Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Предлагаем Вашему вниманию новую рубрику, в которой мы будем публиковать материалы, связанные с деятельностью Госдумы четвертого созыва и члена Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина.




Российская дума не оставит безответным решение Латвийского сейма по реформе образования

11 февраля Государственная Дума по инициативе депутата К.Затулина сделала протокольное поручение Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками о внесении на рассмотрение думы в недельный срок информации о готовности  проекта закона "О мерах РФ по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике" для  следующего чтения. Данное решение принято в связи с решением Сейма Латвии о сокращении преподавания на русском языке в средних школах республики, что нарушает права и свободу наших соотечественников в Латвии. О массовых акциях протеста школьников, прошедших в Риге, читайте в разделе «Проблемы диаспоры».




История вопроса

Латвийская Республика нарушала и продолжает грубо нарушать обязательства по выполнению основополагающей императивной нормы-принципа современного международного права jus cogens ("неоспоримое право"), предусматривающего уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Попытки дипломатического урегулирования не улучшили ситуацию, возникшую по вине Латвии. Вопреки сложившимся политико-правовым реалиям принятый 29 октября 1998 года Закон «Об образовании» предусматривал, что с 1 сентября 2004 года обучение в десятых классах средних общеобразовательных учебных заведений государства и самоуправлений, а также на первых курсах профессиональных учебных заведений государства и самоуправлений начинает осуществляться только на государственном языке (раздел 3 статьи 9 Порядка вступления в силу  Закона «Об образовании»). Что касается школ 9-леток, то, согласно Закону, количество предметов, преподающихся в школах меньшинств на родном языке, определяет Министерство образования. 9 декабря 1999 года Сейм Латвийской Республики принял Закон Латвийской Республики «О государственном языке», вступивший в силу  1 сентября 2000г. Подавляющее большинство его положений противоречит международным и европейским правовым стандартам, что свидетельствует об откровенном вызове международному, в том числе и европейскому, сообществу. Статья 14 этого закона устанавливает, что в Латвийской Республике гарантировано право получения образования на государственном (латышском) языке.

В начале апреля 2003 года министр образования и науки Латвии К.Шадурскис заявил, что правительство не намерено отменять решение о полном переводе с 2004 г. русских средних школ на латышский язык обучения. Таким образом, Латвия в очередной раз демонстративно проигнорировала многочисленные призывы международных организаций, в частности ПАСЕ, к латвийским властям с настоятельной рекомендацией внести поправки и выполнять Закон об образовании 1998 года в соответствии с положениями и духом европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. В этом документе, подписанном, но до сих пор не ратифицированном Латвией, закреплено право национальных меньшинств на получение среднего образования на родном языке.

13 мая 2003 года Кабинет министров внес поправки в правила о государственном стандарте всеобщего среднего образования, на основании которого с 1 сентября 2004 года в школах национальных меньшинств начнется переход к обучению на латышском языке. В соответствии с поправками, с 1 сентября 2004 года начиная с 10-го класса каждый учебный год не менее пяти предметов должны изучаться на латышском языке, причем в число этих предметов не входит латышский язык и литература. В соответствии с новыми правилами школы должны соблюдать условие, что на латышском языке обеспечивается 60% содержания обучения, а на языке национальных меньшинств – не более 40%. Но начиная  с 2007 года выпускные госэкзамены должны сдаваться только на латышском языке. Это означает фактический перевод образования на госязык к 2007 году.  Правила – всего лишь уступка общественному давлению на уровне внутренних ведомственных правил. Но она не решает проблемы, а лишь несколько отодвигает окончательную ликвидацию образования на родном языке для меньшинств. 

22 января 2004 года Сейм принял во втором чтении поправку, внесенную Комитетом по образованию, к закону «Об образовании», которая в средних школах национальных меньшинств оставляла преподавание на родном языке только предметов, связанных с этнической идентичностью. Массовые акции протеста латвийских школьников, о которых рассказано в предыдущих бюллетенях, немного смягчили намерения латышских законодателей и в третьем чтении 5 февраля с.г. принята норма, позволяющая 40% предметов в старших классах преподавать на родном языке учащихся. (Текст поправки опубликован в разделе «Проблемы диаспоры».) 12 февраля Президент Латвии утвердила эти поправки. Таким образом, в законе закреплены правила, ведущие, по сути, к ликвидации школьного образования на родном  языке для национальных меньшинств.

В связи с дискриминацией русскоговорящего населения Латвии, составляющего более 40% населения республики, и российских соотечественников Государственной Думой, начиная с 24 июня 1994 года,  принято около 30 заявлений и обращений.  Последнее из них связно с реформой образования, которая фактически лишает наших соотечественников права на обучение в школе на родном языке. 4 февраля 2004 года депутаты Госдумы приняли обращение "К Сейму Латвийской Республики в связи с ситуацией вокруг законопроекта о внесении изменений в Закон Латвийской Республики "Об образовании". Вопрос об обращении доложили председатель Комитета Государственной Думы по международным делам К. И. Косачёв и    председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками А. А. Кокошин. Затем К. И. Косачёв, А. А. Кокошин и полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе А. В. Логинов ответили на вопросы депутатов. В прениях выступили депутаты С. В. Иванов, Н. А. Павлов, А. Н. Савельев, Л. Э. Слуцкий и В. И. Алкснис. Обращение принято ("за"  - 347 чел. (77,1%), "против"  - 11 чел. (2,4%), "воздержалось"  - 2 чел. (0,4%).

Непрекращающаяся дискриминация русского и русскоязычного населения Латвии по этнической принадлежности и языковому признаку  дала российским законодателям основание для разработки проекта специального закона по защите интересов соотечественников в этой стране. Группа депутатов Госдумы II созыва (Ю.П.Кузнецов, В.Н.Скворцов, Г.И.Тихонов, А.Г.Чехоев, Г.И.Чуркин) внесла проект федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике".

 Этот законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 20 мая 1999 года (за - 265, против - 35, воздержалось - 1, голосовало - 301, не голосовало - 149), во втором чтении - 16 ноября 1999 года (за - 255, против - 0, воздержалось - 0, голосовало - 255, не голосовало - 195).

В соответствии с Постановлением Государственной Думы от 16 ноября 1999 года (№ 4519-П ГД) указанный законопроект был доработан и получил положительное заключение Правового управления Государственной Думы (2.2 - 15/85 от 21.02.2000г.). В Госдуме  III созыва - 5 апреля 2000 года законопроект рассмотрен в третьем чтении и возвращен к процедуре второго чтения. С тех пор он без движения лежал в запасниках Государственной Думы.

И вот после почти четырехлетнего перерыва, в Госдуме IV созыва  началась работа над этим законопроектом.

Ниже публикуем Обращение Госдумы от 4.02.2004, выдержки из стенограммы заседания Госдумы 6.02.2004, где обсуждался вопрос о законопроекте «О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских  соотечественников в Латвийской Республике» и сам проект, а также связанное с ним обращение к депутату К.Ф.Затулину.




Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Сейму    Латвийской Республики в связи с ситуацией вокруг законопроекта о внесении изменений в Закон Латвийской Республики "Об образовании" от 4 февраля 2004 го

Внесено депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по международным делам и депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками

Уважаемые коллеги!

23 января 2004 года Сейм Латвийской Республики принял во втором чтении законопроект о внесении изменений в Закон Латвийской Республики «Об образовании», предусматривающий, что с 1 сентября 2004 года обучение в старших классах государственных и муниципальных учебных заведений Латвии должно осуществляться на государственном языке, за исключением предметов, связанных с «национальной идентичностью и культурой национальных меньшинств».

Такое решение может стать еще одним шагом в политике ужесточения законодательства Латвийской Республики в области образования в отношении 40 процентов жителей Латвии, считающих русский язык родным. Подобная политика и без того вызывает протесты этой части населения и вступает в противоречие с рекомендациями авторитетных международных органов и организаций, членом которых является Латвия, в частности, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Комитета по правам ребенка, Комиссии по правам человека, Комитета по ликвидации расовой дискриминации.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации убеждены, что разрушение системы среднего образования на русском языке - языке одной из двух основных языковых общин страны не только усугубит языковое неравенство, но и приведет к резкому ухудшению качества образования русскоязычных выпускников латвийских школ, снижению их конкурентоспособности при получении высшего образования и трудоустройстве, породит новые социальные и имущественные различия.

Депутаты Государственной Думы полностью разделяют содержащийся во втором докладе по Латвии Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью № СRI (2002) 21 вывод о том, что «дисбаланс в положении русскоязычного населения по сравнению с остальными жителями страны в различных областях может привести к углублению отчуждения между двумя общинами и создать атмосферу социальной напряженности».

Депутаты Государственной Думы призывают вас, уважаемые коллеги, рассматривать вопрос об образовании подрастающего поколения русскоязычного населения страны в рамках демократического процесса и решать этот вопрос в ходе конструктивного диалога с той частью латвийского общества, которую затрагивает новое законодательство, с учетом современных европейских и мировых стандартов. Призываем вас осознать, что жесткий подход к решению проблем в области прав человека и прав национальных меньшинств в Латвии не пойдет на пользу самому Латвийскому государству и латвийскому обществу, российско-латвийским отношениям. Такой подход неизбежно повлечет за собой дальнейшую общественную дезинтеграцию и усиление протестов сотен тысяч жителей Латвийской Республики, явно негативно скажется на взаимоотношениях двух наших государств.

Государственная Дума призывает Сейм Латвийской Республики использовать полномочия, данные ему конституцией суверенной Латвийской Республики, во имя укрепления и процветания многонациональной Латвии, развития добрососедских отношений с Российской Федерацией, роста международного авторитета Латвии.




Стенограмма заседания Государственной Думы 6 февраля 2004 года 10 часов (извлечения)

Председательствует Председатель Государственной Думы Б.Н. Грызлов

                Председательствующий. …Пожалуйста, микрофон депутату Затулину Константину Федоровичу включите. Подготовиться депутату Жириновскому.

Затулин К.Ф., фракция «Единая Россия».

Уважаемые депутаты, на прошлом заседании Государственная Дума приняла обращение е Сейму Латвии и попросила пересмотреть планы школьной реформы, связанные с фактическим лишением через некоторое время русских школьников возможности учиться на русском языке в Латвии. Как вы знаете, вчера Сейм проигнорировал это наше обращение, впрочем как и министерство иностранных дел Латвии и поправки эти были приняты.

Я предлагаю дать поручение Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками, в программе законопроектных работ которого находится законопроект, внесенный депутатами прошлой Думы и принятый в первом чтении в прошлой Государственной Думе, о мерах (я называю этот закон неточно, может быть), о мерах, связанных с притеснениями наших соотечественников в Латвии. Можно было бы принять этот законопроект прямо сегодня после перерыва во втором чтении.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста, включите микрофон депутату Жириновскому Владимиру Вольфовичу. Подготовиться Алкснису.

Жириновский В.В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.

Я прошу пункт 9 (это, скорее, пункт 10, мне непонятно, почему перед заявлениями депутатов не проставлен пункт, будем считать, что это пункт 10) перенести на место пункта 2 и дать возможность депутатам высказать свою позицию по ситуации с русскими школами в Латвии. Вчера школьники уже вышли на улицы Риги, и мы доиграемся до событий, какие были во Франции в 67-м году. Не принимаются своевременно меры – и вот этот акт террористический, который сегодня произошел. И это только начало, еще тысячи москвичей погибнут, столько будет крови! Поэтому надо, чтобы была заявлена жесткая позиция Думы. Предлагаю вот этот пункт перенести с десятого места на второе, а обоснования я дам еще при обсуждении.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста, депутат Алкснис Виктор Имантович. Подготовиться депутату Иванову.

Алкснис В.И., фракция «Родина».

Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Две недели назад я предлагал пригласить на «правительственный час» министра иностранных дел России Игоря Сергеевича Иванова и предложить ему проинформировать депутатов о мерах, принимаемых МИДом по защите прав наших соотечественников, в частности в Латвийской Республике. К сожалению, вы тогда не поддержали мое предложение. Как известно, вчера Сейм Латвии принял поправки в закон об образовании, которые существенно ограничивают права русских на получение образования на родном языке, при этом МИД России никаких мер по защите наших соотечественников не предпринимает, отделываясь пустопорожними заявлениями на тему «Ребята, давайте жить дружно!». Поэтому я повторно предлагаю пригласить на ближайший «правительственный час» министра Иванова, чтобы он проинформировал депутатов о мерах, принимаемых МИДом по защите прав соотечественников.

Я поддерживаю предложение Затулина о первоочередном рассмотрении законопроекта об экономических санкциях против Латвийской Республики, который был возвращен прошлой Госдумой во второе чтение и готов сегодня к обсуждению. Предлагаю сегодня включить его в повестку дня.

Председательствующий. Спасибо.

Председательствующий. … Включите микрофон депутату Затулину.

Затулин К.Ф. Уважаемые депутаты, еще раз повторяю, хотя на этот счет выступал не только я, но и ряд других депутатов. Вчера Сеймом Латвии принято решение о поправках к закону об образовании, которые по сути означают существенное ограничение возможности для русского населения, для школьников русского происхождения изучать русский язык.

Мы принимали обращение по этому поводу, оно не возымело действия, более того, оно было демонстративно отвергнуто, и были по этому поводу на моей взгляд, оскорбительные комментарии, министерства иностранных дел Латвии. У нас есть две возможности: не заметить этого обстоятельства или все-таки принять более существенные меры, чем просто очередное обращение, которое будет похоже на четыреста шестьдесят пятое китайское предупреждение, как в анекдоте.

Предложение заключается в том, чтобы дать поручение комитету по делам Содружества Независимых Государств и, если возможно, уже сегодня внести на рассмотрение палаты в следующем чтении тот проект закона, который был однажды уже рассмотрен прежней Государственной Думой. Он внесен группой депутатов Государственной Думы прошлого созыва – членами Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. И вот этот законопроект мог бы быть сегодня в следующем чтении принят. Вот мое  предложение.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста, Слиска Любовь Константиновна, потом Кокошин.

Слиска Л.К., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция «Единая Россия».

Уважаемые Константин Федорович, Виктор Имантович! Законопроект «О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике», поставлен у нас на рассмотрение на 18 февраля. Для сведения: законопроект был внесен депутатами второй Государственной Думы и был рассмотрен в первом чтении в мае 1999 года, в апреле 2000-го он был принят в третьем, но возвращен к процедуре второго чтения. Такая же судьба у законопроекта «О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике». Он так же стоит у нас в календаре на 18 февраля. К процедуре второго чтения они уже готовы и поставлены комитетом на рассмотрение.

Председательствующий. Константин Федорович, достаточно объяснений по этому пункту или вы настаиваете на своем предложении?

Включите микрофон депутату Затулину.

Затулин К.Ф. Мне кажется, что можно было бы все-таки ускорить рассмотрение данных законопроектов в связи с этими событиями. Я не настаиваю, чтобы это было именно сегодня, но именно сегодня мы должны дать такое поручение, чтобы мы, что называется, не пропустили ход в этой истории, иначе мы выглядим как палата, которая не обращает внимание на события.

Председательствующий. Пожалуйста, Кокошину слово.

Включите микрофон депутату Кокошину.

Кокошин А.А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция «Единая Россия».

Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вчера на заседании комитета, в том числе с участием Константина Федоровича Затулина, мы подробно рассмотрели план законотворческой деятельности комитета, и в том числе был специальный пункт, посвященный этим двум законопроектам. Любовь Константиновна сказала уже, что они стоят и в плане комитета, в календаре.

Многими депутатами, причем представителями самых разных фракций, были высказаны серьезные замечания по этим законопроектам. По первому законопроекту отмечалось, что он носит в основном декларативный характер. Во втором законопроекте, который был представлен депутатами предыдущей Думы, есть множество уязвимых экономических мест, которые могут привести к экономическим злоупотреблениям. Поэтому принято решение комитета создать специальную рабочую группу по второму законопроекту и более тщательно над ним поработать. Первый законопроект, конечно, нуждается в дополнении, в весомом дополнении, чтобы он не был тоже очередным политическим заявлением. И он тоже затрагивает многие очень существенные экономические вопросы, которые в настоящий момент окончательно… Но оба эти законопроекта действительно находятся в плане работы комитета, поэтому я, честно говоря, удивлен тем, что нам нужно какое-то дополнительное поручение.

Вопрос с ситуацией в Латвии находится в постоянном фокусе деятельности комитета. Мы, думаю, проведем еще не одну акцию, продолжаем работать с теми нашими латвийскими коллегами и с соотечественниками, которые занимаются этой проблемой. Тяжелый и сложный вопрос, который вот так, одним махом, на сегодняшнем заседании принятием такого закона не решить. Этот закон может повторить судьбу, в общем-то тех деклараций и заявлений, о которых говорил Константин Федорович.

Председательствующий. Спасибо. Я думаю, Константин Федорович, нам можно было бы оформить протокольное поручение комитету по делам СНГ и этим ограничиться на сегодняшний день. Вот такое предложение. Не возражаете? Не возражает Константин Федорович. Спасибо.

Илюхин В.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.

Конечно, настойчиво, уважаемые коллеги, я просил бы вернуться к предложению нашего коллеги-депутата Затулина. Хочу сказать: наверное, нам всем стыдно, стыдно каждому из депутатов, стыдно в целом российскому парламенту. Издевательство над нашими соотечественниками в Латвии…

Председательствующий. Виктор Иванович, по ведению. Вопрос мне понятен.

Илюхин В.И. Я по ведению: я прошу вернуться к голосованию

Председательствующий. По ведению вы сказали, что предлагаете вернуться к вопросу, связанному с предложением Затулина.

Илюхин В.И. Да, голосование по предложению Затулина.

Председательствующий. Мы его не голосовали, значит, вы предлагаете проголосовать. Хорошо.

Из зала. (Не слышно.).

Председательствующий. Виктор Иванович, по ведению вы уже мне сказали (Выкрики из зала.) Виктор Иванович, вы по ведению высказали суть вопроса, а дальше у вас уже начинается заявление.

Из зала. (Не слышно.).

Председательствующий. Виктор Иванович, вы по ведению уже сказали, предлагаете по предложению Затулина проголосовать. (Выкрики из зала.).

Так, Кокошин, пожалуйста.

Депутату Кокошину включите микрофон для справки.

Кокошин А.А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я считаю, что мы действительно должны сделать очень сильный закон, в котором были бы прописаны реальные санкции, причем такие санкции, которые возымели бы действие именно на латышское руководство, на парламент и не нанесли бы ущерба русскоговорящему населению, нашим соотечественникам и нашим согражданам. Это, кстати, очень непростой вопрос. И моя работа с нашими соотечественниками, с различными организациями показывает, что просто, вот как сейчас предлагают некоторые коллеги, обрушить санкции на Латвию может означать ухудшение экономического, социального и даже политического положения как раз тех, кого мы призваны защищать.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. По вопросу, предложенному депутатом Затулиным. Депутат Затулин настаивает на том, чтобы голосовать его предложение? Не настаивает. Спасибо.




Проект федерального закона «О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских  соотечественников в Латвийской Республике»

Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:

государственная политика дискриминации граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике является рецидивом апартеида в европейском государстве;

государственная политика поддержки неофашизма в Латвийской Республике является нарушением основополагающих императивных норм-принципов современного международного права jus cogens (неоспоримое право) - Нюрнбергских принципов;

несоответствие поведения и политики Латвийской Республики принципу pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) в отношении взятых международных обязательств дает основание Российской Федерации, являющейся согласно Уставу ООН по статусу великой державой, постоянным членом Совета Безопасности ООН, на вполне законных основаниях, поскольку в данном случае речь идет об обязательстве erga omnes (между всеми), то есть обязательстве в отношении всего мирового сообщества, прибегнуть к таким допускаемым международным правом и потому являющимся вполне правомерным контрмерам, как реторсии и репрессалии, в отношении Латвийской Республики.

Настоящий Федеральный закон определяет содержание и режим экономических контрмер, вводимых в отношении Латвийской Республики Российской Федерацией в связи с массовым нарушением основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.

Статья 1. Правительству Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещаются:

1)   заключение  и  исполнение любых  внешнеторговых и  иных внешнеэкономических сделок с Правительством Латвийской Республики, государственными или муниципальными органами Латвийской Республики, юридическими лицами, которые зарегистрированы в Латвийской Республике, или штаб-квартиры которых находятся на территории Латвийской Республике, или места основной деятельности которых находятся в Латвийской Республике, а также с физическими лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации или российскими соотечественниками;

2)  экспорт в Латвийскую Республику или импорт из Латвийской Республики любых товаров, за исключением поставок товаров медицинского назначения и других товаров для оказания гуманитарной помощи;

3)  осуществление платежей и иных финансово-кредитных операций с указанными в пункте 1 настоящей статьи юридическими лицами, а также физическими лицами;

4) оказание и получение любых услуг (выполнение любых работ), инвестирование с участием указанных в пункте 1  настоящей статьи юридических лиц, а также физических лиц, за исключением услуг электрической связи, услуг почтовой связи, юридических услуг и услуг, предоставление которых может потребоваться для оказания гуманитарной помощи или в случаях чрезвычайного и непредвиденного характера.

Статья 2. Деятельность всех организаций, созданных на территории Российской Федерации с участием инвестиций указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона юридических лиц, а также физических лиц, приостанавливается. Операции по банковским счетам приостанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Любые претензии, исковые заявления имущественного характера, предъявляемые Правительством Латвийской Республики, другими государственными органами Латвийской Республики или указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона юридическими лицами, а также физическими лицами в связи с неисполнением или частичным исполнением любой внешнеторговой или иной внешнеэкономической сделки, указанной в статье 1 настоящего Федерального закона, либо в связи с неисполнением или частичным исполнением любой сделки в связи с приостановлением деятельности организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, в результате выполнения мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, удовлетворению не подлежат.

Статья 4. Любые сделки, заключенные с указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона юридическими лицами, а также физическими лицами, являются ничтожными с наступлением правовых последствий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 5. Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона рассмотреть вопрос о возмещении российским организациям убытков, понесенных указанными организациями вследствие приостановления связей с Латвийской Республикой в областях, подпадающих под действие настоящего Федерального закона.

Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 30 дней со дня его официального опубликования и действует до восстановления основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике.

Президент Российской Федерации




Обращение к депутату

14.02.2004 г.

Уважаемый Константин Фёдорович!

Ваш Комитет не имеет собственного сайта, поэтому я позволил себе через Ваш личный сайт призвать Государственную Думу РФ поддержать Вашу инициативу и вернуть к рассмотрению вопрос "О введении экономических санкций против Латвии".

Если Латвия не понимает, что нельзя унижать половину собственного населения, являющегося её налогоплательщиками, только потому, что они говорят на другом (русском) языке, то к ней нужно применить самые жесткие экономические меры.

Нужно наказывать тех, чей бюджет во многом формируется за счет российского транзита и других видов бизнеса, и при этом считать граждан России и других россиян, проживающих в Латвии, людьми второго, а теперь их детей уже и людьми третьего сорта.

Людьми 2-го сорта россияне стали тогда, когда их поставили в неравные, по сравнению с титульным населением, условия приватизации собственности, участия в бизнесе и возможности получить работу на государственной службе.

Но с сегодняшнего дня, когда школы с обучением на русском языке перейдут на обучение на латышском языке и детям придётся учить основные предметы (математику, физику, химию) на не родном языке, их восприятие предметов и возможности получить хорошее среднее образование, а тем более поступить в Высшую школу намного снизятся. В будущем на рынке труда им уготована самая мало оплачиваемая работа. Этот процесс я и называю "подготовкой людей 3-го сорта".

Поэтому ещё раз повторю - к Латвии нужно применить самые жесткие экономические меры.

С уважением.

Маркевиц Владимир Робертович,

Президент Благотворительного фонда - "Образование детям - россиянам зарубежья",

гражданин РФ, постоянно проживающий в Латвии.

P.S. Благотворительный фонд - "Образование детям - россиянам зарубежья" является юридическим лицом

Российской Федерации ( зарегистрирован мною в 2003 году в г.Санкт-Петербурге).

В настоящее время практическая его деятельность пока не ведётся, т.к. я, единственный его сотрудник, занимаюсь организационными вопросами, разработкой сайта Фонда ( www.rusobrazovanie.ru ).

Если Вас заинтересуют вопросы практической пользы существования и деятельности созданного мною Фонда, я буду рад ответить на Ваши вопросы.




Каким быть Совету соотечественников при Государственной Думе?

Как мы сообщали в предыдущем номере бюллетеня за 1.02.2004г.,  депутат К.Ф.Затулин обратился к Председателю Государственной Думы с предложением возобновить работу Совета соотечественников при Государственной Думе (далее Совет) нового созыва. В том же бюллетене опубликованы  Положения о Совете соотечественников 1995 года и 2000 года.

Существует несколько подходов к формированию Совета, что видно из сравнения первого и второго варианта Положений о Совете. Каким быть новому Совету, сейчас решают в Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками, где  начали рассматривать этот  вопрос. Первоначальное предложение К.Ф.Затулина – взять за основу положение 1995 года не прошло и было принято компромиссное – взять за основу положение 2000 года и дополнить Положение Порядком (регламентом) его формирования.

Главный вопрос: как формировать Совет?  Прямым волеизъявлением представителей российских соотечественников или  аппаратным решением по спискам, которые дадут посольства? К.Ф.Затулин, инициатор создания Первого Совета соотечественников при Госдуме – за то, чтобы Совет был избран на Съезде представителей общественных объединений соотечественников. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками  обсудит этот вопрос на заседании 19 февраля. Затем проект Положения, представленный Комитетом, будет рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы. После утверждения  Госдумой Положения о Совете начнется работа по его формированию.

Ниже мы публикуем новый проект Положения с дополнениями К.Ф.Затулина (выделены жирным шрифтом), а также его проекты «Порядка работы по формированию Совета соотечественников при Государственной Думе IV созыва» и «Квот представительства на Съезд уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений и квот для формирования Совета соотечественников при Государственной Думе».

Ждем Ваших откликов и предложений о том, каким должен быть Совет соотечественников.




Положение о Совете соотечественников при Государственной Думе (проект К.Ф.Затулина)

Утверждается постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации

I. Общие положения

1.1.              Совет соотечественников при Государственной Думе (далее - Совет) создан в соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации от 5 апреля 1995 года № 636-1 ГД и статьей 26 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

1.2.              Совет является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, представляющим в Государственной Думе организации и общественные объединения российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

1.3.              Положение о Совете утверждается постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состав Совета - распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

2. Задачи Совета

Задачами Совета являются:

2.1. Выражение мнения организованной части российских соотечественников, проживающих за рубежами Российской Федерации, участив в подготовке и экспертизе законопроектов в Государственной Думе, включая работу по ратификации международных договоров.

2.2.         Содействие активизации и объединению российских общин, организаций и объединений в странах проживания российских соотечественников.

2.3.         Координация усилий по защите основных прав и свобод российских соотечественников в странах их проживания.

2.4. Информирование Государственной Думы о положении российских соотечественников в странах их проживания, а также распространение решений, принимаемых Государственной Думой, другими Федеральными органами государственной власти Российской Федерации для сведения российских соотечественников, проживающих за рубежами Российской Федерации.

2.5.    Сотрудничество с Федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации Российской Федерации в интересах решения проблем российских соотечественников за рубежом.

3. Порядок формирования Совета

3.1. Совет формируется по представлению Комитета Государственной Думы по де­лам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками по итогам выборов на Съезде уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений с учетом пред­ложений фракций и депутатских групп в Государственной Думе на срок 2 года. В состав Совета наряду с депутатами Государственной Думы включаются российские соотечественники, проживающие за пределами Российской Федерации, выдвинутые самими организациями российских соотечественников, прожи­вающих за пределами Российской Федерации, избранные на Съезде уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений. Квоты представительства в Совете устанавливаются по регионам и странам проживания с учетом численности российской диаспоры и утверждаются решение Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Общее количество членов Совета из зарубежных государств не более 50 человек.

3.2. Председателем Совета является председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

3.3. В работе Совета принимают участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной  и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

3.4.         В случае необходимости может быть проведено расширенное заседание Совета с более широким представительством российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

4. Комиссии Совета

4.1.      В составе Совета могут создаваться комиссии по основным направлениям его работы. Члены Совета на добровольной основе распределяются по комиссиям Совета. Каж­дая комиссия Совета ежегодно на первом своем заседании избирает председателя комиссии.

4.2.      Количество комиссий Совета, их названия, направления и порядок работы, со­став и списки их руководителей утверждаются решением Совета.

4.3.      Заседания комиссий Совета проводятся, как правило, в дни заседаний Совета. В случае необходимости заседания комиссий Совета могут быть созваны в ином порядке.

5. Порядок работы Совета

5.1.     Заседания Совета проводятся, как правило, не реже одного раза в полугодие и правомочны, если на них присутствует более половины членов Совета, представляющих российских соотечественников за рубежом.

5.2.             Депутаты Государственной Думы – члены Совета, принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

5.3.     Решения Совета могут приниматься простым большинством голосов, как на засе­даниях Совета, так и методом опроса членов Совета, с правом решающего голоса.

5.4.               Решения Совета и другие документы Совета подписываются председателем Совета.

5.5.               Информация о дате заседания Совета и повестка дня доводятся до членов Совета
в письменной форме.

5.4.              В случае невозможности прибыть на заседание член Совета имеет право уведомить Совет в письменной форме о своем мнении по вопросам, включенным в повестку дня.

6. Права и обязанности членов Совета

Член Совета имеет право

6.1.              Участвовать в подготовке предложений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам, затрагивающим интересы российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

6.2.              Участвовать в подготовке материалов для парламентских слушаний по проблемам российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений в Совет.

6.3.              Участвовать в заседаниях Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками и Комитета Государственной Ду­мы по международным делам, в парламентских слушаниях, в других мероприятиях, проводимых в Государственной Думе и затрагивающих проблемы российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Член Совета обязан:

6.4.              Ежеквартально (а также по мере необходимости) представлять в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечест­венниками и Комитет Государственной Думы по международным делам информации о положении российских соотечественников в соответствующем государстве их проживания, о работе, проводимой в соответствующей организации российских соотечественников.

7. Обеспечение деятельности Совета

7.1.              Члену Совета выдается удостоверение установленного образца.

7.2.              Обеспечение деятельности Совета осуществляют аппарат Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественни­ками и Управление делами Государственной Думы.

7.3.              Для выполнения задач, определенных настоящим Положением, создания условий для нормального обеспечения деятельности Совета целевым назначением могут в установленном порядке привлекаться средства Правительственной комиссии по делам соотече­ственников за рубежом, федеральных органов государственной власти, общественных и других организаций, а также спонсоров.




  Порядок работы по формированию состава Совета соотечественников  при Государственной Думе IV созыва (проект К.Ф.Затулина)

Утверждается Решением Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками

Работа по формированию состава Совета соотечественников при Государственной Думе IV созыва (далее Совет) начинается после принятия Постановления Государственной Думы о про­должении деятельности Совета и утверждения Положения о Совете.

В ходе этой работы:

1. Утвердить на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками квоты представительства на Съезд уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений и квоты для избрания в Совет представителей от регионов и стран проживания российских соотечественников (с учетом численности российской диаспоры по регионам, странам и территориям компактного расселения).

2. Подготовить и направить письма во все наиболее крупные организации российских соотечественников за рубежом с информацией  о  продолжении деятельности Совета соотечественников при Государст­венной Думе IV созыва и порядке его формирования. Проинформировать средства массовой информации

3. Приступить к подготовке к проведению в июне-июле 2004 года Съезда уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений.

С этой целью:

- согласовать с Правительственной Комиссией по делам соотечественников за рубежом и МИДом РФ вопрос о проведении в странах проживания наших соотечественников, при поддержке посольств РФ, конференций по выборам делегатов на Съезд уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений;

- направить письма в посольства РФ за рубежом с  информацией о продолжении деятельности Совета соотечественников и рекомендациями по проведению конференций по выборам делегатов на Съезд;

- задействовать для подготовки конференций и принятия участия в них сотрудников аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками и депутатов - членов Комитета;

- считать конференции по выборам делегатов правомочными в том случае, если они проведены при участии представителей соответствующего посольства и максимальном заблаговременном приглашении возможно более широкого круга организации соотечественников, действующих в данной стране (регионе).

Примечание: не считать обязательными проведение конференции по выборам делегатов на Съезд от объединенных по региональному признаку стран традиционного (дальнего) зарубежья, ограничившись, в случае необходимости, рекомендациями посольств, МИД РФ и Комитетов Государственной Думы (по международным делам и по делам СНГ и связям с соотечественниками);

- подготовить проект распоряжений Председателя Государственной Думы по проведению в июне-июле (в течение двух-трех дней) Съезда уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений;

- провести Съезд, в ходе которого, в соответствии с установленными квотами избрать, как правило из числа делегатов Съезда, членов Совета соотечественников сроком на 2 года.

4. Подготовить и направить письма во фракции Государственной Думы с предложением о выдвижении ими представителей - депутатов Государственной Думы в состав Совета соотечественников при Государственной Думе.

5. Подготовить по результатам избрания на Съезде и в соответствии с решениями фракций список персонального состава Совета и внести на утверждение Председателю Государственной Думы




Квоты представительства на Съезд уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений и квоты для формирования Совета соотечественников при Государственной Думе (проект К.Ф. Затулина)

Утверждается Решением Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками

Страны и регионы традиционного

(дальнего) зарубежья

Предложения по квотам

Страны и регионы

Проживает соотечественников (тыс. чел)

Квоты в Совет

соотечественников

Квоты на Съезд

Западная Европа (Германия, Франция, Англия и др.)

2 700

3

16

Центральная и Восточная Европа (Югославия, Болгария, Чехия и др.)

300

1

12

Африка и Азия (Кипр, Израиль, ЮАР и др.)

2 000

2

8

США и Канада

2 500

2

8

Южная Америка

1 100

1

3

Австралия и Океания

400

1

3

Итого по дальнему зарубежью :

9 000

10

50

Страны СНГ и

Прибалтики, регионы компактного проживания соотечественников

Проживают в странах

(тыс. человек)

Предложения по квотам

Русские

1989г.*

Русские

2002г.

Гр. РФ

2003г.

Квоты в Совет

соотечественников

Квоты на Съезд

Азербайджан

390

**140

4.8

2

20

Армения

90

**10

11.0

2

20

Беларусь

1 340

**1 140

19.5

2

20

Грузия

350

**100

8.3

4

20

В том числе: Абхазия

     

1

 

В т.ч. Южная Осетия

     

1

 

Казахстан

6 100

**4 500

30.0

6

60

Киргизия

920

**600

15.0

2

20

Молдавия.

560

500

75.3

2

20

В т. ч. Приднестровье

 

210

около 70

1

 

Таджикистан

400

**70

8.7

2

20

Туркмения

334

**200

74.1

2

20

Узбекистан

1 700

1 000

17.4

2

20

Украина

11 360

**8 340

62.8

7

70

В т.ч. Крым

     

2

 

В т.ч. Севастополь

     

1

 

Латвия

906

**703

37.1

3

20

Литва

345

**330

16.6

2

10

Эстония

600

**500

103.1

2

20

Итого по СНГ и Прибалтике

25 395

18 133

483. 9

40

350

ВСЕГО:

50

400

* - данные переписи населения 1989 г.

** - данные переписей населения 1999-2002г.г.

Данные  на 2002 год, не помеченные **,  имеют оценочный характер.

(Использованы данные Госкомстата РФ и Информационного бюллетеня Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН.)

Последняя общесоюзная перепись населения прошла 12 января 1989 г. С тех пор из бывших союзных республик СССР не провели новые переписи только Узбекистан и Молдавия. Еще 10 октября 1995 г. состоялась перепись в Туркмении. В 1999 г. провели переписи Азербайджан (27 января), Белоруссия и Казахстан (14 февраля), а также Киргизия (24 марта), в 2000 г. - Таджикистан (20 января), Эстония и Латвия (31 марта), в 2001 г. - Литва (6 апреля), Армения (10 октября), Украина (5 декабря), в 2002 году - Грузия (17 января), Россия (9 октября). 

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ