Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №90(15.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К вопросу о вывозе из Приднестровья российского военного имущества

Геннадий Коненко

Вопрос о вывозе российского военного имущества из Приднестровья, основу которого составляют вооружения, боевая техника и боеприпасы 14-ой армии бывшей Советской Армии, не нов. Возник он практически сразу после распада Советского Союза, хотя попытки завладения военным имуществом России в бессарабской части Молдавии наблюдались еще раньше. В конце ноября 1991 года появился документ за подписью тогдашнего президента РМ М.Снегура о национализации военной техники, баз и имущества частей и соединений Вооруженных Сил СССР, дислоцировавшихся на территории Молдовы. В результате ряд военных городков и складов с армейским имуществом под аккомпанемент антисоветских и антирусских лозунгов типа «Молдавия для молдаван!», «Долой оккупантов!» и тому подобное был заблокирован и подвергся захвату. Москва на происходившие в связи с этим инциденты практически не реагировала.

Как ни странно, первыми, кто обеспокоился судьбой 14-ой армии и ее имущества, прежде всего, техники, вооружений и боеприпасов, были приднестровцы. Конечно, у них на это были свои причины – к этому времени отношения между Кишиневом и Тирасполем обострились до крайности, и к кому попадет российское оружие, руководству Приднестровья было совсем не безразлично. Лидеры Приднестровья неоднократно обращались к командованию 14-ой армии с просьбой пресечь поползновения молдавских националистов, но каких-либо действенных мер с российской стороны на этот счет не предпринималось. А после снятия с поста командующего 14-ой армией генерал-лейтенанта И.Яковлева, находившего общий язык с приднестровскими властями, новый командующий, помня об этом, фактически не сделал ничего, чтобы помешать захвату в марте 1992 г. экстремистами из Народного фронта расположения полка гражданской обороны в Кочиерах, что недалеко от г. Дубоссары.

 Приднестровцы пытались своими методами не допустить подобного развития событий, в первую очередь, естественно, на своей территории.

Еще в сентябре 1991 г. Верховный Совет Приднестровья принимает постановление «О юрисдикции Вооруженных сил СССР, дислоцированных на территории Приднестровско-Молдавской ССР». Впоследствии положения постановления были конкретизированы в указах избранного к тому времени президента Приднестровья И.Смирнова от декабря 1991 г. «О подчиненности воинских частей 14-ой армии, дислоцированных на территории Приднестровской Молдавской Республики», «Об организации соединений и частей Вооруженных сил СССР», которые предусматривали возможность перехода частей Советской Армии под юрисдикцию ПМР. Приднестровье к этому времени, как известно, в результате проведенного в регионе референдума провозгласило окончательно свою независимость от Кишинева, избрало И.Смирнова своим  президентом и до этого, еще в марте 1991 г. высказалось за сохранение СССР, несмотря на запрещение молдавского правительства вообще проводить его на территории Молдавии.

В январе 1992 г. И.Смирнов, констатируя, что Москва никак не реагирует на провокационные действия молдавских националистов в отношении российских воинских частей, подписывает новый указ, который  предписывал до 6 марта 1992 г. осуществить прием под юрисдикцию ПМР подразделений и частей бывшей Советской Армии, дислоцированных на территории Приднестровья. На их базе предполагалось создать собственные боеспособные вооруженные силы.

И вот, когда между молдавскими и приднестровскими военными и военизированными формированиями уже происходили отдельные вооруженные столкновения, когда Кишинев и Тирасполь практически стояли на пороге войны, президент Б.Ельцин «очнулся» и издал свой указ (и, как нарочно, 1 апреля 1992 г.), в соответствии с которым на 14-ю армию  распространялась юрисдикция России, а все ее имущество объявлялось российской собственностью.

Можно сказать, что с этого момента российские войска в Молдавии получают статус войск, временно находящихся на территории иностранного государства, а вывод войск и вывоз их имущества приобретает упорядоченный характер. Их статус, порядок и сроки вывода начинают определяться юридическими документами - межправительственными и межведомственными соглашениями, российско-приднестровскими протоколами по военно-имущественным вопросам, а также директивами Минобороны и Генштаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Следует отметить, что вывод российских войск и военного имущества происходил и происходит на фоне длительных политических переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. И сам процесс вывода в целом зависел от результативности этих переговоров и часто определялся конъюнктурными соображениями Кишинева и Тирасполя.

Тирасполь всегда стремился максимально замедлить вывод российских войск и оружия из Приднестровья, ибо это давало возможность уменьшить или свести «на нет» опасность применения Кишиневом совместно с Западом силовых методов при решении приднестровской проблемы.

Несмотря на наличие подписанных сторонами документов о неприменении силы в отношениях между РМ и ПМР, несмотря на многочисленные заявления западников о приверженности мирным способам разрешения споров и конфликтов, возможность силового подавления Приднестровья руководством региона не исключалась и не исключается и сегодня.

Кишинев, осознавая, что его возможности серьезным образом влиять на ситуацию, связанную с вывозом и утилизацией российского военного имущества, довольно ограниченные, стремился обозначить свое присутствие в процесс с политической точки зрения (соблюдение суверенитета и т.п.), а также с экономической, претендуя на свою часть прибыли от реализации и утилизации этого имущества. И при подготовке и подписании с  Приднестровьем конкретных документов пор военно-имущественным вопросам эту позицию Кишинева Москва не могла не учитывать.

С 1992 по 1995 гг. из Молдавии, включая Приднестровье, было выведено несколько крупных воинских частей и соединений вместе с их вооружением, боевой техникой и другим имуществом, однако часть техники – инженерная и небоевого назначения, обмундирование, материально- технические средства, а также объекты недвижимости -казармы, жилой фонд, артиллерийские парки, парки авто- и бронетехники, учебные полигоны и сооружения передавались Молдавии и Приднестровью.

Особых трудностей с вывозом военного имущества в тот период не было, если не считать, что часть инженерной техники (бульдозеры, грейдеры, траншеекопатели и др.), выделенная Кишиневу, но находившаяся в Приднестровье, из-за противодействия Тирасполя до места назначения так и не дошла и хранилась до последнего времени на складах Оперативной группы российских войск (создана на основе 14-й армии в июле 1995 г.).

Некоторое количество военного имущества было вывезено в 1996 г., но в 1997 г. вывоз был приостановлен, главным образом, по причине возникших разногласий с Кишиневом по проблеме раздела военной техники и арсеналов ОГРВ. Всего  в 1992-1997 гг. в Россию был отправлен 31 эшелон в основном с техникой и имуществом инженерных войск и войск связи. Тяжелое вооружение, боеприпасы и стрелковое оружие в этот период не вывозилось. Уничтожение или утилизация непригодных боеприпасов, списанной техники не осуществлялись. На складах еще оставалось около 50 тыс. тонн различных боеприпасов, более 49 тыс. единиц стрелкового оружия и значительное количество излишествующей тяжелой боевой техники (танки, бронемашины пехоты, артсистемы и т.д.), что особенно беспокоило американцев. Много оставалось также имущества таких войсковых служб, как автомобильная, инженерная, связи, тыловая и др. 

В 1998 г. вывоза военного имущества в Россию практически не было, несмотря на переговоры с Кишиневом и Тирасполем на этот счет. Но если с Приднестровьем в марте 1998 года  все же был подписан протокол договоренностей по военно-имущественным вопросам, то с молдаванами взаимопонимания достигнуть не удалось по причине их неоправданно завышенных претензий на прибыль от будущей и весьма проблематичной реализации имущества ОГРВ. Вывоз возобновился лишь в 1999 г. и то не надолго. В Россию было вывезено на этот раз только 4 эшелона. Правда, часть боевой техники было уничтожено на месте. Но после того, как Б.Ельцин на Стамбульской встрече государств-участников ОБСЕ в верхах в ноябре 1999 г. добровольно взял обязательство (нужды в этом не было никакой) вывести из Молдавии (Приднестровья) тяжелое вооружение и технику, попадающие под положения адаптированного ДОВСЕ, к концу 2001 г., а все войска до конца 2002 г., Тирасполь вновь заблокировал вывоз военного имущества.    Только в июне 2001 г. после длительных и трудных переговоров с приднестровцами процесс вывоза сдвинулся с мертвой точки. В конце года ушли 7 военных транспортов (4 – с бронетехникой, 3 – с боеприпасами), благодаря чему Россия выполнила обещание Б.Ельцина по вывозу боевой техники, попадающей под ограничения по ДОВСЕ. Всего было вывезено 125 единиц тяжелого вооружения и утилизировано (уничтожено) на месте 239 единиц.

В 2002 г. опять же после настойчивой работы с руководством Приднестровья, подкрепленной материальной компенсацией за понесенные приднестровцами «расходы», удалось возобновить отправку в Россию эшелонов с боеприпасами и др. имуществом (5 составов). Компенсация заключалась в передаче Тирасполю техники небоевого назначения и имущества на сумму 50% от стоимости вывезенного имущества. Кроме вывезенного имущества, на месте было утилизировано несколько тонн инженерных и пиротехнических средств, около 5 тыс. единиц легкого стрелкового оружия, а также часть списанной боевой техники – системы залпового огня и зенитные установки.

 На состоявшемся в декабре 2002 г. заседании СМИД ОБСЕ в Порту, хотя и выражалась озабоченность в связи с задержкой в деле вывоза из Приднестровья и утилизации военной техники и боеприпасов, тем не менее, приветствовалось заявление России о намерении завершить вывод войск и вывоз боеприпасов к 31 декабря 2003 г. «при наличии необходимых условий». Однако, как оказалось позже, не все необходимые условия для этого созданы не были, и России не смогла во время выполнить свое обещание.

 А пока по договоренности с приднестровской стороной с января по июнь 2003 г. формирование и отправка эшелонов происходила более-менее регулярно. За 6 месяцев в Россию ушло 20 транспортов с техникой и боеприпасами. Затем снова наступила пауза. Возобновился вывоз только в октябре после визита в Тирасполь заместителя министра обороны РФ В.Исакова, который заверил приднестровское руководство в том, что Россия твердо намерена выполнить свое обещание о списании части долга ПМР за поставки российского газа в размере 100 млн. долл. США.

Всего в 2003 г. в Россию было отправлено 42 эшелона с военным имуществом, главным образом, это были вооружения и боеприпасы. Кроме того, часть имущества (переносные зенитно-ракетные комплексы и зенитные управляемые ракеты) было вывезено двумя военно-транспортными самолетами. Но в конце декабря Тирасполь в очередной раз приостановил выпуск воинских эшелонов без объяснения причин. В приднестровской прессе в связи с этим появились высказывания в пользу такого решения, «крайне необходимого в условиях, когда Кишинев проводит агрессивную политику по отношению к Приднестровью и усиливает военное присутствие в пограничных с ним районах».

Многие наблюдатели связывают решение приднестровцев по вопросу вывоза российского оружия, прежде всего, с тем, что Молдова с подачи Запада сорвала  подписание подготовленного и согласованного между сторонами текста нового плана приднестровского урегулирования, разработанного по инициативе и при самом активном участии Москвы, точнее, администрации российского президента В.Путина. План предусматривал создание в ближайшее время общего молдавского государства в форме федерации, где Приднестровье как субъект федерации наделялся особым статусом.

Вторая причина приостановки вывоза российского военного имущества, по мнению ряда экспертов, заключалась в отказе Кишинева подписать соглашение о сокращении «газового» долга ПМР на 100 млн. долл. США. И это, несмотря на то, что Москва согласилась погасить одновременно и молдавский долг на 5 млн. долл. и, по просьбе молдаван, исключила из соглашения статью, обязывавшую Кишинев создавать соответствующие условия для вывоза российского оружия, и заменила ее на принятую на СМИД ОБСЕ формулировку лишь об оказании необходимого в этом содействия.  Тем не менее, как было сказано выше, молдавская сторона соглашение не подписала, лишив Москву юридической основы для списания приднестровского долга, но оставив себе предлог для постоянного апеллирования к западникам о принятии жестких мер по отношению к Приднестровью, которое якобы чинит препятствия вывозу.  Кроме того, Кишинев получал возможность для новых обвинений России в невыполнении своих международных обязательств. 

Здесь нельзя не сказать, что молдавские представители, в т.ч. самого высокого ранга, неоднократно заверяли нас в том, что не будут вносить в повестку дня международных встреч вопрос о российских войсках и оружии. Но они с упорным постоянством продолжали делать обратное и в ООН, и в ОБСЕ, и в СЕ, и в других международных и региональных организациях, причем, в итоговых документах этих форумов молдаване отстаивали, как правило, жесткие формулировки с уже известными обвинениями в адрес России. На заседании СМИД ОБСЕ в Маастрихте в декабре прошлого года поведение молдавской делегации было аналогичным.

Что касается Тирасполя, то, понимая, что Россия, в конце концов, все же выведет свои войска из Приднестровья по завершении вывоза боеприпасов и вооружений, в т.ч. в силу своих международных обязательств, первым условием своего содействия вывозу оружия он ставит необходимость эффективного содействия со стороны Москвы в урегулировании приднестровской проблемы, настаивая, прежде всего, на юридическом оформлении комплекса политических, военных, экономических и других гарантий по обеспечению особого статуса Приднестровья в будущем общем молдавском государстве.

Казалось бы, предложенный Москвой Меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства», наряду с тем, что он закреплял суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова, он отвечал и требованиям Приднестровья и мог стать важным стимулом в решении вопросов вывода российских войск из Молдавии.

Но Кишинев, полагая, что с помощью Запада ему удастся добиться от России вывоза военного имущества и вывода войск и без согласия на то Тирасполя, сорвал подписание Меморандума и заключение Соглашения о материальной компенсации Приднестровью за вывоз боеприпасов и вооружений. Молдавское руководство, стремясь любыми способами сохранить политическую и экономическую блокаду Приднестровья, используя в этих целях и вопрос о российских войсках в РМ, надеется заставить Тирасполь принять его план решения приднестровской проблемы, который, как заявил президент В.Воронин, будет скоро передан посредникам – России, Украине и ОБСЕ, а также США, ЕС, СЕ и НАТО.

Как это поможет завершить вывод российских войск и вывоз военного имущества из Молдавии, еще не совсем понятно – новый молдавский документ по урегулированию пока не появился. Но совершенно ясно одно –  этот процесс в настоящее время тормозится  именно трудно объяснимыми с точки зрения здравого смысла действиями самого  Кишинева.     


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ