Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №97(01.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УКРАИНА



Хроника

20 апреля. Государственная Дума России и Верховная Рада Украины ратифицировали договоры "О государственной границе России и Украины", "О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" и Соглашение о создании Единого Экономического Пространства. Последнее было ратифицировано Украиной с оговоркой о том, что это государство обуславливает свое участие в ЕЭП соответствием структур и требований этой организации Конституции Украины.

Президент Украины Леонид Кучма подписал законы о ратификации соглашения о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана, России и Украины, а также договоров о российско-украинской госгранице и о сотрудничестве России и Украины в использовании Азово-Керченской акватории.

Парламенты двух государств одновременно ратифицировали договоры и о морской, и сухопутной российско-украинской границе во вторник. В тот же день Госдума согласилась на создание ЕЭП.

Договор "О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" был подписан Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой на встрече в Керчи 24 декабря 2003 года. 23 января 2003 года в Киеве президенты установили сухопутную границу, подписав договор "О государственной границе между Украиной и Россией".

Соглашение о формировании ЕЭП президенты четырех стран заключили в Ялте 19 сентября 2003 года. Под Единым экономическим пространством понимается зона, объединяющая таможенные территории с едиными механизмами регулирования экономик.

21 апреля. Государственная Дума России приняла  на пленарном заседании обращения к Верховной Раде Украины по вопросу ратификации Республикой меморандума о взаимопонимании с НАТО и рекомендаций Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины вести теле- и радиотрансляцию только на украинском языке. При необходимых 226 голосах, документ поддержало 333 депутата. В тексте документа, подготовленного депутатами думских комитетов по делам СНГ и связям с приняла соотечественниками и по международным делам, в частности, указывается, что ратификация Верховной Радой меморандума с НАТО - "ничем не оправданный с военно-политической точки зрения шаг украинской стороны", который "не соответствует интересам обеспечения безопасности и стабильности в регионе, линии на укрепление отношений добрососедства и доверия между нашими государствами".

В то же время, вещание украинскими теле- и радиокомпаниями только на национальном языке депутаты Госдумы назвали "попытками административного вытеснения или запрещения русского языка на Украине", которые "игнорируют сложившуюся традицию украинско-русского двуязычия, ущемляют права граждан самой Украины и заслуживают критической оценки со стороны ответственных украинских политиков".

22 апреля. "Мы не разделяем обеспокоенности Российской Федерации в этом вопросе, а дискуссия, которая могла бы развернуться, была бы не в пользу наших соседей, - заявил руководитель пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубкивский - Украина реализует свою национальную политику в языковом вопросе, и никаких замечаний со стороны международного сообщества и ведущих институтов в этом вопросе к нам нет".

22 апреля. Президент Украины Леонид Кучма считает неконституционным решение Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию обязать телерадиоорганизации вещать только на украинском языке. Об этом Кучма заявил в Бахчисарае в ходе своего визита в Крым. "Мое мнение, что это решение не соответствует Конституции. Оно должно быть приведено в соответствие с действующей Конституцией", - сказал Президент.

23 апреля. Лидер Компартии Украины Петр Симоненко сообщил о том, что на заседании в этот день межпарламентской украинско-российской комиссии в рамках встречи "Украина-Россия - стратегическое партнерство" была достигнута предварительная договоренность о том, что в этом органе российская сторона будет иметь 40% голосов, украинская - 30%, казахская - 20%, белорусская - 10%. В свою очередь, депутат Верховной Рады, лидер депутатской группы "Народний вибір" Николай Гапочка отметил, что у России уже есть опыт сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, Россия не будет занимать доминирующую позицию в работе наднационального органа по управлению ЕЭП. В этом органе все страны "будут иметь статус-кво". "Если кто-то из участников отказался, то решение не будет принято", - уверяет депутат. Орган, по его словам, будет консультативным. В соответствии с соглашением о формировании Единого экономического пространства Украины, России, Казахстана и Беларуси, стороны утверждают единый регулирующий орган ЕЭП, которому делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми сторонами. Согласно документу, решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием, а количество голосов каждой из сторон определяется с учетом его экономического потенциала.

23 апреля. Президент Леонид Кучма считает, что сторонники внесения изменений в Основной закон, несмотря на провал конституционной реформы 8 апреля, "не проиграли". "Мы не проиграли, мы просто не выиграли на данном этапе. Нужно без паники провести анализ ситуации, доработать и вновь выходить на принятие решения", - сказал глава государства в интервью газете "2000".На вопрос о том, какой из существующих ныне прошедших Конституционный суд проектов конституционных изменении следует взять за основу для доработки, Леонид Кучма сказал, что не хотел бы предлагать сейчас какие-либо конкретные варианты. "Не хочу давать повод нашим недоброжелателям упрекнуть в том, что президент оказывает давление. Сейчас самое важное - не падать духом и продолжать настойчивую разъяснительную деятельность. Политреформа нужна Украине, и нет иных методов ее достижения, кроме как обеспечить широкий политических диалог, работу с фракциями, с депутатами", - сказал Президент.

Говоря о голосовании 8 апреля, Леонид Кучма отметил, что переживает по этому поводу. "Есть на душе определенный неприятный осадок, оттого что голосование в целом оказалось отрицательным. Мы не проиграли, мы просто пока еще не выиграли. Но выиграем. В этом у меня нет сомнений. Большинство украинских граждан уже понимают и поддерживают необходимость реформы", - сказал он. Президент также сообщил, что накануне голосования 8 апреля встречался с руководством парламента, лидерами фракций, премьер-министров, знал конкретные фамилии некоторых депутатов, которые точно не будут голосовать. Леонид Кучма отметил, что предлагал не заниматься уговорами, тем более нажимом. "Я только просил руководство фракций постараться обеспечить явку депутатов в сессионный зал. А там пусть каждый из них решает по совести", - заявил Президент.

23 апреля. Замглавы Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Виталий Шевченко считает нелогичным заявление Президента Леонида Кучмы о том, что решение Нацсовета, направленное на выполнение законодательства о языке теле- и радиопрограмм и передач, "является неконституционным". Об этом сказано в открытом письме Виталия Шевченко Президенту. Шевченко выступает не только против Кучмы, он заявил, что "в последние дни в России "поднялся страшный шум" по поводу решений Нацсовета Украины об обеспечении надлежащего телерадиовещания на украинском языке. В связи с этим он считает, что Леониду Кучме "стоило вмешаться в дискуссию и деликатно попросить россиян открыть хотя бы одну украинскую школу для миллионов украинцев, которые там проживают". Украинский чиновник совершенно некомпетентен - в России полно украинских школ, есть даже Украинский университет.

23 -24 апреля. В Крыму прошли переговоры президентов России и Украины и встреча парламентариев двух государств. Президент России Владимир Путин заявил в Крыму, что и Россия, и Украина заинтересованы в интеграции в общемировые процессы. "Мы не хотим, чтобы Россия ограничивалась только поставками на внешний рынок газа и нефти", - заявил Путин. "Думаю, что и на Украине никто не заинтересован, чтобы Украина только буряк продавала на мировые рынки, тем более что этот буряк там никому не нужен", - подчеркнул российский президент. "Мы и в России, и на Украине стремимся к тому, чтобы интегрироваться в общемировые, общеевропейские процессы", - подчеркнул российский лидер. "Мы хотим занять достойное наших стран место в мировом разделении труда", - добавил он. По словам Путина, "у нас высочайший научно-кадровый потенциал, интеллектуальный потенциал, который мы должны сохранить и приумножить".

23 апреля. Президент России Владимир Путин считает, что такие вопросы, как решение о телерадиовещании на Украине на русском или украинском языке нельзя выводить в сферу конфронтации." Ни в коем случае нельзя поддаваться никакой панике и нельзя выводить эти вопросы в сферу конфронтации", - заявил Путин на российско-украинской межпарламентской конференции. "Я даже не хочу распинаться на эту тему, это внутреннее дело Украины", - заявил Путин. Он отметил, что рассчитывает на понимание со стороны украинской стороны.

26-29 апреля. Киев посетил Михаил Саакашвили. Помимо встреч с Президентом, новый президент Грузии активно общался с Виктором Ющенко. Источники отмечают, что одной из целей визита Саакашвили были попытки подтолкнуть Кучму к передаче власти Ющенко при гарантиях для себя и своей семьи




Кучма -победитель?

Кирилл Фролов

Со стороны Киева- символические уступки, со стороны Москвы -преждевременный триумфализм.

Российско-украинские отношения - главная политическая тема прошедшей недели.

Государственная Дума и Верховная Рада  ратифицировали законы о российско-украинской границе, договор об использовании акватории Азово - Керенского пролива и соглашение о Едином Экономическом Пространстве.

В преддверие этих ратификаций Национальный совет по телевидению  и радиовещанию Украины принял скандальное решение о переходе вещания на телеканалах Украины исключительно на украинский язык.  Обозреватели поспешили объяснить это решение "дыханием Ющенко", желанием киевского чиновничества заранее подсластить вероятному президенту Украины.  Это верно лишь отчасти.  Решение нацсовета не могло не быть согласовано с президентом Кучмой. Мало того, оно было ему необходимо для очередной символической уступки Москве - отмежеваться от этого драконовского и антиправового  решения и ничего не сделать для реального решения проблемы русского языка на Украине, которое заключается в закреплении за ним государственного статуса. Леонид Кучма сам создал эту  проблему и сам ее решил.

То же и с ЕЭП. Украина подписала рамочное соглашение по "Единому экономическому пространству", Верховная Рада ратифицировала его с "президентской" оговоркой, согласно которой Украина будет выполнять соглашения по ЕЭП, "соответствующие" украинской конституции. Эта оговорка создает возможность для  самых широких интерпретаций подписанного  документа и выхолащивания всей "реальной" части проекта ЕЭП . Вспомним, что в 1991-92 г.г. Украина схожим образом поступила с  соглашениями о создании СНГ, выхолостив пункты о единой армии, валюте и т.д.  Одновременно Украина подписала и ратифицировала не "рамочный", а очень даже конкретный "Меморандум" с НАТО, предоставляющий свою территорию для быстрого развертывания войск альянса.

Таким образом , все эти соглашения, равно как и встреча российского и украинского Президентов в Крыму   являются серией политических и дипломатических побед Леонида Кучмы и внешней политики сил, отнюдь не стремящихся видеть Украину пророссийской.

Что мы имеем в итоге?

Украина, в обмен на символические уступки по ЕЭП, получила от России окончательное признание своих границ, что гораздо более весомо, чем эти символические уступки. Россия и Украина сохранили статус-кво в вопросе использования Азово-Керченской акватории, причем антироссийская истерия Киева принесла больше результатов, чем недовведенный Россией до конца проект восстановления косы Тузла.

Таким образом, Украина получила больше геополитических преимуществ и, главное, со стороны Росси не было адекватной оценки и ответа на факт превращения Украины в плацдарм НАТО в результате подписания и ратификации меморандума "Украина-НАТО"

В области гуманитарной политики  Леонид Кучма, разыгравший из себя "голубя", сдерживающего "ястребов украинизации" из "Нашей Украины" и Нацсовета по телерадиовещанию,  добился мягкой позиции России по вопросу статуса русского языка на Украине. Слова Владимира Путина, что "вопрос о русском языке на Украине - это внутреннее дело украинского общества " могут быть использованы сторонниками продолжения политики насильственной украинизации  в свою пользу. Как  это не раз бывало, намеки Владимира Путина на то, что  он видит отношение к русскому языку на Украине таким же, как к украинскому в России (где созданы немыслимые привилегии желающим его изучать несмотря на то, что предложение итак намного превышает спрос), останутся незамеченными.

Также Леонид Кучма максимально использовал  "фактор Путина  и России " для решения  своих личных политических задач. Главное, Президент России "спас" его в очередной раз в обмен на очередные символические уступки. При этом Кучма сохранил свободу маневра.  Наблюдатели отмечали, что "преемник Кучмы" Виктор Янукович находился в тени встречи Путин-Кучма в Ялте. Одновременно Юлия Тимошенко заявила, что Кучма договорился через "хасидские каналы" своего гражданского зятя Виктора Пинчука с американцами о передаче власти Ющенко в обмен на неприкосновенность семьи Леонида Кучмы, причем именно семьи в прямом смысле этого слова, а не политического окружения Кучмы и что выдвижение Януковича "кандидатом большинства" носит формальный характер. В пользу этой версии свидетельствует  и демарши Литвина, хоронящего политическую реформу, и заявления "пропрезидентских"  А. Кинаха и В. Пустовойтенко (который прямо заявил, что видит преемником Ющенко) о своем намерении участвовать в президентских выборах.

Наиболее вероятно то, что Леонид Данилович параллельно договаривается и с американцами и Ющенко, и с Путиным, и держит про запас Януковича, и не оставляет мысль о третьем сроке (недаром формируется антиющенковский альянс "Медведчук и Мороз за политреформу"). Играя одновременно в эти несколько политических игра, Леонид Кучма сохраняет статус главного "регулировщика" политического процесса на Украине. Другое дело, что таким образом можно, в итоге, перехитрить самого себя.

В чем же российский интерес в этой ситуации, что делать ?

Главное, ничего не забыть, "вспомнить все". Когда в Киеве скажут, что полноценное участие Украины в ЕЭП, а именно создание полноценного наднационального органа, строительство таможенного союза и т.д. "противоречит украинской Конституции", необходимо будет сказать: " а где вы были со своей Конституцией, когда подписывали меморандум с НАТО и заявляли о вступлении в ЕС, которое требует серьезного, полноценного ограничения суверенитета?  Можно напомнить о том, что Президент пожелал такого же отношения к русскому языку на Украине, какое есть к украинскому в России. Нельзя забывать и о церковном единстве. СМИ не заметили заявления министра юстиции Украины Лавриновича (он, кстати, является одним из основателей УНА-УНСО) о том, что "главной задачей госкомитета Украины по делам религий является "создание Единой Поместной Украинской Церкви". Эти игры должны быть прекращены.  Что мешает выполнить статьи 6 и 7 российско-украинского договора, требующих консультаций в таких случаях, как "Меморандум Украина-НАТО" . Что мешает намекнуть, а лучше-прямо сказать Леониду Даниловичу , что заигрывания со всеми подряд неприемлемы, либо единственным условием его поддержки является его безальтернативная пророссийская ориентация, что в противном случае между Кучмой и Ющенко будет мало разницы и Россия начнет осуществлять жесткий курс. Еще одним важным аргументом России являются вопросы о морской границе и делимитации сухопутной, поступаться которыми нельзя.  России нечего стесняться и своей заинтересованности в политической реформе на Украине в контексте ее парламентаризации и федерализации. Если ВР "завалила" политреформу", это не повод для отказа от нее. Она может быть реализована до президентских выборов, причем в новом варианте, включающем двухпалатный парламент, выборность губернаторов, государственный статус русского языка.  




День рождение ЕЭП

Наталья Ревская, Киев

Если вооружится достаточной долей здорового пафоса - можно сказать, что вчера на постсоветском пространстве произошло историческое событие - ратификация Соглашения про формирование Единого экономического пространства. При этом оппозиция считает, что этот день должен быть объявлен днем траура, и те из депутатов, кто поддержал ратификация (а их было 265) обязательно предстанут перед судом истории. Однако официальные сторонники ЕЭП - депутаты, чиновники и достаточно большая часть населения уверены, что этот день может стать отправной точкой будущего процветания Украины.

Так, создание зоны свободной торговли в рамках ЕЭП по мнению Минэкономики будет содействовать увеличению товарооборота между странами-участницами и увеличит поступления в государственный бюджет Украины. Мировой опыт показывает, что создание таких приводит к увеличению товарооборота между государствами-участниками не менее, чем на 20%. И что бы там не говорили защитники западного экономического вектора, однако факты - вещь упрямая - уже сегодня удельный вес товарооборота государств-участников ЕЭП в общем объеме внешней торговли Украины со странами СНГ составлял 82,2%.

Тем не менее представители оппозиционных фракций уверены, что "опасная близость" с Россией может даже вызвать девальвацию гривны на уровне до 20%. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что серьезно повлиять на курс гривны могут не рамочные документы по ЕЭП а результаты президентских выборов в Украине.

Кстати, о влиянии выборов на будущее ЕЭП. Поскольку само соглашение было ратифицировано с предостережением "в рамках, которые не противоречат Конституции Украины", то опасения оппозиции становятся вообще не понятными, так как "незалежность" ни кто сдавать не собирается. Расторопные  эксперты уже отмечают противоречие положения Соглашения, в частности, статьям 75, 113, 116, части 2 статьи 106 Конституции Украины, где идет речь об исключительности полномочий Верховной Рады, Президента и Кабинета Министров Украины.

А вот опасения российских коллег, которые считают что Украина из-за свое чрезмерной осторожности уже фактически "сорвала" все договоренности по СНГ - вполне понятны. Учитывая гибкость украинских гарантов конституции от того, кто станет следующим президентом напрямую зависит каким сакральным смыслом будет наполнено создание ЕЭП. Может это будет очередной фетиш, или индульгенция для будущих опальных чиновников, или некий договор-призрак, наподобие соглашения о зоне свободной торговли, принятое еще в 1993 году и с этого момента "зависшего" в воздухе, как несимметричной Windows. Так что радоваться, как впрочем и огорчаться рано.

И все таки народ пребывает в эмоциях.  В отличии от непонятной по смыслу для общего круга полит реформы, с ЕЭП все понятно - понятно, что означает "формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер..." и  "создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы"; понятно, что "обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий", т.е. энергоносителей, говорит о том, что все таки какие-то преференции Украина все же получит. И функции наднационального единого управляющего органа в принципе понятны, и что страны будут там представлены пропорционально своему экономическому потенциалу - ясно, и то, что Совет Глав Государств - самый-самый верхний орган ЕЭП будет представлен коллегиально - а именно одно государство - один голос - ясно, как таблица умножения. Так, что пророссийски настроенная часть населения Украины ликует. Я лично слышала на улице, как некоторые люди поздравляли друг друга с праздником.

Тех же кто считает 20 апреля днем траура - так же захлестывают эмоции, и даже тот факт, что согласно ратифицированному во вторник соглашению, штаб-квартира новой организации должна располагаться в Киеве, их не утешает. Потому, что по их мнению наше место - в ЕС. Анализ этого "места" - тема отдельной публикации. Однако в столь важный (хотя бы символически) для родины момент, хотелось бы, что бы государственные мужи и законотворцы (в отличии от народа, которому и положено бурно реагировать) сохраняли "холодную голову". И если отдельных депутатов смущает нарушение украинского законодательства при ратификации соглашения, и их же абсолютно не смущает такое же нарушение законодательства в случае прохождения войск НАТО через нашу территорию, то тут стоит задуматься. И им же стоит задуматься над тем, что в ЕС - наднациональный контролирующий орган жестче, чем еще не сформированный  (а значит на который можно оказать влияние и Украине  в ЕЭП), и что единая валюта там принимается без всяких разговоров о "незалежности", а жесткое капиталистическое распределение рынка, от которого Польша и Венгрия начинает уже медленно и болезненно "прозревать", в отличии от постсоветского - такого знакомого  и уютного  будет сделано без всяких сентиментов и скидок на "братьев-славян".




Страна.Ru.,
20 апреля 2004

Верховная Рада Украины поддержала проект соглашения по Единому экономическому пространству с единственной оговоркой

Максим Стерлигов

Верховная Рада Украины поддержала проект соглашения по Единому экономическому пространству с единственной оговоркой. А именно: Украина будет принимать участие в формировании и функционировании ЕЭП лишь в рамках, которые отвечают Конституции страны. Ратификация представлялась чисто техническим вопросом, поскольку в украинском парламенте у пропрезидентской и проправительственной коалиции - большинство.

Однако оппозиция устроила настоящий скандал, обвинив большинство Рады в предательстве интересов народа.

Соответствующее решение поддержали во вторник 265 депутатов. Ратификацию соглашения не поддержали, естественно, депутаты из "Нашей Украины", Блока Юлии Тимошенко и Социалистической партии Украины.

После подписания президентом Леонидом Кучмой соглашения о создании ЕЭП и одобрения этого соглашения кабинетом Януковича вроде бы не должно было быть никаких препятствий для его ратификации в Верховной Раде. Тем более, что формирование ЕЭП поддерживают и оппозиционная фракция Компартии. Тем не менее, ситуация в Киеве накануне голосования была больше похожа на "последний и решительный бой" сторонников и противников вхождения Украины в ЕЭП. В частности, премьер-министр Украины Виктор Янукович пообещал: "Мы будем делать все, чтобы это решение было принято с теми предостережениями, которые подписал президент Украины во время Ялтинского саммита". Премьер еще раз подтвердил, что ЕЭП выгодно Украине, поскольку она имеет экспортно-ориентированную экономику, и свободное перемещение товаров в зоне ЕЭП отвечает национальным интересам. В особенности это касается такого стратегического партнера как Россия, с которой, по подсчетам украинского правительства, двусторонний товарооборот в 2005 году достигнет почти 20 млрд долларов США.

Аргументы оппозиции

Однако представители оппозиции устроили настоящий парад дополнений и оговорок к Соглашению, которые, по сути, ставили под сомнение саму идею создания ЕЭП. И если нынешние интеграционные процессы в СНГ сравнить с цивилизованным браком по расчету (в отличие от скандального развода советских республик), то Украине, похоже, пришлась по душе роль разборчивой невесты. До последнего момента настаивали на своих поправках и эксперты из Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады. По их мнению, проект закона о ратификации Соглашения о формировании ЕЭП необходимо было дополнить, как минимум, двумя новыми пунктами: 1. Украина будет иметь право отказаться от выполнения решений единого регулирующего органа ЕЭП, против которых голосовали ее представители в этом органе; 2. Украина оставляет за собой право делать предостережение относительно содержания международных договоров, направленных на формирование ЕЭП.

В такой ситуации спикер Рады Владимир Литвин избрал единственный возможный путь для того, чтобы не увязнуть в многочисленных поправках - просто поставил на голосование в зале проект соглашения. Однако, даже единственная оговорка к тексту соглашения вызвала большие вопросы. Выступая с трибуны, представители оппозиции уже назвали голосование за ратификацию соглашения про ЕЭП "изменой интересам народа" и "сдачей" суверенитета Украины. Естественно не обошлось и без исторического сравнения сегодняшнего заседания Верховной рады с Переяславской Радой, где, по мнению представителей "Нашей Украины" также были преданы национальные интересы страны. Таким образом, в случае победы на президентских выборах кандидата от оппозиции ничто не помешает игнорировать соглашение по ЕЭП, прикрываясь Конституцией.

Безусловно, ратификация украинским парламентом соглашений о формировании ЕЭП стала тем принципиальным вопросом, от решения которого зависела судьба не только нового союза Украины, России, Белоруссии и Казахстана, но и во многом определялась жизнеспособность интеграционных процессов в СНГ. Соглашение ратифицировано, и теперь все будет зависеть от темпов разработки реальных механизмов его исполнения. Фактически, как и в ЕС, только рост экономики может продемонстрировать практическую целесообразность Единого экономического пространства. Ведь целью ЕЭП как раз и является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик стран-участниц и повышение уровня жизни населения.

Чем станет ЕЭП после ратификации соглашения

В соответствии с ратифицированным соглашением, под ЕЭП стороны-участницы предлагают понимать экономическое пространство, объединяющее таможенные территории стран-участниц, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанных на единых принципах, и обеспечивают свободный оборот товаров, услуг, капитала и рабочей силы и обеспечивается единая внешнеторговая и согласованная налоговая денежно-кредитная валютно-финансовая политика. Соглашением предусмотрено формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Тем самым предусматривается неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на основе проведения единой политики в сфере тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применение субсидий и других форм господдержки.

Осуществление координации и управления формированием и функционированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств-участниц ЕЭП. Количество голосов каждого государства в рамках совета распределяется по принципу: одно государство - один голос. Решение Совета глав государств должно приниматься консенсусом.

Пограничных конфликтов больше быть не должно

Верховная Рада Украины также ратифицировала договор с Российской Федерацией о государственной границе. За это решение проголосовали 352 депутата (против 16) из 425. Не голосовала фракция Блока Юлии Тимошенко.




Политическая битва за Подкарпатскую Русь

Кирилл Фролов

Российское экспертное сообщество не заметило важных политических событий в Закарпатской области, исторической Подкарпатской Руси. "Наша Украина" потерпела поражение в важнейшем карпаторусском городе - Мукачево. 18 апреля ющенковский ставленник Балога проиграл выборы на пост мэра Мукачеву Эрнесту Нусеру, поддержанному СДПУ (о) и Партией Регионов. Немалую помощь Нусеру оказали карпаторусские организации, в частности, лидер русинов известный общественный деятель, журналист и блестящий историк Валерий Разгулов.  Не желая признавать поражения, ющенковцы устроили международный политический скандал.. 23 апреля трибуна ВР была заблокирована  представителями оппозиционных фракций "Наша Україна" и БЮТи. Депутаты двух фракций продолжают настаивать на принятии постановления относительно событий вокруг выборов городского главы Мукачево, Закарпатская область. Председательствующий на заседании первый вице-спикер Адам Мартынюк обратился к народным депутатам с просьбой занять свои места и позволить Верховной Раде работать в нормальном режиме. В противном случае, отметил он, пленарное заседание в пятницу будет закрыто.Как сообщал Корреспондент.net, в среду, 21 апреля, Верховная Рада отказалась поддержать подготовленное лидерами "оппозиционной тройки" постановление, которым инициировались отставки с занимаемых должностей главы Администрации Президента Виктора Медведчука, министра внутренних дел Николая Билоконя, а также губернатора Закарпатской области Ивана Ризака в связи с ситуацией в Мукачево. В четверг, 22 апреля, парламент принял предложенное фракциями провластного большинства постановление, которым поручил Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел и Службе безопасности обеспечить организацию изучения и установления всех обстоятельств относительно событий во время выборов городского главы Мукачево. В то же время депутаты отклонили предложенный Андреем Шкилем (БЮТи) проект постановления об отставке Медведчука, Билоконя и Ризака. В ответ оппозиция заблокировала работу парламента. Представители "Нашої України" заявили, что проект постановления, предложенный депутатами из парламентского большинства, был проголосован только в первом чтении, а не в целом. В связи с этим народный депутат Роман Зварыч, "Наша Україна", предложил свою поправку к принятому за основу тексту постановления, которая предусматривает обращение к Президенту с предложением освободить с занимаемой должности главу Администрации Президента Виктора Медведчука,  и потребовал поставить ее на голосование. Со своей стороны председательствующий на заседании Адам Мартынюк заявил, что проект постановления был принят в целом и возвращаться к его рассмотрению не нужно. Вскоре вице-спикер был вынужден закрыть заседание досрочно, поскольку депутаты "Нашої України" и БЮТи продолжали блокировать трибуну Верховной Рады.

Тем временем в самом Мукачево сторонники Нусера бурно протестовали против попыток "Нашей Украины"  захватить власть в Мукачево и поставить под сомнение невыгодные для себя итоги выборов. Депутат Зварыч (НУ) стал рассказывать, что  "в Мукачево около 200 вооруженных молодых людей захватили в заложники четырех депутатов Верховной Рады… двести вооруженных молодчиков взяли в заложники четырех народных депутатов Украины, удерживая их в городском совете Мукачево. Наши коллеги не могли выйти из помещения горсовета. Милиция оказывала содействие бесчинствам…В здании горсовета Мукачево заблокированы Владимир Стретович, Анатолий Матвиенко, Иван Иванчо и Юрий Оробец"

В действительности, никто не "блокировал" бандеровских депутатов, решивших почему-то, что Подкарпатская Русь является их вотчиной. Владимир Филенко, представитель "НУ" в Закарпатье, вынужден был признать, что "на площади собираются пьяные молодчики, человек 150, которые, очевидно, ждут какой-то команды. Кроме того, около памятника напротив ратуши стоит местный авторитет по прозвищу "Чалый" и пьет пиво. Милиция бездействует. Вызванные четыре наряда милиции приехали, расцеловались с братками, постояли, покурили и уехали".

Итак, стояли молодые люди и пили пиво, никто никого не блокировал.

"Я не знаю, что задумали "братки", но депутатам, которые находятся сейчас в ратуше, опасно выходить на улицу, потому что есть угроза их жизни", - продолжил  Филенко. Ющенковцы боятся карпаторусского народа.

И им не поможет поддержка США, вмешательство которых в украинскую политику становится смехотворным: "США глубоко обеспокоены тем, как были проведены выборы в Мукачево. По всем признакам прошла явная подтасовка результатов голосования". Такое заявление распространило в четверг, 22 апреля, посольство США в Украине".

Посольство США не волновали реальные нарушения прав человека на Украине-бесчинства крымских  татар в Крыму ( в том числе- убийство русского жителя села Веселое), массовые захваты православных храмов боевиками УНСО, дискриминация русского языка.  А в Мукачево случилась страшная трагедия-блок Ющенко проиграл выборы. В действительности, в этом нет ничего удивительного. Закарпатье, Подкарпатская Русь, ничего общего не имеет с Галицией-оплотом "Нашей Украины". Большинство населения Закарпатья- карпатороссы, считают себя частью русского мира и ничего общего не имеет с Галицией. Официальный Киев так и не признал закарпатских русинов народом, несмотря на то, что карпатороссы имеют богатейшую православную культуру, героическую историю и самосознание, Подкарпатская Русь стоит на неприятии галицийского фашизма. Этого ей не могут простить во Львове, Киеве и Вашингтоне. Поможет ли Великая Россия Подкарпатской Руси?




Страна. Ру,
23 апреля 2004

Кремль разгадывает "украинский пасьянс"

Дмитрий Скрябин

 Будущего президента Украины сейчас не может назвать никто

Ратификация в украинском и российском парламентах соглашения о формировании ЕЭП уже записана в актив Москвы, как самое серьезное достижение в интеграционных процессах на территории СНГ. Это и было потверждено 23 апреля на переговорах двух президентов в Ливадийском дворце. И, хотя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не упускает случая напомнить о своем "приоритете" на инициативу интеграции, именно нынешняя кремлевская администрация воспринимается всеми как главный архитектор нового межгосударственного союза стран четверки.

Ни для кого не секрет, что эти процессы до сих пор тормозила именно позиция Украины, которая с опаской относится к любым (зачастую воображаемым) угрозам своему суверенитету и которая по большому счету так и не выработала какой-либо внятной внешнеполитической стратегии. Поэтому ратификация украинской стороной Соглашения точно в срок согласно договоренности с Госдумой РФ, вызвала некоторое удивление.

С другой стороны, в Киеве по-прежнему открыто заявляют, что стратегической целью страны является вступление в ЕС и ВТО и проводят планомерную интеграцию со структурами НАТО. В этом контексте визит президента РФ Владимира Путина и делегации Государственной думы на Украину выглядит скорее попыткой прояснить позиции своих украинских партнеров, а не торжественным внешнеполитическим аккордом Кремля.

И, пожалуй, самый главный вопрос: а кто, собственно говоря, является этим самым партнером? Уходящий президент Леонид Кучма и глава его администрации Виктор Медведчук? Премьер-министр Виктор Янукович? За полгода до президентских выборов Украина живет ожиданием перемен, и никто сегодня не может гарантировано назвать имя будущего главы государства. Точнее, все украинские контрагенты на сегодняшних переговорах, безусловно, не будут скупиться на гарантии преемственности внешней политики Киева, но относиться к этим гарантиям все-таки следует с поправкой на предстоящую избирательную кампанию. И хотя украинские СМИ традиционно серьезно анализируют, кому из кандидатов в итоге достанется "поддержка Москвы", эта поддержка (неважно, придуманная или реальная) уже не воспринимается как необходимое условие для победы - всего лишь дополнительный козырь, не более. Хотя следует отметить, что собственно ратификация украинским парламентом Соглашения по ЕЭП, в определенной степени результат предвыборной кампании, когда "дружба и сотрудничество с Россией" становятся действительно важным фактором раскрутки кандидатов.

В остальном политическая ситуация, действительно малопрогнозируемая. Широко разрекламированная политическая реформа забуксовала. Официально объявленный единый кандидат в президенты от парламентского большинства Виктор Янукович, уже таковым не является, поскольку о своем возможном выдвижении заявил и глава Народно-демократической партии Валерий Пустовойтенко и лидер Партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. Положение фаворита социологических опросов, лидера "Нашей Украины" Виктора Ющенко пошатнулось из-за возможного выдвижения кандидатом другого авторитетного оппозиционного политика, главы Социалистической партии Александра Мороза. Понятно, что в такой неоднозначной ситуации украинская политическая и бизнесовая элита будет стремиться минимизировать риски президентских выборов и будет предоставлять ресурсы сразу нескольким кандидатам. С достаточной степенью уверенности сегодня можно говорить лишь о невозможности альянса между "Нашей Украиной" Виктора Ющенко и СДПУ(о) Виктора Медведчука. "Нашей Украине" предстоит на выборах также бескомпромиссная конфронтация с Партией регионов Виктора Януковича. Все остальные политические силы уже давно ведут закулисные переговоры, предусмотрительно обещая поддержку кандидатам и от большинства и от оппозиции.

Исповедуемый Кремлем внешнеполитический прагматизм предполагает создание такого механизма ЕЭП, который будет исправно работать независимо от результатов президентских выборов на Украине. Однако Леонид Кучма и правительство Януковича, а вслед за ними и Верховная рада, фактически предоставили свободу будущему президенту страны в выборе внешнеполитических приоритетов, ратифицировав Соглашение о ЕЭП с оговоркой: Украина участвует в Едином экономическом пространстве в той части, которая не противоречит Конституции.

В этой ситуации Москва сильно рискует уже в октябре нынешнего года обнаружить вместо Единого экономического пространства - единое пространство внешнеполитических иллюзий: от Грузии до Украины.

Первый звоночек прозвенел уже на этой неделе: заместитель госсекретаря США Элизабет Джоунс заявила, что ратификация Верховной Радой Соглашения о формировании ЕЭП в определенной мере противоречит заявлениям Украины о курсе на евроинтеграцию. Г-жа Джоунс также добавила, что "более эффективным является то, что, мы слышим от представителей украинских неправительственных организаций, политических и экономических лидеров", которые считают, "что интеграция в европейские структуры больше будет оказывать содействие процветанию Украины, созданию новых рабочих мест, что является конечной целью, которой Украина хотела бы достичь".

Поэтому очень важно не только то, что услышит г-н Путин от политических и экономических лидеров Украины на переговорах в Крыму. Не менее важно определить, кто из них является тем лидером, с кем можно и нужно будет решать вопросы дальнейшего развития украино-российского сотрудничества. А то, что оно будет развиваться, - в этом нет никаких сомнений. Ведь даже Виктор Ющенко (которому его политические противники создали устойчивую "антироссийскую " репутацию) пришел в политику с поста президента института украино-российского сотрудничества имени Бориса Ельцина. О чем многие забыли..

Украина вступила в экономическое братство с оговоркой

Оппозиция устроила скандал, обвинив парламентское большинство в измене родине и "сдаче" суверенитета. Но успеха не имела




Православие. Ру,
21 апреля 2004

В Крыму мусульмане и раскольники объединились против Православной церкви

Сергей Степанов Севастополь

В Крыму продолжается давление на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. На днях Духовное управление мусульман Крыма в очередной раз высказалось в поддержку лже-патриарха Филарета Денисенко и потребовало от канонической Церкви признать раскольников.

В 1992 году на полуострове был создан Межконфессиональный Совет "Мир - дар Божий", который объединил представителей ведущих религий Крыма. Однако в  2000 году мусульманское духовенство приняло решение о выходе из Совета, мотивировав это "массовой установкой православных крестов у въездов в населенные пункты полуострова". Таким образом, муфтият выступил против установки памятных знаков в Крыму, являющимся колыбелью Православия на Руси.

Однако мусульмане нашли сочувствующих в лице так называемого "киевского патриархата", также озабоченного активностью канонической Церкви.

В своем последнем заявлении Муфтий мусульман Крыма Аджи Эмирали Аблаев подчеркнул, что главным условием возвращения мусульман в Совет "Мир - дар Божий" является включение в его состав филаретовцев. Причем, раскольники  должны стать сопредседателями в Совете, который в настоящий момент возглавляет митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. - Скорее всего, такая позиция раскольников и Духовного управления мусульман продиктована наличием общего "раздражителя" в лице канонической Церкви Московского Патриархата.

Действительно, крымских татар и раскольников объединяют политические симпатии к Виктору Ющенко. Представители меджлиса входят в блок "Наша  Украина", а сам лидер "нашистов" нередко появляется в телеэфире в компании  лже-патриарха Филарета.

К слову, по сообщениям некоторых СМИ, лидер украинских раскольников  лже-патриарх Филарет Денисенко в ближайшие дни намеревается посетить Крым. В связи с этим в немногочисленных украиноязычных газетах полуострова предпринимаются попытки реабилитировать главу "киевского патриархата".




Православие.Ру,
27 апреля 2004

Закончился скандальный визит в Крым лже-патриарха Филарета

Закончился скандальный визит в Крым так называемого "Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета" (Михаила Денисенко), возглавляющего раскольническую организацию "Украинская православная церковь - Киевский патриархат".

С большим трудом Филарету удалось встретиться с крымскими журналистами. Дорогу преградили сотни православных с иконами и плакатами: “Крым против раскола”, Крым-колыбель канонического Православия”, “Нет - лжепатриарху Филарету”, ”Филарет - сатана украинского народа”, “Филарет - не раздирай ризу Христову!”.

На пресс-конференции Денисенко поведал немногочисленным журналистам о “благотворительных целях” своего “пастырского визита”, а протестующих против его визита православных назвал “темными людьми, которые не живут православной любовью”...

Показательно, что Филарет попытался попасть в Крым сразу после встречи Президентов России и Украины.




Стабилизация по куницынски

Кирилл Фролов

Чем озабочены проправительственные СМИ в Крыму?

Отнюдь не защитой русского большинства и борьбой с крымско-татарским экстремизмом. Премьер Куницын "стабилизирует" ситуацию, закрывая глаза ( и давая таким образом карт-бланш) на беспредел, творимый крымско-татарскими лидерами. Поддерживающие Куницына СМИ вместе с идеологами "Нашей Украины" ( интересно, крымско-татарские лидеры еще не подружили Куницына с Ющенко?)  обвиняют в убийствах и погромах русских , кого бы вы подумали, русских же… Проющенковский публицист Кость Бондаренко клеймит "панславистов-ксенофобов", мешающих отдать всю власть в Крыму меджлису и исламистам, а традиционно поддерживающая премьера Куницына "Крымская линия"  обвинила во всех бедах директора Института Стран СНГ Константина Затулина, который с помощью сети агентов готовит дестабилизацию обстановки в Крымской республике и публикует "страшный компромат"- подслушанные кем-то слова Затулина о том, что необходимо "дожимать" ситуацию в Судаке, то есть дать законный и правовой ответ на беспрецедентные захваты земель, предпринятые крымскими татарами зимой 2004 года. "Крымская линия" закрывает глаза на незаконность этих захватов, а справедливый ответ на них  описывает как "криминал". Попустительство меджлису "Крымская линия" называет "политикой стабилизации, проводимой премьером Куницыным.  Второе страшное преступление Затулина-фразы о том, что "мы намерены внимательно следить за вашими выборами" и ситуацией в Крыму. Действительно, Институт Стран СНГ будет внимательно следить за этими процессами и сделает все, чтобы Крым не был превращен в  новое  Косово, чтобы сохранилась его государственность, чтобы русское большинство смогло реализовать все свои права. У нас нет и нам не нужны "агенты" так как у нас есть надежные друзья и единомышленники, которые законным и правовым путем ведут православный русский народ Крыма на правое дело защиты своей свободы и достоинства.




Нацсовет читает Конституцию вверх ногами

Александр Базилюк, председатель Славянской партии

Национальный Совет по телевидению и радиовещанию Украины обязал общенациональные и областные студии вести трансляцию передач только на украинском языке.

Это решение переполошило всех. Шутка ли, «национально свидомые» члены Нацсовета, манипулируя языками, намеревались  повернуть вспять телезрительские потоки и совершить передел эфирного рынка. Все понимали, что телекомпаниям, вещающим на русскоязычную аудиторию, была уготована судьба банкротов, а те, кто розмовлял на «правильной мове», должны были превратиться в монополистов.

Решение Нацсовета имеет еще и политический подтекст, оно нацелено на предстоящую президентскую кампанию. Ради победы «правильного» Президента, Нацсовет решил заставить «неправильных» или, иначе говоря, русскоязычных кандидатов в Президенты общаться в эфире со своими «неправильными» избирателями исключительно на «правильной» мове.

С целью дискредитации самого опасного противника – премьер-министра Виктора Януковича, Нацсовет и сотоварищи «распиарили» чудовищную ложь, будто пресловутое решение об украинизации эфира инициировано и подписано лично им. Многие российские и украинские СМИ попались на эту удочку. Некоторые из них даже заявили, что Янукович гоняется за голосами «умеренных националистов»!

На самом деле, и Янукович, и возглавляемый им Кабинет Министров, не имеют никакого отношения к махровым националистам из Нацсовета. Данный орган формируется по квоте Верховной Рады и Президента Украины (4+4), а действует совершенно самостоятельно.  

Все хорошо, что хорошо кончается. Паники больше нет, общественность успокоилась. Леонид Кучма отмежевался от действий чиновников из Нацсовета, оценив их как неконституционные, а Минюст Украины подтвердил, что решение Нацсовета имеет сугубо рекомендательный характер.

Однако мы не можем не задать риторический вопрос. До каких пор гуманитарная сфера будет оккупирована национал-шовинистами, настоящей целью которых является не язык и культура, а тоталитарный режим, позволяющий превратить Украину во внутреннюю колонию галицко-бандеровской элиты?

Учитывая, что в деятельности Нацсовета превалирует политическая компонента, мы обращаемся к Президенту Леониду Кучме и спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину с просьбой отозвать весь состав вышеупомянутого органа и ввести туда новых людей, не зараженных политиканством, национализмом и русофобией.




Русский язык будут защищать в конституционном суде Украины

Леонид Грач, народный депутат Верховного Совета Украины

В Конституционный Суд Украины поступило обращение народного депутата Украины, председателя Всеукраинского объединения «Наследники Богдана Хмельницкого» Леонида Грача. В нем народный депутат попросил главу КС Николая Селивона сообщить о ходе рассмотрения проекта изменений в Конституцию, касающихся статуса русского языка.

За более подробной информацией по этому вопросу редакция «Единения» обратилась к самому Леониду Ивановичу ГРАЧУ.

«Еще в декабре 2002 года по моей инициативе в Верховной Раде был зарегистрирован проект изменений в статью 38 Конституции. Согласно этой поправке, граждане Украины получат право использовать русский язык в процессе управления государственными делами и в органах местного самоуправления. Однако возникла проблема с направлением его в Конституционный Суд на экспертизу, поскольку в украинском парламенте в большинстве своем представлены силы, не желающие равноправия между русскоязычными и украиноязычными гражданами нашей страны.

Возможность исправить ситуацию появилась только 11 июля 2003 года. Когда было принято решение, что самостоятельно направлять в Конституционный Суд законопроекты, касающиеся внесения изменений в Конституцию, может и народный депутат Украины, представляющий группу не менее 150 народных депутатов.

С тех пор я трижды собирал необходимое количество подписей депутатов разных фракций и групп. Только в декабре 2003 года мой законопроект был, наконец, передан в Конституционный Суд.

Насколько поправка относительно статуса русского языка актуальна, видно хотя бы из последних событий. Национальный совет по телевидению и радиовещанию взялся за искоренение русского языка из информационного пространства. И хотя президент назвал эти действия неконституционными, почему-то те, кто будоражит общественность, позволяют себе такие выходки и не несут за это наказания.

Думаю, никому не надо доказывать значение русского языка для наших граждан. Большинство жителей Украины использует его наряду с украинским. И будет использовать в дальнейшем, поскольку теперь, на 13-м году независимости, наконец, определились наши экономические горизонты – это Единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Создание языковых барьеров в таких условиях было бы просто глупо с нашей стороны.

Чтобы наше общество перестало раз и навсегда трясти от разного рода провокаций на языковой почве, нужно четко и ясно зафиксировать важные позиции обоих языков – и украинского, и русского. Иначе мы вместо движения вперед будем тратить время на инспирированные извне языковые разборки. Ведь ясно, что и русскому, и украинскому языку быть в Украине, и ни один «нацсовет» не в силах изменить эту историческую реальность».



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ