Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Развитие нормативно-правовой базы СНГ в  области информатизации

Татьяна Титова

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становится важным фактором  социально-экономического развития  стран СНГ. Во всех странах–участницах имеются  примеры успешных разработок собственных  программных продуктов  и приложений ИКТ. Предприятия и организации  интенсивно внедряют корпоративные информационные системы, тем самым заметно повышая свою инвестиционную привлекательность  и способствуя притоку внешних инвестиций в экономику стран-участниц. В последние годы заметно растет уровень информатизации государственного сектора. Происходит  быстрый  рост  числа  эффективно работающих приложений  ИКТ в бласти  учета  обращений граждан, систем электронного документооборота и контроля за расходованием бюджетных средств. Расширяется состав баз данных, доступных населению с использованием ИКТ и через  порталы  государственных  органов. Увеличивается  число  проектов, направленных  на  достижение  конкретных  социально-экономических результатов: расширение работ по пенсионным фондам и учету физических и юридических лиц, по совершенствованию работы налоговых и таможенных органов. Заметно развивается информатизация  в  правовой сфере.

Особая роль ИКТ в развитии человеческого потенциала, социально-экономического, политического и культурного развития общества привело к осознанию необходимости проведения во всем мире дискуссии по вопросам формирования информационного общества, в связи с чем, Организацией Объединенных Наций было принято решение провести Всемирную встречу на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Начало пути к Всемирному саммиту было положено еще в 1998 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где тема использования ИКТ в целях преодоления разрыва между богатыми и бедными странами вышла на одно из первых мест. Развитый мир фактически объявил о своей готовности протянуть руку помощи в приобщении менее развитых стран к информационной революции. Через два года, в 2000 году на Окинаве руководители ведущих государств мира на встрече «группы восьми» приняли Декларацию о глобальном информационном обществе, в которой подчеркивалась опасность наметившейся в последнее время тенденции усиления «цифрового неравенства». 

21 декабря 2001 года Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение провести Всемирную встречу на высшем уровне по вопросам информационного общества. Встреча должна была пройти в два этапа: в Женеве 10–12 декабря 2003 года и в Тунисе в 2005 году. С целью организации повсеместного обсуждения вопросов развития информационного общества, а также наиболее полного учета региональных особенностей и тенденций развития было принято решение осуществлять процесс подготовки к Всемирной встрече на многоуровневой основе: сначала на местном, национальном, затем на региональном и в итоге на международном уровне.

В странах СНГ в рамках мероприятий по подготовке Всемирного саммита была проведена Бишкекско-Московская Конференция по вопросам информационного общества, организованная по инициативе Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева и поддержанная Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На ней был обсужден широкий спектр вопросов национального и регионального уровней с вовлечением всех заинтересованных сторон, включая частный сектор, бизнес и НПО. Общим итогом конференции стали Декларация и Резолюция Бишкекско - Московской конференции по информационному обществу. Указанные документы призывают шире использовать накопленный в странах СНГ интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал для развития и осуждают использования ИКТ для целей, не совместимых с международной стабильностью и безопасностью. В документах также отмечено, что одним из основных факторов, определяющих характер использования и развития ИКТ в странах СНГ, является специфика региона с его огромными расстояниями, наличием удаленных, труднодоступных районов с малой плотностью населения, а также значительными различиями в уровне экономического развития государств. Отражена необходимость сохранения культурного разнообразия информационного общества и обеспечения защиты интеллектуальной собственности.

Однако в целом уровень  информатизации  национальных  экономик стран-участниц СНГ, включая государственный сектор, по значениям  индикаторов, принятых ООН, остается пока невысоким. Эффективность использования ИКТ, помимо  недостаточности информационно-коммуникационной инфраструктуры и количества квалифицированных  кадров  в  области  ИКТ, во многом сдерживается несоответствием  нормативно-правовой базы  потребностям информатизации.

Для обеспечения информационного взаимодействия между государствами - участниками Содружества Независимых Государств приняты акты, регулирующие взаимоотношения государств в обмене научно-технической, экономической, правовой информацией в области образования, внешнеэкономической деятельности, создания общей статистической базы, информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды, в сфере книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, периодической печати, координации межгосударственных отношений в области почтовой и электрической связи, в развитии и использовании систем сотовой подвижной связи и т.д. Одним из первых документов об информационном сотрудничестве, принятых в рамках Содружества, явилось Соглашение о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 года, в котором подчеркнута необходимость совместных действий в обеспечении более свободного и широкого распространения в рамках Содружества всех форм информации.

Этапным моментом в данном процессе стало утверждение 18 октября 1996 года Советом глав правительств СНГ Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств и принятие в 1998 году Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по ее реализации. Документ в основном был ориентирован на период с 1998 по 2000 гг. Его основу составили  ключевые мероприятия, связанные  с  развитием  нормативно-правовой  базы  равноправного  и взаимовыгодного    межгосударственного    информационного    обмена, обеспечением      информационной       безопасности,       развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государств-участников   Содружества   Независимых   Государств    по согласованным  сферам  деятельности,  организационным  и  финансовым обеспечением  реализации  межгосударственных  соглашений,   решений, проектов.

На первом   этапе   (1998-1999   гг.)   реализации    Концепции формирования  информационного  пространства  Содружества Независимых Государств  Перспективный   план   предусматривал   принятие   ряда межгосударственных,  межправительственных  соглашений,  определяющих правовые  и   экономические   условия   создания   и   использования национальных    и    межгосударственных    информационных    фондов, установления   и   защиты   прав   собственности   на   национальные информационные     ресурсы     государств-участников    Содружества, стандартизации    и    унификации    процедур    межгосударственного информационного обмена.

На втором этапе (1999-2005 гг.) предполагается создать  условия для  максимально  полного  обеспечения удобного и недорогого доступа населения      государств-участников      Содружества,       органов государственного  управления  и субъектов хозяйственной деятельности государств-участников   Содружества   к   мировым   и   национальным информационным   ресурсам   в   согласованных  сферах  деятельности, обеспечения  равноправного  и  взаимовыгодного   межгосударственного информационного обмена, создать официальную информационно-справочную систему    Содружества,    реализовать    на     основе     принципа взаимодополняемости   национальных   программ   информатизации   ряд совместных межгосударственных проектов,  обеспечивающих  приближение государств-участников  Содружества  Независимых Государств к мировым

стандартам развития рынка информационно-телекоммуникационных услуг.

В последние годы  активизировала свою работу Межпарламентская Ассамблея стран СНГ по разработке и согласованию проектов модельных законов. Значительную роль в становлении нормативно-правовой базы  играет  ориентированная на рыночные формы хозяйствования модернизация ведомственных нормативно правовых документов министерств  и  ведомств, ответственных  за  процессы  информатизации.

Проведены работы по созданию первой очереди автоматизированной системы  информационного обмена между государствами - участниками Содружества (АСИО СНГ), в рамках которой основным информационным ресурсом общего пользования стала интегрированная база данных «Документ СНГ». На сегодняшний день в ней собраны документы, принятые высшими органами Содружества, Евразийским экономическим сообществом, Организацией «Центрально-Азиатское Сотрудничество», Союзным государством Беларуси и России, а также некоторые двусторонние документы. В составе АСИО СНГ начаты работы по созданию подсистем обмена правовой информацией, информационного обмена между пограничными войсками и органами внутренних дел государств - участников Содружества (АСИО-ПВ СНГ и АСИО-МВД СНГ). Одной из наиболее важных ее составляющих является подсистема обмена правовой информацией, цель которой - обеспечение доступа населения стран СНГ к нормативным актам государств Содружества и международным документам.

На Кишиневской встрече глав государств Содружества в октябре 2002 года было принято решение по предложениям Республики Молдова о развитии Концепции формирования информационного пространства СНГ. Молдова инициировала рассмотрение вопроса о создании интегрированных регистров «Население СНГ» и «Правовые единицы СНГ». Внедрение предлагаемых систем, по мнению специалистов,  позволит обеспечить информацией из этих регистров соответствующие ведомства стран Содружества, а также уставные и отраслевые органы СНГ. Это даст возможность создать межгосударственную информационно-справочную службу, позволяющую решать вопросы формирования общего рынка труда, урегулирования процессов миграции рабочей силы, создания условий для электронного бизнеса, обеспечения развития интеллектуального межгосударственного рынка.

Для реализации конкретных задач формирования информационного пространства, оказания содействия налаживанию межгосударственного информационного обмена в рамках СНГ действует ряд специальных органов сотрудничества: Межгосударственный статистический комитет СНГ, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, Координационный совет по информатизации государств - участников Содружества, Совет руководителей государственных информационных агентств Содружества Независимых Государств, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии.

На заседании Совета глав правительств СНГ, проходившем в рамках Кишиневской встречи 2002 года, было принято решение о создании Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи. Целесообразность такой организационной формы обосновывалась активным процессом конвергенции телекоммуникационных и информационных технологий, а также возможностью возложить на Исполком РСС функции по организационно-техническому обеспечению деятельности Координационного совета. Предполагается, что образование Координационного совета при РСС позволит государствам Содружества наладить эффективное взаимодействие и сотрудничество при реализации национальных и межгосударственных программ в области информатизации, а также активно включиться в работу по формированию глобальной информационной инфраструктуры, проводимую ООН и Международным союзом электросвязи (МСЭ), в состав которого входит РСС на правах региональной организации.

В соответствии с Положением о Координационном совете, в задачи и функции этого органа входит:

1. Разработка предложений и координация работ по формированию информационного пространства государств - участников СНГ.

2. Осуществление взаимодействия по рациональному использованию научного, технического и производственного потенциала в целях создания и развития современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на основе новейших информационных технологий.

3. Разработка  предложений по развитию сотрудничества в сфере информатизации  и  обеспечению  взаимовыгодного  межгосударственного информационного обмена.

4. Подготовка    предложений и координация действий по разработке и реализации  межгосударственных  программ в сфере информатизации.

5. Координация  работ по формированию, использованию и обмену информационных ресурсов государств - участников СНГ.

6. Участие в работе по обеспечению информационной безопасности информационно-телекоммуникационных  систем  и сетей государств - участников СНГ.

7. Координация    работ  по созданию и использованию информационных технологий.

8. Содействие научно-техническому сотрудничеству государств в области  фундаментальных  и  прикладных  исследований  по  проблемам информатизации,    совершенствованию    системы    образования     в информационной сфере.

9. Разработка  предложений  по  направлениям   международного сотрудничества  и  взаимодействию  с  международными организациями в сфере информатизации.

10. Организация разработки проектов международных договоров в сфере информатизации.

11. Разработка    предложений  по  гармонизации   нормативной правовой  базы  в  области  информатизации,  а  также  содействие  в подготовке  и  внедрении  межгосударственных  и межправительственных стандартов по осуществлению информационных обменов.

12. Содействие развитию рынка информационных услуг.

13. Содействие    в  проведении  скоординированной   тарифной политики в сфере информатизации.

14. Содействие гармоничному вхождению государств, участвующих в  работе  Координационного  совета,  в  глобальное   информационное пространство.

15. Содействие развитию предпринимательства и межгосударственной кооперации в производстве средств информатизации.

16. Сотрудничество с международными,  национальными   и региональными организациями по вопросам информатизации.

17. Подготовка  рекомендаций  по  приоритетности   проведения государствами    -  участниками  СНГ  совместных  работ  в   области информатизации, по консолидации усилий в разрешении организационных, научно-технических,    финансовых   и  иных  проблем,  связанных   с выполнением таких работ.

В  состав  Координационного  совета  в качестве его членов входят  государства  -  участники  СНГ  в лице руководителей органов исполнительной    власти    или   их  заместителей,   осуществляющих государственное  управление,  реализацию государственной политики и координацию  работ  в  области  связи  и  информатизации. 

Если в государстве - участнике СНГ функции управления в области связи  и  информатизации  разделены,  то  в  состав Координационного совета  в  качестве  его  члена  входит руководитель или заместитель руководителя органа исполнительной власти по информатизации.

На первом заседании Координационного Совета был утвержден регламент его работы и рассмотрены стратегические направления сотрудничества стран СНГ в области информатизации. В регламенте отражены права и обязанности членов Координационного Совета, порядок принятия заинтересованных организаций в его состав, определена возможность проведения совместных заседаний Совета глав РСС и Координационного совета, а также целесообразность взаимного информирования о проделанных работах. В соответствии с принятым Регламентом, Председателем Совета был избран Председатель Совета глав администраций связи РСС Л.Д.Рейман, Министр Российской Федерации по связи и информатизации, заместителем – А.Е. Манукян, Министр транспорта и связи Республики Армения.

Решением Координационного Совета государств-участников СНГ по информатизации

от 1 июля 2003 г. была утверждена Стратегия сотрудничества стран СНГ в сфере информатизации. Стратегия  сформирована, исходя  из  конечной цели – построения  в  государствах  Содружества и Содружестве в целом  информационного общества на основе развития единого информационного пространства  и их  интеграция в мировое информационное сообщество. В качестве задач определены: создание стимулирующей среды для развития и укрепления сотрудничества; наращивание человеческого потенциала;  совершенствование взаимодействия государства и бизнеса в развитии применений информационно-коммуникационных  технологий.

Основные направления сотрудничества государств-участников СНГ в области информатизации должны охватывать:

Гармонизацию  законодательства  и  нормативно-технической  базы (технических регламентов)  в  области  информатизации.

Разработку  и  внедрение  новых  приложений ИКТ.

Развитие  информационной  и  телекоммуникационной  инфраструктуры  и  создание единого  информационного  пространства.

Либерализацию  условий  торговли  услугами  информационных  технологий.

Информационную  безопасность.

Государства – участники  должны продолжить  работу  по  созданию  модельных  законов  в  области  информатизации. Подчеркнута необходимость  совершенствования правовой базы, создающей условия для  широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти, граждан и организаций государств–участников СНГ, обеспечивающей единство информационного пространства на территории государств–участников СНГ,  преодоление цифрового неравенства и ликвидации региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации.

В соответствии с документом, сотрудничество стран-участниц СНГ в области гармонизации законодательства должно охватывать вопросы информационного взаимодействия, оказания телекоммуникационных и информационных услуг, охраны интеллектуальной  собственности, защиты информации и развития электронной торговли.

Информационное взаимодействие

Основной задачей регулирования информационного взаимодействия является создание условий для взаимного информационного обмена стран-участниц СНГ и формирование системы гарантий прав граждан и юридических лиц в этой области. Особое значение имеет создание системы гарантий права на доступ к информации. Должен быть установлен принцип ответственности уполномоченных органов за достоверность, открытость, полноту и актуальность предоставляемой информации.

Большое значение имеет вопрос о защите персональных данных граждан. Необходимо выработать методики работы с персональными данными, их сбора, хранения и защиты. Должны быть установлены меры ответственности государственных органов и организаций в случае нарушения установленного порядка обращения с персональными данными или их разглашения.

Телекоммуникационные и информационные услуги

Приоритетным направлением сотрудничества в этой области является разработка и принятие международных соглашений, определяющих общие принципы правового регулирования отношений, связанных с использованием глобальных информационных сетей и   сетевых информационных ресурсов.

В целях развития взаимовыгодного сотрудничества процедуры лицензирования и сертификации должны быть существенно усовершенствованы с целью снижения сложности их прохождения и повышения их эффективности. Необходимо формировать условия для развития систем добровольной сертификации и стандартизации.

Интеллектуальная собственность

Необходимо пересмотреть систему регулирования различных видов объектов исключительных прав, с тем,  чтобы устранить конфликты с обладателями прав на сходные по форме объекты. Для этого необходимо формализовать в нормах законодательства ряд наиболее значимых проблем, в частности, проблем соотношения прав на товарный знак, фирменное наименование c правами на  доменное имя.

Необходимо совершенствовать правовое регулирование новых объектов исключительных прав, таких как программы для ЭВМ и  базы данных.

Развитие законодательства об интеллектуальной собственности должно быть направлено на гармонизацию с общемировыми подходами к регулированию этой сферы общественных отношений. Для интеграции рынка объектов интеллектуальной собственности стран СНГ с общемировым должны быть созданы четкие и однозначные процедуры таможенного оформления и контроля экспорта и импорта программного обеспечения и других объектов интеллектуальной собственности, а также оказания информационных услуг посредством телекоммуникационных сетей.

Защита информации

Необходимо разработать систему правовых и организационных мер, позволяющих снизить уровень правовых ограничений в области защиты информации при сохранении необходимого уровня надежности деятельности в этой области и используемых средств защиты информации. При этом важно последовательно проводить в законодательстве принцип дифференциации правового регулирования деятельности в области защиты информации в зависимости от важности соответствующей области общественных отношений.

Необходимо совершенствовать механизмы использования средств защиты информации и средств электронно-цифровой подписи. Должна быть создана система нормативных актов и методических рекомендаций, позволяющих участникам данного вида деятельности осуществлять все принадлежащие им права и эффективно обеспечивать надежность используемых ими средств защиты информации и средств электронно-цифровой подписи.

Большое  значение  имеет рост  осведомленности  общества  по  вопросам  защиты информации  в  связи  со  стремительным  возрастанием  сложности, потенциала  и  сферы применения  ИКТ и  транснационального  характера  информационных систем.

Электронная торговля

Решение проблемы правовой защиты сделок, заключаемых при помощи электронных средств, требует создания эффективного правового механизма использования средств электронного документооборота и аналогов собственноручной подписи.

Для развития системы расчетов с использованием компьютерных сетей необходимо совершенствовать законодательство о безналичных расчетах и о банковских картах. Нормы указанных актов должны раскрывать механизмы осуществления расчетов с использованием компьютерных сетей, устанавливать права и обязанности сторон, способы фиксации существенной для сделок информации. Необходимо также создать правовые механизмы распределения рисков, связанных с использованием новых способов расчетов.

Политика государства в области защиты прав потребителей должна быть направлена на повышение эффективности судебной защиты их прав и законных интересов. Основной задачей должно стать эффективное возмещение убытков, причиненных потребителям действиями, нарушающие их права и законные интересы.

Необходимо принимать меры по гармонизации национального регулирования в области электронной торговли и международных  подходов к решению сходных вопросов.

Разработка нормативно-технической базы и технических регламентов

Стандартизация  в  области  ИКТ  является  важнейшим  условием  создания  эффективных  и  взаимодействующих  информационных  систем. Разработка  и  применение  единых  стандартов  при реализации совместных проектов   стран-участниц  СНГ  по  созданию  информационных  систем  и  ресурсов  должно стать  ключевым  направлением сотрудничества в области информатизации.

Механизмы  реализации  сотрудничества

В  структуре СНГ создан ряд органов отраслевого сотрудничества, которые реализуют проекты создания и использования информационных ресурсов и систем в интересах конкретных видов сотрудничества. Для эффективной реализации Стратегии требуется координация работ, проводимых всеми органами СНГ. Ведущая роль в координации сотрудничества в области информатизации должна принадлежать Координационному совету по информатизации государств-участников СНГ, т.к. в сферу его компетенции попадают все направления сотрудничества  в сфере информатизации.

Организация  сотрудничества  должна  отличаться  повышенной  гибкостью  для  максимального  учета  предпочтений каждой страны СНГ при выборе  схем   присоединения  к  тому   или иному  направлению/проекту  деятельности. Они могут варьироваться от  слабых  форм  участия (например, на уровне научно-методической координации  и  одобрения  проектов, или  на  уровне  взаимного  информирования  о  выполнении проектов)  до сильных  форм  участия (например, долевое участие в проектировании или тиражировании решений).

Система  организации  сотрудничества  должна  в  значительной  степени использовать  преимущества  информационных  технологий  для  эффективного  функционирования  сетевых  способов  повседневного  взаимодействия  участников  сотрудничества  как основополагающих  приемов  практического  сотрудничества.

В  связи  с  этим  в документе предлагается  рассмотреть  возможность  осуществления комплексного проекта создания системы информационно-технологической  поддержки  функционирования  Координационного  совета  государств – участников  СНГ  по  информатизации.  Предлагается также подготовить и обеспечить сопровождение базы данных экспертов Координационного Совета по странам-участникам СНГ.

В  качестве конструктивной нормативно-правовой базы сотрудничества авторы Стратегии рекомендуют подготовить необходимые двусторонние соглашения, правовые акты и ведомственные нормативные акты уполномоченных министерств (ведомств) государств – участников СНГ в сфере информатизации, которые бы способствовали развитию сотрудничества в области создания и использования информационно-коммуникационных технологий в странах СНГ.

В качестве первоочередных мер сотрудничества стран-участниц СНГ в области информатизации на период 2003-2006 гг. предусматривается:

проведение анализа  имеющихся совместных программ  стран-участниц  СНГ  в  области  ИКТ  с  целью  устранения  дублирования  и  концентрации  финансовых  ресурсов  на  приоритетных  направлениях;

рассмотрение  вопросов совместной  реализации  наиболее актуальных  программ  и проектов в сфере  ИКТ, включая  вопрос ускорения  реализации  Программы создания сети информационно–маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников  СНГ;

использование единых индикаторов готовности государств-участников  к  информационному  обществу  для  мониторинга  развития  информатизации  и  определение  межгосударственного  органа, который  будет  заниматься  таким  мониторингом  в  рамках  СНГ  на  регулярной  основе;

повышение эффективности координации работ отраслевых органов СНГ в области создания и использования информационных ресурсов и систем.

Перечень  первоочередных  мер  сотрудничества  стран-участниц  СНГ  в  области  информатизации  может  уточняться  и  дополняться  по  представлению  Координационного  Совета  государств-участников  СНГ  по  информатизации  при  РСС.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ