Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Корреспондент. net,
1 апреля 2004

Евгений Марчук пропагандирует вступление Украины в НАТО открыто

 Недавно в Киеве состоялся круглый стол "Европейская и евроатлантическая интеграция Украины: проблемы военно-технической кооперации". Во время выступления эксперт Днепропетровского филиала Нацинститута стратегических исследований Алексей Ижак сообщил: «Увеличение инвестиционной составляющей оборонных расходов Украины может обеспечить привлечение западного капитала и ускорить вступление ее в НАТО.

Если применить к Украине формулу определения емкости рынков европейских стран в соответствии с установленными Договором об обычных вооружениях максимальными квотами вооружений и воспользоваться средними ценами на типичные образцы вооружений, объем новых рынков для западных вооружений в Украине можно оценить в $75 млрд. В странах первой "волны" расширения НАТО (1999 год – Чехия, Польша, Венгрия-ИФ) - этот показатель оценивается в $63 млрд., для стран второй "волны" (2004 год – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония) – 58 млрд. При этом закупка западных вооружений параллельно может рассматриваться как механизм принудительного внешнего инвестирования. Средства для этого могут быть получены из двух источников: внешние кредиты и инвестиционная составная оборонных расходов Украины. Использование этого механизма требует принятия эффективного офсетного законодательства.

В числе очевидно перспективных для Украины направлений сотрудничества с НАТО в оборонно-промышленной сфере может также рассматриваться возможная кооперация в новых секторах оборонного производства, в первую очередь космических, среди которых программа ПРО. Предпосылкой партнерства может служить интерес США к размещению инфраструктуры ПРО в других странах, и в особенности, в примыкающих к Ближнему Востоку. Вместе с тем, одним из важных механизмов оборонно-промышленной интеграции Украины с НАТО выступает взаимодействие в сфере защиты информации в оборонно-промышленной сфере».

Министр обороны Евгений Марчук также заявил о планах сотрудничества с НАТО. «Украина готова предложить НАТО более высокий уровень сотрудничества. Сейчас в отношениях с Украиной альянс делает акцент на том, что очень многое будет зависеть от качества предстоящей президентской избирательной кампании, а также какой будет внутренняя трансформация украинского общества. И здесь я бы сказал так: нам не нужно обижаться и трактовать это как "капризы". Дело в том, что это все записано в Плане действий Украина - НАТО, принятом в Праге, и в целевом плане. Политическая реформа, реформа судебной системы, свобода слова, прессы, права человека - это все составляющие общей программы действий».

Тем временем ВМС Украины активизировали подготовку подразделений, которые выделены в Совместный фонд оперативных сил и возможностей Концепции оперативных возможностей, к участию в международных учениях НАТО. Во время контрольных проверок будет оценена работа должностных лиц относительно внедрения нормативных документов НАТО в ВМС Украины, повышена интенсивность подготовки по английскому языку офицеров ВМС и курсантов Севастопольского военно-морского института им. П.С.Нахимова. Кроме того, будет разработан механизм материального поощрения военнослужащих, которые владеют иностранным языком и используют его в служебной деятельности. От ВМС Украины в состав Совместного фонда оперативных сил и возможностей заявлен фрегат "Гетьман Сагайдачный" с двумя вертолетами  Ка-27, десантный корабль "Константин Ольшанский", корвет "Луцк" и рота морской пехоты.

Нужна ли НАТО разваленная украинская армия?

30 марта прошло заседание Госкомиссии по вопросам реформирования, развития Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, вооружения и военной техники. В ходе заседания было принято решение о создании в период 2004 год - лето 2005 года нового вида Вооруженных сил - Воздушные силы, которые предполагается создать на базе ВВС и войск ПВО. Создание нового вида ВС значительно повысит эффективность управления, сократит дублирующие структуры, а также структуры утратившие боеспособность и не являющиеся перспективными, что приведет к сокращению порядка 40 тыс. человек персонала. Предусматривается, что штаб-квартира Воздушных сил будет расположена в Виннице. Предполагается создать два оперативных командования воздушных сил - Запад и Юг. Также 30 марта на заседании Госкомиссии был утвержден стратегический оборонный бюллетень на период до 2015 года. Как заявил после заседания Е.Марчук, «Бюллетень, после доработки будет представлен в СНБОУ, а потом будет направлен на утверждение Президенту. Бюллетень содержит оценку военных угроз Украины, состояние вооруженных сил страны, информацию об их структуре, численности, главное направление реформирования Вооруженных сил до 2009 и 2015 годов.

Важным элементом стратегического оборонного бюллетеня являются прогнозные показатели расходов на оборону с 2004 по 2015 год, рассчитанные по каждому году. Эти показатели имеют максимальную точность и связаны с развитием ВВП и эволюцией развития социальных платежей в Украине. Это означает, что процесс реформирования Вооруженных сил в Украине поставлен на четкую, просчитанную финансовую основу. В советские времена это был бы закрытый документ. Сегодня он открытый и будет опубликован. На заседании Госкомиссии также был утвержден документ, определяющий окончательную структуру и численность ВСУ до 2015 года, который будет направлен Президенту на окончательное утверждение.

На днях министр обороны Евгений Марчук сообщил о результатах инвентаризации военного имущества. «Сегодня мы ищем несколько сотен ракет. Они уже сняты с вооружения, но их мы не можем найти. Говорят, они утилизированы. Хорошо, утилизированы. Где результаты утилизации? В каждой такой ракете есть золото, серебро, платиновая группа металлов. Официальные лица не нашли свидетельств того, что ракеты были уничтожены. До лета 2003 года в Министерстве обороны не соблюдали Закон о едином бухгалтерском учете. А раз не было единой системы бухгалтерского учета, то инвентаризации, которые якобы проводились, ничего не отражали. И когда мы провели две инвентаризации с разницей в полгода — первая была проведена до моего назначения, вторую провели на основе стоимостных величин, стоимостного определения — разница между первой и второй — на 926 миллиардов гривен! Я не ошибся — миллиардов. Результаты меня не удовлетворили, усилили методику, задействовали новых людей — еще разница на 100 с лишним миллиардов. Проще говоря, никто толком не знал, что есть в ВС. Скажу откровенно, что и по сей день — хотя я провел две инвентаризации — я не могу сказать, что это точная информация, потому что не было бухгалтерского учета. Материалы проверок с середины марта уже находятся в органах прокуратуры, расследование продолжается. Судьбу исчезнувших украинских ракет противовоздушной обороны отныне будут выяснять представители СБУ и Генпрокуратуры. Украина ведет поиск не столько устаревших ракет системы ПВО, сколько содержащиеся в них цветные металлы. В стратегическом аспекте данные ракеты не представляют собой ценности и угрозы, поскольку они были сняты с эксплуатации в 80-е годы еще при СССР. До этого они были вывезены из стран Восточной Европы и из КНДР. Такие ракеты являются обузой и никому не нужны. В настоящее время они опасны для хранения, как и множество других единиц вооружения, которые сегодня подлежат утилизации. Более 300 тысяч тонн сегодня необходимо срочно утилизировать. В настоящее время Украина может утилизировать максимум 25 тыс. тонн боеприпасов».

30 марта заместитель министра оборону Валерий Мунтиян провел брифинг. В ходе брифинга он сообщил: «Минобороны намерено ужесточить учет военного имущества, которое находится в его распоряжении. В ближайшее время произведем инвентаризацию всех субъектов предпринимательской деятельности, которые занимались утилизацией военной техники и вооружения. В первую очередь, речь идет о получении средств, в частности, от реализации платины, золота и других драгоценных металлов, которые содержались в самолетах, ракетах, снарядах, а также непосредственно были получены от продажи металлолома. В Минобороны принято решение в дальнейшем в процессе утилизации военного имущества использовать производственные мощности предприятий министерства, а также за вырученные средства закупать военную технику для сил быстрого реагирования. Также намерены проверить компании, которые занимаются заготовкой металлолома при утилизации вооружений и отказаться от сотрудничества с теми, кто не имеет достаточно производственных мощностей для переработки металлолома. При пересмотре условий сотрудничества с компаниями-заготовителями металлолома выручка от продажи металлолома при утилизации может существенно вырасти.

Реформа ВС состоит в кардинальном изменении подходов и принципов, форм и методов построения новой оптимальной перспективной модели ВС, способной обеспечить обороноспособность государства и не быть чрезмерным бременем для экономического развития страны. Могущество ВС определяет не численность, а уровень их оснащенности современным оружием, новейшими средствами управления, военной подготовки личного состава. Минобороны избрало единый возможный путь - путь радикального реформирования ВС.

Существует три сценария функционирования ВС: оставить все без изменений; постепенные изменения; кардинальные изменения. Оставить все без изменений - путь к потере боеготовности и боеспособности, которая может привести к техногенной или экологической катастрофе и социального взрыва среди военнослужащих и членов их семей. Постепенные изменения - путь "проедания" бюджета, которые забирают ресурсы от других соцпрограмм, и не обеспечивают обороноспособность государства. Кардинальные изменения - нужны для того, чтобы предотвратить двум первым и не допустить перерастания существующих угроз в катастрофу. Опыт передовых стран Европы свидетельствует, что сбалансировать структуру бюджета возможно только за счет структурной перестройки ВС, вывод из их боевого состава избыточного вооружения, военный техники, избавление от лишних объектов инфраструктуры и приведение общей численности личного состава к необходимому уровню. За счет своевременного выполнения запланированных в 2004 году мероприятий реформирования создаются предпосылки для высвобождения в следующем году почти 600 млн. грн. для решения задач соцзащиты военнослужащих и реализации задач военно-технической политики.

2005 год может стать критической границей, за которой техническое состояние вооружения и военной техники не будет обеспечивать боеспособность ВС. На сегодня по сравнению с вооруженными силами 150 иностранных государств, ВС Украины занимают по численности 13-е место, по доле ВС к общей численности населения – 28-еместо, а по расходам военного бюджета на одного человека – 125-е место. На сегодня ВС являются конгломератом трех опасных для общества и государства моделей: деградация, проедание, расточительство. Каждый год потенциал ВСУ уменьшается на 9%. В частности, уже на конец 2005 года непригодными к использованию будут 70-80% основных номенклатур ракетно-артиллерийского вооружения, около 50% истребителей и самолетов-разведчиков, 60% бомбардировщиков, 20% штурмовиков.

Сегодня свыше 60% вооружения и военной техники находятся в эксплуатации более 15 лет. Подавляющее большинство технически сложных комплексов и образцов вооружения уже исчерпало свой ресурс, или он заканчивается в 2004-2006 годах. С другой стороны, каждые 10-14 лет удваивается стоимость новейших вооружений и каждый следующий год на 10% увеличивает стоимость восстановительных работ и модернизации. В 2003 году на содержание ВСУ было потрачено почти 92% от общей суммы оборонного бюджета. Модель “проедания” заключалась в том, что расходы на содержание превышали критическую границу 75%, не оставляя ресурса на возобновление и развитие ВС, толкая их к деградации. В то же время, оптимальной моделью распределения расходов считается та, согласно которой не более 50% общего объема ассигнований тратится на содержание личного состава, 25% - на закупку военной техники, вооружения и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, 25% - на эксплуатацию и обслуживание военной техники и вооружения».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ