Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №98(15.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Москва соберет молодых зарубежных соотечественников в сентябре

13 мая состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии Правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом.

Рассмотрены вопросы:

1.О поддержке русского языка и культуры за рубежом.

2.О работе по консолидации молодежных организаций соотечественников.

3.О работе Департамента имущества города Москвы по созданию условий для деятельности фондов и Московского Дома соотечественников.

По первому вопросу отчет держали департаменты образования и международных связей. Материалы, представленные по этому вопросу Департаментом образования Москвы, публикуем ниже. Департаменту образования, МДС поручено во исполнение Сводного плана мероприятий по оказанию помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, на 2004 год подготовить и провести конкурс «Язык мой – друг мой» среди учителей русского языка  в странах СНГ и Прибалтики, а также Открытую международную олимпиаду стран СНГ и Прибалтики по русскому языку с финалом в Москве.

По второму вопросу выступил директор Московского Дома соотечественников (МДС) Ю.И.Каплун, который предложил интенсифицировать работу с молодежью. Началом станет семинар представителей молодежных организаций соотечественников, который запланирован на конец сентября с.г.  Представители Департамента международных связей Правительства Москвы, МДС, Института стран СНГ создают оргкомитет, который уже в мае начнет подготовку семинара.

По третьему вопросу – об условиях работы фондов и МДС - решили обратиться к Мэру Москвы Ю.М.Лужкову, чтобы обратить его внимание на неудовлетворительное состояние дел и просить об исправлении ситуации.




О поддержке русского языка за рубежом

Работа по сохранению и продвижению русского языка за рубежом уже на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений деятельности Департамента образования города Москвы по поддержке соотечественников. В основе такой позиции лежит представление о том, что образование, дающее возможность изучать и сохранять в жизни новых поколений русский язык и русскую культуру, является одним из решающих факторов сохранения «русского мира». В то же время поддержка русского языка в странах Содружества независимых государств это в значительной мере поддержка национальных культур этих стран, поскольку в течение многих десятилетий эти культуры развивались на русскоязычной основе, русский язык остается языком науки, литературы, журналистики и т.п.

Анализ положения дел с изучением русского языка и обучения на русском языке в зарубежных странах показывает, что в последние годы на постсоветском пространстве и в других странах мира в отношении к русскому языку произошли позитивные изменения. Они получили отражение в недавно опубликованном докладе МИД РФ «О положении русского языка в мире». Развиваются федеральные образовательные программы, направленные на укрепление позиций русского языка, увеличивается число бюджетных мест в российских вузах для абитуриентов из стран СНГ, выделяются значительные средства бюджета Российской Федерации на реализацию программы «Поддержка интеграционных процессов в области образования и русского языка в странах СНГ».

Департамент образования совместно с Департаментом международных связей города Москвы в рамках принятой Правительством Москвы «Комплексной целевой программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы» осуществляют как долгосрочные образовательные проекты, в которых задействованы и педагоги, и учащиеся, так и крупные мероприятия, носящие периодический характер.

Прежде всего речь идет о помощи школам с преподаванием на русском языке в комплектовании учебной и учебно-методической литературой. Ежегодно мы направляем за рубеж порядка 250 тысяч экземпляров такой литературы. В прошедшем и в этом году мы не снижаем этих объемов, но стремимся выполнять эту работу, максимально учитывая потребности наших партнеров. Одним из магистральных направлений в последние годы является развитие методики и технологии дистанционного образования. Такие разработки проводятся на базе Московского института открытого образования (МИОО), являющегося одним кз ведущих научных и практических центров в этой области. Совершенно очевидно, что будущее международного взаимодействия в сфере образования именно за дистанционными технологиями и Москва будет уделять этому все большее внимание. В этих целях расширяются возможности использования сети Интернет, в том числе с последующим переводом информации на электронные носители для тех, у кого нет доступа к сети.

Ярким примером инновационного подхода в сфере дистанционного образования является программа Мэра Москвы «Московский аттестат». В 2003 году вручены первые 23 аттестата. В настоящее время по этой программе обучаются 226 человек.

Важное значение для перспектив сохранения за рубежом русского языка имеет организация целевого приема в педагогические вузы системы Департамента образования города Москвы. Сейчас в московских вузах за счет средств московского бюджета, по рекомендациям Посольств Российской Федерации и организаций соотечественников, в соответствующих странах обучаются 60 студентов. В этом году будет принято еще 35 человек, преимущественно на специальности преподавателей начальных школ, русского языка и литературы.

Одним из наиболее значимых направлений международной деятельности по поддержке русского языка являются мероприятия в сфере повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы. Организуются специальные курсы на базе Московского института открытого образования,' а также стажировки, «круглые столы», совещания по прикладным образовательным тематикам, конкурсы и т.д. В частности, через курсы повышения квалификации и стажировки в 2003 г. прошли 180 человек из Белоруссии, Молдавии, Украины, Грузии, Азербайджана, всех стран Балтии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Сербии и Черногории, Финляндии. Наши преподаватели выезжали для проведения подобных курсов в Азербайджан, Армению, Украину, ранее подобная акция осуществлялась в Литве и Молдове.

Особое значение придается проведению крупных международных интеграционных мероприятий, таких как ежегодное Совещание директоров школ с преподаванием на русском языке, Форум пушкинских школ, Международная летняя школа русского языка.

Усиление координации по всем основным направлениям совместной работы и повышение ее эффективности является целями создания «Международного педагогического общества в поддержку русского языка», Учредительная конференция которого была проведена в ходе пленарного заседания Совещания 26 марта 2004 года. Одобрен устав «Общества» и избран его Координационный совет, в состав которого вошли одиннадцать представителей из десяти стран СНГ и Балтии. Зарубежными представителями «Общества», согласно Уставу, являются общественные организации его члены. Учредители и члены «Общества» - участники Совещания - высказались за вступление «Общества» в члены Международного совета российских соотечественников.

Департамент образования осуществляет постоянное взаимодействие с ЮНЕСКО и МАПРЯЛ, что позволяет спланировать развитие сотрудничества недавно созданного «общества» с международными образовательными общественными организациями, особенно Международной ассоциацией русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и ее региональными отделениями за рубежом.

Одним из наиболее эффективных направлений деятельности «Общества» представляется развитие сети базовых школ поддержки русского языка за рубежом и совершенствование механизма взаимодействия между ними. В этой связи вызывает интерес опыт базовых школ Республики Болгария, выступающих в качестве центров по распространению инновационных методик преподавания русского языка.

Важно подчеркнуть, что вся деятельность по сохранению и продвижению русского языка может быть эффективной только при условии использования современных информационных технологий. В настоящее время в Москве создана система информирования соотечественников о возможностях изучения русского языка, повышения квалификации преподавателей в режиме дистанционного образования, разработана обширная база данных образовательного характера. Наиболее информативными являются профориентированные сайты Департамента образования города Москвы, МИОО, Центра межнационального образования «Этносфера».

Однако эффективное информационное обеспечение не может быть достигнуто только с привлечением технических средств. Необходимо ознакомление специалистов с реальным положением дел в странах и регионах в сфере изучения русского языка и преподавания на русском языке, конкретными потребностями в учебно-методическом обеспечении, возможностями той или иной школы во взаимодействии с московскими образовательными учреждениями.

Этих целей можно достичь только путем направления специалистов в зарубежные страны. Такие выезды за рубеж необходимы и для разработки совместно с партнерами учебников и учебных пособий по русскому языку.

В настоящее время учеными кафедр международного образования, русского языка и литературы МИОО подготовлены специализированные пособия «Русский язык как иностранный» для начальных классов и «Русский язык от ступени к ступени» для детей начального и среднего школьного возраста и соответствующие пособия для учителей. Издательством «Этносфера» создана электронная версия этих учебников, спрос на эти пособия подтвержден представителями разных стран.

Наконец, одной из наиболее важных и в то же время сложных задач является упорядочение правового регулирования вопросов изучения русского языка и преподавания на русском языке в странах СНГ и Балтии. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что эти вопросы не решаются на законодательном уровне, что приводит к ситуации, при которой в ряде стран школы с обучением на русском языке фактически находятся вне правового поля. Это создает существенные трудности для поддержки соотечественников за рубежом средствами образования. В этой связи в рамках деятельности созданного Международного педагогического общества предполагается провести представительный международный семинар для обсуждения вопросов правового статуса изучения русского языка и образования на русском языке за рубежом.




Ш-е Международное совещание директоров школ с преподаванием на русском языке

(Информационный материал)

23-27 марта 2004 года в Москве проведено Ш-е Международное совещание директоров школ с преподаванием на русском языке. Совещание подготовлено и проведено Департаментом образования совместно с Департаментом международных связей города Москвы в рамках реализации «Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы». Исполнителем программы являлась Автономная некоммерческая организация Центр межнационального образования «Этносфера».

По сравнению с предыдущим Совещанием 2003 года география участников расширилась за счет привлечения представителей западноевропейских стран.

В совещании приняли участие 60 представителей сферы образования из 40 городов 23 страна, в том числе из всех стран СНГ и Балтии и семи стран дальнего зарубежья. В составе зарубежных участников совещания, кроме директоров государственных и негосударственных школ и руководителей общественных организаций, были заместитель министра образования Азербайджана и руководители городских органов управления образования (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Латвия), а также ректоры Славянских университетов (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдова) и Института изучения языков (Таджикистан).

Основными задачами Совещания явились дальнейшее развитие международного сотрудничества и взаимной профессиональной поддержки изучения русского язьжа и преподавания на русском язьже с использованием новых информационных и образовательных технологий, обсуждение возможностей повышения эффективности дальнейшей реализации «Программы поддержки соотечественников за рубежом» средствами образования.

На торжественном открытии Совещания, состоявшемся 24 марта в конференц-зале «С» Правительства Москвы, были оглашены приветствия Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Э.В. Митрофановой. С сообщениями и приветствиями в адрес участников Совещания выступили Руководитель Департамента образования города Москвы Л.П. Кезина, Руководитель Департамента международных связей города Москвы Г.Л. Мурадов, президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров. В работе совещания приняли участие депутаты Государственной Думы РФ и Московской городской Думы, руководители окружных управлений образования и московских образовательных учреждений, работники департаментов и комитетов города Москвы, деятели науки, образования, культуры, представители средств массовой информации.

В ходе Совещания состоялись посещение его участниками окружных управлений образования, учебно-методических центров и образовательных учреждений г. Москвы, ознакомление с инновационными образовательными технологиями, обмен опытом и обсуждение форм и проектов двустороннего международного сотрудничества.

С участием ведущих московских ученых и специалистов были проведены «круглый стол» по тематике «Положение русского языка в мире. Современная методика преподавания в школах с обучением на русском языке» и международная встреча ректоров Славянских университетов и руководителей кафедр русского языка вузов СНГ «Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. Опыт и формы взаимодействия».

Основными направлениями сотрудничества, обсуждавшимися на совещании, явились повышение эффективности взаимодействия и делового сотрудничества образовательных учреждений с изучением русского языка и с преподаванием на русском язьже, обмен опытом учебно-методической работы по изучению русского языка с использованием современных информационных и образовательных технологий, поддержка российских соотечественников за рубежом средствами образования и культуры, использования инновационного опыта научных и образовательных учреждений Москвы, регионов России и зарубежных стран в области методики и практики изучения русского язьжа и русской культуры.

Усиление координации по этим направлениям совместной работы и повышение ее эффективности являются целями создания «Международного педагогического общества в поддержку русского языка», учредительная конференция которого была проведена в ходе пленарного заседания Совещания 26 марта 2004 года. Одобрен устав «Общества» и избран его Координационный совет, в составе которого одиннадцать представителей десяти стран СНГ и Балтии. Зарубежными представителями «Общества», согласно Уставу, являются общественные организации - его члены. Учредители и члены «Общества» - участники Совещания высказались за вступление «Общества» в члены Международного совета российских соотечественников.

Зарубежные участники Совещания высказали заинтересованность в развитии разностороннего сотрудничества с системой образования города Москвы по всем направлениям работ, связанных с сохранением и продвижением русского языка за рубежом. При этом неоднократно отмечалось необходимость анализа культурно-языковых ситуаций в каждой стране с тем, чтобы поддержка образовательных учреждений с обучением на русском языке была максимально адресной и эффективной. В этой связи интерес и одобрение зарубежных специалистов вызвало обсуждение на совещании предложений в проект «Положения» о базовых школах поддержки и продвижения русского языке за рубежом. Были концептуально определены цели, задачи и основные направления деятельности таких школ и подтверждена актуальность этого подхода Москвы к реализации проектов международного сотрудничества в данной области.

Признано необходимым продолжить практику проведения значимых интеграционных акций, проведенных в 2003 году в рамках «Комплексной целевой среднесрочной программы об поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы»: Международного форума пушкинских школ, Международной летней школы русского языке, Открытой международной олимпиады по русскому языку и др. Эти акции получили высокую оценку зарубежных специалистов в области методики и практики образования.

При обсуждении мероприятий, предусмотренных «Программой поддержки соотечественников», подтверждена также эффективность обеспечения зарубежных образовательных учреждений учебно-методическими материалами и большая роль дистанционных методов обучения, включая использование возможностей как сети ИНТЕРНЕТ, так и электронных носителей информации.

Ряд выступлений были посвящены вопросам подготовки и повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений с изучением русского языка и преподаванием на русском языке. При этом участники совещания, в частности, специалисты Славянских университетов и заинтересованных вузов подчеркивали необходимость развития как дистанционных, так и очных методов повышения квалификации.

Большая роль дистанционного обучения на перспективу отмечалась и при обсуждении вопросов школьного образования. В этой связи безусловно положительно был оценен опыт реализации программы Мэра Москвы «Московский аттестат».

Особого внимания заслуживает мнение большинства участников Совещания о целесообразности проработки вопросов правового статуса русского языка в различных странах с учетом мирового опыта в этой области. Существенно, что язык рассматривается, прежде всего, как носитель духовных, культурных, цивилизационных ценностей «русского мира», которые имеют непреходящее значение в духовно-нравственном воспитании молодежи, сохранении преемственности поколений российских соотечественников за рубежом.

Мнения и предложения участников Совещания обобщены в его Итоговом сообщении. В частности, признано целесообразным, в том числе в рамках деятельности созданного Международного педагогического общества реализовать:

- подготовку целевых программ поддержки государственного и русского языков в странах СНГ и Балтии, а также изучения других мировых языков, в целях обеспечения доступа к достижениям мировой цивилизации; разработку системы мероприятий по поддержке и развитию мотивации изучения русского языка за рубежом, в том  числе на дошкольном уровне с учетом социокультурной ситуации в различных странах;

- разработку обоснованных рекомендаций по научному и учебно-методическому сопровождению процесса изучения русского языка и образования на русском языке наряду с изучением национальных языков и языков титульных наций, создания совместных, в том числе международных творческих коллективов для подготовки практических пособий в этой области; публикацию методических материалов по изучению русского языка на основе опыта образовательных учреждений в странах СНГ и Балтии;

- проработку   правовых   аспектов    и   содействие   решению    вопросов законодательного закрепления образования на русском языке в странах СНГ и других сопредельных с Россией странах, где он традиционно рассматривается как язык межнационального общения и фактор билингвальной социализации детей и
молодежи;

- поддержку инициатив ведущих ученых, преподавателей русского языка школ   и   вузов   по   систематическому   проведению   международных   научно- методических встреч,  «круглых столов»,  симпозиумов  связанных с указанной тематикой;

- совершенствованию   методического   и   информационного   обеспечения повышения квалификации работников зарубежных образовательных учреждений, особенно  дистанционного  изучения  русского  языка,   расширение   контингента курсов повышения квалификации и стажировок за счет привлечения специалистов
по методике преподавания русского языка и др.

В порядке реализации предложений, высказанных участниками Совещания в развитие этих направлений сотрудничества, полагали бы целесообразным помимо международных встреч, предусмотренных «Программой поддержки соотечественников» на 2004 и 2005 годы, провести дополнительно в рамках деятельности созданного Международного педагогического общества следующие конкретные мероприятия:

заседания Координационного совета «Общества» с участием специалистов по обсуждаемой проблематике (в различных странах, не реже, чем два раза в год);

международный семинар по вопросам правового статуса изучения русского языка и образования на русском языке за рубежом;

мероприятия международной педагогической мастерской по русскому языку и литературе;

научно-методическая встреча представителей Славянских университетов и заинтересованных  вузов  стран  СНГ  и  Балтии     по  проблемам  подготовки  и повышения квалификации педагогических кадров для преподавания русского языка и учебных дисциплин на русском языке;

международный научно-практический семинар по вопросам билингвального образования   и   билингвальной   социализации   детей   в   условиях   иноязычного окружения;

международный «круглый стол» по проблемам развития сети базовых школ как центров учебно-методического обеспечения на русском языке за рубежом;

международная встреча лидеров ученического самоуправления зарубежных школ с русским языком обучения, посвященная 60-летию   Победы и окончания Второй мировой войны (2005 год).

Предлагается включить эти мероприятия как в планы работы Правительства Москвы, так и в разрабатываемую в настоящее время федеральную целевую программу продвижения русского языка за рубежом. Для финансирования, этих мероприятий, по нашему мнению, могут быть привлечены средства зарубежных партнеров на принципах долевого участия. Реализация предлагаемых мероприятий потребует не только организационно-методического, но и целевого информационного обеспечения и активной поддержки по линии международной деятельности Москвы и по дипломатическим каналам МИД Российской Федерации. Рабочие договоренности о такой поддержке с МИД РФ имеются.

Совещание позволило обсудить основные современные подходы и опыт Москвы в работе по поддержке соотечественников средствами образования, продвижения русского языка за рубежом, разработать предложения по совершенствованию этой работы с учетом опыта деятельности образовательных учреждений с изучением русского языка и преподаванием на русском языке стран ближнего и дальнего зарубежья.

Совещание способствовало укреплению международных профессиональных контактов в этой области и созданию на перспективу механизма взаимодействия со значимыми объединительными и просветительскими целями Международного педагогического общества в поддержку русского языка.

Представляется, что результаты III-го международного совещания директоров школ с преподаванием на русском языке позволяют более широко и эффективно развернуть работу по поддержке соотечественников и продвижению русского языка в странах как СНГ и Балтии, так и дальнего зарубежья, имеющих существенный разнообразный опыт такой работы.

Совещание подтвердило высокую общественно-политическую, культурную, духовно-нравственную значимость и необходимость дальнейшего развития международного гуманитарного сотрудничества Москвы в сфере образования.

Участники встречи выразили свою признательность Правительству Москвы и лично Мэру Москвы Ю.М. Лужкову, Департаменту образования и Департаменту международных связей города Москвы за внимание и поддержку, эффективную организацию встречи и предоставленную возможность ознакомления с разнообразным опытом работы системы образования московского мегаполиса.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ