Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



NewsInfo,
31 января 2004

Ислам всея узбеков

Павел Подкладов

К 66-летию Президента Узбекистана

Впервые это имя я услышал тридцать лет назад от своего батюшки, который в то время верой и правдой служил советскому Отечеству на ниве государственной плановой службы одной из южных республик. Правда, произносил он его довольно игриво и несолидно - Исламчик. Причина такого панибратства крылась в том, что отец, будучи призван на длительные курсы повышения квалификации то ли при Совмине, то ли при ЦК, оказался в одной комнате с двумя личностями, которые впоследствии сыграли немаловажную роль в новейшей истории. Это были Шушкевич и Каримов. Последний сегодня празднует свое 66-летие...

Совсем молодым я пришел работать в Госплан, в недавно организованный отдел науки и внедрения новой техники. Начальником этого отдела был назначен бывший помощник председателя Госплана Ислам Абдуганиевич Каримов. Ему было 36 лет - высокий, стройный, уже начинающий лысеть человек. Он пытливо сверлил людей своими глазами-буравчиками, но не подозрительно-осторожно, а, скорее, пытливо: что, дескать, ты из себя представляешь?! Он тогда сколачивал вокруг себя команду единомышленников. Однако, это был не клан, не "семья", а люди, объединенные идеей. Середина семидесятых - расцвет так называемого "застоя", а каримовская команда чувствовала, что, нужны новые формы. Они пытались и мыслить, и делать дело по-новому.

Я всегда с интересом наблюдал за Исламом Абдуганиевичем на совещаниях в его небольшом кабинетике. Меня туда иногда зазывали, впрочем, без какого-либо толку для дела. Они спорили, а я хлопал глазами и впитывал. Не знаю, как дело обстоит сейчас, но тогда Каримов исповедывал демократические принципы в работе: слушал чужие мнения, хотя порой его, судя по всему, бесило то, что с его точкой зрения не соглашаются. В его мозговом штабе бывали и крупные научные работники, и люди с производства. "Исламчик" к каждому из них был вполне лоялен. Но уже тогда в нем чувствовался нрав бешеный и неукротимый. Человек, которого он невзлюбил, был, что называется, не жилец. Он подвергался лютейшей обструкции со стороны начальника, который, дай ему волю, вполне мог вмазать этому несчастному по морде. Сейчас оппозиционные Каримову издания пишут, что он иногда поколачивает своих подчиненных. Вспоминая те годы, вполне допускаю эту странную мысль. Впрочем, Восток, как известно, дело тонкое. Там начальник всегда был царем и богом. Секретари сельских райкомов за невыполнение плана, например, довольно часто оставляли синяки на широких и лоснящихся лицах председателей колхозов и директоров совхозов.

Многих из своих сотрудников Каримов уважал. Надеюсь, что к таким относился и ваш покорный слуга. Никогда по отношению к таким людям он не позволял себе не то, что крика, но даже повышенных тонов. Женщин, как и всякий восточный человек, Ислам Абдуганиевич всерьез не принимал, но относился к ним терпеливо. К людям, вызывавшим его расположение, был предупредителен и деликатен. Добавьте к этому исключительную элегантность (таких шикарных костюмов, как у Каримова, не было ни одного из других госплановских начальников) и вы поймете, что он производил сильное впечатление на окружающих. При этом, он был по-английски холоден, и никто из его окружения (даже сейчас, спустя время) не может похвастаться тем, что знал что-то о тайниках его души. Тем более, о сердечных похождениях. Хотя сейчас я склонен предполагать, что он был не прочь приударить за прекрасным полом. Но это лишь досужие "желтые" мысли.

Наверное, уже тогда И.К. посматривал на Запад. В смысле развития экономики. Но тогда эти огляды, естественно, не могли реализоваться. В душе, однако, Каримов был западником. И вся эта советская мишура ему чрезвычайно претила. Это я испытал на себе. Проработав 8 месяцев в Госплане, я сбежал оттуда на комсомольскую работу. Каримов поначалу уговаривал остаться, предлагал заняться научной работой, но, видя мое нежелание, отпустил. Но при этом поморщился, дескать, что это за профессия - комсомольский работник?! Он, как потом выяснилось, люто ненавидел этих "профессиональных болтунов" из комсомольских и партийных органов. Только потом я понял, как он был прав! Однако впоследствии это не помешало ему "избраться" на должность Первого секретаря ЦК КП Узбекистана. Но в отличие от Рашидовых, Худайбердиевых, Нишановых etc. он был уже руководителем новой формации. Он стал политиком со всеми вытекающими отсюда последствиями. На наше с отцом поздравление с избранием Первым секретарем он не ответил. Может быть, оно до него просто не дошло. Лет пять назад он приехал в Москву на очередной саммит и остановился в посольстве. В его свите был и мой ближайший друг. Я его спросил: "А что будет, если я подойду к Каримову и поздороваюсь?" Он усмехнулся и ответил: "Тебя до него просто не допустят". И опасливо покосился на стены, которые, как известно, везде имеют уши. И в посольстве дружественного Узбекистана тоже.




Правда Востока (Узбекистан),
30 января 2004

Сырдарья - в чем причина тревоги?

В.А. Духовный Директор НИЦ МКВК, вице-президент Международной Комиссии по ирригации и дренажу

Когда климатологи пугают мир изменением климата и нарастанием температуры, обычно общество (как рядовые его члены, так и решающие лица) относится к этому вопросу несколько скептически - нарастание температуры идет медленно (всего один градус за 50 лет, таяние ледников такими же темпами - 30 процентов за почти столетие). На наш век, дескать, хватит.

Однако, если повышение температуры и снижение водного потенциала в нашем регионе по средним показателям действительно может быть легко преодолено комплексом мер, которые могут сэкономить нарастающую потребность в воде и ее дефицит в пределах 10 процентов, то имеется другое очень важное последствие изменения климата, которое обычно остается вне сферы общего внимания, но уже сегодня начинает показывать свои зубы. Это касается нарастания повторяемости экстремальных ситуаций, чередующихся в смене естественных климатологических и гидрологических изменений. Если посмотреть на частоту засух и обилия влаги, колебания маловодных и многоводных лет даже за одно столетие, то мы увидим, что последние 15 лет характеризуются резким нарастанием сменяющихся экстремальных ситуаций в этом регионе.

Действительно 1994, 1998 годы были достаточно многоводными, затем 2000 и 2001 годы - резко маловодными с водообеспеченностью на уровне 75 процентов от нормы, затем 2003 год поразил нас своим многоводьем, и ныне зима 2003 - 2004 года удивляет невиданными ранее расходами воды по реке Сырдарье.

Но следует четко разобраться, что у нас происходит от Бога, а что - от нас самих. В чем причина того, что нынешней зимой ниже Чардары впервые за все время после строительства Чардаринского водохранилища в зимний период Казахстан сбрасывает 750 м3/сек, воды Айдарского водоема подошли к геологическим разработкам Навоийской области и уже затопили большое количество пастбищ, дорог, линий электропередач на территории двух районов Джизакской и Навоийской областей в Узбекистане? Почему таких явлений не было за весь предыдущий период наблюдения за исключением 1969 года - экстремально многоводного года с повторяемостью один раз в сотню с лишним лет?

Известно, что река Сырдарья является источником жизни, водоснабжения, орошения, а в последнее время энергетики для четырех стран региона - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В едином ранее государстве специфика водопользования отдельных республик не имела особого значения, за исключением низовьев, которые всегда подчеркивали необходимость учета их экологических требований, которые и в советские времена не особо учитывались. Теперь же в условиях независимых государств, когда все взаимоотношения между странами поставлены в рамки рыночных отношений, оказалось, что для Кыргызстана более выгодно использовать воду Сырдарьи для удовлетворения своих энергетических интересов, а Казахстан и Узбекистан по-прежнему уповали на воды Сырдарьи как на главный источник орошения, в то же время не отказываясь от попутного использования стока в интересах гидроэнергетики. Ирригационно-энергетические интересы Таджикистана часто меняли направленность линии поведения водохозяйственных организаций в течение различных лет.

Межгосударственная Координационная Водная Комиссия, которая была организована в 1992 году с целью сохранять ранее установленный проектами режим регулирования, попусков и распределения воды по рекам Сырдарья и Амударья, оказалась в очень затруднительном положении. Ибо, хотя в Соглашении об ее создании и последующих утверждениях ее уставов принципы прежнего вододеления и управления рекой, вроде бы, сохранялись, но с учетом новых интересов новых независимых государств они, грубо говоря, игнорировались. Более того, - последующие действия членов Комиссии по требованиям правительств, которые они представляли, постепенно привели к принципиальному изменению схемы работы комплекса каскадов водохранилищ, построенных на реках Нарын и Сырдарья с ирригационного на энергетический режим. Если раньше средние объемы попусков из Токтогульского водохранилища до 1991 года составляли зимой 2,7 млрд м3, а летом 8,5 - 9,5 млрд м3, то после 1991 года средний объем зимнего попуска увеличился до 7,2 млрд м3 и соответствующим образом сократился в летние месяцы. Начиная с 1994 года летние попуски воды по Сырдарье оказались в плотной зависимости от поставок электроэнергии, топлива, газа на бартерной основе от Казахстана и Узбекистана Кыргызстану. Режимы подачи воды практически поставили в угоду интересам гидроэнергетики, а уж гидроэнергетики умеют развить и "застолбить" за собой плотно соответствующие принципы "гидроэгоизма".

В результате весь природный комплекс Сырдарьинского бассейна, а не только орошаемое земледелие, оказались заложниками этих энергетических режимов. Действительно, за весь период с 1969 года, когда в Арнасай было сброшено более 20 млрд м3 воды, до перехода на энергетический режим каскадов водохранилищ по Сырдарье не было ни одного года, когда бы попуски в Арнасай превышали 500 млн м3 воды в год. Зато за последние 10 лет в Арнасай было сброшено более 30 млрд м3 воды. В результате Арнасайская вода наделала много бед на территории Узбекистана и продолжает угрожать и в настоящее время.

В текущем году положение осложнилось тем, что в результате двух многоводных предшествующих лет практически емкость Арнасайской впадины была полностью исчерпана. Одновременно водохозяйственные органы Кыргызстана осуществили сработку объемов Токтогульского водохранилища значительно выше приточности. Целый ряд несогласованных мер различными странами по режиму попусков и по удовлетворению собственных интересов, который имел место за прошедшие годы, в настоящее время усложнился значительной боковой приточностью между устьем Нарына и Кайракумским водохранилищем.

Интересы каждой страны понятны: Кыргызстан, у которого отсутствуют топливные ресурсы, хочет получить максимальную выгоду от использования гидроэнергетики и поэтому ежегодно увеличивает производство и потребление электроэнергии - по сравнению с 1990 годом более чем на 25 процентов; Узбекистан, защищая свои земли вдоль Арнасайского и Айдаркульского понижения, строит Арнасайские перемычки и соответствующие сбросные сооружения с расходом меньшим, чем аварийный сброс из Чардаринского водохранилища; Таджикистан своими попусками в интересах энергетики добавляет к и без того большому притоку к Чардаре - в результате создается катастрофическая ситуация в низовьях, когда Казахстану приходится сбрасывать 750 м3 воды в секунду, создавая напряженную ситуацию в низовьях. Таким образом, попытки каждой страны решить свои интересы собственными путями привели к общему напряжению в регионе. Со всех сторон в печати, в Интернете, в выступлениях общественных деятелей несутся потоки взаимных обвинений и недостаточно эффективных мер.

К чести водохозяйственных и энергетических организаций, начиная с конца 2003 года, напряженность была правильно понята, может быть, с опозданием, и представители Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана наметили комплекс мер по усилению отборов воды на промывные и влагозарядковые поливы в среднем и верхнем течениях, уменьшение попусков из водохранилищ и других мер, которые несколько снизили напряженность в районе Чардаринского гидроузла, перенеся всю сложность ситуации на низовья и Айдаркульскую впадину, где сложная ситуация пока сохраняется.

Что можно и нужно делать в целом? Во-первых, всем надо четко уяснить, что в нынешних резко изменяющихся гидрологических и климатических условиях гарантией предотвращения катастрофических последствий, которые могут возникнуть и на реке и у связанных с ними водопотребителей, станут только согласованные действия всех стран региона. Для этого необходимо разработать и утвердить межгосударственными соглашениями четкие правила управления и попусков воды из водохранилищ по руслу в различные годы - маловодные, многоводные. Для различных гидрологических ситуаций должны быть рекомендованы под надзором БВО режимы работы сооружений, которые в условиях экстремальных или близких к ним ситуаций должны проводиться только по строгому согласованию с этой организацией. В противном случае БВО превращается в "пожарную команду", которая не может тушить пожар или предотвратить его расширение, а только звонит об этом в пожарный колокол, призывая всех прибежать с ведрами для того, чтобы сбить огонь.

Необходимо установить, что режим реки обязательно должен соответствовать природному, попуски которого не должны быть больше максимальных и меньше минимальных для каждого периода времени. Только после этого можно рассматривать распределение воды в интересах водопользователей с учетом их социальной и экономической важности исходя из принципов справедливости и обоснованности требований по водообеспечению населения и различных отраслей экономики.

Необходимо восстановить целостность и взаимный обмен информацией между гидрометслужбами стран Центральной Азии, наладить наблюдение за снежными запасами и водными источниками с тем, чтобы прогнозы, которые представляются водохозяйственным и государственным органам ими, были обоснованы и ориентированы на возможность нарастания кризисных ситуаций и их предотвращение.

Наконец, главное - наши расчеты показывают, что даже на перспективу на уровне 2025 года, когда население региона достигнет как минимум 55 млн человек, наши водные ресурсы по реке Сырдарье могут удовлетворить потребности и общества и природы, если будет проводиться целенаправленная и согласованная работа всех четырех стран по снижению водопотребления на 10 - 15 процентов и энергосбережения на 20 процентов. Практические данные показывают, что имеющиеся резервы и в водо-, и энергообеспечении позволяют достичь этого. Надо только организованно взяться за эту важнейшую для будущего работу.




Zamon.info,
4 февраля 2004

Смысл политической реформы в Узбекистане – реальное разделение исполнительной и законодательной властей

Надежда Степанова

Создание в Узбекистане двухпалатного профессионального парламента должно стать первым этапом реформы политического устройства общества, считает политолог Хотам Абдураимов. По его мнению, на следующей стадии необходимо произвести разделение исполнительной и представительной властей областного и районного уровней.

- Нынешний парламент представляет в мировой практике исключительную структуру. Половину мест в нем занимают представители исполнительской власти, - отметил политолог. Такой парламент сформирован неспроста. В первые годы независимости нужна была стабильность в обществе, потому в него ввели представителей исполнительных органов власти. Но хокимов избрали в Олий Мажлис не как представителей исполнительной власти, а в качестве председателей районного и областного советов народных депутатов.

Хоким, который, в первую очередь, является главой исполнительной власти, на своей административной территории обладает неограниченной властью. И поскольку хоким един в двух лицах, он у себя вряд ли станет требовать отчета, а если спросит, сам и ответит.

Смысл реформы - убрать довлеющую часть исполнительской власти. Парламент по своей сути – орган законодательной власти, который должен состоять из депутатов, избранных народом. Депутат ответственен исключительно перед своими избирателями.

Согласно действующему в Узбекистане законодательству будущая Нижняя палата будут полностью состоять только из граждан республики, избранных на свободных, равных, тайных выборах. Если хоким любого уровня пройдет в Олий Мажлис, он должен оставить свою должность и работать исключительно депутатом.

По мнению Х Абдураимова, политические партии сейчас не играют большой роли в парламенте. Все думают, после выборов в профессиональный парламент, положение существенно изменится. На этот счет у политолога свое мнение.

- В первые годы независимости представители политических партий республики были избраны в районные и областные Кенгаши, а потом они же пришли в хокимияты, - говорит он. И забыли вернуться назад. Ныне они оторваны от своих партийных корней. Партийные лидеры вместо выразителей интересов партийной массы стали исполнять поручения исполнительной власти в обществе. Многие сейчас возлагают надежды на новую партию, недавно зарегистрированную в Узбекистане – Либерально-демократическую. Но она мало, чем отличается от других четырех. Думаю, судьба данной политической организации обречена.

Реформа политического устройства нашего общества предполагает реальное разделение исполнительной и представительной властей. Причем, в результате этого процесса представительная власть должна стать сильнее, чем исполнительная.

По прогнозу политолога, представители исполнительной власти вряд ли примут активное участие в парламентских выборах, которые состоятся в конце нынешнего года. В случае избрания депутатами в Олий Мажлис хокимы должны будут оставить свои административные должности и заняться законотворчеством.

Иной точки зрения придерживается известный в Узбекистане журналист Аъло Ходжаев. Он уверен, что представители исполнительной власти обязательно воспользуются возможностью пройти в парламент. Поскольку в стране сложилась такая практика, что хокимов разных уровней меняют каждые 3-4 года. И руководитель, работающий третий год, опасается в ближайшем будущем оказаться смещенным. По его мнению такие руководители попытаются воспользоваться ситуацией, пока владеют обстановкой в своем районе или области, и сделают попытку пройти в парламент, обеспечив тем самым себе безбедное существование на ближайшие пять лет.

- В конце концов, есть хокимы, уставшие от дел, такие, у кого плохо идут дела, да просто люди, желающие почувствовать себя сенаторами, - сказал Ходжаев. - Убежден, предстоит большая предвыборная борьба.

По словам Абдураимова, сейчас нередко возникают предложения о введении в Узбекистане выборности хокимов. По словам политолога, у такой выборности есть две стороны. Сильная заключается в независимости человека, избранного народом. Слабая - в том, что трудно прогнозировать, каким он станет, получив нужный ему мандат. Гораздо лучше, когда законодатели – депутаты, за которыми стоят их избиратели, назначают или избирают хокимов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ