Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №90(15.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О миграционной ситуации в Республике Беларусь

По материалам Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь

Становление органов, занимающихся проблемами миграции в Республике Беларусь в 1990-е годы происходило на фоне значительных социально-экономических и политических изменений как в самой Республике Беларусь, так и в государствах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Республика Беларусь наряду с Российской Федерацией является среди государств СНГ страной, принимающей мигрантов. В течение 1994 – 2002 годов в Республику Беларусь прибыли 283 569 человек, за этот период выбыли из республики 189 729 человек. В настоящее время в Республике Беларусь существуют следующие виды миграции: вынужденная миграция, внешняя трудовая миграция, незаконная миграция, экологическая миграция.

За прошедшее десятилетие в Республике Беларусь проделана определенная работа по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции. В настоящее время в Республике Беларусь полностью сформировано миграционное законодательство с учетом общепринятых норм международного права. С 1997 года реализуется Закон Республики Беларусь «О беженцах». В июне 1998 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». В декабре 1998 года был принят Закон Республики Беларусь «Об иммиграции». В июне 1999 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О беженцах». В настоящее время действует Закон Республики Беларусь «О беженцах» (в редакции Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь в связи с присоединением Республики Беларусь к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев» от 4 января 2003 года).

В соответствии с Распоряжением Президента Республики Беларусь от 1 июня 2000 года № 169рп «О мероприятиях по выполнению поручений, изложенных в Послании Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь в выступлении его перед Парламентом республики 11 сентября 2000 года» Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2001 года № 217 одобрена Государственная миграционная программа на 2001-2005 годы, которая направлена на реализацию миграционного законодательства, осуществление мер по эффективному управлению миграционными процессами, а также оказание помощи наиболее уязвимым группам мигрантов.

Вынужденная миграция связана с прибытием в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в поисках убежища. С 1997 года в Республике Беларусь проводится процедура признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами, которая отвечает основным международным правовым нормам по вопросам убежища и безопасности.

С начала проведения в Республике Беларусь процедуры признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами (1997 год) в миграционные службы республики за получением статуса беженца обратились около 3 тысяч иностранцев. По состоянию на 1 сентября 2003 года, в Республике Беларусь были признаны беженцами 683 иностранца.

На 1 июля 2003 года на учете в территориальных органах по миграции состояли 630 беженцев, из которых 389 человек проживали по видам на жительство, 93 человека – по временной регистрации, 148 человек – без регистрации (из них 145 человек – в г.Минске), 278 беженцев в трудоспособном возрасте не имели занятия (44 процента).

Серьезными проблемами в ходе реализации закона «О беженцах» являются проведение процедуры идентификации личности иностранцев, претендующих на статус беженца, вопросы прописки и социальной интеграции лиц, признанных беженцами, а также нежелательное сосредоточение основной массы беженцев в г. Минске и его окрестностях.

Социальная интеграция лиц, признанных беженцами, является сложным процессом и связана с большими экономическими затратами. Министерством труда и социальной защиты постоянно проводится работа по привлечению инвестиций от международных организаций на финансирование затрат по проблемам, связанным с пребыванием в Республике Беларусь лиц, ходатайствующих о признании их беженцами.

Состояние внешней трудовой миграции в Республике Беларусь характеризуется следующим образом. За период с 1994 по 2002 год привлечено в республику субъектами хозяйствования, имеющими лицензии Министерства труда и социальной защиты (до декабря 2001 года – Комитета по миграции при Министерстве труда) на право привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, 10 906 трудящихся мигрантов. За этот же период 28 475 граждан Республики Беларусь были трудоустроены за рубежом.

Министерством труда и социальной защиты проводится работа по выявлению и пресечению незаконной деятельности физических и юридических лиц, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за рубежом и привлечением иностранной рабочей силы в республику.

В целях пресечения нелегальных найма граждан Республики Беларусь для работы за границей и привлечения в республику иностранной рабочей силы в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» проводятся проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по трудоустройству граждан Республики Беларусь за рубежом и привлечению иностранной рабочей силы в Республику Беларусь.

В связи с грубыми нарушениями Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» направляются указания о приостановлении действия лицензий ли аннулируются лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.

Для обеспечения граждан Республики Беларусь достоверной информацией в сфере внешней трудовой миграции и с целью недопущения размещения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в средствах массовой информации информационных (рекламных) объявлений, вводящих в заблуждение граждан Республики Беларусь, Департаментом по миграции ведется постоянный контроль за рекламной деятельностью, касающейся трудоустройства граждан Республики Беларусь за рубежом. В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, обязаны согласовывать с Министерством труда и социальной защиты публикацию рекламных объявлений. В целях упорядочения публикации рекламных объявлений в средствах массовой информации подготовлена и находится на стадии согласования Инструкция о порядке согласования в средствах массовой информации информационных (рекламных) объявлений.

В целях содействия  решению вопросов обеспечения организаций агропромышленного комплекса, испытывающих недостаток в трудовых ресурсах, и недопущения нелегального найма иностранной рабочей силы привлекаются сезонные работники из Украины, России, Молдовы, Армении и других стран Содружества Независимых Государств.

Министерство труда и социальной защиты во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, прежде всего с Министерством внутренних дел и Министерством иностранных дел, в соответствии с законами Республики Беларусь «О беженцах» и «О внешней трудовой миграции», другими нормативными правовыми актами в сфере миграции исходят из государственных интересов республики при неуклонном выполнении международных договоров Республики Беларусь по вопросам миграции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ