Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №97(01.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Законодательство России о соотечественниках за рубежом нужно совершенствовать

А.Докучаева

15 апреля Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел «круглый стол» на тему:  "О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев".

В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители администрации Президента России, правительства Российской Федерации, правительств Москвы и Санкт-Петербурга, общественных организаций зарубежных соотечественников, российских переселенческих объединений. Вели заседание: заместитель Председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками В.С.Никитин и депутат этого Комитета К.Ф.Затулин.

С докладами выступили:

депутаты Госдумы - В.С.Никитин, В.И.Алкснис, К.Ф.Затулин, А.Н.Савельев;

от Совета Федерации –заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ О.Е.Пантелеев;

официальные лица - Первый заместитель начальника Федеральной миграционной службы И.Б.Юнаш, заместитель директора Управления по работе с соотечественниками МИД России С.И.Николаев, представитель Правительства РФ в Госдуме А.В.Логинов, директор Московского дома соотечественника Ю.И.Каплун;

от общественных организаций соотечественников за рубежом и переселенцев – председатель Эстонского республиканского союза граждан России Ю.А.Мишин, руководитель Ассоциации вынужденных переселенцев «Саратовский источник» А.П.Зуев, председательисполкома «Форума переселенческих организаций», журналист Л.И.Графова, президент общественного фонда «Россоотеч», депутат третьего созыва Госдумы Г.И.Тихонов, руководитель организации «Единое Отечество» из Одессы В.В.Кауров, руководитель липецкой областной организации по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев "Отчизна", руководитель товарищества "Зов", Липецкая область О.А.Игнатенко, председатель Ярославского регионального отделения российского общественного благотворительного фонда помощи беженцам "Соотечественники", Ярославская область Е.П.Славинская, председатель Славянской партии Украины, староста Конгресса русских организаций Украины, г.Донецк А.А.Базилюк, руководитель сельскохозяйственной общины «Духоборов» Брянской области Л.Н.Гончарова;

ученые, юристы – чрезвычайный и полномочный посол, профессор Дипломатической академии МИД О.Н.Хлестов, заведующий кафедрой международного права Дипакадемии МИД, доктор юридических наук, профессор А.А.Ковалев, директор Центра международного права и гуманитарных проблем, профессор, доктор юридических наук С.В.Черниченко, советник Конституционного Суда, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ  Х.Б.Шейнин.

На «круглом столе» прошла заинтересованная дискуссия о том, какие меры необходимо принять на законодательном уровне по обеспечению соблюдения прав около 20 миллионов наших соотечественников, остающихся за рубежом и по обустройству 8 миллионов тех из них, кто переселился в Россию.

Участники «круглого стола» констатировали, что существующая правовая база (Федеральные законы: "О вынужденных переселенцах" -1995 г., "О беженцах» - 1997 г., "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" - 1999 г.) не отвечает в полной мере на современные запросы и нуждаются в основательной доработке. Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" играет важную роль как юридический документ, закрепивший понятие «соотечественник за рубежом» в российском праве. Но до сих пор не разработаны подзаконные акты, обеспечивающие его функционирование. В принятых в 2001 году федеральных законах "О гражданстве РФ", «О правовом положении иностранных граждан в РФ»  понятие «соотечественник» проигнорировано. В них не предусмотрено особого статуса для российских соотечественников, проживающих за рубежом. Более того, закон о гражданстве отменил статью 11 закона о соотечественниках, в которой был прописан упрощенный порядок приобретения гражданства для соотечественников. По этим законам отношение к российским соотечественникам, проживающим за рубежом, такое же, как к любому иностранцу, никак  не связанному с Россией. Внесенные в 2002 году небольшие поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ» мало исправили положение. На «круглом столе» были сделаны обоснованные конкретные предложения по корректировке и этих законов. Нуждаются в соответствующих поправках и подзаконные акты, регламентирующие процедуры приобретения гражданства РФ соотечественниками, проживающими за рубежом, членами семьи граждан РФ. Также необходима доработка положений и инструкций по визовому режиму, по процедурам легализации в России соотечественников-неграждан РФ и иностранцев-членов семьи граждан РФ.

Большинство участников «круглого стола» поддержали предложение о разработке специального закона о репатриации, который должен закрепить особый режим в вопросах гражданства РФ, пребывания на территории РФ, в возможностях трудоустройства и приобретения жилья для тех соотечественников, кто не по своей воле покинули Россию или были отрезаны от нее государственными границами в 1991 году вследствие развала СССР. Г-н Юнаш, не одобряющий идею закона о репатриации (поскольку, по его мнению,  понятия «репатриация» и «репатриант» неприемлемы для современной России), остался в одиночестве.

Участники "круглого стола" призвали российские федеральные власти также к активизации деятельности, направленной на содействие полноценному проживанию российских соотечественников за рубежами Родины, выработку комплекса мер по их политической, экономической, культурной и социальной поддержке.

Предложения участников «круглого стола» собраны в итоговом документе, проект которого был представлен на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками 27 апреля. Депутаты высказали некоторые замечания, которые будут учтены в окончательной редакции. Проект разослан в депутатские объединения, в Администрацию Президента, в Правительство и с учетом предложений заинтересованных структур к 17 мая будет окончательно доработан. Материалы  «круглого стола» будут изданы отдельной брошюрой и будут разосланы заинтересованным ведомствам и организациям.

Представляем вниманию текст выступления на «круглом столе» депутата К.Ф.Затулина и проект Выводов и рекомендаций.  В будущим познакомим читателей и с окончательной редакцией документа.




Выступление депутата К.Ф.Затулина на «круглом столе» \"О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев\" (выдержки из стенограммы)

Уважаемые участники слушаний или стола"! Я вижу среди вас очень много знакомых лиц. За последние 10 лет, прошедшие с момента организации Государственной Думы, у нас прошло немало подобного рода обсуждений. Но это обсуждение мне кажется совершенно не лишним. Почему?

Во-первых, сегодня здесь, хоть и не в полном составе, но присутствуют те, кто ведут государственную политику в области защиты прав наших соотечественников за пределами России. И самое главное, наши соотечественники, мигранты, переселенцы, руководители переселенческих организаций, которые сегодня обустраивают в трудных условиях свою новую жизнь в России, а также граждане России, живущие за рубежом.

За последние дни прошло несколько мероприятий, в ходе которых отчитывались о работе с соотечественниками за рубежом. Однако создается такое впечатление, что в отсутствие самих соотечественников или переселенцев у нас проходит скорее съезд победителей. В этих отчетах звучит одно только удовлетворение от той большой работы, которая проводится и будет проводиться, находится в очень хороших руках и правильно осуществляется.

Я не хотел бы недооценивать конкретную деятельность посольств, консульств, Министерства иностранных дел, также как и Министерства внутренних дел или, скажем, нынешнего Федерального миграционного агентства. Но все-таки хотел бы обратить внимание на то, что как раз в соответствии с поручением правительственной комиссии по делам соотечественников впервые в этом году появилась рабочая группа, которая занимается мониторингом положения российских соотечественников. Между прочим, в законе о государственной политике 1999 года на законодательном уровне предусмотрено, что такой мониторинг положения российских соотечественников должен носить регулярный характер. Однако, нам стоило огромного труда вопреки, кстати говоря, сопротивлению некоторых уважаемых участников нашего "круглого стола" запланировать такой мониторинг в 2003 году. И вот в 2004 году эта работа проводится.

Вот предварительные суждения. Я буду опираться на те материалы, которые мне удалось получить. В январе-феврале проводились фокус-группы и мониторинги в Азербайджане, Армении, Молдавии и Украине. Среди задававшихся респондентам вопросов я бы выделил такие: что вам известно о российских программах и конкретных мероприятиях по поддержке русского языка и культуры за рубежом; достаточно ли, на ваш взгляд, уделяется внимания в России организациям и объединениям диаспоры, объединяющих выходцев из вашей страны; как вы оцениваете политику России в отношении зарубежных соотечественников. Это только часть вопросов, но, на мой взгляд, они наиболее важные для нашего сегодняшнего обсуждения.

Зачитаю часть выводов: «Деятельность Российской Федерации по поддержке соотечественников не находит информационного отражения в странах СНГ. Она неизвестна представителям политического, экспертного и культурного истеблишмента, в том числе тем, кто определяет этнополитику страны и развитие двухсторонних отношений»: «ни один конкретный представитель, занятый работой с соотечественниками в МИДе, правительстве Москвы, в Госдуме не был упомянут в позитивном ключе». В части полученных при опросе ответах содержатся обвинения конкретных чиновников, которым поручена эта работа, и так далее.

Почему это все происходит? Мне кажется, у нас глобальная переоценка наших собственных успехов в том, что касается работы с соотечественниками за рубежом, и параллельной работы с мигрантами и переселенцами. Законы, которые мы вынесли на ваше обсуждение, не суммируются, что говорит о том, что наше законодательство абсолютно не комплексно, фрагментарно и противоречиво. Действия федеральных органов власти тоже противоречат одна другой, они разнонаправленны.

Самый яркий признак такого противоречия, это то, о чем вспоминал в своем выступлении господин Логинов - представитель Правительства в Государственной Думе. Он обратил наше внимание на слова Президента, прозвучавшие на Конгрессе соотечественников. Президент говорил тогда о необходимости, наконец, создать одну мощную структуру, которая будет заниматься всем комплексом проблем соотечественников.

Ну, и что теперь? Есть у нас эта мощная структура, которая бы этим занималась? У нас есть Министерство иностранных дел. Но оно было и до этого. Собственно говоря, Президент не собирался вновь создавать МИД, если правильно оценивать то, что он сказал. Конечно же, Министерство иностранных дел обязано принимать важное участие в работе с соотечественниками за рубежом. Посольства, консульства ничем заменить невозможно, но необходима и сеть культурных центров. Ничем не заменить необходимость работы правоохранительных органов, когда дело касается переселенцев, мигрантов. Вопросы регистрации, наличия необходимых документов для пребывания на территории Российской Федерации - это естественная работа МВД. Но естественная ли для МВД работа, скажем, по социальному, экономическому обустройству мигрантов, переселенцев, по планированию миграции, по выколачиванию необходимых кредитов, по созданию необходимых банков или фондов, которые должны содействовать обустройству на местах тех, кто приехал в Россию? Естественно, это не тема Министерства внутренних дел.  Все это притянуто за уши.

Президент говорил совсем о другом. Он не говорил о том, что мы в рамках действующей структуры, способны эту проблему воспринять во всей полноте ее масштабов и выполнить. Он говорил о том, что надо создать новую структуру. Ничего этого сделано не было.

Здесь говорили о Совете переселенческих объединений при Государственной Думе. Такой Совет существовал 8 лет. Однако Совет Государственной Думы на этой неделе не принял к рассмотрению документы по возобновлению его деятельности в Госдуме. Поскольку, по мнению Комитета по Регламенту, он не соответствует Регламенту Государственной Думы.

Вопрос завис, и я не знаю как он будет решаться. На днях у меня состоялась встреча с Председателем Государственной Думы, в рамках которой я пытался объяснить причины, по которым Совет соотечественников должен продолжить существование. Но  я боюсь, что его постигнет столь же печальная судьба, если не будут предприняты усилия. Пока что само положение о Совете, его новый состав не вносился на обсуждение Государственной Думы, хотя документы подготовлены в комитете по делам СНГ.

У нас существовала Правительственная Комиссия по делам соотечественников за рубежом. В связи с реорганизацией Правительства председатель этой комиссии вице-премьер Г. Карелова утратила свой пост и положение. Теперь правительственная Комиссия прекратит свою работу, а будет создана межведомственная комиссия при МИДе. Так что теперь те, кому эта работа поручена, сами себя и будут оценивать. Я с уважением ко всем отношусь, но это мне кажется не совсем логичным.

В процессе реорганизации Правительства витала идея о создании органа или федерального агентства, в рамках которого обсуждались бы вопросы соотечественников и переселенцев. Я написал по этому поводу письмо Председателю Правительства. В день его утверждения в Государственной Думе 5 марта отдал ему свои предложения в руки. Мне пришел ответ за подписью заместителя Министра экономического развития господина Дмитриева, в котором сообщается, что эта работа поручена МИДу и МВД, а все другое не предусмотрено.

Это ничто иное, как просто формальный подход к делу. И если мы в этом отношении намерены так и продолжать, то все эти словеса о поддержке соотечественников повисают в воздухе.

В заключение, я хотел бы сказать о законах, которые еще раз предложены нашему вниманию. Очевидно, что закон о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом не работает во всей своей полноте. Это, по-моему, ни для кого не секрет. И одна из причин, по которым к этому закону относятся формально, заключается в том, что предметом этого закона являются фактически все, кто жил в Советском Союзе без изъятия, плюс потомки тех, кто жил в Российской Империи.

Хочу заметить, что когда этот закон принимался, этот расширительный подход сыграл плохую службу. По-моему, нет никакой проблемы для того, чтобы определить нации и народы, живущие на территории Российской Федерации, в отношении которых можно создать закон соотечественников. Да, задача, может быть, непростая, но и не Бином Ньютона.

В свое время мы предлагали считать нашими соотечественниками тех, кто принадлежит к нациям и народностям не обретшим нигде, за исключением России, своего национального, национально-государственного самоопределения. На территории России есть русские, которые обрели в России свое национально-государственное самоопределение, есть якуты, татары, башкиры, адыги и так далее целый перечень народов. У нас, конечно, есть и армяне, и евреи. Но при этом вопрос о том, признавать их соотечественниками именно России или нет, остается все-таки сложным при наличии Армении, как существующего государства, или, допустим, Израиля, как государства, созданного как раз для репатриации евреев отовсюду, где они находятся.

Вторым критерием должно стать желание самого человека считать себя соотечественником. Это уже показатель, который с математической точностью не вычисляется. Он связан, конечно, с субъективным волеизъявлением каждого человека. Почему это важно? Потому что сейчас мы, например, обсуждали в Государственной Думе вопрос о мерах по предотвращению нарушений прав наших граждан и соотечественников, живущих в Латвии. Одно из главных возражений против принятия этого документа: а вот в соответствии с вашим же законом о государственной политике, не только те русские и русскоязычные, которые там, в Латвии живут, но и все латыши являются нашими соотечественниками. Как же вы можете считать, что какие-то меры ограничительного свойства, направленные на то, чтобы признать там целую группу не граждан гражданами в Латвии, не затронут интересы граждан Латвии, которые все поголовно являются нашими соотечественниками в соответствии с нашим законом о государственной политике?

То же самое на примере других государств. И целый ряд других примеров, когда расширительное толкование понятия "соотечественник" является поводом для ничегонеделания или для формализма. Это то, что касается закона о соотечественниках. На мой взгляд, его нужно серьезно корректировать. Сегодня вообще над ним в целом нависла угроза, потому что этот закон не вписывается во всю остальную законодательную базу. И нам нужно каким-то образом найти выход из этого положения.

Я не буду повторять все, что было сказано в отношении закона о гражданстве. Хочу только поддержать идею, кстати говоря, я ее высказывал еще не будучи депутатом, о необходимости закона о репатриации. Опять же определение, кто такие соотечественники, необходимо для того, чтобы принять полноценный закон о репатриации, потому что иначе соотечественниками окажутся все, включая граждан Африки, Азии и Латинской Америки. Право на репатриацию в Россию должны иметь те самые соотечественники, которые сегодня находятся за рубежом и испытывают трудности в своей жизни.

Если такие законы принимались в Федеративной Республике Германии, если они принимались в Израиле, почему мы не способны договориться по терминологии,  масштабу, по всему остальному в отношении этого закона? Я очень приветствую то, что было сказано представителем Правительства, который тоже подтвердил, что необходим такой закон. Но у нас иного очень интересно получается. Когда дело касается чужих полномочий, то, как бы представители ведомств или депутаты Государственной Думы с охотой поддерживают всякие меры. Вот, например, Министерство иностранных дел считает, что должен быть зарубежный округ для граждан России, проживающих за рубежом. Так было сказано на днях в Совете Безопасности Элеонорой Валентиновной Митрофановой.

Я это приветствую, а вот то, что необходимо на самом деле поставить на более серьезную основу работу исполнительной власти, и необходимо понять, что соотечественники за рубежом и репатрианты на территории России - это сообщающие сосуды, против этого Министерство иностранных дел возражает. У нас в Государственной Думе, к сожалению, хочу самокритично сказать, за все три состава предыдущих и пока еще в этом никто не предложил поступиться в пользу наших соотечественников каким-нибудь избирательным округом, для того чтобы он, наконец, возник. Потому что у депутатов есть свои собственные интересы, они хотят быть депутатами в округах.

У нас сейчас сливается Коми-Пермяцкий автономный округ с Пермской областью. Пермский край образуется в результате слияния Пермской области и автономного образования. Высвобождается, если я правильно понимаю, один депутатский мандат. Почему бы нам не заложить этот депутатский мандат для того, чтобы появился один зарубежный округ. Вот и повод, чтобы это сделать.

Предложения по этому поводу делались, но пока не услышаны. Я думаю, что в рекомендациях нашего сегодняшнего "круглого стола" это предложение должно найти место. Спасибо.




Выводы и рекомендации по итогам проведения "круглого стола" на тему:  "О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев" (проект)

В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками 15 апреля 2004 года был проведен "круглый стол" на тему: "О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев".

В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правительства Москвы и Санкт-Петербурга, известные российские ученые и преподаватели высшей школы, представители организаций российских соотечественников из Эстонии и Украины, организаций вынужденных переселенцев из Тульской, Калужской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Московской, Ярославской областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, других общественных организаций страны, а также представители СМИ.

Участники "круглого стола" рассмотрели ситуацию с правоприменением Законов РФ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", "О гражданстве РФ", "О правовом положении иностранных граждан в РФ", "О вынужденных переселенцах", "О беженцах"  относительно поддержки и защиты российских соотечественников, как проживающих в государствах СНГ и Балтии, так и вынужденно переселившихся из этих государств в Россию, внесли конкретные предложения  о подготовке необходимых изменений в эти законы; ознакомились с предложениями ФМС МВД РФ и высказали свое отношение к разработке Программы содействия добровольному переселению в Россию российских соотечественников из государств СНГ и Балтии, рассмотрели предложения о целесообразности разработки законопроекта "О репатриации российских соотечественников".

Внесенные участниками "круглого стола" конкретные предложения по совершенствованию существующего законодательства явились свидетельством своевременности проведения данного мероприятия, актуальности темы, предложенной к обсуждению.

Правовую основу действий Российской Федерации по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, и вынужденных переселенцев составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ в редакции от 11.11.03 г. № 151-ФЗ; "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ в редакции от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ; "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ в редакции от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ и от 11.11.2003 г. № 141-ФЗ; "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года № 4530-1 в редакции от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ, другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики.

Участники "круглого стола" констатировали, что законодательство Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев нуждается в доработке, внесении существенных изменений и дополнений.

I. В отношении Закона "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом" участники "круглого стола" отмечали, что:

а) Данный  закон сконцентрировал первый опыт российских законодателей в правовом регулировании очень важной проблемы, но на современном этапе не отвечает в полной мере целям и принципам поддержки Российской Федерацией соотечественников, проживающих за рубежом.

б) Понятие "соотечественник" не учитывается в новых законодательных актах РФ, затрагивающих интересы этой категории лиц,  т.ч. в  Законах "О гражданстве РФ",  "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

в) Не работают нормы данного Закона, определенные в ст.3, о выдаче российским соотечественникам за рубежом специального удостоверения.

г) Данный Закон (ст.25) предусматривает ведение (не разовую акцию, а постоянное ведение) мониторинга в области отношений с соотечественниками за рубежом, цели которого также определены в этой статье. Однако в течение пяти лет существования этого Закона мониторинг не проводился вообще. Работа в этом направлении только началась.  Но на текущий 2004 год не предусмотрено продолжение научных исследований и проведение мониторинга. Таким образом, наша страна фактически  не обладает объективной информацией о количественном составе российской диаспоры за рубежом, ее стратификации, региональных особенностях, проблемах, нуждах, запросах и о том, как в странах проживания соотечественников воспринимается помощь, оказываемая им Россией, что известно за рубежом о российских программах работы с соотечественниками.

д) Статья 18, касающаяся поддержки соотечественников в области информации, не реализуется. Нет специальных изданий (газеты, журналы) для российских соотечественников за рубежом. Ликвидированы программы радио и телевидения, которые ранее работали для соотечественников.

Участники "круглого стола" предложили:

1. Внести изменение в определение понятия "российский соотечественник за рубежом", ограничив его лицами, постоянно проживающими за рубежом, а именно: гражданами РФ, гражданами других государств и лицами без гражданства (и их потомками), являющимися представителями народов РФ, традиционно проживающих на территории РФ, не принадлежащих к титульным нациям иностранных государств, и не имеющих за пределами РФ своих национально-территориальных образований (Перечень таких народов и национальностей утверждается федеральным законом).

2. Внести в статью данного закона дополнение о правах лиц, признанных соотечественниками.

3. Органам исполнительной власти разработать необходимые подзаконные акты для обеспечения функционирования закона, в том числе определить статус соотечественника, разработать форму и утвердить механизм вручения российским соотечественникам за рубежом удостоверения соотечественника.

4. Ввести в данный Закон понятие "репатриант", дополнив ст.1 следующим абзацем:

"Репатриант – лицо (иностранный гражданин или лицо без гражданства), относящееся к коренным народам России, не имеющим вне Российской Федерации своего национально-государственного образования, прибывшее в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;".

5. Организовать издание и доставку в страны проживания российских соотечественников специализированных изданий (газет и журналов) по проблемам зарубежных соотечественников. Расширять возможности трансляции Российских радио и телепрограмм на сопредельные государства.

6. Внести в данный Закон статью о том, что Россия признает выдающуюся объединительную роль Русской Православной Церкви и содействует ей в деле консолидации соотечественников.

II. В  отношении  Закона  "О гражданстве РФ" участники "круглого стола"  отмечали, что:

а) Поправками, внесенными в ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в 2003 году расширен круг лиц, для которых предусмотрен упрощенный порядок предоставления гражданства. Но при этом от этих лиц (за небольшим исключением) требуется наличие вида на жительство, получение которого, фактически, сводит на нет весь льготный режим (это п.п.1, 2, ст. 14.). Это требование распространяется на граждан бывшего СССР, проживавших и проживающих в бывших союзных республиках и не получивших там гражданства на тех, кто родился в России, вернулся на свою историческую родину, на супругов граждан России, не имеющих гражданства Российской Федерации, при этом  более трех лет состоящих в браке, нетрудоспособных стариков, которые приехали к детям в Россию.

б) Закон не предоставляет упрощенного порядка приобретения гражданства РФ для соотечественников, прибывших в РФ на постоянное место жительства из государств СНГ и Балтии после 1992 года с паспортами СССР образца 1974 года, но имеющих в силу разных обстоятельств регистрацию по месту пребывания, а не по месту жительства;

в) в части 4. ст. 14 предусмотрен упрощенный порядок для лиц, прибывших из бывших союзных республик, если они обратятся за гражданством до 1.01.2006 года. Но при этом они должны иметь постоянную регистрацию на момент 1.07.2002, либо получить разрешение на временное проживание. Т.о., лица, фактически постоянно проживающие в России,  но имеющие только временную регистрацию, должны будут проходить процедуру получения разрешения на временное проживание. При этом им дается достаточно сжатый срок (до 1.01.2004), в который трудно уложиться с получением разрешения на временное проживание. Те лица, кто переехал в Россию в 2002 году, либо в настоящее время еще проживает в ближнем зарубежье, но хотел бы переехать в Россию уже в ближайшее время и по правилам нового закона о гражданстве приобрести гражданство Российской Федерации, не смогут воспользоваться этой нормой из-за ограниченного срока, который отведен для ее действия;

г) ч.4, ст.14 предоставляет льготный режим для участников ВОВ, проживающих в России. Но при этом требуется наличие регистрации по месту жительства (постоянной прописки), что установлено Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. С учетом возраста и заслуг этой категории лиц, которые переехали в Россию на постоянное жительство, но во многих случаях по не зависящим от них обстоятельствам не могут получить постоянной прописки, необходимо снять требование наличия регистрации по месту жительства.

д) Закон предусматривает упрощенный порядок приобретения гражданства для тех, кто получил среднее или высшее профессиональное образование в РФ после 1 июля 2002 года, необоснованно оставив за рамками тех, кто учился в РФ ранее.

е) Закон игнорирует понятие "соотечественник", введенное законом "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом". Для той части соотечественников, возвращающихся для постоянного проживания в Российской Федерации, кто принадлежит к представителям коренных народов России, не имеющих нигде, кроме Российской Федерации, национально-государственных образований, применимо понятие "репатриантов". В условиях усугубляющегося демографического кризиса в России возвращение русского и русскоязычного населения является положительным фактором, о чем неоднократно заявлялось Президентом Российской Федерации.

ж) Правоприменительная практика нуждается в корректировке в части необоснованных требований в органах МВД к супругам граждан России, состоявших в браке более трех лет на момент обращения. Практика показывает, что у них не принимают документы на гражданство, пока они не проживут более трех лет на территории России (а не по состоянию в браке).

Участники "круглого стола" предложили:

1. Снять требование предоставления вида на жительство при предоставлении гражданства для граждан бывшего СССР, проживавших и проживающих в бывших союзных республиках и не получивших там гражданства; для тех, кто родился в России и вернулся на родину; нетрудоспособных лиц, которые приехали к детям в Россию; на супругов граждан России, не имеющих гражданства Российской Федерации, но более трех состоящих в браке с гражданином РФ; для супругов граждан Российской Федерации, состоящих в браке более трех лет на 1.07.2002, необходимо учесть принцип воссоединения семей и снять всякие ограничения на возможность приобретения гражданства. Должно быть достаточно фактического переезда супругов на постоянное жительство в Россию.

2. Изменить редакцию п.3 статьи 14 данного Закона, указав альтернативную возможность доказательства постоянного проживания (постоянную регистрацию либо другие документы, подтверждающие постоянное проживание).

3. Изменить редакцию ч.5 статьи 14 данного Закона, указав возможность иных доказательств постоянного проживания (помимо регистрации по месту жительства):

"зарегистрированные по месту жительства, либо по месту пребывания, либо по установленному факту постоянного проживания по состоянию на 7 июля 2002 г.".

4. Дополнить статью 14 данного Закона частью 3:

"зарегистрированные по месту жительства, либо по месту пребывания, либо по установленному факту постоянного проживания по состоянию на 7 июля 2002 года увеличить срок действия до 1.01.2010 года.

5. Внести в данный Закон следующие дополнения:

ст.3 "Основные понятия" дополнить (после понятия "ребенок") следующим абзацем:

"репатриант - лицо (иностранный гражданин или лицо без гражданства), относящееся к коренным народам России, не имеющим вне Российской Федерации своего национально-государственного образования, прибывшее в Российскую Федерацию на постоянное жительство;"

Дополнить статью 14 "Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке"  частью 7:

"Репатриант, заявивший о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, принимается в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "в" части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона и без оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство.".

6.  Внести изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации с учетом поправок в ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", предлагаемых выше.

7. Дополнить статью 32 часть 1:

"заявление по вопросам гражданства РФ подается по месту жительства либо пребывания заявителя".

III. В отношении Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" участники "круглого стола" отмечали, что:

а) Закон не содержит норм, которые регламентировали бы особый порядок временного пребывания (ст.5), временного проживания (ст 6) и постоянного проживания (ст.8) граждан иностранных государств, с которыми есть договора (соглашения) о статусе граждан и об упрощенном порядке приобретения гражданства сторон. В соответствии с имеющимися соглашениями между Российской Федерацией и этими странами порядок для легализации граждан этих государств должен быть более простой, чем в общем случае, поскольку в международных договорах говорится о национальном режиме, предоставляемом данным лицам (за исключением некоторых политических прав). Этот пробел (помимо прочего) не дает возможности защищать права граждан Российской Федерации, проживающих в названных государствах, где им также в соответствии с имеющимися договорами должен предоставляться национальный режим, но этого не соблюдается.

б) Закон игнорирует принцип воссоединения семей, не предусматривает особый порядок временного пребывания (ст.5), временного и постоянного проживания (ст.6, ст.8), условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях (ст. 13) для пребывающих в Российскую Федерацию членов семьи, один или несколько членов которой уже проживают на территории Российской Федерации на законных основаниях.

в) Закон не содержит норм, которые регламентировали бы особый порядок временного пребывания (ст. 5), временного и постоянного проживания (ст.6, ст.8), условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях (ст. 13) для иностранных граждан и лиц без гражданства, отнесенных к категории российских соотечественников за рубежом. Закон игнорирует понятие "соотечественник", введенное законом "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом". В условиях усугубляющегося демографического кризиса в России возвращение русского и русскоязычного населения является положительным фактором, о чем неоднократно говорилось и Президентом России, и с других высоких трибун.

Участники "круглого стола" предложили:

1. ст.5, ст.6 и ст.8  данного Закона дополнить частями о льготном режиме для граждан государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения об особом статусе их граждан, находящихся или проживающих на территории Российской Федерации.

2. п.3 ст.5 данного Закона "Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации" дополнить частью 3 (соответственно изменив последующую нумерацию частей):

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, являющегося членом семьи лица, проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации, не может превышать одного года; ст.6 и ст.8, ст. 13 дополнить частями об особом статусе иностранных граждан, являющихся членами семьи граждан Российской Федерации либо иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации на законных основаниях.

3. Внести следующие дополнения в данный Закон:

- в ст.2 "Основные понятия" дополнить (после понятия "лицо без гражданства") следующим абзацем:

"репатриант - лицо (иностранный гражданин или лицо без гражданства), относящееся к коренным народам России, не имеющим вне Российской Федерации своего национально-государственного образования, прибывшее в Российскую Федерацию на постоянное жительство;

- в ст.5 данного Закона "Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации" дополнить частью 2 (соответственно изменив нумерацию последующих пунктов):

"Срок временного пребывания в Российской Федерации репатрианта, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать одного года. Срок временного пребывания репатрианта может быть продлен на очередной (второй) год при наличии документа, подтверждающего подачу им заявления на приобретение гражданства Российской Федерации.".

Ст.6 и ст.8 ст.13 данного Закона дополнить частями об особом статусе репатриантов.

4. Разработать соответствующее Положение о временной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, которое, в частности, должно предусмотреть разъяснение по ч.3 ст.5, касающейся продления или сокращения сроков временного пребывания. В данном Положении необходимо:

а) прямо указать широко распространенные обстоятельства, разрешающие продление или сокращение (хотя этот перечень не может быть исчерпывающим). В частности, разрешение на продление до года может быть дано супруге (у) гражданина (гражданки) Российской Федерации, лицам, являющимся репатриантами. Предлагается при этом не ограничивать возможности для последующей пролонгации срока временного пребывания для супругов граждан РФ.

б) Предусмотреть возможность для репатриантов пролонгировать срок регистрации временного пребывания на следующий (второй) год при наличии у них подтверждения подачи документов на приобретение гражданства Российской Федерации.

в) Дополнить подзаконные акты, регламентирующие правила предоставление разрешений на временное проживание, видов на жительство и участия в трудовых отношениях на льготных основаниях для граждан государств, с которыми имеются соглашения об особом статусе граждан этих государств находящихся на территории Российской Федерации; иностранных граждан, являющихся членом семьи (супруг, дети, родители) - гражданина (гражданки) Российской Федерации, иностранных граждан, являющихся членом семьи (супруг, дети) - иностранного гражданина, имеющего вид на жительство в Российской Федерации.

 5. Предусмотреть особый, упрощенный режим получения виз для въезда в Российскую Федерацию (не требующий приглашения из России) членам семьи граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом (для их родителей, детей, внуков), соотечественникам, не имеющим гражданства стран  проживания (лицам без гражданства), а также соотечественникам, имеющим умерших родственников, похороненных на территории Российской Федерации, для посещения мемориальных объектов.

IV. В отношении Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"

Участники "круглого стола" предложили:

1. Внести изменения в данный Закон, а именно:

а) изложить подпункт 2 пункта 3 статьи 7 в следующей редакции: "в порядке, определяемом Правительством РФ, финансируют на возвратной основе строительство индивидуального жилья для семей вынужденных переселенцев в размере не менее 80% стоимости; финансируют на возвратной основе утвержденные в установленном порядке инвестиционные проекты по созданию источников доходов и объектов инфраструктуры поселений вынужденных переселенцев";

б) пункт 4 статьи 5 данного закона дополнить фразой: "Статус вынужденного переселенца продлевается также в случае невыполнения органами власти своих полномочий, предусмотренных ст. 7 настоящего закона";

V. В отношении Закона Российской Федерации "О беженцах"

Участники "круглого стола" предложили:

Внести изменения в данный закон, дополнив статью 2 пунктом 3 следующего содержания: "Статус беженца предоставляется лицам, владеющим русским языком, прибывшим в Российской Федерации из государств, входящих в состав СССР, в которых русский язык не имеет статуса государственного или официального языка".

VI. В отношении других правовых и нормативных актов Российской Федерации участники "круглого стола" предложили:

1. Разработать законопроект "О репатриации российских соотечественников" с учетом международного опыта и реальных потребностей РФ, связанных с демографическим кризисом в стране и ее отдельных регионах.

Данный Закон должен обеспечить особый упрощенный порядок легализации в РФ лиц, признанных репатриантами, и оказания им помощи в обустройстве.

2. Разработать проект Федерального закона "О поддержке зарубежных российских соотечественников".

3. Разработать проект Федерального закона "О реестре народов Российской Федерации".

4. При корректировке миграционного законодательства предлагается  создать правовую базу для перехода от невосполняемых и плохо организованных "социальных" выплат к инвестиционным механизмам финансирования миграционной политики, перевести миграцию на возвратную схему финансирования, с этой целью:

- инициировать принятие Постановления Государственной Думы и Совета Федерации, содержащее требование к исполнительным органам власти:

- планировать финансирование на возвратной основе проектов обустройства вынужденных переселенцев и прибывающих российских соотечественников в размере не менее 0,5% расходной части соответствующего бюджета ежегодно;

- обеспечить возврат и реинвестирование затраченных средств;

- установить ежегодные квоты по приему и обустройству соотечественников в размере не менее 1% от численности населения региона;

- обеспечить предоставление статуса и меры по обустройству мигрантов в пределах квоты приема.

VII. В отношении совершенствования деятельности государственных и общественных структур, занимающихся проблемами соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев

Участники "круглого стола" предложили:

1. Предусмотреть создание отдельного округа по выборам депутатов Государственной Думы для граждан РФ, постоянно проживающих в государствах СНГ и Балтии, внести необходимые для этого изменения в законодательство Российской Федерации.

2. Создать при Правительстве РФ Федеральное агентство по работе с переселенцами и российскими соотечественниками за рубежом, которое будет заниматься всем комплексом проблем этой категории лиц, планировать и вести работу по социальному обустройству переселенцев, поддержке соотечественников за рубежом, возращению соотечественников в Россию.

3. Возобновить работу Совета соотечественников при Государственной Думе, созданного в 1995 году и действовавшего в течение предыдущих трех созывов Государственной Думы;

4. Возобновить работу Совета переселенческих объединений при Государственной Думе, созданного в 1998 году и действовавшего в течение предыдущих двух созывов Государственной Думы.

5. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением организовать созыв в 2004 году Съезда переселенческих объединений. На съезде провести анализ переселенческого движения в стране,  обобщить опыт деятельности созданных переселенцами организаций, общин, трудовых коллективов, выявить проблемы и предложить пути их решения на законодательном и организационном уровне, включая внесение поправок в законодательство о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан в РФ, принятие закона о репатриации и совер­шенствовании законодательства в сфере миграции в целом;

6. Продолжить работу по связям с соотечественниками за рубежом, проживающих в приграничных с Россией регионах, развивать приграничное сотрудничество в экономической и культурной сферах с общественными структурами российских соотечественников за рубежом.

7. Просить Министерство образования и МИД РФ открыть при консульстве России в г. Уральске Республики Казахстан  школу с обучением школьников - граждан России по российским программам по примеру подобной школы в Ашхабаде Туркменистан с обеспечением надлежащей учебной литературой и педагогическими кадрами. При этом ввести квотирование мест для абитуриентов, окончивших эту и подобные школы в российских вузах с зачислением на учебу при наличии успешной сдачи вступительных экзаменов.

8. Просить Министерство обороны РФ разработать необходимые нормативные акты для обеспечения призыва на срочную службу в рядах Российской Федерации граждан РФ, проживающих в государствах СНГ и Балтии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ