Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №98(15.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ш-е Международное совещание директоров школ с преподаванием на русском языке

(Информационный материал)

23-27 марта 2004 года в Москве проведено Ш-е Международное совещание директоров школ с преподаванием на русском языке. Совещание подготовлено и проведено Департаментом образования совместно с Департаментом международных связей города Москвы в рамках реализации «Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы». Исполнителем программы являлась Автономная некоммерческая организация Центр межнационального образования «Этносфера».

По сравнению с предыдущим Совещанием 2003 года география участников расширилась за счет привлечения представителей западноевропейских стран.

В совещании приняли участие 60 представителей сферы образования из 40 городов 23 страна, в том числе из всех стран СНГ и Балтии и семи стран дальнего зарубежья. В составе зарубежных участников совещания, кроме директоров государственных и негосударственных школ и руководителей общественных организаций, были заместитель министра образования Азербайджана и руководители городских органов управления образования (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Латвия), а также ректоры Славянских университетов (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдова) и Института изучения языков (Таджикистан).

Основными задачами Совещания явились дальнейшее развитие международного сотрудничества и взаимной профессиональной поддержки изучения русского язьжа и преподавания на русском язьже с использованием новых информационных и образовательных технологий, обсуждение возможностей повышения эффективности дальнейшей реализации «Программы поддержки соотечественников за рубежом» средствами образования.

На торжественном открытии Совещания, состоявшемся 24 марта в конференц-зале «С» Правительства Москвы, были оглашены приветствия Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Э.В. Митрофановой. С сообщениями и приветствиями в адрес участников Совещания выступили Руководитель Департамента образования города Москвы Л.П. Кезина, Руководитель Департамента международных связей города Москвы Г.Л. Мурадов, президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров. В работе совещания приняли участие депутаты Государственной Думы РФ и Московской городской Думы, руководители окружных управлений образования и московских образовательных учреждений, работники департаментов и комитетов города Москвы, деятели науки, образования, культуры, представители средств массовой информации.

В ходе Совещания состоялись посещение его участниками окружных управлений образования, учебно-методических центров и образовательных учреждений г. Москвы, ознакомление с инновационными образовательными технологиями, обмен опытом и обсуждение форм и проектов двустороннего международного сотрудничества.

С участием ведущих московских ученых и специалистов были проведены «круглый стол» по тематике «Положение русского языка в мире. Современная методика преподавания в школах с обучением на русском языке» и международная встреча ректоров Славянских университетов и руководителей кафедр русского языка вузов СНГ «Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. Опыт и формы взаимодействия».

Основными направлениями сотрудничества, обсуждавшимися на совещании, явились повышение эффективности взаимодействия и делового сотрудничества образовательных учреждений с изучением русского языка и с преподаванием на русском язьже, обмен опытом учебно-методической работы по изучению русского языка с использованием современных информационных и образовательных технологий, поддержка российских соотечественников за рубежом средствами образования и культуры, использования инновационного опыта научных и образовательных учреждений Москвы, регионов России и зарубежных стран в области методики и практики изучения русского язьжа и русской культуры.

Усиление координации по этим направлениям совместной работы и повышение ее эффективности являются целями создания «Международного педагогического общества в поддержку русского языка», учредительная конференция которого была проведена в ходе пленарного заседания Совещания 26 марта 2004 года. Одобрен устав «Общества» и избран его Координационный совет, в составе которого одиннадцать представителей десяти стран СНГ и Балтии. Зарубежными представителями «Общества», согласно Уставу, являются общественные организации - его члены. Учредители и члены «Общества» - участники Совещания высказались за вступление «Общества» в члены Международного совета российских соотечественников.

Зарубежные участники Совещания высказали заинтересованность в развитии разностороннего сотрудничества с системой образования города Москвы по всем направлениям работ, связанных с сохранением и продвижением русского языка за рубежом. При этом неоднократно отмечалось необходимость анализа культурно-языковых ситуаций в каждой стране с тем, чтобы поддержка образовательных учреждений с обучением на русском языке была максимально адресной и эффективной. В этой связи интерес и одобрение зарубежных специалистов вызвало обсуждение на совещании предложений в проект «Положения» о базовых школах поддержки и продвижения русского языке за рубежом. Были концептуально определены цели, задачи и основные направления деятельности таких школ и подтверждена актуальность этого подхода Москвы к реализации проектов международного сотрудничества в данной области.

Признано необходимым продолжить практику проведения значимых интеграционных акций, проведенных в 2003 году в рамках «Комплексной целевой среднесрочной программы об поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы»: Международного форума пушкинских школ, Международной летней школы русского языке, Открытой международной олимпиады по русскому языку и др. Эти акции получили высокую оценку зарубежных специалистов в области методики и практики образования.

При обсуждении мероприятий, предусмотренных «Программой поддержки соотечественников», подтверждена также эффективность обеспечения зарубежных образовательных учреждений учебно-методическими материалами и большая роль дистанционных методов обучения, включая использование возможностей как сети ИНТЕРНЕТ, так и электронных носителей информации.

Ряд выступлений были посвящены вопросам подготовки и повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений с изучением русского языка и преподаванием на русском языке. При этом участники совещания, в частности, специалисты Славянских университетов и заинтересованных вузов подчеркивали необходимость развития как дистанционных, так и очных методов повышения квалификации.

Большая роль дистанционного обучения на перспективу отмечалась и при обсуждении вопросов школьного образования. В этой связи безусловно положительно был оценен опыт реализации программы Мэра Москвы «Московский аттестат».

Особого внимания заслуживает мнение большинства участников Совещания о целесообразности проработки вопросов правового статуса русского языка в различных странах с учетом мирового опыта в этой области. Существенно, что язык рассматривается, прежде всего, как носитель духовных, культурных, цивилизационных ценностей «русского мира», которые имеют непреходящее значение в духовно-нравственном воспитании молодежи, сохранении преемственности поколений российских соотечественников за рубежом.

Мнения и предложения участников Совещания обобщены в его Итоговом сообщении. В частности, признано целесообразным, в том числе в рамках деятельности созданного Международного педагогического общества реализовать:

- подготовку целевых программ поддержки государственного и русского языков в странах СНГ и Балтии, а также изучения других мировых языков, в целях обеспечения доступа к достижениям мировой цивилизации; разработку системы мероприятий по поддержке и развитию мотивации изучения русского языка за рубежом, в том  числе на дошкольном уровне с учетом социокультурной ситуации в различных странах;

- разработку обоснованных рекомендаций по научному и учебно-методическому сопровождению процесса изучения русского языка и образования на русском языке наряду с изучением национальных языков и языков титульных наций, создания совместных, в том числе международных творческих коллективов для подготовки практических пособий в этой области; публикацию методических материалов по изучению русского языка на основе опыта образовательных учреждений в странах СНГ и Балтии;

- проработку   правовых   аспектов    и   содействие   решению    вопросов законодательного закрепления образования на русском языке в странах СНГ и других сопредельных с Россией странах, где он традиционно рассматривается как язык межнационального общения и фактор билингвальной социализации детей и
молодежи;

- поддержку инициатив ведущих ученых, преподавателей русского языка школ   и   вузов   по   систематическому   проведению   международных   научно- методических встреч,  «круглых столов»,  симпозиумов  связанных с указанной тематикой;

- совершенствованию   методического   и   информационного   обеспечения повышения квалификации работников зарубежных образовательных учреждений, особенно  дистанционного  изучения  русского  языка,   расширение   контингента курсов повышения квалификации и стажировок за счет привлечения специалистов
по методике преподавания русского языка и др.

В порядке реализации предложений, высказанных участниками Совещания в развитие этих направлений сотрудничества, полагали бы целесообразным помимо международных встреч, предусмотренных «Программой поддержки соотечественников» на 2004 и 2005 годы, провести дополнительно в рамках деятельности созданного Международного педагогического общества следующие конкретные мероприятия:

заседания Координационного совета «Общества» с участием специалистов по обсуждаемой проблематике (в различных странах, не реже, чем два раза в год);

международный семинар по вопросам правового статуса изучения русского языка и образования на русском языке за рубежом;

мероприятия международной педагогической мастерской по русскому языку и литературе;

научно-методическая встреча представителей Славянских университетов и заинтересованных  вузов  стран  СНГ  и  Балтии     по  проблемам  подготовки  и повышения квалификации педагогических кадров для преподавания русского языка и учебных дисциплин на русском языке;

международный научно-практический семинар по вопросам билингвального образования   и   билингвальной   социализации   детей   в   условиях   иноязычного окружения;

международный «круглый стол» по проблемам развития сети базовых школ как центров учебно-методического обеспечения на русском языке за рубежом;

международная встреча лидеров ученического самоуправления зарубежных школ с русским языком обучения, посвященная 60-летию   Победы и окончания Второй мировой войны (2005 год).

Предлагается включить эти мероприятия как в планы работы Правительства Москвы, так и в разрабатываемую в настоящее время федеральную целевую программу продвижения русского языка за рубежом. Для финансирования, этих мероприятий, по нашему мнению, могут быть привлечены средства зарубежных партнеров на принципах долевого участия. Реализация предлагаемых мероприятий потребует не только организационно-методического, но и целевого информационного обеспечения и активной поддержки по линии международной деятельности Москвы и по дипломатическим каналам МИД Российской Федерации. Рабочие договоренности о такой поддержке с МИД РФ имеются.

Совещание позволило обсудить основные современные подходы и опыт Москвы в работе по поддержке соотечественников средствами образования, продвижения русского языка за рубежом, разработать предложения по совершенствованию этой работы с учетом опыта деятельности образовательных учреждений с изучением русского языка и преподаванием на русском языке стран ближнего и дальнего зарубежья.

Совещание способствовало укреплению международных профессиональных контактов в этой области и созданию на перспективу механизма взаимодействия со значимыми объединительными и просветительскими целями Международного педагогического общества в поддержку русского языка.

Представляется, что результаты III-го международного совещания директоров школ с преподаванием на русском языке позволяют более широко и эффективно развернуть работу по поддержке соотечественников и продвижению русского языка в странах как СНГ и Балтии, так и дальнего зарубежья, имеющих существенный разнообразный опыт такой работы.

Совещание подтвердило высокую общественно-политическую, культурную, духовно-нравственную значимость и необходимость дальнейшего развития международного гуманитарного сотрудничества Москвы в сфере образования.

Участники встречи выразили свою признательность Правительству Москвы и лично Мэру Москвы Ю.М. Лужкову, Департаменту образования и Департаменту международных связей города Москвы за внимание и поддержку, эффективную организацию встречи и предоставленную возможность ознакомления с разнообразным опытом работы системы образования московского мегаполиса.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ