Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Regions.Ru,
2 апреля 2004

Российским СМИ прививают толерантность

 28-30 марта при поддержке Европейского Сообщества в Москве, в учебном центре "Московский", прошла Всероссийская конференция "Пути преодоления ксенофобии, расовой дискриминации, антисемитизма в многонациональной Российской Федерации". Проект, рассчитанный на три года, осуществляет Московское Бюро по правам человека совместно с Московской Хельсинкской группой и Объединением комитетов в защиту евреев в бывшем СССР.

В работе конференции участвовали известные политики, политологи, эксперты представители дипломатических миссий, правозащитники, общественные деятели и журналисты. На конференции выступили: посол США в России Александр Вершбоу, Президент Объединения комитетов в защиту евреев в бывшем СССР Й.Абрамовиц, международный директор этого Объединения Леонид Стонов, президент Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, директор Центра межнационального сотрудничества Ашот Айрапетян, секретарь Союза журналистов России, председатель Комитета по защите свободы слова и прав журналистов Павел Гутионтов и другие деятели.

Участники конференции приняли резолюцию "О проблеме ксенофобии и насилия на почве расовой и религиозной нетерпимости в России".

Кроме того, Центр развития демократии и прав человека совместно с центром "Сова" и Московской Хельсинкской группой представил 1 апреля в Москве результаты мониторинга "Язык вражды в предвыборной агитации и вне ее".

Автор исследования языка вражды (это калька с английского "hate speech") Галина Кожевникова отметила общее снижение некорректных высказываний в адрес мусульман. "Политики отдавали себе отчет в том, что значительная часть электората исповедует ислам - и старались не касаться этой темы", - считает она. В регионах России, отмечает она, ситуация различается в зависимости от местных властей. Наиболее ясно показывает размывание конкретного по религиозной и национальной принадлежности "образа врага" троекратный рост "общей ксенофобии", высказываний в адрес "нерусских" вообще. В связи с этим особо отмечен предвыборный лозунг ЛДПР "Мы за бедных, мы за русских", противопоставивший потенциальных избирателей лицам всякой иной национальности.

Из числа партийных газет, наблюдавшихся в период предвыборной гонки, особо отмечены "Вечерняя Рязань", принадлежащая бывшему мэру Рязани В.В. Рюмину, выступавшая за КПРФ "Советская Россия", и газета "Вперед, Россия!" одноименной партии Бориса Федорова. Впрочем, "католикам", "сектам" и "протестантам" досталось в предвыборный период даже от "Единой России". Именно "единоросс" Дмитрий Саблин заказал социологический опрос, в котором спрашивал потенциальных избирателей, волнует ли их "засилье выходцев с Кавказа", а Константин Затулин, комментируя идею переезда судов на Дальний Восток, заявил: "Можно подумать, что судьи Арбитражного суда помогут своими папками отбиваться от лезущих через границу китайцев".

Подводя итоги мониторинга, президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе заявил, что отмеченная ориентация языка вражды на разжигание ненависти к "иным" и "чужим" указывает на необходимость продвижения идей толерантности методами PR.

Руководители Ассоциации этнопроблематики при Союзе журналистов год вели мониторинг крупнейших газет, выходящих в Москве. И по итогам исследования инкриминировали почти всем центральным СМИ (кроме "Новой газеты") провоцирование ксенофобских настроений и создание негативного, ложного образа инородца и иноверца. Особенно это касается ислама, мусульман и кавказцев.

Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов рассказал, что целью работы экспертов ассоциации было "проследить публикации, которые провоцируют межнациональную, религиозную рознь". По его словам, в Москве нет газет, свободных от публикаций ксенофобского, расистского и даже фашистского толка".

Сказав это, секретарь передал слово президенту Ассоциации этнопроблематики Сулете Кусовой, черкеске по национальности. По итогам "почти двухлетней работы" эксперты пришли к удручающим выводам: "Именно в солидных, известных, респектабельных московских СМИ потоком льются те самые межнациональная ненависть, расизм, шовинизм, которые на словах и осуждают!" - сообщила Кусова.

Эксперты заключили, что в СМИ сложилась некая очень тонкая система "нанесения точечных ударов по созданию негативного образа "лиц кавказской национальности" и людей, исповедующих ислам". Оказалось, Кусова начала с того, что стала смотреть кроссворды в газетах, потому как "это - показатель популярности издания". (То есть, по мнению Кусовой, популярность газеты зависит от наличия в ней кроссворда.) И в вопросах к этим кроссвордам обнаружились просто патологическая исламофобия и презрение к кавказцам и вообще азиатам. Кусова привела примеры. Вопрос: "Религия, часто дышащая на Бен Ладена", - ответ: "Ислам". Вопрос: "Кавказский террорист", - ответ: "Абрек". "А ведь абрек для кавказца - это тот же герой, богатырь, Илья Муромец, Стенька Разин!" - с гневом воскликнула Кусова. (Если быть точными, абрек - это горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации в период присоединения Кавказа к России, и в России, соответственно, абрек приравнивался к разбойнику. Но ежели причислять к образцам для сравнения Стеньку Разина, вопрос снимается.) В "Известиях" тот же абрек был зашифрован в кроссворде как "бандюга из аула". В другом кроссворде обидели всех жителей азиатской части света: на вопрос "грубый, неотесанный, жестокий человек" ответом было - "азиат".

Из таких вот мелочей, с горечью объяснила Кусова, и складывается возмутительное отношение к мусульманам и кавказцам в быту. "Вот мне врач в поликлинике (приятная, интеллигентная женщина) выписывает рецепт и участливо спрашивает: мол, вы по-русски-то понимаете? Может, вам перевести? - пожаловалась Кусова. - Мы весь этот опыт негативного отношения пропускаем через себя!.. Ксенофобия проявляется в быту, в молекулярной форме! И в нагнетании вот этой кавказофобии, исламофобии участвуют вполне уважаемые центральные газеты... В "Известиях" каждый день появляется публикация такого рода..."

Журналистам очень долго не удавалось добиться от экспертов, чтобы они назвали все те издания, которые контролировали и обозревали. Эту информацию пришлось вытягивать чуть ли не клещами, однако конкретных цифровых выкладок мы так и не получили. Уже в завершение мероприятия Кусова сдалась и назвала одиннадцать центральных газет и журналов, не указав, полный это список или частичный. А до того информация была весьма разрозненной и больше походила на подборку высказываний в жалобной книге. Вот либеральные "Московские новости" позволили себе поместить статьи Василия Аксенова и Игоря Губермана. Первый нехорошо отзывается об исламе и мусульманах, второй же, по словам Кусовой, вообще предлагает разрушить мечети. А в "АиФ" сатирик Михаил Задорнов объясняет, что "Кавказ так агрессивен, потому что объелся мяса" (цитирую Кусову). Особенно, конечно, усердствуют "Известия": тут и заметки знаменитого интеллектуала Максима Соколова о "счастии без инородцев", и антиисламские пассажи публициста Александра Архангельского, и провокаторская статья Олега Осетинского "Если бы я был Бен Ладеном", и статья дьякона-богослова Андрея Кураева о "горцах и кочевниках, живущих набегами". Сюда же Кусова отнесла и известную статью Юлии Калининой в "МК" о "необходимости выселения инородцев".

Присутствовавшая на встрече корреспондент "Известий" Елена Тимофеева попыталась заступиться за родное издание и затребовала четких критериев оценки, которыми руководствовались исследователи. Кусова повторила: "Газета "Известия" вносит огромную лепту в создание негативного образа ислама и мусульман". Классификация материалов, по словам Кусовой, существует. Они подразделяются на три группы. Первое - "материалы откровенно и заведомо шовинистические" (так, упомянутая статья Калининой была уподоблена материалам, публикуемым в "откровенно фашистских СМИ").

Второе - "материалы, свидетельствующие о неглубоком знании предмета". Известно, что журналисты в большинстве своем Корана не читали и в истории и культуре народов мира явно не сильны. Но при этом берутся писать на щекотливые темы: вот статья (и снова в "Известиях") "Гудбай, Ичкерия", где абрека Зелимхана Карчароевского обозвали бандитом, "специализировавшимся на убийствах чиновников царской России" в XIX веке. А по версии Кусовой, Зелимхан был "национальным героем чеченского народа, возглавившим национально-освободительное движение против колониального гнета".

Третья группа материалов, порочащих честь и достоинство кавказцев и мусульман, - "сюжеты в стиле этнографической зарисовки или этюда со стремлением минимизировать того, о ком они говорят". Иными словами, это такие картины из туземной жизни, нарисованные из присущей прессе порочной тяги к экзотике. Они создают "тупой, маргинальный образ" народов, имеющих давнюю, самобытную культуру, а это опошление. По мнению Кусовой, такой поп-культурный подход к религиозным особенностям и традициям народов России чуть ли не наиболее вреден, потому как тягу познания развивает в ложном направлении и блокирует понимание происходящего.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ