Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №98(15.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

28 апреля. Группа депутатов белорусского парламента (Валерий Фролов, Владимир Парфенович, Сергей Скребец) провела пикет у здания КГБ, требуя освободить задержанного ранее бывшего министра внешнеэкономических связей, бывшего посла Белоруссии в Литве Михаила Маринича. Депутаты передали председателю КГБ республики Леониду Ерину обращение, в котором содержится требование немедленно освободить Михаила Маринича.

28 апреля. ПАСЕ в своих резолюциях потребовала от Белоруссии провести независимое расследование случаев исчезновения людей и скорректировать политику, связанную с деятельностью СМИ. Кроме того, ПАСЕ подчеркнула, что считает нецелесообразным присутствие, в том числе и неформальное, белорусских парламентариев на сессиях ПАСЕ. По этому поводу председатель комитета Госдумы России по международным делам Константин Косачев заявил, что резолюции по Белоруссии, принятые на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, заводят ситуацию в тупик, поскольку речь идет о полном бойкоте Белоруссии, и это абсолютно неправильно и лишь провоцирует ответную жесткую реакцию со стороны белорусских властей и новые проблемы. Председатель Палаты представителей НС РБ Вадим Попов заявил, что белорусский парламент не будет сотрудничать с ПАСЕ, пока позиция в отношении Белоруссии не изменится.

28 апреля. Министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев сделал заявление, в котором подчеркнул, что вооруженные силы республики будут и в дальнейшем комплектоваться по смешанному принципу - военнослужащими срочной службы и военнослужащими, проходящими службу по контракту. Переходить полностью на комплектование армии контрактниками не планируется. Он сообщил также, что в будущем планируется уменьшение срока срочной службы в белорусской армии.

28 апреля. Президент Национальной академии наук Белоруссии Михаил Мясникович сообщил в Турове (Гомельская обл.) главе белорусского государства Александру Лукашенко о том, что бурый уголь, богатые залежи которого имеются на территории Полесской низменности, может стать для республики перспективным энергоносителем с учетом роста цен на них.

28 апреля. В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась церемония подписания Республикой Беларусь Конвенции ООН против коррупции. От имени республики подписал Конвенцию посол РБ в США Михаил Хвостов.

28 апреля. Состоялась встреча посла Республики Беларусь в Словакии Валерия Воронецкого с президентом Словацкой Республики Иваном Гашпаровичем. Гашпарович подчеркнул, что Словакия готова оказывать необходимое содействие Белоруссии в ее интеграции в европейское экономическое и политическое пространство.

28-29 апреля. С официальным визитом в Минске находился генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа. Целью визита было обсуждение с белорусской стороной вопросов, связанных со становлением и функционированием ОДКБ накануне предстоящего июньского саммита Организации в Астане (19 июня 2004 года). Белорусская сторона в очередной раз обратила внимание Бордюжи на необходимость повышения ответственности государств–членов ОДКБ по подготовке адекватных ответов на проявления новых международных угроз.

29 апреля. МИД Белоруссии выразил сожаление в связи с жесткими резолюциями Парламентской ассамблеи Совета Европы в отношении Белоруссии («Исчезнувшие лица в Беларуси» и «Преследование прессы в Республике Беларусь»). ПАСЕ рекомендовала ограничить членам ассамблеи даже неофициальные контакты с белорусскими парламентариями. Белорусский МИД считает, что решение ПАСЕ о вынесении этих документов на рассмотрение является контрпродуктивным. В документах, по мнению белорусских дипломатов, содержится недостоверные выводы и предложения в адрес белорусских парламентариев и официальных должностных лиц страны.

29 апреля. Завершила свою работу совместная коллегия министерств обороны России и Белоруссии в Минске. На заседании совместной коллегии были рассмотрены проект основ функционирования военной организации Союзного государства и основ законодательства «О воинской обязанности и военной службе», обсуждены вопросы проведения совместных мероприятиях по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Беларуси и России в текущем году. Коллегия одобрила план совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск двух стран в 2004 г., который будет представлен на утверждение ВГС Союзного государства.

29 апреля. Министр финансов Белоруссии Николай Корбут заявил, что переход на принцип страны назначения при взимании налога на добавленную стоимость во взаимной торговле с Россией возможен лишь в случае отмены российской стороной изъятий НДС в свой бюджет при экспорте в РБ нефти и газа. Позиция Беларуси заключается в том, что белорусская сторона готова перейти на принцип страны назначения, но без всяких изъятий, - подчеркнул Корбут.  Корбут констатировал также отсутствие механизма взимания НДС по принципу страны назначения без наличия таможенной границы.

29 апреля. Национальный банк Беларуси предложил центральному банку Украины упростить деятельность белорусских банков и субъектов хозяйствования на территории Украины.

30 апреля. На совместном заседании коллегий Комитета госконтроля Белоруссии и Счетной палаты России в Минске было утверждено заключение об итогах проверки отчета Совета министров Союзного государства об исполнении союзного бюджета за 2002 год. Выявлено более 300 млн. руб. нецелевого использования средств как белорусскими, так и российскими ведомствами, в том числе и силовыми. Глава Счетной палаты России Сергей Степашин заявил, что Союзному государству не удалось реализовать ни одну из четырех главных программ, в настоящее время стоит вопрос, о том, насколько вообще эффективно делать те программы, которые сегодня финансируются за счет союзного бюджета. Речь, в частности, идет о таких программах как "Дизельное автомобилестроение" и "Союзный телевизор".  Степашин подчеркнул, что есть стратегические программы (трасса Москва-Берлин, например), которые могут затронуть инфраструктуру двух государств, но они не реализуются.

30 апреля. Автоинспекция Белоруссии приступила к выдаче автомобильных номеров нового образца. Новые номерные знаки выполнены в бело-черном цвете (вместо красно-белых), на них изображен флаг Республики Беларусь.

1 мая. С этой даты осуществляется очередной перерасчет размеров минимальных и социальных пенсий, а также надбавок и повышений, выплачиваемых к пенсиям отдельных категорий пенсионеров. Перерасчет производится в целях поддержания покупательной способности пенсионных выплат в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на 5,3%. Перерасчет трудовых пенсий, назначенных в размерах выше минимальных, в соответствии с законодательством, с мая производиться не будет.

4 мая. Правительство Беларуси внесло дополнения и изменения в свое постановление от 24 апреля 2002 года №522 "Об утверждении Положения о транзите товаров военного назначения через территорию Республики Беларусь". Все новшества связаны с образованием Государственного военно-промышленного комитета. Как отмечается в постановлении Совмина, Государственный военно-промышленный комитет внесен в число ведомств, с которыми будет согласовываться выдача разрешения на транзит товаров военного назначения через территорию Белоруссии. На данное ведомство возложена задача контроля за тем, как соответствует транзит товаров военного назначения обязательствам, принятым Белоруссией в области военно-технического сотрудничества, и как соблюдаются требования национального законодательства в области экспортного контроля.

5 мая. Презентация свободной экономической зоны «Витебск» прошла в Шведском торговом совете Стокгольма и Торгово-промышленной палате Мальмы. Акция состоялась в рамках презентации белорусских СЭЗ, организованной посольством РБ в Швеции.

6 мая. Михаилу Мариничу было предъявлено официальное обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 295 Уголовного кодекса РБ “Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ”. В тот же день, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса, обвиняемый был допрошен. Маринича содержат под стражей в следственном изоляторе КГБ.

8 мая. В Минске состоялся съезд Объединенной гражданской партии. На посту председателя партии остался Анатолий Лебедько. Лебедько подчеркнул, что выборы в парламент, которые пройдут в октябре, — это пролог к президентским выборам 2006 г. Политсовет ОГП поддержал поэтапную стратегию подготовки к президентским выборам.  Первый этап предусматривает концентрацию усилий и ресурсов на парламентской избирательной кампании. Второй этап – выдвижение кандидата в президенты от демократических сил.

10 мая. Генеральный директор ОАО «Белтрансгаз» Петр Петух заявил, что Белоруссия рассчитывает заключить контракт с ОАО «Газпром» на поставку газа в республику во второй половине мая. Подписать контракт планируется в комплекте с договором на транзит российского газа по территории РБ.

10 мая. Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Белоруссии генерал-майор Петр Тихоновский принял участие в семинаре по вопросам безопасности высшего руководящего состава «Борьба с глобальным терроризмом: стратегия после Афганистана и Ирака». Семинар проводился Европейским центром по изучению вопросов безопасности им. Дж. Маршалла в г. Гармиш-Партенкирхен (ФРГ).

12 мая. Российская компания «Сибур» и ОАО «Белтрансгаз» подписали дополнительное соглашение о поставках природного газа в Белоруссию в мае в объеме 168 миллионов кубометров. Цена поставок - 46,68 долларов США за тысячу кубометров газа.

12 мая. Правительство Белоруссии объявило, что в течение двух ближайших лет ставит задачу - уйти от оборотных налогов.

13 мая. В ходе встречи губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и посла Белоруссии в России Владимира Григорьева достигнута договоренность о разработке плана мероприятий по наращиванию взаимного товарооборота в ближайшее время до 1 миллиарда долларов США в год.

13 мая. Европейская комиссия представила стратегию построения отношений с новыми соседями ЕС «на востоке и западе». Документ должен быть формально одобрен на саммите Евросоюза в июле, и в нем специально отмечено, что нет надежд на более близкие контакты с Белоруссией при нынешнем политическом режиме.

13 мая. ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии" начало осуществлять регулярные полеты по маршруту Москва-Минск-Москва. Выполняется три ежедневных рейса на самолетах Як-40 из аэропортов «Шереметьево-1» в Москве и «Минск-1».

13 мая. Проект закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве по проекту интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания РБ. Данное соглашение определяет принципы сотрудничества сторон для транспортировки дополнительных объемов нефти на мировые рынки по трубопроводным системам России, Белоруссии, Украины, Венгрии и Словакии.

13 мая. Министерства иностранных дел РБ, РП и Литвы приняли решение о создании 6 новых пунктов пропуска в Гродненской области. Три перехода в течение ближайших двух лет появятся на белорусско-польской границе. Столько же международных пунктов пропуска откроются на границе Белоруссии с Литвой.




Внешние факторы предвыборной кампании

Александр Фадеев

В настоящий период белорусское общество замерло в ожидании неких новых шагов со стороны высшей власти республики. Речь в данном случае не идет о предстоящих осенью (предположительно 17 октября) парламентских выборах: для всех очевидно, что настало время решать проблему с нынешним политическим режимом. Несмотря на то, что большая часть (54,4%) белорусских граждан полагает, что президенту Александру Лукашенко необходимо сложить в соответствии с конституцией Республики Беларусь свои полномочия в 2006 г., сам президент и его ближайшее окружение, напротив, прилагают значительные усилия для сохранения верховной власти в Белоруссии в собственных руках на более продолжительный срок.  Поэтому вся политическая интрига закручивается вокруг подготовки и проведения в республике референдума по изменению основного закона страны, который, при положительном для Лукашенко исходе, позволит в правовом поле пролонгировать его президентские полномочия. Решение о проведении референдума, как представляется, уже принято президентом РБ, поэтому следует ожидать обращение Лукашенко к нации, в котором будут объявлены его сроки и условия. Многое говорит о том, что это произойдет в этом году.

Процессы, происходящие в Белоруссии, привлекают пристальное внимание со стороны  ряда европейских структур и США. Кроме того, существующие белорусские реалии не позволяют надеяться на радикальные изменения в политическом и экономическом курсе республики только за счет активизации внутренних политических сил. Следовательно, результаты внутриполитической борьбы в Белоруссии будут в определяющей степени зависеть от внешних усилий, и, как прогнозируют западные аналитики, такое внешнее воздействие на режим Лукашенко обязательно предпримет Западный альянс.  Этому благоприятствуют и факторы напряженности, которые с новой силой проявились во взаимоотношениях России и Белоруссии в первой половине 2004 г. По крайней мере, политики Евросоюза отметили безуспешные поиски Кремлем форм влияния на президента РБ, беспомощность и метания российской стороны в связи с зашедшим в тупик по вине Минска строительством Союзного государства, крушением планов российско-белорусского валютного союза и создания единой газотранспортной сети двух стран.

В то же время не следует исключать и активный нажим со стороны Евросоюза и США на Москву с целью воздействия в рамках Союзного государства на президента Лукашенко, с тем, чтобы заставить последнего придерживаться демократических норм в политике и двигаться по пути рыночных реформ. Поскольку реальный результат такого потенциального воздействия высших руководителей России, как ожидается, будет равен нулю, то это обстоятельство станет лишним поводом для Запада объявить мировой общественности о своем исключительном праве и долге вмешаться во внутриполитическую ситуацию в Белоруссии, игнорируя Москву, якобы показавшую полную несостоятельность справиться с белорусским диктатором.

С другой стороны еще более сильное давление ЕС планирует оказывать на главу белорусского государства в русле пресловутых четырех требований демократии, т.н. пошаговой стратегии. Уже сегодня европейские структуры снова вернулись к проблеме исчезновения ряда оппозиционных политиков в Белоруссии, принимаются жесткие резолюции, призывающие правящий режим РБ предпринять действенные меры по раскрытию пропаж функционеров оппозиции, расследовать все случаи нарушения прав человека, прекратить гонения на независимые СМИ. Внешне все это обличено в форму  установления продуктивного и равноправного диалога Евросоюза с властной элитой республики. Такая  диалоговая политика рассматривается в ЕС как абсолютно беспроигрышная, поскольку позволяет достичь сразу двух целей – показать всему миру неготовность, неспособность Александра Лукашенко строить свою политику на демократических принципах и лишить его повода для консолидации белорусского социума под антизападными лозунгами, для репрессий деятелей оппозиционных структур.

Большое значение при этом придается созданию позитивного образа Евросоюза, показу значимых преимуществ, которые получили новые члены ЕС и, прежде всего, граждане стран-соседей Белоруссии – Польши, Литвы, Латвии. Белоруссия в мае Европейским союзом лишена статуса страны, входящей в зону «нового соседства» с ЕС и имеющей право на получение различных преференций и материальных субсидий по причине «отсутствия реформ и преследования оппозиции». Все это оказалось довольно неприятным сюрпризом для Минска, который надеялся на получение «зональных» льгот и дотаций в связи с недавним расширением ЕС. Кроме того, фоном для политики двойного диалога (предусматривающей развитие одновременных контактов ЕС: демонстративного - с республиканской властью, реального - с оппозицией) призвана стать реализация масштабных программ помощи Запада населению Белоруссии в сфере образования, культуры, социального обеспечения, включая помощь жителям «чернобыльской зоны», и развития малого и среднего бизнеса. Параллельно в Белоруссии под руководством ЕС приступили к осуществлению проектов «повышения квалификации» функционеров оппозиционных политических партий и установления тесных контактов с представителями «компетентной» национальной правящей элиты.

Почему именно Евросоюз больше всех озаботился реформами в Белоруссии и сменой там политического режима? Причины такого подхода к белорусским делам, как представляется, кроются в стремлении руководящих структур ЕС преодолеть известный комплекс, заключающийся в том, что ЕС как огромная мировая экономическая организация (фактически держава) никак не может проявить себя в геополитике, решительно уступая все позиции США. При этом абсолютно все страны ЕС стремятся к тому, чтобы Евросоюз стал, наконец, играть более заметную роль в международной политике. Белоруссия – удобный случай показать возможности ЕС действовать самостоятельно, отстаивая европейские интересы и не входя в явное противодействие с политикой американцев. К тому же повод для внешнего вмешательства во внутренние дела республики по европейским меркам достаточно весом, поскольку речь идет о грубом нарушении прав человека правящим режимом, что, по мнению ряда авторитетных политиков ЕС, позволяет не только не считаться с суверенитетом отдельных стран, но и вообще предпринимать любые жесткие действия, не дожидаясь вердикта Совета Безопасности ООН.

Учитывается в ЕС и такое соображение, суть которого заключается в том, что в отличие от рискованных и дорогостоящих операций, в которых участвовали с 2003 года страны-члены ЕС - в Афганистане, Македонии, Косово-Метохии, Конго, Боснии-Герцеговине и других регионах мира, белорусский сюжет не потребует прибегать к применению значительной военной силы, а Евросоюз, даже в самом крайнем случае, вполне обойдется одной лишь демонстрацией «упреждающей активности».  

Если  белорусская оппозиция главным образом полагается на внешний фактор в рамках борьбы с правящим режимом, получает финансовую и организационно-материальную помощь от целого ряда западных фондов, имеет парламентское и дипломатическое прикрытие европейских и американских политических структур, то и президентская администрация Белоруссии тоже рассчитывает на  поддержку своей политики извне. Особую активность функционеры команды Лукашенко в последний период проявили по установлению тесных связей с Катаром и Саудовской Аравией. Последняя известна своей борьбой с Западом и политикой «благотворительности», финансовой помощи развивающимся странам, которая сегодня все более распространяется на территории европейских немусульманских стран. По самым скромным оценкам Эр-Риад выделяет не менее 4 млрд. долларов США в год на программы помощи развивающимся государствам, что уже само по себе заставляет Минск искать возможности включения в эти программы КСА в столь ответственный для правящего режима момент.

Белоруссия – независимая страна и может, конечно, дружить и с Саудовской Аравией, получая от нее финансовые средства. Однако опасность такого сближения заключается в последовательной государственной политике Королевства, где на первом месте стоит стремление расширить и упрочить влияние наиболее реакционного направления радикального ислама – ваххабизма/деобанди.  Поэтому политическому руководству православной и миролюбивой Белоруссии, ослепленному возможностью легкого получения непосредственно от КСА или контролируемых им благотворительных фондов (WAMY, WML, IIRO) колоссальных средств для «поддержки штанов» накануне президентских выборов,  необходимо в полной мере отдавать себе отчет в последствиях своих действий по установлению партнерских отношений с династией, идеологией которой является ваххабизм, ратующий за насильственные методы  и мировой джихад.

В целом, нынешний президент РБ Александр Лукашенко и его ближайшее окружение, видимо, опоздали с принятием реалистичного решения о своем политическом будущем, их подвели и медлительность, и надежды на очередное удачное стечение обстоятельств на международной арене (когда белорусские проблемы «затенялись» другими, более острыми). Шанс, в случае если бы Минск начал своевременные переговоры, «выторговать» для себя определенные политические гарантии и даже получить весомые выгоды от согласованного с авторитетными зарубежными инстанциями конституционного ухода с вершины власти у администрации Лукашенко несомненно имелся, но был упущен. В настоящий момент переговоры с президентом, его администрацией и правительством по вопросу о власти основные игроки на геополитическом поле если и будут вести, то с позиции силы, игнорируя при этом потенциальные контрусловия белорусского руководства.

Кроме того, глава белорусского государства и его команда так и не смогли выработать позитивную политику по отношению к Москве, определить место России и роль ее государственно-политического руководства в республиканских делах и грядущих преобразованиях. Заметно ослабляют позиции белорусской «горки» и главные принципы ее политики, когда побудительными стимулами выступают не правильно понимаемые национальные интересы, а стремление любой ценой сохранить прерогативы президентского правления, когда понятие национального суверенитета подменяется всевластием суверена. Такая политика подвергает опасности будущее Белоруссии, которая не только может попасть под односторонний внешний контроль и управление, но и которой могут быть предъявлены  международными договорными организациями жесткие требования в духе «четырнадцати пунктов» Вудро Вильсона.




Степень опасности

Андрей Суздальцев

Отсутствие Александра  Лукашенко  на  инаугурации  президента Российской Федерации не является поводом  для  построения каких-либо политических комбинаций или, тем более, для заявлений, что сформированный  в Кремле антилукашенковский сценарий  передан в руки исполнителей. В 2000 году белорусский президент так же не присутствовал на первой инаугурации В. Путина. Но в год Миллениума  А. Лукашенко  разыграл целый скандал, утверждая, что глава Белоруссии  просто обязан быть в  день инаугурации в Большом Кремлевском  дворце. Формально, Александр Григорьевич был прав. Ведь, как это не звучит парадоксально, но  он до сих пор возглавляет Госсовет Союзного государства России и Белоруссии. По идее, Владимир Владимирович должен был получать президентские регалии из рук  белорусского «отшельника».

Естественно, что такой сценарий в стенах Кремля невозможен в принципе, что, между прочим, демонстрирует истинное место СГ, Белоруссии и ее президента в иерархии российского государства. Наиболее ярко это было продемонстрировано год назад на праздновании трехсотлетия Санкт-Петербурга, где А. Лукашенко был только одним из приглашенных. Никому даже в голову не пришло, что этот человек из толпы гостей формально облечен некоторыми, пусть декоративными, но утвержденными полномочиями, что позволяет ему, скажем так, выражать своё мнение на территории от Бреста до Петропавловска–Камчатского. В принципе, и кресло в зале заседаний Совета безопасности РФ за ним должно быть закреплено. Но этого никогда не было и не будет.

Легче всего разобраться с  инаугурацией. С учетом того, что среди глав соседних и более отдаленных государств встречаются   политически «сложные» люди, российский сценарий инаугурации исключает приглашение иностранных гостей, ограничившись главами дипломатических миссий. Между прочим, посол РБ Григорьев присутствовал на церемонии в Кремле, а вот личный «легат» А. Лукашенко в Москве В. Долгалев отсутствовал. Кстати, в 2001 году, на инаугурации белорусского президента тоже не было зарубежных глав государств. Так что, квиты…

С другой стороны, не стоит ездить А. Лукашенко в Москву. Ни к чему это, да и для здоровья плохо… С некоторых пор ему вообще противопоказаны любые вылазки за пределы  белорусских рубежей, но сейчас уже и в Россию. Любой инцидент на московской почве может стать для него роковым.

Мир после 11 сентября 2001 года  неуклонно меняется. Он жестко настроен к главам государств,  в отношении которых  на международной арене проводятся  определенные правовые процедуры, в частности в рамках полномочий ПАСЕ, ОБСЕ и т.д. 

Естественно, никто не отменял дипломатическую неприкосновенность, как общепринятую международную категорию, которая по-прежнему  распространяется и на высшее руководство независимых государств. Но в таком случае, к такому же статусу приближается  почти единогласно принятая на очередной сессии ПАСЕ резолюция по Белоруссии. Стоит напомнить, что  такого рода международных документов о ситуации в Республике Беларусь наберется уже на целый том. Официальный Минск может и дальше  посмеиваться в усы по поводу их «декларативности», но он забывает, что такими резолюциями  создается  целый свод юридических  обоснований для  применения против лидеров  независимого государства любых, включая самых решительные, мер воздействия. 

Постепенно нарастает критическая масса  правовых «крючков», которые позволяют властям  любого европейского государства подвергнуть неожиданному  аресту    белорусское должностное лицо, оказавшееся на чужой территории, с целью получения от него  показаний по сути предъявленных международным сообществом  претензий.

Усилиями руководства  страны,  Белоруссия умудрилась переругаться со всеми ближними и дальними соседями, кроме, пожалуй, Сирии, да еще  Катара, где  пытают собаками задержанных на территории дипломатической виллы офицеров российских спецслужб.  Ни  одна страна мира не возьмет на себя  бремя  тратить свой международный авторитет для вызволения  чужого чиновника из страны, ставшей для мирового сообщества   примером  возрождения раннего средневековья. В лучшем случае  несколько стран  ограничатся формальным сожалением и пожеланиями скорейшего  разрешения конфликта.

Тем не менее, факт задержания  будет иметь ранг  международного скандала. Конечно, такой информационный повод будет  воспринят белорусским официозом, как сигнал для  обвальной информационной войны. Нет сомнений, что после нескольких раундов препирательств экспертов  и юристов, «задержанный» будет освобожден и вывезен из страны. Но последствия  такой   акции  будут катастрофические: еще неизвестно, что перепуганный чиновник наговорит на допросах, обязательно обрушатся чьи-то карьеры, белорусский народ убедится  в полном бессилии своего национального государства на международной арене.

Чем выше ранг такого временного арестанта, тем сильнее окажется дестабилизирующий эффект. А если на два-три часа будет арестован президент страны? Если в аэропорту какого-нибудь Инсбрука или на летном поле «Внуково-II» ему руки заломят? Это будет полной катастрофой  для белорусского политического режима.

Международный скандал даже не успеет разгореться. Да и кто выступит с протестами? Романо Проди? Президент Буш? Канцлер Шредер? Президент РФ? Возможно, если успеют. Конечно, возмутятся такие «лидеры» международного сообщества, как  Ким Чен Ир, Фидель Кастро, эмир Катара.

Александр Григорьевич Лукашенко, избранный  президент Белоруссии, годами отстраивал свою собственную систему власти. Он  неустанно пестовал собственные кадры, создавал когорту лично ему преданных  высших должностных лиц, тасовал  кандидатов на государственные посты от  уровня района до поста премьер-министра. Его полномочия практически неограниченные. Спецификой его системы управления является то, что он лично дергает за все ниточки огромного  аппарата, не передавая ни сотой доли своих полномочий своим подчиненным. В истории человечества такого уровня централизации не добивался  ни один авторитарный лидер или диктатор. А. Лукашенко превзошел всех.  Но на все его, естественно, не хватает.

Ввиду жесткой централизации белорусского политического режима, власть А. Лукашенко исключительно хрупка. Ему нельзя даже простудиться или, упаси Господь, захромать от ушиба хоккейной клюшкой. Лечь, по примеру Б. Ельцина,  на любую серьезную операцию ему можно только в режиме строжайшей секретности, что совершенно невозможно в маленькой стране с традициями мгновенного распространения информации от прохожего к прохожему.

Соединение в лице одного человека  всей мощи государства неизбежно приводит к  сакрализации  его образа в народе. Он уже почти Бог, вечен и  навсегда молод. Не зря  Белорусское телевидение использует его фотографию десятилетней давности. С таким человеком априори не должно произойти что-то вне его воли. Иначе  остатки харизмы  мгновенно исчезнут.

В случае инцидента с задержанием, на мир не стоит даже обращать внимание. Никому не будет дела до «задержанного», так как все взгляды будут прикованы к Минску, где будет жарко и весело. Во-первых, огромная часть электората даже не удивится аресту. Люди воспримут его, как  реальное подтверждение верности пословицы «сколько веревочки не виться…».  Рухнет вся президентская вертикаль, которая и была построена вокруг тезиса, что  в современном мире возможно создать оффшор безнаказанности. Учитывая, что белорусская номенклатура  отмобилизована  и консолидирована в ненависти  к личности первого белорусского президента,  чиновники бросятся  в поисках  ориентира. Высшая часть номенклатуры  окажется в посольствах, средняя  в  штаб-квартирах оппозиционных партий. Правоохранительная  номенклатура наперегонки бросится арестовывать друг друга. В общем, ничего нового для  историка или политолога не произойдет. Так,  в течении нескольких часов, рассыпались десятки авторитарных и тоталитарных режимов. Ни один не ушел от возмездия.

Так что, когда  высшее должностное лицо  будет  сопровождено до личного самолета, лететь ему будет не куда. Не поэтому ли спешно закупается новый президентский лайнер – «Боинг 737 «Jack Businnes». Данный аэроплан имеет  колоссальную для гражданского авиалайнера дальность – 14 тысяч км. До Пхеньяна или Гаваны  дотянет. Если позволят…

За примерами далеко ходить не надо. Не далее, как в ночь на 5 мая  аджарского «князя» фактически «затолкали» в самолет на взлетном поле батумского аэропорта и ныне господин Абашидзе уже смотрит программу новостей в гостиной одной из государственных подмосковных дач.

Понимает ли власть всю степень опасности. Безусловно. Не зря официальный Минск в свое время так  истерично требовал освобождения Павла Бородина. Минск прекрасно знает – угроза реальна. Как бы под Гаагу не попасть…

Между прочим, есть мнение, что арестованный Михаил Маринич был активным организатором возбуждения за пределами  страны судебного процесса  против высшего белорусского руководства. Если это так, то, судя по всему, именно эта причина и является определяющей  в  задержании экс-министра и экс-посла в одном лице. Хотя имеются и  иные причины, одну из которых  озвучил белорусский президент 14 апреля в своем  послании Национальному собранию республики: «Я исхожу из того, что союзное строительство не может продвигаться  методом кулуарных договоренностей».

Тут необходимо отметить, что нельзя воспринимать личность Михаила Афанасьевича  только в русле его нынешнего оппозиционного  статуса. Господин Маринич, по ряду мнений, принадлежит к одному из старейших  белорусских  номенклатурных кланов, осевших в столице еще во времена БССР. Долгое время лидером этого клана считался ныне покойный Г.Таразевич.  Любопытно, что потом этот клан возглавил М.Мясникович, но в руках не удержал, склонив голову перед молодыми могилевскими «волками». Тем не менее, связи остались. Учитывая  давние контакты М. Мясниковича  с российским истэблишментом, М.Маринич мог быть элементарным связным. Возможно, что, арестовав Михаила Афанасьевича, официальный Минск еще раз  дал знак Кремлю – «ни на какие «кулуарные договоренности» белорусский президент не пойдет, а требует  от Москвы полной капитуляции…»…

Белорусский президент, став фактическим заложником собственной внутренней и внешней политики, понимает, что для того, чтобы с ним вступили в открытые переговоры, необходимо «партнеров» заставить это сделать. Более того, ему нужен открытый формат политического состязания, так как почему-то с некоторых пор он стал, как огня, бояться «кулуарных соглашений». Возможно, он боится получить такие «предложения», от которых он будет не в силах отказаться. Но как заставить мир вести дело с Минском? Транзитные «развлечениями» чреваты. Других рычагов нет. Остается вспомнить опыт ареста группы ОРТ во главе с П. Шереметом и брать заложников. П. Шеремета открыто «отбивала» Москва. Потом были еще несколько поводов заставить белокаменную слать в Минск «парламентеров». Время шло, и Минск вошел во вкус.

Оказалось, что изоляция от общества за высокими тюремными стенами под открыто надуманными предлогами предоставляет властям массу возможностей для определения политического потенциала выбранной «жертвы», уяснения круга связей и влияния «задержанного», определения степени политического внутреннего и/или международного давления на власть для  вызволения  узника режима. Так что, это своеобразный тест. В идеале Минск может получить долгожданную возможность для  упоительного торга с явившимися «парламентерами».

В свое время так поступили с лидером Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александром Ярошуком. Александр Ильич  за года председательства в конгрессе смог совершить почти невероятное – он ввел белорусское независимое профсоюзное движение в круг мирового профсоюзного  истэблишмента, то есть сделал то, чего Леонид Козик не добьется никогда.  Власть  эта активность весьма задела, но, учитывая  политическую неугомонность А. Ярошука, она затруднялась в  определении степени его влияния и, что особо важно, политической перспективности. Да и денег на длительную «разработку» не было.

Поступили проще. Под смехотворным предлогом  человека  с 18 по 28 сентября посадили под замок и стали коллекционировать  медийные отзывы и  заявления лидеров международного профсоюзного движения. Судя по всему, А. Ярошук прошел «тест»  с честью. Но «отбивать» его никто не явился.

Нечто подобное  сейчас пытаются проделать с Михаилом Мариничем.  Минск ожидает, что Москва будет «отбивать» заложника.  Тем более, судя по телевизионным сюжетам, Михаил Афанасьевич, находясь в тяжелом психологическом состоянии, к сожалению, попытался внушить сотрудникам КГБ, что им попалась в руки «ключевая фигура» кремлевского антилукашенковского сценария…

Но самый главный заложник режима – белорусский народ. Это идеальная жертва, так как  среди белорусского электората  знаменитый  «стокгольмский синдром» приобрел характер эпидемии.

А. Лукашенко  мастерски использует такие понятия, как «народ», «воля народа», «мнение народа» для обоснования  своего права на приватизацию государственной власти. Годами мы слышим  ссылки на  слова благодарности из уст простых людей – сельчан и  горожан, которые счастливы уже тем, что смогли лицезреть живого Бога.

В последние недели апреля с экрана не сходили лица счастливых  жителей  чернобыльской зоны, которые, принимая ежедневно весомые дозы радиации, «здоровеют» прямо на глазах. Перед заботой  родного президента о чернобыльцах, куда-то  отступает даже  радиационный  фон. Невольно возникает ощущение, что если бы  такого, как А. Лукашенко, избрали бы в президенты Украины, то на крыше саркофага построили бы  санаторий. Нет сомнений, что  белорусские чернобыльцы стали заложниками государственной  политики  превращения людей в «расходный материал». Власть  труслива. Он не в силах сказать этим людям, что денег на их переселение нет, что квартир в «чистых» районах им никто не даст, что произведенная ими сельхозпродукция никому не нужна, так как  проще сразу купить радиоактивный стронций. Вместо этого устраиваются настоящие шаманские танцы вокруг  дозиметра.

За истекшую неделю было сделано все, чтобы белорусский народ наконец-то понял, кто поднял флаг Победы над рейхстагом и с кого лепил Вучетич памятник Солдата – Освободителя для Трептов-парка.  Белорусскому президенту только  присущая ему скромность не позволила  назвать свое имя. Зато  последние белорусские ветераны   Второй мировой  обязаны  славить персону белорусского президента  перед зрачком видеокамеры. Это тоже заложники страшной государственной машины по приватизации всего, имеющего хоть какую-то ценность для удержания власти.

Но беда в том, что  даже если весь белорусский  народ поголовно  закроет своей грудью своего президента, что в принципе невозможно, то даже это А. Лукашенко  не спасет. Скорее наоборот. Доверие и выбор собственного народа вовсе не является  пропуском  в мировой клуб президентов. Наивно было бы  рассчитывать, что лидеров мощных и  богатых элит соседних с Белоруссией огромных стран и объединений (ЕС)  может заставить  доверие народа  небольшого государства  сесть за стол переговоров с человеком, которого они не  считают  равным себе… Мир сжался до доли секунд электронной почты и никому не дано право отсидеться в укромном авторитарном гнездышке  в центре континента.

В апреле 1945 года, в дни, когда войска союзников шли к сердцу Германии, когда нещадно бомбились немецкие города, когда на фронтах  уже погибли миллионы солдат  вермахта, 70% немцев искренне поддерживали Адольфа Гитлера, продолжали ему верить и надеялись на чудо. До последних своих дней  Гитлер оставался  легитимным  главой III рейха. Но выбор немецкого народа совершенно не волновал  победоносные армии соседей Германии, которые от души бомбили рейх вместе с его электоратом. Справедливо ли вместе  с виновником трагедии уничтожать и заложников? Иногда их невозможно отделить друг от друга. В этом и состоит кошмар человеческой истории.




Народная газета,
5 мая 2004

Резолюции несостоятельности

Как известно, недавно комиссия ООН по правам человека и Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняли резолюции о положении в Республике Беларусь. В документах нам предъявляются все те же, набившие оскомину политические обвинения по так называемым четырем пунктам — ситуация с правами человека, притеснение неправительственных организаций и оппозиционных СМИ, исчезновение людей, подавление профсоюзного движения и прав |религиозных меньшинств. Внимательно ознакомившись с этой "старой песней о главном", становится очевидно, что внимание уважаемых дипломатов из ООН и ПАСЕ обращено, мягко говоря, не по адресу.

В то время, как в Ираке с молчаливого согласия этих "правозащитников" мирные жители гибнут и получают увечья от взрывов кассетных бомб, телеканалы и авторитетные издания рассказывают миллионной аудитории о пытках политических заключенных, а в "самых" демократичных — американских — СМИ вводится цензура, нашей республике вменяются такие прегрешения, что просто оторопь берет.

— Тот факт, что международные организации так безответственно занимаются возведением напраслины на нашу республику, вызывает, по меньшей мере, недоумение, — заявил в интервью "Народной газете" белорусский политолог Николай СЕРГЕЕВ. — Ведь ситуация в Беларуси, согласно данным тех же ооновских экспертов, как в никакой другой республике СНГ, отличается стабильностью и предсказуемостью. А что касается прав человека, то они во многом близки международным стандартам. При этом Глава государства Александр Лукашенко постоянно требует строгого выполнения законов и при необходимости, совершенствования законодательства, в том числе и в области свободы совести, слова и прав человека.

Складывается впечатление, что главная цель этих резолюций — создать в глазах международной общественности резко отрицательный облик нашей республики. Возможно, все это нужно для последующего оправдания  недружественных действий со стороны США и европейской "тройки" — ПАСЕ, Евросоюза и ОБСЕ, так как именно они выступили инициаторами антибелорусского решения, — подчеркнул Н.Сергеев.— Очевидно, что производство т.н. "фактов" поставлено на поток, и фабрикуются они в недрах белорусской оппозиции. Каждая преднамеренно совершенная хулиганская выходка преподносится как борьба с "режимом", а административная ответственность за нее выдается за репрессии со стороны властей. Особенно смешно, когда поднимается крик об "узниках совести" и "тюремных преследованиях" заурядных нарушителей правопорядка, привлеченных к административному аресту на 15 суток. В общем, западным спонсорам оппозиционеров передается откровенная липа, а заказчиков это, по-видимому, устраивает.

В ход идут не только "деза", но и оговоры на республику и собственный народ. Так поступают люди, которые в полной мере подпадают под определение коллаборационистов. Их предшественники в 1918 году просили германского кайзера включить Беларусь в состав немецкой империи, затем в годы оккупации служили Гитлеру, а теперь они прислуживают США, НАТО и Евросоюзу. К тому же их отличает ненависть ко всему русскому и славянскому, а значит, и к Беларуси.

—  Во всей этой неприглядной истории поражает цинизм западных политиков. США и Евросоюз постоянно пеняют Беларуси и России за якобы несоблюдение прав человека. Но сами в это время занимаются откровенным международным разбоем: напали на Югославию, убили и изгнали из своих домов тысячи мирных жителей, отторгли от этой славянской страны Косово. И все эти преступления свершались под лозунгами "защиты прав человека"...

— А что сейчас происходит в Ираке? По сути, действия американских оккупантов мало чем отличаются от методов гитлеровцев на территории Беларуси в годы войны. И те, и другие напали на чужую страну, объявив себя освободителями, и те, и другие называли партизан террористами и бандитами, пытали пленных и, наконец, мстили за свои потери мирным жителям. Только фашисты выжигали дотла деревни, а американцы бомбят жилые кварталы кассетными бомбами.

США и другие страны НАТО напали на Югославию, чтобы лишить эту славянскую страну самостоятельности и отнять у нее Косово. Они же обрушились на Ирак, чтобы отнять у него национальные богатства. Именно в этом причины агрессии, а все словеса о демократии и правах человека — всего лишь "дымовая завеса" для маскировки истинных целей.

Кстати говоря, упомянутые резолюции комиссий ООН и ПАСЕ, сделанные под диктовку США, стоят в том же ряду большой лжи, что и пресловутые этнические чистки С.Милошевича против албанцев в Косово, и оружие массового поражения .С.Хусейна. Все это оказалось целенаправленным обманом.

— В чем, по вашему мнению, причина такого явно несправедливого и предвзятого отношения к Беларуси?

— Причина лежит в "культуро-геополитической" плоскости. Белая Русь в этно-культурном отношении является частью русской цивилизации и видит свою судьбу в единстве с Россией, создании Союзного государства. А это противоречит  глобальным   планам тех сил на Западе, которые грезят об ослаблении и распаде России, после чего им бы открылась прямая дорога к мировому господству. К слову, об этом говорится в недавно обнародованном докладе ЦРУ.

— Какие,  на ваш взгляд, последствия для нашей республики могут иметь недружественные   шаги   со   стороны ООН и ПАСЕ?

— Сами по себе эти резолюции какого-либо серьезного вреда причинить не могут. Но их появление, с одной стороны, лишний раз подтвердило лицемерие и несправедливость западной политической элиты и ее ставленников  из восточноевропейских стран. С другой — эти события полностью подтвердили правильность  стратегического   выбора Беларуси в пользу строительства Союзного государства.

(Беседу вела Элла Чазова)




03-10.05.2004. «Белорусский Рынок»

Минск выражает оптимизм

Павлюк Быковский

Официальный Минск приветствует расширение Европейского Союза и надеется, что последствия вступления в ЕС десяти новых членов для Беларуси будут скорее положительными, чем отрицательными. Белорусскую позицию озвучил заместитель главы МИДа Беларуси Александр Михневич: “Безусловно, мы приветствуем процесс интеграции на Европейском континенте, в том числе и процессы расширения Европейского Союза”. Правда, при этом А. Михневич отметил: “Нельзя сегодня отождествлять Европу только с ЕС”.

Что, собственно, изменилось с 1 мая для граждан Беларуси, для страны, для ее экономики? Примерно за год до вступления в ЕС новых членов белорусское внешнеполитическое ведомство провело ряд двусторонних и многосторонних переговоров, с тем чтобы минимизировать негативные и увеличить позитивные последствия расширения ЕС для Беларуси.

“Европейский Союз — центр политической жизни, экономической жизни, научно глубоко продвинутый центр — он станет непосредственно соседом Беларуси. И, как мы говорим, вот эти 1.200 км совместной границы нас должны не разделять, а объединять с ЕС”, — констатировал представитель МИДа Беларуси. По словам А. Михневича, расширение Европейского Союза несет в себе весьма много позитивного с учетом высокого уровня развития, достигнутого входящими в ЕС странами.

После 1 мая ЕС становится экономическим блоком, который производит около 30% мирового ВВП и почти половину мировых инвестиций. По данным белорусского МИДа, за последние годы наш экспорт в страны “старого” ЕС (Великобританию, ФРГ и Нидерланды) развивался более динамично, чем в страны, которые намеревались вступать в Евросоюз (Литву, Украину и Польшу), хотя до 2002 г. было иначе.

По словам А. Михневича, “сегодня у нас ЕС в старом формате, товарооборот с ним составлял около 18% в общем товарообороте нашей экономики”. После вступления в ЕС новых членов, по прогнозам экономистов, удельный вес ЕС в общем объеме белорусского товарооборота составит около 35%. “После РФ это станет наш крупнейший торговый партнер. И нам совершенно не все равно, какие правила будут установлены в торговле с этим партнером”, — подчеркнул он.

Кроме того, по словам А. Михневича, ожидается, что к 2005 г. положительное сальдо торговли с Евросоюзом увеличится на 150-200 млн. USD, в то время как в 2003 г. оно составило около 1 млрд. USD. Экономисты предрекают, что за волной ажиотажного спроса на товары из Беларуси (замеченной накануне вступления новых членов в ЕС) последует некоторый спад, и лишь примерно через год торговые отношения выйдут на нормальный уровень.

Вместе с тем МИД прогнозирует перенос в Беларусь производства из некоторых стран, вступивших в ЕС недавно, например из Польши. Предприниматели этих стран вынуждены привести свои стандарты в соответствие с требованиями ЕС (например, увеличить зарплаты) и в ряде случаев их продукция при этом станет неконкурентоспособной. Это может подстегнуть поляков к решениям о переносе производств в ближайшую “менее затратную” страну — Беларусь. В то же время заместитель министра иностранных дел указал на важность внимательного отношения к этим процессам: “Нельзя превращать Беларусь в сборочный цех некачественной, ненужной, экологически нечистой продукции”.

С момента вступления в ЕС восточноевропейские партнеры Беларуси переходят на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим изменятся условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки. В частности, на Беларуси скажется автоматическое распространение на новых членов ЕС антидемпинговых пошлин, действующих в Евросоюзе. Как отметил А. Михневич, по прогнозам, потери нашей страны при этом составят около 100 млн. USD. Именно против таких потерь МИД боролся и, судя по словам А. Михневича, многого сумел добиться.

“В первую очередь подпадают под это калийные удобрения, — заметил замглавы МИДа. — Что касается карбамидно-аммиачной смеси, самого карбамида, полиэфирных волокон и нитей, то по этим группам мы такой большой озабоченности не высказывали”. По этим товарным позициям антидемпинговые пошлины хотя и существуют, но не носят запретительный характер. Кроме того, уже проведена необходимая диверсификация экспорта данных товаров в другие страны, и Европа не является для нас здесь приоритетом.

“Поэтому мы свои усилия в первую очередь сосредоточили на борьбе за рынок калийных удобрений, — отметил А. Михневич. — И должен сказать, что эти усилия увенчались успехом. Мы провели комплексные консультации по этому вопросу и с Польшей, и с Чехией, и с Латвией, и с той же Венгрией, и со Словакией. При этом везде мы высказывали озабоченность: ”Уважаемые господа! Беларусь найдет, куда продать 750 тыс. т калийных удобрений. В конце концов, есть и другие рынки. Но найдут ли адекватную замену нашим калийным удобрениям покупатели в Польше, Латвии, в других новых странах?" По словам представителя белорусского внешнеполитического ведомства, наши калийные удобрения дешевле не из-за демпинга, “а хотя бы из-за транспортной составляющей, стоимости энергоносителей, которые мы используем для их производства, и других факторов”. Официальный Минск провел переговоры со своими старыми партнерами в Восточной Европе и при их поддержке добился от Брюсселя “установления тарифной квоты от ЕС в том же объеме поставок калийных удобрений, которые были и в предыдущие годы, даже она будет несколько увеличена”. А. Михневич отметил, что в итоге удалось сохранить на ближайшее время объемы экспорта калийных удобрений в размере примерно 70-80 млн. USD.

Еще одна головная боль — продукция легкой промышленности и, в частности, текстиль. Потерять около 100 млн. USD поставок белорусского текстиля (включая давальческие заказы) белорусской стороне вовсе не хотелось бы. Белорусские дипломаты попытались донести свою позицию до Брюсселя. “Европейский Союз заявил нам: да, экономически никакой угрозы те объемы экспорта текстиля в ЕС для Европы не представляют, но вот политически мы с вами, понимаете, не очень близки, и поэтому вот мы и пытаемся через текстиль подействовать на вашу политическую линию”, — рассказал А. Михневич. — Ну, мы объясняли, что вы действуете не на нашу политическую линию, а лишаете работы 130 тыс. женщин, работающих в легкой промышленности". То ли удалось разжалобить еврочиновников, то ли по какой-то другой причине, но Евросоюзом был принят регламент, в соответствии с которым весь ввезенный до 1 мая 2004 г. белорусский текстиль будет после расширения “свободно, без квот” распространяться по всей территории ЕС. В мае, отметил А. Михневич, запланированы переговоры с Еврокомиссией по дальнейшему решению этого вопроса: “15 мая мы вновь сядем за стол переговоров в Брюсселе по текстилю. Мы заявляем им о том, что если вы не подвинетесь в вопросе квот на оставшиеся полгода до тех уровней, которые нас устраивают, мы вынуждены будем ввести аналогичные ограничительные меры на европейский текстиль, поступающий, скажем, из новых стран-членов”.

Что касается таможенных пошлин в целом, то для Беларуси ситуация после 1 мая, по мнению А. Михневича, улучшается. Так, если сегодня средневзвешенный таможенный тариф 10 новых стран — членов ЕС составляет 7,1-7,5%, то после присоединения он уменьшится примерно вдвое — до уровня 3,2-3,5%. Правда, это — своего рода средняя температура по больнице. “Например, если брать Польшу, то выигрыш от снижения ставок таможенных пошлин составит около 16 млн. USD, а если брать Литву, то здесь только за счет повышения таможенных пошлин мы будем должны больше их заплатить на 2,6 млн. USD”, — сказал А. Михневич.

Положительным моментом присоединения новых членов явится и предоставление режима торговых преференций этими странами для Беларуси. Нефтепродукты, сельхозтехника, оптика, химические продукты получат более легкий доступ на рынок ЕС. При этом, правда, пошлины на белорусские автомобили возрастут.

Беларусь практически сняла вопросы с сертификацией белорусских товаров по европейским стандартам, которые теперь распространились на страны Восточной Европы. “У нас есть соглашение с 11 модифицированными центрами — это значит, что его печать на сертификате признается всеми странами ЕС”, — объяснил А. Михневич. Замглавы МИДа подчеркнул, что в этом случае какой-то дополнительной проверке белорусский товар с таким сертификатом в странах ЕС подвергаться не будет. “Более того, мы провели внутри на предприятиях работу, и наши собственные предприятия сами могут себе выдавать официально сертификаты на соответствие СЕ. То есть их технологический процесс сертифицирован по стандартам ИСО 9000, ИСО 14000 и по другим нормам, они получили соответствующее международное подтверждение и они сами могут ставить на своих изделиях такую маркировку”, — сказал представитель белорусского внешнеполитического ведомства. Отвечая на вопрос корреспондента “БР”, А. Михневич сообщил, что уже 280 предприятий имеют такие сертификаты, причем именно они экспортируют свою продукцию в ЕС.

Еще одним важным аспектом расширения ЕС А.Михневич считает то, что часть белорусов — около 700 тысяч — с 1 мая стали гражданами Европейского Союза. По его словам, МИД РБ ведет активную работу с белорусской диаспорой в этих странах и намерен повторить в этом плане польский опыт, принесший стране дополнительный доход из-за рубежа.




День Победы в истории белорусского народа

Лев Криштапович (Минск)

В жизни народа всегда имеются смысловые пункты развития, своеобразные гены истории, в которых закодированы характер национального самосознания, историческая связь поколений, цивилизационные приоритеты общества и государства. Таким, безусловно, смысловым пунктом в нашей истории является Великая Отечественная война, в ходе которой наиболее рельефно проявились величественный дух белорусского народа, его свободолюбивая сущность и историческая мудрость.

Победа над фашистской Германией и ее сателлитами – одно из выдающихся событий мировой истории. Это непреходящая национальная и военная гордость белорусского народа. Именно он сплотился перед общей бедой, перед лицом угрозы порабощения и физического уничтожения немецко-фашистскими захватчиками, проявив невиданные стойкость, мужество и самопожертвование. На борьбу с фашистским нашествием поднялись все: стар и млад, мужчины и женщины, все слои белорусского общества.

Чувство патриотизма наших людей в годы Великой Отечественной войны достигло своего наивысшего накала. Стремление отстоять независимость страны, родную землю, свой домашний очаг было неукротимым. Речь шла о судьбе большой единой Родины – Советского Союза, о том, быть нашему Отечеству или погибнуть. Понимание этого объединило в общей ненависти к врагу и общем порыве людей всех национальностей, различного социального происхождения и положения. В массовом сознании людей того времени преобладал государственный патриотизм, поскольку система ценностей советского общества разделялась подавляющим большинством населения. Отсюда и сопротивление врагу было всенародным. Все слои советского народа воспринимали войну против гитлеровцев как войну справедливую, священную, Великую и Отечественную, Народную войну. Советские люди в военную пору сплотились во имя защиты Отечества, ценностей, подавляющему большинству понятных и близких. Врагу не удалось создать в нашей стране «пятой колонны», расколоть ее по национальному или по какому-либо иному признаку. Уделом же предателей были гнев и презрение народа и, как правило, справедливое возмездие. Иначе говоря, советская государственная система выдержала величайшее испытание войной, стала одним из основных источников нашей Великой Победы.

Неоценим вклад в нашу Великую Победу героического белорусского народа. 1 миллион 100 тысяч белорусов находились в рядах сражающейся Красной Армии, 309 воинам за мужество и героизм было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 217 белорусских генералов и адмиралов были во главе соединений, которые вели боевые действия с врагом. Свыше полутора миллионов жителей Белоруссии, эвакуировавшиеся в восточные районы страны, участвовали в героическом подвиге советского тыла. 400 тысяч белорусских партизан и 70 тысяч подпольщиков в тяжелейших условиях фашистской оккупации находились во главе всенародной борьбы с захватчиками. За три года всенародной партизанской войны было уничтожено 11128 эшелонов, 1323 километра железнодорожных путей, 500 тысяч солдат и офицеров фашистской армии.

В истории освободительных войн не было такого массового партизанского движения, какое развернулось в Белоруссии против немецких захватчиков. Историческое значение партизанского движения в Белоруссии еще до сих пор не получило адекватной оценки. Тем более, что в период так называемой «демократизации» нашего общества определения часть историков, философов, литераторов начала усиленную пропагандистскую кампанию по реабилитации преступлений немецких оккупантов, фашистских прислужников и дискредитации партизанского движения в Белоруссии, стараясь тем самым исказить справедливый, освободительный, демократический характер Великой Отечественной войны, поставить на одну доску фашистского насильника-поработителя и советского воина-освободителя. Подобная «переоценка» истории Великой Отечественной войны и партизанского движения в Белоруссии продолжается и ныне на страницах «демократической» печати.

Однако реальные факты и события, документы и материалы времен Великой Отечественной войны полностью разоблачают аргументацию этих «исследователей» о партизанском движении в Белоруссии. По сообщениям самых оккупантов, им не удавалось реализовать свой план завоевания Белоруссии именно по причине массового партизанского движения. Приведем лишь одно свидетельство. Из «отчета комиссара Брестского округа генеральному комиссару Волыни и Подолии в Луцке о деятельности» (21 августа 1943 г.): «Огромные потребности в рабочей силе могут быть удовлетворены только в незначительной степени, так как рабочая сила не может быть мобилизована ни в зараженных бандитами (партизанами – Авт.) районах, ни в свободной от бандитов (партизан – Авт.) местности. Большая часть наличной рабочей силы систематически уходит в бандитские (партизанские – Авт.) районы. Сегодня невозможно уже добраться до наших учреждений в Малорите и Домачево, так как все мосты на дорогах сожжены, да и вся местность находится в руках бандитов (партизан – Авт.)».

Следует отметить тот факт, что во время фашистской оккупации Белоруссии 60% нашей территории контролировалось партизанскими отрядами. И этот важнейший исторический факт доказывает, что только благодаря партизанскому движению белорусский народ сохранился в качестве самостоятельного этноса. Если бы не было всенародного сопротивления врагу, то наш народ подвергся бы полному фашистскому уничтожению, как это и было прописано в фашистских планах по «освоению восточных земель».

Партизанское движение на территории Белоруссии зародилось в самой гуще народа. Белорусский народ оказывал партизанам всяческую помощь и поддержку, обеспечил успех их борьбы. Всенародный характер и массовость партизанского движения дали основание именовать Белоруссию партизанской республикой.

Реальная история всенародной войны белорусского народа с фашистскими оккупантами не только разоблачает ложь прозападных «исследователей» о партизанском движении, но и показывает антинародный характер всех их программ «демократизации» и «европеизации» современной Беларуси. Обивая пороги международных организаций и западных государственных учреждений, извращая политику белорусского руководства, так называемая «оппозиция» пытается навязать белорусскому народу, такую же политику «европеизации» и «цивилизации», какую в свое время хотели осуществить немецкие оккупанты при помощи своих прислужников в 1941-1944 годах. Тем самым нынешнее «оппозиционное» движение в Беларуси раскрывает свое истинное лицо – лицо антидемократическое и антибелорусское.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне – это не только сугубо военная победа, военный разгром фашизма. Это была  духовная победа добра над злом, жизни над смертью, справедливости над несправедливостью, свободы над рабством, истории над антиисторией. Это была победа высших нравственных, человеколюбивых сил над силами безнравственными, человеконенавистническими. Великая Отечественная война имела характер общедемократической борьбы мирового масштаба, во главе которой находилась наша страна.

Это было эпохальное событие мировой цивилизации, которое внесло нравственность в историю и определило дальнейший характер развития современного мира. Современная Беларусь стоит на плечах нашей Великой Победы. Наш белорусский путь развития, политика союза с братской Россией, патриотическое воспитание молодежи, строительство многополярного мирового порядка, эффективная борьба с международным терроризмом основываются на идейно-политическом потенциале нашей Великой Победы.




10-17.05.2004. «Белорусский рынок»

Нефть ищет новые пути

Татьяна Маненок

Беларусь, Украина и Латвия прорабатывают возможность организации нового нефтяного маршрута в обход России. Речь идет о создании нефтетранспортного коридора Одесса — Броды — Мозырь — Полоцк — Вентспилс. Новый маршрут позволит поставлять нефтяное сырье для переработки на белорусские НПЗ, а также осуществлять транзитные поставки через территорию Латвии. Пока обсуждается возможность поставки по новой схеме 10 млн. т нефти. Как сообщает ПРАЙМ- ТАСС, соответствующий протокол о намерениях подписали в Минске 26 апреля концерн “Белнефтехим”, латвийский нефтетранспортный оператор ООО “ЛатРосТранс”, министерство сообщения Латвии, ОАО “Укртранснафта” и киевское ОАО “Институт транспорта нефти”.

Предполагается создание участка нефтепровода, который бы соединил украинский трубопровод Одесса — Броды с белорусскими магистральными нефтепроводами. Стороны договорились, что предварительный вариант технико-экономического обоснования организации поставки нефти по этому маршруту будет подготовлен к 20 мая. Для реализации проекта нужно перекачать нефть от города Броды (Украина, Львовская область) до белорусского Мозыря, где находится нефтеперерабатывающий завод. В принципе, этот вариант возможен. Трубопровод Мозырь — Броды состоит из двух ниток, и пока они загружены не полностью. Поэтому эксперты не исключают, что весь объем транзита российской нефти может быть переведен на одну нитку трубопровода, чтобы вторую использовать в реверсном (обратном) направлении для прокачки сырья из Бродов в Мозырь на Мозырский НПЗ.

Однако при этом специалисты подчеркивают, что данная схема потребует не только детальной технической проработки, но и обязательного уточнения. Ожидается, что в будущем году заработает проект “Дружба” — Адрия. Это означает, что увеличится и загрузка трубопровода Мозырь — Броды. Далее участникам проекта предстоит найти решение относительно продолжения трубопроводной системы до Вентспилсского порта. Специалисты говорят, что теоретически эта проблема решаема. Для этого нужно построить “трубу” от гомельской “Дружбы” до новополоцкой. Это расстояние, по оценкам, составляет 220-230 км.

Что касается украинского нефтепровода Одесса — Броды, то пока он остается неработающим. Первая его очередь длиной 674 км сдана в эксплуатацию в мае 2002 г. Пропускная способность — 9-14,5 млн. т нефти в год. Предусматривается также расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн. т в год для поставок каспийской нефти в Европу. История, связанная с реализацией Украиной масштабного проекта транзитных поставок каспийской нефти в европейском направлении, длится уже несколько лет. Украинское правительство приложило огромные усилия для того, чтобы проект Одесса — Броды заработал. Интерес нему проявили несколько крупных нефтяных компаний, таких, как Shell, ChevronTexaco и ExxonMobil, которые занимаются разработкой месторождений на Каспии.

Однако пока ни одна транснациональная корпорация официально не заявила о своем участии в эксплуатации нефтепровода. Осторожность иностранцев, по мнению экспертов, связана со строительством альтернативного нефтепровода по транспортировке каспийской нефти Баку — Тбилиси — Джейхан. Специалисты расценивают данный маршрут как конкурентный нефтепроводу Одесса — Броды. Российские эксперты обращают внимание на то, что добыча в Каспийском регионе очень дорогая, ведется на глубоководных шельфах и куда дешевле покупать сырье в России или в Саудовской Аравии, где его гораздо больше и, главное, оно там дешевле.

Украина предпринимает попытки загрузить нефтепровод. Большие надежды возлагаются на сотрудничество с российскими компаниями, в частности с “ЛУКОЙЛом”, “Сургутнефтегазом” и “Сибнефтью”, — упомянутым компаниям предлагалось участвовать в транспортировке нефти по этому маршруту. Но российские нефтяники обратились к украинской стороне с контрпредложением: провести временный реверс трубопровода и использовать его в обратном направлении — качать нефть из “Дружбы” в порт Южный с последующим экспортом через Босфор и Дарданеллы. При этом российские нефтяники отмечали, что данная схема может работать во временном варианте. То есть до тех пор, пока Украина не найдет поставщиков каспийской нефти для заполнения трубопровода. На реализации этого проекта Украина могла бы заработать порядка 90 млн. USD.

Для оценки возможности запуска нефти в “обратную сторону” украинское правительство привлекло американскую компанию Energy Solutions, которая пришла к выводу, что реверсное использование трубопровода в данной ситуации является единственным экономически выгодным. Что же касается нефти, то ее согласилась предоставить российская ТНК-ВР на условиях товарного кредита. Однако решение не было принято. Некоторые представители американских кругов посчитали этот маршрут серьезным конкурентом нефтяного маршрута Баку — Тбилиси — Джейхан. А украинские депутаты усмотрели в поставках российской нефти угрозу “европейскому вектору развития Украины”.

В результате после длительных дискуссий украинский кабинет министров 4 февраля этого года принял решение о нецелесообразности использования нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме. Ранее Украина договорилась с Польшей продлить нефтепровод Одесса — Броды до польского города Плоцк, который соединен трубопроводом с морским портом Гданьск, что позволило бы поставлять нефть в другие страны Восточной Европы и в Скандинавию. Однако в конце апреля на совместной пресс-конференции с президентом Грузии Михаилом Саакашвили президент Украины Леонид Кучма критически оценил действия Польши и Евросоюза относительно реализации проекта по использованию нефтепровода Одесса — Броды для транзита нефти в Европу. По его словам, Польша ничего не сделала для того, чтобы продолжить нефтепровод от Бродов. Л. Кучма также заметил, что Евросоюз обещает выделить на реализацию проекта 3 млн. EUR, но пока это “лишь на бумаге”. “На сегодня нет предложений от той стороны, которая хочет продать нефть, и ни одного предложения нет от тех, кто эту нефть хочет купить”, — признался Л. Кучма. “Это — тупиковый вариант для Украины”, — констатировал украинский президент. И добавил, что в вопросе использования нефтепровода Одесса — Броды “превалируют политические оценки, а не экономические расчеты”.

А в начале мая, отвечая на вопросы журналистов, Л. Кучма заявил, что транспортировка нефти из Каспийского региона по нефтепроводу Одесса — Броды является маловероятной и будет убыточной. Поэтому Украине необходимо возвратиться к вопросу работы нефтепровода для транспортировки российской нефти из Бродов в Одессу. Комментируя сделанное накануне помощником заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивеном Пайфером заявление о том, что реверс Одесса — Броды лишит Украину нефтетранспортного бизнеса, Л. Кучма выразил сомнение в реальной заинтересованности США в нефтепроводе. “Если бы США и их компании были по-настоящему заинтересованы нефтепроводом, то они давно бы пришли к правительству и предложили: давайте мы возьмем его в аренду или в концессию”, — сказал президент Украины. Он подчеркнул, что если сейчас не пустить российскую нефть из Бродов в Одессу, то она пойдет другими путями. “Сегодня активно теми же США финансируется строительство терминала в Мурманске в России. И потом наша труба вообще никому не будет нужна. Можно будет списывать на металлолом”, — добавил Л. Кучма.

Проект поставок нефти в Беларусь по новому украинскому нефтепроводу Одесса — Броды и действующей нефтесистеме “Дружба” позволит Минску получить дополнительный к российскому маршрут снабжения энергоресурсами, — сказал на минувшей неделе агентству ИТАР-ТАСС советник уполномоченного Украины по развитию Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Михаил Гончар. Он отметил, что 9 лет назад по заказу Беларуси уже выполнялось исследование возможности поставок нефти в страну по тогда еще проектировавшемуся нефтепроводу Одесса — Броды. “Тогда экономика проекта работала, но необходимо адаптировать его к современной ситуации, к тому же планируемые объемы поставок нефти сейчас скромнее”, — отметил М. Гончар.

Представители белорусской стороны пока очень сдержанны в оценках. Первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко в интервью ПРАЙМ-ТАСС отметил, что интерес Беларуси к украинско-польскому проекту развития нефтепровода Одесса — Броды на данном этапе не связан с возможностью диверсификации поставок нефти. “В перспективе, когда, может быть, Россия на внутреннем рынке и для Беларуси начнет применять мировые цены, тогда этот нефтепровод может быть альтернативой. Но, зная стратегию России до 2020 года по добыче нефти, по поставкам и переработке нефти, я думаю, что эта перспектива не очень близка. Мы интересуемся этим проектом, поскольку не можем не придавать значения тому, что происходит рядом с нами”, — дипломатично заметил первый вице-премьер. При этом он заговорил о ценовом факторе как определяющем при поставках нефти в страну. “Сейчас российская нефть нам обходится значительно дешевле, а в случае поставок по нефтепроводу Одесса — Броды цены будут мировыми — это же понятно”, — сказал В. Семашко.

Особую заинтересованность в проекте проявляет Латвия. Ее интерес очевиден: порт Вентспилс с 1 января 2003 г. практически прекратил перевалку нефти из-за отсутствия поставок со стороны российской “Транснефти”. Между тем сейчас на Вентспилс проложены трубопроводы для нефти и нефтепродуктов из Полоцка. Но еще в 2002 г. Россия стала снижать экспортные поставки нефти по трубопроводу, а в прошлом году они прекратились совсем. В этом году поставки нефти по этому трубопроводу вряд ли возобновятся. Поэтому сейчас терминал Ventspils nafta старается компенсировать их доставкой нефти по железной дороге.

Если проект Одесса — Броды — Вентспилс заинтересованным участникам удастся реализовать, это означает, что в определенной степени будет воплощена в жизнь идея Черноморско-Балтийского коллектора, которую белорусская оппозиция предлагала в 1992 г. в качестве избавления Беларуси от энергетической зависимости от России. Тогда Беларусь, Украина, страны Балтии и Польша обсуждали возможность выхода на рынок нефти на Черном и Балтийском морях. Предполагалось создать соответствующую инфраструктуру, которая бы позволяла получать нефть из России, Балтии и Черного моря. Однако в то время эта идея была похоронена в угоду политической конъюнктуре.

По данным “БР”, в начале 2002 г. Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси при участии МИДа изучало предложения ряда североевропейских банков и фирм по строительству через территорию Беларуси участка Балтийско-Черноморского коллектора. Однако дальше обсуждения грандиозного проекта дело не пошло. Эксперты считают, что строительство нефтепровода Одесса — Броды — Вентспилс позволит Беларуси получать дополнительные доходы от транзита и иметь диверсифицированные поставки стратегического сырья. Удастся ли реализовать этот проект, пока неясно. Сейчас многое будет зависеть не только от политической настроенности трех государств, заинтересованных в новом маршруте. Очень важной окажется способность участников привлечь финансовые ресурсы для его реализации. Нужно также иметь в виду, что вокруг данного проекта сфокусированы интересы серьезных игроков нефтяного рынка, которые в определенной степени конкурируют между собой. Этот факт во многом усложняет решение задачи.




«Семья»,
4 мая 2004

Стяг Белой Руси.

Николай Сергеев

Человеческое общество всегда придавало огромное значение символике, то есть тем знакам, которые в самой краткой и броской форме призваны  выражать суть тех или иных политических и общественных явлений, процессов, течений и организаций. Это касается символики в самом широком смысле от простейших товарных знаков до флагов и гербов великих держав. И, безусловно, человеку не безразлично, под сенью какого стяга он будет созидать или сражаться на поле брани, ведь флаг это воплощенный в цвет символ  его родины и того  народа, к которому он принадлежит.

Поэтому очень важно, чтобы государственный  флаг был не только олицетворением государства как института, а стал знаменем всего народа. Для этого необходимо, чтобы флаг или имел глубокие исторические корни, или же выражал некую сверхзадачу, стоящую перед обществом и государством. В этом смысле показателен пример современного флага Российской Федерации – бело-сине-красного триколора, который вопреки всевозможным спекуляциям имеет глубинный исторический смысл. Появился он в Российском государстве во второй половине XVII века. По некоторым сведениям отцом российского трехцветья был государь Алексей Михайлович Тишайший, учредивший бело-сине-красное «знамя царя Московского» с двуглавым орлом посередине, которое, кстати, является прямым прообразом  нынешнего штандарта президента Российской Федерации.

По другим источникам первым бело-сине-красный стяг водрузил над Россией Петр Первый. Как бы там ни было, но появление именно такого флага в те времена далеко не случайно и при этом оно ни как не связано,  ни с Голландией, ни с какими-либо иными зарубежными странами. Дело в том, что в те годы после длительной борьбы начала приобретать реальные очертания идея о единстве Русской земли воспетая еще незабвенным «Словом о полку Игореве».

В 1654 году решением Переяславской Рады и Земского собора произошло воссоединение Малороссии (Левобережной Украины) с Российской державой. Киев – мать городов русских, вновь вернулся в лоно Русского государства. И  Белая Русь также уже не одно столетие стремилась к единству с Москвой. Московское царство становилось общерусской державой и выказывало серьезное намерение собрать под своим скипетром все старинные земли Киевской Руси. Цари Московские с полным правом стали именоваться государями Великой, Малой и Белой России. На фоне этих событий и появилось трехцветное бело-сине-красное знамя, символизирующее восстанавливаемое единство Руси. Красный цвет в российском триколоре (цвет герба Москвы) означал Великую Русь, синий, а точнее лазоревый (цвет герба Киева) – символизировал Малую, то есть изначальную Русь, ну, а белая полоса в данном случае – это Белая Русь. Трехцветный российский флаг как державный символ просуществовал до октября 1917 года и вновь приобрел государственный статус лишь в 1991 году.

В Белоруссии собственная государственная символика появилась только в советское время. В последующем,  она  получила развитие на майском референдуме 1995 года, на котором окончательно избавилась от какой-либо идеологической окраски. Что касается бело-красно-белого флага, который некоторые силы пытались навязывать в качестве государственного символа, то никакого отношения к белорусскому народу он не имеет. Подобное сочетание цветов было характерно для немецкого рыцарского Ордена меченосцев, который в ходе «натиска на восток» вторгался в славянские земли отнюдь не с добрыми намерениями. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что в XX веке   германские  оккупанты предписали коллаборационистам в качестве символа использовать бело-красно-белое полотнище.

Конечно, современная белорусская символика по историческим меркам  возникла совсем недавно. Но, во-первых, любая символика когда-либо учреждалась, а, во-вторых, главным все-таки является то, в какой степени государственные символы отражают сущность того народа, который их избрал. В этом смысле весьма показателен пример нынешнего белорусского флага, который, несмотря на свою относительную молодость, несет в себе глубокий исторический и национальный смысл.

И так, перед нами красное полотнище с зеленой полосой и вертикально идущим на белом фоне красным орнаментом. Так как этот образец флага за исключением некоторых деталей  создавался в советское время, то его создатели, по всей видимости, вкладывали в него в основном  идеологический смысл, который особо подчеркивался пятиконечной звездой и «серпом с молотом». Но вот когда эти атрибуты социализма исчезли, то флаг БССР превратился вдруг в стяг Белой Руси и задышал глубокой древностью  и исконным славянством.

На Руси всегда был, любим красный или червленый цвет. Красное Солнце сказок, былин и песен, червленые стяги и щиты русских воинов, чермное (красное) знамя общерусского войска на Куликовом поле, где рядом с Дмитрием Донским сражались дружины князя Андрея Полоцкого. А все дело в том, что красный цвет издревле был цветом славянского Всебога Рода (отсюда рдяной цвет, рдеть и т.д.), начала всех начал и истока жизни.  Именно от него и происходят такие понятия  как родина и народ.

 Но красный цвет соотносился с Родом далеко не случайно. Ведь согласно древней славянской системе «духовного устроения человека», именуемой «Русской лествицей» помимо физического, плотного тела  у человека имеются еще семь духовных тел – «составов» («суставов»), которые одновременно пронизывают и окутывают плоть. Каждый «состав», говоря современным языком, имеет свой  вихревой энергетический центр – «ядро сознания» («ядро»). Каждому «составу» и соответственно «ядру» соответствует свой цвет. «Ядра» (их еще называют «чарами») последовательно расположены в области позвоночника и головы человека, образуя «череду духовную»: Зарод – Живот – Ярло – Сердце – Горло – Чело – Родник (Венец).

Каждая «чара» (а через нее и «состав») энергетически связана с определенной «божественной силой» и поэтому цвет «ядра» и «состава» соответствует цвету того или иного славянского божества. Интересно, что в «Русской лествице», в отличие от других систем, нет высших и низших цветов. Степень «божественности» цвета определяется не местоположением соответствующей ему «чары» в духовном теле человека, а его чистотой. Чем чище цвет человека, тем он божественнее. Все чистые цвета божественны!

«Составы» сливаясь, образуют «поселенный пузырь» («пузырь жизни» или Бус) это то, что современные эзотерики называют аурой. Внутри «пузыря жизни» находятся (поселены) плоть и «ядра сознания». Чем «незамутненнее» цвета «составов» тем ярче сияет Бус, окружающий человека. В особых случаях Бус воспринимается даже зрительно, что является свидетельством святости (изначально «святой» - излучающий Свет). Согласно «Русской лествице» Зарод (связанный с Родом) красного цвета. Этот цвет на Руси всегда олицетворял жизнь, радость и родину.

Следует подчеркнуть, что «Русская лествица» - это очень интересная, сложная и в то же время стройная система, которая в чем-то, но далеко не во всем напоминает систему чакр индийских йогов. Это свидетельствует об общих древнеарийских истоках двух систем, которые, однако, в последующем далеко разошлись. Но  это тема для отдельного разговора, лежащего за рамками данной статьи.

Теперь обратимся к зеленому цвету. Это цвет Сердца. Эта «чара» находится под покровом славянской  Богини  Лады. Следовательно, по древней славянской традиции зеленый цвет – это цвет любви и семейного счастья.

Третьим элементом белорусского флага  является вертикально расположенный на белом фоне орнамент (узорочье), который носит рунический характер  и буквально дышит седой славянской стариной. Руны – это «волшебные» символы  славян, германцев, кельтов и других индоевропейских народов предназначавшиеся для гаданий, предсказаний и совершения других магических действий. Руны наносились на дерево, кость, металл и другие материалы  в основном путем вырезания, отсюда и название: от древнеславянского “рунить”, что значит резать. По представлениям  древних руны символизируют конкретные природные или божественные силы. Ромбовидные руны (рис 4), лежащие в основе узорочья белорусского флага  олицетворяют славянского Бога НЕБЕСНОГО СВЕТА Даждьбога – Световита, который по преданию является праотцем Руси. «Русичи – Даждьбожьи внуки!», так говорится в «Слове о полку Игореве». Отсюда вытекает, что руна Даждьбога – это один из исконных символов древней Русской земли.

И так, мы рассмотрели все элементы белорусского флага: зеленая полоса означает любовь, красный цвет – родину, ну а орнамент символизирует Русь.

Собирая все элементы воедино, мы получаем (с учетом белого фона орнамента) то смысловое значение, которое содержит в себе государственный флаг нашей республики.

ЛЮБИМАЯ РОДИНА БЕЛАЯ РУСЬ! – так звучит символика флага. 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ