Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Независимая газета,
19 мая 2004

Кучма призвал не воротить нос от России

Татьяна Ивженко

Украинское правительство пересмотрит свою позицию по проекту "Одесса-Броды"

На этой неделе президент Леонид Кучма ликвидировал введенную в 2001 году должность спецуполномоченного Украины по вопросам Евразийского нефтетранспортного коридора. Ее занимал Александр Тодийчук, основным направлением деятельности которого стала реализация проекта нефтепровода Одесса-Броды в западном направлении. Именно он до последнего времени был основным противником предложенного российской компанией ТНК проекта временного использования нефтепровода в обратном (реверсном) направлении из западных областей Украины в Одессу.

Указ Леонида Кучмы об отставке Тодийчука и ликвидации подчиненной ему структуры, а также ряд прозвучавших на днях заявлений украинского президента позволяют экспертам сделать вывод о том, что Киев намерен отказаться от перспектив нефтетранспортного сотрудничества с Западом и готов принять российские предложения по проекту Одесса-Броды. Взамен Украина, по-видимому, рассчитывает на смягчение со стороны России режима экспорта энергоносителей.

По крайней мере решение о показательной ликвидации должности Тодийчука Кучма мотивировал так: "С 2002 года и до сегодня, несмотря на многочисленные решения Кабинета министров и Минтопэнерго Украины, так и не началась полноценная коммерческая эксплуатация магистрального нефтепровода Одесса-Броды. Загрузка других составляющих нефтетранспортной системы страны составила только 52% от возможностей. Через терминал "Южный" (Одесса) прокачано только 2,1 миллиона тонн нефти при потенциальной пропускной способности 9 миллионов тонн. Вследствие этого госбюджет Украины ежегодно недополучает сотни миллионов долларов США".

Несколькими днями ранее Кучма назвал причины такого положения, сказав, что Украине не удалось подписать контракты на транспортировку нефти по маршруту Одесса-Броды ни с продавцами, ни с покупателями. "Я дам самолет, летите в Баку, в Астану - привезите контракты", - возмутился президент, отвечая во время пресс-конференции на замечание журналистов о возможном подписании контрактов на поставку нефти с Азербайджаном и Казахстаном. Он добавил, что Нурсултан Назарбаев готов поставить для загрузки Одесса-Броды только технологическую нефть, а о коммерческих контрактах пока даже переговоры не ведутся. Азербайджан, как известно, тоже откладывает на неопределенное время решение этого вопроса.

С другой стороны, по словам украинского президента, Польша (основной партнер Украины по достройке и эксплуатации нефтепровода) и Евросоюз не предпринимают реальных шагов для начала полноценной эксплуатации проекта. Леонид Кучма подчеркнул: "Польша, чтобы избежать зависимости от России, построила терминал в Гданьске и трубу до Плоцка. Но с 1999 года эта труба работает в обратном направлении, и сегодня 92% поставок нефти в Польшу - российские. Потому что они самые дешевые!"

Что касается вопросов украино-российского сотрудничества в нефтяной сфере, то Леонид Кучма отметил, что он руководствуется не политическими мотивами, а экономической целесообразностью. "Если мы будем воротить нос, нас обойдут (имеется в виду российская сторона, предлагающая Украине сотрудничество. - "НГ"), и на металлолом пойдут эти трубы (Одесса-Броды. - "НГ"), - сказал президент. - А национальные интересы не позволяют закопать в землю 500 миллионов долларов (деньги, вложенные Украиной в строительство проекта. - "НГ" ) и ждать у моря погоды. Умный так не поступает".

Отныне вопросом наполнения трубопровода нефтью будет заниматься напрямую Кабинет министров Украины. На фоне чрезвычайно успешных переговоров, проведенных на прошлой неделе в Москве премьер-министром Виктором Януковичем, будущее российское направление реализации проекта Одесса-Броды не вызывает у экспертов сомнений. Тем более что Киев сейчас вынужден оперативно реагировать на продолжающийся несколько месяцев рост цен (на 5-10%) на нефтепродукты.

Директор департамента маркетинга и продаж Торгового дома ТНК-Украина Феликс Лунев прогнозирует, что эта тенденция продолжится в будущем, в частности, из-за роста цен на нефть на мировом рынке (что делает украинский рынок значительно менее привлекательным для российских поставщиков), а также ожидаемого в июне увеличения нефтяной экспортной пошлины в России с 35,2 до 41,6 доллара за тонну.

Украинские эксперты считают, что Киев готов идти на уступки Москве ради того, чтобы не допустить кризиса в сфере ТЭК, и связывает свои надежды с обещанной российской стороной отменой НДС на экспорт нефти и газа, что снизит их стоимость на украинском рынке. В Киеве все чаще с оптимизмом говорят и о привлекательности предложенной президентом Белоруссии Александром Лукашенко модели Единого энергетического пространства в рамках ЕЭП, хотя официально эту инициативу пока не комментируют.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ