Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №90(15.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Tribune-uz (Узбекистан),
3 января 2004

Минная опасность: Узбекистан ее игнорирует

Алишер Таксанов

Узбекская официальная делегация не принимала участие в Первой Центрально-Азиатской встрече по проблемам распространения и использования противопехотных мин, которая состоялась в Бишкеке в начале ноября 2003 года. Она была организована лауреатом Нобелевской премии мира 1997 года Международной кампанией по запрещению противопехотных мин (МКЗПМ), которая действует в рамках соответствующего Оттавского договора от 1997 года. В 1997 году в Ашгабате проходила региональная встреча на эту тему.

Согласно исследованиям Landmine Monitor, в настоящее время более 82 страны мира в большей или меньшей степени пострадали от применения противопехотных мин, а также других взрывоопасных пережитков войны. "Сейчас три четверти всех народов мира признают, что долгосрочные и негативные гуманитарные последствия применения мин для гражданского населения намного превышают краткосрочную военную целесообразность", - заявила координатор МКЗПМ Элизабет Бернштейн. Она призвала правительства трех государств - Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана принять участие в решении этой проблемы путем принятия Оттавской конвенции.

Следует сказать, что из пяти бывших советских республик Центральной Азии Таджикистан и Туркменистан уже являются членами соответствующего документа, согласно которому запрещается производство, применение, распространение, накапливание, продажу и передачу противопехотных мин. К 1 марта 2003 года Туркменистан уничтожил 700 тыс. мин, однако заявил, что оставил в учебных целях 69,2 тыс. единиц, что противоречит Конвенции. "Мы очень обеспокоены, что Ашгабат оставил такое большое количество боеприпасов. МКЗПМ выразила свою обеспокоенность этому", - сказал Роман Долгов, представитель Кампании в Российской Федерации.

По состоянию на 31 июля 2003 года 134 страны являются участниками Оттавской конвенции, а остальные 13 стран подписали, но еще не ратифицировали ее. В общей сложности сторонниками запрещения мин является три четверти всех государств мира. Только за последний год 9 стран присоединились к этому международному документу, включая Афганистан и Кипр - страны, которые вплотную столкнулись с минной опасностью. "Подписание международного Договора и уничтожение минных запасов - это только одна составляющая гуманитарного отклика на глобальный минный кризис", - отметила Чолпон Галиева, член Кыргызского комитета "Врачи мира за предотвращение ядерной войны". По ее мнению, противопехотные мины должны быть обезврежены прежде, чем пострадают невинные жители, и, конечно, долгосрочная медицинская и социальная помощь и реабилитация жертв противопехотных мин понадобится в течение всей их дальнейшей жизни.

По данным экспертов, 47 стран, имеющих на своих складах в общей сложности 200 млн. мин, остались вне рамок Конвенции. Причем в их число входят пять постоянных членов Совета безопасности ООН (Китай, Россия, США), бывшие советские республики и другие. С другой стороны, 36 стран приостановили производство противопехотных мин. Общее количество уничтоженных мин составляет более 50 млн единиц. 18 государств окончательно уничтожили свой запас, 12 находятся в процессе такого уничтожения. Финансирование противоминных мероприятий, начиная с 1992 года, достигло ,7 млрд. На 2002 год было получено 9 млн от 23 доноров.

Серьезная политическая ситуация, которая имела место в Центральной Азии в 90-х годах, привела к тому, что Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан активно использовали подобные боеприпасы в качестве превентивных мер для пресечения вылазок экстремистских и террористических групп с территории Афганистана. По мнению экспертов, в тот период эта мера была оправдана, хотя военной эффективности от нее не ожидали: боевики могли и использовали иные способы передвижения и проникновения на сопредельные территории, чем пересечение минных полей. Об этом свидетельствуют и данные зарубежных исследований: в мире большинство несчастных случаев - подрывов на мине - произошло с гражданским населением, и только 15% несчастных случаев в 2002 году были связаны с боевыми действиями. Более того, ни одна из стран, чья территория не пострадала от мин, не может считать себя защищенной от минной опасности. В январе 2003 года гражданин Казахстана подорвался на мине и умер на узбекской стороне границы. Ежемесячно только в Афганистане происходит 150 новых несчастных случаев. За один год здесь подорвалось на минах 1286 человек.

Как заявил в беседе с представителями МКЗПМ первый заместитель министра иностранных дел Кыргызстана, существует потенциальная возможность в будущем республике присоединиться к Конвенции. "Однако в настоящее время существуют две этой проблемы, - отметил он. - Первая - это отсутствие финансовых средств на разминирование местности и утилизацию данных боеприпасов. Вторая - отсутствие альтернативных видов оружия, способных удерживать военизированные бандформирования от вторжения на территорию страны". При этом дипломат добавил, что кыргызскими военными осуществляется минирование труднодоступной местности - горных перевалов, вершин, где не ведется никакой хозяйственной деятельности и там не проживают люди. В то же время узбекская сторона минирует густонаселенные районы Ферганской долины, в которых население активно занято сельским хозяйством.

Было бы справедливым отметить, что в июне 2001 года правительство Кыргызстана приняло закон, создающий правовую базу для уничтожения мин и об их предупреждении, после чего начал процесс разминирования своих границ с Узбекистаном. Однако этого не сделал Узбекистан, в результате чего с ноября 1999 по 23 апреля 2001 года было зарегистрировано 12 взрывов противопехотных мин, один житель Баткента умер, трое были ранены, при этом местные жители потеряли более 100 голов скота. По другим данным, начиная с 2000 года из-за узбекских мин погибло около 100 граждан Таджикистана и Кыргызстана, а также большое количество домашнего скота.

Насколько обоснована позиция Ташкента, который утверждает, что мины - это вынужденная мера в борьбе с экстремистскими группировками и является эффективным средством противодействия преступности, в частности, боевикам Исламского движения Узбекистана, наркотрафику, нелегальной миграции, контрабанде товаров и ценностей? В свою очередь, независимые узбекские эксперты считают, что такую позицию можно было понять после прорыва боевиков в 1999 и 2000 годах, и минирование границ имело смысл. После событий 11 сентября 2001 года геополитическая ситуация в Центральной Азии резко изменилась: началась антитеррористическая операция, сведшая к минимуму военную опасность из Афганистана для бывших советских республик. Наличие военных баз сил коалиции является одним из факторов стабильности. В этом случае мины уже не играют роль превентивного шага. Более того, не было зафиксировано ни одного случая подрыва на этих минах боевиков, что свидетельствует о нулевой эффективности "минной безопасности".

Предотвращают ли мины криминальную ситуацию на приграничных территориях? Маловероятно. Борьбу с преступностью следует проводить в рамках координации правоохранительных служб всех государств региона, совместного патрулирования пограничников, проведения операций по розыску и задержанию криминальных элементов. Это же касается наркотрафика. Легче нанести точечный удар по лабораториям по производству героина, предотвращать провоз прекурсоров, арестовать организаторов наркопотока и продажи, выявлять сеть распространителей, чем рассчитывать, что мины станут для кого-то серьезной преградой. Как заметили некоторые участники встречи, с одной стороны, преступники имеют проходы через минные поля, а с другой стороны, они пользуются обычными каналами передвижения (пограничные и таможенные посты, магистрали), поскольку карательно-репрессивная структура отличается высокой коррупцией. В связи с этим мины нисколько не влияют на снижение криминальной ситуации. Наоборот, они создают больше напряженности.

Нелегальная миграция - это признак экономической слабости и серьезных просчетов правительства, проводящей реформы в стране. Если люди стремятся выехать за границу, значит, они дома не могут найти возможность отыскать честный заработок. Следует создать благоприятные условия, чтобы граждане могли нормально работать, развивать бизнес, тогда и проблема миграции сузиться. Немаловажное значение имеет и упрощение регистрации, учета приезжих, тогда исчезнет понятие "нелегал". Между тем, миграционные потоки протекают из Узбекистана в соседние республики, чем оттуда - в Узбекистан. Не секрет, что в настоящее время узбекским гражданам весьма сложно пересекать границу, поскольку правительство усложнило этот процесс, не объясняя причин. Во всяком случае, пограничники на узбекско-казахской границе у поселка Черняевка не объясняют, почему при наличии безвизового режима люди не могут свободно пересекать границу.

Однако лишать жизни или здоровье человека лишь за его желание и стремление пересечь границу в поисках работы - это преступление со стороны государства, установившего мины, и оно ничем не может быть оправдано. Таким образом, мины мешают нормальной трудовой миграции.

Мины мешают приграничной торговле, которая всегда существовала. Теперь она стала просто опасной для жизни. Повисли в воздухе декларации четырех государств об центрально-азиатской интеграции, направленных на создание зоны свободной торговли, свободного перетока товаров, капитала, рабочей силы. Проволока, визы и мины - серьезные причины для "замораживания" этих идей.

Мины представляют экологическую угрозу: десятки животных, причем находящихся под государственной защитой, подрываются на них. Неразумным созданиям трудно объяснить, что здесь проложена граница и ее пересекать нельзя. В связи с этим плохо развивается экологический туризм, так как туристы не желают посещать, пускай редкие и изумительные по красоте места, которые нашпигованы "смертью". С другой стороны, целые территории изымаются из сельскохозяйственного оборота, лишая населения источника труда и доходов.

В настоящее время мины - это не средство для достижения военных целей, так как этих целей уже не существует. Нет реальной и даже мнимой угрозы Узбекистану со стороны Таджикистана, Кыргызстана. Во всяком случае, жители приграничных районов, как и большинство трезвомыслящих граждан республики, так не думают.

Мины вносят напряженность во взаимоотношениях государств, поскольку между ними еще не решено множество проблем, особенно, по таким жизненно важным, как водные и земельные ресурсы. Помните Ошскую трагедию конца 80-х годов прошлого столетия? Она произошла из-за ссоры узбеков и кыргызов, имевших свои представления на собственность этих территорий. Конечно, такая резня была спровоцирована силами, о которых власти не уточняют, видимо, сами не знают, или бояться вызвать огонь на себя. Между тем, в этих условиях мины - это детонатор новых столкновений, которые уже потенциально заложены в обществе.

Между республиками пока не завершен процесс делимитации (то есть определения государственных границ), пока существуют административные границы, оставленные в "наследство" со времен Советского Союза. И пока этот процесс незавершен, односторонняя установка мин - это силовое решение проблемы, которая навязывается другим. Можно сказать, это демонстрация силы одного государства по отношению к соседям, с которыми мы находимся в так называемой "центрально-азиатской интеграции".

Исходя из вышесказанного, можно утверждать одно - противопехотные мины мешают нашей жизни. Они отделяют Узбекистан от соседей. Они калечат десятки людей, которые не виноваты в том, что кто-то наверху не умеет и не хочет решать противоречия мирным и демократическим способами. Пока мины не будут убраны с границ, их заложниками станут все жители Центральной Азии, а в особенности, узбекистанцы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ