Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


"Русская община". Редакция,
27 января 2004

Русский язык — осаждаемая крепость

Федор Мироглов

В преддверии открытия “Года России в Казахстане”, власти республики, видимо озабоченные тем, что слишком много будет в жизни общества славянского влияния, объявили против русского языка очередной карательный поход.

Свои намерения власть выразила через государственного секретаря Казахстана И. Тасмагамбетова, проводившего расширенное Заседание по проблемам государственного языка 30 сентября 2003 года.

 

 

В Конституции Казахстана однозначно сказано, что русский язык, на котором и по сей день, общаются не менее 80% граждан, в республике является официальным и используется наравне с государственным казахским. Об этом постоянно заявляют перед российской общественностью высшие лица государственной власти республики. Неоднократно такие заявления звучали и во время мероприятий, посвящённых проведению “Года Казахстана в России”. В то же время, без особой огласки, властями Казахстана внедряется подписанная президентом “Программа развития языков на 2001-2010 годы”, в которой предписано, перевести всё делопроизводство в республике только на один государственный казахский язык

На расширенном Заседании по проблемам государственного казахского языка, двойные стандарты языковой политики были ярко подтверждены и получили сильный импульс в своей реализации.

Казахстанское Правительство получило от госсекретаря задание в ближайшее время, сформировать список должностей и сфер деятельности, где будет запрещено не только работать, но и общаться на русском языке.

Кроме того, на Заседании уже открыто прозвучали предложения об отмене статьи 9 "Закона о языках" Казахстана, в которой указывается, что акты государственных органов могут готовиться на русском языке.

Пример был продемонстрирован во время выступления министра иностранных дел — зачитанный депутатам парламента доклад, впервые синхронно не переводился на русский язык.

Заявление о создании в ближайшем будущем надзорного органа, наделённого карательными функциями, говорит о том, что во властных структурах намечены планы активного выдавливания русского языка и оставшихся русскоязычных из большинства престижных сфер жизни республики. За опытом далеко ходить не надо. Достаточно изучить деятельность языковых инспекторов прибалтийских режимов, собирающих доносы об использовании русского языка вместо латышского и терроризирующих население штрафными и дисциплинарными санкциями.

Но вот только Казахстан — не Прибалтика, и, в случае активной реализации заявленных на Заседании намерений, в казахстанском обществе, особенно в северо-восточных регионах, возникнет сильное конфликтное напряжение на межнациональной почве. Это окончательно похоронит и без того бойкотируемый большинством русского населения процесс изучения государственного языка, а также нарушит внутреннюю стабильность в республике. Как следствие, усилятся миграция и многие другие негативные процессы.

"Упёртые" чиновники, многие из которых, судя по всему, не могут избавиться от комплекса национальной неполноценности, не хотят смириться с мыслью, что желание изучать объявленный государственным казахский язык, появится у русских только после восстановления элементарного равноправия и исправления перекосов в национальной политике. Первым шагом к этому должно стать объявление в республике двух равноправных государственных языков, без каких-либо двойных понятий и формулировок. Никакими репрессивно-административными или материальными мерами стимулирования, казахский язык в многонациональном Казахстане, где титульная нация составляет не более 48-50%, русских — не менее 30%, а других русскоязычных — около 20%, не станет государственным фактически.

Всё происходящее, говорит о серьёзности намерений по усилению давления и дискриминации в сфере языковой политики Казахстана, а также о твёрдой уверенности казахстанской стороны, что представители России опять сделают вид, что ничего не происходит, отдав приоритет экономическому сотрудничеству. В преддверии открытия Года России в Казахстане, можно однозначно констатировать, что все заявления о желании широкой интеграции с "Северным соседом" в культурной, языковой, информационной и других сферах, или заявления о намерения открытия “Фонда поддержки русского языка в СНГ”, являются лишь декорацией процессов, происходящих во внутренней политике суверенной республики. Декорацией, главная цель которой — получение исключительно экономических выгод, за счёт льгот и ресурсов РФ.

Процессам, происходящим в сфере языковой политики и практики, как и многим другим процессам, касающимся жизни русских, была посвящена проходившая 19 октября в городе Астане, Конференция “Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений”, куда входят 90% организаций соотечественников Казахстана. Учитывая принятые в России программы поддержки соотечественников в СНГ, в которых ставится цель сохранения на постсоветском пространстве русского языка, как средства межнационального общения и носителя великой культуры, – что декларативно поддержано и Казахстанской стороной, – соотечественники обратились к президенту РФ В. Путину, правительственным кругам и общественности России с призывом, в случае реализации казахстанскими властями намеченных дискриминационных мер в сфере языковой политики, поставить под вопрос осуществление ряда мероприятий, заложенных в программу проведения “Года России в Казахстане”, или отложить его проведение с 2004 года на будущее.

Реализуя конституционные гарантии на право развития родного языка, Ассоциация Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений в Казахстане объявила о создании постоянно действующего Комитета по положению и защите прав русского языка в Республике Казахстан. Цель работы Комитета — оценка ситуации с положением русского языка в Казахстане на основе мониторинга намерений и действий властных структур, а также поступающих от соотечественников жалоб и заявлений. Своевременное предоставление российской и мировой общественности информации о происходящих событиях в языковой сфере. Организация юридических и политических актов, направленных на защиту прав в сфере положения русского языка.

В  состав Комитета по положению и защите прав русского языка в Республике Казахстан избраны:

Мироглов Ф.В. – председатель Комитета, руководитель Информационно-исследовательского центра “Русский обозреватель”, редактор газеты “Русское слово”;

Климошенко И.С. – председатель Республиканского славянского движения “Лад”, член Совета соотечественников при Государственной Думе РФ;

Пономарёв А.Ф. – редактор славянской газеты “Лад”, член Совета соотечественников при Государственной Думе РФ;

Михайловский И.П. – атаман РОО“Союза Казаков Степного Края”;

Дроганов А.Н. – редактор газеты “Казак Степной”;

Сытник М.Д. – политолог;

Непомнящих И.А. – инициативная группа регистрации партии “Соотечественник”.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ