…

Прошло уже более года, как под торжественные речи Русской общине Казахстана, в лице г-на Бунакова от имени партии «Единая Россия» было подарено здание детского сада, в котором должен был открыться центр российской культуры под названием «Русский Дом». Но за всё это время в подаренном здании ничего не произошло. Косметический ремонт в двух трёх комнатах и сдача, сдача, сдача, площадей в аренду фирмам, под складские помещения, швейную мастерскую, так называемым «народным целителям» и т.д. Предлог прост: нужны средства на ремонт. Но при этом почему-то умалчивается, что, как выразился однажды, глава РОК дарители «перечислили немного больше, и на первое время хватит». Немного, это полтора миллиона тенге, так как первоначальную цену здания в шестнадцать миллионов администрация города в последний момент снизила до четырнадцати с половиной. Судьба этих денег окутана тайной. Наверно, чем дольше будет идти ремонт, тем лучше для хозяев, сдаёшь себе да сдаёшь в аренду, ходишь по потенциальным спонсорам, денежку на ремонт просишь и никаких хлопот по проведению культурных и иных мероприятий обещанных обществу в момент торжественной передачи здания.

Обвинять в произошедшем Юрия Захаровича особенно не стоит, так как в этом здании он навряд ли может чувствовать себя полноценным распорядителем и хозяином, так как реально принадлежит оно вовсе не РОК, а созданному незаконно коммерческому фонду «Благовест», к которому организация имеет лишь косвенное отношение. Незаконность создания данного фонда, участие в котором от имени РОК самовольно принял г-н Бунаков, состоит в том, что об его учреждении Совет РОК, без санкции которого согласно Устава, нельзя принимать такие решения, узнал только через год после создания. Вторым учредителем и реальным хозяином этого фонда является горно-рудная компания «АБС-Балхаш», перечислявшая туда 250 тысяч тенге в месяц, о чём тоже общинники и не догадывались. А руководит данным фондом, ну и соответственно и принадлежащим ему, а не Русской общине, имуществом тоже представитель «АБС - Балхаш», недавно  присланный в РОК г-н Михаил Бугаков (фамилия похожая на «Бунаков», но не родственник). То что он настоящий хозяин фонда, М.Бугаков доказал на все сто, когда во время его торжественного открытия, пропустив депутатов, представителей Ассамблеи Народов Казахстана, чиновников и прочих гостей, приказал не пускать в здание официально приглашённых членов Совета РОК, многие из которых перед презентацией неделю там бескорыстно трудились выгребая мусор и отмывая окна и стены. Ну а г-н Бунаков в тот вечер, так навеселился, увлёкшись беседами с депутатами Слиской и Буратаевой (кстати, одна из главных инициаторов поднятия темы о «русском фашизме и экстремизме»), что даже и не заметил в течение всего мероприятия отсутствия соратников. Лишь на утро следующего дня, узнал он о произошедшем, но, судя по всему не сильно расстроился. А чего о них вспоминать, когда в жизнь воплощается мечта о местечковом гнёздышке, где по его словам должны «разместиться ресторан, гостиница, интернет-кафе…». А эти наивные простачки своё отработали, ну и пусть, как Золушка радуются, глядя на бал в окна дворца. Правда, судьба злобно пошутила и «дворец мечты», как это указано выше, оказался в руках других «королей». Думаю, что и в этом не стоит упрекать Юрия Захаровича, потому что он не имеет возможности оформить на руководимую им организацию ни банковских счетов, ни недвижимости, так как Русская община уже несколько лет (почему-то…?) не состоит на учёте в налоговых органах, а соответственно и не имеет Регистрационный номер налогоплательщика (РНН), фактически являясь просто декорацией к бизнесу.   Необходимо напомнить, что горно-рудная компания «АБС Балхаш», где глава Русской общины длительное время работал начальником участка, более года назад, была на слуху в обществе в связи со скандалом, освещаемом в СМИ, по поводу забастовок рабочих связанных с плохими и небезопасными условиями труда, многомесячной невыплатой зарплаты и неперечислением пенсионных накоплений.

Часто слышишь вопрос, как мог, руководитель РОК согласиться на получение здания, из которого накануне, ради проведения акции покупки и дарения, местными властями срочно была выселена, и как следствие прекратила существование, православная гимназия «Радонеж». Нынешние хозяева здания, реальные и номинальные, так и не дали на это ответ.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в здании детского сада раз в месяц проводятся собрания граждан в количестве от восьми до пятнадцати в основном пенсионеров в основном из близлежащих домов окраинного микрорайона. Глава Общины, как это было раньше, на них не появляется – у него дела поважнее. А ещё два раза на прилегающей к зданию территории проводились праздники Пасхи и Масленицы, собравшие до тридцати человек. Уникальность проведения Масленицы, например, была в том, что бескорыстно готовившего этот праздник русского человека (из этических соображений не указываю фамилию), за небольшую оплошность громко и публично «отблагодарили» хорошим русским матом (некоторые современные учёные утверждают, что мат, одно из проявлений культуры речи). Причём «благодарила» женщина, ныне являющаяся одной из главных помощников (небескорыстно, а за зарплату) главы РОК. Сам же Юрий Захарович на это никак не прореагировал, лишь настойчиво посоветовав простаку больше не появляться в организации. Как говориться мавр сделал своё дело… Точнее им, его знаниями, энергией и порывом души несколько лет (пока он бескорыстно проводил массу лекций, собраний и мероприятий) лицемерно пользовались, но лишь для того, чтобы потом указать на дверь. Случаев таких много.

В день праздника Масленицы по одному из телеканалов довелось очередной раз посмотреть всем известный фильм «Место встречи изменить нельзя». Резанула по ушам следующая фраза, когда один из героев измученный необоснованными обвинениями,  гражданин Груздев, сказал на последок следователю Шарапову следующие слова: «Плохой человек твой Жеглов. Для него люди – мусор. Он через кого хочешь, перешагнёт…».

Но мы отвлеклись от главной нашей темы – магического слова «бизнес». В последнее время, оно в такой степени овладело умом г-на Бунакова, что эту тему он поднял и при встрече представителей Ассамблеи Народов Казахстана, с президентом Назарбаевым 27 августа в Алма-Ате. Главной просьбой было предоставление льгот для тех бизнесменов, кто помогает русской диаспоре. Естественно, что при этом, экспертом по определению «представителей» русской диаспоры и бизнесменов-льготников, может быть исключительно такой авторитет, как Юрий Захарович. Другое предложение, вызвавшее недоумение у общественности, это затрагивавшийся на встрече вопрос о реконструкции Дома Дружбы, в отношении которой у нашего героя тоже свой взгляд. В Доме Дружбы располагаются представительства национально-культурных центров, проходят праздничные и культурно-массовые и образовательные мероприятия представителей народов населяющих республику. А вот глава РОК предложил открыть там ресторан, гостиницу, кинотеатр, концертный зал, ну и библиотеку. Навязчивая ресторанно-гостиничная идея в последние годы не сходила с его уст, с момента обнародования идеи открытия «Русского дома». При этом с течением времени библиотека, а также вопросы образования упоминаются всё реже и реже, вызывая всё меньше энтузиазма и прилива энергии. Ну и правильно…. Зачем поднимать перед главой государства проблемы образования, языка или культуры, если они, кроме затрат сил, энергии и чувства выполняемого долга перед своим народом ничего не приносят, в том числе и материальной прибыли. А вот быть хозяином или управляющим крутого кабака…

В наше непростое смутное время, слово «бизнес» все ассоциируют с понятием «деньги». А что такое деньги? Это, прежде всего, снотворное для человеческой совести. У иных людей при этом, она засыпает до конца жизни.

 Скажи мне кто твой друг…

Круг соратников, в рамках РОК, у г-на Бунакова в последние два-три года кардинально изменился. Если выражаться точнее, подавляющее их большинство, это даже и не соратники, а компаньоны или коллеги в сфере бизнеса, появившихся в последние год-два. Кардинально за эти годы изменился состав и количество граждан, как в юридически, так и в фактически существующих филиалах РОК. Фактически ряд филиалов не существует уже несколько лет. Часть представляют численность 1-2 человека. Оставшиеся прекратили контакты с головной организацией, не желая поддерживать диаметрально изменившееся руководство. Дабы не быть голословным, проведём качественный и количественный анализ состояния областных филиалов РОК.

1. Алма-Ата: Центральное руководство организации здесь помимо главы РОК представляют 10-12 человек, большая часть которых либо занимается бизнесом и никогда ранее не участвовала в общественно-политических процессах. Ещё несколько человек  работают в организации  только потому, что им платят заработную плату. Ну и небольшой остаток общественников, фактически не участвующих в принятии каких либо решений, так как приглашают их на заседания раз в два-три месяца. Зарегистрированная городская организация является чисто формальной, так как всё направление деятельности в Южной столице определяет выше названный состав людей.

2. А вот в Алма-Атинской области, после отъезда в Россию ряда активистов кроме свидетельства о регистрации у РОК ничего нет.

3. Аналогичная картина в Актюбинской области.

4. В Восточно-Казахстанской области, в городе Усть-Каменогорске РОК, представляют два человека, более пяти лет занимающиеся лишь коммерческим посредничеством в области получения российского гражданства.

5. Немногим от Восточного Казахстана отличается Карагандинская область, с той лишь разницей, что там её представляет один человек.

6. В Южно-Казахстанской области, в городе Чимкенте, с отъездом два года назад руководителя в Россию, не ведётся какой либо работы. РОК там представляют два человека, негативно относящиеся к проводимой ныне центральным руководством политике, в связи с чем, с ними прерваны все связи.

7. А в Северо-Казахстанской области, в родном городе Юрия Захаровича Петропавловске работает довольно активная областная организация. Там регулярно проводятся информационные собрания граждан. Председатель организации В.Ильин (по совместительству являющийся и казаком и ведущим коммунистом) в последние годы всё больше склоняется к дружбе с властями. Данный филиал единственный из реально работающих, чьё руководство прямо поддержало самовольное изменение г-ном Бунаковым курса доверенной ему организации, на диаметрально противоположный. Своё видение сложившейся ситуации, довольно эмоционально, г-н Ильин излагал на проходившей в Кокчетаве в июне Конференции Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих организаций, где он представлял РОК. Многим надолго запомнились его выступления.

8. Особо хочется остановиться на положении в Джамбульском (г.Тараз) и Гурьевском (Атырау) филиалах. Оба филиала все годы своего существования активно работали и продолжают в области культуры, образования и информирования соотечественников. Руководство филиалов открыто высказали своё недовольство нынешней деятельностью руководителя РОК. Немедленно осмелившиеся на протест соратники попали в опалу, с тенденцией изгнания из организации. Без каких либо объяснений, с ними прекратили контакты и перестали приглашать на какие либо мероприятия. В том числе они не были приглашены и на Конференцию оплаченную МИД РФ, где представители государственных органов России намеревались ознакомиться с проблемами соотечественников из всех регионов РК и азиатских республик. При этом по ходу Конференции, россиянам через слово напоминалось, что РОК организация республиканского масштаба. Более того. В Гурьеве (Атырау) с помощью властей уже создана общественная организация, представители которой уже прямо заявляют, что после принудительной ликвидации ныне действующего (в течение 10 лет!) филиала, они, взяв их название, будут представлять РОК в Западном регионе Казахстана.

9. Аналогичная ситуация и в Джамбульской области, с одной лишь разницей в том, что для замены принципиальных соратников, в одном из районных центров области был найден бизнесмен, никакого отношения к соотечественникам не имеющий. Ему выданы доверительные документы и поручено зарегистрировать альтернативный филиал в единственном числе. А дальше дело техники.

В других областях филиалов РОК нет. Единственно, что вызывает иногда заблуждение наблюдателей, так это существующая в городе Кустанае одноимённая организация «Русская община города Кустаная» не имеющая к РОК возглавляемой г-ном Бунаковым никакого отношения и не желающая иметь с ним каких либо контактов.

Словом, даже полураспадом, ныне сложившуюся ситуацию в РОК не назовёшь.

Дети лейтенанта Квинта…

Не так давно, чуть более года назад у г-на Бунакова появился ещё ряд друзей, прямо называющих себя «бизнесмены-соотечественники». Подавляющее их большинство люди нерусскй национальности из дальнего зарубежья, не состоящие ни в каких организациях и к делу решения проблем соотечественников никогда не имевшие ни какого отношения. Но в тоже время они объявили себя создателями так называемого «Международного совета российских соотечественников» (МСРС) по аналогии с известным мировому сообществу Советом соотечественников при Государственной Думе РФ, реально занимающегося их проблемами. При этом следует отметить, что этих людей в какой-то мере следует уважать, так как они открыто объявили свои цели: «--- е». Среди первых пяти руководителей организации заявляющей о намерении «начать собирание всего «Русского мира»», во имя ведения бизнеса, русским по происхождению является только г-н Бунаков. Дабы не быть голословными перечислим фамилии остальных сопредседателей: Квинт (Нью-Йорк), Райф (Израиль), Ваховский (Болгария), Фефелова (Италия). При этом, представители правления МСРС (из 13 человек) за каждым из коллег определили ту или иную региональную бизнес-зону из нескольких стран мира, в которой «хозяин» в случае успеха и признания в РФ раскручиваемого проекта «международных бизнесменов-соотечественников» должен определять, кто является соотечественником и какие заслуживает в России бизнес-льготы. Например, г-н Квинт, так мотивирует решение своих единомышленников создать МСРС: «Я расскажу вам, где мы берем деньги. В США разрозненные – всего их 26 – самостоятельные организации русскоязычных американцев объединены в Совет. Я, как сопредседатель и казначей этого Совета, знаю все до цента. В Америке, как и во многих других странах, всевозможные фонды поддерживают эмигрантские организации для того, чтобы они возможно быстрее интегрировались в американскую жизнь. Цели у них свои, но нам это позволяет получать деньги в виде грантов (выделено автором). И американцы, в отличие от русских, дают громадные деньги. Первый бюджет, который у нас получился на 2002 год, уже превысил 350 тысяч долларов. Я думаю, что в следующем году наш бюджет превысит уже полтора миллиона. А есть еще масса еврейских, армянских, украинских, литовских организаций... ». (газета «Новое время» №46 2002 г.)

Наверно Квинт являющийся членом Координационного совета Всемирного Конгресса Русскоязычного Еврейства (ВКРЕ) и не подозревает, что раньше Юрий Захарович очень возмущался, причём публично, когда термин «русские» использовали нерусские люди. При этом почти всегда он поднимал тему сионизма и роли евреев в русской истории (в том числе и на современном периоде) не только в СМИ, но и в судах. Опять же, дабы не быть голословным, в качестве лишь одного из фактов, приведём официально опубликованное письмо, одобренное Советом РОК по инициативе и под председательством г-на Бунакова: «Главному редактору газеты «Казахская правда» А.Аимбетову. Господин редактор, Русская Община Казахстана неоднократно осуждала антирусскую направленность публикаций вашей газеты, разрушающих, по нашему мнению, основы взаимопонимания двух больших народов Казахстана. Однако нам и в голову нне приходила мысль потребовать закрытия вашей газеты, и, тем более, возбудить против неё уголовное дело. И вот вас закрыли, завели уголовное дело за то, что вы осмелились опубликовать статью Н.Зверева «Я - русский, прошу слова», касающуюся неопровержимых фактов участия сионистов в трагических событиях русской истории. Причём закрыли с большой помпой и участием самых высоких сановников государства. А мы-то думали, что в Казахстане правят казахи…! Вероятно, вы тоже были убеждены в этом… Не кажется ли вам, что настало время, всеми доступными средствами открыть глаза казахам – кто есть кто? Иначе вас ждёт трагическая участь русского народа… Совет Общины».

Во многом мнение г-на Квинта о целях создания МСРС сходится и с оценкой представителя Института стран СНГ г-на Михайлова: «Всё это попытка создания ещё одной офшорной зоны». Ни одна из казахстанских организаций соотечественников не пожелала даже обсуждать возможность поддержки или вступления в МСРС, о чём их призвал в распространённом воззвании глава РОК. Так и остался он там единственным представителем Казахстана. Понять Юрия Захаровича и в этом деле можно. Что ему оставалось делать, куда податься, когда в 2000 году его вывели из Совета соотечественников при Государственной Думе, и, не смотря ни на какие попытки (даже с привлечением выше указанных думских депутатов) вновь попасть туда, не желают об этом слушать. С соратниками по Ассоциации и РОК тоже непростые отношения. Да и бизнес идёт совсем не так, как хочется.

В то время, когда проводилось, второе заседания МСРС (люди называвшие себя российскими соотечественниками проводили его не в Москве, а на Кипре), с экрана телевизора донеслась весёлая фраза: «Здравствуйте. Я сын лейтенанта Шмидта». Это был любимый народом фильм «Золотой телёнок». Рыжеволосый (какое совпадение!) Шура Балаганов рассказывал соотечественнику Остапу Бендеру о своём проекте «дети лейтенанта Шмидта»: «По проекту Балаганова весь Союз республик следовало разбить на тридцать четыре эксплуатационных участка, по числу собравшихся. Каждый участок передаётся в долгосрочное пользование одного дитяти. Никто из членов корпорации не имеет права переходить границы и вторгаться на чужую территорию с целью заработка».

По ходу фильма, при совместном, но неудачном поиске лёгких денег, расставаясь с компаньоном, Остап спросил уставшего Шуру:

- Что ж вы будете делать?

- А что мне делать? – ответил Шура. – Пойду в дети лейтенанта Шмидта – и всё

.Поставьте их в стойло!

В течение текущего года, власти республики, видя, что в правительственных кругах РФ, всё больше проявляется интерес к положению соотечественников, а также разрабатываются формы помощи и контактов с организациями, начали разработку комбинации взятия под контроль деятельности организаций соотечественников, ключевым пунктом которой является получение контроля над организациями и всеми видами помощи и контактов с Россией.

Главной целью при этом, является контроль и нейтрализация деятельности АРСК, в виде навязывания тем или иным путем в её руководство нужных власти людей. При этом, как говорится в одном рекламном ролике: «при всём богатстве выбора, иной альтернативы нет!». Единственным подходящим кандидатом на эту роль в данный момент является руководитель Русской Общины Казахстана (РОК) Ю.Бунаков.

Сам Юрий Захарович, и не скрывает, кто стоит за проектом взятия организаций соотечественников под контроль в его лице. На Международной конференции «Объединения и организации соотечественников в странах Центрально-азиатского региона и их взаимодействие с субъектами РФ», он по-русски, с душевной прямотой заявил следующее:

-У нас есть договоренность с руководством Ассамблеи Народов Казахстана, о том, чтобы в конце сентября месяца, или в первых числах октября провести такую, типа объединительную конференцию русских, славянских и казачьих организаций, вероятно, в рамках, существующей Ассоциации, которая, номинально, на сегодняшний день, существует, но ничего не делает…

- Юрий Захарович, давайте воздержимся от взаимных оценок…  – тут же прервал его речь председательствующий представитель МИД России.

-Я просто хочу сказать что-о-о…- продолжил глава РОК, - Я думаю что, тот потенциал который существует на сегодняшний день у Ассамблеи Народов Казахстана, тот потенциал который наработан… Мы ещё пока хвалиться ни чем не можем…  Но мы стремимся к тому, чтобы вот развернуть всю эту работу о которой я вам только что вам очень кратко рассказывал (о планах сотрудничества с регионами РФ авт.), с тем, чтобы предложить, давайте все вместе работать по этим самым направлениям.

Следует отметить, что Ассамблея Народов Казахстана созданная по указу президента РК, никакого отношения к Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений Казахстана не имеет, и прямые заявления со ссылкой на решения крупных чиновников о намерении возглавить или подчинить объединенную структуру организаций российских соотечественников, даже не спрашивая их согласия, можно расценивать, как угрозу прямого вмешательства во внутренние дела влиятельной неправительственной организации, связанную в дальнейшем с возможными репрессивными действиями, или давлением на членов Ассоциации, через судебные и иные контролирующие структуры, подконтрольность которых  власти, никогда не вызывала сомнения.   В тоже время необходимо отметить такой факт, что власти республики умудрённые опытом, отлично понимая какой негатив и недоверие вызывает у соотечественников изменившийся лидер РОК, и не забывая его диаметрально противоположную деятельность в виде конфронтации с властями, в предыдущие годы, тоже ему особо не доверяют. Как говорится предавший однажды, предаст не единожды. А потому для надёжного контроля, одним из самых предпочтительных вариантов властей в зависимости от развития событий, прорабатывается возможность (и это очень серьёзно!) навязывания или самовольного объявления в качестве руководителя или сопредседателя АРСК известного казахстанского чиновника со славянской фамилией (её называют синонимом пропрезидентской партии «Отан»). Словом ближайшие месяцы покажут, останутся ли организации соотечественников независимыми или их силовым и юридическим давлением,  либо финансовой приманкой «загонят в стойло» – иначе не назовёшь.

Сейчас всем соратникам необходимо строго следовать и помнить железную народную мудрость: «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Нельзя ни при каких обстоятельствах ехать на оплачиваемую от имени РОК (а фактически властями) так называемую по выражению г-на Бунакова «такую, типа объединительную конференцию русских, славянских и казачьих организаций в рамках, существующей Ассоциации». А соблазнять активистов организаций на местах будут. Мол, поезжайте, всё бесплатно, обсудите всё с соратниками, а если не согласны заявите свою позицию. Но потом вдруг может выясниться, что попали приехавшие вовсе не на совещательное мероприятие, а именно на «Конференцию» АРСК, хотя Исполком согласно Устава не объявлял о её проведении. Треть активистов организаторы «забудут» пригласить, а ещё часть из Алма-Аты и приехавших за свой счет, не пропустит в зал невесть взявшаяся, откуда охрана, мотивировав, что в списках их почему-то нет и надо долго разбираться. В тоже время  зал наполнят мало кому известными людьми, которым раздадут мандаты и т.д. А дальше дело техники: «выборы» нового руководящего состава, полная поддержка от имени русских Казахстана политики властей и бизес-проектов, ну и торжественный репортаж в программах новостей. И конечно самое главное, - юридическое оформление «народного волеизъявления» (аннулирование старого свидетельства о регистрации и выдача новоявленному «руководству» АРСК новых документов). После всего этого, любой протест, а также непризнание в виде заявления от имени настоящего Исполкома, или попыток провести настоящую Конференцию, будут жёстко пресекаться через правоохранительную или судебную систему, как незаконная общественная деятельность.

А потому, ещё раз повторюсь – бойкот предлагаемых властью и её ставленниками инициатив, это единственная гарантия срыва провокации, а главное сохранения целостности Ассоциации и эффективного отстаивания через её механизмы, интересов русского населения республики. В «стойле» пусть стоят те, кто этого заслужил, кому за это платят.

Правда, власти должны быть готовы и к тому, что иные ставшие ласковыми теляти, насосавшись финансового молока, от двух или более маток, могут, неожиданно взбрыкнув, выскочить из «стойла», ускакав, например, в сибирские просторы России, и проводить там, например, в тихом городе Тюмени (он совсем недалеко от Петропавловска, родного города Юрия Захаровича) спокойную безбедную старость.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ