Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №100(15.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Интернет-сайт ОГП,
14 июня 2004

Заговор против Лукашенко

Ярослав Романчук

С 19 мая 2004 года окончательно вступил в силу указ президента № 508 от 12.11.2003 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Отныне не только рождение бизнеса (его регистрация), но и его смерть (банкротство и ликвидация) будет проходить исключительно по санкции государства. В отношения «кредитор – заемщик» грубо вмешалось государство. Двойные стандарты белорусской власти налицо. А. Лукашенко по четным дням регулярно чихвостит посредников, которые якобы занимаются спекуляцией и взвинчивают цены. А по нечетным – подписывает документы, которые тех самых посредников и плодят. На этот раз мы констатирует «смерть» важнейшего рыночного института – банкротства. Между кредитором и заемщиков встала высокая степа в виде чиновника.

Формально никто закон о банкротстве не отменял. Его лишь усовершенствовали. Примерно так же, как и принцип разделение властей в 1996 году. Теперь без санкции исполкома процедура банкротства не может быть начата. Есть прямые и косвенные жертвы нового порядка банкротства. В первую очередь, он коснется 131 и юридических лиц и индивидуального предпринимателей, которые имеют лицензию на работу в качестве антикризисного управляющего. По большинству критериев этих людей можно отнести к элите белорусского юридической и экономического менеджмента. Они, как правило имеют по два высших образования (право и экономика), за свой счет прошли очень интенсивное обучение на специализированных курсах (кстати, далеко не дешевых) и приобрели за последние три года активной работы богатый опыт и знания «грязного белья» белорусского реального сектора.

Они лишь начали выполнять работу санитаров или реаниматоров экономики. В 2003 году было подано 1191 заявлений о банкротстве. К производству было принято 791 обращение. 700 мелких компаний, фирм-однодневок – на ликвидацию и только по двум – санация. При этом сегодня можно смело банкротить около 4000 госпредприятий, которые напрасно сжигают газ и тратят бюджетные деньги. По идее, антикризисные управляющие должны были стать важным элементом для создания адекватного информационного поля для бизнеса, для защиты права собственности кредиторов и акционеров. Через процедуру банкротства можно было провести реструктуризацию реального сектора и привлечь в страну серьезных инвесторов.

Институт банкротства был тем слабым огоньком цивилизованного рынка, который существовал в недрах враждебного ко всему передовому Министерству экономики. С самого начала было непонятно, как правительство его терпит. Поскольку белорусская экономика на 80% государственная, то и подавляющее большинство долгов перед бюджетом и поставщиками генерирует именно госсектор. Комитет по санации и банкротству должен был выдавать лицензии тем людям, которые должны были выявлять бесхозяйственность, безалаберность и низкое качество работы как самого Минэкономики, так и правительства в целом. Выполнять 16 прогнозных показателей, давать прирост ВВП на 10%, работая на бюджетных деньгах и в рамках госсобственности, и одновременно объективно показывать картину финансового состояния активов того самого госсектора нельзя.

И чиновники решили уничтожить сам институт банкротства. Поскольку сказать А. Лукашенко о том, что подписанный им закон об экономической несостоятельности и банкротстве был ошибкой, они не могли, то был придуман казуистический способ избавиться от него. Сначала Постановлением № 213 от 20.02. 2003 Совмин ограничил возможности получения вознаграждения за работу антикризисными управляющими. В его принятии руководителям Совмина, безусловно, помогали главы и чиновники областей, которым антикризисные управляющие также портили благополучную картинку экономического роста. Затем С. Сидорский, А. Кобяков и иже с ними уговорили А. Лукашенко подписать указ № 508. Для чиновников правительства путь к выполнению любых прогнозных показателей был открыт.

Указ № 508 – это, по сути дела, уничтожение 131 структуры и людей, которые могли главе государства и людям сказать правду о качестве работы правительства и местной вертикали. Совмин и иже с ним извратили суть работы укправляющих, как они коверкают смысл рыночной экономики. Они завербовали к себе в антирыночный синдикат советника президента РБ, ярого марксиста Сергея Ткачева и КГК (госконтролерам также не нужны конкуренты в лице частных компаний). Получилась интересная картина, похожая на заговор против человека, который единолично принимает у нас важнейшие экономические решения и несет за них полную ответственность. А. Лукашенко его же руками лишили возможности получать объективную информацию о состоянии здоровья национальной экономики. Функцию антикризисных управляющий не могут выполнять ни Совбез, ни охрана президента, ни тем более его Администрация. Они имеют совершенно другие функции. Они не обучены для выполнения этой работы. Ведь никому в голову не придет мысль заменить врачей в больницах чиновниками или воеными, потому что в стране регистрируется слишком много болезней. А. Лукашенко лишили важнейшего источника информации о реальном состоянии заводов и фабрик, магазинов и торговых организаций, стройтрестов и коммерческих структур, созданных чиновниками.

Сейчас каждый управляющий сможет вести только одно дело. Может, власти додумаются до того, чтобы юристам и адвокатам также ограничить количество клиентов, чтобы, не дай бог, они не стали богатыми? Чтобы привлечь качественных экспертов для ведения одного дела по банкротству, нужды ресурсы. Только ведение 5 – 6 дел одновременно может окупить затраты управляющего и то, если пользоваться нормативами до 1.04.2003 года. Отныне за каждое следующее за первым делом антикризисный управляющий будет получать на 15% меньше. Следуя той же логике, надо установить стоматологам норму приема пациентов и за каждого следующего брать на 15% меньше денег. Если такая норма будет действовать, то стоматологов у нас станет в несколько раз меньше, а цены на протезирование и лечение зубов резко увеличатся. Такая же ситуация будет и с институтом банкротства. Профессионалов в этом бизнесе практически не останется. А те, которые будут работать, наверняка договорятся с номенклатурой. Готовить кадры, которые бы работали в новом режиме, правительство не спешит. Эта работа становится не то, что прибыльной, а очень опасной. За ошибку антикризисный управляющий может заплатить до 500 базовых единиц штрафа. Такая же кара может постичь чиновника, который предложил кандидатуру для ведения дела. Решение о том, совершил ли ты ошибку или нет, тоже будет принимать заинтересованный бюрократ.

Можно прогнозировать резкое снижение числа дел о банкротстве. За стеной лживого благополучия предприятий будет проходить тихий дележ собственности. Совет Министров, облисполкомы и отраслевые концерны – вот мощный костяк номенклатурной ползучей приватизации, которая будет проходить за спиной А. Лукашенко, погруженного в идеологическую борьбу внутри и бесконечные споры с Россией и Западом снаружи. Если это не заговор, то что это?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ