Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №90(15.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Экономический Суд СНГ: состояние и перспективы развития

Татьяна Титова

С момента создания Содружества Независимых Государств его участники выражали стремление строить свою деятельность на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В учредительные документы, договоры и соглашения, заключенные государствами - участниками СНГ, эти нормы вошли в качестве их составной части. Так, в преамбуле Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и ст.3 Устава СНГ от 22 января 1993 г. государства – участники провозгласили свою приверженность общепризнанным принципам международного права, включая принцип разрешения международных споров мирными средствами. В Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ, принятой 15 апреля 1994 г. в Москве, они подтвердили свою готовность способствовать урегулированию споров посредством согласованных в каждом конкретном случае механизмов, предусматриваемых соответствующими документами, принятыми в рамках СНГ, ООН и ОБСЕ. В конституциях большинства государств Содружества нормам международного права отдается приоритет перед нормами внутригосударственного права.

Понимая важность тесной интеграции во всех сферах совместной деятельности, государства - участники СНГ заявляли, в том числе во многих основополагающих документах, о стремлении к созданию единого правового поля. Эта тенденция выразилась в принятии целого ряда договоров, программ и модельных законодательных актов для правового регулирования отношений между странами в различных областях. В результате постепенно сложилась единая система правовых норм и правил (договоров, соглашений, конвенций, модельных законов), которую можно назвать «правом СНГ».

Однако со стороны парламентов и правительств государств — участников СНГ, должностных лиц органов Содружества, а также многих специалистов в области международных отношений и международного права не раз высказывалась неудовлетворенность как темпами развития права СНГ, так и его качественным уровнем.

Несомненную пользу Содружеству принесли бы более тщательный учет принципов международного права и использование опыта и механизмов их применения в других региональных международных организациях, где большая роль в развитии права принадлежит межгосударственному суду. Существующий ныне в рамках СНГ Имеющийся в СНГ международный судебный орган – Экономический суд не имеет статуса межгосударственного суда, наделенного соответствующими полномочиями.

Создание Экономического Суда было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного применения подписанных соглашений и договоров и основанных на них экономических обязательств в государствах - участниках СНГ путем разрешения возникающих споров, вытекающих из экономических отношений. Он был создан в соответствии со ст.5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Основной целью деятельности провозглашено разрешение межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества.

Главными документами, регулирующими деятельность Экономического Суда, являются Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. и утвержденное им Положение об Экономическом Суде СНГ. В них определены основные начала организации Экономического Суда, структура, состав и цели деятельности Суда, его компетенция. Документом, определяющим порядок процессуальной деятельности Экономического Суда СНГ при рассмотрении отнесенных к его компетенции споров и запросов, является Регламент Экономического Суда, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда СНГ № 2 от 10 июля 1997 г.

Фактически Суд начал действовать лишь в 1994 году, когда был принят регламент и вынесено первое решение. В настоящее время участниками Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

Экономический Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения о статусе Экономического Суда. Статьей 2 Соглашения установлена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда, в количестве двух человек. Судьи Экономического Суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе.

На настоящий момент в Экономическом Суде работают 10 судей - по одному от Армении и Белоруссии, по два от Казахстана, Киргизии, Молдавии и Таджикистана.

Председатель Экономического Суда избирается судьями из своего состава большинством голосов и утверждается Советом глав государств сроком на 5 лет.

Экономический Суд СНГ как судебный орган действует в составе коллегий Экономического Суда, полного состава Экономического Суда и Пленума.

Коллегии Экономического Суда создаются полным составом Экономического Суда из числа судей в количестве трех или пяти человек сроком на один год. Деятельностью коллегии руководит председательствующий, избираемый полным составом Экономического Суда из числа судей, входящих в состав коллегии.

В функции коллегии Экономического Суда входит разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов, а также о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества. Соглашениями государств - участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. Решение коллегии Экономического Суда может быть обжаловано сторонами и третьими лицами в Пленум Экономического Суда.

В функции полного состава Суда входит толкование по следующим вопросам:

- применение положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

- действие актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных (арбитражных) судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры. Решение или определение, вынесенное полным составом Экономического Суда, считается вынесенным самим Экономическим Судом. Решение полного состава Экономического Суда о толковании является окончательным и обжалованию не подлежит.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум, в состав которого входят судьи Экономического Суда и Председатели высших хозяйственных (арбитражных) судов государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда или иных высших государственных органов, разрешающих в данных государствах экономические споры.

К функциям Пленума относятся:

- рассмотрение жалоб на решения Экономического Суда;

- принятие рекомендаций по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров;

- разработка и внесение на рассмотрение государств-участников, институтов Содружества предложений по устранению коллизий в законодательстве государств-участников.

Председатель Экономического Суда одновременно является Председателем Пленума. Секретарь Пленума Экономического Суда избирается членами Пленума из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на 5 лет.

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ и Регламентом с заявлениями о разрешении споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, в Экономический Суд могут обращаться заинтересованные государства, а также органы, институты Содружества в лице их полномочных органов или полномочных представителей либо министерства и ведомства указанных государств, получившие необходимые полномочия на обращение в Экономический Суд у своего правительства.

Поступившие в Экономический Суд следующие виды запросов:

- о толковании актов Содружества, принятых по экономическим вопросам, а также соглашений, регулирующих вопросы обеспечения социально-экономических прав граждан, проживающих на территориях государств Содружества, и, прежде всего, о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- о толковании учредительных документов Содружества и актов, регламентирующих правовой статус его органов;

-о применимости норм и принципов международного права в практике Содружества, а также запросы об исполнении судебных решений в государствах Содружества и о вступлении в силу для Азербайджанской Республики и Грузии Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Таким образом, все государства (за исключением Республики Молдова), подписавшие Соглашение, признали его юрисдикцию по экономическим спорам. Что же касается государств – участников СНГ, не подписавших Соглашение, то предъявление к ним исков, связанных с исполнением экономических обязательств, возможно лишь в случаях, если они признали в той или иной форме юрисдикцию Экономического Суда, в частности посредством включения в тот или иной договор пророгационного соглашения о передаче спора на разрешение Экономического Суда СНГ. Так, в статье 31 Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. Договаривающиеся Стороны «обязались решать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением настоящего Договора, путем переговоров или путем обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств». Предусмотренное в данной норме обязательство государств – участников Договора о создании Экономического союза решать возникшие между ними спорные вопросы, связанные с толкованием и исполнением Договора, приняли на себя все государства, подписавшие и ратифицировавшие Договор. По мнению Экономического Суда, выраженному в решении от 15.05.97 № С-1/19-96, закрепленное в статье 32 Договора обязательство государств – участников Договора обращаться в Экономический Суд для разрешения споров выступает как безусловное основание обязательной юрисдикции Экономического Суда СНГ по означенному кругу вопросов.

В договоре может содержаться норма и о праве на одностороннее обращение в Экономический Суд. Например, в статье 17 Соглашения о взаимном признании и регулировании отношений собственности, подписанного в Бишкеке 9 октября 1992 г., оговорено, что споры между сторонами относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения будут разрешаться путем взаимных консультаций и переговоров на различных уровнях. Если спор не может быть урегулирован таким путем, то по требованию одной из Сторон он передается на решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

Не исключается возможность использования сторонами Соглашения процедуры международного судебного разбирательства путем обращения в Экономический Суд и в том случае, если юрисдикционная оговорка соглашения, устанавливая перечень способов мирного разрешения споров, указывает на право сторон использовать иные процедуры, предусмотренные международным правом.

За десять лет работы Экономический суд СНГ рассмотрел 59 дел, из них 50 были связаны с толкованием межгосударственных соглашений и иных актов Содружества, а также 2 трудовых спора и 7 дел о ненадлежащем выполнении межгосударственных экономических обязательств. Практика рассмотренных дел демонстрирует способность Экономического Суда эффективно разрешать возникающие в странах СНГ споры. Это подтверждает и тот факт, что большинство решений Суда исполнялись в государствах Содружества. Вместе с тем, эксперты указывают на необходимость изменить положение о статусе Суда. Соглашение о его учреждении, которое подписали в 1992 году Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, по мнению аналитиков, уже исчерпало себя.

Необходимо отметить, что Пленум Экономического Суда неоднократно обращался к главам государств и главам правительств государств – участников Содружества с указанием на то, что отсутствие действенного механизма исполнения вынесенных им решений, а также узкоспециальная юрисдикция, определенная Положением об Экономическом Суде СНГ, ограниченность круга субъектов, имеющих право обращаться в Экономический Суд, не позволяют в полной мере использовать потенциальные возможности Суда как независимого судебного органа региональной международной организации в решении стоящих перед ней задач. В связи с этим в Экономическом Суде СНГ был подготовлен проект Протокола к Соглашению о статусе Экономического Суда СНГ, предусматривающий определенные изменения и дополнения в отношении его правового статуса, компетенции, внутренней структуры, юридической силы принимаемых им актов и иных вопросов деятельности этого международного судебного органа.

Одной из важнейших организационно-правовых проблем, связанных с дальнейшим развитием Экономического Суда, является преодоление его узкоспециальной юрисдикции, ограниченности круга субъектов, правомочных обращаться в Экономический Суд, и необязательности исполнения судебных решений. Ученые и специалисты в сфере экономического правосудия постоянно обращают на это внимание, предлагая конкретные меры по решению проблемы. Так, участники Круглого стола на тему «Соотношение права СНГ и современного международного права», проходившего в октябре 1997 г. в Совете Федерации ФС РФ, придавая важное значение усилению интеграционных связей между государствами СНГ, отметили необходимость повышения роли Экономического суда СНГ путем расширения его юрисдикции и принятия в дальнейшем мер к реорганизации его в межгосударственный суд Содружества; включения  в акты СНГ положения о разрешении споров, возникающих при толковании и исполнении договоров, заключаемых в рамках СНГ, прежде всего через Экономический суд СНГ. (См. Материалы Круглого стола "Соотношение права Содружества Независимых Государств и современного международного права" (16 октября 1997 г.) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 21 (66). - стр. 76)

Как отмечает судья от Российской Федерации в составе Экономического суда СНГ М. Клеандров, практически открытыми на сегодня являются вопросы о том, кто и в каком порядке будет разрешать споры между:

а) органами, институтами Содружества;

б) органом, институтом Содружества, с одной стороны, и государством Содружества - с другой;

в) государством Содружества и хозяйствующим субъектом другого государства Содружества;

г) государством Содружества и межгосударственным хозяйствующим субъектом Содружества (транснациональным объединением, финансово-промышленной группой и т. п.);

д) хозяйствующими субъектами разных государств Содружества, входящими, к примеру, в одно транснациональное объединение, либо между хозяйствующим субъектом и органом управления объединения (в тех, разумеется, случаях, когда учредительными документами объединения либо актами Содружества этот вопрос не решен);

е) органом, институтом Содружества, с одной стороны, и хозяйствующим субъектом государства Содружества либо межгосударственным хозяйствующим субъектом Содружества - с другой, и ряд других.

По его мнению, представляется несовершенным существующий ныне механизм

разрешения экономических споров между хозяйствующими субъектами разных государств Содружества, когда такой спор разрешает в силу соответствующих межгосударственных соглашений арбитражный (хозяйственный) суд государства Содружества, обычно по месту нахождения стороны ответчика. Проблемы здесь состоят прежде всего в том, что суд при разрешении спора руководствуется законодательством (весьма обширным) именно своего государства, труднодоступным или вообще недоступным для истца, дислоцирующегося в другом государстве. Это приводит к осознанию предпринимателями и хозяйственными руководителями того обстоятельства, что, заключая договор с иностранным партнером, они и при нарушении договора контрагентом могут оказаться фактически в неравноправном положении без необходимой судебной защиты своих прав. Это иногда влечет отказ от заключения сделок с иностранными партнерами даже при очевидной их выгодности, чем в немалой степени объясняются разрывы хозяйственных связей в Содружестве. Здесь нужен судебный орган, не «принадлежащий» к государству одной из спорящих сторон и не использующий при разрешении спора национальное законодательство одной из спорящих сторон.

Для решения вышеобозначенных проблем автор предлагает создать на базе Экономического суда СНГ (соответствующим решением глав государств) суда с надгосударственными полномочиями. Этот суд мог бы рассматривать дела по определенным категориям. Для этого целесообразно образовать в нем следующие коллегии:

а) по разрешению межгосударственных экономических споров (здесь сохраняется и даже расширяется юрисдикция Экономического суда СНГ за счет передачи споров с участием органов, институтов Содружества, крупных административно-территориальных единиц государств СНГ и т. д.);

б) по разрешению межгосударственных споров (территориальных, «организационных» и т. п.);

в) по рассмотрению дел о соответствии конституций и законов государств - участников Содружества межгосударственным соглашениям и иным актам СНГ;

г) по делам о соблюдении прав человека в Содружестве;

д) по разрешению трудовых споров между органами, институтами Содружества и работниками этих органов, институтов, обладающими иммунитетом от национальной юрисдикции;

е) по разрешению экономических споров между хозяйствующими субъектами разных государств в Содружестве (отличающихся несколькими признаками, например: крупных; между предприятиями разных государств, но одного транснационального объединения; прямо вытекающих из межгосударственного соглашения и т. д.).

Суд Содружества изначально мог бы быть наделен правом работать также в режиме третейского судопроизводства. Необходимо будет создать - в форме, например, Регламентов - различные процедуры рассмотрения дел разных категорий (точнее, процессуально-правовые базы деятельности разных коллегий Суда). Желательно предусмотреть возможность привлечения к процессу рассмотрения дел органов, институтов Содружества. Есть смысл в создании в этом Суде кассационной и надзорной инстанций - в виде Президиума и Пленума, в работе которых принимали бы участие руководители всех ветвей судебной власти государств Содружества - Конституционных, Высших арбитражных (хозяйственных) и Верховных судов. Важно осознать, что необходимая динамика в процессе интеграции государств Содружества без подобного судебного органа попросту невозможна.

Специалисты также предлагают для повышения эффективности деятельности Экономического Суда закрепить в Положении об Экономическом Суде СНГ юридическую обязательность решения Суда не только в части признания факта нарушения, но и в отношении мер, которые следует принять участникам спора для устранения нарушения и его последствий. Учитывая, что в настоящее время в актах Содружества не прописана достаточно эффективная процедура исполнения решений Экономического Суда, необходима нормативно-правовая разработка механизма контроля за исполнением его решений по межгосударственным спорам экономического характера. При этом обращение в Суд не должно носить факультативный характер. По толкованию же международных договоров целесообразно за решениями Суда оставить рекомендательную силу, но по вопросам толкования внутренних актов органов СНГ решения должны носить обязательный и окончательный характер. Последнее позволило бы повысить статус Экономического Суда в системе органов СНГ.

Задачей Суда является в том числе и формирование единого правового пространства и единообразного применения нормативных правовых актов союзного государства. С учетом того, что непосредственное применение норм союзного государства, осуществляемое в национальных судах, выявляет коллизионные вопросы правоприменения и обнаруживает проблемы толкования союзных актов, было бы целесообразным предусмотреть возможность обращений национальных судов в Экономический Суд СНГ с целью получения заключения по вопросам, возникшим при рассмотрении конкретного судебного спора. Заключениям, даваемым Экономическим Судом СНГ, возможно присвоить статус преюдициальных. Такая позиция, с одной стороны, не будет создавать прямой иерархической подчиненности национальных судебных органов и Экономического Суда СНГ, а с другой – будет содействовать выполнению обозначенных выше задач.

Что касается структуры и принципа деятельности Экономического Суда СНГ, представляется целесообразным его функционирование на постоянной основе с реализацией международно-правового принципа «одно государство – один голос (судья)», характерного, в частности, для Европейского суда по правам человека (Страсбург) и Суда Европейских сообществ (Люксембург). Подобные коррективы, касающиеся квоты числа судей от государств – участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда, позволили бы сократить финансовые затраты на содержание Суда и сохранить возможность реального функционирования этого международного органа (См: Г.И. Шарамова Экономический суд СНГ: о создании, деятельности и некоторых проблемах /Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, №5 -2002).

Т.о. расширение полномочий суда на протяжении последних лет неоднократно обсуждалось на самых высоких уровнях, но до недавнего времени многие благие намерения оставались лишь на бланках протоколов заседаний и консультаций ввиду различных подходов государств СНГ как к оценке роли и места самого суда, так и перспектив Содружества. Дело сдвинулось с «мертвой» точки, когда по поручению Совета глав государств специально созданная рабочая группа начала разрабатывать проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе Экономического суда и утвержденное им Положение. В случае утверждения проекта Протокола, который, получил определенную поддержку со стороны России, Беларуси и Казахстана, у предприятий и граждан появится наконец возможность напрямую обращаться в Экономический Суд за защитой нарушенных прав, гарантированных международными договорами в рамках СНГ. Планируется также наделить суды правом рассматривать споры по заявлениям республиканских (федеральных) органов исполнительной власти, от имени которых заключены межправительственные договоры во исполнение соглашений, принятых в рамках СНГ. Суд также сможет рассматривать дела и по заявлениям учредителей (участников) международных юридических лиц, если предметом спора является защита прав учредителей.

Сегодня страны Содружества проявляют крайнюю заинтересованность в том, чтобы обновленный Протокол стал полноценным руководством к действию, поскольку ни одно межгосударственное объединение не может полноценно функционировать без эффективно работающего и авторитетного международного суда.

Еще одним подтверждением возрастающей роли Экономического Суда стало недавнее Решение о возложении на Экономический Суд Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества. 5 июня 2003 г. Председатель Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обратился к Председателю Совета глав государств Содружества, Президенту Украины Л.Д. Кучме с письмом о рассмотрении Советом глав государств предложения о возложении на Экономический Суд СНГ функций Суда Сообщества на период до его формирования.

Необходимость в возложении на Экономический Суд СНГ функций Суда Сообщества вызвана практической потребностью решения в государствах и органах Евразийского экономического сообщества правовых вопросов по применению учредительного и иных, действующих в рамках ЕврАзЭС, международных договоров и принятых органами ЕврАзЭС решений, рассмотрения споров экономического характера. При этом учитывается международный опыт функционирования международных судов и, в частности, общего для нескольких региональных объединений Суда Европейских Сообществ, а также 10-летний опыт Экономического Суда СНГ по рассмотрению споров и толкованию применения соглашений, заключенных в Содружестве, и его материально-техническая база.

Это предложение нашло поддержку у членов Правового консультативного совета государств - участников Содружества и членов Пленума Экономического Суда СНГ в ходе его обсуждения на совместном заседании 6 декабря 2001 г. Своим постановлением от 22 ноября 2002 г. Пленум Экономического Суда подтвердил готовность Суда исполнять функции Суда ЕврАзЭС.

Реализация упомянутого выше решения важна также и в связи с тем, что для создания Суда ЕврАзЭс потребуется значительное время, в то время как у Экономического Суда СНГ имеются большие потенциальные возможности по решению вопросов, отнесенных Договором об учреждении ЕврАзЭс к компетенции Суда ЕврАзЭс. Все государства - учредители Евразийского экономического сообщества одновременно являются государствами - участниками Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.

19 сентября 2003 г. Совет глав государств принял Решение по данному вопросу. Главы государств Содружества возложили на Экономический Суд СНГ функции Суда ЕврАзЭС на период до формирования последнего, а также поручили Председателю Экономического Суда СНГ провести необходимые переговоры и подписать от имени Содружества Независимых Государств соглашение с Евразийским экономическим сообществом в лице его Генерального секретаря, необходимое для практической реализации упомянутого Решения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ