Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Время,
19 мая 2004

Помочь президенту

Максим Рыбников

Референдум о «третьем сроке» никому не нужен. Лукашенко он не нужен потому, что выводит его за рамки «легальных политиков» со всеми вытекающими из этого последствиями для личной безопасности. Вертикали референдум не нужен потому, что страну пора встряхивать и предлагать новые идеи. Нынешний президент этого сделать не в состоянии – он предлагает только старые рецепты.

Нашим союзникам (прежде всего, России) третий срок белорусского президента не нужен, так как они хотят получить более договороспособного партнера. Оппозиции референдум не нужен, потому что она хочет превратиться в системную политическую силу (как это принято в цивилизованном и демократическом мире), активно участвовать в выработке политических решений и брать на себя ответственность. На этом можно было бы поставить точку. Но, как говориться, легендами и сказками продолжает жить наше общество. А потому о мифическом «третьем сроке» действующего главы государства не размышляет нынче разве что ленивый. Тезис «пойдет или не пойдет на разрушение Конституции» становится навязчивой идеей не только президентского окружения, но и всех альтернативных политических групп.

А ведь на самом деле, третьего срока, так или иначе, но никогда не будет. И потому нужно говорить не о том, как Лукашенко попытается продлить свои полномочия, сколько о том, как помочь ему сохранить лицо перед выходом в отставку. Нельзя загонять его в угол. Нужно обеспечить пространство для маневра. Да, он сегодня паникует, а потому его силовые отряды крайне жестоко преследует любое инакомыслие. Он давит на общественное мнение через все каналы: круглосуточная пропаганда в медиа дополняется нескончаемыми политинформациями на производствах и в учебных заведениях. Но понять Александра Григорьевича можно – никто не хочет разговаривать с ним о постпрезидентских гарантиях.

С другой стороны, постоянные стенания всех без исключения общественных групп по поводу «референдума» не оставляют президенту времени на прочие государственные дела. Это факт, что все его действия, так или иначе, направлены на обеспечение собственной власти. Но факт также и в том, что мы сами подталкиваем президента к явно неконституционному решению. Заставляем его поверить в то, что референдум просто необходим. Иначе оппозиция его не поймет. Александр Григорьевич же, как человек здравый и политически рассудительный, очень тонко чувствует конъюнктуру. Не зря он, выступая как-то в парламенте, заявил, что решения о продлении своих полномочий не то, чтобы не принял, но даже не хочет это решение принимать. Ему даже посоветоваться не с кем на предмет того, как грамотно и своевременно уйти, чтобы остаться при своих интересах. Одним словом, Лукашенко уже не единожды (может и незаметно для самого себя) подчеркивал, что готов передать власть хорошему преемнику. Вот только мы не умеем слушать. А потому, ни оппозиция, ни президентское окружение не готовы обсуждать главное, что заботит сегодня Александра Григорьевича – его гарантии. Вместо этого идет навязчивое обсуждение идеи с референдумом.

Особенно стараются иные чиновники. Умные головы официального Минска периодически начинают работу над эпохальными проектами. И пока не доводят все это до логического завершения. Слишком много неопределенностей и внутри страны и за ее пределами. Скажем, идею продления полномочий они пытаются упаковать в некий проект с общим названием «Об обеспечении преемственности государственного курса и стабильности власти». Официальные названия таких проектов не играют принципиальной роли. О таком документе мы слышим из разных источников уже не первый год. Он периодически всплывает под разными названиями, но сути это не меняет – определенные люди начинают думать о своих дальнейших карьерах. Второй базовый проект, как правило, касается повышения лояльности номенклатуры и скорее может условно может именоваться «О повышение персональной ответственности управленческого персонала среднего и низового уровня».

Оба черновых проекта предполагают набор агрессивных мероприятий. Наши источники в разных правительственных структурах утверждают, что к работе над данными проектными пакетами привлекается узкий круг лиц. Оба вышепоименованных проекта имеют непосредственное отношение к возможному (которому по счету?!) перераспределению властных полномочий в Беларуси. Напрашивается вопрос – какое перераспределение, если ни законодательная, ни исполнительная (на всех уровнях) власти не в состоянии конкурировать сегодня с властью президентской. Однако дело не в сегодняшних полномочиях. Скорее, всех заботит, а что, собственно, будет через год-два. Правда, сам Александр Григорьевич во всех этих играх участия не принимает – все-таки он более трезво смотрит на ситуацию, нежели кое-кто из заместителей главы президентской администрации.

Тем не менее, признаем, что нынче в очередной раз обострилась старая «болезнь» всего ближайшего окружения Лукашенко. Именно «ястребы» (коих меньшинство в окружении) заставляют А.Г. нервно задуматься над тем, а что будет после его второго срока.

Формально Беларусь считается европейским государством, в котором вроде бы должна действовать демократическая процедура передачи власти от одной элитной группы другой. Формально местной же конституцией предполагается возможность работать только два президентских срока одному человеку. После чего следует неизбежная отставка. Даже если оставить за скобкой два первых года президентства Лукашенко, и отсчет его правления вести с ноября 1996 года, в 2006 году А.Г. должен перейти в статус президента-пенсионера. Хочет ли президент перейти в этот статус? Пока еще он не решил. Окружение нашептывает, что как только он уйдет, «всплывет» слишком много обиженных нынешним режимом «всплывет» со своими претензиями. Очень хорошая «страшилка» для всесильного президента.

Однако в Беларуси нельзя, скажем, по примеру Туркменистана, взять и объявить президентство пожизненной и наследственной привилегией. Даже по «многочисленным просьбам трудящихся». Важно соблюсти формальную – сиречь европейскую – процедуру демократического наследования власти. Но ни один сторонний наблюдатель (из России, в том числе) никогда не признает, что «референдум о продлении…» был проведен со скрупулезным соблюдением демократических процедур. Александр Григорьевич, подчеркнем это особо, хорошо понимает, что его потенциальный третий срок неизбежно приведет страну к тотальной (читай – настоящей) изоляции. А потому даже он вряд ли сможет выехать на австрийско-словацкие горнолыжные курорты. Главное в данном деле, не то, как к условному третьему сроку отнесутся местные министры или председатели колхозов. Хотя и эти персонажи – несмотря на их общую безынициативность - вряд ли захотят бессрочного продления полномочий Лукашенко. Ну не мазохисты же они все поголовно. Куда важнее, как к инициативе Лукашенко отнесутся на внешних рынках. И, прежде всего, в России. А в том, что Кремль сегодня негативно оценивает персону Александра Григорьевича, сомневаться не приходится. Нужен ли Кремлю «союзник», который занимается откровенным обманом российских предприятий? Наконец, категорически отрицательно на «белорусский референдум» отреагирует лично Владимир Владимирович Путин. Можно, конечно, пренебрегать Путиным (как фактором внутренней политики) выступая публично у себя дома, но именно Россия насыщает Беларусь ресурсами и именно команда Путина сегодня действительно управляет нашей восточной соседкой.

Вряд ли А.Г. не понимает, чем чреват открытый вызов нынешней российской правящей элите. А референдум – это и есть вызов, который следует читать : мы объявляем всем холодную войну». Но не стоит Лукашенко причислять к когорте глупых и недальновидных правителей. Во-первых, он понимает, что Беларусь не сможет долго продержаться без «братских поцелуев» россиян. Во-вторых, он знает, что привычная «любовь народа к своему президенту» за последние годы сильно поубавилась. А значит, еще год-два и тихое роптание перерастет в громкий рев недовольной толпы. В-третьих, и это, кстати, ключевая проблема Лукашенко, он сегодня не обеспечивает консолидацию интересов разных элитных и социальных групп. Лукашенко, как известно, не является выходцем из какого-нибудь влиятельного клана. Новомогилевские, конечно, не в счет. Это не клан по интересам, а просто набор менеджеров низового уровня. Александр Григорьевич больше не является гарантом политических карьер и не выступает переговорщиком с российскими представителями. А вот в этом месте, Лукашенко совершает едва ли не роковую ошибку. Вместо того, чтобы все-таки попытаться заключить какой-то элитный договор, Лукашенко методично наносит удар за ударом по управленческим группам. Пугает чиновников, сажает их в тюрьмы. И кто ж тогда обеспечит выполнение его управленческих инструкций? Не за горами саботаж. Какой уж тут референдум?

Референдум: выбор варианта

Позитив для Лукашенко:

1. сохранение абсолютных полномочий (дальнейшее сокращение функций правительства и парламента);

2. сохранение ближайшего окружения в полном составе (президент сам передвигает своих чиновников, вне зависимости от их профессиональных качеств и проступков);

3. обеспечение финансовой стабильности «клана»;

4. де-факто контроль над белорусскими производствами и местными финансовыми потоками;

5. доведение до логического завершения проекта «белорусское экономическое чудо» (правда, без российских ресурсов «чудо» слишком быстро сдуется).

Негатив для Лукашенко:

1. напряженный конфликт с Россией (с развитием полноценных торговых, ресурсных, информационных войн);

2. изоляция частного лица Лукашенко (он не сможет выехать даже по личным приглашениям за пределы Беларуси);

3. арестные ордера на некоторых высокопоставленных чиновников из ближайшего круга (возможны, силовые захваты на территории России с последующим озвучиванием компромата);

4. не сможет выйти из кризиса без серьезного материального ущерба (через год-два);

5. отсутствие стабильных гарантий; не участвует в определении преемника-гаранта.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ