Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №98(15.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Народное слово (Узбекистан),
6 мая 2004

Исходя из интересов страны

Рустам Азимов, заместитель Премьер-министра, министр экономики Республики Узбекистан

 15-16 апреля 2004 года по приглашению Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялся визит Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Россию. Многие аналитические центры, средства массовой информации назвали этот визит прорывным, а достигнутые договоренности - событием, имеющим долговременные последствия для всего региона Центральной Азии.

С этим мнением трудно не согласиться. Действительно, между президентами двух государств состоялся долгий, обстоятельный и открытый обмен мнениями о долгосрочных перспективах и направлениях дальнейшего сотрудничества. Главным результатом плодотворных переговоров явилась договоренность о заключении Соглашения о стратегическом партнерстве Узбекистана и России, которое должно вывести весь спектр взаимоотношений наших стран, и в первую очередь их экономическую составляющую, на новый уровень развития.

Вместе с тем в прессе и в политических кулуарах появились высказывания и спекулятивного характера, пытающиеся представить узбекско-российские договоренности как признак охлаждения отношений Узбекистана с США и другими развитыми странами.

Оставим такую трактовку результатов узбекско-российской встречи на высшем уровне на совести тех комментаторов, которые стремятся в любом даже самом позитивном событии выискивать противоречия и подводные камни. Обратимся к конкретным фактам, в действительности обусловившим стремление Узбекистана и России к более тесному сотрудничеству.

В основе политики - прагматизм.

Одним из краеугольных принципов политики Президента Узбекистана Ислама Каримова является деидеологизация подходов при выборе направлений экономической политики.

С провозглашением независимости и введением национальной валюты Узбекистан должен был прекратить нерациональные экономические связи, приведшие во времена СССР к однобокой структуре экономики, направленной на производство сырьевых ресурсов и полуфабрикатов. В этих условиях быстрая замена неэффективных, умирающих экономических связей и широкий выход на мировой рынок для Узбекистана были единственно возможным средством преодоления экономического кризиса.

Усилия Президента Узбекистана Ислама Каримова в тот период были направлены на диверсификацию международных торгово-экономических связей в направлении их расширения с другими странами, в первую очередь, с развитыми странами Западной Европы, США, Японии, другими динамично развивающимися экономиками. Эта политика не была направлена против каких-либо стран. Она была направлена на создание сбалансированных международных торгово-экономических связей, создающих для нашей экономики наиболее выгодные условия торговли, структурных изменений отечественной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.

Активные меры в создании более сбалансированной внешнеэкономической деятельности позволили Узбекистану реструктуризовать внешнюю торговлю как в страновом, так и в отраслевом аспекте. Удельный вес стран, с которыми раньше Узбекистан не имел прямых торговых отношений, в первую очередь развитых стран, вырос до 63% от всего внешнеторгового оборота в 2003 году.

Страновая диверсификация внешней торговли позволила Узбекистану значительно оптимизировать и ее отраслевую направленность. В экспорте сократился удельный вес сырьевых ресурсов (в первую очередь, хлопка-волокна) и увеличился удельный вес продукции законченного цикла. В импорте сократился удельный вес продовольственных и непродовольственных потребительских товаров и резко вырос удельный вес машин и оборудования, современных технологий, необходимых для осуществления модернизации и структурной перестройки экономики.

Россия - крупнейший торговый партнер Узбекистана

Вместе с тем в Узбекистане никогда не забывали, что исторически Россия для него всегда являлась одним из самых крупных экономических партнеров. По мере выхода России из экономического кризиса ее доля в структуре внешнеторгового оборота Узбекистана росла с 13% в 1999 году до 17% в 2003 году. Только за 2003 год объем внешнеторгового оборота между двумя странами вырос на 26%, а в I квартале 2004 года - еще на 43% и имеет хороший потенциал дальнейшего быстрого роста.

Структура товарооборота стала более рациональной и характеризует структурные изменения в экономике двух стран. К примеру, основную долю в объеме экспорта из Узбекистана в Россию в 2003 году составили машины и оборудование - 23%, а хлопковое волокно - 7%, в то время как в 1994 году эти показатели составляли соответственно 11% и 64%.

Основную долю в объеме экспорта из России в Узбекистан также составляют: машины и оборудование - 38%, химическая продукция - 20%, древесина, бумага, картон, мебель - 24%, в то время как в 1994 году из России в Узбекистан экспортировались в основном энергоносители - 39% , продовольственные товары - 15%, черные металлы - 14%.

Заметно активизировалось сотрудничество Узбекистана с Россией в области авиастроения для совместного производства современных грузовых и пассажирских авиалайнеров серий на базе завода ТАПОиЧ. Характерно, что в 2004 году Ташкентским авиазаводом по заключенным контрактам в Россию и другие страны будет поставлено 15 самолетов, что выше объемов производства в дореформенный период.

Все более активно сотрудничает с российскими партнерами узбекский автозавод "УзДЭУавто". С одной стороны, растет экспорт его продукции в Россию, который, по оценкам, составит в 2004 году 25 тыс. автомобилей. С другой стороны, к примеру, растущее качество продукции российских сталелитейщиков позволило переориентировать более 90% закупок горяче- и холоднокатаной листовой стали для производимых автомобилей на российскую компанию "Северсталь". Характерно, что только авиационный и автомобильный заводы Узбекистана размещают заказы на комплектующие и материалы на 957 предприятиях Российской Федерации.

Что лежит в основе активизировавшихся торговых связей Узбекистана и России? Ответ лежит на поверхности - экономическая целесообразность в условиях, когда наблюдается оздоровление экономики и экономический рост в обеих странах.

Устойчивые темпы экономического роста и связанное с этим положительное сальдо торгового и платежного баланса, стабильное увеличение реальных доходов населения говорит о том, что Россия все более превращается в емкий, территориально близко расположенный платежеспособный рынок, на который можно поставлять продукцию узбекских товаропроизводителей в широком ассортименте.

Россия - растущий международный инвестор

Результаты проводимых экономических реформ в России на фоне благоприятной конъюнктуры на основную экспортную номенклатуру российских товаров позволили в короткий срок создать мощный частный сектор, работающий на рыночных условиях. Неэффективные предприятия в своем большинстве переданы в руки новых частных собственников или обанкрочены, что привело к оздоровлению российских предприятий и экономики в целом. В России созданы крупнейшие финансово-промышленные холдинги и компании, которые обладают большими инвестиционными возможностями для вложения своих капиталов как внутри страны, так и за рубежом. Только за три последних года инвестиции в основной капитал в стране росли в среднем на 10,5%.

Естественным образом российский капитал пробивается и на международные рынки, а ведущие российские компании уже не на эпизодической, а на системной основе реализуют свою инвестиционную стратегию в десятках развитых и развивающихся стран на многие миллиарды долларов.

Вполне объясним растущий интерес российского капитала к широкомасштабному инвестированию в узбекскую экономику, в первую очередь в такие экспортоемкие отрасли, как добыча и переработка нефти и газа, телекоммуникации, горная добыча, металлургия, машиностроение, точное приборостроение, производство электротехнической продукции, строительных материалов, переработка сельскохозяйственной продукции и другие перспективные направления.

Так, в апреле 2004 года подписано соглашение на условиях раздела продукции об участии российской компании "Газпром" в добыче и реализации природного газа на месторождении "Шахпахты". Одновременно с Газпромом прорабатывается соглашение об инвестировании 1,4 млрд. долл. США в проект, предусматривающий геологоразведку, добычу и ежегодную реализацию до 10 млрд. куб. метров природного газа в Устюртском нефтегазоносном регионе.

Готовится к подписанию крупное соглашение на условиях раздела продукции с компанией "Лукойл" по добыче и совместной реализации природного газа на месторождениях Кандым, Хаузак, Шады с общими инвестициями со стороны "Лукойла" на сумму 1 млрд. долларов США, реализация которого позволит обеспечить добычу около 200 млрд. куб. метров природного газа.

Восстанавливаются рациональные связи, обусловленные технологической кооперацией в машиностроении, приборостроении, электротехнической промышленности. 19 узбекско-российских СП действует в сфере производства кабельной продукции, по производству электротехнических машин, оборудования и аппаратуры. 33 СП создано для производства приборов промышленного и бытового назначения. В сфере машиностроения, ремонта машин и оборудования уже создано 68 СП.

Начинается углубление интеграции в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, где уже действуют девять узбекско-российских СП, в том числе совместно с известными россий- скими компаниями "Балтимор", "Черкизово" и другими.

Так, известная компания "Вимм Билль Дан" подписала договор о приобретении 77% акций крупнейшего в Ташкенте объединения "Тошкентсут" и предусматривает инвестировать 20 млн. долл. на создание СП по переработке молочной продукции и фруктовых соков.

Происходящее в последнее время расширение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России и Узбекистана является естественным процессом, отражающим экономические реалии и взаимные интересы.

Экономическую основу такого сотрудничества составляют произошедшее оздоровление экономик и устойчивая динамика темпов экономического роста в обеих странах, взаимодополняемость экономик, территориальная близость стран, отлаженное взаимодействие транспортной инфраструктуры, хорошее знание экономическими партнерами деловой и общей культуры, менталитета наших народов.

Следует заметить, что расширение торгово-экономических и инвестиционных связей между Россией и Узбекистаном окажет положительное воздействие и на другие страны Центральной Азии, явится серьезным шагом вперед на пути к созданию, инициируемому Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, Общего рынка в регионе Центральной Азии.

Это в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона в мировой экономике.

Вместе с тем заинтересованность Узбекистана в развитии сотрудничества с Россией не означает, что это будет делаться в ущерб или за счет сокращения экономического сотрудничества со ставшими уже традиционными за годы независимости партнерами, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки, странами Евросоюза и Японией.

США - стратегический партнер и ключевой инвестор для экономики Узбекистана

США и Узбекистан в 2001 году объявили об установлении отношений стратегического партнерства, и за последние годы объем взаимного внешнеторгового оборота Узбекистана с США вырос на 10%.

Узбекистан высоко ценит стремление США развивать сотрудничество в таких приоритетных отраслях, как топливно-энергетический комплекс, горнодобывающая, химическая, легкая, пищевая, машиностроительная промышленность, а также в сферах, где США является несомненным мировым лидером, - высокотехнологичной продукции и информационных технологиях.

В республике зарегистрировано более 453 предприятий, созданных при участии американских инвесторов, из которых 124 - со стопроцентным иностранным капиталом.

С участием американского капитала осуществляются крупнейшие инвестиционные проекты в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении, пищевой промышленности и транспортной инфраструктуре.

Среди них СП "Зарафшан-Ньюмонт" с участием американской корпорации "Ньюмонт Майнинг" по добыче золота, строительство Ходжаабадского подземного хранилища газа (ПХГ) с компанией "БиЭсАй Индастриз Инк.", строительство Шуртанского газохимического комплекса с участием компании "АББ Луммус Глобал", СП "Уз-Тексако" с компанией "Тексако" по производству высококачественных масел, увеличение добычи нефти на месторождении Северный Уртабулак в Кашкадарьинской области в сотрудничестве с компанией "Бейкер Хьюз", сеть совместных предприятий с компанией "Кейс Нью-Холланд"" по производству, лизингу и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, СП "УзЭксайд" по выпуску аккумуляторов, СП "Кока-Кола" и многие другие.

В финансовом секторе Узбекистан активно сотрудничает с Эксимбанком США, предоставившим кредиты для финансирования 44-х совместных проектов на сумму 1,5 млрд. долл. США, а также с крупнейшими частными американскими банками, как Джи Пи Морган Чейз, Сити групп и другими. С ведущим страховым холдингом США "Американ интернешнл групп" созданы и успешно работают две страховые компании по страхованию политических и коммерческих рисков в Лондоне и Ташкенте с капиталом, превышающим 105 млн. долл. США.

Основную нагрузку международных пассажирских перевозок, осуществляемых Национальной авиакомпанией Узбекистана, несут приобретенные по лизингу авиалайнеры компании "Боинг".

Таким образом, практически во всех ключевых отраслях мы имеем присутствие ведущих американских компаний и в настоящее время, в рамках программы расширения и развития экономического сотрудничества с деловыми кругами США, прорабатываются и готовятся к реализации десятки новых перспективных проектов в нефтегазовой сфере, горнодобыче, развитии транспортной системы, телекоммуникациях, информационных технологиях и других.

Государства Европейского Союза - приоритетные экономические партнеры

Сотрудничество Узбекистана с государствами Европейского Союза, на основе подписанного в 1996 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве находится в зоне приоритетных интересов нашей страны.

В настоящее время ежегодный внешнеторговый оборот Узбекистана со странами ЕС составляет около 1,2 млрд. долл. США, из которых примерно 47% приходится на узбекский экспорт и 53% - импорт в Узбекистан из европейских стран. Среди стран ЕС наиболее крупными торговыми партнерами республики за 2003 год стали Великобритания, Германия, Италия, Бельгия, Франция, Нидерланды.

Государства ЕС также являются крупнейшими прямыми инвесторами в экономику республики. На территории республики осуществляют свою деятельность 500 предприятий с участием капитала фирм и компаний стран Евросоюза, из них 115 - со стопроцентным европейским капиталом.

Среди крупнейших реализованных в Узбекистане проектов с участием европейских инвесторов нельзя особо не отметить такие, как добыча и переработка совместно с британской "Оксус Майнинг" золотосодержащих руд предприятием "Амантайтау Голдфилдз", совместное производство табачных изделий на СП "УзБАТ", СП "Дойче-Кабель АГ Ташкент" по производству кабельной продукции, СП "Текинт" (Италия) по производству автомобильного и строительного стекла.

Выгодность сотрудничества с Узбекистаном для стран ЕС подтверждают такие крупные инвестиционные проекты, реализуемые совместно с компаниями и банками ЕС, как техническое перевооружение Узтелерадиокомпании с компанией "Сименс" (Германия); модернизация системы управления воздушным движением с "Томсон" (Франция); закупка авиалайнеров компании "Эйрбас Индастриз" и создание центра технического обслуживания самолетов западного производства с "Люфтганза Техник" (Германия), а также десятки других.

Экспортные страховые агентства и банки стран Евросоюза профинансировали в Узбекистане 174 проекта на общую сумму 2,9 млрд. долл. США и готовы расширять объемы инвестирования, так как Республика Узбекистан пунктуально и в полном объеме выполняет свои обязательства перед всеми международными кредиторами.

В настоящее время активно прорабатываются и новые перспективные проекты: с ФРГ - по созданию Международного центра логистики в г. Ташкенте; по подготовке кадров в сфере профессионального образования; с Францией - по модернизации энергетической системы и повышению эффективности действующих нефтегазовых месторождений, по реконструкции ирригационных сооружений и коммунальной инфраструктуры городов; с Великобританией - по разработке крупнейшего месторождения полиметаллических руд на юге Узбекистана.

Япония - стратегический партнер и крупнейший донор

Япония, с которой с 2002 года установлены отношения стратегического партнерства, последовательно поддерживает процессы экономических и социальных реформ в нашей стране.

В Узбекистане высоко ценят, что с 1994 года правительство Японии предоставило нашей стране кредиты и инвестиции на сумму 1,6 млрд. долл. США, в том числе по линии государственных льготных иеновых кредитов программы "Официальная помощь развитию" (ОДА) - более 720 млн. долл. США для реализации приоритетных проектов в сфере телекоммуникаций, транспорта, энергетики, образования и других сферах.

Большую поддержку структурным преобразованиям экономики Узбекистана оказали коммерческие кредиты Японского банка международного сотрудничества (JBIC) на сумму около 730 млн. долл. США, которые вложены в девять проектов в нефтегазовой и текстильной отраслях. В рамках безвозмездной и гуманитарной помощи Япония выделила для Узбекистана 131 млн. долл. США.

В настоящее время прорабатываются вопросы привлечения японских инвестиций для развития сети железных дорог, химической и текстильной промышленности, и установленный режим наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами создает хорошую основу для роста торговли и инвестиций между нашими государствами.

******

Президент Узбекистана Ислам Каримов, внимательно отслеживающий тенденции развития мировой экономики, постоянно подчеркивает, что высокие темпы экономического роста Узбекистана невозможны без устойчивого роста иностранных инвестиций и экспортного потенциала на основе тесной интеграции в мировую экономику.

Естественно, что при этом Узбекистан, как и любая другая страна, строит свою внешнеэкономическую политику исходя из собственных интересов и уважения интересов своих партнеров.

Эта политика определяется главой нашего государства на основе долгосрочного стратегического анализа и направлена на создание сбалансированных международных торгово-экономических связей, создающих для узбекской экономики наиболее благоприятные условия торговли, привлечения инвестиций для структурных преобразований экономики и, в конечном счете, для роста доходов и уровня жизни населения нашей страны.




EurasiaNet,
30 апреля 2004

Пронизанная коррупцией узбекская система образования вызывает разочарование молодежи

Эсмер Исламов

Пораженная коррупцией система образования в Узбекистане является источником широко распространенного чувства разочарования, которое испытывает узбекская молодежь. Постоянное сокращение объемов государственного финансирования все больше затрудняет доступ к высшему образованию. А многие из тех, кто все же может себе позволить оплачивать относительно дорогостоящее обучение, жалуются потом на невозможность найти интересную работу.

Все чаще высшее образование оказывается доступным только для детей экономической и политической элиты. Плата за обучение составляет от 200 до 800 долларов за учебный год. И хотя по международным стандартам эти цены могут показаться низкими, в стране, средние доходы граждан которой составляют 1 доллар в день, стоимость образования для большинства населения становится слишком высокой.

Сегодня дотации государства университетам покрывают только 38 процентов всех затрачиваемых на обучение студентов средств. Банковские кредиты, предлагаемые для компенсации дефицита государственного финансирования, не пользуются популярностью у студентов, поскольку кредитные ставки по ним достигают 20 процентов. В результате прием студентов в университеты в период после 1991 г. значительно сократился. Согласно докладу Всемирного банка от 2003 г., посвященного Узбекистану, прием студентов снизился с 14 процентов (от всего количества потенциальных абитуриентов) в 1991-1992 гг. до 6,4 процентов в 2001-2002 гг.

"Даже те студенты, которые пользуются финансовой поддержкой родителей, сталкиваются с серьезными трудностями, [связанными с платой за обучение]", – говорит одна узбекская женщина, дочь которой учится в Национальном университете Узбекистана. "По этой причине многие студенты, даже самые талантливые, часто вынуждены бросать [учебу]. Они не в состоянии платить такие большие деньги за обучение".

Изменение ситуации в сфере образованием больнее всего ударило по женщинам. Многие узбеки придерживаются традиционных взглядов, согласно которым для женщины гораздо важнее удачное замужество, а не хорошее образование и карьера. Один из жителей Ташкента говорит: "Муж моей дочери будет настаивать, чтобы она сидела дома и смотрела за детьми. К чему тратить столько денег на образование?"

Сокращение государственной поддержки сказывается не только на численности студентов, но и на качестве образования. Месячные оклады профессоров сравнительно невелики, составляя примерно 50 долларов, что заставляет многих опытных преподавателей уходить из сферы образования и искать более высокооплачиваемую работу.

В дополнение к этому многие учреждения высшего образования страдают от недостатка оборудования и учебников на узбекском языке. Редкостью остаются подключенные к интернету компьютеры. Например, в Ташкентском медицинском институте педиатрии имеется всего 12 подключенных к интернету компьютеров на более чем 1000 студентов. Студенты жалуются также на то, что обучение зачастую сводится к заучиванию наизусть учебников. Обсуждения и критика на семинарах не приветствуются.

Широко распространена коррупция, одной из причин которой является низкий уровень оплаты труда преподавателей. Абитуриенты иногда платят несколько тысяч долларов, чтобы попасть в престижные университеты и институты Узбекистана. После зачисления студенты нередко обнаруживают, что хорошие отметки стоят денег. А для тех, кто не хочет ходить на занятия, взятка дает право на свободное посещение.

"[Студенты] могут заплатить за каждое занятие отдельно или сразу за все занятия в начале каждого семестра", – говорит Ольга, студентка Ташкентского финансового института. "Те, кто хочет купить хорошую отметку, просто дают взятку через человека, обычно из числа студентов, который является посредником между преподавателями и нами... Эти люди ходят по коридорам в институте со списками студентов, которые дали взятки, где указано, сколько они заплатили и какие отметки хотят получить".

Для многих преподавателей взятки служат прибавкой к официальной зарплате. Увольняют за взятки редко, и то исключительно из-за внутренних разногласий или в результате рейдов полиции, которой необходимо выполнять месячные нормы [раскрываемости преступлений]. Даже самые способные студенты обнаруживают, что не могут сдать экзамен, не заплатив взятки.

Один из недавних выпускников Университета мировых языков, ныне младший менеджер иностранной компании, до сих пор с горечью вспоминает годы, проведенные в университете. "Мы должны были помалкивать и делать то, что говорили [профессора]. Они делали все, чтобы убить в нас инициативу. Все, что от нас требовалось, это соблюдать дисциплину и выучивать наизусть старые учебники или произведения [президента Ислама] Каримова", – говорит Дмитрий, который, как и все студенты, с которыми мы беседовали, не захотел назвать свою фамилию, опасаясь преследований властей. Из более чем 120 студентов, вместе с которыми он окончил университет, лишь немногие смогли найти хорошую работу, сказал Дмитрий.

Учитывая, что примерно 60 процентов из 26-миллионного населения Узбекистана составляют молодые люди до 25 лет, неспособность государства создать условия для получения образование и повысить его качество может оказать дестабилизирующее воздействие на развитие Узбекистана.

Азиатский банк развития выделил Узбекистану в 2002-2004 гг. 100 млн долларов на структурные реформы в системе образования. Однако узбекские власти явно не заинтересованы в решении этих вопросов. В существующем плане реформы образования ставятся неопределенные задачи, связанные с публикацией новых учебников и разработкой новых учебных программ. В то же время власти не выражают никакого желания отказываться от государственной монополии на образование и не регистрируют частные высшие учебные заведения.

Значительную поддержку проектам образовательного характера оказывал сектор неправительственных организаций. Однако с конца 2003 г. узбекское правительство начало относиться со все большим подозрением к деятельности НПО, что поставило под вопрос дальнейшее финансирование ими образовательных проектов. В последние несколько месяцев власти требуют от НПО перерегистрации. В середине апреля крупнейший спонсор узбекского образования, Институт "Открытое общество" – Узбекистан, получил уведомление о том, что он не будет перерегистрирован. По сути дела, это означает прекращение его деятельности.

EurasiaNet выпускается в рамках Института "Открытое общество" (Нью-Йорк).

Эсмер Исламов – псевдоним журналиста, специализирующегося на освещении политической жизни Узбекистана.




Tribune-uz,
10 мая 2004

Узбекистан получил от США оборудование и технику на 516,6 тыс. долл.

Алишер Таксанов

В рамках программ "Экспортный контроль и безопасность границ" (EXBS) и "Противодействие незаконного пересечения границы при помощи средств авиации" (AIP) Министерство обороны, Пограничные войска и Государственный таможенный комитет Узбекистана получили от США оборудование и специальную технику на 516,6 тыс. долларов.

30 апреля в Ташкенте состоялась церемония передачи этой партии технических средств российского и западного производства, в числе которых 36 интегрированных защитных шлемовых систем HGU-56/P для членов экипажа воздушного судна, 26 приборов глобального позицирования Garmin GPSMAP-196 и 100 – Magellan GP-315 GPS, 10 дизельных генераторных установок У-98 и 3 главных судовых дизельных двигателя "БарнаулТрансМаш", 266 автомобильные батареи и 15 комплектов инструмента досмотра для борьбы с контрабандой.

Программы EXBS и AIP финансируются Госдепартаментом США и нацелены на предотвращение распространения оружия массового поражения, систем его доставки, связанных с ним технологий и других видов оружия, а также нелегального перемещения территории. В этом направлении США оказывают разнообразную помощь по нераспространению и экспортному контролю – от технических семинаров по лицензированию и праву до предоставления оборудования и обучения сотрудников пограничных и правоохранительных ведомств.

– Сотрудничество между Узбекистаном и США имеет многоотраслевой характер, и военное занимает особое значение, – подчеркнул Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Узбекистане Джон Пурнел. – Мы оказываем содействие узбекским партнерам в противодействии терроризму, наркотрафику, нелегального оборота оружия.

Как отметил заместитель министра обороны Узбекистана Рустам Ниязов, предоставляемые в рамках EXBS и AIP оборудование связи, наблюдения и обнаружения, защитная и медицинская техника, транспортные средства, речные катера позволяют силовым структурам более эффективно работать на границе и противодействовать проникновению из-за рубежа незаконным вооруженных формирований и преступных группировок. "Высокий уровень военного сотрудничества между нашими странами обеспечивает стабильность и безопасность в регионе", – подчеркнул он.

Заместитель командующего пограничными войсками Рашид Хабиев выразил уверенность, что полученная техника позволит снизить уровень угроз со стороны террористических групп, наркосиндикатов, обеспечит надежную охрану республики. Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Батыр Холматов поблагодарил американскую сторону в оказание технической помощи силовым ведомствам Узбекистана и отметил, что преступникам поставлен очередной мощный заслон.

Как отметили в Посольстве США, по программам EXBS и AIP в течение 2004 года ожидается поставка новой партии груза на 600 тыс. долларов – это приборы ночного видения, стабилизаторы напряжения, металлодетекторы и прочее. В 2005 году Узбекистан получит два вертолетных тренажера на 6,5 млн. долларов и два патрульных катера на 5,8 млн долларов.

Программа EXBS начала действовать в Узбекистане с апреля 2000 года. За это время вооруженные силы республики получили поддержку в виде техники и обучения на 7,0 млн долларов. Так, в июле 2003 года Государственному комитету по охране границ и Государственному таможенному комитету было предоставлено 146 автомобилей УАЗ на 800 тыс. долларов, а в августе – более 3,7 тыс. радиостанций "Моторола", 708 антенн и другое оборудование на 1,8 млн долларов. В сентябре EXBS передала Ташкентскому таможенному институту учебное оборудование на 217 тыс. долларов.

В феврале 2004 года поступил очередной груз: 45 полноприводных грузовых автомобиля, 50 генераторов "Хонда", 200 биноклей "Никон" и 150 ручных фонарей на общую сумму 1,189 млн долларов.




Независимая газета,
13 мая 2004

Ташкент против "бесплатной приватизации"

Владимир Мухин

Сергей Иванов обсудил в Узбекистане перспективы сотрудничества в оборонной сфере

Вчера и.о. министра обороны РФ Сергей Иванов завершил визит в Узбекистан. Поездка в итоге оказалась однодневной, хотя поначалу планировалось, что российская делегация будет работать в Ташкенте два дня. Однако во вторник Иванову пришлось заниматься обеспечением безопасности президента РФ Владимира Путина, неожиданно слетавшего в Чечню, затем участвовать в традиционной встрече главы государства с членами правительства.

Тем не менее вчерашние переговоры оцениваются как весьма продуктивные. Российские военные источники передают, что Сергей Иванов обсудил в Ташкенте широкий круг проблем, касающихся ситуации в Центральной Азии и борьбы с терроризмом, в том числе оказания узбекской стороне практической помощи в усилении ее армии и эффективности работы спецслужб.

Итогом состоявшихся переговоров стали очередные контракты на поставку в Узбекистан современных видов российских вооружений – средств разведки, ПВО, артиллерии, боеприпасов и стрелкового оружия. Стороны парафировали проект соглашения о создании в Узбекистане совместного предприятия по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24. Отмечается, что в России будет продолжено обучение узбекских военных специалистов по обслуживанию средств ПВО, а также подготовка летчиков. Россия окажет Узбекистану помощь в модернизации состоящих на вооружении ВВС республики самолетов Су-27, МиГ-29 и вертолетного парка.

Между тем этот визит не добавил ясности с производством в Узбекистане военно-транспортного самолета четвертого поколения Ил-76 МФ. Узбекская сторона предлагает осуществлять его сборку на Ташкентском авиационном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ). Москва соглашается с таким вариантом лишь на условиях вхождения ТАПОиЧ на безвозмездной основе в авиахолдинг "Ильюшин". Ташкент категорически против такой "бесплатной приватизации" ТАПОиЧ, при том, что российская сторона, столкнувшись с таким упорством уже два года грозит перенести производство этого самолета из Узбекистана в Воронеж. Вопрос, что называется, "завис".

А вот по другим направлениям приватизации предприятий узбекской оборонки налицо определенные подвижки. Так, есть данные, что Сергей Иванов обсуждал в Ташкенте вопросы поставок первичной продукции для производства пороха на узбекско-российском целлюлозно-бумажном комбинате "Узбек Когози".

В целом цена заключенных сделок – десятки миллионов долларов. Хотя, если сравнивать с американской военной помощью, это не так уж и много. Суммарная военная помощь США узбекским силовым структурам в последние годы ежегодно составляла от 70 до 100 млн. долл. Перед приездом российского министра в Ташкент США на безвозмездной основе поставили Узбекистану оборудование и специальную технику для охраны госграниц на сумму 516,6 тыс. долл. По информации пресс-службы посольства США в Ташкенте, в 2004 году планируется также поставить приборы ночного видения, стабилизаторы напряжения, металлодетекторы на общую сумму 600 тыс. долл.

Тем не менее в соревновании с США за право укреплять обороноспособность Узбекистана у России сохраняются неплохие шансы. Во-первых, Узбекистан по-прежнему ориентирован на советское и российское оружие. Во-вторых, в США то и дело выражают озабоченность по поводу соблюдения прав человека в Узбекистане, а это может повлиять на размеры американской военной помощи Ташкенту.

На этом фоне визит Сергея Иванова еще раз доказал, что Москва была и остается стабильным партнером Узбекистана в укреплении его безопасности.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ