Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Народное слово (Узбекистан),
18 мая 2004

Нефть и газ Узбекистана: программа созидания

Шокир Файзуллаев, начальник Главного управления Национальной холдинговой компании "Узбекнефтегаз"

Залогом процветания нашей страны, улучшения благосостояния народа являются последовательно проводимые в республике целенаправленные экономические реформы. Составной частью этих реформ является разгосударствление и приватизация государственной собственности, особенно в стратегических отраслях экономики, к каковым относятся и предприятия нефтегазовой отрасли.

Как известно, в Узбекистане 60% территории перспективны на нефть и газ. Здесь имеется пять регионов с доказанной промышленной нефтегазоносностью, в пределах которых открыто около 200 месторождений нефти и газа. Величина разведанных запасов углеводородов на открытых месторождениях составляет более двух трлн. тонн условного топлива.

Для целенаправленного и последовательного развития этой отрасли Президентом нашей страны И. Каримовым еще в 1992 году определены три стратегические задачи:

увеличение добычи нефти, газа и газового конденсата в целях достижения энергетической независимости республики;

углубление технологических процессов по переработке нефти и газа с целью доведения качества выпускаемой продукции до уровня международных стандартов;

расширение запасов углеводородов, прежде всего жидких, путем усиления геологоразведочных работ и открытия новых месторождений для обеспечения надежной сырьевой базы нефтегазовой отрасли Узбекистана.

Для выполнения первой задачи интенсивными темпами осуществляется добыча нефти и газа, что позволило к 1995 году обеспечить топливную независимость Узбекистана.

На втором этапе с целью производства высококачественных видов нефтепродуктов и продуктов переработки газа введены в строй Бухарский нефтеперерабатывающий завод, установка по гидродесульфуризации на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе, Шуртанский газохимический комплекс и многие другие объекты.

Это позволило в кратчайшие сроки наладить в республике выпуск продукции, отвечающей всем требованиям мировых стандартов по качеству. В результате этой работы Узбекистан стал государством, осуществляющим экспорт различных видов нефтепродуктов, сжиженного и природного газа, полиэтилена и многого другого. На сегодняшний день правительством республики особое внимание уделяется приросту запасов углеводородов. С этой целью создана необходимая законодательная и нормативная база, предоставляющая всесторонние гарантии и льготы инвесторам, вкладывающим средства в проведение геологоразведочных работ.

Указом Президента страны от 28 апреля 2000 года были закреплены дополнительные гарантии и льготы иностранным компаниям, осуществляющим прямые инвестиции в геологоразведочные работы и разработку месторождений нефти и газа.

7 декабря 2001 года Олий Мажлисом принят специальный Закон Республики Узбекистан "О соглашениях о разделе продукции", регламентирующий вопросы раздела добываемой продукции между государством и инвестором, а также предоставляющий иностранным инвесторам, участвующим в проведении геологоразведочных работ на территории нашей страны, значительные льготы и преференции.

Создание благоприятного инвестиционного климата, формирование имиджа компании "Узбекнефтегаз" как надежного стабильного партнера среди мировой деловой общественности позволили привлечь к выполнению поставленных перед компанией "Узбекнефтегаз" задач значительные иностранные инвестиции.

На первоначальном этапе иностранные инвестиции привлекались в форме предоставления кредитов зарубежными банками под суверенную гарантию правительства Узбекистана. Такая форма инвестиционных вкладов обуславливалась тем, что Узбекистан впервые представлен на международной арене как независимое государство и в период его становления были необходимы твердые гарантии высокого уровня для завоевания доверия зарубежных деловых кругов и международных финансовых институтов.

В ходе реализации первых инвестиционных проектов компания "Узбекнефтегаз" приобрела признание международных финансовых институтов, и это позволило привлечь прямые кредиты. На втором этапе развития инвестиционной политики основной упор был сделан на привлечение прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор Республики Узбекистан. Решению этой задачи в значительной мере способствовал созданный в республике благоприятный инвестиционный климат, предоставление иностранным инвесторам значительных льгот и преференций. Подтверждением этому служит тот факт, что на сегодняшний день в нефтегазовой отрасли республики осуществляют свою деятельность компании "Тексако" (США), "Бейкер Хьюз" (США), "Тринити Энерджи" (Великобритания), "Пробади" (Малайзия), "Дрессер-Рэнд" (США), "Петромаруз" (Россия).

14 апреля 2004 года подписано Соглашение о разделе продукции между компаниями "Узбекнефтегаз" и "Газпром" (Россия), предусматривающее разработку месторождения Шахпахты. Также с компанией "ЛУКойл" подготовлен проект соглашения о разделе продукции, предусматривающий разработку Кандымской группы, месторождений Хаузак и Шады. В результате общая сумма привлеченных иностранных инвестиций в развитие нефтегазовой отрасли превысила 1,8 млрд. долларов США, что составило порядка 25% всех инвестиций в данный сектор экономики, что еще раз подтверждает доверие партнеров к стабильной политике правительства республики.

"Холдинг "Узбекнефтегаз" - один из самых перспективных наших партнеров", - так кратко охарактеризовал взаимоотношения двух компаний генеральный директор российского АО "Зарубежнефтегаз" Валерий Гулев. "Зарубежнефтегаз" - дочернее предприятие ОАО "Газпром", которое является наиболее крупным газовым оператором в мире. Характеризуя ОАО "Газпром", глава другого нефтегазового гиганта - компании "ЛУКойл" - Вагит Алекперов сказал: "Они вкладывают деньги только туда, где уже слышна музыка успеха".

Вышеуказанная работа осуществлялась параллельно с совершенствованием структуры управления отраслью, позволяющей функционировать на условиях рыночной экономики. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 декабря 1998 г. № 523 Национальная корпорация нефтяной и газовой промышленности "Узбекнефтегаз" преобразована в Национальную холдинговую компанию "Узбекнефтегаз". Эта форма организации позволяет эффективно управлять предприятиями нефтегазовой отрасли при помощи владения акциями и создает возможность реализации акций НХК "Узбекнефтегаз" и ее акционерных компаний стратегическим иностранным инвесторам.

С этой целью правительством республики привлечен финансовый консультант - консорциум, возглавляемый инвестиционным банком "BNP Paribas" (Франция). Консультантом проведена работа по диагностическому обследованию компаний и предварительной оценке рынка, разработаны рекомендации по углублению преобразований в отрасли.

С целью обеспечения прозрачности НХК "Узбекнефтегаз" и ее акционерных компаний для потенциальных инвесторов компанией проведен международный тендер на отбор аудитора и по его результатам заключен контракт с компанией "Ernst and Young" (США) на проведение финансового аудита деятельности НХК "Узбекнефтегаз" за последние три года.

Чтобы обеспечить независимое рассмотрение имеющейся законодательной и нормативной базы нефтегазовой деятельности проведен международной тендер на отбор юридической компании для проведения анализа законодательства и разработки рекомендаций по его совершенствованию. Победителем тендера объявлена компания "Ashurst" (Великобритания).

В целях дальнейшего совершенствования структуры управления предприятиями отрасли в рамках постановления Кабинета Министров республики от 21 октября 2003 г. № 460 проведена реструктуризация отрасли, позволившая значительно улучшить систему управления предприятиями, внедрить в процессы принципы корпоративного управления, сократить административно-управленческий персонал в отрасли и вывести из отрасли непрофильные активы.

Как одно из важных направлений углубления экономических реформ можно отметить либерализацию и дальнейшее совершенствование системы реализации нефтепродуктов и природного газа на внутреннем рынке республики. Осуществленная в рамках постановления Кабинета Министров республики от 19 мая 2003 г. № 225 реорганизация системы АК "Узнефтепродукт" позволила сократить промежуточные звенья при распределении нефтепродуктов и значительно уменьшить расходы потребителей при их приобретении.

Реализация предусмотренных постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 2004 г. № 57 мер по реализации высоколиквидных видов продукции на биржевых торгах явилась логическим продолжением начатых работ по либерализации рынка нефтепродуктов и природного газа. Реализация нефтепродуктов и природного газа для республиканских потребителей на биржевых торгах позволила внедрить в эту систему рыночные отношения, совершенствовать взаимоотношения между поставщиками и потребителями и обеспечила равный доступ для всех категорий потребителей к сырьевым ресурсам.

Указанные меры позволили ускорить проведение экономических преобразований в одном из ключевых секторов экономики нашей независимой родины - в нефтегазовой отрасли и дали толчок резкому повышению интереса иностранных нефтегазовых компаний к вопросам освоения нефтяного потенциала Узбекистана.

Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" являет сегодня пример последовательной, продуманной экономической политики правительства республики. В компании задействован высокий уровень научного и технического потенциала, богатый производственный опыт и развитое чувство ответственности за общее дело. На наших предприятиях и промыслах действительно "звучит музыка успеха".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ