Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №100(15.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Хроника

30 мая.  В ряде сел Квемо-Картлийского района Грузии спецподразделения МВД провели операцию по борьбе с контрабандой. В операции принимали участие более 200 бойцов спецназа. "В ходе операции сотрудники правоохранительных органов встретили серьезное сопротивление со стороны вооруженных контрабандистов", - сообщил секретарь Совбеза Грузии Вано Мерабишвили. По его словам, "целая бандитская вооруженная группа" открыла огонь по сотрудникам правоохранительных органов, в результате чего получили ранения четыре спецназовца, они доставлены в госпиталь. В ходе спецоперации удалось задержать нескольких контрабандистов, изъято большое количество контрабандных товаров и оружия. В итоге руководство Грузии приняло решение о временном закрытии государственной границы с Азербайджаном на участке, прилегающем к КПП "Красный мост".

31 мая. По приказу министра внутренних дел Грузии Гиорги Барамидзе в зону грузино-осетинского конфликта заброшены сотни грузинских солдат. Высажен десант на 8 вертолетах со стороны Грузии в районе села Тквиави. По заявлению Барамидзе этот шаг предпринят "с целью обеспечения безопасности полицейских постов и постов финансовой полиции Грузии, созданных в контролируемых грузинской стороной селах в зоне конфликта". Он подчеркнул‚ что "эти действия спровоцированы командующим миротворческими силами в зоне грузино-осетинского конфликта Святославом Набдзоровым, который на днях заявил о своем намерении силой упразднить данные посты в селах Тквиави, Пхвени, Никози и Эредви. Барамидзе заявил, что "Грузия применит все силы, чтобы не допустить срыва мероприятий, направленных против контрабанды и не допустить, чтобы посты, созданные с целью борьбы с контрабандой, были упразднены с применением силы российскими подразделениями". Он подчеркнул, что Внутренним войсками отдан приказ обеспечить охрану этих постов и что грузинские силовики "намерены применить оружие, если этим постам кто-то будет угрожать силой".

31 мая. Командующий миротворческими силами в зоне грузино-осетинского конфликта Святослав Набдзоров заявил‚ что он не делал заявлений о ликвидации поста грузинской полиции в селе Тквиави, поскольку "этот пост установлен там в соответствии с решением СКК“. Он отметил, что был неправильно понят страшим военным начальником с грузинской стороны Михаилом Ткебадзе. По словам Набдзорова, речь шла лишь о намерении восстановить ранее существовавший пост российских миротворцев в контролируемой грузинской стороной части конфликтной зоны, с тем "чтобы иметь возможность воспрепятствовать каким-либо провокациям, поскольку установление дополнительных постов грузинской стороной и осуществляемые ею активные антиконтрабандные мероприятия вызывают сильное недовольство среди местного населения, живущего за счет торговли". Как сообщил Набдзоров, он уже связался с представителями грузинского руководства и объяснил ситуацию.

31 мая. Грузинские власти распорядились о выводе дополнительных подразделений внутренних войск МВД из зоны грузино-осетинского конфликта.

31 мая. Президент Грузии Михаил Саакашвили выступил со специальным заявлением в связи с обострением ситуации в Цхинвальском регионе. Он квалифицировал случившееся "как наглую самодеятельность местных военных". Он также сообщил‚ что у него состоялся телефонный разговор с президентом Путиным. При этом Саакашвили отметил, что "после того, как мы получили гарантии того, что они не притронутся к нашим блок-постам", он принял решения "вывести оттуда основные отряды и вернуть их в Тбилиси". Он сообщил, что "вместо тех 90 оборванных солдат, которые ни зарплату не получали, ни оружия не имели", грузинская сторона намерена полностью использовать свою квоту в смешанных миротворческих силах и содержать в конфликтной зоне до 500 хорошо обученных и оснащенных бойцов, а также полностью заполнить свою квоту по тяжелой технике“.

31 мая. Примерно в 22-00 мск прекращена подача электроэнергии по всей территории Грузии. Обесточенными оказались и объекты стратегического значения, в числе которых и тбилисский метрополитен. Несколько поездов с пассажирами остановились в тоннеле между станциями. Причиной стал выход из строя двух агрегатов Ингури ГЭС и плановый ремонт остальных агрегатов крупнейшей грузинской гидроэлектростанции, пояснили журналистам в министерстве энергетики Грузии. Энергообеспечение столицы было восстановлено через два с половиной часа.

1 июня. Премьер-министр Грузии Зураб Жвания выступил со специальным заявлением о том, что совместно с президентом он принял решение, чтобы министром экономики Грузии был назначен очень “известный грузинский предприниматель, эксперт в вопросах экономического развития господин Каха Бендукидзе". Он сообщил‚ что решение о назначении Бендукидзе главой минэкономики‚ он принял два дня назад, после многочасовой встречи с Кахой Бендукидзе‚участвовавшим в конференции российского бизнеса в Грузии. Бывший министр экономики Грузии Иракли Рехвиашвили возглавит создающуюся в настоящее время специальную службу по контролю за проведением реформ при Государственной канцелярии Грузии, "которая будет координировать процесс проведения реформ во всех структурах и сферах".

1 июня. В связи с молчанием ОБСЕ по поводу вторжения грузинских войск в зону грузино-осетинского конфликта министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев направил письмо главе миссии ОБСЕ в Грузии Рою Риву‚ в котором говорится, что “в зону грузино-осетинского конфликта под надуманным предлогом были введены не принадлежащие к миротворческому контингенту грузинские вооруженные формирования с тяжелой военной техникой и боевой авиацией. Только благодаря счастливому стечению обстоятельств удалось избежать трагического поворота событий, но сам факт имевшей место провокации не может не вызывать обоснованной обеспокоенности за перспективу дальнейшего развития событий…. Хотел бы выразить уверенность, что Миссия ОБСЕ предпримет необходимые усилия, чтобы убедить власти Грузии в недопустимости подобных опасных действий“.

1 июня. Президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с заявлением, что процесс примирения в зоне грузино-осетинского конфликта уже начался. "Мы приступили к работам по восстановлению железной дороги между Гори и Цхинвали" и что "со следующей недели поблизости от Цхинвали откроются пункты по выдаче пенсий даже тем гражданам, которые получают российскую пенсию". Саакашвили также отметил, что сегодня он просмотрел первый выпуск информационной программы "Моамбе" первого канала гостелевидения Грузии на осетинском языке и выразил удовлетворение качеством передачи.

1 июня. Назначение Кахи Бендукидзе на пост министра экономики Грузии укрепит отношения России с этой страной, считает вице-премьер России Александр Жуков. Глава Минэкономразвития Герман Греф называет назначение Кахи Бендукидзе министром экономики Грузии "исключительно положительным шагом".

1 июня. Супруга президента Грузии Михаила Саакашвили голландка Сандра Рулофс воспользовалась вертолетом для того, чтобы попасть на территорию Цхинвальского региона‚ куда она направлялась по случаю международного Дня защиты детей. Она воспользовалась вертолетом после того, как власти Южной Осетии не пропустили ее кортеж через Цхинвали, который необходимо проехать, следуя в грузинские села ущелья Большой Лиахвы. В течении дня сопровождавшие Рулофс первый замглавы МГБ Грузии Гиги Угулава и уполномоченный президента Грузии в регионе Шида-Картли Михаил Карели безуспешно пытались договорится о возможности проезда через город с представителями югоосетинских властей.

1 июня. В Баку в беседе с журналистами спецпредставитель Госдепа США по энергетической дипломатии Каспия Стивен Манн заявил, что США поддерживают подключение Казахстана к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). По его словам, проект находится в той стадии, когда наступает пора принимать конкретные решения по присоединению к БТД. Как сообщил, Манн перед прибытием в Баку он обсудил эти вопросы с официальными лицами Казахстана и компании "Казмунайгаз". В случае принятия решения о строительстве нефтепровода Казахстан-Китай, США приветствовали бы этот проект‚ отметил Манн. В то же время, Америка не поддерживает, выдвинутую Казахстаном идею строительства нефтепровода через Иран. Касаясь перспектив нефтепровода Одесса-Броды‚ Манн сказал, что данный маршрут может сыграть "хорошую роль" в транспортировке Каспийской нефти в Европу". Кроме того, этот трубопровод может значительно "разгрузить" турецкие проливы.

1 июня. В проекте госбюджета Армении на 2005 год планируется увеличить расходы на оборону. Об этом заявил министр обороны Армении Серж Саркисян. В этом году расходы на оборону Армении составили около $85 млн.

1 июня. Премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде принял российскую делегацию, возглавляемую генеральным директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Михаилом Дмитриевым. Во вpемя встpечи Аpтуp Расизаде подчеркнул, что Азербайджан заинтересован в развитии связей с Россией в военно-технической сфере.

1 июня. "Россия не считает в настоящее время необходимой демилитаризацию Каспия" - об этом в Баку заявил заместитель министра иностранных дел России, специальный представитель президента РФ по каспийскому региону Виктор Калюжный. "Россия не считает, что вопрос демилитаризации Каспия назрел", - сказал он. Регион достаточно сложный и активный, необходимо сохранить сложившийся статус, отметил Калюжный. По его словам, "нужно определиться с каким-то балансом сил на море, поскольку существует опасность и террористическая и наркодилерская". Виктоp Калюжный назвал "естественным" проведение различных учений на море, в том числе военных.

2 июня. В Цхинвали завершила работу чрезвычайная встреча СКК. Основным вопросом стало выяснение причин эскалации напряженности в зоне грузно-осетинского конфликта. Причиной инцидента признано недопонимание, которая произошла в ходе обмена мнениями военных, участвующих в миротворческой операции. Участники встречи с удовлетворением восприняли готовность грузинской стороны незамедлительно вывести дополнительно введенные подразделения силовых структур Грузии из зоны ответственности миротворческих сил. В ходе заседания российская сторона заявила об отзыве командующего миротворческими силами Набздорова и представила на рассмотрение новую кандидатуру на пост командующего – генерал-майора Марата Кулахметова.

2 июня. Прокачка нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в первый год эксплуатации (в 2005 году) планируется на уровне чуть более 100 тыс. баррелей в сутки при начальной пропускной способности трубы 500 тыс. баррелей в сутки. Об этом сообщил президент компании British Petroleum-Azerbaijan Дэвид Вудворд. "Мы начнем прокачку с 50-60 тыс. барр. в сутки, а к концу 2005 года доведем ее до 200 тыс. баррелей, - сказал Д.Вудворд. По его словам, полное использование мощностей БТД планируется к 2010-2014 годам.

2 июня. В зоне грузино-абхазского конфликта завершена плановая замена личного состава Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ). Численность личного состава не изменилась, а боевая техника, вооружение и имущество 529-го мотострелкового батальона передано 526-му мотострелковому батальону 131-й отдельной мотострелковой бригады Северокавказского военного округа. Личный состав 526-го мотострелкового батальона приступил к выполнению возложенных на него задач на наблюдательных постах и контрольно-пропускных пунктах Южной Зоны Безопасности.

2 июня. В Баку подписано Соглашение о военном сотрудничестве между Азербайджаном и Кыргызстаном министрами обороны двух стран - Сафаром Абиевым и Эсеном Топоевым. Документ предполагает сотрудничество двух стран в области строительства вооруженных сил, военного образования и подготовки кадров, а также взаимодействия в военно-технической сфере.

2 июня. Министр иностранных дел Азербайджанской Республики Эльмар Мамедъяров встретился с находящимся с визитом в Баку заместителем министра иностранных дел России Виктором Калюжным. Hа встрече был проведен обмен мнениями по проблемам Каспия и транзита азербайджанских судов по внутренним водам России. Эльмар Мамедъяров выразил надежду, что ситуация, возникшая в связи с проблемой Каспия, в скором времени найдет свое решение в виде взаимовыгодных результатов.

3 июня. Грузия начала переброску бронетехники (120 единиц тяжелой техники) в город Гори, находящийся примерно в 20 километрах от границы Южной Осетии. Военная техника, направляемая из Вазиани в Гори, вдвое превышает то количество, которое прибыло оттуда для участия в военном параде в Тбилиси. Часть этой техники предполагается передать грузинскому миротворческому батальону, дислоцированному в зоне грузино-осетинского конфликта.

3 июня. Премьер-министр Грузии Зураб Жвания открыл в расположенном в зоне грузино-осентинского конфликта селе Никози ремонтные работы по восстановлению железнодорожного сообщения между Тбилиси и Цхинвали. При этом‚ уполномоченный президента Грузии в регионе Шида Картли сообщил, что он лично беседовал с югоосетинским министром по особым делам Борисом Чочиевым и у югоосетинской стороны есть желание “восстановить транспортные коммуникации". В 2003 году для проведения ремонтных работ был выделен грант Евросоюза в размере 400 тысяч евро.

3 июня. До конца этого года 21-я бригада министерства обороны Грузии будет укомплектована личным составом и боевой техникой и приведена в полную боеготовность. В ближайшее время бригаде будут переданы 26 танков, а личный состав до конца года возрастет до 2 тысяч хорошо подготовленных военнослужащих. Кроме того, уже начинаются работы по обустройству казарм и прочих объектов бригады.

3 июня. Заместитель министра финансов и экономики Армении Атом Джанджугазян сообщил на заседании парламента, что по состоянию на 31 декабря 2003 года внешний долг Армении составил $1.097 млрд. или 39.3% от ВВП. Порядка $875.7 млн. являются непосредственными кредитными обязательствами правительства Армении, $214.6 млн.- кредитные обязательства Центрального Банка страны, $7.3 млн.- предоставленные правительством гарантии. Обслуживание внешнего долга в 2003 году составило порядка $140.81 млн.

3 июня. Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта обсудили в Ереване президент Армении Роберт Кочарян и американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Стивен Манн. Последний проинформировал Кочаряна о своих встречах с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым и главой МИД Эльмаром Мамедъяровым.

3 июня. Президент Азербайджана Ильхам Алиев по приглашению президента Украины Леонида Кучмы прибыл с государственным визитом в Киев. В ходе визита стороны подписали 8 документов о сотрудничестве‚ включая соглашение об основных принципах сотрудничества в сфере нефтегазового машиностроения‚ соглашение о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонной сферы промышленности‚ соглашение о сотрудничестве в подготовке летного и инженерно-технического состава авиации двух государств‚ соглашение о сотрудничестве по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, незаконным оборотом боезапасов, взрывчатых веществ, наркотических препаратов и психотропных веществ.

4 июня. Посольство Грузии в Азербайджане выступило с опровержением информации о закрытии границы и притеснении азербайджанцев, проживающих в Грузии. "Посольство утверждает, что по всей территории Грузии проводятся мероприятия по борьбе с контрабандой и различными правонарушениями“.

4 июня. Президент Грузии Михаил Саакашвили пообещал главе непризнанной республики Южная Осетия Эдуарду Кокойты предоставить все соответствующие гарантии безопасности в случае его конструктивной позиции в процессе урегулирования грузино-осетинского конфликта. Саакашвили заявил, что у Кокойты "есть шанс стать одним из важнейших руководителей Грузии, а не просто быть каким-то осажденным полевым командиром маленького анклава, и дать своему народу возможность развиваться".

4 июня. МИД России выступил с заявлением‚ где осудил выпады грузинских властей против российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта. “Обвинения в адрес российских миротворцев… нельзя рассматривать иначе, как безответственный выпад, попытку снять с себя ответственность за целенаправленное нагнетание напряженности в зоне конфликта, уклониться от своих обязательств по действующим соглашениям“‚ – отмечается в заявлении.

4 июня. Новый состав парламента Южной Осетии на своем первом заседании выступил с заявлением‚ где призвал народ Грузии “решительно выступить против разжигания новой братоубийственной войны“, а Россию и международное сообщество - “использовать все необходимые средства, чтобы не допустить очередной виток напряженности и предотвратить новую войну на земле Кавказа".

4 июня. Состоялась инспекционная поездка Сопредседателей СКК Бориса Чочиева, Михаила Майорова и Георгия Хаиндрава с целью мониторинга выполнения решения СКК от 2 июня о выводе из зоны конфликта внутренних войск Грузии. В ходе поездки было выяснено, что выведены не все войска и сняты не все посты. Достигнута договоренность, что в населенном пункте Тквиави с 4 июня выставляется трехсторонний стационарный пост наблюдателей ССПМ под командованием российского наблюдателя.

4 июня. Грузия не собирается снимать заслоны на пути провоза контрабандных грузов, - заявил журналистам государственный министр Грузии по конфликтам Гиорги Хаиндрава по завершению грузино-осетинских переговоров в селе Ткиави. "В ходе сегодняшних переговоров, с целью снять нескончаемые разговоры о том, что тут находятся грузинские вооруженные формирования, мы договорились поставить на этом месте, у села Ткиави, пост трехсторонних смешанных миротворческих сил, который будет укомплектован военнослужащими грузинского миротворческого батальона", - сообщил Хаиндрава.

4 июня. Сегодня МИД Грузии выступил с заявлением в связи с обстановкой в зоне грузино-осетинского конфликта, в котором отмечается, что "мероприятия в зоне конфликта направлены на пресечение контрабандной деятельности в одном из регионов страны". При этом в заявлении подчеркивается, что "на этом фоне непонятно заявление, сделанное МИД РФ 3 июня, которое никак не способствует урегулированию конфликта и не соответствует соглашениям, достигнутым на заседании Смешанной контрольной комиссии".

4 июня. Государственный министр Грузии по конфликтам Гиорги Хаиндрава заявил‚ что солдаты войск МВД Грузии в селе Ткиави были заменены солдатами грузинского батальона миротворческих сил" (СМС). По словам госминистра, с сегодняшнего дня на посту в Ткиави дежурит отделение грузинских военнослужащих, которые подчиняются старшему воинскому начальнику СМС с грузинской стороны. Кроме того, в Ткиави, согласно достигнутой договоренности, допущены двое наблюдателей от югоосетинской и российской сторон, которые будут следить за обстановкой и выполнением решений СКК "Что касается полицейских постов МВД Грузии в контролируемых грузинскими властями секторах Цхинвальского региона, то они продолжают функционировать в обычном режиме", - сообщил Хаиндрава.

4 июня. В селе Тамарашени Цхинвальского региона Южной Осетии, которое контролируется правительством Грузии, начал работать открывшийся филиал грузинского "Сахалхо банки" ("Народный банк"), который займется выдачей пенсий всем жителям непризнанной республики Южная Осетия - в том числе и тем, кто имеет российские паспорта и получает российские пенсии.

4 июня. Сотрудники силовых структур Южной Осетии перекрыли дорогу на въезде в Цхинвали уполномоченному президента Грузии в Шида-Картли Михаилу Карели. Он направлялся в грузинские села ущелья Большой Лиахвы.

4 июня. В Ереване состоялся очередной митинг армянской оппозиции. Вопреки прогнозам организаторов, акция продолжительностью не отличилась, не удалось организовать и сидячей забастовки, а равно шествия к президентской резиденции. Наоборот, митинг прошел в условиях крайней малочисленности сторонников оппозиции - по оценкам правоохранительных органов на площади перед "Матенадараном" собралось порядка 1200 человек. Впрочем, сами инициаторы акции упорно твердят о десятках тысяч митингующих. Следующий митинг оппозиции назначен на 16 июня.

4 июня. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян принял специального представителя председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Нагорному-Карабаху Гьорана Ленмаркера. Последний проинформировал о своем намерении посетить с ознакомительным визитом Нагорный Карабах. Он также отметил, что ПА ОБСЕ совместно с другими европейскими структурами сможет создать благоприятную атмосферу вокруг переговоров. Стороны обменялись мнениями о перспективах разрешения конфликта. Осканян отметил важность интеграции региона в европейские структуры. Стороны положительно оценили перспективу вовлечения стран Южного Кавказа в инициативу ЕС "Расширенная Европа: Новые соседи". Были обсуждены также вопросы нормализации армяно-турецких отношений, в этом контексте в очередной раз была зафиксирована важность роли ОБСЕ в обеспечении безопасности.

5 июня. Только непосредственные контакты посредников с карабахской стороной и равноправное участие Степанакерта в переговорах способны вывести процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта из тупика. Об этом в ходе встречи со специальным представителем Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Нагорному Карабаху Гораном Ленмаркером заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. Он выразил надежду, что заинтересованность Парламентской ассамблеи ОБСЕ в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и ее содействие этому процессу позволят ускорить достижение мира в регионе.

7 июня. Спикером парламента непризнанной республики Южная Осетия нового созыва избран Знаур Гассиев, который последнее время являлся главой администрации югоосетинского лидера Эдуарда Кокойты, а до того занимал другие ответственные должности в системе исполнительной власти непризнанной республики.  В ходе тайного голосования за Гассиева проголосовало 20 из 30 имеющихся в югоосетинском парламенте депутатов.

7 июня. Министерства иностранных дел Грузии и России выступили с совместным заявлением в связи с непризнанной республикой Южная Осетия, в котором приветствуются "любые усилия, направленные на восстановление доверия и дружбы между грузинским и осетинским народами". В заявлении также говорится, что грузинское и российское внешнеполитическое ведомства отмечают значение решений, подтверждающих обязательства сторон в рамках действующих международных соглашений, и заявляется, что Грузия и Россия "предпримут все необходимые меры для реализации этих решений в ближайшее время".

7 июня. В Брюсселе в штаб-квартире НАТО состоялось представление программы министерства обороны Грузии по развитию своих Вооруженных сил и предложения по реформированию военного ведомства страны, что направлено на дальнейшую интеграцию Грузии в НАТО. Разработанная программа предусматривает сокращение количества грузинских военнослужащих до 10 тысяч и поэтапный переход на контрактную систему формирования грузинской армии. Находящаяся в штаб-квартире Североатлантического альянса с 1 июня рабочая группа экспертов министерства обороны Грузии совместно с представителями НАТО дорабатывала проект развития грузинских ВС, который является частью индивидуального плана сотрудничества Грузии и НАТО.

7 июня. Премьер-министр Грузии Зураб Жвания сообщил, что нынешний секретарь Совета национальной безопасности Грузии Вано Мерабишвили переводится на должность министра государственной безопасности Грузии и будет назначен курирующим силовой блок вице-премьером страны. Работающий же до настоящего времени главой МГБ Зураб Адеишвили будет представлен на пост Генерального прокурора Грузии, а работающий сейчас на этой должности Иракли Окруашвили пересядет в кресло министра внутренних дел. Нынешний глава МВД Гиорги Барамидзе будет переведен на должность министра обороны, а нынешний глава военного ведомства Гела Бежуашвили займет пост секретаря Совета национальной безопасности.

7 июня. Грузинские власти начали строительство новой автомобильной дороги, которая соединит Сачхерский район (регион Имерети) и Джавский район (Южная Осетия).

7 июня. На Государственном радио Грузии началась регулярная трансляция выпусков новостей на осетинском языке.

7 июня. Один азербайджанский военный погиб и еще один ранен в результате перестрелки на армяно-азербайджанской границе. Инцидент произошел в районе населенного пункта Горадиз. Погиб 28-летний капитан. Получивший ранение 19-летний солдат госпитализирован. По сообщению пресс-службы Минобороны, в эти дни еще дважды был нарушен режим прекращения огня. Вечером 6 июня в Иджеванском районе Армении, а также в ночь на понедельник неподалеку от оккупированного села Хейримли Газахского района (420 км к западу от Баку) Азербайджана произошли перестрелки.

7 июня. Активы Государственного нефтяного фонда АР (ГНФАР) на 1 июня выросли до 830 млн. долл. с 815 млн.долл. на 1 января 2004 года. Об этом сообщил исполнительный директор ГНФАР Самир Шарифов. Активы ГНФАР формируются за счет доходов от реализации нефтяных проектов и вместе с резервами Национального банка составляют валютные резервы страны, ныне превышающие 1,5 млрд.долл.

8 июня. Министр здравоохранения и соцобеспечения Грузии Ладо Чипашвили снова прибыл в Южную Осетию для продолжения начатой на днях гуманитарной акции по бесплатному медицинскому обследованию жителей республики. Вслед за ним туда прибыл министр топлива и энергетики Грузии Ника Гилаури в сопровождении глав энергоотрасли страны. Гилаури намерен ознакомиться с состоянием гидроэлектростанции, расположенной близ села Кехви ущелье Большой Лиахвы, и определить необходимый для ее начинающейся реабилитации объем средств. Оба министра и сопровождавшие их лица смогли беспрепятственно проехать через Цхинвали, однако югоосетинские силовики не пропустили через свой блок-пост направлявшихся с грузинской стороны для освещения этих акций журналистов.

8 июня. Глава Миссии ОБС в Грузии Рой Рив посетил город Гори, где провел встречу с руководителем Цхинвальского офиса ОБСЕ Ганчо Ганчевым и уполномоченным президента Грузии в регионе Шида-Картли Михаилом Карели. Была обсуждена сложившаяся в регионе обстановка. Рив выразил обеспокоенность активизацией подчиняющихся югоосетинским властям вооруженных формирований и отметил, что "в соответствии с международными соглашениями, миротворческие войска должны проконтролировать, чтобы в зону конфликта не попало вооружение". Он также высказался против создания югоосетинскими властями барьеров передвижению в Цхинвальском регионе, подчеркнув, что "существует соглашение, в соответствии с которым движение на этой территории не должно представлять проблемы".

8 июня. Армянские парламентарии ратифицировали Протокол о внесении изменений в Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества Организации договора о коллективной безопасности.(ОДКБ). Представляя накануне депутатом Протокол, министр обороны Армении Серж Саркисян отметил, что документом определяется порядок распространение положений договора о военно-техническом сотрудничестве на национальные вооруженные силы. В настоящее время, отметил министр, договор касается лишь отдельного многонационального корпуса. Кроме того, протоколом предусматривается, что члены ОДКБ обязываются при агрессии в отношении одной из стран-участниц ОДКБ оказать ей немедленную военно-техническую помощь.

8 июня. Азербайджанские делегаты в Парламентской ассамблее (ПА) ОБСЕ намерены потребовать объяснений от докладчика Ассамблеи по армяно-азербайджанскому конфликту Горана Ленмаркера. Дело в том, что на днях Ленмаркер посетил Ханкенди (Степанакеpт) без уведомления официального Баку. Притом Ленмаркер не сообщал о планах посещения нагорно-карабахского региона даже своим азербайджанским коллегам из ПА ОБСЕ. "Мы потребуем ответа у спецпредставителя за этот визит. Мы неоднократно заявляли, что его поездка в Ханкенди через Армению может означать, что ОБСЕ признает Нагорный Карабах как субъект международного права, а это недопустимо.

8 июня. "Начиная с 2006 года, Азербайджан снизит объемы импортируемого из России газа", - сообщил начальник управления топливно-энергетических операций Министерства топлива и энергетики Азербайджана Идрис Рзабеков. "Добыча газа с 2006 года будет расти за счет старых месторождений ГНКАР, а с 2007 года - за счет "Шах-Дениз". Это позволит нам в 2007-08 годах отказаться от импорта газа", - сообщил он. Потребности Азербайджана в газе составляют около 12 млрд. куб. м.

8 июня. Азербайджнская газета "Зеркало" подвергла критике действия грузинских властей в отношении азербайджанцев в Грузии. Газета пишет, что в Грузии проводится этническая чистка азербайджанцев и это происходит с фактического "благословения" официального Баку. "Заявление азербайджанского посольства в Грузии вообще ни в какие ворота не лезет. – отмечает газета. - Имея у себя такое посольство Азербайджанской Республики, официальный Тбилиси и дальше может творить в местах компактного проживания азербайджанцев все, что ему вздумается. Все это будет расценено как проявление "многовековой дружбы" между двумя народами“. По версии "Зеpкала", "главной целью М.Саакашвили является "улучшение" демографической ситуации в Грузии‚ путем вытеснения национальных меньшинств.

9 июня. В селе Крцаниси, недалеко от Тбилиси, проходит акция протеста местных жителей против строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Численность протестующих колеблется от 350-400 человек. Демонстранты избили сотрудников полиции, перекрыли дорогу и препятствуют ходу строительных работ. В Крцаниси введены подразделения спецназа страны, несколько членов акции протеста арестованы.

9 июня. США заверили Грузию в дальнейшей поддержке, несмотря на итоги предстоящих президентских выборов в Америке, - заявила сегодня министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили, находящаяся с визитом в США. Комментируя свои встречи с представителями Республиканской и Демократической партий в Конгрессе  глава МИД Грузии заявила, что "это был удачный визит, так как Грузия сейчас считается в США одной из успешных стран в плане продвижения демократии". Она сообщила, что американская сторона положительно оценила действия правительства Грузии и общую ситуацию в стране. По ее словам, "был отмечен успех" в урегулировании аджарского кризиса и дана положительная оценка политике грузинского руководства в урегулировании грузино-осетинского конфликта. Американская сторона также поблагодарила Грузию за участие в операции коалиционных сил в Ираке. В ходе визита Зурабишвили встретилась с госсекретарем США Колином Пауэллом, заместителем министра обороны Полом Вулфовицем и руководителями отделов госдепартамента США, курирующих грузинские вопросы.

9 июня. Министр обороны Армении Серж Саркисян спокойно воспринимает перестрелки время от времени имеющие место в зоне нагорно-карабахского конфликта. "Такие инциденты постоянно имеют место и не вижу особо большой проблемы", - заявил министр журналистам, добавив при этом, что "причин для особого беспокойства нет". По словам Саркисяна, "азербайджанская сторона всегда пытается продвинутся вглубь армянских территорий, или хотя бы заявлять об этом, однако это всего лишь попытки и в действительности такого нет".

10 июня. Военные наблюдатели миротворческих сил в Южной Осетии сообщили, что во время инспектирования на посту в с. Тквиави было обнаружено около 30 человек из различных силовых структур Грузии, в том числе финансовой полиции, транспортной полиции, спецназа ГАИ и других. Это является нарушением договоренностей, под которыми стоит и подпись представителя Грузии о выводе дополнительных сил из зоны конфликта, - отметили наблюдатели.

10 июня. Руководитель Цхинвальского офиса миссии ОБСЕ Ганчо Ганчев был приглашен министром по особым делам Южной Осетии Борисом Чочиевым‚ который выразил недоумение по поводу того, что ОБСЕ по-прежнему не реагирует на действия грузинских властей, выражающихся в невыполнении решений СКК, которые предусматривают вывод с территории зоны конфликта дополнительных вооруженных формирований Грузии. Чочиев также заявил, что недавнее интервью Роя Рива в г. Гори делает его позицию весьма загадочной, так как вместо посреднических усилий, он некоторыми своими высказываниями и действиями нагнетает напряженность. "Складывается впечатление, что ОБСЕ не вполне честно соблюдает правила, приверженность которым декларирует на словах, либо члены миссии, проезжая из Тбилиси в Цхинвал, на участке с. Тквиави закрывают глаза и действительно не видят нарушений международных договоренностей, которые чинит грузинская сторона", - отметил министр.

10 июня. Премьер-министр Абхазии Рауль Хаджимба совершил однодневную рабочую поездку в Краснодарский край. В ходе встречи с губернатором края Александром Ткачевым рассматривался ряд совместных экономических проектов‚ включая инвестиции в экономику Абхазии. Стороны договорились о сотрудничестве в курортной и аграрной сферах. Александр Ткачев выразил обеспокоенность воинственными заявлениями со стороны Тбилиси. "Мы не оставим в беде братский абхазский народ, и в Тбилиси это должны учитывать", -подчеркнул он. В ближайшее время предполагается начало трансляций Краснодарского краевого телевидения в Абхазии. В этот же день состоялась встреча Хаджимба с одним из лидеров Либерально-демократической партии России (ЛДПР) Алексеем Митрофановым.

10 июня. Глава Единого государственного фонда социального страхования Грузии Заза Сопромадзе выступил перед журналистами с заявлением о том, что с 15 июня правительство Грузии начнет выплачивать пенсии проживающим в непризнанной республике Южная Осетия пенсионерам. По его словам, "в настоящее время в регионе проводится регистрация пенсионеров, а процесс оформления пенсий для населения данного региона упрощен" и "желающие получить пенсии от правительства Грузии должны представить лишь удостоверения личности, на основе которых будут определяться их возраст".

10 июня. Представительство Еврокомиссии в Грузии распространило заявление, в котором выражает озабоченность в связи с препятствиями, созданными властями Южной Осетии завершению восстановления железнодорожной ветки Гори-Цхинвали. В своем заявлении Еврокомиссия отмечает, что "для реабилитации этой железнодорожной линии Евросоюз обеспечил приобретение материалов на сумму 400 тысяч евро и выделил 200 тысяч евро для полного восстановления железной станции в Цхинвали". В заявлении подчеркивается, что "Евросоюз поддержал восстановлению железнодорожной линии Гори-Цхинвали, так как считает, что это важный шаг, который будет содействовать свободному передвижению людей и грузов, что необходимо для мирного процесса".

10 июня. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты прибыл в Москву с прошением о принятии республики в состав России. Осетинский лидер передал документ Федеральному Собранию России и президенту России Владимиру Путину. В обращении содержится призыв о признании независимости Южной Осетии и ее присоединении к Северной Осетии в составе России. Обращение Кокйты было рассмотрено на закрытом совместном заседании трех думских комитетов с участием представителей Министерства обороны и министра иностранных дел Сергея Лаврова. Принято промежуточное решение подробно изучить эти документы.

10 июня. Восстановление железной дороги до Цхинвала, выплата пенсий в Южной Осетии и другие предложения властей Грузии руководство РЮО считает провокационными и рекламными. Об этом сообщает информационное агентство "РЕС". Агентство напоминает, что долг Грузии перед Южной Осетией составляет 54 млрд рублей – средства на восстановление разрушенного во время грузинской агрессии 1989-1992 гг. хозяйства.

10 июня. Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял делегацию во главе с заместителем начальника штаба Европейского командования США генералом Чарльзом Уолдом. Подчеркнув достижение большого прогресса в развитии двусторонних связей между США и Азербайджаном, Ильхам Алиев отметил, что это сотрудничество будет и впредь продолжаться. Чарльз Уолд в свою очеpедь назвал Азербайджан “очень важной страной“ и лидером  в регионе. Он также подчеркнул особое значение реализуемых совместных программ, включая совместные меры, осуществляемые двумя странами в области обеспечения безопасности в Каспийском бассейне, и вопросы обеспечения безопасности нефтепроводов - это самые актуальные проблемы, стоящие в повестке дня. Для этого будет продолжено проведение совместных учений.

10 июня. Акция протеста членов Исламской демократической партии перед Посольством США в Баку не увенчалась успехом. Полицейские остановили участников акции и запретили им двигаться в сторону посольства. Исламисты не пошли на конфронтацию с полицией и роздали резолюции пикета находившимся поблизости гражданам. Однако полицейские конфисковали несколько экземпляров резолюции, в которой осуждалась военная операция США в Ираке и разрушение исламских святынь. Исламисты также потребовали немедленного вывода американских войск из Ирака.

11 июня. МИД России надеется, что ни одна из сторон грузино-осетинского конфликта не будет предпринимать односторонних действий. Об этом заявил на пресс-конференции представитель МИД России Александр Яковенко. Россия, по его словам, выступает за выполнение всех соглашений об урегулировании грузино-осетинского конфликта в полном объеме.  "В противном случае мы столкнемся с витком напряженности, который не отвечает интересам Грузии и ее соседей", - сказал дипломат.  Яковенко выразил сожаление в связи с эскалацией напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта. По его словам, последние события в Южной Осетии "отбросили назад ранее достигнутые договоренности". Он высказался за проведение второго заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК), в рамках которой планируется решить вопросы, связанные с грузино-осетинскими проблемами.

11 июня. Представитель аппарата госминистра Грузии по урегулированию конфликтов заявил‚ что "действия, осуществляемые правительством Грузии в зоне грузино-осетинского конфликта, полностью соответствуют официальным договоренностям и соглашениям, достигнутым в целях урегулирования грузино-осетинского конфликта". Он напомнил о заинтересованности Тбилиси в том, чтобы этот регион стал полноценной частью грузинского государства. "Мы максимально стараемся привлечь к экономической реабилитации зоны конфликта страны-доноры и страны-партнеры. На эти цели выделяются немалые средства“‚ – подчеркнул он.

11 июня. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил‚ что "без хороших отношений с Россией полноценное развитие Грузии невозможно“. Комментируя поездку лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты в Россию, Саакашвили заявил, что запретить этого он не может и посоветовал Кокойты также почаще встречаться с руководством Грузии.




ИА REGNUM,
31 мая 2004

"Вертолеты, артиллерия, коммандос – не слишком ли много для борьбы с контрабандой?": интервью министра по особым делам Южной Осетии Бориса Чочиева

Справка: Борис Чочиев - министр по особым делам Южной Осетии, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Борис Елиозович, как Вы расцениваете ввод грузинских войск в зону грузино-осетинского конфликта?

Это невозможно расценивать иначе как грубую провокацию, немыслимое попрание всех ранее подписанных грузинской стороной обязательств, соглашений и договоренностей. Как известно, села Тквиави, Никози и Ередви, находятся в зоне грузино-осетинского конфликта, то есть в зоне действия Смешанных сил по поддержанию мира, которые были введены в Южную Осетию 14 июля 1992 года. Согласно Положению об СКК, об ССПМ, в зоне ответственности миротворческих сил не допускается пребывание иных вооруженных формирований, а также тяжелой военной техники. Вместе с тем, хочу обратить внимание, что в Московском меморандуме 1996 года ясно сказано, что стороны отказываются от применения силы и угрозы, от применения экономических и иных форм давления, а на деле мы видим совершенно другое.

Грузия на словах заявляет о своем миролюбии, а на деле проводит ту же политику, которая была ей свойственна во времена Гамсахурдиа. Ввод войск Грузии в зону грузино-осетинского конфликта – лишнее тому подтверждение. Этот незаконный шаг официальные руководители Грузии объясняют, якобы, борьбой с контрабандой, и что, якобы, сегодня утром на совещании у командующего миротворческими силами генерал-майора Набдзорова последовало его заявление о намерении ликвидировать пост в селе Тквиави. Между тем (и это хорошо известно всем, кто занимается урегулированием грузино-осетинского конфликта) генерал-майор Набдзоров не делал, да и не мог делать таких заявлений: решения относительно ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта принимаются не военными, Смешанной контрольной комиссией, куда входит и грузинская сторона, и к тому же без согласия всех членов Объединенного военного командования, то есть старшего воинского начальника от Осетии и старшего воинского начальника от Грузии генерал Набдзоров не может принимать самостоятельных решений. Тквиавский пост действительно является незаконным, он выставлен в нарушение положения об ССПМ, юго-осетинская сторона неоднократно на заседаниях СКК поднимала этот вопрос, но С. Набдзоров вышеупомянутых заявлений все равно не делал. Также хочется сказать, что, во-первых, грузы, поступающие в Южную Осетию из России, для Южной Осетии контрабандой не являются, так как при пересечении российской границы проходят все таможенные процедуры, во-вторых, восемь вертолетов, артиллерия, тысяча вооруженных до зубов коммандос – не слишком ли много для борьбы с контрабандой? Думается, что, все-таки, преследуются цели, далекие от декларированных…

Грузия ввела в зону конфликта тяжелую военную технику, включая вертолеты. Какова реакция ОБСЕ, чиновникам которой так часто мерещилась тяжелая техника Южной Осетии?

Действительно, представители ОБСЕ нередко поднимали вопрос, якобы, присутствия в зоне грузино-осетинского конфликта тяжелой техники Южной Осетии. Они столь скрупулезно пытались выудить хоть какую-нибудь информацию, так и крутились вокруг военных чинов… бывали и случаи, когда они без спроса покидали отведенное им по их мандату место и отправлялись за поисками нашей тяжелой военной техники в разные села. А теперь Грузия, как известно, ввела вооруженные силы, ввела тяжелую военную технику, вертолеты – и ОБСЕ хранит молчание. И это при том, что представители ОБСЕ уверяли нас, что "теперь не 1989 год и мировое сообщество больше не позволит Грузии применить силу против Южной Осетии". Следует обратить внимание, что мы неоднократно предупреждали, в том числе и в прессе, что и в 1989г, и в 1991-1992 гг, когда Грузия устроила Геноцид и истребляла осетин по национальному признаку, ОБСЕ ни слова не сказала в нашу защиту и теперь не скажет. Время показало, что наши прогнозы и оценки были справедливыми.

Нам известно, что 1 июня, в международный день защиты детей, супруга грузинского лидера намеревалась посетить Южную Осетию и привезти детям подарки…

Один подарок юго-осетинским детям она уже сделала – это ввод вооруженных сил Грузии и эскалация напряженности. Если у Грузии для осетинских детей только такие "подарки", то… Дело в том, что губернатор Горийского района Грузии Михаил Карели, чтобы лишний раз выслужиться перед властями, пригласил жену Саакашвили в свою "вотчину". Одновременно была начата транспортно-экономическая блокада Южной Осетии, а теперь, как видите – введены войска. Такие шаги дискредитируют и грузинское государство, и его руководителей, и все "благие пожелания", от кого бы в Грузии они не исходили




Страна.Ру,
3 июня 2004

 «Пятая колонна» Саакашвили

Виктор Соколов

С приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили, похоже, начинается очередной этап борьбы Тбилиси за объединение грузинских земель и возвращение в общее государство "блудных детей" - Абхазии и Южной Осетии. Окрыленный успехом «розовой» революции в самой Грузии, проведенной с помощью митингов и оппозиционной толпы, молодой грузинский лидер применил ту же тактику в Аджарии, а сейчас пытается использовать ее же в Южной Осетии. Наверняка, в будущем он намерен то же самое совершить в Абхазии.

Грузия начала восстанавливать железнодорожный путь в направлении Южной Осетии и вводит в демилитаризованную зону на своей границе с этой республикой дополнительно 350 военнослужащих, танки, бронетранспортеры и несколько установок «Град». В министерстве обороны Грузии заявляют, что все эти военнослужащие и техника в пределах отведенной грузинам миротворческой квоты. Однако есть информация, что в непосредственной близи этой демилитаризованной зоны на территории самой Грузии концентрируется намного больше войск и техники, чем предусмотрено квотой. Эту технику показала по телевидению телекомпания «Рустави-2»: о наращивании военные силы вдоль границы с Южной Осетией (пять тысяч человек) сообщила председатель Комитета информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева. Войска и спецназ располагаются вне 10-километровой разделительной зоны, контролируемой миротворцами, приблизительно в 15 километрах от границы. Формально Грузия осуществляет эти действия на своей территории, но в Цхинвали эта демонстрация силы вызывает тревогу.

Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава тут же опроверг сообщения СМИ о начале переброски дополнительной военной техники в город Гори, находящийся поблизости от бывшей Юго-Осетинской автономной области и заявил, что в Гори возвращается та часть бронетехники дислоцированного там вот уже 10 лет танкового подразделения МО страны, которая была задействована на параде 26 мая в Тбилиси, в День восстановления независимости Грузии. Кроме того, добавил министр, часть техники этого подразделения в последние месяцы находилась на ремонте в Тбилиси и сейчас она также возвращается в Гори. Он назвал «сказками» сообщения о том, что грузинская сторона сосредоточила около административных границ Южной Осетии несколько тысяч военнослужащих и технику.

Кому здесь можно верить, а кому нельзя, сказать трудно, но факт остается фактом: войска и техника в направлении границы с Южной Осетией перемещаются по квоте и вне квоты. Нельзя также забывать, что совсем недавно, "испугавшись" ложной информации о том, что российские миротворцы хотят убрать из зоны грузинские таможенные посты, власти Грузии для их защиты ввели в 10-километровую зоны внутренние войска и подразделения спецназа. Они, нарушив установленный порядок, сделали это без согласования со смешанной контрольной комиссией (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Поэтому в любом случае и проведенный в Тбилиси военный парад, и перемещение войск, и ввод их в демилитаризованную зону свидетельствуют о демонстрации военной мощи новой Грузии, о бряцании оружием, о запугивании соседей. Это также говорит и о том, что Тбилиси продолжает болезненно реагировать на российскую активность в этом регионе. Из всего этого можно сделать вывод, что новые власти Грузии приступили к очередному этапу решения проблемы возвращения утраченных земель.

Силовую активность новых грузинских властей, которая может быть направлена на решение проблемы воссоединения страны, чувствуют и в Москве: резкое заявление МИД РФ появилось сразу же после введения в зону грузинских спецназовцев и милиции. Провокацией назвало эти действия и руководство Южной Осетии. Грузины отвели войска, но тут же решили заполнить предоставленную им квоту до конца, хотя раньше на это смотрели сквозь пальцы.

Напомним, что нестабильный регион на южной границе России в Закавказье был сформирован сразу после распада СССР. Это - территория бывшей Грузинской советской республики, а ныне треугольник «Сухуми - Цхинвали - Тбилиси». Абхазы и южно-осетины жестоко воевали с грузинами за свою самостоятельность. После окончания боевых действий и введения в районы разделительных линий миротворцев эти две республики остались самопровозглашенными и непризнанными государственными субъектами. Официальный Тбилиси до появления нового президента Михаила Саакашвили не смог переговорным путем изменить сложившееся положение и добиться объединения территории Грузии в рамках границ бывшей советской республики, Абхазии и Южной Осетии тоже не удалось добиться у мировой общественности официального признания своего независимого статуса. Нудные и безрезультатные переговоры по этим вопросам прекращались, возобновлялись и вновь прекращались, - механизмы ООН не помогали. С учетом всего этого опасность применения силовых методов решения проблемы со стороны Тбилиси и возобновления военных действий оставалась. Инциденты в пограничных районах, несмотря на наличие там миротворцев, имели место вплоть до последних дней.

Опасения Москвы в возобновлении военных действий понятны, но это крайняя мера, на которую Тбилиси так просто не пойдет. Скорее всего, ныне своими устрашающими действиями с использованием военной техники, Саакашвили проводит зондаж на реакцию российского руководства. Ему важно знать, созрела ли Москва на резкие и опасные для Тбилиси движения, или она решила в отношении Грузии отделываться дипломатическими заявления, не желая из-за нее ссориться с Западом. В вопросе с Аджарией Москва себя повела именно по второму варианту, не поддержав Аслана Абашидзе, но предоставив ему убежище в российской столице.

Саакашвили и его сотоварищи сместили Эдуарда Шеварднадзе с помощью митингующей толпы - искусственно созданной оппозицией, некоего временного фантома, который правильнее было бы назвать «пятой колонной». В решении вопроса смещения Абашидзе «колонна» приобрела более отчетливые очертания: в Аджарию, где оппозиция фактически отсутствовала, просто приезжали залетные оппозиционеры и на деньги Тбилиси создавали там видимость недовольства властями. Этими действиями новые власти Грузии создавали прецедент недовольства населением политикой Батуми, развязывали себе руки для наведения порядка в уделе Абашидзе и свергли его самого, после чего «пятая колонна» исчезла. Метод, примененный Саакашвили в Аджарии, нельзя назвать силовым. Он достаточно мирный, но он помог усмирить Абашидзе и решить проблему.

Все последнее время в Грузии идет разговор о наличии оппозиции в Южной Осетии, где достаточно много переселенцев из центральных районов страны. Если в Цхинвальский район за деньги, полученные от Тбилиси, понаедут еще и агитаторы-миссионеры из Тбилиси и организуют там оппозиционное движение, то ситуация может повториться. То же самое может произойти и в Абхазии, если туда вдруг возвратятся грузинские беженцы, которые там ранее жили и там исполнят роль оппозиции «режиму Сухуми». Однако здесь нужно отдавать себе отчет, что Абхазию и Южную Осетию ни в коем случае нельзя сравнивать с Аджарией. С Сухуми и Цхинвали «пятая колонна» не справится. И этот шаблонный метод наверняка приведет к новой войне. И здесь опять будет очень важна позиция России и позиция Запада, которые, хотят они этого или нет, являются главными игроками на этой закавказской сцене. Отсидеться в тиши, заботясь о стабильности дипломатическими заявлениями или подковерными интригами ни России, ни Западу не удастся, борьба за влияние в Закавказье в любом случае чем-то должна завершиться. При этом и молодому грузинскому руководителю нужно понимать всю меру ответственности за стабильность в этом регионе и не забывать о том, что повторение избитых приемов для решения внутриполитических проблем свидетельствует о недостаточном творческом потенциале властных структур.




Независимая Газета,
10 июня 2004

Грузино-Российский «базовый» торг продолжается

Анатолий Гордиенко

В ближайшие дни в Тбилиси прибывает комиссия Минобороны РФ, которая документально оформит передачу грузинскому военному ведомству ряда военных объектов Группы российских войск в Закавказье. В список передаваемых объектов, в частности, включен Тбилисский танкоремонтный завод, в советское время ремонтировавший бронетехнику для расквартированных в Закавказье военных частей.

На этом фоне в Тбилиси продолжают усиленно раскручивать тему вывода остающихся на территории Грузии, в Батуми и Ахалкалаки российских военных баз, неожиданно для Москвы ставшую в последнее время очень популярной среди высокопоставленных представителей грузинского руководства. По сути, грузинская сторона ведет дело к ускоренному выдавливанию российских военных с территории республики. В частности, на вчерашнем брифинге министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили вновь в категоричной форме потребовала от Москвы соблюдения взятых на этот счет международных обязательств. «Российские базы должны быть выведены с территории Грузии, это неизменная и принципиальная позиция грузинского руководства», – заявила Зурабишвили. По ее словам, российские базы в Грузии «никому не нужны», так как давно уже «потеряли прежнее стратегическое значение».

Нельзя не заметить, что вчерашние заявления грузинского министра едва ли не дословно дублируют позицию Вашингтона, озвученную на минувшей неделе госсекретарем США Колином Пауэллом.

Вместе с тем в позиции МИД Грузии появились и некие новые подходы. В частности, как заявила на вчерашнем брифинге министр Зурабишвили, «вместо ликвидируемых военных баз Москве предлагается создать в Грузии совместные грузино-российские антитеррористические центры». Глава МИД Грузии дала понять, что эта идея грузинской стороны встретила понимание в Москве, и даже отметила в этой связи «определенный прогресс» в согласовании сроков вывода российских военных баз. По ее словам, российская сторона смягчает свою позицию и уже готова рассматривать возможность вывода своих баз из Грузии в течение 8, а не 11 лет, как об этом заявлялось ранее.

Эти, пусть пока и гипотетические, «подвижки» в вопросе о сроках вывода российских баз и возможном изменении их статуса, считают грузинские эксперты, могут быть связаны с объявленной руководством Грузии готовностью открыть экономику страны для российского бизнеса. В пользу такой версии, сказал «НГ» политолог Рамаз Сакварелидзе, говорит, в частности, то, что в Москве «неожиданно спокойно отреагировали на весьма жесткие заявления главы МИД Грузии по российским базам». А это, считает грузинский политолог, может быть косвенным подтверждением того, что между Москвой и Тбилиси начался некий политический торг.




Заявление Парламента Республики Южная Осетия

г. Цхинвал 04.06.04

Депутаты Парламента Республики Южная Осетия четвертого созыва, собравшись на первое заседание, выражают свою глубокую обеспокоенность в связи с обострением военно-политической ситуации вокруг Южной Осетии.

Развитие событий на протяжении последних дней угрожает возникновением нового очага вооруженного конфликта. Действия грузинского руководства, нагнетающего напряженность, осуществляющего опасные политические провокации, чреваты непредсказуемыми последствиями.

Переброска к границам Республики Южная Осетия воинских формирований и тяжелой техники под надуманным предлогом борьбы против контрабанды, попытки проведения на этом фоне «мирных, гуманитарных акций», и агрессивные высказывания ряда представителей высшего руководства Грузии в адрес Южной Осетии являются ничем иным, как формами политического и экономического давления на Южную Осетию, нарушением достигнутых в ходе урегулирования договоренностей, и идут в разрез с заверениями грузинского руководства о приверженности мирному пути урегулирования.

Подобные опасные шаги официального Тбилиси не оставляют сомнений, что нынешнее грузинское руководство, сознательно проводя политику эскалации напряженности в грузино-осетинских отношениях, не намерено считаться ни с опасностью развития нового очага напряженности, ни со сложившимися реалиями.

Трагический опыт конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда установление шовинистической диктатуры в Грузии привело к развязыванию кровопролитных войн против Южной Осетии и Абхазии, гражданской войне в самой Грузии, должен предостеречь мировое сообщество о той угрозе, которую несут опасные сценарии, разработанные в Тбилиси с целью укрепления внутриполитических позиций новых властей Грузии.

Республика Южная Осетия более 12-ти лет является независимым от Грузии государством. Его образование явилось исторически обоснованным, юридически законным и нравственно оправданным следствием развития политико-правовых процессов в современном мире. Руководство Республики Южная Осетия, пользующееся полной поддержкой ее граждан в осуществлении курса, определенного народом Южной Осетии на референдуме 1992 года, последовательно выступает за урегулирование отношений с Грузией исключительно мирными средствами за столом переговоров.

Ввиду реальной угрозы новой агрессии со стороны Грузии Парламент Республики Южная Осетия, вновь подтверждая приверженность к идеалам мира и демократии, стремясь к сохранению спокойствия и стабильности, обращается к народу Грузии решительно выступить против разжигания новой братоубийственной войны, призывает Российскую Федерацию, международное сообщество использовать все необходимые средства, чтобы не допустить очередной виток напряженности и предотвратить новую войну на земле Кавказа.




Обращение Парламента Республики Южная Осетия к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

г. Цхинвал 05.06.04

Развитие событий вокруг Южной Осетии на протяжении последних дней угрожает возникновением нового очага вооруженного конфликта. Действия грузинского руководства, нагнетающего напряженность, осуществляющего опасные политические провокации, чреваты непредсказуемыми последствиями.

Переброска к границам Республики Южная Осетия воинских формирований и тяжелой техники под надуманным предлогом борьбы против контрабанды, попытки проведения на этом фоне «мирных, гуманитарных акций», и агрессивные высказывания ряда представителей высшего руководства Грузии в адрес Южной Осетии являются ничем иным, как формами политического, военного и экономического давления на Южную Осетию, нарушением достигнутых в ходе урегулирования договоренностей, и идут в разрез с заверениями грузинского руководства о приверженности мирному пути урегулирования.

Южная Осетия неоднократно становилась объектом агрессии со стороны Грузии. Открытая попытка полного уничтожения народа Южной Осетии была предпринята в 1989 -1992 годах. В сложившейся тогда ситуации наш народ, отстаивая свое право на существование и свободу, и основываясь на действовавшем в то время союзном законодательстве, высказался за провозглашение государственной независимости Южной Осетии.

В 1992 году Российская Федерация решительно осудила осуществлявшийся Грузией геноцид нашего народа и добилась прекращения кровопролития на земле Южной Осетии. Однако дальнейший ход событий показал, что Грузия и после прекращения войны не отказалась от своей политики в отношении Южной Осетии. Даже признавая свою ответственность за развязывание войны против народа Южной Осетии, Грузия на деле не предприняла никаких шагов для возмещения нанесенного ею ущерба и ничего не сделала для облегчения тяжелого положения людей. Более 12-ти лет Южная Осетия существует в условиях фактической независимости от Грузии, опираясь на свои силы и помощь России.

Исторический опыт подтвердил верность выбора народа Осетии, в 1774 году добровольно вошедшего в состав Российского государства. Являясь частью единого осетинского народа, который после распада СССР оказался разделенным государственной границей, южные осетины считают себя россиянами. Подавляющее большинство населения Южной Осетии являются гражданами Российской Федерации. Русский язык в Южной Осетии является наряду с осетинским официальным языком. Южная Осетия воспринимает себя как часть российского культурного и национального пространства. Народ Южной Осетии считает Российскую Федерацию единственным гарантом своей безопасности.

Руководство Республики Южная Осетия пользуется полной поддержкой ее народа в вопросе установления самых тесных отношений с Российской Федерацией.

Между тем в Тбилиси регулярно открыто звучат высказывания официальных лиц о планах насильственного возвращения Южной Осетии под юрисдикцию Грузии, не учитывая, что урегулирование грузино-осетинских взаимоотношений ведется при посредничестве Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания и не в коей мере не может рассматриваться как «внутригрузинское дело».

Ввиду реальной угрозы новой агрессии Грузии против Южной Осетии, основываясь на исторически обусловленной связи с Россией и исходя из воли народа, выраженной на референдуме в январе 1992 года, Парламент Республики Южная Осетия обращается к Государственной Думе Российской Федерации с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия и принятии мер по защите Российских граждан, проживающих в Южной Осетии.




Обращение президента Южной Осетии Э.Кокойты к Президенту и Федеральному Собранию России

г. Москва 10.06.04

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНУ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ С.М. МИРОНОВУ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Б.В.ГРЫЗЛОВУ

Добровольное присоединение единой Осетии к России в 1774 г. Явилось осознанным выбором осетинского народа, который раз и навсегда решил связать свою судьбу с Российским государством. Однако после распада Российской империи в 1917 г. Грузия попыталась отторгнуть от России южную часть Осетии и включить ее в свой состав. Народ Южной Осетии тогда поднялся на борьбу за свое право на самоопределение и единство с Россией. Многие тысячи осетин были уничтожены грузинскими войсками, которые в 1920 г. Стерли с лица  все население Южной Осетии.

После советизации Грузии и вхождения ее в СССР, когда была создана Юго-Осетинская автономная область, в Южной Осетии проблема воссоединения продолжала оставаться на повестке дня. Однако и тогда грузинские власти предприняли все возможное, чтобы воспрепятствовать этому. Грузинское руководство стремилось вытравить из сознания народа даже мысль о возможности воссоединения с Россией. Массовые репрессии по отношению к национальной интеллигенции, запрет вести преподавание в школах на осетинском языке, внедрение нового алфавита на основе грузинской письменности, насильственное выселение тысяч осетин в Северную Осетию – все это было направлено на депопуляцию  Южной Осетии и грузинизацию оставшегося населения. Как следствие, Южная Осетия стала единственной территорией бывшего СССР, где происходил не рост населения, а неуклонное уменьшение его численности.

В конце 1980-х годов грузинские национал-экстремисты развернули кампанию по ликвидации автономии  Южной Осетии. Были отменены все республиканские законодательные акты, бывшие основой существования автономии,  после чего была упразднена и сама автономия. Дискриминации и угрозы по отношению к осетинам переросли в вооруженную агрессию со стороны Грузии. Отстаивая свое право на существование и свободу, основываясь на действовавшем тогда союзном законодательстве, а также фундаментальных принципах международного права, наш народ на референдуме 19 января 1992 г. Высказался за провозглашение независимости Южной Осетии и воссоединение с Россией.

В 1992 г. Российская Федерация решительно выступила против геноцида нашего народа и добилась прекращения кровопролития на земле Южной Осетии. Однако дальнейший ход событий показал, что Грузия и после прекращения войны не отказалась от своих агрессивных планов. Даже признавая свою ответственность за развязывание войны против народа Южной Осетии, Грузия не предприняла никаких шагов для возмещения нанесенного ею ущерба. Отменив все акты, на которых основывалось нахождение Южной Осетии в составе Грузинской ССО, Грузия тем самым уничтожила какую-либо основу для государственно-правовых отношений с Южной Осетией. Свыше четырнадцати лет Южная Осетия – самостоятельное и самодостаточное государственное образование – существует в условиях фактической независимости, опираясь на свои силы и помощь России.

Являясь частью единого осетинского народа, который после распада СССР оказался разделенным государственной границей, южные осетины продолжают считать себя россиянами. Большая часть жителей Южной Осетии является гражданами Российской Федерации, остальные также заявили о своем стремлении принять российское гражданство. Русский язык является наряду с осетинским официальным языком Республики Южная Осетия. Южная Осетия воспринимает себя как часть российского национального пространства, Единственный денежной единицей, находящейся в официальном обращении, является российский рубль. Действующее в Республике законодательство максимально приближено к российскому. Экономика Южной Осетии также практически полностью интегрирована в российскую.

Между тем руководство Грузии, независимо от того, какие силы находятся там у власти, настойчиво продолжает демонстрировать свою готовность применить силу против Южной Осетии. Происходят постоянные опасные провокации, несущие угрозу миру и стабильности. Перед угрозой суверенитету и безопасности РЮО, жизни ее населения, основываясь на исторической, национальной и духовной связи с Россией, исходя из референдума, проведенного в январе 1992 года, от имени народа Южной Осетии обращаюсь к Президенту и Федеральному Собранию Российской Федерации с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия, воссоединении с Россией и о вводе на территорию Южной Осетии российских войск для защиты граждан Российской Федерации.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ