Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


БелаПАН,
7 апреля 2004

Белорусский римейк

Валерий Карбалевич

Система мер по укреплению безопасности и дисциплины не срабатывает в регионах. Таков главный вывод, к которому пришел Лукашенко в ходе своей поездки в Брестскую область. Вывод очень глубокий и, главное, нетривиальный. Через десять лет правления президент открывает для себя собственную страну. Раньше, чтобы запустить политическую кампанию, не было нужды предпринимать такие усилия, совершать длительную поездку в регион вместе с руководителями всех силовых структур государства. Достаточно было слабого сигнала из центра, и местные чиновники тут же подхватывали идею на лету. А сейчас — три недели как издана историческая директива, государственные СМИ каждый день не устают бить в набат, однако результат, как выясняется, плачевный.

Некоторые продвинутые граждане начинают умничать, задают неуместные вопросы, дескать, какой юридический статус имеет директива. Странно, что десять лет жизни в неправовом государстве все еще не отучили от традиций периода разгула демократии. Наша новейшая история знает и более экзотические примеры. Например, распоряжение о перерегистрации всех хозяйственных субъектов было дано с помощью телеграммы. А конфискация товаров и транспортных средств белорусских граждан на границе с Россией в 1998 году и вовсе началась на основании устного указания главного начальника. Тут интересно другое. На протяжении последних лет сам Лукашенко и государственные СМИ настойчиво уверяли нас, что в начале 90-х годов в стране был хаос, безвластие, развал и только с приходом к власти нынешнего руководителя наведены порядок, дисциплина, обеспечена стабильность, установлена сильная власть. И это, дескать, выгодно отличает Беларусь от соседних стран, где ничего этого нет и в помине. Идея дисциплины, сильной власти является главной в политическом имидже Лукашенко.

Так что когда прошлый год был объявлен годом наведения порядка в стране, это вызвало удивление. Вот те раз! Мы-то по наивности думали, безоглядно веря государственным СМИ, что, может быть, чего-то другого у нас и недостает, а уж порядка-то — с избытком. И вот теперь выяснилось, что девять лет упорной борьбы результата не дали, а совсем даже наоборот, создали беспорядок. И потребовалось целый год наводить порядок на земле и в стране. Казалось, что уж после этого у нас идеальный порядок наконец воцарился. Но тут как гром средь ясного неба всем нам на голову свалилась директива № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". Из этого документа, а так же из выступления президента по ТВ следовало, что у нас широко распространены "халатность, разгильдяйство, недисциплинированность, безответственность", имеют место "серьезные недостатки в функционировании системы обеспечения общественной безопасности". Спрашивается, за что боролись?

Но дальше — больше и еще интереснее. Как известно, идефикс политики Лукашенко — борьба с коррупцией. Под таким лозунгом он победил на президентских выборах 1994 года, обещая очистить органы управления, правоохранительную сферу от нечестных и нечистых на руку чиновников. На протяжении всех десяти лет своего правления глава государства проводил шумные антикоррупционные кампании, устраивал показательные аресты. И что в результате? "Коррупция в Брестской области насквозь поразила региональные структуры власти…Криминализация правоохранительных органов… В Брестской пограничной группе количество правонарушений за год увеличилось более чем в три раза…Очень высок уровень коррумпированности сотрудников таможенных органов области". Это все цитаты не из оппозиционной листовки, а из выступления президента на совещании в Бресте 30 марта. Таким образом, в тяжелой и изнурительной десятилетней борьбе между Лукашенко и коррупцией победил сильнейший. Т.е. коррупция. В чем Александр Григорьевич чистосердечно и признался. "Мы так Вам верили, товарищ Сталин, как может быть, не верили себе!".

Зачем вообще Лукашенко понадобилась эта директива? По содержанию она пуста, не предусматривает никаких иных мер, кроме уже привычного административного давления. Нынешняя кампания вытекает из логики функционирования созданной в стране системы. Поскольку механизм саморегуляции, самонастройки отсутствует, то эта модель может поддерживать жизнеспособность только при условии постоянных импульсов сверху, с вершины административной пирамиды. И решение любых задач в ней возможно только в виде политических кампаний. Система работает только если сидящий на вершине этой пирамиды инициирует какие-то действия или, по крайней мере, имитирует их. Бездействие руководителя — это смерть административной модели управления. Разложение советской системы началось со старческого маразма и недееспособности ее лидера Леонида Брежнева.

Понимая, что надо что-то делать, Лукашенко действует, исходя из логики системы и собственного жизненного опыта. И то, и другое понуждает закручивать гайки, ужесточать требовательность "во сто крат". А еще — усиливать идеологическую работу. Находясь в рамках этой парадигмы, ничего другого придумать просто нельзя. Поэтому с удивительным упорством президент повторяет все политические кампании, проходившие в СССР. И ничего иного, кроме римейка андроповщины, в данном случае получиться не могло. Ибо нынешняя белорусская социальная модель функционирует по тем же законам. Практического смысла — в виде достижения продекларированных целей — в этой кампании немного. Что и подтвердила поездка Лукашенко в Брестскую область. Как обычно, номенклатура сделала аппаратный финт ушами — видимость действий без результата. Да, собственно, по-другому выполнять эту директиву и невозможно. Остается лишь создавать громкий имитационный шум (проверки на предприятиях и учреждениях, лекции представителей МЧС и др.). Но тут постарались недостаточно. Что и побудило Лукашенко в ходе поездки прийти к выводу: "Мы наверху принимаем ряд решений, очень правильных и нужных, но они так и остаются нереализованными, до регионов не доходят".

Действительный смысл длительной поездки Лукашенко в Брестскую область в рамках новой кампании по укреплению дисциплины и порядка состоит совсем в другом. Осенью в стране состоятся выборы в Палату представителей. Оппозиция начала подготовку к ним как никогда рано, объединилась и настроена очень решительно. Весьма вероятно, что одновременно с выборами состоится референдум об изменениях в Конституции. Исход осенней кампании определяется в регионах. Поэтому Лукашенко и начал инспекторский объезд областей и районов, чтобы встряхнуть кадры, мобилизовать их и поставить задачи. А борьба за дисциплину и порядок — это та привычная форма, понятная и номенклатуре, и населению, в которую облечена эта кампания. Как бы то ни было, поездка на Брестчину продемонстрировала всем, а возможно и самому Лукашенко, ограниченность его контроля над общественными процессами. Система, в которой отсутствуют стимулы к эффективному труду, самодисциплине и ответственности, генетически заложено воспроизводство коррупции, не способна адекватно реагировать на команды сверху, какими бы громкими и решительными они ни были.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ