Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №98(15.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


03-10.05.2004. «Белорусский Рынок»

Минск выражает оптимизм

Павлюк Быковский

Официальный Минск приветствует расширение Европейского Союза и надеется, что последствия вступления в ЕС десяти новых членов для Беларуси будут скорее положительными, чем отрицательными. Белорусскую позицию озвучил заместитель главы МИДа Беларуси Александр Михневич: “Безусловно, мы приветствуем процесс интеграции на Европейском континенте, в том числе и процессы расширения Европейского Союза”. Правда, при этом А. Михневич отметил: “Нельзя сегодня отождествлять Европу только с ЕС”.

Что, собственно, изменилось с 1 мая для граждан Беларуси, для страны, для ее экономики? Примерно за год до вступления в ЕС новых членов белорусское внешнеполитическое ведомство провело ряд двусторонних и многосторонних переговоров, с тем чтобы минимизировать негативные и увеличить позитивные последствия расширения ЕС для Беларуси.

“Европейский Союз — центр политической жизни, экономической жизни, научно глубоко продвинутый центр — он станет непосредственно соседом Беларуси. И, как мы говорим, вот эти 1.200 км совместной границы нас должны не разделять, а объединять с ЕС”, — констатировал представитель МИДа Беларуси. По словам А. Михневича, расширение Европейского Союза несет в себе весьма много позитивного с учетом высокого уровня развития, достигнутого входящими в ЕС странами.

После 1 мая ЕС становится экономическим блоком, который производит около 30% мирового ВВП и почти половину мировых инвестиций. По данным белорусского МИДа, за последние годы наш экспорт в страны “старого” ЕС (Великобританию, ФРГ и Нидерланды) развивался более динамично, чем в страны, которые намеревались вступать в Евросоюз (Литву, Украину и Польшу), хотя до 2002 г. было иначе.

По словам А. Михневича, “сегодня у нас ЕС в старом формате, товарооборот с ним составлял около 18% в общем товарообороте нашей экономики”. После вступления в ЕС новых членов, по прогнозам экономистов, удельный вес ЕС в общем объеме белорусского товарооборота составит около 35%. “После РФ это станет наш крупнейший торговый партнер. И нам совершенно не все равно, какие правила будут установлены в торговле с этим партнером”, — подчеркнул он.

Кроме того, по словам А. Михневича, ожидается, что к 2005 г. положительное сальдо торговли с Евросоюзом увеличится на 150-200 млн. USD, в то время как в 2003 г. оно составило около 1 млрд. USD. Экономисты предрекают, что за волной ажиотажного спроса на товары из Беларуси (замеченной накануне вступления новых членов в ЕС) последует некоторый спад, и лишь примерно через год торговые отношения выйдут на нормальный уровень.

Вместе с тем МИД прогнозирует перенос в Беларусь производства из некоторых стран, вступивших в ЕС недавно, например из Польши. Предприниматели этих стран вынуждены привести свои стандарты в соответствие с требованиями ЕС (например, увеличить зарплаты) и в ряде случаев их продукция при этом станет неконкурентоспособной. Это может подстегнуть поляков к решениям о переносе производств в ближайшую “менее затратную” страну — Беларусь. В то же время заместитель министра иностранных дел указал на важность внимательного отношения к этим процессам: “Нельзя превращать Беларусь в сборочный цех некачественной, ненужной, экологически нечистой продукции”.

С момента вступления в ЕС восточноевропейские партнеры Беларуси переходят на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим изменятся условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки. В частности, на Беларуси скажется автоматическое распространение на новых членов ЕС антидемпинговых пошлин, действующих в Евросоюзе. Как отметил А. Михневич, по прогнозам, потери нашей страны при этом составят около 100 млн. USD. Именно против таких потерь МИД боролся и, судя по словам А. Михневича, многого сумел добиться.

“В первую очередь подпадают под это калийные удобрения, — заметил замглавы МИДа. — Что касается карбамидно-аммиачной смеси, самого карбамида, полиэфирных волокон и нитей, то по этим группам мы такой большой озабоченности не высказывали”. По этим товарным позициям антидемпинговые пошлины хотя и существуют, но не носят запретительный характер. Кроме того, уже проведена необходимая диверсификация экспорта данных товаров в другие страны, и Европа не является для нас здесь приоритетом.

“Поэтому мы свои усилия в первую очередь сосредоточили на борьбе за рынок калийных удобрений, — отметил А. Михневич. — И должен сказать, что эти усилия увенчались успехом. Мы провели комплексные консультации по этому вопросу и с Польшей, и с Чехией, и с Латвией, и с той же Венгрией, и со Словакией. При этом везде мы высказывали озабоченность: ”Уважаемые господа! Беларусь найдет, куда продать 750 тыс. т калийных удобрений. В конце концов, есть и другие рынки. Но найдут ли адекватную замену нашим калийным удобрениям покупатели в Польше, Латвии, в других новых странах?" По словам представителя белорусского внешнеполитического ведомства, наши калийные удобрения дешевле не из-за демпинга, “а хотя бы из-за транспортной составляющей, стоимости энергоносителей, которые мы используем для их производства, и других факторов”. Официальный Минск провел переговоры со своими старыми партнерами в Восточной Европе и при их поддержке добился от Брюсселя “установления тарифной квоты от ЕС в том же объеме поставок калийных удобрений, которые были и в предыдущие годы, даже она будет несколько увеличена”. А. Михневич отметил, что в итоге удалось сохранить на ближайшее время объемы экспорта калийных удобрений в размере примерно 70-80 млн. USD.

Еще одна головная боль — продукция легкой промышленности и, в частности, текстиль. Потерять около 100 млн. USD поставок белорусского текстиля (включая давальческие заказы) белорусской стороне вовсе не хотелось бы. Белорусские дипломаты попытались донести свою позицию до Брюсселя. “Европейский Союз заявил нам: да, экономически никакой угрозы те объемы экспорта текстиля в ЕС для Европы не представляют, но вот политически мы с вами, понимаете, не очень близки, и поэтому вот мы и пытаемся через текстиль подействовать на вашу политическую линию”, — рассказал А. Михневич. — Ну, мы объясняли, что вы действуете не на нашу политическую линию, а лишаете работы 130 тыс. женщин, работающих в легкой промышленности". То ли удалось разжалобить еврочиновников, то ли по какой-то другой причине, но Евросоюзом был принят регламент, в соответствии с которым весь ввезенный до 1 мая 2004 г. белорусский текстиль будет после расширения “свободно, без квот” распространяться по всей территории ЕС. В мае, отметил А. Михневич, запланированы переговоры с Еврокомиссией по дальнейшему решению этого вопроса: “15 мая мы вновь сядем за стол переговоров в Брюсселе по текстилю. Мы заявляем им о том, что если вы не подвинетесь в вопросе квот на оставшиеся полгода до тех уровней, которые нас устраивают, мы вынуждены будем ввести аналогичные ограничительные меры на европейский текстиль, поступающий, скажем, из новых стран-членов”.

Что касается таможенных пошлин в целом, то для Беларуси ситуация после 1 мая, по мнению А. Михневича, улучшается. Так, если сегодня средневзвешенный таможенный тариф 10 новых стран — членов ЕС составляет 7,1-7,5%, то после присоединения он уменьшится примерно вдвое — до уровня 3,2-3,5%. Правда, это — своего рода средняя температура по больнице. “Например, если брать Польшу, то выигрыш от снижения ставок таможенных пошлин составит около 16 млн. USD, а если брать Литву, то здесь только за счет повышения таможенных пошлин мы будем должны больше их заплатить на 2,6 млн. USD”, — сказал А. Михневич.

Положительным моментом присоединения новых членов явится и предоставление режима торговых преференций этими странами для Беларуси. Нефтепродукты, сельхозтехника, оптика, химические продукты получат более легкий доступ на рынок ЕС. При этом, правда, пошлины на белорусские автомобили возрастут.

Беларусь практически сняла вопросы с сертификацией белорусских товаров по европейским стандартам, которые теперь распространились на страны Восточной Европы. “У нас есть соглашение с 11 модифицированными центрами — это значит, что его печать на сертификате признается всеми странами ЕС”, — объяснил А. Михневич. Замглавы МИДа подчеркнул, что в этом случае какой-то дополнительной проверке белорусский товар с таким сертификатом в странах ЕС подвергаться не будет. “Более того, мы провели внутри на предприятиях работу, и наши собственные предприятия сами могут себе выдавать официально сертификаты на соответствие СЕ. То есть их технологический процесс сертифицирован по стандартам ИСО 9000, ИСО 14000 и по другим нормам, они получили соответствующее международное подтверждение и они сами могут ставить на своих изделиях такую маркировку”, — сказал представитель белорусского внешнеполитического ведомства. Отвечая на вопрос корреспондента “БР”, А. Михневич сообщил, что уже 280 предприятий имеют такие сертификаты, причем именно они экспортируют свою продукцию в ЕС.

Еще одним важным аспектом расширения ЕС А.Михневич считает то, что часть белорусов — около 700 тысяч — с 1 мая стали гражданами Европейского Союза. По его словам, МИД РБ ведет активную работу с белорусской диаспорой в этих странах и намерен повторить в этом плане польский опыт, принесший стране дополнительный доход из-за рубежа.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ