Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Дорогой Союза, а не Унии

Лев Криштапович (Минск)

Исторический путь развития Беларуси проходил в русле национального, культурного, цивилизационного единства с Россией. Для белорусского и русского народов характерны языковое родство, единство образа жизни и территории, одна и та же социально-нравственная система ценностей, одни и те же мировоззренческие и политические убеждения, общность исторической судьбы. Общеизвестно: попытки польской шляхты привлечь белорусское крестьянство к своей борьбе против России всегда терпели крах. Ибо белорусы прекрасно понимали, что их недруг не Россия, а польский пан и антинациональный иезуитизм. Сами иезуиты, видя провал своего миссионерства в среде белорусов, в сердцах произносили: «Грубый и окаменелый в схиме (православии. – Л.К.) народ».

Белорусская государственность сформировалась в условиях восточнославянского цивилизационного времени и пространства, союза с русским народом, совместного строительства Союзного государства, т.е. союзной, национальной модели развития в противоположность модели унионной, антинациональной. Терминологически понятия «союз» и «уния» тождественны, но за этим формальным тождеством скрывается принципиально разное философско-историческое содержание. Уния Беларуси с Польшей всегда была реакционна, антинациональна, поскольку ставила своей целью денационализацию белорусского народа. Союз Беларуси и России всегда был прогрессивен, национален, поскольку способствовал сохранению ментальных характеристик белорусского народа, сохранял условия для национального возрождения и государственного строительства. Вот почему всякие концепции «вхождения Беларуси в Европу», «Европейскую унию» будут вести к утрате государственной независимости Республики Беларусь, к денационализации белорусского народа, т.е. к его исчезновению.

В геополитическом контексте противоположность между союзной парадигмой и унионной моделью развития Беларуси выступает как противоположность между интеграцией и глобализацией. Формально интеграция и глобализация рассматриваются как тождественные процессы. Но фактически они означают принципиально противоположные варианты мирового развития. Глобализация является антиинтеграционной парадигмой, сущность которой сводится к бесплатному присвоению природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов человечества в интересах западных корпораций и потребителей. В известной степени это признает лауреат Нобелевской премии по экономике за 2002 г. Джозеф Стиглиц, который отмечает, что «существует большой массив фактических данных и аналитических построений, подтверждающих, что глобализация усиливает экономическую нестабильность, а экономическая нестабильность способствует ослаблению чувства защищенности и увеличению масштабов нищеты».

Объединение в рамках Европейской унии идет в русле глобализации, которая так или иначе ориентирована на закрепление привилегированного положения западных стран в системе международных отношений и создание однополюсного мира. Строительство же Союзного государства Беларуси и России основывается не на стратегии однополюсного глобализма, а на стратегии многополюсной интеграции, сущность которой заключается в установлении справедливых взаимоотношеий между всеми государствами мирового сообщества. Интеграционная парадигма Союзного государства основывается на справедливом доступе к экономическим и финансовым возможностям для всех стран, на их взаимном интересе, радикальной демократизации международных финансовых институтов на основе общепризнанного международного принципа «одна страна – один голос».

В этнокультурной сфере противоположность между союзным и унионным принципами общественного и государственного развития Беларусь выступает как противоположность между национальной культурой и так называемой западной «цивилизованностью». Еще Л.Н.Толстой отмечал различие между подлинной культурностью и мнимой цивилизованностью. «Как легко усваивается то, что называется цивилизацией. Пройти университет, воспользоваться услугами портного и парикмахера, прикупить кое-что, съездить за границу – и готов самый цивилизованный человек. А для народа – побольше газет, партий, бульваров, парламентов – и готов цивилизованный народ. Как легко. От того и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение. Первое не требует усилий, второе же требует напряженного труда и всегда гонимо, презираемо, ненавидимо толпой потому, что обличает всю ложь цивилизации».

Подлинная культура базируется не на заимствованных принципах и институтах, а на национальной системе ценностей. Необходимо уважать национальные ценности и формировать чувство самоуважения. Навязывание чуждых ценностей подрывает уверенность человека в своих силах. «В основе национальной ответственности и расширения возможностей человека, - как подчеркивается в Докладе Программы развития ООН за 2003 год, - лежит чувство самоуважения». Союзный вектор развития Беларуси и России как раз и аккумулирует в себе национальную систему ценностей наших народов, их высокую духовность, культуру и человечность.

В сфере политики противоположность между Союзом и Унией проявляется как противоположность между народным пониманием демократии и западной трактовкой демократии, как противоположность между народовластием и олигархической формой правления. Дело в том, что в конституционном праве США под демократией понимается «охрана прав меньшинства». В американских политических трактатах утверждается. Что если «большинство будет объединено общим интересом, права меньшинства окажутся под угрозой». Очевидно, что такое понимание демократии никак нельзя назвать демократическим, поскольку изначально устанавливается, что интересы большинства должны законодательно подчиняться интересам меньшинства, т.е. большинство граждан должно руководствоваться не своим общим интересом, а частным интересом, интересом меньшинства. Но ведь такое государство будет уже являться государством меньшинства, а не большинства, т.е. государством не демократическим, а олигархическим. При такой трактовке демократии повисает в воздухе сама идея правового государства, ибо такое государство не включает в свою обязанность охранять права большинства, защищать не только частные, но и общие интересы. Западная политическая система по своей природе является не демократической, а олигархической. Таким образом, унионный сценарий политического развития Беларуси ведет к установлению не демократии, а режима олигархии в нашем обществе.

Союзная модель развития, основывающаяся на историческом опыте наших братских народов, как раз и представляет собой демократическую модель строительства Беларуси и России. Стратегия развития Республики Беларусь в современных условиях заключается в том, чтобы жить в согласии с Европейской унией, но следовать национальной дорогой строительства Союзного государства на постсоветском пространстве.

Вопросы становления Союзного государства в виртуальном пространстве

В Доме прессы  в Минске состоялся белорусско-российский интернет-видео круглый стол «8 лет вместе. Проблемы становления и развития Союзного государства».

В интернет-видео круглом столе  приняли участие:

в московской студии

- Бородин Павел Павлович – Государственный секретарь Союзного государства.

в минской студии

- Тур Андрей Николаевич –  заместитель министра экономики Республики Беларусь;

- Панферова Людмила Андреевна – заместитель директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь;

- Шолодонов Василий Иванович – руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в г. Минске;

- Машерова Наталья Петровна – депутат палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Комиссии по информационной политике и взаимодействия с общественными объединениями Парламентского собрания Союза Беларуси и России;

- Костян Сергей Иванович – заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

- Концевой Николай Васильевич – заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Беларуси и России;

- Крюков Дмитрий Александрович – начальник Управления регионов России Министерства иностранных дел Республики Беларусь;

- Аверьянов Александр Казимирович – заместитель начальника Управления России и Союзного государства Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Изначально (по предварительной договоренности с московскими партнерами) предполагалось, что интернет-видео-мероприятие будет носить характер «круглого стола», однако в ходе мероприятия произошло изменение формата. Фактически вместо «круглого стола» состоялась видео-пресс-конференция П.П. Бородина с включением Минска и регионов Российской Федерации, что сделало неоправданным участие в видео-мероприятии восьми ответственных лиц со стороны Беларуси. Только выступления двух белорусских участников (А.Н. Тура и Н.П. Машеровой) и два вопроса со стороны аудитории в Минске были услышаны в Москве и в региональных студиях РФ. Положение усугубилось низким качеством вещания со стороны московской студии (искажения и прерывания звука и изображения), что вынудило в итоге отключить звук и проводить внутрибелорусский «круглый стол». И все же, несмотря на одностороннее изменение формата видео-мероприятия и технический брак (по вине московских партнеров) для белорусской журналистской аудитории «круглый стол» оказался в целом успешным, так как  представители СМИ получили достаточно полный объем информации по вопросам строительства Союзного государства.

Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, ответственные лица белорусских министерств и ведомств, депутаты Парламентского собрания Союза Беларуси и России в своих выступлениях осветили проблемы становления и развития Союзного государства. Так, Павел Бородин уверен в том, что референдум о принятии Конституционного акта Союзного государства пройдет до конца 2004 г. По его мнению, принятие Конституционного акта позволит определить сроки создания высших органов Союзного государства и решить ряд других принципиальных вопросов. Заместитель госсекретаря Сергей Шухно напомнил, что год назад была создана совместная белорусско-российская комиссия, которая подготовила проект Конституционного акта. По данному проекту обе стороны высказали ряд замечаний. Сергей Шухно выразил надежду на то, что изменения в составе российских участников комиссии позволят окончательно доработать проект и внести его в Высший Госсовет, однако, по его мнению, из-за длительности юридических процедур есть сомнения в том, что референдум будет проведен в 2004г.

Сегодня в Союзном государстве реализуется около 50 производственных, социальных, военно-технических, культурных и образовательных программ и мероприятий. Бородин подчеркнул, что за 8 лет подписано более 25 межгосударственных соглашений, которые законодательно закрепляют принципы функционирования Союзного государства и вводят их в общее правовое поле. «Считаю, что 2004 год станет ключевым в решении политических вопросов между Россией и Белоруссией. Будет принят ряд серьезных производственных программ, а также определены параметры, по которым будет строиться Союзное государство», – сказал он.

Павел Бородин также не сомневается, что бюджет Союзного государства может быть принят в рабочем порядке, минуя заседание Высшего Госсовета Союза Беларуси и России. «Возможно, проект бюджета будет принят в рабочем порядке. Однако есть небольшие разногласия, долги белорусской стороны. Но мы сейчас над этим работаем, – заявил он. – Чтобы союзный бюджет, который сейчас составляет 2,6 млрд. руб., был больше, необходимо принять законодательную базу. Конституционный акт фактически уже готов, и на заседании Высшего Госсовета будет решаться вопрос о проведении референдума». Со своей стороны депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Наталья Машерова отметила, что Союзному государству необходим парламент, который мог бы издавать законы прямого действия. «Даже проблема «Белтрансгаза» и «Газпрома» корнями уходит в то, что мы пока не можем построить законодательную базу», – сказала она.

Одним из главных вопросов очередного заседания Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии станет проблема расширения НАТО на Восток. «Это один из главных вопросов Союзного государства, так как мы знаем, зачем НАТО это делает. Проблема будет рассматриваться и на ВГС, и на Совмине», – сказал госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Свыше 50% средств союзного бюджета расходуется на военно-техническое и оборонное сотрудничество. «В связи с расширением НАТО на восток вопрос сотрудничества в области безопасности Союзного государства становится приоритетным для союзного строительства», – считает Павел Бородин. Напомним, что в настоящее время в рамках программы Союзного государства по обустройству внешней границы финансирование в 2004г. составит около 660 млн. российских рублей.

По словам заместителя директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь Людмилы Панферовой, к существующему сегодня проекту Конституционного акта имеется 175 замечаний. «Отмечу, что в нем достаточно противовесов, которые позволяют сохранить суверенитет Беларуси», – сказала также она. Руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в г. Минске Василий Шолодонов убежден, что сегодня главной задачей является определение приоритетов. «Кроме проекта Конституционного акта необходима нормативно-правовая база. Хочу подчеркнуть, что Конституционный акт – обыкновенный правовой акт, а не Конституция. Последняя будет принята со временем», – отметил Василий Шолодонов.

Заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Беларуси и России Николай Концевой назвал свое ведомство «мотором объединения»: «На сегодня унифицированы с российскими четыре кодекса: таможенный, воздушный, гражданский и гражданско-процессуальный. В социально-культурной сфере 30 документов сблизили нас с гражданами России».

Андрей Тур, заместитель министра экономики Республики Беларусь, в своем выступлении отметил: «За восемь лет пройден большой путь, но основой созидательной работы остается экономика. Каждый год все больше разрабатываются прогнозные показатели балансов спроса и предложения. Они показывают высокую степень интегрированности нашей и российской экономики. Составляются и социально-экономические прогнозы развития. Они – основа взаимодополняемости наших экономик. Из социальных элементов могу привести в пример единое образовательное пространство, гарантии труда и его оплаты, пенсии. Конечно, есть различные интересы, которые порождают проблемы. Но возникновение проблем – элемент развития». По словам Андрея Тура, в этом году увеличатся взаимные поставки между Россией и Республикой Беларусь по следующим направлениям: на 60% – полипропилена, на 76% – труб, на 52% – автобусов и станков. Заместитель министра экономики Республики Беларусь также сообщил, что по товарообороту с Российской Федерацией Республика Беларусь находится на втором месте после Германии. В прошлом году он составил 12 млрд. долларов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ