Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

14 мая. Президент РМ, главнокомандующий Вооруженными силами В.Воронин присутствовал на заключительном этапе тактических учений Национальной армии, которые проходили в Бульбоакском учебном центре. В ходе учений было проверено взаимодействие родов войск Национальной армии в ходе оборонительных боев. Главе государства были продемонстрированы возможности и профессиональная подготовка личного состава во время оборонительного боя, а также боевые стрельбы из всех видов оружия, состоящего на вооружении Национальной армии.

14 мая. Выступая на пресс-конференции завершивший свою дипломатическую миссию в РМ посол Ю.Зубаков заявил, что в переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта должны доминировать государственные интересы Республики Молдова и одновременно учитываться гарантии безопасности для приднестровской стороны.

Как отметил российский дипломат, Кишиневу и Тирасполю необходимо активизировать двусторонний диалог. Желательно, чтобы при решении приднестровской проблемы меньше фигурировали интересы других стран, зачастую носящие абстрактный характер. "В первую очередь необходимо думать о людях, которые живут в реальной обстановке. Мне бы не хотелось наблюдать здесь сталкивание интересов третьих государств, весьма далеких от Молдовы не только в географическом плане", - сказал Ю.Зубаков.

15 мая. Постоянное бюро Социал-либеральной партии одобрило Соглашение об учреждении политического блока “Демократическая Молдова”. В этот же день, документ был принят и Центральным политическим советом альянса “Наша Moлдова”.

16 мая. Христианско-демократическая народная партия провела на площади Великого Национального собрания в центре Кишинева свой очередной съезд, в ходе которого объявлены задачи формирования к предстоящим выборам. Открывая съезд, председатель ХДНП Ю.Рошка заявил, что лидерам партии пришлось созвать съезд под открытым небом, так как власти отказались сдать им в аренду адекватное для таких случаев помещение. Он заявил также, что если ХДНП до настоящего момента не объявлена вне закона, а его лидеры не отправлены за решетку, то это только благодаря "коллегам из Европы и американским партнерам".

Он отметил, что "демаркационной линией", разделяющей прозападные силы от пророссийских, является интеграция в НАТО. Ни одной европейской стране не удалось интегрироваться в Евросоюз без предварительного вступления в НАТО. Он заявил, что "состояние оккупации" Приднестровья Россией можно преодолеть лишь с поддержкой международных организаций, в частности, НАТО, и высказался ха прямое подключение США. Румынии и Украины к процессу приднестровского урегулирования.

Председателем ХДНП вновь был избран Ю.Рошку.

16 мая. Национальный совет Демократической партии (ДП) приветствовал подписание соглашения об образовании политического блока «Демократическая Молдова» вместе с альянсом “Наша Moлдова” и Социал-либеральной партией.

Высший руководящий орган ДП принял постановление, в котором говорится, что на данный момент формирование не входит ни в один политический блок или альянс. В документе уточняется, что с мая 2003 года ДП не является более членом левоцентристского альянса.

17 мая. На заседании Верховного Совета ПМР министр промышленности А.Блашку проинформировал депутатов о ходе расчетов Приднестровья за газ и формировании тарифов на энергоносители. В настоящее время, сказал министр,  расчеты за газ с главным кредитором республики «Газпромом» России по-прежнему ведутся не в полном объеме. Так, поставки в первом квартале (за этот период Приднестровье потребило 340 млн. кубов газа) были оплачены только на 40%.

По словам А.Блашку, поставщик требует 100%-ной оплаты текущих поставок и настаивает на доведении тарифов в республике до реальных, однако власти  Приднестровья не хотели бы «делать резких движений» - население едва ли сможет оплачивать полную стоимость энергоносителей.

Если цены на электроэнергию меняться не будут, то тарифы на газ и тепло, сообщил министр, видимо, будут пересматриваться. Повышение цен на голубое топливо для потребителей, скорее всего, произойдет к октябрю - началу нового отопительного сезона.

17 мая. Проблема вывода российского вооружения из Приднестровья разрешима при минимальной политической воле евро-атлантического сообщества, считает влиятельное американское издание «Уолл стрит джорнал». По мнению газеты, «численность российских войск невелика по международным стандартам, а политические и финансовые аргументы Москвы в пользу сохранения группировок легко можно разоблачить». «Вывод российских войск предусмотрен адаптированным Договором об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе и заключенными в Стамбуле под эгидой ОБСЕ соглашениями относительно Южного Кавказа и Молдовы», и «на саммите Организации Североатлантического договора в следующем месяце следует призвать Россию выполнить эти ее международные обязательства. Европейский союз (ЕС) должен поступить аналогичным образом на своей предстоящей встрече с Россией», - пишет американская газета. По мнению «Уолл стрит джорнал», «они могут поставить этот вопрос в международных организациях, а, кроме того, сделать его одним из главных в отношениях НАТО-Россия, США-Россия и ЕС-Россия, и не только на саммитах, но и на регулярной основе, пока цель не будет достигнута».

17 мая. Со дня образования Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики 12 октября 2004 года исполняется 80 лет. В ПМР эту дату повсеместно отметят как исторический юбилей приднестровской государственности.

Специальным распоряжением президента И.Смирнова уже разработан и утвержден план по подготовке и проведению праздничных мероприятий. Юбилею создания первой республики на Днестре будут посвящены научно-практические конференции, выставки, показы кинофильмов, праздничные концерты, пройдут международные и республиканские спортивные соревнования, фестиваль молодежи. Приднестровский Республиканский банк к юбилею выпустит в обращение памятную монету достоинством сто рублей.  

18 мая. Альянс "Наша Молдова", Демократическая партия и Социал-либеральная партия официально объявили о своем участии единым блоком в парламентских выборах 2005 года. Новый блок решено назвать "Демократическая Молдова" (ДМ), его лидером станет сопредседатель альянса «Наша Молдова», мэр Кишинева С.Урекян.

На пресс-конференции С.Урекян отклонил обвинения Христианско-демократической народной партии, согласно которым ДМ представляет интересы Москвы. В то же время, он опроверг и информацию о том, что новое формирование подыгрывает Соединенным Штатам Америки. Он уточнил, что ДМ выступает за европейскую интеграцию Республики Молдова, но и за сохранение традиционных связей с СНГ, так как, по его словам, экономические интересы страны лежат именно в этой зоне. "Что касается НАТО, мы - нейтральное государство и должны строить свои отношения с Североатлантическим альянсом, исходя из этой ситуации", подчеркнул лидер «Демократической Молдовы».

В заявлении нового блока отмечается, что блок ставит своей задачей сформировать после выборов 2005 года единую партию. "Составляющие партии БДМ выходят из всех блоков, политических и предвыборных альянсов, созданных ранее и действительных на момент подписания Соглашения", говорится в заявлении.

18 мая. Политический лидер оппозиционного блока "Демократическая Молдавия" мэр Кишинева С.Урекян уверен в успехе этого политического объединения на парламентских выборах 2005 года. "Есть все основания рассчитывать на победу и отстранение от власти правящей в Молдавии Партии коммунистов", - заявил он на пресс- конференции по случаю представления нового объединения.

18 мая.  В рамках молдавско-украинских консультаций по консульским проблемам, состоявшихся в Кишиневе, принято решение, согласно которому, с 1 января 2005 года граждане Республики Молдова смогут пересечь украинскую границу только при наличии зарубежного паспорта, сообщили в Министерстве иностранных дел.

В настоящий момент молдаване могут перейти границу с Украиной по предъявлении паспорта советского образца, удостоверения личности или свидетельства о рождении (дети до 16 лет). С советским паспортом граждане Республики Молдова могут ездить пока на Украину, в Россию и Республику Беларусь.

18 мая. На  пленарном  заседании Верховного Совета ПМР обсуждался вопрос о  ситуации, сложившейся вокруг  недавно приватизированной  Молдавской  ГРЭС,  и о ходе  расчетов  нового владельца  с  государством за приобретенную  собственность. Начальник  госслужбы по внешнеэкономической  деятельности,  инвестиционной политике и торговле   В.Загрядский сообщил парламентариям, что   на сегодняшний день  от покупателя электростанции (бельгийская компания «Сэн  Гидон Инвест») в  государственную  казну  Приднестровья  поступило  7  млн. долл. США,  еще  3  млн.  поступят  со дня на день – они уже проходят по банковским  счетам. Однако, по данным информагентства «Ольвия-пресс», на счет министерства  экономики уже  перечислены  все  29 млн. долларов, и в апреле 2004 г. государство  передало  инвестору все 100 %  акций  МГРЭС. 

18 мая. Заседание Объединенной Контрольной Комиссии еще раз показало, что вопрос о взаимодействии органов внутренних дел Республики Молдова и Приднестровья требует скорейшего решения. Последние события свидетельствуют о том, что проблема разрастается. В начале мая с.г. резко обострилась обстановка в Дубоссарском районе. За прошедшую неделю там произошло сразу несколько инцидентов, связанных с деятельностью сотрудников МВД РМ. Молдавские полицейские неоднократно вступали в конфликт с пограничниками ПМР.

По мнению приднестровской стороны, такие действия сотрудников полиции не только создают напряженность, но и фактически разрушают взаимодействие сторон в зоне безопасности. В конце мая должно состояться расширенное заседание ОКК по проблемам центрального и южного секторов зоны безопасности, на которое планируется пригласить политических представителей ПМР и РМ по урегулированию молдо-приднестровских отношений В.Лицкая и В.Шову.

18 мая. Заместитель министра обороны РФ В.Исаков, курирующий вопросы вывоза российского военного имущества из Приднестровья, прибыл в Республику Молдова с рабочим визитом. В посольстве России в РМ проинформировали, что в настоящее время В.Исаков находится в Тирасполе, где проводит рабочие встречи по ранее согласованному графику.

18 мая. В Тирасполе президент ПМР И.Смирнов встретился с делегацией российских официальных лиц, которую возглавляет заместитель министра обороны РФ В.Исаков.

Российскую делегацию представляли также командующий ОГРВ в Приднестровье генерал-майор Б.Сергеев. С приднестровской стороны во встрече приняли участие министр государственной безопасности В.Антюфеев, министр обороны С.Хажеев, министр юстиции В.Балала, министр иностранных дел В.Лицкай.

В ходе переговоров обсуждалось выполнение Протокола от 26 сентября 2002 года, касающегося вывоза транспортов с военным имуществом и боеприпасами бывшей 14-й армии, а также условий денежной схемы расчетов по погашению задолженности за потребленный Приднестровьем российский газ.

18 мая. На пресс-конференции Института публичных политик были обнародованы результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром социологических, политологических и психологических исследований "CIVIS". В опросе, который проводился с 25 апреля по 7 мая, принимали участие около 1200 жителей из 85 населенных пунктов республики. Первое место в рейтинге политических деятелей отдано действующему главе государства В.Воронину (60% респондентов). За ним следует премьер-министр В.Тарлев (41%), далее - генеральный примар столицы С.Урекян (27%), сопредседатель альянса «Наша Молдова» Д.Брагиш (12%), председатель Христианско-демократической народной партии Ю.Рошка (10%), лидер социал-либералов О.Серебрян (8%), руководитель Демократической партии Д.Дьяков (5% голосов).  Если бы парламентские выборы состоялись в будущее воскресенье, то 67,6% опрошенных отдали бы свои голоса за Партию коммунистов. Готовность голосовать за ХДНП выразили 8,6% респондентов, за альянс "Наша Молдова" - 6,9%, за Демократическую партию Молдовы - 4,2%, за Социал-либеральную партию - 3,2%. Еще 2,1% голосов отдали бы за Социал-демократическую партию. Оставшиеся четыре процента опрошенных предпочитают голосовать за независимых кандидатов.  30,3% респондентов считают, что сегодня преодолеть всеобщий кризис способна лишь Партия коммунистов. На ХДНП возлагают надежды 3,8%, 2,2% - на альянс "Наша Молдова", 1,5% - на Демократическую партию, 1,5% отдают предпочтение социал-либералам и только 0,5% - Социал- демократической партии..

19 мая. В Молдове будет создано молдавско-российское совместное предприятие «Moldantigrad» по производству противоградовых ракет «Алазань,  уставной капитал которого составит 226 тыс. долл. США. Доля молдавской стороны составит 51%, российской – 49%. В производстве противоградовых ракет с российской стороны будет задействовано российско-молдавское СП «Топаз» (г. Кишинев). Как сообщил премьер-министр В.Тарлев, на первом этапе молдавско-российское предприятие будет производить более дешевые противоградовые ракеты исключительно для обеспечения внутренних потребностей республики, а в будущем намерено организовать их экспорт в Румынию, Болгарию и другие страны.

19 мая. Стамбульские обязательства – это политические обязательства России, и она их, несомненно, будет выполнять, заявил на пресс-конференции первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковник Ю.Балуевский. Он сказал далее, что в Стамбуле в 1999 г. было подписано соглашение в части, касающейся вывоза имущества из Приднестровья. На сегодняшний день из Приднестровья «мы практически вывезли больше, чем 50% того имущества, которое находилось там, подчеркнул генерал. По его мнению, неподписание предложенного Россией Меморандума по приднестровскому урегулированию оказало и продолжает оказывать негативное влияние на процесс решения конфликта. «Что-то не понравилось господам из ОБСЕ. Они остановили этот процесс, и вместе с этим остановился процесс вывоза», - сказал Ю. Балуевский. В виду того, что практически вывоз остановлен, уже никто не может сказать, с каким темпом пойдет вывоз оставшегося в Приднестровье имущества, и говорить сегодня о каких-то конкретных сроках завершения вывоза я бы не рискнул, - отметил первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России.

19 мая. Президент ПМР И.Смирнов вновь встретился с заместителем министра обороны РФ В.Исаковым. В ходе российско-приднестровских переговоров была разработана и принята схема утилизации взрывоопасных материалов. Стороны выразили надежду на дальнейшее сотрудничество в военно-технической сфере.

20 мая. Правительство дало отрицательное заключение по поводу проекта закона о внесении изменений в Уголовный кодекс РМ, предложенного фракцией ХДНП, которая предложила исключить из УК положение о наказании за неуважительное отношение к национальным символам других государств. По мнению христианских демократов, граждане Молдовы не обязаны уважительно относиться к символике других государств, поскольку их действия могут быть направлены против государств-агрессоров или тех, с кем республика находится в состоянии войны. В правительстве считают более уместным следовать практике европейских государств и выделить наказание за неуважительное отношение к иностранным государственным символам в отдельный пункт ст.347 УК, либо в отдельную статью.

Не согласился кабинет министров еще с одной инициативой ХДНП, которая предусматривает исключение из ст.174 Кодекса административных правонарушений  пункты об административной ответственности за организацию и проведение несанкционированных митингов, привлечение детей, активное участие и т.д.

21 мая. С 24 по 27 мая в Кишиневе в 16 раз пройдут Дни славянской письменности и культуры в Республике Молдова. Мероприятие организовано Фондом славянской письменности и культуры совместно с украинской, русской, болгарской и белорусской общинами в Республике Молдова.

Председатель русской общины Молдовы Л.Лащенова сказала что программа включает большое количество мероприятий, среди которых: литургии памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, презентации книг, концерты, спектакли, творческие вечера, выставки работ славянских художников, также будут возложены цветы к памятникам и мемориальным доскам выдающимся личностям славянской культуры. Впервые в этом году в Дни славянской письменности и культуры проводится Фестиваль русской книги и прессы в РМ. Праздничное открытие Дней славянской письменности и культуры состоится в Национальном театре оперы и балета.

21 мая. Начался официальный двухдневный визит президента РМ В.Воронина в Болгарию. Главу молдавского государства на площади Александра Невского в Софии встретил президент Болгарии Г.Пырванов. Главы двух государств возложили цветы к памятнику неизвестному солдату в Софии. Позже состоялись встречи президента В.Воронина с руководителем болгарского государства Г.Пырвановым, премьер-министром С.Сакс-Кобург-Готским, председателем Народного собрания О.Герджиковым. Президенты Молдовы и Болгарии приняли участие во встрече официальных делегаций Республики Молдова и Республики Болгарии, а также в церемонии подписания двусторонних соглашений и работе молдавско-болгарского форума деловых людей.

Были подписаны семь соглашений о двустороннем сотрудничестве: соглашение о свободной торговле между Болгарией и Молдовой, межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере почтовых услуг, связи и информационных технологий, соглашение в области борьбы с организованной преступностью, незаконной торговлей наркотиками, психотропными веществами, c терроризмом и другими тяжкими преступлениями, Меморандум о сотрудничестве в сфере социальной безопасности граждан и рынка труда, соглашение о взаимодействии в области молодежной политики и спорта и Программа сотрудничества в сфере культуры.

21 мая. В Тирасполе прошла объединительная конференция Русских общин столицы. В ее ходе четыре общественные организации должны были слиться в одну.

Ситуация с существованием в городе нескольких Русских общин была, по мнению многих участников конференции, безусловно, аномальной. Раскол, как они  отмечали, был связан с амбициями и коммерческими интересами некоторых лидеров. Не секрет, например, что руководители отдельных обществ делали свой бизнес на принятии жителями Приднестровья российского гражданства.

На состоявшейся конференции задача объединения была решена лишь отчасти. В единую Русскую общину «Русский дом» г. Тирасполя вошли только три организации – Некоммерческое партнерство «Русский дом», Русская община российских соотечественников и Русская община «Отечество». Община «РОС» (приднестровское отделение Российского общенародного союза, руководитель – Г.Брязу) пока дистанцировалась от объединительного процесса.

Президентом новой организации стала депутат Верховного Совета ПМР, глава комитета по законодательству и правам человека Галина Антюфеева. Вице-президентом избрана председатель другого парламентского комитета - по вопросам просвещения, СМИ и молодежной политики - Мария Макарова.

Главной задачей объединенной Русской общины г. Тирасполя ее руководство считает  оказание реальной помощи жителям столицы в принятии российского гражданства. На сегодняшний день в очереди на получение гражданства по линии РО стоят более 4 тысяч тираспольчан.

21 мая. Взрывоопасные материалы, хранящиеся на складах российской армии, будут утилизированы. Такая договоренность была достигнута во время визита заместителя министра обороны РФ В.Исакова в Приднестровье. По сообщению пресс-службы президента И.Смирнова, разработана и одобрена схема утилизации.  На переговорах рассматривался также вопрос о возобновлении вывоза российского вооружения и вывода войск из Приднестровья. По словам одного из членов российской делегации, первого заместителя начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерала-полковника Ю.Балуевского, из региона уже вывезено более 50% всего военного имущества. Приостановку процесса он связывает с неподписанием молдавской стороной меморандума о приднестровском урегулировании.

24 мая. Акционеры совместного российско-молдавского предприятия АО "Молдова-газ" утвердили новый состав Наблюдательного совета компании из 6 человек, в который вошло 3 представителя от ОАО "Газпром", являющегося главным акционером предприятия (50 % плюс одна акция), 2 представителя от Молдовы и один - от Приднестровья. Членами Наблюдательного совета АО "Молдова-газ" сроком на 1 год были избраны: А.Рязанов, В.Дидешко, А.Прокофьев (все представители ОАО "Газпром"), М.Дурлештяну (первый замминистра финансов РМ), Г.Абашкин (председатель правления АО "Молдова-газ") и А.Блашку (министр промышленности Приднестровья).

АО "Молдова-газ" создано в мае 1999 г. 50 % плюс одна акция принадлежит ОАО "Газпром", 35,33 % - Департаменту приватизации Молдовы, 13,44 % - комитету по управлению имуществом Приднестровья, остальное - частным лицам.

24 мая. Президент РМ В.Ворониным издал Указ об образовании Высшего совета безопасности (ВСБ).

Председателем ВСБ является президент Республики Молдова, главнокомандующий Вооруженными силами В.Воронин, секретарем назначен начальник службы Высшего совета безопасности Аппарата президента РМ И.Морей. В состав ВСБ входят председатель парламента Е.Остапчук, премьер-министр В.Тарлев, председатель парламентской комиссии по национальной безопасности Ю.Стойков, президент Академии наук Молдовы Г.Дука, президент Национального банка Молдовы Л.Талмач, министр обороны В.Гайчук, министр иностранных дел А.Стратан, министр экономики М.Лупу, министр финансов З.Гречанная, министр внутренних дел Г.Папук, директор Службы безопасности и информации И.Урсу, начальник Департамента чрезвычайных ситуаций Ф.Бешляга, директор Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией В.Межински, генеральный прокурор В.Балабан, глава (башкан) Гагаузии Г.Табунщик.

При ВСБ создаются комиссии по внутренней и внешней политике, по финансово-экономической политике, по социально-экологической политике, по антитеррористической политике, а также информационно-аналитический центр.

25 мая. Никто сегодня всерьез не ставит под сомнение победу коммунистов на будущих парламентских выборах 2005 года, заявил вице-спикер парламента РМ В.Мишин на встрече с содокладчиками Совета Европы по Молдове Ж.Дюрье и А. Кваккестадом.  В.Мишин сказал, что, утверждая это, коммунисты основываются не на результатах опроса общественного мнения, а на настроении людей, конкретных делах, сделанных ПКРМ на протяжении последних трех лет своего правления. Говоря о шансах других партий, которые примут участие в выборах, вице-спикер не исключил преодоления избирательного порога недавно созданным Альянсом "Демократическая Молдова". Согласно Кодексу о выборах, блоки, составленные из трех и более политических формирований, должны набрать на выборах для попадания в парламенте не менее 12 % голосов. В.Мишин заявил также, что "нынешняя власть умеет слушать и слышать голос оппозиции". "Мы готовы обсуждать с оппозицией любую проблему и находить необходимый компромисс, в случае, когда она - оппозиция - проявляет конструктивизм", - отметил он.

26 мая. Тех четырех документов, которые в настоящее время находятся на столе переговоров, более чем достаточно для работы над основным политическим документом по приднестровскому урегулированию, заявил представитель Российской Федерации на переговорах в пятистороннем формате В.Нестерушкин. Он отметил, что в распоряжении Кишинева и Тирасполя множество вариантов решения приднестровской проблемы, включая и международный опыт урегулирования конфликтов. Совместный документ посредников, проекты, предложенные Молдовой и Приднестровьем, а также российский меморандум являются достаточно богатой палитрой возможных вариантов для работы над базовым политическим договором. Решать, что именно представляет ценность для переговорного процесса, - прерогатива сторон. Дипломат сообщил, что главные субъекты переговоров демонстрируют пока различное видение будущего объединенного государства, выразив при этом надежду на возобладание здравого смысла во взаимоотношениях и нахождении приемлемой формы совместного проживания".

26 мая. Президент РМ В.Воронин встретился в с министром обороны Республики Беларусь генерал-полковником Л.Мальцевым, находящимся в Кишиневе с рабочим визитом. Президент был проинформирован о результатах переговоров между министерствами обороны двух стран и о важнейших направлениях сотрудничества Молдовы и Беларуси в области военной безопасности. Глава государства приветствовал подписание в рамках нынешнего визита соглашения о сотрудничестве в сфере научных исследований и информации, подчеркнув важность обмена опытом и взаимодействия министерств обороны Молдовы и Беларуси, особенно в области реформирования национальных армий, модернизации техники и военного снаряжения, подготовки кадров.

26 мая. «В Республике Молдова заметен сдвиг в реализации реформ, тем более что существует очень хорошая законодательная база. А за последние годы Молдова сделала значительный качественный скачок к Европе», - заявила на пресс-конференции докладчик Совета Европы по Республике Молдова Ж.Дюрье.

Ж.Дюрье подчеркнула важность парламентской избирательной кампании 2005 года для европейского будущего Молдовы. Она отметила, что оппозицию нужно уважать, подчеркнув при этом, что "место для дебатов - в парламенте, а не на улице". В этой связи Дюрье заявила, что не следует блокировать трибуну законодательного органа. По мнению докладчика СЕ, Молдова должна въехать в Совет Европы "в одном вагоне с Румынией, Болгарией и Хорватией". "В последние годы предпринято много мер, сближающих Молдову с Евросоюзом. Присоединение к Пакту стабильности в Юго-Восточной Европы имеет большое значение для страны. В условиях, когда Румыния уже вступила в НАТО, а Украина стремится попасть в Североатлантический альянс, Молдова приобретает стратегическую геополитическую позицию, которую не могут проигнорировать даже США", - заявила Ж.Дюрье.

Она подтвердила важность урегулирования приднестровского конфликта для развития государства. По ее мнению, эта проблема из разряда структурных, и в процессе урегулирования конфликта уже наметились сдвиги.

26 мая. Президент РМ В.Воронин встретился с главой неправительственной организации «Комитет США по НАТО» и руководителем проекта «Демократии переходного периода» Б.Джексоном и с ним перспективы приднестровского урегулирования. При этом стороны отметили наличие региональной угрозы, которую представляет собой приднестровский сепаратизм. Президент РМ и глава неправительственной организации «Комитет США по НАТО» высказались за более активное привлечение мировой общественности к урегулированию приднестровского конфликта.

27 мая. Правительство Молдовы подпишет с Командованием вооруженных сил США в Европе меморандум-соглашение об учреждении в Кишиневе Бюро по военному сотрудничеству. С молдавской стороны этот документ подпишет первый замминистра обороны, начальник Главного штаба Национальной армии И.Коропчану. Названный документ позволит Молдове и США укрепить двустороннее сотрудничество в военной сфере, облегчит оказание Соединенными Штатами помощи молдавской армии в рамках различных программ по обучению и подготовки военных кадров, их техническому оснащению. С 1994 по 2002 гг. курсы повышения квалификации прошло 98 молдавских военных. На эти цели США выделили 3,5 млн. долл. До 2002-го Департамент обороны США выделил Минобороны Молдовы 9,7 млн. долл. для оплаты поставок материальных средств, имущества и техники различного назначения.

27 мая. Правительство РМ утвердило список подразделений, секторов и служб, которые не имеют права участвовать в забастовках. В список включены центральные государственные органы и учреждения, оказывающие населению жизненно необходимые услуги. Согласно документу, утвержденному кабинетом министров, в забастовках не могут участвовать сотрудники аппаратов парламента и Президента, Государственной канцелярии, органов внутренних дел, Службы информации и безопасности, Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, Вооруженных сил, Департамента пенитенциарных учреждений, Департамента чрезвычайных ситуаций, Департамента пограничных войск, судьи

27 мая.  Приднестровье выступает против ввода в регион войск НАТО, который будет расценен как оккупация, заявил министр иностранных дел ПМР В.Лицкай, выступая в теледебатах по Национальному телевидению. Он, в частности,  отметил, что в Приднестровье на протяжении более 10 лет успешно действуют миротворцы от России, Украины и военные наблюдатели ОБСЕ, которые хорошо зарекомендовали себя и пользуются доверием местного населения. Министр подчеркнул, что Приднестровье не нуждается в других миротворцах. «В регионе не проводятся боевые действия, нет войны, поэтому сам термин «миротворческая операция» к Приднестровью не очень применим», - заметил глава МИД ПМР.

Министр реинтеграции РМ В.Шова, со своей стороны заявил, что республика выступает за более широкое международное присутствие в Приднестровье и ввод в регион на определенный период многонационального контингента миротворческих сил под эгидой ОБСЕ. В их задачи будет входить поддержание мира и стабильности, обеспечение демилитаризации региона.

27 мая. В Кишиневе продолжился раунд переговоров по урегулированию приднестровского конфликта, который начался накануне в Тирасполе. Переговоры проходят в установившемся пятистороннем формате с участием представителей Молдовы и Приднестровья, а также посредников в приднестровском урегулировании - ОБСЕ, России и Украины.

На переговорах рассматриваются предложения Кишинева и Тирасполя, которые были внесены месяц назад. Новый полномочный представитель России на переговорах, посол В.Нестерушкин заявил журналистам, что "переговоры идут непросто и вряд ли надо надеяться на скорый результат". Он также сказал, что "предложения представителей сторон нуждаются в большой и кропотливой доработке".

27 мая. Президент Румынии И.Илиеску и президент Молдовы В.Воронин достигли договорённости о принятии мер по возрождению отношений между нашими двумя странами, которые на данный момент характеризуются подчёркнутым охлаждением. Они провели двустороннюю встречу до начала саммита глав государств Центральной Европы, который открывается в городе Мамая.

По окончанию встречи пресс-секретарь главы румынского государства, К.Крецу заявила на пресс-конференции, что И.Илиеску сказал В.Воронину, что Румыния не понимает “антирумынскую кампанию”, развязанную в последнее время в Республике Молдова как в средствах массовой информации, так и в заявлениях некоторых официальных представителей Республики Молдова.

Президент РМ уточнил, как сообщила пресс-секретарь, что этой кампании не существует, но что есть определённые “провокации”, которым власти двух стран не должны поддаваться, для чего и необходим активный диалог между Бухарестом и Кишиневом. В то же время В.Воронин выказал недовольство заявлениями, сделанными президентом И.Илиеску, согласно которым Румыния и Молдова являются “двумя румынскими государствами” и что их граждане разговаривают на румынском языке.

27 мая. Члены делегации американских экспертов во главе с лидером неправительственной организации "Комитет США по НАТО" Б.Джексоном выразили глубокую обеспокоенность тем, что Республика Молдова не вписалась в общее движение европейских демократий к европейскому будущему.

Б.Джексон заявил в интервью радиостанции "Свободная Европа", что американские эксперты, находившиеся в Кишиневе с рабочим визитом, с сожалением вынуждены констатировать, что тираспольская администрация, которую они расценивают как "преступную", регрессирует. Это препятствует развитию Республики Молдова, как и тот факт, что молдавское коммунистическое правление не выступает достаточно активно в поддержку европейских ценностей, сказал американский эксперт.

27 мая. Очередной раунд переговоров по урегулированию приднестровского конфликта завершился в Кишиневе без подписания каких-либо документов, заявил журналистам руководитель Постоянной Миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл.

"Самый главный итог переговоров - это то, что сложилось общее мнение о необходимости возобновить регулярные двусторонние контакты и приступить к разработке базового политического документа. Переговорный процесс идет, он восстановлен. Мы ближе к решению проблемы, чем были 10 лет назад", - сказал Хилл.

С необходимостью активизации переговоров согласились и руководители делегаций Кишинева и Тирасполя - министр реинтеграции Молдовы В.Шова и министр иностранных дел ПМР В.Лицкай. 

27 мая. Президент РМ В.Воронин обратился к ОБСЕ за содействием в создании совместных молдо-украинских таможенных постов. Этот вопрос он обсудил в Софии на встрече с министром иностранных дел Болгарии, действующим председателем ОБСЕ С.Паси. Стороны подчеркнули необходимость незамедлительного решения проблемы безопасности приднестровского участка молдо-украинской границы, учитывая значительный рост нерегулируемого потока товаров в приднестровский регион и из него.

27-28 мая. Президент Республики Молдова Владимир Воронин принял участие в Совещании глав государств Центральной Европы, которое состоится в Мамае передает МОЛДПРЕС с ссылкой на сообщение пресс-службы президента. На совещании будут обсуждаться последствия присоединения к Европейскому союзу первой группы стран Центральной Европы и дальнейшее расширение ЕС, роль регионального сотрудничества в укреплении стабильности на восточных Балканах, инвестиционный климат и деловая среда в Центральной и Юго-Восточной Европе. Президент Республики Молдова проведет ряд двусторонних встреч с президентами стран-участниц совещания.

28 мая. Президент Молдавии В.Воронин заявил, что его страна сделала необратимый выбор в пользу европейской интеграции.

"Это выбор всех политических сил и всего гражданского общества", - сказал он,  выступая на саммите глав государств Центральной Европы в румынском городе Мамая.

"Европейские устремления Молдавии не ограничиваются декларациями о намерениях, они являются твердым и ответственным обязательством. Мы хотим, чтобы Европа была сильной, чтобы мы примкнули к эффективной и жизнеспособной Европе и внесли свой вклад в консолидацию объединенной Европы", - подчеркнул В.Воронин




О Конгрессе русских общин Молдавии и не только

Рудольф Матвеев

Конгресс русских общин Молдовы создавался по примеру и под влиянием одноименной  российской организации с целью объединения существовавших к этому времени в Молдавии достаточно многочисленных, но разрозненных общин и организаций, первые из которых появились еще в конце 80-х – начале 90-х гг. Тогда стало окончательно ясно, что пришедшие к власти националисты и находившиеся у них в услужении политики взяли курс на отстранение национальных меньшинств, в первую очередь, русского, от участия в управлении государством в Центре и на местах, на вытеснение их из полнокровной общественной жизни, вытеснение русского языка и его носителей из сфер образования, культуры, здравоохранения, юриспруденции, силовых структур и т.д.  

Стало ясно, что без объединения русскоязычное население Молдавии не сможет успешно противостоять ущемлению своих элементарных прав. К тому же сменившие националистов «аграрники» (за них, кстати, проголосовало подавляющее число русских и русскоязычных жителей Молдовы – прим. автора), как показала практика, также не собирались исправлять сложившуюся ситуацию – восстановление попранных прав национальных меньшинств было отложено до «греческих календ».

Поэтому инициатива создания Конгресса русских общин Молдавии в качестве объединяющего начала всего «русского движения» в стране нашла поддержку среди проживавших здесь русских соотечественников. И это несмотря на то, что в Молдове уже официально функционировали Республиканская русская община, Центр русской культуры, Ассоциация русских учреждений образования и науки и др. Выдвинутый инициаторами создания Конгресса лозунг экономической самостоятельности русской диаспоры и опоры на собственные силы в борьбе за свои права также встретил положительный отклик и понимание со стороны русскоязычного населения Молдавии. В итоге, часть организаций, входивших ранее в перечисленные выше русские объединения, перешла в КРО на правах коллективных членов, Было образовано несколько новых объединений на местном уровне, которые также влились в КРО.

Надо сказать, что не все представители действовавших тогда русских организаций приветствовали идею объединения этнических русских в Республике Молдова. Некоторые лидеры этих организаций сотрудничали с властями и получали от них и ряда политических партий кое-какую помощь, в т.ч. финансовую, в ответ на поддержку в период обострения внутриполитической борьбы за власть, и каковой они не хотели лишаться.

Другие руководители русских общин в силу своих личных амбиций не желали идти на подчиненное положение в составе КРО.

Третьи, как, например, Русская община РМ, имевшие известный вес в обществе, хотели как раз обратного, а именно: видеть Конгресс в своем составе.

Однако этого не произошло, и Конгресс русских общин был создан и юридически оформлен как самостоятельная организация в мае 1998 г. 

Хотелось бы отметить, что звучащее иногда и сегодня в адрес руководства КРО обвинение в расколе «русского движения» в Молдове не вполне обосновано. Единого движения не было, все организации действовали независимо друг от друга. Больше того, русские объединения по своему усмотрению поддерживали партии и общественно-политические движения, которые придерживались порою разных и даже противоположных политических воззрений.

На сегодня Конгресс русских общин объединяет  25 региональных организаций этнических русских, проживающих в Молдове. Наиболее крупными из них являются Кишиневская русская община, Община россиян Гагаузии, а также общины городов - Кагул, Единец, районов -  Вулканештского, Штефан-Водского, Чадырлунгского и др. Членство в КРО коллективно-индивидуальное. Персональных членов организации насчитывается, по данным руководства Конгресса, около 150 тыс. человек. В КРО состоят не только этнические русские, но и те, кто считает себя таковыми, для которых русский язык и русская культура стали в силу разных обстоятельств родными. Некоторые общины на местах стали именоваться в силу этого общинами россиян.

Согласно уставу Конгресса, основными его задачами являются: координация деятельности этнокультурных организаций-членов КРО; выражение, реализация и защита гражданских, экономических, культурных, языковых, социальных, религиозных и иных прав и свобод россиян, проживающих в Молдове; создание целостной и действенной системы сохранения, развития и защиты русской культуры, образования, духовных традиций и исторической памяти русских граждан Молдавии и др.

Кроме местных общин, являющихся коллективными членами Конгресса, в его состав входят и т.н. структурные организации. К ним относятся:

Ассоциация русских писателей Молдавии, объединяющая до 50 писателей, поэтов и публицистов, пишущих на русском языке. Она создана в противовес прорумынскому Союзу писателей Молдовы, ставшему рассадником молдавско-румынского национализма, идейным вдохновителем антисоветских и антирусских выступлений националистов в конце 80-х – начале 90-х гг., инициатором принятия законов, ущемляющих права национальных меньшинств в стране, прежде всего, ее русского и русскоязычного населения. Ассоциация находится в оппозиции Центру русской культуры и недавно созданному при косвенном участии властей Союзу писателей «Нистру», объединяющих молдавских и русскоязычных литераторов и деятелей культуры, также не согласных с политикой, проводимой Союзом писателей Молдовы. В КРО считают, что эти творческие объединения работают на нынешнее руководство РМ, и их мало беспокоит то, что оно забыло свои обещания защищать права русских граждан Молдавии. Заметим, что упреки КРО в адрес молдавских властей имеют под собой основания, но что касается Союза писателей «Нистру», то, как представляется, отождествлять его с властями все же не следует.

Союз мастеров искусств Молдавии. В него входят около 100 художников и народных умельцев, которые не нашли своего места в аналогичной организации молдавских представителей народного творчества, в т.ч. по идейным соображениям. Организация активно участвует в выставочной деятельности КРО и др. русских общин.

Русский интеллектуальный центр ведет целенаправленную подготовку молодежи к продолжению образования в России, проводит научно-методические семинары для преподавателей, олимпиады школьников по русскому языку и другим дисциплинам на русском языке, победители которых часто направляются на всероссийские и международные олимпиады.

Русский теоретический лицей им. Петра Великого (негосударственное учебное заведение) функционирует при методической поддержке и на материальной базе государственного лицея им. А.С.Пушкина. Обучение в лицее при КРО платное – в среднем 500-600 долл. США, как во внебюджетных группах Молдавского госуниверситета. Число учащихся – 300 человек. К работе в лицее привлекаются квалифицированные преподаватели из различных русскоязычных учебных заведений Кишинева. Лицей стремится приблизить подготовку учеников к российскому уровню образования, используя для этого российские образовательные стандарты.

Лига русских студентов Молдовы. Находится на стадии становления.

Гильдия русских предпринимателей Молдовы, в которую входят около 30 мелких и средних бизнесменов, владеющих небольшими промышленными, транспортными, полиграфическими и торговыми предприятиями, является коллективным спонсором Конгресса.

 Приведем несколько конкретных примеров деятельности КРО. С 2002 г. Конгресс ежегодно проводит в Кишиневе и некоторых районных центрах Дни русской культуры и духовности. Это комплексное мероприятие, в рамках которого проходят художественные и литературные выставки, организуются выступления известных, в том числе приглашенных из России, известных артистов, мастер-классы для молодых поэтов и прозаиков, художников и др.

Конгресс организует и финансирует проведение традиционных вечеров русского романса, поэзии, народных песен, спонсирует работу нескольких детских творческих коллективов и Центр дошкольного воспитания «Менестрели». Он оказывает финансовую помощь Государственному русскому драматическому театру им. А.П.Чехова в постановке спектаклей по произведениям русских классиков.

При финансовой поддержке КРО в республике издаются произведения (проза, поэзия, литературная критика, научные монографии, справочно-библиографические издания) русских авторов Молдавии, главным образом членов Ассоциации русских писателей. На сегодня было выпущено 45 наименований книг, правда, ограниченными тиражами, от 300 до 500 экземпляров каждая. КРО издает также произведения авторов других национальностей, пишущих или писавших на русском языке. Так, была издана книга известного в дореволюционной Молдавии и России еврейского просветителя, пропагандиста русской культуры и православия, уроженца Кишинева М.Гершензона.

Центральное руководство КРО и районные филиалы помогают посольству РФ в Молдове в реализации программы поддержки проживающих здесь соотечественников.  Члены Конгресса участвуют в организации медицинской помощи ветеранам Великой отечественной войны и труда, в работе по оказанию материальной помощи нуждающимся соотечественникам, доставке на места гуманитарных грузов, поступающих по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и правительства Москвы (председатель КРО В.Клименко является членом Совета соотечественников при Госдуме РФ).

Из собственных средств Конгресс также оказывает помощь ветеранам, малообеспеченным семьям, детям-сиротам и др., организует для этих категорий населения бесплатное медицинское обслуживание, содействует в устройстве на бесплатное обучение детей соотечественников как в вузах Молдовы, так и России. Будучи советником Кишиневского муниципалитета, В.Клименко старается привлекать средства, выделяемые из бюджета города на нужды нацменьшинств, на различные разовые потребности русской диаспоры. Например, на помощь русскому театру в постановке конкретного спектакля, на ремонт старообрядческой Мазаракиевской церкви,  русской библиотеки им. М.В.Ломоносова и т.д.

Такой разноплановой и достаточно эффективной деятельностью не может похвастаться ни одна другая этническая община Молдовы.

Оценивая работу КРО в целом можно сказать, что Конгресс вносит значительный вклад в поддержку и развитие в Молдавии русской культуры и русского языка. Русские соотечественники отмечают и его гуманитарную деятельность. Производственная деятельность Гильдии русских предпринимателей при КРО, которая дает возможность увеличить число рабочих мест для русскоязычных граждан, в первую очередь, что немаловажно в условиях переживаемых страной экономических трудностей, также положительно оценивается русской диаспорой.

Но есть еще один аспект деятельности Конгресса русских общин, который воспринимается весьма неоднозначно, а именно, политический, осуществляемый, главным образом, через общественно-политическое движение «Равноправие», созданное и руководимое председателем КРО В.Клименко. Руководство КРО, понимая, что одной культурно-просветительной деятельности явно недостаточно, чтобы отстаивать права русскоязычного населения, хотело иметь и дееспособную политическую организацию, которая могла бы публично высказывать на всех уровнях свою точку зрения по вопросам национальной политики властей, воздействовать на принятие соответствующих решений в этой области, не ущемляющих права русского меньшинства в Молдове, и сотрудничать в этом с другими политическими силами страны.

По молдавскому законодательству в стране запрещается создание политических партий по национальному признаку. «Равенство», в отличие от КРО, состоит не только из русских и русскоязычных граждан Молдовы, но включает в себя большое число представителей других населяющих страну национальностей, поэтому сегодня движение имеет полное право на осуществление политической деятельности наравне с другими партиями и политическими объединениями.

Вот в отношении этой деятельности «Равноправия» и КРО высказывается много критики со стороны русских общин, не являющихся членами Конгресса, которые, однако, не отрицают полезности его работы в других областях.

Основные претензии, естественно, высказываются в адрес руководителя этих организаций В.Клименко, которого по-прежнему обвиняют в проведении раскольнической линии, в нежелании прислушиваться к мнению других русских общин, в нежелании идти на компромисс и даже в сотрудничестве с националистами.

Во многом это справедливо. В.Клименко, по наблюдениям местных политиков, действительно весьма амбициозная личность, в какой-то мере претендующая на непогрешимость своих идей и предпринимаемых политических демаршей. Как один из видных лидеров «русского движения», он несет свою долю ответственности за то, что движение остается разрозненным до настоящего времени.

И все же В.Клименко, на наш взгляд, убежденный сторонник возрождения в Молдавии влияния России, восстановления прав русского человека в полном объеме, возвращения русскому языку прежнего статуса.

Предпринятая в 2000 г. попытка создать единый руководящий орган всех русских общин не удалась не только по его вине. Образованный Координационный совет русских общин, на пост  председателя которого был избран нынешний глава комиссии парламента РМ по делам национальных меньшинств М.Сидоров, так и не сумел привлечь Конгресс русских общин Молдавии к сотрудничеству, а, может быть, и не очень хотел. Руководство КРО считает, что М.Сидоров, который сотрудничал со всеми режимами Молдовы, и при М.Снегуре, и при П.Лучинском и при В.Воронине, проводит «соглашательскую» политику в отношении властей, тем более, что он занимает сегодня высокий парламентский пост.

Сторонники М.Сидорова в Координационном совете русских общин предлагают Конгрессу не критиковать руководство страны, а лояльно сотрудничать с ним, ибо при его непосредственном участии была разработана и принята государственная Концепция национальной политики РМ. Ее реализация, по мнению М.Сидорова, постепенно приведет к решению проблем, связанных с правами нацменьшинств. Надо заметить, что не все положения этой Концепции могут, как представляется, устраивать русскую общину, и в прессе есть уже много серьезных критических замечаний и высказываний на этот счет.

Учитывая, кроме того, бурную деятельность, в т.ч. вне правового поля, прорумынски настроенных молдавских националистов, стремящихся под разными предлогами этого не допустить, оказываемую им поддержку со стороны ряда европейских структур, известных своими двойными стандартами, когда речь идет о правах русского населения, будь то в странах Прибалтики или в других государствах на постсоветском пространстве, есть все основания сомневаться в том, что нынешние власти намерены полностью претворить в жизнь положения Концепции национальной политики, особенно в части, касающейся русских граждан Молдовы.

Поэтому опять, как и в конце 80-х – начале 90-х гг., становится актуальной идея объединения усилий русских общин с целью защиты своих прав, по сохранению и развитию своей духовности и культуры, по повышению роли «русского движения» в Молдавии.

Особенно это важно сегодня, когда в стране началась подготовка к предвыборной кампании 2005 г. Как это бывало и раньше в подобных случаях, все политические партии вдруг начинают вспоминать про русскую диаспору, насчитывающую около 300 тысяч потенциальных избирателей, что, по масштабам Молдовы, совсем даже не мало. «Охота» за голосами русских фактически уже началась. Недавно даже националисты из ХДНП, нисколько не смутившись, заявили, что именно они являются истинными защитниками национальных меньшинств в Молдове.

Хотелось бы надеяться, что лидеры русских общин в Молдавии отодвинут свои личные и политические амбиции на второй план и совместно займутся поиском союзников, способных помочь им получить места в будущем парламенте страны. Можно было бы вместе продумать вопрос о поддержке на выборах тех партий и тех политиков, кто дал бы твердые (возможно, документально зафиксированные в совместных документах) обещания способствовать решению существующих национальных проблем в полиэтническом молдавском  обществе, на благо и процветание всей Молдовы и населяющих ее народов.




«Ольвия-пресс»,
22 мая 2004

«Демократическая Молдова» и все остальные

 В Кишиневе создан избирательный блок  «Демократическая Молдова» (БДМ), в состав которого вошли три партии – Альянс  «Молдова ноастрэ» (С.Урекян, Д.Брагиш и В. Унтилэ), Демократическая партия (Д.Дьяков) и Социально-либеральная партия (О.Серебрян). Официальные средства массовой информации РМ уже успели откровенно посмеяться над составом нового политического формирования, над высказываниями некоторых его лидеров о готовности сотрудничать с приднестровским президентом Игорем Смирновым, а также над торопливостью (до парламентских выборов в Молдове не меньше одиннадцати месяцев), с которой создан явно антикоммунистический блок, и над его заокеанскими хозяевами… А известная своей личной преданностью молдавскому президенту телепрограмма  «Резонанс» и вовсе предположила, что блок в объявленном составе может и не дожить до выборов 2005 года.

Напротив, председатель Демократической партии РМ Дмитрий Дьяков со свойственным ему еще с комсомольских времен задором заявил о намерениях БДМ получить не менее сорока процентов голосов, а то и вовсе привлечь на свою сторону больше электората, чем это сможет сделать Партия коммунистов.

Вообще, появление Демпартии и лично Дьякова в БДМ – некоторые кишиневские наблюдатели называют главной интригой во всем  «блочном строительстве». Все это время, пока создавался Альянс  «Молдова ноастрэ», и затем, когда он уже начал более или менее активно появляться в политической жизни РМ, и в первую очередь, в деятельности парламента, где существует одноименная фракция, Дьяков без стеснения критиковал АМН за эклектичность, называя на самом деле мощную группу неустойчивой командой, лидеры которой в  последний момент готовы предать коллективные интересы ради личной выгоды. При этом, правда, Дьяков забывал, что сам-то он являлся координатором так называемого Левоцентристского союза, созданного по поручению и под личным присмотром президента РМ Воронина.

В свою очередь, в Альянсе не пропускали этих колких замечаний Дьякова. А когда он уже заявил о готовности войти в БДМ, в ответ здесь появились, согласно промелькнувшим сообщениям в кишиневских СМИ, требования к Дьякову лично не претендовать на место в общем списке кандидатов от БДМ, поскольку появление его фамилии лишь только дискредитирует весь «антикоммунистический блок» и оттолкнет избирателей, которые уже разочаровались в Воронине и его ПКРМ. И вот на этом фоне вдруг такое благостное расположение духа лидера ДПМ – догоним, перегоним и даже победим коммунистов. Что же все-таки случилось? И почему Дьяков, в отличие, скажем от Серебряна и его «социальных либералов», к которым всегда не без интереса присматривался Альянс, сохранил свои шаткие позиции в БДМ?

На этот и на другие вопросы, связанные с формированием Блока и с его перспективами, довольно полно ответил в интервью «Первому каналу в Молдове» Дмитрий Брагиш. Он всенародно подтвердил главное: как в первых консультациях о выборе вариантов борьбы с партией Воронина, так и в первых организационных процедурах, принимали участие американские политологи и политтехнологи. Народ этот, как показывает практика последних месяцев, в том числе и в Молдове, довольно посредственный, не отягощенный глубокими знаниями предмета (в нашем случае - тонкостями молдавской политики), да к тому же еще и беспардонный. И вот эта публика, очевидно, посчитавшая, что если собрать воедино все партии, противостоявшие коммунистам на местных выборах 2003 года, сложить их результаты, да прибавить ко всему этому природную ненависть демократов и либералов к коммунистам, то может получиться хороший антиворонинский кулак. 

На бумаге, - может быть. На деле – вопрос. Как говорят кишиневские эксперты, в молдавской политике не всегда  два плюс два – это четыре.  И, как правило, это не дает результата, вытекающего из элементарной логики. Более того, как правило, простое сложение (как чисел, так и усилий) дает отрицательный результат.    Если проследить за судьбами такого рода объединений, то вывод неутешительный: примеры и Союза левых и левоцентристских сил, и Левоцентристского союза, и Альянса за демократию и реформы говорят о том, что уже на первом этапе совместной деятельности составляющие этих с позволения сказать политических бригад действовали самостоятельно, вероломно нарушили внутренние договоренности, интриговали, просто сливали информацию политическим соперникам… В итоге развал, скандалы, запоздалые разоблачения и постыдные намеки на нечистоплотность во всех ее проявлениях.

И даже если говорить о нынешнем состоянии дел в Альянсе  «Молдова ноэстрэ», пусть переродившегося из блока в партию, то он  тоже пока не избежал традиционных проблем. Судя по кишиневской прессе, освещавшей ход местных выборов, в частности, в АТО Гагауз Ери, у АМН было не все гладко и не все согласовано. До сих пор не ясна его позиция и по так называемому приднестровскому вопросу. Здесь есть два кардинально противоположных мнения: продолжать вести переговоры с Игорем  Смирновым и продолжать блокаду ПМР с использованием всех ресурсов запада и США. И вот теперь к этим вариантам прибавятся варианты, с которыми вместе с Альянсом пришли в Блок  «Демократическая Молдова», Демпартия и социальные либералы. У Дьякова традиционно своего представления о формах решения проблемы нет, и не было никогда.  У Серебряна они такие же, как у  «либеральной части» БДМ – мочить сепаратистов, поскольку без такой мочиловки Молдове век Европы не видать. Ну, и победит эта антиворонинская и антикоммунистическая компания на выборах. Что дальше? Справедливости ради следует отметить, что Брагиш в своем интервью исключил силовой вариант решения проблемы. Он – за переговоры. Но он и исключил признание ПМР в качестве суверенного государства. И другое. Пока не слышно мнения лидера БДМ Серафима Урекяна и главных идеологов Блока. А здесь было бы очень интересно. Однако есть серьезные основания думать, что даже  если это мнение мы и услышим, то должны иметь в виду, что предвыборные заявления, как правило, очень сильно отличаются от послевыборных.

Кстати сказать, Брагиш недвусмысленно высказался о надеждах на приднестровский электорат, способный, по его мнению, активно поучаствовать в выборах молдавских законодателей, и это нам знакомо. Но такой намек едва ли пройдет незамеченным и в Кишиневе.  Можно смело предположить, что и американские авторы БДМ уже в ближайшие дни будут корректировать эти настроения, поскольку в поисках приднестровского электората лидеры Блока Бог знает, что наобещают взамен Тирасполю.

Эти и ряд других не менее важных причин дают повод сделать вывод: БДМ просуществует (уже вынужден будет просуществовать) до парламентских выборов 2005 года, а уже в самом парламенте рассыплется на три (если не больше) политических группы или фракции. Быть может, это не так уж и плохо. В высшем законодательном органе РМ, куда придут представители Блока, наверное, не будет такого, как сегодня коммунистического большинства, всему миру показавшего, что с коммунистами, даже «другого», т.е. молдавского разлива, дело иметь – один позор. Такая «парламентская рассыпуха», разбавленная, к тому же,  группой Рошки, и если свершится чудо, редкими  «патриотами-социалистами» из союза граждан  «Патрия-Родина», соберет в стенах парламента всех молдавских радетелей за свой  суверенитет, территориальную  целостность и прочие атрибуты…Но это будет выбор народа Молдовы. Для Приднестровья он ничего не меняет.




«Молдова Ази»,
27 мая 2004

Час "Демократической Молдовы"

Виталие Чобану

Создание нового блока бессарабской оппозиции "Демократическая Молдова" стало долгожданной вестью. Крепкий альянс проевропейских партий представляется единственной надеждой на возможность удаления от руководства страной партии коммунистов, которая отбросила государство между Прутом и Днестром на десятилетие назад по шкале развития. Слишком уж много энергии ушло на причитания по поводу необходимости объединения демократов, и слишком уж, казалось, серьезные препятствия каждый раз вставали на пути его осуществления (в первую очередь, непреодолимые разногласия между лидерами), чтобы не подумать, что эта миссия невыполнима. Но после экспериментов с различными электоральными формулами и после краха демократических сил 25 февраля 2001 г., когда стало ясно, куда может привести самоуверенность самостоятельного пути, похоже, наступило время больших коалиций, могущих брать на себя такую же большую ответственность. И вот молдавский политический расклад значительно упрощается, давая избирателю возможность легче разобраться в своих предпочтениях. Правда, структура "Демократической Молдовы" совсем не удивляет - Урекян, Брагиш, Унтилэ, Дьяков, в меньшей степени Серебрян - сплошь знакомые лица, политики, о которых нам известно почти все, а то, что нам известно, не очень воодушевляет. Но сам шаг разумен и своевременен: Блоку удастся набрать больше голосов, чем его составляющим по отдельности - посыл большого альянса намного убедительнее. Республика Молдова слишком мала, чтобы за ночь родить другой политический класс, намного превосходящий по качеству существующий, так что, например, Социал-либеральная партия - новичок "ринга" - не могла строить иллюзий насчет своих электоральных шансов. СЛП была обречена на альянс, поэтому требования, которые она выдвигала вначале, в том числе критика в адрес политических "змеев" из "Молдова Ноастрэ" были всего лишь уловками с целью поднятия собственной цены на переговорах, и даже менее того - просто "лирическими отступлениями". Партии Дьякова также пришлось решиться, после того как эпизод с "меморандумом Козака" заставил ее отказаться от флирта с партией коммунистов периода местных выборов. Единственной серьезной силой оппозиции, оставшейся вне нового блока, является ХДНП, которая в свое время тоже выступала за широкий демократический альянс, но партнеры обошли ее стороной "по стратегическим соображениям". Некоторые считают провал переговоров с христиан-демократами несчастьем, которое спровоцирует разброс голосов, другие - положительным моментом, так как устранен источник внутренних расхождений, имея в виду опыт "сожительства" некоторых из нынешних протагонистов нового Блока с партией Юрия Рошки в бывшем правящем Альянсе "За Демократию и Реформы". Но и без ХДНП новый альянс поднимает достаточно много вопросов. Главная проблема "Демократической Молдовы" - не распасться перед самыми выборами, преодолеть разногласия, которые, как правило, порождает неоднородность структуры и самолюбие лидеров. Также руководителям БДМ придется отказаться от триумфаторских акцентов в своей риторике, разработать наступательную и хорошо артикулированную электоральную платформу и занять ясную позицию по принципиальным вопросам, касающимся национальных интересов: принятие европейских и евроатлантических ценностей, широкое участие Запада в разрешении приднестровского конфликта, восстановление правового государства, обеспечение свободы прессы, привлечение иностранных инвестиций, возобновление отношений с международными кредиторами. Блок выживет, если сумеет грамотно парировать удары политических противников слева и справа, которые смотрят на него со страхом и с завистью - ведь у "Демократической Молдовы" есть шанс капитализировать как голоса антикоммунистического электората, так и умеренно настроенных избирателей, в том числе смешанных семей (это чтобы понять, насколько серьезной была политическая ставка при опубликовании статей бывшего вице-председателя СЛП Николае Дабижи).

В день объявления о создании нового блока г-н Урекян сделал достаточно осторожные заявления, пытаясь угодить и Западу, и Востоку. Самым однозначным его утверждением было то, что Блок "Демократическая Молдова" не будет вступать в постэлекторальный альянс с коммунистами (можно предположить - по крайней мере, пока не станет известной структура будущего парламента). То же обещание виртуальным партнерам сделали и христиан-демократы, но Урекян присвоил его себе только теперь, когда неучастие ХДНП в Блоке стало делом решенным. В любом случае, для начала все неплохо. Но, оставив в сторону ухищрения, к которым его, возможно, обязывает его крайне пестрое окружение, генеральному примару придется отказаться от своей знаменитой скользкости и радикализовать свой мессаж, если желает, чтобы его воспринимали как лидера реальной, а не картонной оппозиции. Невозможно честно заработать политические дивиденды, избегая рисков и размывая принципы. Общество смотрит на "Демократическую Молдову" как на противовес коммунистам, а не Юрию Рошке, и пойдет за БДМ, если будет уверен, что голосует за перемены, а не за другой послушный Москве режим, но уже с европейской фразеологией.

Нам нужен контингент ответственных политиков, за которыми стоят ответственные граждане, так, как это обстоит в Грузии Саакашвили. Молдова должна стать привлекательной не только для иностранных инвесторов, но в первую очередь для собственных граждан, чтобы они от безысходности не уезжали куда глаза глядят, и не шли защищать Брянск от войск НАТО, тем более что их об этом никто не просит. Близость Северо-Атлантического Альянса и процесс расширения Европейского Союза создают для Бессарабии новый политический контекст, который ее будущие лидеры обязаны учитывать, отказываясь от половинчатой политики и твердо следуя национальным интересам, по примеру большинства бывших коммунистических стран, которые сделали однозначный выбор в пользу Запада. Готова ли "Демократическая Молдова" последовать их примеру?




«Ольвия-пресс»,
17 мая 2004

ХДНП – лучший защитник русскоязычных граждан Молдовы!

ХДНП начинает предвыборную гонку. В минувшее воскресенье в Кишиневе на площади Великого национального собрания народофронтовцы провели съезд, на котором было одобрено воззвание «Об избирательной стратегии». Главный пункт документа - в случае, если ХДНП возьмет власть на очередных парламентских выборах 2005 г., - это выход Молдовы из СНГ и «применение плана мероприятий по ускорению интеграции республики в евро-атлантические структуры». В «избирательной стратегии» ХДНП отмечается, что после прихода к власти «народная партия христиан и демократов» направит свои усилия на «восстановление и консолидацию демократических учреждений, соблюдение прав и свобод человека».

Меры, с помощью которых ХДНП собирается добиваться этих благородных целей, вполне традиционны – декоммунизация и европеизация, реформа управления по румынским стандартам и, конечно, приоритетом для каждого правоверного народофронтовца является восстановление территориальной целостности Молдовы путем «прекращения оккупации и эвакуации воинских частей и вооружения России».

Однако стандартный набор праворадикальных установок в преддверии выборов пополнился новым принципиальным положением. ХДНП, в случае своей победы, намерена вплотную заняться защитой прав национальных меньшинств и «гарантировать равенство прав между ними». Почему-то вспоминаются лозунги националистов Молдовы начала 90-х, политическими преемниками которых и является ХДНП. Одну часть национальных меньшинств тогда предполагалось отправить за Днестр, другую – в Днестр. После победы ХДНП эти категории меньшинств, видимо, уравняют в правах: хочешь – в Днестр, хочешь – за Днестр. Все очень демократично и по-христиански.

Ну а если серьезней, ХДНП и раньше пыталась прибрать к рукам выгодный в условиях Молдовы электоральный капитал – защиту прав национальных меньшинств. Этого не удавалось, поскольку находились другие политические формирования, в чьих программах этот пункт смотрелся более убедительно – например ПКРМ. Тот факт, что народофронтовцы включают этот пункт в свою избирательную стратегию, свидетельствует о том, что в Молдове, во-первых, несмотря на уверения официоза, такая проблема существует, а во-вторых, права национальных «меньшинств», которых в Молдове до 40% населения, до сих пор некому защищать.

Любому здравомыслящему человеку покажется абсурдом то, что самые агрессивные и радикальные румынизаторы, страдающие национальным комплексом, вообще записали такой пункт в свою предвыборную программу. Но все встанет на свои места, если учесть «европейский выбор» кишиневских ультрадемократов и необходимость подгонять партийные заготовки в цивилизованные рамки. Ясно, что проблемы национальных меньшинств лидеров ХДНП волнуют меньше всего. Главное – попытаться захватить власть. А захватить ее без помощи Запада, судя по грузинским событиям, будет невозможно. Зато если Вашингтон вдруг сделает ставку на молодых, инициативных, демократичных ХДНПистов, победа практически обеспечена. И основания для надежды на такой сценарий у народофронтовцев есть.

Относительно недавно глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл призвал «демократическую оппозицию» объединиться на предстоящих выборах, чем вызвал явное  недовольство официального Кишинева. Объединения не произошло, и ХДНП «сожалеет» о том, что не удалось создать избирательный блок оппозиции. Но вместе с тем лидеры народофронтовцев рассчитывают, что в этих условиях ставка будет сделана на ХДНП, как на самую активную и организованную оппозиционную силу.




«Ольвия-пресс»,
17 мая 2004

Разные дороги Кишинева и Тирасполя: политики и политологи о перспективах наших отношений

О.Елков

События в далекой Аджарии вновь подняли на повестку дня главный в отношениях Кишинева и Тирасполя вопрос – для чего и о чем мы ведем переговоры? За последнее время история показала нам уже два ярких примера того, к чему приводит идея жить вместе. Разграбленная гагаузская автономия и уже вступившая на этот путь Аджария. Именно такую автономию всегда хотели видеть в лице Приднестровья молдавские власти, и до сих пор эти намерения не изменились.

Как подчеркнул на последней встрече с приднестровскими журналистами министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, «ключевой вопрос, на который каждый год, каждый раз мы натыкаемся, и в очередной раз мы наткнулись совсем недавно, - чего хочет Молдова? И мы видим, что все три президента, совершенно разные политики - и националист Снегур, и гибкий центрист Лучинский, и коммунист Воронин - все как государственные деятели видят решение приднестровской проблемы только в одном: автономизации, в предоставлении статуса ни в коем случае не выше автономии».       

Это подтверждает анализ последних предложений Молдовы на переговорах. Никаких гарантий Приднестровью и подчинение всех ключевых отраслей республики Кишиневу – вот суть проекта молдавских властей. «Логика в этом документе  чрезвычайно проста: все, что наше - то наше, а все, что ваше – мы еще три четверти заберем. До того просто, что дальше некуда», - говорит Валерий Лицкай.               

В конце мая должен состояться очередной раунд переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию. Подобные совещания в пятистороннем формате запланировано проводить ежемесячно до конца года. Однако приднестровские дипломаты не ждут от них серьезных прорывов. 

По мнению главы внешнеполитического ведомства ПМР, «прогноз таков:  Молдова вошла в выборный год, а ждать серьезных решений, когда идут выборы, было бы слишком оптимистично. Выборы в Молдове означают, что в реальном режиме переговорного процесса мы встретимся с ними весной следующего года».

Пока стоит переговорный процесс, пропасть между двумя государствами становится все шире. Каждая попытка Кишинева решить силой так называемую приднестровскую проблему разводит нас все дальше. Экономическая блокада привела к почти полному разрыву торговых связей между Приднестровьем и Молдовой. Телефонная война заставила Тирасполь позаботиться о дополнительных гарантиях информационной безопасности. Разные геополитические ориентиры постепенно усиливают различия в духовных ценностях. Даже на нашу недавнюю историю мы смотрим совершенно по-разному. Яркий пример прошедшей недели – президент Воронин наградил участников молдавской агрессии 92-го новенькими автомобилями «Москвич». И снова в Кишиневе прозвучали слова о том, что новому поколению молдавских защитников надо учиться на их примере…

Им действительно есть, на чем учиться. В домах многих участников «похода» на Приднестровье, получивших эти «Москвичи», и сегодня висят трофеи, захваченные при грабеже Бендер в 92-м. Очень сомневаюсь, что выросшие на таком примере дети опоновцев Молдовы сумеют понять детей приднестровских защитников…  

В МИДе Приднестровья провели анализ того, куда идут наши страны с начала девяностых. Вывод оказался вполне ожидаемым.

«Реальная жизнь нас неуклонно растаскивает по разным направлениям. Мы внимательно отслеживаем эту ситуацию. Что соединяло нас на 1990-ый год, что осталось и куда идет тенденция? Тенденция такая – с каждым годом жизнь разводит нас все дальше и дальше», - отмечает Валерий Лицкай.

Оценивая долгосрочные перспективы наших отношений с Кишиневом, эксперты весьма скептически относятся к возможности того, что в рамках предполагаемого общего дома мы когда-нибудь сможем понять друг друга. И тем более, маловероятно, что молдавские власти станут когда-нибудь честны по отношению к Приднестровью.

«В теории конфликтов есть такое выражение: конфликт с нулевой суммой. Это конфликт, когда интересы сторон диаметрально противоположны, - отметил, комментируя ситуацию в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс», директор центра социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский. - Мне кажется, что молдо-приднестровский конфликт все больше и больше заходит в область этого нулевого конфликта. С каждым днем наши интересы становятся все больше непримиримыми и все более несовместимыми. И чем дальше все это будет продолжаться, тем больше возможностей и больше решимости должно появляться у Приднестровья для того, чтобы бороться за свое собственное независимое государство».




Независимая Молдова,
19 мая 2004

Я говорю вам: "До свиданья!"

Ю.Юдович

 Завершилась миссия Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Молдове Юрия Зубакова. Накануне своего отъезда в Москву дипломат провел брифинг для журналистов республиканских и зарубежных СМИ. Выступая перед ними, Зубаков подчеркнул, что внешнеполитический курс России по-прежнему нацелен на развитие тесных, взаимовыгодных отношений с Молдовой.

После короткого вступительного слова Юрий Зубаков ответил на вопросы журналистов.

О возобновлении переговоров

Я бы хотел, чтобы переговорный процесс проходил интенсивнее с использованием опыта прошлых переговоров. А такой опыт есть, как позитивный, так и негативный. Я думаю, стороны, прежде всего, должны исходить из того, чтобы в первую очередь учитывались интересы и правого берега, и левого, особенно, что касается вопросов безопасности. Ведь здесь идет речь о людях, которые живут в реальной обстановке. Поэтому в первую очередь надо думать о них, а не о сталкивающихся здесь интересах разных государств, зачастую очень далеких от Молдовы как в географическом так и в других аспектах.

О визите Путина в Молдову

Визиты глав государств -это кульминация работы дипломатических представителей, включая и внешнеполитические ведомства, и экономические, и другие структуры. Визит президента должен тщательно и детально готовиться. Он должен быть результативным. Это одно из основных требований президента Путина. Я думаю, мы пока не готовы наполнить содержание визита президента в той мере, которая требуется в настоящее время. Мы пока не подготовили этот визит.

Об открытии консульства в Тирасполе

Это не инициатива посла Зубакова. Это объективная необходимость. Вопрос возник давно. Но проблему не надо политизировать. Открытие консульского представительства - в интересах жителей Приднестровья. Если есть какие-то политические вопросы, не обязательно открывать его в Тирасполе. Это можно сделать в любом другом городе, в том числе, в Бендерах, в зоне повышенной безопасности. Я считаю, что это было бы хорошим сигналом, правильным шагом Молдовы в сторону дальнейшего развития отношений между регионами.

О вывозе вооружений

Я не буду комментировать недавно опубликованную позицию российского парламентария по этому вопросу. Это мнение господина Рогозина, и он имеет право его высказать. В ближайшие дни намечается визит замминистра обороны РФ Владимира Исакова, вопрос вывоза вооружений — в его компетенции. Всю информацию можно будет получить по итогам визита.

Об инаугурации

Тема, что президент Воронин якобы не был приглашен на инаугурацию президента Путина, возникла искусственно. На инаугурацию вообще никогда не приглашали глав других государств. В инаугурации президента участвовал весь дипкорпус, который аккредитован в Москве. Там была строгая и торжественная официальная церемония. Но без всякого приема. Сразу после инаугурации президент приступил к работе. Я не понимаю, для чего в некоторых газетах раздувается эта тема.

Об аджарском сценарии

Надо уважать Республику Молдова и всех, кто здесь живет. У каждой страны есть своя специфика, своя особенность. И примерять на себя чьи-то сценарии это, на первый взгляд, интересно, но вряд ли правильно.

О русском языке

На вопрос о том, как ложится на молдавские реалии инициатива Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ придать русскому языку статус официального языка межнационального общения на всем постсоветском пространстве, Юрий Зубаков ответил:

- Это дело самих жителей Молдовы и ее руководства. Это дело людей, которые проживают на молдавской земле. Нельзя запрещать, я считаю, но и нельзя палкой заставлять говорить на каком-нибудь языке. Это ущемление прав человека, о которых мы постоянно твердим. Дискуссии по этому вопросу могут быть, но решение остается за каждым из государств СНГ.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ