Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №97(01.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кучма -победитель?

Кирилл Фролов

Со стороны Киева- символические уступки, со стороны Москвы -преждевременный триумфализм.

Российско-украинские отношения - главная политическая тема прошедшей недели.

Государственная Дума и Верховная Рада  ратифицировали законы о российско-украинской границе, договор об использовании акватории Азово - Керенского пролива и соглашение о Едином Экономическом Пространстве.

В преддверие этих ратификаций Национальный совет по телевидению  и радиовещанию Украины принял скандальное решение о переходе вещания на телеканалах Украины исключительно на украинский язык.  Обозреватели поспешили объяснить это решение "дыханием Ющенко", желанием киевского чиновничества заранее подсластить вероятному президенту Украины.  Это верно лишь отчасти.  Решение нацсовета не могло не быть согласовано с президентом Кучмой. Мало того, оно было ему необходимо для очередной символической уступки Москве - отмежеваться от этого драконовского и антиправового  решения и ничего не сделать для реального решения проблемы русского языка на Украине, которое заключается в закреплении за ним государственного статуса. Леонид Кучма сам создал эту  проблему и сам ее решил.

То же и с ЕЭП. Украина подписала рамочное соглашение по "Единому экономическому пространству", Верховная Рада ратифицировала его с "президентской" оговоркой, согласно которой Украина будет выполнять соглашения по ЕЭП, "соответствующие" украинской конституции. Эта оговорка создает возможность для  самых широких интерпретаций подписанного  документа и выхолащивания всей "реальной" части проекта ЕЭП . Вспомним, что в 1991-92 г.г. Украина схожим образом поступила с  соглашениями о создании СНГ, выхолостив пункты о единой армии, валюте и т.д.  Одновременно Украина подписала и ратифицировала не "рамочный", а очень даже конкретный "Меморандум" с НАТО, предоставляющий свою территорию для быстрого развертывания войск альянса.

Таким образом , все эти соглашения, равно как и встреча российского и украинского Президентов в Крыму   являются серией политических и дипломатических побед Леонида Кучмы и внешней политики сил, отнюдь не стремящихся видеть Украину пророссийской.

Что мы имеем в итоге?

Украина, в обмен на символические уступки по ЕЭП, получила от России окончательное признание своих границ, что гораздо более весомо, чем эти символические уступки. Россия и Украина сохранили статус-кво в вопросе использования Азово-Керченской акватории, причем антироссийская истерия Киева принесла больше результатов, чем недовведенный Россией до конца проект восстановления косы Тузла.

Таким образом, Украина получила больше геополитических преимуществ и, главное, со стороны Росси не было адекватной оценки и ответа на факт превращения Украины в плацдарм НАТО в результате подписания и ратификации меморандума "Украина-НАТО"

В области гуманитарной политики  Леонид Кучма, разыгравший из себя "голубя", сдерживающего "ястребов украинизации" из "Нашей Украины" и Нацсовета по телерадиовещанию,  добился мягкой позиции России по вопросу статуса русского языка на Украине. Слова Владимира Путина, что "вопрос о русском языке на Украине - это внутреннее дело украинского общества " могут быть использованы сторонниками продолжения политики насильственной украинизации  в свою пользу. Как  это не раз бывало, намеки Владимира Путина на то, что  он видит отношение к русскому языку на Украине таким же, как к украинскому в России (где созданы немыслимые привилегии желающим его изучать несмотря на то, что предложение итак намного превышает спрос), останутся незамеченными.

Также Леонид Кучма максимально использовал  "фактор Путина  и России " для решения  своих личных политических задач. Главное, Президент России "спас" его в очередной раз в обмен на очередные символические уступки. При этом Кучма сохранил свободу маневра.  Наблюдатели отмечали, что "преемник Кучмы" Виктор Янукович находился в тени встречи Путин-Кучма в Ялте. Одновременно Юлия Тимошенко заявила, что Кучма договорился через "хасидские каналы" своего гражданского зятя Виктора Пинчука с американцами о передаче власти Ющенко в обмен на неприкосновенность семьи Леонида Кучмы, причем именно семьи в прямом смысле этого слова, а не политического окружения Кучмы и что выдвижение Януковича "кандидатом большинства" носит формальный характер. В пользу этой версии свидетельствует  и демарши Литвина, хоронящего политическую реформу, и заявления "пропрезидентских"  А. Кинаха и В. Пустовойтенко (который прямо заявил, что видит преемником Ющенко) о своем намерении участвовать в президентских выборах.

Наиболее вероятно то, что Леонид Данилович параллельно договаривается и с американцами и Ющенко, и с Путиным, и держит про запас Януковича, и не оставляет мысль о третьем сроке (недаром формируется антиющенковский альянс "Медведчук и Мороз за политреформу"). Играя одновременно в эти несколько политических игра, Леонид Кучма сохраняет статус главного "регулировщика" политического процесса на Украине. Другое дело, что таким образом можно, в итоге, перехитрить самого себя.

В чем же российский интерес в этой ситуации, что делать ?

Главное, ничего не забыть, "вспомнить все". Когда в Киеве скажут, что полноценное участие Украины в ЕЭП, а именно создание полноценного наднационального органа, строительство таможенного союза и т.д. "противоречит украинской Конституции", необходимо будет сказать: " а где вы были со своей Конституцией, когда подписывали меморандум с НАТО и заявляли о вступлении в ЕС, которое требует серьезного, полноценного ограничения суверенитета?  Можно напомнить о том, что Президент пожелал такого же отношения к русскому языку на Украине, какое есть к украинскому в России. Нельзя забывать и о церковном единстве. СМИ не заметили заявления министра юстиции Украины Лавриновича (он, кстати, является одним из основателей УНА-УНСО) о том, что "главной задачей госкомитета Украины по делам религий является "создание Единой Поместной Украинской Церкви". Эти игры должны быть прекращены.  Что мешает выполнить статьи 6 и 7 российско-украинского договора, требующих консультаций в таких случаях, как "Меморандум Украина-НАТО" . Что мешает намекнуть, а лучше-прямо сказать Леониду Даниловичу , что заигрывания со всеми подряд неприемлемы, либо единственным условием его поддержки является его безальтернативная пророссийская ориентация, что в противном случае между Кучмой и Ющенко будет мало разницы и Россия начнет осуществлять жесткий курс. Еще одним важным аргументом России являются вопросы о морской границе и делимитации сухопутной, поступаться которыми нельзя.  России нечего стесняться и своей заинтересованности в политической реформе на Украине в контексте ее парламентаризации и федерализации. Если ВР "завалила" политреформу", это не повод для отказа от нее. Она может быть реализована до президентских выборов, причем в новом варианте, включающем двухпалатный парламент, выборность губернаторов, государственный статус русского языка.  


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ