Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Политический аверс

Владимир Конотопов, Центр политтехнологий и анализа (Киев)

Что кроется за «единогласным» решением Кабинета Министров о выборе маршрута транспортировки нефти по трубе Одесса-Броды в сторону Польши

Что кроется за «единогласным» решением Кабинета Министров о выборе маршрута транспортировки нефти по трубе Одесса-Броды в сторону Польши? – вот уже в течение нескольких недель таким вопросом задается  немалое число наблюдателей в Украине и за ее пределами. Тем более, что с экономической точки зрения такое направление далеко не бесспорно, а возможные политические дивиденды представляються весьма сомнительными.

Однако лучше обо все по порядку. Еще в 2001 году президент Украины Леонид Кучма сварил так называемый золотой шов на нефтепроводе Одесса-Броды. Предполагалось, что вскоре каспийская нефть потечет по трубе бурным весенним потоком, а украинскому казначейству останется только подсчитывать многомиллионные поступления в бюджет. Прошло несколько лет, но по нефтепроводу  до сих пор не прокачано ни единого литра нефти. Мираж нефтеприбылей растаял, и в этой ситуации для Украины оказалось как нельзя кстати предложение российской ТНК и «Бритиш петролеум» об обратном (реверсном) использовании нефтепровода. Россияне и британцы предложили, пока с каспийской нефтью, как говорится, суд да дело, прокачивать ежегодно 9 млн. тонн нефти в направлении из Брод в Одессу. Таким образом, ржавеющая от бездействия и убыточная труба обещала уже в считанные месяцы начать приносить прибыль. Ну, а если бы, в конце концов, появилась долгожданная каспийская нефть, можно было бы вернуться к первоначальному проекту.

Но в Украине уже в который раз экономике предпочли политику. И опять таки, как не раз бывало, политику ущербную, противоречащую национальным интересам. Ведь появится ли каспийская нефть и, что немаловажно, когда – это, как говорил герой мультфильма, еще «большой, большой вопрос». Плохо только то, что иные политики поступают подобно героям мультиков.

У нас как-то до сих пор не придают особого значения общеизвестным и важным фактам. Между тем, еще в ноябре 1999 года в Стамбуле президенты Азербайджана, Турции и Грузии при участии Билла Клинтона, бывшего тогда президентом США, подписала пакет соглашений по основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Труба протяженностью в 1730 километров будет иметь пропускную способность 50 млн. тонн нефти в год. Общая стоимость проекта, как выяснилось позже, достигает, с учетом процентов по кредитам на строительство,  3,6 млрд. долларов.

Таким образом, США, преследуя собственные геополитические и геоэкономические интересы, решили вывести каспийскую нефть на Средиземное море. Естественно, подобный ход предоставил им определенные аргументы в пользу усиления своего присутствия в Закавказье: мол, извините, но отныне речь идет о защите наших национальных интересов. Спустя три года «защита интересов» вылилась в смену режима в Тбилиси. Взамен играющего сразу двумя колодами карт Шеварднадзе к власти был приведен послушный Саакашвили.

Но вот что интересно. Когда в 1999 году Клинтон патронировал соглашение трех президентов, считалось, что промышленные запасы нефти с газовым конденсатом Каспийского нефтегазового региона составляют около 20% запасов региона Персидского залива, то есть являются более чем внушительными. На поверку они оказались значительно скромнее. Да и добыча тоже. В Азербайджане, а украинцы, строя свою трубу, полагались именно на азербайджанскую нефть, добыча не выше 15-17 млн. тонн. Ясно, что американцы ее не уступят: вложив деньги, они, в первую очередь, будут окупать свою трубу, а не украинскую. И это не просто здравое предположение. Имеются также факты: еще в конце февраля 2002 года главный советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского моря С. Манн во время встречи с Кинахом объяснил украинскому премьеру, что для США главным маршрутом транспортировки нефти с каспийских месторождений является нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Чтобы премьеру не захотелось после этой общеизвестной вести расплакаться, Манн «великодушно» предложил украинцам поучаствовать в тендере на поставку труб и строительство компрессорных станций по трассе нефтепровода. Труба, как мы знаем, строится, а вот о нашем участии в этом процессе что-то ничего не слышно.

Кроме того, решая судьбу трубы Одесса-Броды, следовало бы учесть еще и вот какие факты. Как сообщает «Киевский телеграф», в последне время активизировались грузино-российско-турецкие консультации вокруг идеи строительства нефтепровода Новороссийск-Супса-Джейхан. Что это дает России? На Баку-Тбилиси-Джейхан она теряет не менее 5 млрд. долларов. На новом нефтепроводе приобретет 8 млрд. долларов. Американцы с такой постановкой вопроса согласны, так сами они не могут справиться со все более усложняющейся политической обстановкой в регионе. С другой стороны, Россия как бы получит достойную компенсацию за понесенные потери.

Но и это еще не все из того, чего бы предпочли не слышать те, кто принимал решение об отказе от реверса. Оказывается, Казахстан предпочитает экспортировать свою нефть через территорию России. Единственное, на что республика согласна ( в той части, которая затрагивает интересы Украины ), так это на транспортировку нефти танкерами через Каспий, в объеме примерно 5-7 млн. тонн, с удвоением этой цифры в перспективе. – сообщают «Центрально-Азиатские новости». Почему Казахстан упорствует? Ответ простой: появилась реальная возможность нефтемаршрута через Китай. Еще в 1997 году между Китайской национальной нефтяной компанией (СNPC) и министерством энергетики Казахстана было подписано соглашение о строительстве трубопровода из Актау в Китай. Затягивание реализации проекта произошло в силу обычных финансовых проблем и сопротивления США. Но сейчас стороны близки к началу строительства. Тем более, что казахский вариант является для КНР приоритетным: думать, что китайская экономика будет продолжать импортировать нефть из стран Ближнего Востока, по крайней мере, недальновидно.

Эксперт из Казахстана Досим Сатпаев поясняет: «Что касается Одесса-Броды, там имеется немало нерешенных технических вопросов. Кроме того, руководство Казахстана очень активно следит за тем, как Украина согласует свои интересы с Россией, потому, что в любом случае казахская нефть будут идти по территории третьих стран, с которыми надо иметь урегулированные отношения… процесс урегулирования отношений может быть весьма продолжительным… и я не думаю, что уже в ближайшее время украинский нефтепровод, заполненный казахской нефтью, заработает». Сказано четко и ясно: Казахстан не будет рисковать своими добрыми отношениями с Россией ради трубы Одесса-Броды.

Эксперт напоминает также о том, что «в Казахстане началась реализация еще одного проекта: это маршрут Западный Казахстан – Западный Китай. Опять же таки, он может опередить Одессу-Броды по уровню привлекательности. К тому же, следует учитывать, что с точки зрения руководства государства именно государства Юго-Восточной Азии, в частности Китай, явятся самым оптимальным рынком для казахской нефти. То есть получается, что в ближайшие 10 лет Казахстану надо будет добывать нефть для трех нефтепроводов: КТК (уже действующий. – Авт.), Баку-Джейхан и Китай… Конечно, руководство Казахстана заявляло об увеличении объемов добычи из Каспия до 115 миллионов тонн к 2015 году, но этого вряд ли достаточно, чтобы сказать, что Одесса-Броды также будет заполнена казахской нефтью».

Сатпаев четко и ясно говорит, что нефти для политических прожектов официального Киева (а иначе говорить о совершенно нелепом в экономическом отношении проекте не приходится) у Казахстана нет и не будет. Понятно, что казахи всегда предпочтут Украине мировую державу, которой сегодня является Китай. Кроме того, у них с миллиардным Китаем несколько тысяч километров совместной границы. Никаких сантиментов в такой ситуации просто не может быть.

Наконец, почему у нас забыли о проекте нефтепровода Казахстан-Туркмения-Иран, над которым сейчас работает французская компания  Total Fina Elf? Как видим, со всех сторон собрались такие игроки, что едва двинувшись с места, раздавят Украину и даже не заметят. И в такой обстановке отказаться от реверса!?

Представим, однако, что расчеты на нефть Казахстана оправдались.  Интересно в таком случае, кто и в какие сроки создаст танкерный флот на Каспийском море для удовлетворения интересов украинской трубы?! Опять американцы? Возможно, но для трубы собственной. Кроме того, нужно построить соответствующую структуру в грузинском порту Поти, реконструировать существующий маломощный трубопровод до этого порта, позаботиться о танкерах на Черном море и т.д. и т.п.

Но и это еще не все. Допустим, все эти проблемы по мановению волшебной палочки решены. А как быть с выходом нефти в Европу? Возможности старого нефтепровода «Дружба» не беспредельны. Он работает в таком плотном режиме, что вклиниться в него с дополнительными перекачками нефти не получится. О строительстве продолжения Одесса-Броды до польского Плоцка разговоров немало, но никто его пока не строит и когда начнется строительство, никто ничего сказать толком не может. Можно, конечно, в Бродах разливать нефть в железнодорожные цистерны и в таком виде транспортировать в Европу. Но для этого необходимо вначале создавать соответствующую инфраструктуру в Бродах, икать цистерны, локомотивы и много чего другого. Говорят, при желании слона можно научить говорить. Никто с этим не спорит. Однако не мешало бы хоть раз и денежки подсчитать: что и во что обойдется. Цепочка вот какая получается: нефть добывается в Казахстане, транспортируется к побережью, перевозится морем в Баку, оттуда поступает в трубу Баку-Поти, затем в Поти перегружается в танкеры и поступает в трубу Одесса-Броды, после этого перегружается в железнодорожные цистерны, дальше под цистернами на границе меняются тележки на европейскую колею, затем нефть перевозится в Плоцк и, наконец, попадает в европейскую сеть трубопроводов.

Кто-то считал, во что такая «транспортировка» обойдется? Оказывается, считали и пришли к неутешительным для наших Смитов и Рикардо выводам. Как сообщала «Союзная газета», группа экспертов международной Кембриджской энергетической ассоциации пришла к выводу об экономической целесообразности как раз реверса, а не аверса. Но к ее выводам в Украине не прислушались.

Заказали экспертизу будто бы американской компании Energy Solutions LLC, выигравшей это право на тендере. А дальше, как рассказала о том «Инвест Газета», начались «чудеса в решете». «Укртранснефть», отстаивавшая идею реверса, и Минтопэнерго, ратующее за аверс, обвинили друг друга в искажении выводов американской компании. Когда же газета решила самостоятельно проверить итоги экспертизы, оказалось, что в Америке присутствует такая компания, но без буквы «s», а в ее будто бы украинском представительстве, которое почему-то с буквой «s», от всяческих комментариев по поводу экспертизы отказались. Во всей этой детективной истории обращает на себя внимание, - справедливо замечает газета, - что «интернет-страничка дочерней компании не содержит ссылок на материнскую – здесь явно просматривалось нарушение известных американских корпоративных принципов». Словом, как бы вся эта туманная история с экспертизой еще не обернулась очередным «гейтом» - ведь за экспертизу уплачены деньги, и немалые. В канун президентских выборов нам только этого не хватало.

Не менее интересно и то, что пока в Украине всячески угождали с аверсом Европе и полякам, последние тоже не дремали. По материалам «Союзной газеты», произошло вот что. На словах поддерживая начавшуюся в Украине истерию правых во главе с Виктором Ющенко против реверса, поляки тайно договаривались с Россией о дополнительных объемах транспортировки российской нефти на Запад. Близкая к нашистам «Львовская газета» сообщила, что Польша за спиной Украины договорилась с Россией о прокачке дополнительных 5 млн. тонн нефти по своей территории. Заметим, что поляки действуют с перспективой. Россия наращивает добычу нефти, поставки в Европу будут возрастать. Вот поляки и стремятся перехватить всю дополнительную нефть для транспортировки через свою территорию. Получается действительно удручающая картина: одна труба сухая, «лишняя» российская нефть ушла в Польшу. Общие потери от подобных «евроутех» составят не менее 150 млн. долларов ежегодно.

Решение об аверсе, напомним, было принято в канун поездки президента в Польшу. Хотелось сделать соседям приятное. Только не все соседи предпочитают добрососедские отношения. Чем ответили в Польше на столь широкий жест украинского руководства? Отменой результатов тендера на приватизацию металлургического комбината в Гуте Ченстоховской, который был выигран Индустриальным Союзом Донбасса. Затем Квасьневский приехал в Украину и Янукович от него будто бы услышал, что отмена результатов тендера, в свою очередь, тоже будет пересмотрена. Однако на второй день польское Министерство достояния заявило, что ни о каком пересмотре речи быть не может. Вот вам, господа руководители, и «юрьев день»! Так и хочется спросить сторонников «евроатлантического» выбора: за что боролись?

И в самом деле: за что? Ответ, конечно, почти на поверхности. Кто-то собрался участвовать в президентских выборах. Да вот незадача – не все с Европой получается. Они ведь там, хотя и демократами себя именуют, но решили поддержать украинского националиста Ющенко, местного Ле Пэна, так сказать. Как здесь быть? Вот и вспомнилось, что некоторые европейские деятели, ну не так, чтобы очень крупные, но все же заметные чиновники Евросоюза, например, вице-президент Еврокомиссии госпожа Лойола де Паласио, ну уж очень темпераментно отговаривали Киев от реверса. Вот и подумалось: а что, если уважить, вдруг и поможет!? Забылось только, что в международных отношениях действуют несколько иные принципы, чем в отношениях на уровне региона.

Можно торговать нефтью, урожаем, рудами и металлами, машинами и приборами. Нельзя торговать одним – национальными интересами. Подарок, выполненный в манере русского купечества, зажигавшего свечи сторублевыми ассигнациями, в Европе примут. А вот от поддержки Ющенко  там не откажутся. Ведь в Ющенко уже вложено, а средствами на Западе, в отличие от Украины, не разбрасываются. Там умеют считать не только собственные деньги, но и государственные.

Более того, приняв решение об аверсе, власть основательно навредила себе. «Наша Украина» теперь на каждом шагу говорит о том, что решение – это ее заслуга, поскольку действительно нашисты на каждом шагу толковали только о таком решении проблемы. Одновременно, аверс можно понимать как признак того, что во власти боятся Ющенко и заранее идут ему на уступки в крупных вопросах. Словом, получается все как у Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда ( или еще хуже ). Мы уж не будем говорить о том, как воспринято это решение в России, на поддержку которой  рассчитывают иные потенциальные кандидаты в президенты. Или, быть может, уже не рассчитывают? Но в таком случае рассчитывать более не на кого.

Кроме всего сказанного, обсуждая «трубные» дела, не стоит забывать о перспективах наших отношений с Россией, особенно в том, что касается реализации Ялтинского соглашения о создании ЕЭП. В последний год отмечается беспрецедентное расширение политических и военных связей между Варшавой и Вашингтоном, что стало результатом осуществляемых планов Пентагона, которые предусматривают передислокацию американских баз в Западной Европе на восток старого континента. В основном, в Польшу. Надо ли много объяснять, как относится к этому Россия? А здесь еще затея с трубой со стороны Украины. Если что, чаша терпения России по отношению к нашим, мягко говоря, «шалостям» может и переполниться. Стоит ли слабому мышонку беспокоить огромную кошку?!

***

Реверс нефти пока не получился. Вместо него мы получили политический аверс. Впрочем, и то и другое связано с трубой. Не лучше ли, пока не поздно, из положения «дело – труба» перейти в состояние «дело в шляпе»?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ