Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №95(01.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ДИСКУССИИ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



Независимая газета,
20 марта 2004

Душанбе назвал цену своей дружбы

Виктория Панфилова

США перекупают "младшего брата" России

Вашингтон намерен увеличить свое присутствие в Центральной Азии. Об этом, в частности, на днях заявил директор ЦРУ Джордж Тенет, выступая в Конгрессе США. В своем докладе по проблемам обеспечения безопасности, опубликованном в газете New York Times, Тенет отметил, что Москва поддерживает американскую администрацию в войне в Афганистане, но против размещения крупного военного контингента США в странах Центрально-Азиатского региона. По его мнению, после переизбрания Владимира Путина на очередной президентский срок Кремль будет проводить более твердую и уверенную политику в отношении государств СНГ: "Россия активно стремится восстановить влияние на всей территории бывшего СССР и с этой целью использует культурные и исторические связи с соседними странами, а также проводит экономическую экспансию, прежде всего в сфере энергетики". То же самое недавно заявил Пентагон, в отчете которого говорится, что Россия под руководством Путина пытается вновь обрести статус великой державы, в том числе за счет усиления армии и увеличения расходов на оборону.

Правда, Москва никак не может найти баланс между постимперскими амбициями и необходимостью пожертвовать ради этого огромными средствами. Об этом свидетельствует застопорившийся процесс создания в Таджикистане российской военной базы. Так, в начале марта очередной раунд переговоров между Москвой и Душанбе закончился ничем. Результаты контактов держались в секрете, а российский посол в Таджикистане Максим Пешков всякий раз ссылался на договоренность не разглашать информацию о переговорах до их окончания и подписания документов. Однако агентству ИТАР-ТАСС одна из сторон дала информации о том, что Таджикистан выдвинул невыполнимые условия. Душанбе якобы требует, чтобы российское вооружение, техника и объекты инфраструктуры, размещенные на территории страны, перешли в ее собственность, поскольку после развала СССР практически все страны СНГ получили большое наследство от Советской армии. Таджикистану же досталась лишь расположенная на его территории российская дивизия.

По сообщению ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Минобороны РФ, Душанбе требует в качестве предварительного условия создания военной базы списать государственный долг в 300 млн. долл., образовавшийся по линии торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. А также настаивает на выплате 50 млн. долл. за использование оптико-электронного комплекса "Окно" Космических войск России, дислоцированного в Нуреке. Эта система обнаружения высокоорбитальных космических объектов по сравнению с традиционными радиолокационными средствами имеет значительно большую дальность действия и более высокую точность измерения координат космических объектов на геостационарных и высокоэллиптических орбитах. Система способна обнаружить объект на расстоянии до 40 тыс. км. Выбор пал на эту горную республику не случайно: на таджикском высокогорье (2,2 тыс. метров над уровнем моря) наибольшее количество ясных ночей, высокая стабильность и прозрачность атмосферы. На территории России регионов с такими уникальными условиями нет. Москву также не устроило, что президент Таджикистана Эмомали Рахмонов в чрезвычайных ситуациях намерен "принимать на себя командование российской 201-й дивизией и использовать ее для защиты национальных интересов". Источник в Минобороны признал, что Москва рассчитывала на уступки Таджикистана в обмен на состоявшуюся в феврале выдачу таджикским властям бывшего министра внутренних дел этой страны Якуба Салимова, но расчет не оправдался.

Эксперты объясняют неуступчивость Душанбе заметным улучшением отношений Таджикистана со странами НАТО. Президент Рахмонов, отчаявшись дождаться российских инвестиций в разрушенную гражданской войной экономику, объявил для Запада "политику открытых дверей". Тем более что скромная (по американским меркам) финансовая поддержка геостратегических планов Вашингтона явно превзойдет любую российскую помощь.




Газета СНГ,
16 марта 2004

Европу завалят наркотиками

Алексей Матвеев

Российские пограничники вкоре покинут южные рубежи СНГ. Как заявил сегодня "Российской газете" первый заместитель директора ФСБ, глава погранслужбы Владимир Проничев, "двух хозяев на границе быть не должно. В связи с этим рассматривается вопрос о поэтапной передаче всего участка таджикско-афганской границы под охрану пограничникам Республики Таджикистан". По его словам, часть пунктов пропуска и участки границы на Мургабском и Калай-Хумбском направлениях уже переданы в ведение Душанбе. До конца 2004 г. таджикской стороне также отойдут участки Калай-Хумбского и Хорогского погранотрядов (ПО). Со следующего года российские погранвойска будут контролировать только Московский и Пянджский ПО, и по всей вероятности, будут готовить и их к передаче таджикским товарищам. Все это не может не удивлять: совсем недавно – в конце прошлого года – во время визита в Таджикистан Владимир Проничев говорил, что "российские пограничники были, есть и останутся в Республике Таджикистан".

Разговоры о выводе российских пограничников с территории Таджикистана начались 25 мая 2003 г., когда истек срок действия договора о совместной охране границы. Велись многочисленные переговоры о его пролонгации, однако никаких конкретных результатов не было достигнуто, и российские пограничники решили, что ничего больше не остается, как уйти с таджикско-афганской границы.

Это решение, очевидно, вызовет обеспокоенность в некоторых российских и зарубежных кругах, в том числе спецслужб стран ЕС. Основная часть наркотиков, проходящих через таджико-афганскую границу, оседает в Европе, а способность таджикских погранвойск противостоять наркотрафику вызывает сомнения. Правда, представители Таджикистана уверенны в обратном. Душанбинские власти уверяют, что таджики лучше русских знают местность и смогут эффективнее бороться с нарушителями. То, что россияне уже на протяжении более ста лет охраняют здешнюю границу, во внимание не принимается.

Россия хочет оставить в Таджикистане своих пограничников, чтобы не допустить контрабанду наркотиков и проникновение других факторов нестабильности в страны СНГ и в Европу. Это, естественно, поможет Москве сохранить свое влияние в центрально-азиатском регионе. Стоит заметить, что помимо пограничников в Таджикистане останется российская военная база (201-я мотострелковая дивизия), однако нельзя исключить, что и ее скоро поросят покинуть республику.

Интересы Таджикистана меркантильны: он ждет помощи со стороны Запада. Об этом, кстати, не раз заявлял начальник штаба Комитета по охране госграницы (КОГГ) РТ генерал Назаров.

Во время визита в Таджикистан в сентябре 2003 г. тогдашний генсек НАТО Джордж Робертсон пообещал, что Североатлантический альянс и ОБСЕ откроют в Таджикистане учебный центр, где начнут готовить пограничников для стран Центральной Азии. Кроме этого, ЕС по программе технической помощи странам СНГ выделяет Таджикистану 12 млн евро, которые пойдут на реализацию программ по укреплению границ. Душанбе это выгодно, ведь военнослужащие погранвойск республики будут учиться за счет средств НАТО, в то время как российские пограничники на 50% финансировались Таджикистаном. Но учебного центра пока нет, а "передача границы" уже началась. Нельзя оставить без внимания и уровень жизни в этой центральноазиатской республике, где ради заработка люди порой могут пойти на все. Трудно забыть историю, когда власти Казахстана задержали группу афганцев, пытавшихся провести в страну не одну сотню килограмм героина. Во главе контрабандистов стоял бывший Чрезвычайный и Полномочный посл Таджикистана в Казахстане. Афганцы представились гражданами Таджикистана, однако в ходе расследования стало ясно, что документы они получили в таджикском Кулябе всего за 80-100 долларов.

Вооруженные силы США, Канады, Германии и Франции, находящиеся в Афганистане, не в состоянии контролировать там ситуацию. По данным Владимира Проничева, после 2001 г. площадь посевов опиумного мака в Афганистане возросла в 9 раз. Через афгано-таджикскую границу тороговцы наркотиками и оружием пытаются превозить все больше и больше своего товара, и ждать действий со стороны войск США и стран Европы не приходится.




Avesta.Tj,
21 марта 2004

Информационный штурм от Р.Ю.Хоугленда

Зафар Абдуллаев

В прошедшую неделю была отмечена необычно высокая активность посла США в Таджикистане Ричарда Хоугленда (Richard E. Hoagland, посол в Душанбе с 16.10.2003). За этот период он успел предоставить три интервью местным газетам, сделать полномасштабное выступление в ТГНУ и провести пресс-конференцию с представителями СМИ. Что за этим стоит?

Принимая во внимание неоднократно повторяющиеся ключевые фразы в его заявлениях и докладах, сделанных в этот период, напрашивается несколько версий происходящего.

Первая – "специальное задание Вашингтона". Активность Р. Хоугленда проявилась сразу по итогам визита в Таджикистан координатора по вопросам оказания помощи странам Европы и Евразии Госдепартамента США Карлоса Паскуаля. Последний, после переговоров с президентом РТ Э. Рахмоновым заявил, что США окажут Таджикистану помощь в законодательном процессе, в сфере избирательного права, а также в вопросе свободы слова.

Возможно, официальный Вашингтон поставил задачу перед своим послом оказать необходимую информационную поддержку результатам той встречи, создав своеобразный фон. В пользу этого свидетельствует отражение позиций К. Паскуаля в выступлениях Р. Хоугленда.

В частности, в его докладе "Демократия и Таджикистан" перед студентами и преподавателями ТГНУ прозвучали следующие слова:

"Во-первых, мы убедительно рекомендуем, чтобы задолго до парламентских выборов 2005 года парламент принял недавно переданные ему на рассмотрение дальнейшие поправки к закону о выборах, над которыми работали большинство политических партий Таджикистана в сотрудничестве с ООН и ОБСЕ. Самое основное среди этих поправок – это создание независимой избирательной комиссии, состоящей из равного числа партийных и беспартийных членов, для того чтобы люди могли поверить и доверять заключительному слову комиссии о результатах выборов. Во-вторых, мы убедительно рекомендуем пересмотреть законы о средствах массовой информации…

Практически то же он сказал в интервью местным газетам. Вот выдержка из его интервью газете "Азия-плюс" ("Демократия – лучший способ развития", №9 от 4 марта):

"Предстоящие выборы в парламент будут очень важными. Парламент на данном этапе рассматривает несколько новых поправок в закон о выборах, которые были разработаны при участии политических партий РТ и при содействии ООН и ОБСЕ. Одной из самых основных поправок является создание независимой избирательной комиссии".

"Намного важнее, если в каждой стране будет своя независимая избирательная комиссия, состоящая из членов всех легально существующих партий, а также видных беспартийных членов, представителей интеллигенции" - это уже из интервью газете "Бизнес и политика" ("Демократию нельзя навязать", №10 от 4 марта).

Не менее жизнеспособна и вторая версия – это реакция США на прорыв в таджикско-российских переговорах по вопросу создания российской военной базы в РТ.

Внезапно появившиеся в прессе заявления российских и таджикских военных об отсутствии спора вокруг создания российской базы в Таджикистане, как и факт немедленной выдачи Якуба Салимова таджикским властям, свидетельствуют о том, что данный вопрос фактически решен. Американской стороне необходимо как-то реагировать на это и информационная активность посла может быть проявлением этой самой реакции. Образовательные речи о демократии в данном случае могут быть ширмой для обозначения позиций США, которые несут в себе также элемент предупреждения.

Возьмем все тот же доклад. Здесь есть и такие слова:

"Иной раз можно услышать, особенно от эмигрировавших оппозиционных политиков и журналистов, что Соединенные Штаты не "навязывают" демократию в Центральной Азии, потому что предпочитают помогать существующим правительствам за то, чтобы получить доступ к энергоресурсам или доступ к военным объектам. Я уважительно отношусь к этим людям, но твердо отвергаю их заявления"…

Подтекст – есть оппозиционные силы, которые хотят нашими руками, навести порядок в вашей стране, но мы их пока не слышим

"То, чего вы не видите и не слышите, это интенсивные личные беседы за закрытыми дверями после ухода журналистов, когда мы предельно откровенны с руководителями страны в вопросах необходимости создания демократической практики"…

"Иногда лидеры не слушают свой народ. Авторитаризм порождает нестабильность; он ее не предотвращает. Недавняя "революция роз" в Грузии произошла именно потому, что правительство отказалось слушать свой народ"...

Подтекст – если правительства не прислушиваются к нашим советам...

"Я твердо верю, что демократия расцветет в Таджикистане. Она уже начала. И каждый отдельный гражданин Таджикистана обязан лелеять этот хрупкий цветок".

Подтекст – демократия часто ассоциируется с США, а президент РТ - такой же отдельный гражданин Таджикистана…

Не менее интересны заявления посла прессе. Например, это:

"С точки зрения Вашингтона, США и Россия, конечно же, не конкуренты в Центральной Азии, даже если мы еще не партнеры". А также - "если независимый и суверенный Таджикистан решит, что присутствие постоянной российской военной базы в национальных интересах Таджикистана, тогда правительство РТ имеет право принимать такое решение" ("Бизнес и политика" от 4 марта).

"США не против открытия российской военной базы в Таджикистане. Прежде всего, я хочу, чтобы все поняли, что США не намерены конкурировать с какой-либо страной в Центральной Азии. Но в принципе у нас, как и у других держав имеются свои долгосрочные планы в этом регионе". Это слова Ричарда Хоугленда на пресс-конференции для отечественных и иностранных СМИ, прошедшей 3 марта в Душанбе.

Возможно, данные версии - итог некоторых совпадений, а информационная активность посла США в РТ на самом деле является его собственной инициативой. Так или иначе, Ричард Хоугленд заслуживает похвалы и звания "лучшего демократа недели" за прекрасные лекции по демократии и за полную открытость перед СМИ. Это лучший наглядный пример демократичности.




Российские вести №10 за 17 - 23 марта 2004

Рахмонов уходит под себя

Девлет Озоди

Власть в Таджикистане готовится к парламентским выборам

Череда правительственных перестановок и открытое преследование всех, кто может составить конкуренцию президенту Имомали Рахмонову, - таковы будни политической ситуации в Таджикистане.

В январе текущего года глава Таджикистана провел "министерскую реформу", сутью которой было, во-первых, изменение персонального состава членов кабинета министров", а во-вторых, "модификация" структуры министерств. По заявлению президентского пресс-секретаря Абдулфаттоха Шарипова, озвучившего официальную версию событий, целью этой реформы было "привлечение молодых и талантливых кадров к правительственной работе". Однако последовавшие вскоре события зимы-весны нынешнего года подтвердили выражавшиеся многими местными наблюдателями прогнозы: Имомали Рахмонов, ставший летом прошлого года фактически пожизненным президентом, решил провести "реформу под себя". Более того, он начал открыто заполнять правительственные должности своими земляками-кулябцами.

Окончание во второй половине 90-х гг. гражданской войны было во многом обеспечено договоренностями, достигнутыми между вовлеченными в конфликт сторонами. Одним из главных условий было включение оппозиции во власть, где она должна была занимать не менее 30% мест в высших органах управления, армии, госбезопасности и т.д. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), отказавшись от вооруженной борьбы, соблюдала все договоренности и не давала повода для каких-либо действий против себя. Не менее лояльно в отношении власти вели себя и те, кто оказывал поддержку Рахмонову в годы внутриполитического кризиса - деятели и военные руководители Народного фронта. Однако ситуация в стране начала в конце 90-х гг. меняться, что было связано с желанием таджикского президента ввести в стране "центральноазиатскую модель", элементами которой являются пожизненное президентство действующего главы государства, преследования оппозиции, профанация демократических представительных органов власти, постоянная игра на противоречиях между Россией и государствами евроатлантического сообщества.

Вполне естественно, что как представители политической оппозиции, так и бывшие соратники Имомали Рахмонова стали для таджикского руководителя серьезным препятствием на пути построения им весьма своеобразной, но уже известной в истории общественно-политической системы. Параллельно глава Таджикистана весьма активно разыгрывал "российскую карту", усиливая и ослабляя давление на Москву в вопросе пребывания на территории Таджикистана 201-й дивизии, которая занята охраной границы с Афганистаном. После начала антитеррористической операции антиталибовской коалиции под руководством США у официального Душанбе появился дополнительный козырь: в случае обострения таджикско-российских отношений Рахмонов надеялся на то, что ему окажет поддержку евроатлантическое сообщество. Поэтому вступление в Организацию договора коллективной безопасности, в которой главную роль играет Россия, президент Таджикистана начал рассматривать как инструмент для поддержания собственной власти и гарантий со стороны Москвы закрыть глаза на происходящее в этой стране.

Недавняя передача бывшего министра внутренних дел Таджикистана Якуба Салимова российской стороной таджикской стала частью этой политики. Бывший сподвижник Рахмонова, бежавший из Таджикистана и обвиненный властями в попытке государственного переворота, стал еще одним обвиняемым после того, как в январе текущего года к 16 годам заключения был приговорен один из руководителей ПИВТ.

Предстоящие в будущем году парламентские выборы не должны, вероятно, по мнению высшего должностного лица страны, позволить оппозиции легально получить даже минимальное представительство. По мнению зарубежных обозревателей, "достаточно трудно понять, почему президент ощущает необходимость концентрировать все большую власть в руках собственной партии. Народная демократическая партия Таджикистана уже и так обладает подавляющим большинством мест в парламенте и многими высокими постами в правительстве". Ответ на этот вопрос следовало бы искать в ощущаемой Имомали Рахмоновым нестабильности ситуации.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ