Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Хабар (Казахстан),
1 февраля 2004

Главное событие политической жизни сегодня – первый съезд республиканской партии "Асар"

В повестке дня – программа действий партии на ближайшую перспективу

Организационный этап в жизни партии "Асар" завершен. Последние три месяца cо дня учредительного съезда – это сложный поиск своего места на политической арене, выработка идеологии и структуры. А сегодня на 1-м съезде поставлены конкретные задачи, которыми партия будет заниматься в этом году. На съезд приехали 692 делегата из всех регионов страны. Много гостей, известных и узнаваемых лиц. Приветственное послание участникам съезда направил глава государства. Его огласил первый заместитель главы администрации Президента Марат Тажин.

"Полагаю, что "Асар", как и заявлено, будет партией конкретных дел, партией будущего, генерирующей и воплощающей в жизнь передовые идеи экономического развития, социальной справедливости, развития демократии, международного сотрудничества. Желаю первому съезду Республиканской партии "Асар" плодотворной работы и конструктивных решений, успехов, счастья и благополучия всем членам сторонникам партии. Президент Республики Назарбаев поздравил дочку с 1-м съездом ее партииКазахстан Нурсултан Назарбаев".

Лидер партии Дарига Назарбаева рассказала о первых крупных успехах "Асара". На текущий момент в партии уже насчитывается более 160 тысяч членов. Это позволяет говорить о ней как об одном из самых крупных политических объединений Казахстана. Поддержку "Асар" находит и в законодательной власти. За рекордно короткий срок создана парламентская фракция, в которую вошли 8 сенаторов и 3 депутата мажилиса. И это Дарига Назарбаева считает принципиальным достижением. Ближайшая перспектива усиления партии - парламентские выборы в октябре этого года, создание депутатских фракций в маслихатах по всей стране.

- Наши депутатские группы действуют на уровне городских и областных маслихатов в Таразе, Караганде, Атырау, Алматы. И это только начало. Партия "Асар" выступает за разработку общенациональной программы политических реформ. Совместно разработанная концепция реформ выведет политический диалог на новый качественный уровень и укрепит стабильность в обществе. Появится реальный механизм контроля действий власти, - сказала Дарига Назарбаева, лидер партии "Асар".

Вместе всем миром помочь нуждающимся - вот еще одно приоритетное направление работы "Асара".

- В социальной защите особенно нуждаются дети, пожилые люди и инвалиды. Своим приоритетом в этой сфере партия считает дальнейшее совершенствование пенсионной системы, введение для пенсионеров бесплатного проезда на общественном транспорте за счет дотаций из местных бюджетов, повышение уровня специальных социальных выплат на коммунальные, медицинские услуги и лекарства. Партия выступает за повышение уровня государственных социальных пособий и разработку системы реабилитационных мероприятий для инвалидов. Партия выступает за введение регулярных пособий по уходу за ребенком до 3-х лет, обязательных детских пособий до 18, - сказала Дарига Назарбаева, лидер партии "Асар".

В этом году "Асар" начинает республиканскую акцию "Народный контроль". Во всех регионах будут организованы пункты приема жалоб и предложений. Каждый гражданин, заполнив специальную анкету, сможет рассчитывать на помощь при решении проблем, на которые местные чиновники просто закрывают глаза.

- Сейчас для этого создается необходимая инфраструктура. В общественных приемных будут работать волонтеры, юристы, которые будут оказывать бесплатную юридическую помощь, будет обязательно работать психолог, будут собираться жалобы и предложения граждан. Вся эта информация будет анализироваться, и в случае, если необходима острая помощь и эта помощь зависит исключительно от местных органов власти, она будет доводиться до их сведения, и мы будем добиваться решения проблем конкретных граждан или организаций, - сказала Дарига Назарбаева, лидер партии "Асар".

- Там-то больше за свет взяли, там-то неправильно работают КСК, там-то Горводоканал что-то не так сделал, и люди жалуются: а куда нам идти, нам больше некуда идти, кроме как в "Асар", - говорит делегат съезда из Талдыкоргана Кевсария Якушева.

На съезд приглашены лидеры крупнейших партий Казахстана. "Асар" намерен строить конструктивные отношения со всеми разумными политическими силами. И со стороны коллег уже звучат предложения о сотрудничестве.

- Давайте вместе заставим правительство политизированным способом, чтобы пенсионные фонды, если их не пускают в нефтегазовый сектор, работали на ипотечное кредитование жилья. Низкие процентные ставки и возможность каждой молодой семье на 15-20 лет взять кредит и сегодня получить квартиру. Вот конкретное дело. Там два миллиарда долларов, - говорит Гани Касымов, лидер Партии патриотов Казахстана.

На съезд в качестве гостей приглашены не только казахстанские, но и зарубежные политические лидеры. Почти все они отмечают, что программа партии носит сильную социальную направленность. И благодаря этому "Асар" может рассчитывать на широкую поддержку в народе.

- Есть элементы серьезной новизны. Это привлечение молодежи, ясная и понятная программа, это ясные и понятные лидеры, хорошая динамика, - считает Александр Торшин, заместитель председателя Совета Федерации РФ.

- Это чисто центристская партия, цель которой - помочь достичь могущества государству, добиться социального прогресса, социальной справедливости, обеспечить национальный консенсус, - сказал Игорь Шурма, народный депутат, заместитель председателя Социал-демократической партии Украины.

- Желание дочери помочь отцу не просто в осуществлении проводимого курса, еще и преодолеть политическую апатию граждан - это нормально. С этой точки зрения, Президент, безусловно, приветствует появление новой политической организации, которая солидарна с ним в проводимом курсе, - говорит Ермухамет Ертысбаев, советник Президента Республики Казахстан.

Сегодня на съезде вручены первые партбилеты. Их обладателями стали известные в стране люди: председатель союза ветеранов Афганистана Шарипбай Утегенов, олимпийский чемпион Ермахан Ибраимов, певица Дильназ Ахмадиева, лучший футболист Казахстана Нурбол Жумаскалиев, академик Умирзак Султангазин и другие. О жизни и задачах партии "Асар" вскоре можно будет узнать подробнее. В министерстве юстиции зарегистрирован орган партии – газета "Асар-Казахстан" и "Асар Заманы". Первый их номер увидит свет в ближайшее время.

- Для нас поддержка президентской политики и его реформ – это, прежде всего, работа на улучшение благосостояния людей, живущих на этой земле, на то, чтобы каждый человек чувствовал себя защищенным, каждый человек понимал, что он нелишний на этой земле и что всегда придет к нему на выручку государство, общество, друзья, соседи, родственники. И чем больших таких счастливых, довольных людей будет в этой стране, значит, тем больше будет поддержка Президента в этом государстве его гражданами. Я в этом вижу поддержку Президенту Казахстана, - сказала Дарига Назарбаева, лидер Республиканской партии "Асар".




Независимая газета,
3 февраля 2004

Нурсултан Назарбаев на царстве

Карим Танаев (Астана)

Президент Казахстана намерен остаться у власти пожизненно

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев намерен сохранить за собой пост главы государства как минимум до 2013 года. Об этом в минувшие выходные сообщил его советник Ермухамет Ертысбаев. Во время съезда партии "Асар" ("Всем миром"), создателем и лидером которой является старшая дочь президента Дарига Назарбаева, советник сказал, что Нурсултан Назарбаев намерен баллотироваться на предстоящих в декабре 2006 года выборах главы государства. Получивший прозвище "Нострадамуса от политики", Ертысбаев с уверенностью спрогнозировал, что в стране в ближайшие 10 лет не будет смены лидера. И даже процитировал президента. "Я, безусловно, буду баллотироваться в 2006 году, и я точно знаю, что одержу победу", – сказал Нурсултан Назарбаев своему советнику во время личной встречи 16 января.

Назарбаев руководит страной со дня обретения независимости. Вопрос о смене лидера иногда поднимается, однако в Астане говорят об этом исключительно в кулуарах. Вслух говорят лишь о том, что в стране нет альтернативного лидера, который сможет заменить действующего президента.

Стараются не обсуждать и законодательные коллизии. Так, по действующей Конституции Казахстана президент избирается сроком на семь лет. Причем одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд. Между тем Нурсултан Назарбаев руководит страной с 1991 года. Казахстанские юристы от комментариев на сей счет отказываются и отсылают к Конституции. Напомним, как происходили события. В 1991 году Назарбаев на пост президента был избран Верховным Советом Казахстана. Затем в 1995 году состоялся референдум о продлении полномочий главы государства до 1999 года. В том же 1995 году 30 августа прошел еще один всенародный референдум, на котором была принята действующая Конституция Казахстана. В 1999 году Нурсултан Назарбаев на выборах был избран президентом страны до 2006 года. Так что по новой Конституции это его первый срок.

Для того чтобы оставаться президентом Казахстана пожизненно, достаточно в среднем раз в 10 лет принимать новый Основной закон. После чего любой из очередных сроков правления будет считаться первым. Комментируя эту ситуацию, депутат мажилиса (нижней палаты) парламента Серикбай Алибаев сказал корреспонденту "НГ": "В Казахстане сегодня все возможно. Другое дело, что мы интегрированы в международное сообщество. Поэтому мы не можем допустить в своей стране то, что не воспринимается международным сообществом. Я думаю, что для имиджа нашей страны это будет большой урон, и этого нельзя делать".

Очередные законодательные противоречия явно не добавят плюсов Астане. За последние два года со стороны международных организаций участились критические замечания в адрес Казахстана. Страну постоянно упрекают в несоблюдении международных норм и требований в области прав человека, несовершенстве судебной системы, коррупции в высших эшелонах власти и явных, хотя и завуалированных попытках установить в стране авторитарный режим.

Стоит отметить, что Назарбаев и после окончания своего президентства сможет влиять на развитие ситуации в стране. Принятый в Казахстане в 2000 году Закон "О первом президенте" оставляет ему такие возможности. Так, Назарбаев имеет право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны. Причем эти предложения должны обязательно рассматриваться соответствующими государственными органами и должностными лицами. Помимо этого, по статусу первый президент будет выступать перед парламентом, на заседаниях правительства при обсуждении важных для страны вопросов, возглавлять Ассамблею народов Казахстана и входить в состав Конституционного совета и Совета безопасности.




Экспресс-К (Казахстан),
3 февраля 2004

ПосраСМИмся!

Лиля Ержанова

Ставка на здравый смысл народных избранников не прошла. В прошедшую пятницу комитет сената по социально-культурному развитию в последний раз обсудил проект нового закона о СМИ и фактически согласился с предложенным вариантом, внеся туда всего восемь совершенно незначительных поправок. 5 февраля эту "беду" вынесут на пленарное заседание верхней палаты.

Председатель комитета сената Куаныш Султанов публично поддержал позицию Министерства информации и заявил, что версия о том, что новый закон принимается для того, чтобы " закрутить гайки", преувеличена. Дескать, закон, безусловно, не идеальный, но в данный исторический момент другого нам и не надо.

Понять депутатскую мягкотелость и податливость легко: накануне выборов народным избранникам не меньше правительства нужны легко управляемые и послушные СМИ. Ерунда, что закон "сырой" (пунктуальное его исполнение может довести ситуацию с телевидением и печатными изданиями в стране до абсурда), он "мертвый" лишь до того момента, пока не потребуются меры воздействия к конкретному СМИ. По проекту нового закона закрыть можно будет абсолютно любое издание. После его принятия все СМИ, послушно подняв лапки, будут вынуждены смирно сидеть на "тумбочке", заглядывая в глаза министерству. Потому как точно следовать букве данного законопроекта все равно что самораспуститься заранее.

- Конечно, закон слабый для СМИ и сильный для уполномоченного органа - Министерства информации. В принципе, при желании по этому закону можно приостановить и закрыть без участия суда любое СМИ... - честно признал и сенатор Уалихан Кайсаров. - Поправки сената, по большому счету, не будут иметь никакого принципиального значения. Я не помню ни одного случая, чтобы на СМИ подали в суд за показ порнографии или эротики. Уполномоченный орган этим обычно не грешит…

Министр информации Сауытбек Абдрахманов на заседании комитета в сенате, говоря о распространении масс-медиа продукции эротического и сексуально-эротического характера, предусмотрительно предупредил сенаторов, что "разговоры на эту тему портят нервную систему". Лично у меня в ходе наблюдений за работой над законопроектом сложилось впечатление, что любой разговор о правах и свободах средств массовой информации не только портит выразителям народных чаяний нервы, но мгновенно вызывает резкую зубную боль.

СМИ хороши лишь тогда, когда всячески "облизывают" и приподнимают народных избранников. Видимо, депутаты думают, что таково призвание журналистов.

"Заступников" у казахстанских газет и телерадиоканалов, как выяснилось, не так уж много. Желающих "построить" - гораздо больше. И каждый парламентарий лучше профессионалов знает, какими должны быть казахстанские масс-медиа. В какой-то момент сенаторы договорились до того, что даже консервативный министр информации вынужден был напомнить им, что Казахстан строит не пуританское, а светское государство.

Вопреки всеобщему увлечению сексуально-эротическими аспектами при обсуждении законопроекта о СМИ (в самом деле, что еще обсуждать мужчинам предклимактерического периода...) сенатор Зауреш Батталова пыталась добиться от г-на Абдрахманова ответа на, казалось бы, простой вопрос: в каких исключительных случаях министерство может самостоятельно приостанавливать деятельность СМИ?

Министр дал убедительный, казалось бы, ответ:

- Любое решение по приостановлению или закрытию средств массовой информации принимается судом или собственником. Уполномоченный орган в лице Министерства информации не имеет права самолично закрыть ни одно издание.

Приостанавливать деятельность лицензии министерство может только в исключительных случаях. Если канал начнет выдавать в эфир антиконституционные призывы, дожидаться начала судебного процесса, а тем более его конца, извините, большой риск. Приостановление вступает в действие буквально на следующий день. Если суд решит, что решение уполномоченного органа незаконно, суд наказывает Министерство информации и принимает решение о возобновлении трансляции…

Увы, эта сказка - для "чайников". С третьей попытки Батталова дожала министра конкретным постатейным раскладом:

- То, что вы говорите сейчас, относится к нормам, которые сомнений не вызывают. Но пункт 4 статьи 8 законопроекта говорит о том, что министерство присваивает себе все три функции: выдачи, приостановления действия и отзыва свидетельства о постановке на учет СМИ. И будет осуществлять их самостоятельно, подменяя собой суд!

К сожалению, ее настойчивость даже в этом конкретном случае ситуацию не изменила. В число восьми поправок, одобренных рабочей группой сената, ее инициатива не вошла. Против - большинство членов рабочей группы.

У политологов есть такое выражение: "СМИ являются зеркалом общества". До обсуждения законопроекта о СМИ лично я была о наших общественных реалиях гораздо более высокого мнения.




Континент №01 (113) 21 января - 3 февраля 2004

Непростой визит

Дмитрий Маслов (Алматы)

9–10 января Астана принимала Владимира Путина. И несмотря на то, что видимых проблем в российско-казахстанских отношениях, казалось бы, нет, было понятно, что визит этот будет далеко не парадным. Дело в том, что за внешним благополучием скрыт большой пласт проблем

Накануне визита российская газета КоммерсантЪ-Дейли обозначила "озабоченности" России: усиливающаяся прозападная ориентация Казахстана; планы Астаны по модернизации системы ПВО Казахстана с помощью США, Великобритании и Германии; интенсификация сотрудничества Казахстана с США, Великобританией, Испанией и Турцией в укреплении военной инфраструктуры и в целом укрепление взаимодействия с НАТО, которую в Астане "видят едва ли не главным гарантом безопасности в Центральной Азии"; споры о продлении аренды космодрома Байконур; участие Казахстана в проекте "Баку – Джейхан" и "затягивание подписания соглашения о совместном освоении углеводородных ресурсов Северного Каспия"; наконец, "вытеснение русского языка и представителей русскоязычного населения из государственной и общественной жизни страны".

Со многим из этого списка можно поспорить, однако вполне очевидно, что России для укрепления своего присутствия и влияния в регионе сегодня приходится прилагать титанические усилия. За прошедшие после распада СССР годы было допущено слишком много не только тактических, но и стратегических ошибок, и исправлять их приходится в совершенно новых экономических и геополитических условиях, учитывая факт постоянного присутствия "третьей стороны". Принцип "старшего брата" в этих условиях уже не срабатывает, а простых деклараций о "вечной дружбе" или "стратегическом партнерстве" явно недостаточно. Международные отношения, в которых доминирующим стал принцип прагматизма, требуют не только взаимного уважения, но и ощутимой заинтересованности сторон.

Прошедший визит как раз и подтвердил эту тенденцию. Хотя все 11 подготовленных документов были подписаны, вопросы, по-видимому, остались. Во всяком случае, они читались на лицах членов российской делегации.

Начать, наверное, следует с того, что впервые в двусторонних отношениях Казахстан позиционировал себя не только как равный, но в чем-то даже и превосходящий Россию партнер. В словах Нурсултана Назарбаева о том, что благодаря следованию принципу "сначала экономика, потом политика" и наличию "управляемого развития демократии" Казахстан в короткое время смог "провести очень болезненные и необходимые реформы, и теперь народ ощущает плоды этого", угадывается не только косвенная критика практики российских реформ, но и намек на то, что на пространстве СНГ лидером в области реформ является не Россия, а Казахстан.

И в этом, вне всякого сомнения, доля истины присутствует. В некоторых областях экономики мы действительно сделали гигантский шаг вперед, правда, утверждать, что Казахстан вступил в полосу устойчивого экономического развития, пока, по-видимому, несколько преждевременно. Мы все еще слишком зависимы от конъюнктуры мирового рынка. Что касается "управляемого развития демократии", то и здесь можно согласиться с Президентом. Если бы политическая система развивалась в ином направлении, то не было бы ни экономических реформ, ни социально-политической стабильности. Правда, здесь нельзя не подметить, что механизмы "управления" демократией исчерпали себя, поскольку сделали бессмысленными сами демократические формы государственного устройства как способа выявления общественного мнения. Последние выборы в местные органы власти и особенности обсуждения ряда законопроектов в парламенте – наглядное тому подтверждение.

Но это так, к слову. Дипломатия – это искусство достижения возможного, и позиционирование Казахстана по-новому – лишний козырь на переговорах не только с Россией, но и с другими внешнеполитическими партнерами. Как говорится, ничего личного, чистая политика.

В России, кстати говоря, и в экономике, и в политической сфере наблюдаются аналогичные явления, и в этом смысле условия для углубления интеграционных процессов двух государств налицо. Было бы желание. Об этом в ходе визита тоже говорилось, и вроде бы такое желание есть. Об этом прямым текстом говорится не только в Совместном заявлении президентов, но этому есть и реальное подтверждение – договоренности по совместной работе на космодроме "Байконур", Договор о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам, Соглашение между компаниями "Лукойл" и "НК "КазМунайгаз" о совместной разработке участков "Тюб-Караган" и "Аташская" в казахстанской зоне недропользования Каспийского моря, договоренности о срочном рассмотрении вопросов железнодорожных тарифов и прокладки транспортных коридоров и т. д.

О чем президенты договорились

Больше всего сомнений вызывало соглашение по Байконуру. Вопросов здесь было несколько. Во-первых, с какого момента продлевать срок аренды еще на 50 лет: с точки зрения Москвы, с 2014 года, когда истечет ныне действующее соглашение; в Астане настаивали на 1994-м, когда между двумя государствами впервые возникли арендные отношения. Результат переговоров – срок аренды продлить до 2050 года. Как позднее пояснил Виктор Христенко, "это не плод политического компромисса, такой срок позволяет включать в орбиту сотрудничества новые проекты".

Второй мучительный вопрос – сколько платить. По старому договору арендная плата составляет 115 млн. долларов в год. Еще около 50 млн. долларов в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома. Казахстан предлагал двойной подход: либо сумму аренды увеличивать, либо перечислять Астане долю от российских коммерческих запусков, осуществляемых с Байконура. Второе предложение, как неприемлемое, было отвергнуто сразу. По первому переговоры, по-видимому, будут продолжены. Во всяком случае, к такому выводу приводит факт отсутствия обсуждения данного вопроса во время визита и положений статьи 6 Соглашения о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", согласно которым, требуется внесение соответствующих изменений в договор об аренде 1994 года.

Третий вопрос – расширение участия Казахстана в реализации космических программ и проектов, осуществляемых на космодроме "Байконур". Соглашением предусматривается создание на космодроме "Байконур" ракетно-космического комплекса "Байтерек" с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса "Ангара", летные испытания которого будут проведены на космодроме "Плесецк". Казахстан вкладывает в создание комплекса 200 млн. долларов – именно столько нужно для строительства самой базы комплекса, без инфраструктуры и ракет-носителей. Доходы от реализации космических программ на этом комплексе будут делиться между Россией и Казахстаном. Статус этого проекта будет определен специальным межправительственным документом, подписание которого планируется в середине будущего года.

В Соглашении также предусмотрено участие на одинаковых условиях казахстанских и российских специалистов и организаций в реализации совместных проектов на космодроме "Байконур", что будет способствовать развитию космической отрасли в Республике Казахстан и позволит Казахстану в будущем получать долю прибыли от коммерческой эксплуатации ракет-носителей для запусков космических аппаратов.

Кроме того, между Казахстанским инвестиционным фондом и Государственным космическим научно-производственным центром имени М. В. Хруничева подписан контракт на создание и поставку на геостационарную орбиту телекоммуникационного спутника. По оговоренным в Контракте условиям, национальный спутник должен иметь массу до 1380 кг при полезной нагрузке 350 кг. Его срок активной работы должен быть рассчитан на 12–15 лет. Стоимость проекта составляет около 100 млн. долларов. С учетом того, что в настоящее время Казахстан выплачивает около 30 млн. долларов ежегодно за аренду зарубежных спутников, игра стоит свеч.

Не менее существенно и то, что условиями тендера предусматривалось не только создание и вывод на орбиту казахстанского спутника, но также обучение и подготовка казахстанских кадров непосредственно в процессах разработки, испытаний и запусков спутников, передача новых космических технологий, создание наземных комплексов управления на территории Казахстана, модернизация телекоммуникационной инфраструктуры республики.

Вторая проблема, которую президенты практически "закрыли", касалась процесса делимитации российско-казахстанской границы и создание на ней условий, обеспечивающих выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие противоправной деятельности на границе; эффективную борьбу с терроризмом и контрабандой оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; борьбу с нелегальной миграцией и с другими видами транснациональной преступности. Как подчеркнул Владимир Путин, в этой области "причин политического характера не существует. У нас есть вопросы чисто технического свойства, которые требуют дополнительной проработки со стороны специалистов".

"Технические" проблемы связаны главным образом с характером прохождения железных дорог России и Казахстана, которые во многих местах пересекают территорию сопредельного государства. Каким образом будет решаться этот вопрос, мы увидим уже скоро, поскольку к концу года решено окончательно его урегулировать.

Гораздо более серьезный вопрос – опасения Москвы по поводу прозападной ориентации Казахстана. Оснований здесь несколько. Во-первых, особая позиция, которую Казахстан, как входящая в ОДКБ страна, занял по вопросу войны в Ираке и его послевоенного восстановления. Хотя в своем недавнем интервью РИА "Новости" Касымжомарт Токаев и попытался несколько смягчить проблему, подчеркнув, что, несмотря на колоссальное давление со стороны США, Казахстану, в отличие от некоторых государств СНГ, удалось уклониться от участия в антииракской коалиции во главе с США, подобное объяснение российскую сторону, по-видимому, не очень убедило. С одной стороны, еще свежо в памяти весьма двусмысленное заявление казахстанского МИДа по поводу начала военной операции в Ираке, а с другой – есть факт участия казахстанских военнослужащих в послевоенном обустройстве Ирака.

Во-вторых, участие Казахстана в проекте "Баку – Джейхан" и непосредственно связанная с этим проблема недозагрузки (почти на 50 проц.) трубопровода Тенгиз – Новороссийск. Хотя российская сторона неоднократно заявляла, что особой аллергии к проекту "Баку – Джейхан" она не испытывает, тем не менее вполне очевидно, что в этом проекте геополитике больше, чем экономики, и основная цель его реализации – направление потоков каспийской нефти в обход России и укоренение присутствия США на Кавказе. Именно поэтому заявление Нурсултана Назарбаева о том, что казахстанские нефтяники "считают вполне возможной транспортировку казахстанской нефти через этот нефтепровод", было воспринято российской стороной с явным неудовольствием. Но, как уже говорилось выше, дипломатия – особое искусство, и язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. И в этом смысле данное заявление дорого стоит.

Однако самое главное опасение Москвы связано с укрепляющимся сотрудничеством Казахстана с Североатлантическим альянсом. Это касается как перспективы модернизации и перевооружения казахстанской армии, так и в особенности, ставших достоянием гласности накануне визита планов Астаны модернизировать систему ПВО Казахстана с помощью США, Великобритании и Германии (стоимость проекта, как ожидается, составит 1 млрд. долларов).

По мнению Кремля, подобные планы нарушают обязательства Казахстана по соглашению о создании объединенной системы ПВО государств СНГ от 1995 года (в частности, принцип согласованной военно-технической политики в этой сфере). Более того, результатом подобной модернизации станет то, что НАТО получит доступ к отдельным элементам системы ПВО СНГ, и это вынудит Россию к дополнительным тратам на соответствующие контрмеры.

Решений, на которые, по-видимому, рассчитывала Москва, во время визита принято не было. Единственное, о чем удалось договориться, что в ближайшие дни в Москву прибудет министр обороны Казахстана для обсуждения всех этих проблем.

Заключая, можно сказать, что визит прошел успешно. И хотя часть проблем так и осталась нерешенной, в этом нет вины президентов. Как уже говорилось, играть сегодня приходится по новым правилам, и в Казахстане не могут не учитывать ни довольно воинственные заявления ряда российских политиков, ни пожелания "третьей стороны", к мнению которой, кстати говоря, при всем своем эпатаже вынуждена прислушиваться и Россия.




02.02.2004 EURASIANET

Казахстан возлагает большие надежды на реформу сельского хозяйства

Асель Нурсекенова

Надеясь на вступление во Всемирную торговую организацию, казахстанские власти будут осуществлять в 2004 г. амбициозную программу сельскохозяйственных реформ. Несмотря на рекламу, устроенную президентом Нурсултаном Назарбаевым, который заявил, что речь идет о крупнейшем в истории страны вложении средств в сельскохозяйственный сектор, некоторые аналитики сомневаются, смогут ли предложенные меры преодолеть давний кризис в сельском хозяйстве.

Казахстанская экономика находится на подъеме, однако процветание страны прямо связано с развитием нефтегазового сектора. Другие сферы экономики, особенно сельское хозяйство, страдают неэффективностью. В сельской местности в Казахстане проживает 43 процента населения страны, и примерно 33 процента сельских жителей живут в бедности.

Примерно каждый пятый казахстанец работает в сельскохозяйственном секторе, производительность труда в котором упала примерно на 10 процентов за время, прошедшее после распада Советского Союза в 1991 г. Несмотря на то, что Казахстан занимает шестое место в мире по производству зерна, его конкурентоспособность по другим категориям продуктов не столь высока: на внутреннем рынке доминирует импорт, особенно в обеспечении основных продуктов питания, таких, как маcло и мясо.

Сторонние наблюдатели выражают озабоченность склонности Казахстана к так называемой "голландской болезни", когда крупные иностранные инвестиции в энергетический сектор приводят к ревальвации национальной валюты. Это, в свою очередь, может нанести серьезный ущерб промышленности и сельскохозяйственному сектору, цены на продукцию которых на потенциальных экспортных рынках начинает расти. Если Казахстан не примет мер, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, в стране может начаться экономическая стагнация, а в сельской местности повысится уровень недовольства населения, считают некоторые эксперты.

Властям в Астане известно о существовании этой опасности, и они стремятся как можно скорее провести реформы. Необходимость скорейших реформ вызвана отчасти и пониманием того, что, если Казахстан, как и планировалось, станет к 2006 г. членом Всемирной торговой организации, решить проблемы на селе будет неизмеримо труднее. Став членом ВТО, Казахстан уже не сможет, как раньше, прибегать для защиты неконкурентоспособных внутренних рынков к таким мерам, как торговые барьеры и субсидии.

В августе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев начал самым активным образом настаивать на сельскохозяйственных реформах. В своем обращении, в котором изложены главные направления политики страны, он заявил, что сельскохозяйственный сектор должен стать "локомотивом" вступления в ВТО. Позднее он призвал фермеров к новаторству. "Каждый фермер... должен сейчас об этом подумать. Вы должны спросить себя: почему не продается моя продукция? Почему товары импортируются?", – заявил он фермерам Западного Казахстана, одного из главных зерновых регионов страны, сообщила телекомпания "Хабар".

Поощряя конкуренцию среди фермеров, правительство в этом году начинает осуществление программы возрождения села, нацеленной на улучшение "социально-политической атмосферы и... инвестиционного имиджа". В 2004-2006 гг. Казахстан выделит 204 млн. долларов на строительство больниц, дорог, водопровода и школ в сельской местности. Правительственный план предусматривает переселение сельскохозяйственных рабочих из экономически отсталых или экологически опасных районов в районы развитого сельскохозяйственного производства. Эта программа рассчитана на три года и является частью шестилетней Государственной программы развития сельских территорий, одобренной в июле Назарбаевым.

Данная инициатива сосуществует с рассчитанной на три года и оцениваемой в 1 млрд. долларов кампанией, которая началась в 2003 г. и направлена на модернизацию сельскохозяйственной инфраструктуры. Государственная агропродовольственная программа предусматривает применение современных методов хранения продукции, механизации и обработки сельскохозяйственной продукции, а также новейших аграрных технологий.

Власти убеждены, что инвестиционные программы, вместе с принятым недавно законом о частной собственности на землю, достигнут успеха в деле повышения эффективности сельскохозяйственного сектора. В силу отсталости средств переработки и хранения продукции, неэффективной ирригационной системы и дорогостоящей системы транспортировки, сельскохозяйственный сектор в настоящее время дает менее 9 процентов всей продукции в Казахстане. По планам министерства сельского хозяйства, программа возрождения села должна будет обеспечивать к 2006 г. по меньшей мере 10-процентный рост сельскохозяйственного производства.

Грегори Глисон, профессор политологии и государственного управления Университета Нью-Мексико, считает, что комплекс входящих в реформу мер может повысить интерес к увеличению объемов финансирования фермерского хозяйства и обеспечить приток иностранных инвестиций в сельское хозяйство. "Развитие сельского хозяйства необходимо для сбалансированного и долгосрочного экономического роста в Казахстане", – сказал Глисон.

"Учитывая сравнительно малую численность населения Казахстана и удаленность страны от мировых рынков, единственным подходящим кандидатом на диверсификацию является сельское хозяйство", – продолжил он.

Другие аналитики настроены скептически, напоминая о предыдущих попытках реформирования, когда правительство так и не перешло от слов к делу. "Правительство часто выражает свою приверженность сельскохозяйственной реформе, однако не проводит последовательной политики в этой области", – говорит Дафне Тер-Сакарян, старший эксперт Economist Intelligence Unit. "Для возрождения села требуется нечто большее, чем лозунги в советском духе".

Успех по большей части зависит от политической воли Назарбаева, говорит Глисон. "Сельскохозяйственное лобби в Казахстане неоднородно и расколото на фракции. Над ним в основном довлеют местные политические интересы", – сказал он. "Пока не будет проявлен существенный интерес со стороны казахстанского руководства... они [члены сельскохозяйственного лобби], скорее всего, будут на каждой очередной парламентской сессии откладывать рассмотрение вопроса [о реформах]".

Некоторые наблюдатели задают вопрос, достаточно ли средств вкладывает Казахстан в проведение реформ. По данным исследования, проведенного Азиатским банком развития, Казахстан должен был бы расходовать более 3 процентов ВВП на экономическое развитие, чтобы получить какие-то результаты в не связанных с энергетикой секторах. Однако, по данным Всемирного банка, на программы поддержки сельского хозяйства будет выделено менее 2 процентов ВВП.

Еще одной проблемой является ключевой момент реформы – казахстанский Земельный кодекс. Согласно принятому в июне закону, казахстанские граждане могут как продавать землю, так и сдавать ее в аренду на срок до 49 лет. На сегодняшний день приватизировано более 2500 акров из 205 млн акров земель сельхозназначения, заявил 24 января телекомпании "Хабар" глава Агентства по управлению земельными ресурсами Бахыт Оспанов. Районные власти определяют, сколько земли может быть приватизировано, а цены устанавливаются правительством в соответствии с требованиями рынка.

Однако цена аренды земли часто гораздо выше той, которую могут себе позволить фермеры. Например, в Восточном Казахстане за 2,5 акра запрашивают 506 долларов, что больше трети годового дохода на душу населения. Земля, взятая в аренду менее чем на пять лет, не может сдаваться в субаренду, а это означает потенциальную потерю мелкими землевладельцами наиболее распространенных видов дохода.

В конечном итоге, согласно докладу Коммерческой службы США, это выгодно крупным сельскохозяйственным компаниям, которые на настоящий момент представляют менее семи процентов аграрного сектора экономики Казахстана. Производительность труда, возможно, возрастет, говорится в докладе, однако это будет происходить за счет фермеров, которые уже не смогут себе позволить обрабатывать собственную землю.




Экспресс-К,
4 февраля 2004

Дары Шардары

Ирина Галушко

Миллион тенге обещан всякому, кто сумеет найти оптимальное решение проблемы крупнейшего в Южном регионе Шардарьинского водохранилища. Об этом на пресс-конференции в Шымкенте сообщили члены фракции Аграрной партии парламента.

В минувший понедельник группа депутатов во главе с председателем Аграрной партии Ромином Мадиновым прибыла в Южно-Казахстанскую область, с тем чтобы на месте ознакомиться с обстановкой на Шардарьинском водохранилище.

- Сегодняшнюю ситуацию мы оцениваем как критическую, - делясь впечатлениями, заявил депутат Нурбах Рустемов. - Проблема эта давно требует кардинального решения, которое позволило бы избежать переизбытка воды зимой и ее дефицита летом. Пока же государствам, находящимся в бассейне Сырдарьи, удается решать лишь сиюминутные вопросы.

По этой причине Аграрная партия и решила объявить конкурс на лучший проект по решению проблемы Шардарьинского водохранилища. По словам парламентариев, все затраты, связанные с выплатой вознаграждения победителю, партия берет на себя.

По информации специалистов, в последние несколько дней ситуация на водохранилище стабилизировалась. Впервые за последний месяц количество сбрасываемой из водоема воды больше объема поступающей. Однако успокаиваться не стоит, так как со стороны Киргизии движется большой поток, который уже через два-три дня будет в Казахстане. На сегодня объем воды в водохранилище составляет 4 миллиарда 860 миллионов кубометров, что всего на 340 миллионов кубов меньше проектного объема. Ежесекундно в Арнасайскую бессточную впадину сбрасывается 402 кубометра. 730 кубометров уходит по руслу реки Сырдарьи, еще 100 кубометров в секунду сбрасывается в Кызылкумский канал. По словам специалистов, на сегодня единственный способ избежать переполнения Шардарьинского водохранилища - увеличить сброс в Арнасай. На днях этот вопрос вновь будет обсуждаться на встрече представителей Казахстана и соседнего Узбекистана.

СПРАВКА "ЭК"

4 декабря 2003 г. В Алматы на заседании Совета объединенной энергетической системы Центральной Азии и Казахстана казахстанские энергетики заявили о том, что проблема переполненности Шардарьинского водохранилища требует немедленного разрешения. Ситуация вокруг водохранилища стала одной из главных тем совещания.

27 декабря 2003 г. АЧС РК прогнозирует разливы и подтопления в следующие трое суток на реке Сырдарья выше Шардарьинского водохранилища. Работники водохранилища приступают к обследованию старых русел и впадин вдоль реки, куда при необходимости можно отвести часть воды.

31 декабря 2003 г. В Астане премьер-министр РК Даниал Ахметов провел совещание по вопросу попуска зимних расходов воды реки Сырдарьи и проблеме переполненности Шардарьинского водохранилища. На нем было принято решение о выделении 178 миллионов тенге на усиление защитных сооружений в Кызылординской области.

4 января 2004 г. В Шымкенте за столом переговоров собрались представители правительств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. На встрече стороны подписали протокол, обозначив шаги, которые предпримет каждое из трех соседних государств, чтобы не допустить возникновения ЧС.

12 января 2004 г. В Ташкенте состоялся "круглый стол" Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии по проблеме Шардарьинского водохранилища. На встрече было отмечено, что договоренности, обозначенные трехсторонним протоколом, в полной мере не выполняются.

26 января 2004 г. В Ташкенте состоялось заседание межгосударственной рабочей группы по решению проблем Шардарьинского водохранилища. Министерство сельского и водного хозяйства Узбекистана его проигнорировало.

28 января 2004 г. На пленарном заседании мажилиса парламента РК депутаты приняли обращение к главам и парламентам Кыргызстана и Узбекистана, призвав совместными усилиями разрешить проблему критического заполнения Шардарьинского водохранилища.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ