Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №94(15.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
Белоруссия
Украина
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Закавказье
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Газета СНГ,
1 марта 2004

Вашингтон охладел к Ташкенту

Зарина Аскарова

В последнее время президент Узбекистана Ислам Каримов вплотную занялся укреплением режима личной власти. Однако, похоже, приоритеты у узбекского лидера изменились: Каримов делает ставку на новых партнеров и союзников.

Борьба за сферы влияния в центральноазиатском регионе по- прежнему актуальна и остра. Совсем недавно дружественный Вашингтону, сегодня Ташкент видит союзников в лице Москвы и стран Ближнего Востока. Знаковыми в этом смысле стали поездка Каримова в Кувейт и внезапная реанимация российско-узбекских межпарламентских связей. Внешнеполитический поворот Узбекистана в сторону России подтверждается небывалой активизацией участия республики в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Кремль, в свою очередь, не раз высказывался за то, что Узбекистан может стать стратегическим партнером России в укреплении стабильности и борьбе с терроризмом в Центральной Азии. Основным конкурентом в погоне за лидерством в Средней Азии Узбекистан считает своего северного соседа – Казахстан, который, обладая большим промышленным и ресурсным потенциалом, пока оставляет державу Ислама Каримова позади.

Главным индикатором "похолодания" в отношениях официальных Ташкента и Вашингтона стало ужесточение контроля в республике за деятельностью международных организаций – причем работа Фонда Сороса "контролировалась" так жестко, что это фактически привело к его закрытию. По данным ИА "Фергана.Ру", с января 2004 года банки Узбекистана не пропустили ни одного платежа Фонда Сороса, предназначенного грантополучателям.

В январе власти Узбекистана постановили, что международные организации, работающие в республике, обязаны до 1 марта зарегистрироваться, помимо министерства иностранных дел, еще и в министерстве юстиции. Американские власти вполне резонно предполагают, что некоторым организациям, в том числе и поддерживаемым США (Национальный демократический институт), в регистрации будет отказано, и они будут вынуждены покинуть страну.

Как свидетельствуют эксперты, уже сейчас работники американского дипломатического корпуса угрожают применением санкций против Узбекистана, если такая практика не будет прекращена. Однако жесткий прессинг официального Ташкента, опасающегося повторения сценария грузинской "революции роз" (в которой международные организации приняли деятельнейшее участие), скорее всего, остановлен не будет.

Результатом такого варианта развития событий может стать действительное охлаждение отношений Ташкента и Вашингтона. Если ранее США ограничивались лишь критикой политики Узбекистана в области соблюдения прав человека, сохраняя при этом весьма теплые отношения и предоставляя разнообразную (в том числе и военную) помощь в рамках многих программ, то сейчас "дядя Сэм" явно недоволен поведением "племянника Ислама", который не только игнорирует многие "дядюшкины" предписания, но и осуществляет открытое преследование его подопечных.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ