Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №100(15.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Страна.Ру,
3 июня 2004

 «Пятая колонна» Саакашвили

Виктор Соколов

С приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили, похоже, начинается очередной этап борьбы Тбилиси за объединение грузинских земель и возвращение в общее государство "блудных детей" - Абхазии и Южной Осетии. Окрыленный успехом «розовой» революции в самой Грузии, проведенной с помощью митингов и оппозиционной толпы, молодой грузинский лидер применил ту же тактику в Аджарии, а сейчас пытается использовать ее же в Южной Осетии. Наверняка, в будущем он намерен то же самое совершить в Абхазии.

Грузия начала восстанавливать железнодорожный путь в направлении Южной Осетии и вводит в демилитаризованную зону на своей границе с этой республикой дополнительно 350 военнослужащих, танки, бронетранспортеры и несколько установок «Град». В министерстве обороны Грузии заявляют, что все эти военнослужащие и техника в пределах отведенной грузинам миротворческой квоты. Однако есть информация, что в непосредственной близи этой демилитаризованной зоны на территории самой Грузии концентрируется намного больше войск и техники, чем предусмотрено квотой. Эту технику показала по телевидению телекомпания «Рустави-2»: о наращивании военные силы вдоль границы с Южной Осетией (пять тысяч человек) сообщила председатель Комитета информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева. Войска и спецназ располагаются вне 10-километровой разделительной зоны, контролируемой миротворцами, приблизительно в 15 километрах от границы. Формально Грузия осуществляет эти действия на своей территории, но в Цхинвали эта демонстрация силы вызывает тревогу.

Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава тут же опроверг сообщения СМИ о начале переброски дополнительной военной техники в город Гори, находящийся поблизости от бывшей Юго-Осетинской автономной области и заявил, что в Гори возвращается та часть бронетехники дислоцированного там вот уже 10 лет танкового подразделения МО страны, которая была задействована на параде 26 мая в Тбилиси, в День восстановления независимости Грузии. Кроме того, добавил министр, часть техники этого подразделения в последние месяцы находилась на ремонте в Тбилиси и сейчас она также возвращается в Гори. Он назвал «сказками» сообщения о том, что грузинская сторона сосредоточила около административных границ Южной Осетии несколько тысяч военнослужащих и технику.

Кому здесь можно верить, а кому нельзя, сказать трудно, но факт остается фактом: войска и техника в направлении границы с Южной Осетией перемещаются по квоте и вне квоты. Нельзя также забывать, что совсем недавно, "испугавшись" ложной информации о том, что российские миротворцы хотят убрать из зоны грузинские таможенные посты, власти Грузии для их защиты ввели в 10-километровую зоны внутренние войска и подразделения спецназа. Они, нарушив установленный порядок, сделали это без согласования со смешанной контрольной комиссией (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Поэтому в любом случае и проведенный в Тбилиси военный парад, и перемещение войск, и ввод их в демилитаризованную зону свидетельствуют о демонстрации военной мощи новой Грузии, о бряцании оружием, о запугивании соседей. Это также говорит и о том, что Тбилиси продолжает болезненно реагировать на российскую активность в этом регионе. Из всего этого можно сделать вывод, что новые власти Грузии приступили к очередному этапу решения проблемы возвращения утраченных земель.

Силовую активность новых грузинских властей, которая может быть направлена на решение проблемы воссоединения страны, чувствуют и в Москве: резкое заявление МИД РФ появилось сразу же после введения в зону грузинских спецназовцев и милиции. Провокацией назвало эти действия и руководство Южной Осетии. Грузины отвели войска, но тут же решили заполнить предоставленную им квоту до конца, хотя раньше на это смотрели сквозь пальцы.

Напомним, что нестабильный регион на южной границе России в Закавказье был сформирован сразу после распада СССР. Это - территория бывшей Грузинской советской республики, а ныне треугольник «Сухуми - Цхинвали - Тбилиси». Абхазы и южно-осетины жестоко воевали с грузинами за свою самостоятельность. После окончания боевых действий и введения в районы разделительных линий миротворцев эти две республики остались самопровозглашенными и непризнанными государственными субъектами. Официальный Тбилиси до появления нового президента Михаила Саакашвили не смог переговорным путем изменить сложившееся положение и добиться объединения территории Грузии в рамках границ бывшей советской республики, Абхазии и Южной Осетии тоже не удалось добиться у мировой общественности официального признания своего независимого статуса. Нудные и безрезультатные переговоры по этим вопросам прекращались, возобновлялись и вновь прекращались, - механизмы ООН не помогали. С учетом всего этого опасность применения силовых методов решения проблемы со стороны Тбилиси и возобновления военных действий оставалась. Инциденты в пограничных районах, несмотря на наличие там миротворцев, имели место вплоть до последних дней.

Опасения Москвы в возобновлении военных действий понятны, но это крайняя мера, на которую Тбилиси так просто не пойдет. Скорее всего, ныне своими устрашающими действиями с использованием военной техники, Саакашвили проводит зондаж на реакцию российского руководства. Ему важно знать, созрела ли Москва на резкие и опасные для Тбилиси движения, или она решила в отношении Грузии отделываться дипломатическими заявления, не желая из-за нее ссориться с Западом. В вопросе с Аджарией Москва себя повела именно по второму варианту, не поддержав Аслана Абашидзе, но предоставив ему убежище в российской столице.

Саакашвили и его сотоварищи сместили Эдуарда Шеварднадзе с помощью митингующей толпы - искусственно созданной оппозицией, некоего временного фантома, который правильнее было бы назвать «пятой колонной». В решении вопроса смещения Абашидзе «колонна» приобрела более отчетливые очертания: в Аджарию, где оппозиция фактически отсутствовала, просто приезжали залетные оппозиционеры и на деньги Тбилиси создавали там видимость недовольства властями. Этими действиями новые власти Грузии создавали прецедент недовольства населением политикой Батуми, развязывали себе руки для наведения порядка в уделе Абашидзе и свергли его самого, после чего «пятая колонна» исчезла. Метод, примененный Саакашвили в Аджарии, нельзя назвать силовым. Он достаточно мирный, но он помог усмирить Абашидзе и решить проблему.

Все последнее время в Грузии идет разговор о наличии оппозиции в Южной Осетии, где достаточно много переселенцев из центральных районов страны. Если в Цхинвальский район за деньги, полученные от Тбилиси, понаедут еще и агитаторы-миссионеры из Тбилиси и организуют там оппозиционное движение, то ситуация может повториться. То же самое может произойти и в Абхазии, если туда вдруг возвратятся грузинские беженцы, которые там ранее жили и там исполнят роль оппозиции «режиму Сухуми». Однако здесь нужно отдавать себе отчет, что Абхазию и Южную Осетию ни в коем случае нельзя сравнивать с Аджарией. С Сухуми и Цхинвали «пятая колонна» не справится. И этот шаблонный метод наверняка приведет к новой войне. И здесь опять будет очень важна позиция России и позиция Запада, которые, хотят они этого или нет, являются главными игроками на этой закавказской сцене. Отсидеться в тиши, заботясь о стабильности дипломатическими заявлениями или подковерными интригами ни России, ни Западу не удастся, борьба за влияние в Закавказье в любом случае чем-то должна завершиться. При этом и молодому грузинскому руководителю нужно понимать всю меру ответственности за стабильность в этом регионе и не забывать о том, что повторение избитых приемов для решения внутриполитических проблем свидетельствует о недостаточном творческом потенциале властных структур.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ