Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №101(01.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Информация  о работе Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками c конца декабря 2003 года по  31 июня 2004 года

Предлагаем Вашему вниманию информацию о работе Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками за последние полгода. 1 июля отчет рассмотрен членами членами Комитета. Информацию о внесенных дополнениях и замечаниях читайте  в следующем номере нашего бюллетеня.

Комитет по делам СНГ  и связям с соотечественниками осуществлял свою деятельность, исходя из основных задач Комитета и усиления роли парламентариев в реализации стратегического курса и базовых принципов России в отношениях с государствами Содружества. Работа депутатов строилась в соответствии с распределением функций и кураторства главных и составляющих аспектов политики cо странами СНГ. В соответствии с утвержденным планом работы на весеннюю сессию депутаты совместно с аппаратом Комитета сделали значительные шаги по повышению эффективности заседаний Комитета, обсуждению на них наиболее актуальных вопросов Содружества, развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ, содействию нашим соотечественникам за рубежом. Спектр проблем, которые выносились на заседания Комитета, касался политических, экономических, военно-технических, гуманитарных и других сфер интеграции и сотрудничества со странами СНГ.

В течение отчетного периода было подготовлено и проведено 11 заседаний Комитета, на которых было рассмотрено свыше 60 вопросов, 4 заседания прошло совместно с Комитетом по международным делам и Комитетом по безопасности.

По итогам заседаний соответствующая информация направлялась в Правительство РФ, заинтересованные министерства и ведомства. Для более глубокой проработки рассматриваемых вопросов на заседания Комитетов привлекались  руководители заинтересованных министерств и ведомств, специалисты и эксперты.

Главное внимание Комитета было сосредоточено на обеспечении законотворческой работы, ратификации международных договоров и соглашений.

Законотворческая деятельность осуществлялась на основе утвержденной Примерной программы законопроектной работы Государственной Думы, а также в соответствии с Посланием Президента РФ, в котором  страны Содружества объявлены сферой стратегических интересов России. Содержание и направленность достигнутых договоренностей охватывает основные сферы международного сотрудничества СНГ.

В период весенней сессии 2004 года на рассмотрении Комитета находилось 17 международных договоров, включая один договор, по которому Комитет был соисполнителем (ответственный за подготовку консультант М.И.Савельев). Комитетом была подготовлена и проведена в соответствии с установленными международными нормами ратификация 5 международных договоров, в том числе: Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств; Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе; Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Их ратификацией завершен процесс международно-правового оформления российско-украинской границы и закреплены статус внутренних вод двух государств и принципы их совместного пользования и урегулирования вопросов по разграничению морских пространств.

 При активном вмешательстве депутата С.В.Антуфьева были приняты дополнительные меры по ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы 4 октября 2001 года, ратификация указанного Соглашения имела исключительно важное гуманитарное значение.  

Дополнительный импульс интеграционным процессам в СНГ придала ратификация Государственной Думой Соглашения о формировании Единого экономического пространства, подписанного в Ялте 19 сентября 2003 года президентами России, Белоруссии, Украины и Казахстана (отв. за подготовку депутаты А.Е.Лебедев, Г.Г.Голиков, советник В.Г.Гойденко и консультант Ю.Ф.Годин).

Особое место для обеспечения региональной безопасности СНГ в условиях проявления международного терроризма занимает ратификация Государственной Думой Протокола об утверждении Положения  о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ, подписанного в Кишиневе 7 октября 2002 года, и Соглашения между государствами - членами ШОС о региональной антитеррористической структуре, подписанное в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года, по которому Комитет был соисполнителем. Указанный Протокол был ратифицирован с оговоркой Российской Федерации. Она содержит положения по разграничению юрисдикции в отношении российских военнослужащих, которые  были инициированы депутатами Комитета и благодаря конструктивному диалогу Комитета с Администрацией Президента РФ и заинтересованными министерствами и ведомствами нашли полную поддержку Президента Российской Федерации.

 Комитетом  дано заключение на Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре.

 На заседаниях Комитета были рассмотрены и представлены на пленарное заседание Государственной Думы два законопроекта, в том числе - Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, а также Соглашение о создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств - членов Организации Договора о коллективной  безопасности. Указанные договор и Соглашение сняты с рассмотрения и перенесены на более поздний срок по предложению Полномочных представителей в Государственной Думе Президента РФ и Правительства РФ по причинам юридико-технического характера.

По решению Комитета снято с рассмотрения Государственной Думой Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке вывода воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил, временно размещенных на территории Республики Беларусь, на территорию Российской Федерации, так как значительное число статей данного договора устарело или нашло отражение в последующих международных документах.

Аналогичная работа проведена по снятию с рассмотрения Государственной Думой проекта Федерального закона "О государственной политике в отношении соотечественников в государствах - участниках СНГ, Латвии, Литве, Эстонии и других странах", так как практически все положения данного законопроекта нашли отражение в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", принятом в 1999 году. 

В Комитете была проведена необходимая работа по снятию проектов федеральных законов, касающихся соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, подписанное в г.Бишкеке 9 октября 1992 года, а также Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам от 21 октября 1994 года, которые отозваны Президентом РФ.

 На заседании Комитета был рассмотрен также вопрос "О проекте федерального закона «Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Важным аспектом деятельности депутатов Комитета стало рассмотрение  проблем миграции в Российской Федерации. Комитет пришел к выводу о необходимости разработки Миграционного кодекса, причем   первоосновой его разработки могли бы  стать Федеральный закон «О миграции в Российской Федерации» и Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная Правительством Российской Федерации (распоряжение от 1 марта 2003 года).

Разработка Миграционного кодекса должна осуществляться одновременно с развитием и становлением федеральных округов, гармонизацией федерального законодательства, в соответствии с нормами ВТО,  соглашениями в различных интеграционных объединениях в рамках СНГ, с учетом расширения Европейского Союза и развитием регионального законодательства (субъектов Российской Федерации) при постоянном мониторинге изменяющейся ситуации в области миграции. Председателем Комитета А.А.Кокошиным направлено письмо в Администрацию Президента РФ (В.П.Иванов), в котором обоснованы конкретные предложения по работе над законопроектом.

В настоящее время в Государственной Думе создана рабочая группа с участием депутатов Комитета С.В.Антуфьева, В.С.Никитина, А.Н.Савельева, В.Е.Чурова, Г.Г.Голикова, К.Ф.Затулина по подготовке законопроекта о регулировании миграционных процессов.

Рассмотрение числящихся за Комитетом некоторых международных договоров задерживается по ряду объективных причин. В частности, соглашений и протокола о создании зоны свободной торговли - в связи с незавершенностью переговоров по введению согласованного режима свободной торговли; соглашений по реструктуризации и урегулированию задолженности Грузии, Молдавии и Киргизии - в связи с проработкой  Правительством РФ вопросов погашения задолженности указанных государств перед РФ, в том числе на основе взаимозачетов и в имущественной форме; договора с Грузией о российских военных базах - может быть ратифицирован после уточнения статуса баз и соответствующего международно-правового оформления изменений в нем; соглашения с Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности - в связи с необходимостью дополнительной работы  Правительства РФ по данному вопросу.

Договор между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, Государственной Думой не ратифицирован и подлежит возврату Президенту РФ.

Комитетом подготовлены предложения в проекты календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой, дополнительные предложения по законопроектам для рассмотрения в период осенней сессии 2004 года. По данному поводу было подготовлено обращение к Председателю Правительства РФ М.Е.Фрадкову с просьбой принять дополнительные меры по работе над названными законопроектами и впоследствии определить их судьбу. К сожалению, сохраняется практика, когда  Правительство РФ вносит международные договоры без  детальной проработки, что влияет на сроки их рассмотрения Государственной Думой.

Депутаты - члены Комитета совместно с аппаратом Комитета активно способствовали процессу интеграции, в том числе на основе содействия развитию межпарламентских связей.

Комитетом с участием фракций Государственной Думы были сформированы двусторонние межпарламентские и межпалатные комиссии. За отчетный период состоялись заседания комиссий, в том числе: российско-казахской (А.Г.Билалов), российско-украинской (А.Е.Лебедев), российско-армянской (К.Ф.Затулин), российско-таджикской (Б.Н.Пастухов).

Особое внимание в работе Комитета уделялось всестороннему развитию российско-украинских отношений, которое проходило в непростой обстановке, что внимательно отслеживалось и учитывалось в Комитете. (А.А.Кокошин, А.Е.Лебедев, Г.Г.Голиков, К.Ф.Затулин, советник аппарата В.Г.Гойденко, А.В.Лисс).

За отчетный период впервые за все годы существования СНГ российско-украинские отношения приобрели характер постоянного развития, что подтверждается многочисленными встречами на различных уровнях и степенью их результативности.

23-24 января 2004 года в г. Киеве состоялись торжества по случаю  350-летия Переяславской Рады, в которых приняли участие  президенты России и Украины В.В.Путин и Л.Д.Кучма.  Это мероприятие совпало с закрытием Года России в Украине. Было подготовлено и принято Государственной Думой Постановление "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К народам России и Украины в связи с 350-летием Переяславской Рады".

Комитет рассмотрел и направил для ратификации Государственной Думой Соглашение о формировании Единого экономического пространства, подписанное президентами Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Российской Федерации и  Украины 19 сентября 2003 года. Придавая особую значимость данному Соглашению, президенты России и Украины договорились о "пакетном" принципе их рассмотрения и синхронной ратификации. В ходе подготовки к ратификации, проводилась работа по информированию Комитета о позиции украинской стороны по данному вопросу и степени готовности парламента Украины к ратификации. В этих целях была подготовлена информационно-аналитическая справка "О перспективах участия Украины в формировании Единого экономического пространства в послании Президента Украины Верховному Совету Украины" при непосредственном участии депутата А.Е.Лебедева и работников аппарата В.Г.Гойденко и Ю.Ф.Година.

14-15 апреля 2004 года в г. Санкт-Петербурге прошло четвертое заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета Украины, для которого  были подготовлены соответствующие материалы, а также  проект Соглашения об углублении сотрудничества между Федеральным Собранием Российской Федерации и Верховным Советом Украины. В принятых документах комиссии содержатся наиболее важные рекомендации для развития российско-украинских отношений, повышения роли и участия в них парламентариев двух стран.

В связи с принятым 14 апреля 2004 года   решением Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, рекомендующего всем национальным телерадиоорганизациям осуществлять вещание только на украинском языке, в Комитете был разработан документ - Обращение Государственной Думы к Верховному Совету Украины. Была подготовлена информационная записка "В связи с запретом русского языка в телеэфире Украины".

22 - 23 апреля 2004 года, после синхронной ратификации четырехстороннего Соглашения о формировании ЕЭП, , Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе и Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, состоялась встреча российских и украинских парламентариев в г.Алушта (Крым).

Данная встреча стала знаковым мероприятием и была посвящена вопросам долгосрочного развития российско-украинских отношений и роли в них парламентов двух стран. Возглавляли делегации Председатель Государственной Думы РФ Б.В. Грызлов и Председатель Верховного Совета Украины В.М.Литвин.  Значительная часть встречи была посвящена вопросам стратегического партнерства между Россией и Украиной, которое провозглашено в "Большом Договоре" 1997 года.

По результатам встречи достигнута договоренность о создании рабочих групп из числа парламентариев по различным направлениям российско-украинских межпарламентских связей. Одна из этих групп будет готовить предложения по специальному российско-украинскому Договору о приграничном сотрудничестве, который одновременно должен стать и развитием Соглашения по ЕЭП, и договоров между Россией и Украиной о российско-украинской границе и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (ответственный от Комитета депутат Г.Г.Голиков).

В мероприятиях приняли участие президенты России и Украины В.В.Путин и Л.Д.Кучма.

 9-10 июня с.г. в г.Белгороде (Россия) и г.Харькове (Украина) прошла встреча российских и украинских парламентариев, представляющих приграничные территории двух стран. Встреча была  посвящена развитию связей приграничных областей и их жизнеобеспечению. Итоги этой встречи готовятся к рассмотрению на Комитете с целью законодательного обеспечения процессов приграничного сотрудничества России и Украины. От Комитета в подготовке данного мероприятия самое активное участие принимал депутат Г.Г.Голиков. 

Предстоящие президентские выборы на Украине, конституционные реформы, проводимые президентом, сопровождаются жестким противостоянием парламентскому большинству оппозиционных сил. Парламентский кризис  на Украине, с подачи оппозиционных фракций,  стал предметом рассмотрения  в ПАСЕ. В этой связи для информирования депутатов были подготовлены информационно-аналитические справки "О парламентском кризисе и политической ситуации на Украине", "Предвыборные уроки демократии для Украины".

В связи с обострением ситуации в Крыму Комитет на основании поручения Государственной Думы представил депутатам информацию об общественно политической ситуации в Крыму и записку "О межнациональной напряженности в Крыму".

2 июня с. г. совместно с Управлением делами Государственной Думы была открыта выставка крымского художника, члена Союза России и Украины В.К.Конева "Холмы Тавриды, край прелестный".

Большое внимание уделялось работе с российскими соотечественниками, проживающими на Украине, лидерами российских общин, партий, движений, с которыми проводились постоянные встречи и контакты.

Оказывалась посильная помощь в решении  вопросов российских соотечественников на Украине. Был направлен ряд обращений в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом с просьбой поддержать ряд проектов российских общественных организаций, предусматривающих  защиту культурных, информационных, языковых и образовательных прав наших соотечественников на  Украине.

В сфере внимания Комитета постоянно находился сложный процесс становления российско-белорусского государства, перевод отношений на качественно новый межгосударственный уровень. Истекший период еще раз подтвердил, что процесс создания Союзного государства развивается весьма непросто, несмотря на сохраняющуюся заинтересованность сторон в углублении всесторонней интеграции. Показательно, что Белоруссия устойчиво занимает одно из ведущих мест среди государств СНГ  и среди мировых партнеров России в ее внешнеторговом обороте. Созданы хорошие предпосылки для финансирования и реализации союзных программ. Активно ведется работа по созданию совместно с Украиной и Казахстаном единого экономического пространства.

Депутаты-члены Комитета А.А.Кокошин, С.В.Антуфьев принимали самое активное участие в подготовке и проведении двух заседаний  Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Депутат С.В.Антуфьев выступил на международной научно-практической конференции "Единое экономическое пространство: правовое обеспечение процесса формирования", консультант аппарата Ю.Ф.Годин принял участие в симпозиуме в посольстве Республики Беларусь в РФ на тему: "Торгово-экономическое сотрудничество Белоруссии и России в рамках Союзного государства" и других.

Комитет через средства массовой информации, пресс-конференции депутатов постоянно содействовал объективной оценке процессов союзного строительства, развитию российско-белорусских отношений. Весьма высокую оценку в России и Белоруссии получили Постановление Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы ФС РФ "В связи с 8-й годовщиной единения народов России и Белоруссии" (С.В.Антуфьев, Ю.Ф.Годин).

В апреле 2004 года в Комитете с участием депутатов С.В.Антуфьева и В.Е.Чурова состоялась пресс-конференция с представителями российских и белорусских СМИ по вопросам российско-белорусских отношений. 

В настоящее время Комитет принимает меры по усилению работы над Конституционным Актом, подготовкой и проведением референдумов для осуществления дальнейшей работы на конституционной основе, с наращиванием позитивной динамики в развитии союзных связей.

Работа Комитета с республиками Закавказья.

Обстановка в странах этого региона характеризовалась внутриполитической нестабильностью, сложным социально-экономическим положением, борьбой политических сил, остротой межнациональных отношений, неурегулированностью конфликтов.

Отношения с Арменией в целом соответствовали уровню стратегического партнерства. В Ереване состоялось  заседание двусторонней межпарламентской комиссии Российской Федерации и Республики Армения с активным участием депутата Комитета К.Ф.Затулина, на котором определены новые параметры межпарламентского диалога в свете наших двусторонних отношений.

Ровно и стабильно, в соответствии с Договором о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года, развивались отношения с Азербайджаном. Заметно оживились парламентские связи. В текущем году Азербайджан с официальным визитом посетил Председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов. В ходе визита был проведен ряд встреч, на которых обсуждались вопросы, касающиеся совершенствования правовой базы двустороннего сотрудничества и координации законотворческой деятельности парламентов двух стран. В подготовке материалов принимали участие депутат М.И.Аушев, сотрудники аппарата.

В развитие договоренностей было проведено заседание двусторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Был рассмотрен вопрос о мерах по обеспечению синхронизации ратификационного процесса, осуществлению контроля за реализацией вступивших в силу договоров и соглашений, а также о согласовании позиций парламентариев двух стран при обсуждении актуальных вопросов в международных парламентских организациях.

Депутаты Комитета М.И.Аушев и А.Е.Лебедев приняли участие в международной экономической конференции, которая была проведена в Баку.

Неоднозначно и неровно складывались отношения с Грузией. Обострение ситуации вокруг Аджарии, Абхазии и Южной Осетии, создало напряженность в кавказском регионе в целом. Сложной остается обстановка на границе с Южной Осетией, куда грузинское руководство в нарушение имеющихся договоренностей ввело свои подразделения и тяжелую технику. Угроза силового вмешательства со стороны Тбилиси нависла и над Абхазией. Депутаты Комитета А.А.Кокошин, А.Н.Савельев и работники аппарата внимательно отслеживали эти события, своевременно информировали руководство.

По инициативе депутатов - членов Комитета М.И.Аушева и К.Ф.Затулина совместно с депутатами - членами Комитета по международным делам было разработано и принято Государственной Думой Постановление по поводу обострения ситуации вокруг Аджарии.

Грузия продолжает усилия по ликвидации российских военных баз с территории страны (Батуми, Ахалкалаки), изменению мандата российских миротворцев, привлечению к урегулированию абхазского вопроса международных сил.

Во время визита в РФ министра иностранных дел Грузии С.Зурабишвили, по просьбе грузинской стороны, состоялась встреча министра с председателем Комитета А.А.Кокошиным. В ходе беседы были обозначены наиболее важные вопросы российско-грузинских отношений, роли парламентов двух стран в их решении. Среди них были затронуты темы: положение вокруг Аджарии, Абхазии и Южной Осетии; российское военное присутствие в Грузии; реструктуризация долгов Грузии России; нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан.

В связи с обострением ситуации в регионе было проведено закрытое заседание Комитета совместно с Комитетом по международным делам и Комитетом по безопасности по поводу действий грузинского руководства в отношении Южной Осетии. В заседании приняли участие 70 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, представители МИД России, Минобороны России, Совета Безопасности России. На заседании выступили Министр иностранных дел России С.В.Лавров, заместитель Министра обороны России И.Б.Пузанов, заместитель Главкома Сухопутных войск России В.Н.Евневич, Чрезвычайный и Полномочный Посол по особым поручениям - руководитель Российской части Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта М.В.Майоров.

   Подготовлено  и принято Обращение к парламенту Грузии, связанное с ростом напряженности на границе с Южной Осетией. Регион посетил ряд депутатов Государственной Думы, в том числе депутаты - члены Комитета.

10 июня 2004 года в Комитете состоялась встреча депутатов А.А.Кокошина, А.Г.Билалова и К.Ф.Затулина с президентом непризнанной Республики Южная Осетия Э.Кокойты. В беседе принял участие заместитель Секретаря Совета Безопасности России Ю.А.Зубаков. Во время встречи Э.Кокойты вручил письмо на имя Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова, а также Обращение парламента Республики Южная Осетия к Государственной Думе "О признании независимости Республики Южная Осетия" и Постановление парламента Республики Южная Осетия "О заявлении Парламента Республики Южная Осетия "О ситуации вокруг Республики Южная Осетия".

По результатам встречи, а также в соответствии с рекомендациями, выработанными на заседании трех комитетов (Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитета по безопасности и Комитета по международным делам), было принято решение о создании комиссии трех комитетов для рассмотрения Обращения парламента Республики Южная Осетия к Государственной Думе с учетом всех исторических, экономических и гуманитарных аспектов данной проблемы, существующих прецедентов в международно-правовой практике.    

Аппарат Комитета содействовал квалифицированному мониторингу президентских выборов в Грузии (4 января т.г.).

Приоритетом деятельности на закавказском направлении Комитета остается линия на углубление всестороннего союзнического взаимодействия с Арменией, развитие многопланового сотрудничества с Азербайджаном, урегулирование отношений с Грузией, перевод их в русло добрососедства и взаимовыгодного партнерства, нейтрализация усилий США и НАТО по вовлечению стран Южного Кавказа в сферу своего влияния.

Казахстан оставался наиболее значимым партнером России в системе ее геополитических и геостратегических приоритетов в Центральноазиатском регионе. Россия и Казахстан в истекший период активно взаимодействовали в рамках ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, оказывали друг другу необходимую помощь и поддержку в целях продвижения в своих странах экономических реформ и развития демократических процессов.

Весьма конструктивно прошла беседа А.А.Кокошина с послом Казахстана в России К.Кушербаевым, в ходе которой значительное место было уделено развитию торгово-экономических и гуманитарных проблем в российско-казахстанских отношениях, скорректированы оценки по ряду позиций военно-технического сотрудничества.

При непосредственном участии депутата Комитета А.Г.Билалова проведен ряд встреч с представителями исполнительной и законодательной власти республики. Постоянные консультации по наиболее важным проблемам двустороннего сотрудничества позволили А.Г.Билалову как сопредседателю российско-казахстанской межпарламентской комиссии сформировать повестку дня для ее очередного заседания, которое состоялось 23-26 июня в г. Астане по весьма перспективным направлениям наших связей с Казахстаном.

Роль межпарламентских связей в развитии российско-киргизских отношений была обсуждена на встрече А.А.Кокошина с министром иностранных дел Киргизии А.Ч.Айтматовым и Послом Киргизии в России К.К. Нанаевым.

В текущем году в Москве состоялось заседание двусторонней российско-таджикской комиссии, сопредседателем которой является  депутат  Б.Н.Пастухов. В подготовке материалов к заседанию принимали участие сотрудники аппарата.

Во исполнение решения Совета Государственной Думы Комитет совместно с Комитетом по обороне и Комитетом по безопасности 20 апреля 2004 года провел закрытые парламентские слушания на тему "Военное сотрудничество и проблемы обеспечения региональной безопасности государств - участников СНГ в современных условиях". На слушаниях выступили: Министр иностранных дел России С.В.Лавров, первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ Ю.Н.Балуевский, заместитель Министра обороны России И.Е.Пузанов, заместитель Генерального секретаря ОДКБ В.А.Семериков, директор Российского института стратегических исследований Е.М.Кожокин. 

По итогам парламентских слушаний были подготовлены соответствующие рекомендации, направленные на обеспечение национальной безопасности на постсоветском пространстве в условиях нестабильного мира.

К сожалению, до сих пор отношения с парламентами Узбекистана и Туркменистана находятся в состоянии стагнации, отсутствуют межпарламентские и межпалатные комиссии, рабочие контакты парламентариев носят эпизодический характер. 

С целью активизации сотрудничества в феврале т.г. было проведено специальное заседание Комитета с повесткой "Состояние российско-узбекских отношений и перспективы развития межпарламентских связей двух стран", в котором приняли участие ответственные сотрудники МИД России, специалисты и эксперты.

Подписание президентами России и Узбекистана договора о стратегическом партнерстве двух стран позволяет парламентариям принять все меры по созданию в Центральной Азии прочной и эффективной системы региональной безопасности, противодействия глобальным угрозам и вызовам, региональной стабильности, расширению многопланового сотрудничества и в итоге сформировать основу долгосрочного и всестороннего развития отношений России со странами  региона.

Двусторонние межпарламентские отношения России и Туркменистана по-прежнему отсутствуют. Наметившиеся первые контакты не получили своего дальнейшего развития. Вместе с тем, депутаты-члены Комитета В.С.Никитин,  А.Н.Савельев, В.Е.Чуров постоянно осуществляли мониторинг правового положения русскоязычного населения в этом регионе. При активном участии депутатов А.Г.Билалова, С.В.Антуфьева, А.Н.Савельева на заседании Комитета был обсужден вопрос о ситуации в Туркменистане с признанием и определением эквивалентности документов о высшем образовании, полученными в том числе и в России. В Комитете по данной проблеме была проведена встреча А.А.Кокошина с послом Туркменистана в России, был сделан официальный запрос в МИД России и Министерство образования и науки РФ. Комитет намерен и впредь предметно заниматься подобными вопросами.

В плане обеспечения международного сотрудничества аппаратом Комитета было организовано и подготовлено свыше 10 поездок членов Комитета в страны СНГ и ряд поездок за рубеж работников аппарата. Было организовано и информационно обеспечено несколько рабочих визитов парламентариев стран СНГ в Комитет.

В интересах развития межпарламентских контактов и в связи с началом работы Государственной Думы нового созыва Комитетом была проведена работа по  подготовке соответствующих предложений и  документов с целью обновления состава двусторонних межпарламентских комиссий и назначения их председателей и ответственных секретарей, которые были утверждены Государственной Думой.

В первом полугодии 2004 года Комитетом велась планомерная и целенаправленная работа по линии многостороннего межпарламентского сотрудничества в рамках МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС (советник Л.Н.Веселова).

В соответствии с планами работы МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС за отчетный период даны заключения на три законопроекта по основам законодательства в базовых сферах провоотношений, в том числе по основам таможенного, транспортного законодательства и основам законодательства в сфере энергетики, а также на модельный Налоговый кодекс для государств СНГ. Кроме того, заключения были даны на шесть проектов модельных законов, касающихся борьбы с терроризмом, участии государств СНГ в миротворческих операциях, о среднем и общем образовании, о праве на доступ к информации и другие, а также на девять типовых проектов законодательных актов МПА ЕврАзЭС.

Одновременно проводился мониторинг поступивших в Государственную Думу на экспертизу 11 проектов нормативных актов МПА СНГ,  проекта модельного кодекса, восьми проектов модельных законов, двух проектов Положений.

В соответствии с возложенными задачами аппарат Комитета проводил работу по формированию составов депутаций Государственной Думы в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС. В соответствии с утвержденными квотами и по представлению фракций Государственной Думы были приняты соответствующие постановления Государственной Думы. Сформированы составы постоянных комиссий МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС. Проведена соответствующая работа по подбору кандидатур экспертов в состав рабочей группы по подготовке модельного Таможенного кодекса для государств СНГ, согласована кандидатура руководителя рабочей группы.

В связи с проведением 16-17 апреля в Санкт-Петербурге Совета Ассамблеи и 23 пленарного заседания МПА СНГ были подготовлены замечания и предложения по 30 пунктам повесток дня.

К МПА ЕврАзЭС (27-28 мая 2004 г., Астана), в ходе которой состоялись заседания пяти постоянных комиссий, Бюро и 5-ое пленарное заседание был подготовлен аналитический материал "Информация о мероприятиях МПА ЕврАзЭС и комментарии по вопросам повесток дня с анализом 37 вопросов повесток дня. Подготовлены и розданы папки с материалами для руководства российских представителей. Подготовлен отчет "Об итогах мероприятий МПА ЕврАзЭС, проведенных 27-28 мая 2004 года в Республике Казахстан".

В соответствии с графиком мероприятий МПА ЕврАзЭС на 2004 год и в связи с подготовкой вопроса "О проведении в четвертом квартале 2004 года Государственной Думой совместно с МПА ЕврАзЭС межпарламентских слушаний "Правовой механизм взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС" подготовлены проекты Распоряжения Председателя Государственной Думы, предложения по созданию объединенной рабочей группы Аппарата Госдумы и Секретариата Бюро МПА ЕврАзЭС и план мероприятий по подготовке и проведению межпарламентских слушаний.

Вопросы, связанные с деятельностью МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС, периодически выносились на заседания Комитета.

Совместно с Управлением межпарламентского сотрудничества были организованы поездки депутатов Государственной Думы, в том числе членов Комитета и работников аппарата Комитета, на мероприятия, проводимые  по линии ПС, МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС. Всего за весеннюю сессию члены и сотрудники аппарата Комитета приняли участие в 37 из 46 проведенных мероприятиях, включая их участие в пяти конференциях, восьмом Петербургском экономическом форуме, круглом столе,  трех международных мониторингах президентских и парламентских выборов.

Одним из ключевых направлений деятельности сотрудников аппарата Комитета оставалась работа с нашими соотечественниками за рубежом и переселенческими организациями. Эта работа напрямую связана с деятельностью депутатов В.С.Никитина, В.Е.Чурова, К.Ф.Затулина,   которые по распределению функциональных направлений отвечают за вопросы разработки стратегии работы Комитета с российскими соотечественниками за рубежом. Их деятельность обеспечивала группа  аппарата Комитета в составе: В.П.Тарасова, М.Ю.Свирина, Е.Е.Полякова, И.Н.Тумаш.

В поле зрения депутатов Комитета и его аппарата оставались вопросы защиты прав и законных интересов соотечественников, использования русского языка, получения работы, образования и информации на родном языке, урегулирования процессов миграции, помощь по устройству на жительство в России беженцев и переселенцев  со всего пространства Содружества и государств Прибалтики. Важное место занимала проблема приобретения гражданства Российской Федерации, поскольку именно этот чувствительный вопрос чаще всего волновал наших соотечественников.

При этом Комитет исходил из понимания, что одним из важных условий выстраивания отношений долгосрочного сотрудничества со странами Содружества является соблюдение демократических стандартов в области прав человека и положение национальных меньшинств.

В Государственной Думе по инициативе Комитета состоялись парламентские слушания на тему, важность которой была подчеркнута в нынешнем Послании Президента России, а именно "Демографическая ситуация и миграционная политика на российском Дальнем Востоке: правовые, законодательные и социально-экономические аспекты" (отв. за организацию депутат В.С.Никитин и сотрудники аппарата Комитета: В.П.Тарасова, И.Ф.Михайлюк, Е.Е.Полякова).  В рекомендациях слушаний были сформулированы основные направления долгосрочной стратегии восстановления и активизации демографического потенциала Дальневосточного региона России, последовательных усилий федеральных, региональных и местных органов власти, общественных организаций по ее реализации.

В  начале февраля 2004 года группой сотрудников под руководством зам. руководителя аппарата комитета В.П.Тарасовой были подготовлены и разосланы рекомендации названных парламентских слушаний более чем в 80 адресов.  Материалы парламентских слушаний подготовлены к публикации.

В Послании Президента России Федеральному Собранию была точно отмечена роль неполитических общественных организаций, ориентированных на отстаивание интересов людей, которые могут "обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан".

Именно эта задача, участие в разработке и экспертизе законопроектов в Государственной Думе по вопросам, относящимся к социально-экономическому, политическому и правовому статусу российских соотечественников и защите прав вынужденных переселенцев, являлась основной в работе Комитета с соотечественниками за рубежом и вынужденными переселенцами.

В апреле 2004 года, по инициативе депутатов В.С.Никитина, В.Е.Чурова, К.Ф.Затулина, сотрудниками аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками был подготовлен "круглый стол" на тему: "О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев" (депутаты В.С.Никитин, К.Ф.Затулин, А.Н.Савельев и сотрудники аппарата Комитета: В.П.Тарасова, М.Ю.Свирина, И.Ф.Михайлюк), в ходе работы которого, наряду с другими участниками, представители общественных организаций российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев внесли свои предложения по теме обсуждения. Сотрудники аппарата Комитета проанализировали выступления участников "круглого стола", на основании которых подготовили  итоговый документ - предложения участников "круглого стола" по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации, а также отредактировали и выпустили сборник материалов этого мероприятия, который направили в Администрацию Президента России, заинтересованные министерства, ведомства, депутатам Государственной Думы, в общественные организации, научные учреждения, занимающиеся данной проблемой.

По предложению депутата С.В.Антуфьева 1 июня 2004 года Совет Государственной Думы принял решение согласиться с предложением о проведении в Смоленской области выездного заседания Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками с повесткой дня: "Миграционные процессы и демографическая ситуация в современной России. Возможные пути ее решения с участием российских соотечественников - вынужденных переселенцев из государств СНГ и Балтии (на примере Смоленской области)". В настоящее время ведется подготовка к проведению данного мероприятия.

Важными вопросами, находящимися в сфере внимания Комитета, оставались проблемы сотрудничества России с государствами Балтии и положение российских соотечественников в Латвии, Литве и Эстонии (депутаты В.С.Никитин, В.Е.Чуров, К.Ф.Затулин,  консультант М.Ю.Свирина).

Деятельность депутатов Комитета на прибалтийском направлении основывалась на понимании, что кардинальное улучшение наших отношений со странами Балтии (прежде всего Латвией и Эстонией) находится в зависимости главным образом от урегулирования ряда известных проблем российских соотечественников (вопросы гражданства, статуса русского языка, образования на родном языке).

Депутат К.Ф.Затулин и заместитель председателя Комитета по информационной политике ГД П.А.Пожигайло в марте с.г. приняли участие во Вселатвийском съезде защитников русских школ.

 По предложению депутатов В.Е.Чурова, В.С.Никитина и К.Ф.Затулина был подготовлен и проведен 4 марта 2004 года "круглый стол" по обсуждению проекта федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике" и проекта федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике" (отв. В.И.Морокин, И.В.Пименов, Т.В.Розова), который получил широкий общественный резонанс. В работе "круглого стола" приняли участие более 100 человек, в том числе 13 депутатов Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители МИД России, Правительства города Москвы и Санкт-Петербурга, ученые и представители общественности России и  стран Балтии.

По материалам круглого стола подготовлена записка, которая направлена в МИД РФ.

 Комитет последовательно занимался защитой прав российских соотечественников, проживающих в государствах Балтии. Так, по инициативе депутата К.Ф.Затулина Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками и Комитетом по международным делам 4 февраля 2004 года Государственная Дума приняла постановление Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Сейму Латвийской Республики в связи с ситуацией вокруг законопроекта о внесении изменений в Закон Латвийской Республики "Об образовании".

В июне 2004 года Комитет подготовил и Государственная Дума приняла постановление Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Европейскому  парламенту в связи с выборами депутатов от Латвии и Эстонии", в котором было обращено внимание коллег из Европейского парламента на попустительство европейских структур по отношению к нарушениям прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии, принципов и норм международного права в области защиты прав человека.

Подготовлен проект обращения Председателя Государственной Думы к Европейскому парламенту нового созыва (парламентские выборы - 12 июня 2004 года) в связи с тем, что 30 апреля 2004 года Верховный суд Латвии, находящийся под сильным влиянием национал радикальных политических сил страны, признал 81-летнего гражданина России, ветерана Великой Отечественной войны В.М.Кононова "виновным в военных преступлениях". 

В поле внимания Комитета постоянно находились созданные в государствах СНГ при его непосредственном участии образовательные учреждения, университеты и филиалы российских вузов, школы, где образование ведется на русском языке. Комитет проводил значительную работу по содействию в обеспечении образовательных учреждений в ближнем зарубежье учебниками, методическими пособиями и разработками, литературой, учебным оборудованием.   

Постановление Государственной Думы о создании при российском парламенте Совета соотечественников впервые было принято в апреле 1995 года.  Деятельность Совета соотечественников возобновлялась в Государственной Думе последующих созывов. В 1998 году был создан Совет переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы. Эти структуры имели статус постоянно действующих экспертно-консультативных органов и создавались на период деятельности Государственной Думы текущего созыва. Советы, в состав которых входили наиболее уважаемые и компетентные лидеры организаций российских соотечественников из государств СНГ и Балтии, а также лидеры крупнейших переселенческих объединений из различных регионов России, стали связующим звеном между соотечественниками, проживающим за рубежом, переселенцами и российскими властными структурами, занимающимися их проблемами.

Комитет внес на  Совет Государственной Думы документы о Совете соотечественников и Совете переселенцев при Государственной Думе (депутаты А.А.Кокошин, В.С.Никитин, К.Ф.Затулин и сотрудники аппарата Комитета: В.П.Тарасова, М.Ю.Свирина, И.Н.Тумаш, Е.Е.Полякова). Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы не поддержал эту идею Комитета по причине отсутствия соответствующей регламентной нормы. В настоящее время  в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Государственной Думы прорабатывается вопрос о включении этих советов в состав Общественной палаты при Государственной Думе.

Депутатом В.Е.Чуровым практически завершена разработка комплексной программы поддержки российских соотечественников, проживающих в Латвии, которая после рассмотрения на заседании Комитета будет внесена в Правительство Российской Федерации.

Безусловно, накопленный за последние годы в Государственной Думе, прежде всего Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками, опыт работы с общественными организациями российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев необходимо сохранить и приумножить. Решение о создании при Государственной Думе созыва 2004-2007 г.г. Совета соотечественников и Совета переселенческих объединений и организация их работы на высоком уровне стали бы существенным вкладом в практическую работу по реализации задач, поставленных в Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации.

Последовательно занимаясь вопросами миграционной политики, сотрудники аппарата большое внимание уделяли такому направлению деятельности, как прием населения и работа с письмами. В период весенней сессии 2004 года сотрудниками аппарата Комитета  было принято из числа соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев более 300 человек. Получено 70 документов. Подготовлено и направлено адресатам   более 200 писем. Большинство писем содержали заявления и жалобы граждан, в которых приводились факты недостаточной социальной защищенности, помощи в получении гражданства РФ, в переезде в Россию на постоянное место жительства. Так, только по вопросам гражданства были подготовлены десятки писем и ходатайств в разные инстанции.

В начале 2004 года сотрудники аппарата Комитета подготовили информационный сборник "О работе с письмами российских соотечественников, проживающих за рубежом, в СНГ и Балтии, и вынужденных переселенцев из этих стран в 2001-2004 гг." (в двух частях).

Важнейшим аспектом деятельности аппарат Комитета оставалась  информационно-аналитическая работа.

В сфере внимания работников аппарат Комитета в соответствии с должностными обязанностями постоянно находились политические, социально-экономические, гуманитарные, военные и другие аспекты жизни государств СНГ и Балтии, состояние их отношений с Российской Федерацией и перспективы сотрудничества, а также вопросы региональной безопасности, урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве, пограничного сотрудничества и миграции, оказания поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом. Постоянно отслеживались вопросы, касающиеся распространения влияния западных государств, и прежде всего США, на пространстве Содружества, вовлечения государств СНГ в сферу действия НАТО.

Сотрудниками аппарата, закрепленными за отдельными странами, постоянно накапливались и обновлялись досье материалов, разрабатывались информационно-аналитические справки, записки, доклады для депутатов Комитета, депутатских объединений, руководства Государственной Думы.

Руководство Комитета, Государственной Думы регулярно информировались обо всех изменениях обстановки в странах СНГ, готовились предложения для принятия соответствующих решений. Разработанные в аппарате документы по наиболее актуальным проблемам направлялись для информации в МИД России, Совет Безопасности РФ, Правительство, Администрацию Президента РФ, посольства РФ в государствах СНГ.

За отчетный период было подготовлено 7 постановлений Государственной Думы, более 100  писем в Правительство РФ, министерства и ведомства, ряд  писем Президенту РФ, несколько запросов  уполномоченному по правам человека в РФ. Исполнено 6 протокольных поручений пленарных заседаний Государственной Думы, оформлено 5 депутатских запросов.

Комитетом проводилась серьезная работа по информационному обеспечению русскоязычного населения  в странах СНГ с целью удовлетворения их информационных потребностей и законного права на получение информации на родном языке.

В соответствии с задачами и планом работы Комитета за отчетный период сотрудниками аппарата было разработано     информационно-аналитических записок, справок, докладов и других материалов, в том числе аналитический материал по тематике "ЕЭП четверки" и ЕврАзЭС для включения в тексты выступлений Председателя ГД Грызлова Б.В. на Международной научно-практической конференции "ЕЭП: правовое обеспечение процесса формирования" (15 апреля 2004 г., Санкт-Петербург) и для 5-го пленарного заседания МПА ЕврАзЭС 28 мая с.г. в г.Астане. Был подготовлен текст выступления депутата комитета А.Е.Лебедева на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге на тему "Законотворческая деятельность как первооснова для институционального оформления "ЕЭП четверки", а также аналитические материалы по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Украиной для 4-го заседания межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Верховного Совета Украины и пакет материалов для расширенного заседания Комитета на тему "Проблема нерегулируемой миграции в РФ и пути ее решения". Разработана информационно-аналитическая записка "Нерегулируемая миграция из СНГ угрожает национальной безопасности России", а также информационно-аналитический материал на тему "Правящая элита Украины готова разрушить "славянские ценности" ради интеграции с Западом". Подготовлены два ситуационных анализа по российско-белорусским отношениям в топливно-энергетической сфере" и "Газовая атака" на национальную безопасность России". Был также подготовлен ряд публикаций в СМИ. Указанные материалы подготовил Ю.Ф.Годин.

По российско-украинской тематике ряд материалов был подготовлен В.Г.Гойденко, и, в частности: информационно-аналитическая справка "О перспективах участи Украины в формировании Единого экономического пространства в послании Президента Украины Верховному Совету Украины", информационная записка "В связи с запретом русского языка в телеэфире Украины", а также справки "О парламентском кризисе и политической ситуации на Украине", "Предвыборные уроки демократии для Украины", "О межнациональной напряженности в Крыму".

Серьезные, весьма аргументированные материалы по проблемам  Центрально-азиатского региона готовились  И.И.Ялфимовым, в частности, "О состоянии отношений между РФ и Республикой Узбекистан", "О некоторых аспектах взаимоотношений России и Узбекистана в военной и военно-технической сферах", "Оценка терактов в Республике Узбекистан в феврале-марте 2004 г.", "Итоги заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ШОС", "Расстановка сил в правящей элите Узбекистана", "О предстоящем визите в Москву президента РУ И.Каримова", "К визиту в РФ правительственной делегации Киргизии" и другие. Кроме того, им готовились ежемесячные информации по элементам обстановки в Узбекистане.

Ежедневно для председателя и депутатов Комитета выпускался информационный дайджест с новостями по государствам СНГ (И.Ф.Михайлюк).

Аппарат содействовал укреплению связей с общественностью, организациями, вузами, продолжал практику ознакомления общественности с деятельностью Комитета и его аппарата. Депутатами Комитета был проведен ряд пресс-конференций, даны многочисленные интервью по широкому кругу проблем Содружества. Заметный интерес общественности вызвали интервью председателя Комитета А.А.Кокошина агентствам РИА "Новости" и Интерфакс по целому ряду проблем и, в частности, в связи с событиями вокруг Аджарии, в которых он предостерег от попыток силового решения аджарской проблемы, о предпочтительности вступления Грузии в ОДКБ, а не в НАТО. На встрече  с преподавателями и слушателями Национального военного колледжа Израиля А.А.Кокошин отметил значительный опыт  Израиля в борьбе с терроризмом, который изучается в России. Его интервью касались также проблем Косово, вступления России в ЦАС и возрастания в связи с этим роли России в Центрально-Азиатском регионе, нарушений прав российских соотечественников в Латвии, оценке политической ситуации в Армении, национальной промышленной политики России как важного элемента экономической интеграции РФ и Белоруссии и т.д. Ряд содержательных интервью по актуальным проблемам Содружества дали другие депутаты Комитета. Широкой популярностью пользуется телепередача "Материк", которую ведет депутат Комитета К.Ф.Затулин.

Комитет постоянно и тесно взаимодействовал с информационными агентствами, теле- и радиостанциями, печатными средствами массовой информации по наиболее актуальным вопросам, касающимся проблематики СНГ, положению соотечественников  ближнем зарубежье. Продолжалось регулярное сотрудничество с интернет-журналом "Евразийский вестник", радиостанцией "Маяк, "Народное радио", "Радио России" и др.

В истекшем полугодии регулярно осуществлялся периодический ввод информации в АСОЗД. Систематически пополнялся банк данных по оперативной информации (О.А.Воробьев).

 Службой делопроизводства (С.В.Чепайкина, И.М.Галичкина) в истекшем полугодии  всего получено, обработано и отправлено адресатам 6754 документа, в том числе входящих 5764 документа. Из них - Указов и Распоряжений Президента РФ,  постановлений и распоряжений Правительства РФ, федеральных законов, постановлений Совета Федерации, постановлений ГД, выписок из протоколов заседаний Совета ГД и заседаний ГД, распоряжений Председателя ГД, Первого заместителя Председателя ГД, Руководителя Аппарата ГД - всего 3984. Писем от учреждений, организаций, общественных объединений, всего 1693, от граждан - 87 писем. Исходящих документов - 990.  Из них отправлено  в Администрацию Президента РФ - 21 письмо, в Правительство РФ - 20 писем, в МИД России - 72 обращения. В Комитет поступило  8 протокольных поручений, из них исполнено - 7. Комитетом подготовлено 8 заявлений и обращений Государственной Думы.

* * *

В отчетный период Комитет выполнил намеченный план законотворческой и ратификационной работы и не имеет задолженностей. Был реализован ряд важных проблем, относящихся к его ведению. Вместе с тем Комитет имеет значительный резерв возможностей по ведению законотворческой работы, который использовал недостаточно. Думается, этот пробел можно объяснить началом сессии в обновленном составе депутатского корпуса.

В своей работе депутаты и сотрудники аппарата Комитета будут исходить из положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию,  в соответствии с которым страны СНГ объявлены сферой стратегических интересов России, и это направление российской внешней политики является наиболее приоритетным. На заседании Комитета депутатами был рассмотрен вопрос "Об основных направлениях деятельности Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, вытекающих из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года, где отражены задачи углубления интеграционного взаимодействия России со странами СНГ, в рамках ЕЭП и ЕврАзЭС. В соответствии с поставленными задачами в Комитете в период предстоящей осенней сессии и на перспективу полагают необходимым ориентироваться на ряд ключевых направлений работы по развитию законодательного оформления межгосударственного взаимодействия. Так, в сфере торгово-экономического сотрудничества приоритетное внимание уделить разработке законов, направленных на создание зон свободной торговли в рамках интеграционных объединений, разработке предложений по созданию адекватного правового механизма взаимодействия с постсоветскими государствами; приведении российского законодательства в соответствие с нормами ВТО, добиться синхронизации законодательств "четверки". Следует также продолжить работу по правовому оформлению государственных границ между Россией и государствами - участниками СНГ, продолжать законотворческую работу в сфере гуманитарного сотрудничества.

Решение о создании при Государственной Думе созыва 2004-2007 гг. Совета соотечественников и Совета переселенческих объединений и организация их работы на высоком уровне будут также существенным вкладом в политику по реализации задач, поставленных в Послании Президента России.

Председатель Комитета А.А.Кокошин

Руководитель аппарата Комитета М.Н.Лазутова


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ