Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №101(01.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

14 июня. Бывшая управляющая делами президента Белоруссии Галина Журавкова освобождена из-под стражи под подписку о невыезде. Управляющая делами президента Галина Журавкова была арестована четыре месяца назад сотрудниками белорусского КГБ. Ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст.210 ч.4 Уголовного кодекса РБ (хищение путем злоупотребления служебным положением, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).

15 июня. Председатель Госдумы России Борис Грызлов считает темпы и уровень продвижения интеграционных процессов России и Белоруссии неудовлетворительными. «Хотя в рамках Союзного государства имеется определенное продвижение интеграционных процессов, их темпы и уровень результативности не могут удовлетворить ни нас, ни наших белорусских коллег», - сказал Грызлов, выступая на VIII Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Борис Грызлов подчеркнул, что необходимо синхронизировать экономическое развитие обеих стран.

15 июня. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов заявил о том, что «Газпром» и «Белтрансгаз» в течение месяца планируют подписать соглашение с лондонским офисом компании “Делойт энд Туш” о проведении оценки стоимости белорусского газотранспортного предприятия. По его словам, после подписания соглашения понадобится еще три-четыре месяца на проведение самой процедуры оценки. Александр Рязанов отметил также, что «Газпром» в 2004 году планирует увеличить поставки природного газа в Беларусь (до 18,5 млрд. куб.).

16 июня. 24 члена Всемирного Совета Церквей во главе с Генеральным секретарем доктором Самуэлем Кобия прибыли  в Минск на очередное заседание специальной комиссии по вопросу об участии православных храмов в работе Всемирного совета церквей. Были обсуждены вопросы, касающиеся международного диалога между восточными православными и римско-католической церквями.

16 июня. В Минске министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России Сергей Шойгу на встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко отметил важность проблемы интеграции информационно-управляющих систем двух государств. Для стихий, по его словам, не существует пограничников и таможни, и они (стихии) беспрепятственно действуют на территориях многих государств. Лукашенко, в свою очередь, положительно оценил результаты сотрудничества министерств по чрезвычайным ситуациям Белоруссии и России.  По его словам, Белоруссия и Россия сегодня вплотную подошли к выработке основ законодательства о деятельности подразделений и частей МЧС.

В Бресте состоялось заседание Совместной коллегии МЧС Белоруссии и России. Его участники рассмотрели проект основ законодательства Cоюзного государства в области предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, вопросы совместной подготовки кадров в учебных заведениях двух стран. Сопредседателями на заседании были министры МЧС Белоруссии и России Валерий Астапов и Сергей Шойгу.

16 июня. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о необходимости установления единого порядка торговли в республике для предприятий различных форм собственности.

16 июня. Председатель Госдумы ФС Борис Грызлов встретился в С.-Петербурге с председателем Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Вадимом Поповым. В ходе встречи обсуждались вопросы подготовки к сессии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России, Грызлов и Попов рассмотрели также вопросы двусторонних межпарламентских отношений.

16 июня. В Минске прошли российско-белорусские консультации по вопросам координации переговоров по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Стороны согласовали подходы по дальнейшим переговорам по вступлению в ВТО и обсудили механизмы координации переговоров в рамках Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества.

16 июня. Ученые Национальной академии наук Белоруссии объявили о том, что считают возможным в два раза увеличить к 2007 г. использование местных видов топлива в энергетическом балансе республики.

17 июня. Постоянный комитет Совета министров Союзного государства информировал о том, что заседание Высшего Государственного совета Союзного государства переносится со 2 июля на сентябрь-октябрь из-за нерешенности основополагающих вопросов.

17 июня. Национальный банк Белоруссии снизил ставку рефинансирования и учетную ставку с 22% до 20%. Снижение ставки рефинансирования и учетной ставки, как объявлено НББ, обусловлено сокращением темпов инфляции и девальвации белорусского рубля.

17 июня. Главы дипломатических миссий стран-членов Евросоюза, представленных в Минске, посетили депутатов-участников голодовки.  Они подтвердили, что ЕС разделяет озабоченность депутатов группы «Республика» и представителей политических партий по трем пунктам, которые подтолкнули их объявить голодовку: вероятность продления президентских полномочий Александра Лукашенко, недемократичное избирательное законодательства и арест одного из лидеров оппозиции Михаила Маринича. Однако, исходя из чувства гуманности, главы дипломатических миссий Европейского Союза призвали голодающих прекратить голодовку.

17 июня. Принципы евро-регионального сотрудничества в рамках программы добрососедства "Беларусь-Украина-Польша-Интэррэк" обсуждены на состоявшемся в Бяла-Подляске заседании Совета трансграничного объединения "Еврорегион Буг". В работе Совета приняли участие главы Брестской, Волынской областей и Люблинского воеводства Польши.

18 июня. В Могилеве прошло второе заседание Совета делового сотрудничества Республики Белоруссия и Москвы. Белорусскую делегацию возглавил полномочный представитель президента РБ - заместитель премьер-министра Василий Долголев. Российскую часть Совета возглавлял вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Был подписан Протокол о сотрудничестве между Могилевским облисполкомом и Восточным административным округом Москвы.

21 июня. Депутаты из группы «Республика» нижней палаты белорусского парламента прекратили голодовку, начатую 3 июня в поддержку требований о демократических преобразованиях в стране. По словам голодавших Валерия Фролова, Владимира Парфеновича и Сергея Скребца, парламент выполнил одно из выдвигаемых ими требований – запланировал рассмотреть поправки в избирательный кодекс.

21 июня. Специальный представитель генерального секретаря ООН по защите прав человека Хина Хилани выразила озабоченность в связи с ущемлением свободы собраний и закрытием ряда неправительственных организаций в Беларуси.

22 июня. Традиционный митинг-реквием, приуроченный к 63-й годовщине начала Великой Отечественной войны, прошел в Брестской крепости. Почтить память героических защитников цитадели, отдавших свои жизни в первые дни войны, пришли ветераны, молодежь, многочисленные гости Бреста. Из Москвы в Брест прибыл "Поезд памяти", на котором приехали защитники Брестской крепости, московские школьники, представители общественных объединений для участия в этой памятной акции.

22 июня. Глава рабочей группы Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ута Цапф прибыла в Минск. Главная задача ее визита - убедиться в готовности белорусского парламента обсуждать поправки в избирательное законодательство республики. На следующий день состоялась встреча лидеров семи политических партий Белоруссии с ОБСЕ Утой Цапф. Цапф в ходе встречи отметила, что общая ситуация в республике значительно ухудшилась по сравнению с ее предыдущей поездкой. Ситуация со СМИ и неправительственными организациями хуже чем когда-либо. Если кандидаты от оппозиции не будут допущены к избирательной кампании и будет иметь место цензура информационных материалов, если представители политических партий не будут включены в избирательные комиссии, это, по словам Цапф, будет серьезным сигналом для ОБСЕ при оценке парламентских выборов в Белоруссии. Ни по одному из четырех сформулированных в 2000 году ОБСЕ для Белоруссии критериев республиканскими властями не были приняты какие-либо удовлетворительные меры – отметила Ута Цапф на своей итоговой пресс-конференции.

22 июня. В Гродно президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о нарастании напряженности в мире, что требует совершенствования системы национальной безопасности республики.

22 июня. Руководители ВГТРК и «Белтелерадио» подписали генеральное соглашение о сотрудничестве и договор о передаче белорусскому телеканалу «Лад», входящему в «Белтелерадио», права показа в эфире программ российского телеканала «Культура».

23 июня. Заместитель Главкома ВВС России генерал-лейтенант А.Бижев сообщил о том, что  с белорусской стороной согласован пакет документов по созданию Единой региональной системы ПВО.

25 июня. Срок следствия по делу политического и общественного деятеля Михаила Маринича и срок содержания его под стражей были продлены прокуратурой республики  до 26 августа текущего года.

25 июня. Президент РБ Александр Лукашенко заявил в Бресте на сессии Парламентского собрания союза Беларуси и России:  белорусы, и россияне должны иметь свой дом и быть там хозяевами. Есть только одна схема строительства союза - делегирование полномочий государственной структуре. Суверенитет Беларуси, как и суверенитет России, - незыблем. Это сегодня подвергать сомнению не нужно. Жизнь пока не поставила нам такого вопроса, решая который мы могли бы поступиться суверенитетами наших государств – отметил белорусский лидер.

26 июня. Николай Статкевич вновь избран на пост председателя Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада). За его кандидатуру отдали голоса 95 из 176 делегатов VIII отчетно-выборного съезда, который прошел в Минске.

27 июня. Министерство юстиции Белоруссии подало в Верховный суд республики иск о ликвидации Белорусской партии труда.

28 июня. Государственная делегация Белоруссии во главе с госсекретарем Совета безопасности Геннадием Невыгласом приняла участие в саммите стран-членов Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) в Стамбуле. Во встрече также участвовал министр обороны Белоруссии генерал-полковник Леонид Мальцев.

29 июня. Сотрудничество Белоруссии с Ленинградской областью развивается довольно успешно, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской бласти Валерием Сердюковым, находящимся с двухдневным визитом в Минске. Товарооборот Белоруссии и Ленинградской области в прошлом году составил $95,5 миллионов - это 18-е место среди субъектов Российской Федерации в торговле с Белоруссией. Основу белорусского экспорта в Ленинградскую область составляют необработанные лесоматериалы, стекловолокно, электрические машины, тракторы, продукты переработки российской нефти.

29 июня. Палата представителей Национального собрания РБ одобрила в первом чтении закон об изменениях в законодательном регулировании деятельности органов государственной безопасности. Документ, по мнению руководства КГБ, уточняет задачи и полномочия органов госбезопасности и направлен на приведение действующего закона об органах госбезопасности в соответствие с современными реалиями. Парламентариям теперь предстоит рассмотреть проекты законов о внесении изменений и дополнений в законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях».

29 июня. По сообщению «Интерфакса» со ссылкой на министерство финансов РБ, внешний государственный долг Белоруссии (без учета краткосрочных кредитов) за январь-май 2004 г. сократился на 8,2% - до 675,7 млн. долларов США.

1 июля. Правительство Белоруссии отменило лицензирование импорта пива из России. Однако сохранился механизм ввоза пива через склады временного хранения с обязательной маркировкой в налоговых органах товарно-транспортных накладных на ввозимое пиво. Партии российского пива должны сопровождаться до объекта розничной торговли на территории РБ.

1 июля. В Посольстве  Республики Белоруссия в Москве прошел прием по случаю Дня Республики и 60-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.




Время работает против союза России и Белоруссии

Александр Фадеев

Завершилось первое полугодие 2004 г. С точки зрения российско-белорусских отношений вторая половина текущего года начинается весьма напряженно. На момент написания данной статьи, например, все еще не подписан бюджет Союзного государства на 2004 г., что уже само по себе ставит под вопрос осуществление каких либо российско-белорусских программ в рамках единого государства. Напомним, что финансирование «союзных» программ и так было сокращено по сравнению с прошлым годом на 631371,7 тыс. российских руб., а самих программ стало на две меньше – их осталось 17, хотя по сведениям Парламентского собрания СБР (см.: «Союзное государство: вчера, сегодня, завтра». - М.: СОЮЗ-ИНФО,2003)  ранее насчитывалось пятьдесят таких программ!

Особо тревожно выглядит информация и о процессе работы над «союзным долгостроем» - Конституционным актом. Дело в том, что в начале июля планировалось на заседании Высшего государственного совета СГ рассмотреть некий очередной вариант этого документа, но его просто нет. В настоящее время существуют несколько рабочих вариантов Конституционного акта, в которые постоянно вносятся изменения и которые «живут» вполне самостоятельной жизнью. Стало известно, что российская сторона недавно внесла на рассмотрение очередной такой рабочий документ. Главное, что эти варианты пока нельзя никак свести в единый проект, что во многом обусловило перенос сроков заседания ВГС на осень. Причем, нет никаких гарантий, учитывая пятилетнюю историю создания проекта Конституционного акта, что в ближайшие год-два появится, наконец, текст КА, одобренный на национальном уровне и пригодный для вынесения на референдум в обоих государствах. В силу того, что государственными лидерами России и Белоруссии первым шагом в политической интеграции должно было стать принятие именно Конституционного акта, то откладывается на неопределенное время и избрание союзного парламента, которое должно следовать за ним.

Такое положение дел говорит о серьезных проблемах в российско-белорусской интеграции, когда два союзника годами не могут разобраться с противоречиями вокруг основного закона. Более того, оказывается, если исходить из заявления госсекретаря СГ Павла Бородина, до сих пор стороны не удосужились четко определить приоритетные вопросы, которыми нужно заниматься  в едином российско-белорусском государстве. Нет попыток нащупать подходы к разрешению данной абсурдной ситуации и в пятой программе согласованных действий министерств иностранных дел России и Республики Белоруссия, принятой относительно недавно. В ней приоритетными направлениями признаны совершенствование отношений с партнерами по СНГ и обеспечение совместной линии в международных организациях (ООН, ОБСЕ и др.). По сути внешнеполитические ведомства обеих стран устранились от проблемы интеграции, искусственно сузив разработку объединительной программы рамками согласованного представления интересов России и Белоруссии в международных организациях. Подобное особенно прискорбно на фоне принятия в июне единой Конституции Евросоюза, когда двадцати пяти странам Европы удалось найти компромисс, договориться между собой, выведя ЕС на новый качественный уровень и сделав его единым, реальным субъектом международного права. Евросоюз, имея уже новый, избранный после расширения  парламент, продолжает реформировать свои институты власти, переходя от этапа расширения к углублению процесса интеграции.

Интересно, что большая группа белорусских политиков и экспертов накануне расширения ЕС в мае этого года выражала явный скепсис по поводу возможности принятия единой конституции Евросоюза, указывая на существующие разногласия внутри его, призывала не переоценивать опыт ЕС и значение европейской интеграции.  Да, по вине Испании и Польши на исходе прошлого года действительно не удалось принять конституцию ЕС, но все же противоречия были совместными усилиями стран-членов преодолены – конституция ЕС принята. Многие в Белоруссии не верили и в реальность плана формирования тяжелых сил быстрого реагирования ЕС. Однако сегодня многонациональный корпус Евросоюза численностью 60 тысяч военнослужащих полностью сформирован, идет процесс соответствующего его обучения, вооружения и оснащения боевой техникой для обеспечения выполнения задачи развертывания в течение 60 дней и проведения боевых операций в кризисных регионах на протяжении года. Более того, разработана по инициативе Соединенного Королевства и Франции концепция новой группировки вооруженных сил ЕС – тактических («легких») сил быстрого реагирования. Развертывание 9 – 10 таких тактических «авангардных» группировок будет осуществлено уже в 2005 г. Президент и правительственные круги Белоруссии всячески подчеркивали тот факт, что республика является чуть ли не основным торговым партнером России, занимая второе место в ее внешнеторговом обороте. Это преподносилось Минском как главное достижение многолетней российско-белорусской интеграции, чему безоглядно вторили отдельные российские политики. Однако с 1 мая этого года подобный пропагандистский посыл просто не работает, поскольку основным внешнеторговым партнером России стал Европейский Союз, на долю которого сейчас приходится более 50% российской внешней торговли, и этот колоссальный объем будет только возрастать. Ну, а на второе место прочно выйдет в ближайшее время Украина…

В плачевном состоянии находится процесс перехода России и Белоруссии на единую валюту. На последнем, июньском заседании союзного Совмина обе стороны вынуждены были признать, что в следующем 2005 году введение российского рубля в качестве средства платежа на территории Республики Белоруссия определенно не состоится. Более того, представители Белоруссии все настойчивее высказывают мнение о том, что переход на российский рубль нецелесообразен и в 2006 году. Кроме того, Минск вообще старается не уточнять какой будет единая валюта Союзного государства, настаивая по-прежнему и на необходимости перехода на трехэлементную эмиссионную систему с т.н. межбанковским валютным советом во главе. На деле речь вообще идет о создании чрезвычайно переусложненной четырехэлементной структуры определения эмиссионной политики, поскольку белорусская сторона предусмотрела и функционирование еще одного уровня – межгосударственного президентского совета, который фактически и будет устанавливать размеры денежной эмиссии. Такая схема совершенно не устраивает Россию, которая справедливо считает, что эмиссионный центр должен быть один, а валютой союзного государства в обозримый перспективе может быть только российский рубль. Наличие же в планах Минска межгосударственного президентского совета рушит принцип самостоятельности центральных банков, что недопустимо и противоречит основам деятельности банковско-финансовой системы.

Нет достаточной определенности и в вопросе погашения Национальным банком Беларуси кредитной задолженности в объеме 4,5 млрд. российских рублей перед Центральным банком России. Пока Центробанк России шел на пролонгирование погашения всех трех траншей (по 1,5 млрд. российских рублей каждый) по просьбе белорусских банкиров, но после нарастания напряженности по проблеме перехода на единую валюту изменил свою политику и, как можно предположить, будет твердо настаивать на возврате всех 4,5 млрд. к исходу текущего года.

Большую роль в дальнейшем развитии российско-белорусских отношений, помимо прочих акторов, будет играть грядущее изменение внутриполитической ситуации в республике, связанное, прежде всего, с выборами в Палату представителей Национального собрания и попытками президентской администрации изменить Конституцию Республики Белоруссия. К сожалению, старый состав депутатского корпуса нижней палаты белорусского парламента не смог выработать самостоятельную политику в вопросе сближения с Россией, предпочитал реальную работу в русле интеграции обоих стран подменять чередой формальных мероприятий, результативность которых буквально нулевая.

В этой связи следует подчеркнуть, что парламентская избирательная кампания и подготовка к потенциальному референдуму по изменению Конституции РБ развертываются на фоне отсутствия полной структурированности белорусского общества, незавершенности процесса формирования политических элит, которые функционально пытается подменять (впрочем, без всякого успеха) многочисленная национальная бюрократия. На высшем уровне государственного управления все большую роль играет фактор этнической принадлежности управленцев, что еще относительно недавно было не характерно для республиканского института власти. В то же время консерватизм и политическая пассивность основных групп населения Белоруссии создают почву для манипулирования «сверху» при помощи СМИ и административного ресурса общественным мнением. Вместе с тем, эти факторы объективно способствуют сохранению прочности социальной структуры, купированию политических катаклизмов и являются базисом устойчивости правящего режима.

Однако весной-летом этого года стала явно заметна активизация деятельности общественных и политических групп, свидетельствующая об определенном процессе развития парламентаризма, что уже само по себе закладывает предпосылки для последующей модернизации и демократизации государственного устройства республики. Впервые некоторые политические группы оппозиционного спектра осуществили коррекцию своих политических программ в едином ключе, что увенчалось заключением фузии «пять плюс». Кроме того, в среде оппозиционных оппозиционеров выросло число жертв автократического режима, а главное – «страдальцев», проявивших готовность пойти на публичное выражение протеста, рискуя не только благосостоянием и положением, но и личным здоровьем. Ряды оппозиции незначительно, но расширились, в них появились новые представители белорусского генералитета.

Что касается команды президента Александра Лукашенко, который был все эти годы определенным «тормозом» российско-белорусского сближения, то, как показали последние события, она заинтересована в сохранении на возможно долгий срок режима личной власти президента с формальными элементами конституционализма и народного представительства (которые на деле лишены демократического содержания).  Программа изменения Конституции республики путем референдума и закрепления политической, властной монополии действующего президента пока не предполагает задействования механизма выдвижения политического преемника, а также перехода к институту династического наследования. Сам Лукашенко демонстративно игнорирует российский фактор, мнение Москвы, считая, что сможет в очередной раз решить проблему продления своих властных полномочий путем референдума. Интересно, что белорусский лидер объясняет свое желание пойти на очередной президентский срок  заботой о «судьбах людей, которые сегодня рядом со мной», стремлением уберечь от социальных потрясений вертикаль власти. Но Александр Лукашенко сохранил за собой право принять иное решение, связанное с пролонгацией президентского срока, которое не предполагает выявление воли белорусского народа. Это решение глава государства готов принять в любой момент, когда сочтет, что в Белоруссии есть предпосылки к нестабильности и неуправляемости.




Большая американская игра Минска

Андрей Суздальцев (Минск)

В последние  шесть месяцев  антиамериканская пропаганда, прочно прописавшаяся на страницах и экранах белорусского официоза, постепенно перевоплотилась в концентрированную атаку  против  республиканцев, то вывод можно сделать однозначный – белорусский правящий режим  сделал ставку на Джона Керри.

В отличие от  Москвы, Минск в настоящее время практически не имеет  каких-либо серьезных связей  с  Вашингтоном. За исключением формальных дипотношений, все контакты между двумя странами ограничиваются редкими появлениями на берегах Свислочи  небольших групп  чиновником государственного департамента или представителей  законодательной власти США. Обычно, уже после отъезда конгрессменов и сенаторов, в белорусско-американских отношениях  разыгрывается  заранее  запланированный скандал. Стороны обмениваются  опровержениями и протестами.

Белорусское  руководство укрепилось во мнении, что  нормализовать взаимоотношения с  супердержавой, пока у власти в Вашингтоне находится президент Буш, не только  невозможно, но и не нужно. В – первых, белорусские власти  уверены в том, что Керри  сломает в свою пользу,  установившийся в начале июня,  паритет  предпочтений американского  общества и  править республиканцам осталось недолго.

Во - вторых, стойкая антиамериканская, а если вернее, антибушевская  позиция Минска, по идее, должна принести ему политические очки не только в глазах  белорусов, но и среди обширных слоев российского общества, как говорится -  от  Задорного до  Зюганова, что позволит  в выгодном свете позиционировать  личность главы белорусского государства на фоне «проамериканского» В. Путина.  Нет нужды напоминать, как  трепетно относится А. Лукашенко к  подвижкам в политических взглядах россиян, фиксируя в свою пользу малейшие нюансы  в  политических  оценках граждан соседнего государства.

Не стоит забывать, что президентские аналитики никогда не выпускали из виду антиамериканские тенденции в политической жизни Европы. Кроме того, Минск с большой симпатией относится к антиглобалистскому движению, оцениваемого белорусскими государственными СМИ весьма позитивно. Эксперты администрации президента РБ уверены в росте, как европейского антиамериканизма, так и антиглобализма, что, в итоге, по их мнению, должно принести Минску ощутимые политические дивиденды.

В-третьих,  Минск очень беспокоит, что Москва «на  политическом уровне признают наличие общих с США интересов на постсоветском пространстве». Именно из этой «общности интересов» и родилась «революция  роз» в Грузии – предмет постоянных пропагандистских атак со стороны  белорусских  государственных СМИ.

По мнению белорусских властей, Дж. Буш  представляет единственную реальную опасность для  режима личной власти  Александра Лукашенко. Среди белорусского истэблишмента  бытует откровенный  страх  перед «непредсказуемым» техасцем, который  уже успел зарекомендовать себя сторонником решительных  и  исторически  мгновенных  мер против  «врагов США». Никому в Минске  в голову не приходит мысль о «десанте» с востока, но   белорусское руководство  все же опасается, что  в один прекрасный день  оно обнаружит  войска  теперь уже «антилукашенковской коалиции» на взлетном поле  аэродрома в Мачулищах.  После Ирака А. Лукашенко  уверен, что на такой «бросок» способен только один человек -  нынешний американский президент. Следовательно, не существует врага, более опасного, чем  этот дальний американский родственник  британской королевы.

 В-четвертых,  необходимо учесть, что при всем своем демонстративном антиамериканизме, А. Лукашенко  кровно заинтересован в  «разрядке напряженности» между  Минском и Вашингтоном. Мощь Америки завораживает  белорусского президента.

Минск, все больше  врастая  в окопы  политической  войны с Кремлем,  не имеет стратегического «второго фронта».  Сам того, не желая, А. Лукашенко разорвал  столетнюю традицию  внешнеполитического  лавирования  между  Западом и Востоком малых стран Восточной Европы. Не смотря на то, что в прошлом, такое политическое лицедейство не раз приводило эти государства, а также их народы, к национальным катастрофам, А. Лукашенко инстинктивно ощущает  выгоды от такого маневрирования.

Пропагандистский опыт, полученный  во время февральского отключения  поставки российского природного газа, не только продемонстрировал, что апелляция к «нашим западным братьям» оказывает должное впечатление на «братьев» с Востока, но и вылилась в определенный экономический эффект. Власть в очередной раз почувствовала, что для США и Западной Европы вопросы независимости и суверенитета Белоруссии от России всегда будут носить первостепенный характер. "Мы всегда останемся государством. В какие бы союзы мы ни вступали и ни объединялись, суверенитет и независимость будут основополагающими принципами", — заявил Лукашенко 22 октября на церемонии принятия верительных грамот от посла США в РБ Джорджа Крола. Это был своеобразный сигнал: белорусский президент понимает и разделяет озабоченность Вашингтона в отношении гипотетического возрождения Советского Союза.

Но сейчас, к огромному  сожалению  официального Минска, в преддверии конституционного референдума белорусским властям нечего предложить  США. Минск не может пойти ни на  прозрачные и демократические  выборы, ни на  снятие блокады с независимых СМИ, ни на  конкурентность на  политическом рынке.  Но, решив в октябре вопрос о своем  политическом будущем,  А. Лукашенко  будет не против  приступить к строительству отношений между Минском и Вашингтоном с «белого листа». Белорусское руководство  уже убедило само себя, что вопрос о смене хозяина в  Белом Доме решен.

Кроме того, официальный Минск   надеется, что приход к власти в США  демократической  администрации негативно скажется  на  взаимоотношениях  между  Москвой и Вашингтоном. Некоторые горячие головы из «Красного Дома»  мечтают о настоящем  коллапсе  российско-американских отношений. Балансирование на  гребне конфликта  между США и Россией позволит, по их мнению, обеспечить политическое бессмертие  первого белорусского  президента.

Для выполнения задуманного требуется весомый интеллектуальный и дипломатический ресурс. От действий конкретных  людей зависит практически весь желаемый успех. К сожалению, в Белоруссии не существует развитой «американистики». То, чем обладал Советский Союз -  поколения карьерных дипломатов, академические страноведческие школы,  традиции обмена информацией, семьи, представители которых составляют элиту, как  России, так и США, крупные смешанные финансово-промышленные группы, разведывательное сообщество, унаследовала Россия.

За «американское направление» в свите А. Лукашенко отвечают два «американиста» - С. Мартынов и В. Цепкало. Периодически к ним присоединяется М. Мясникович. Никто лучше этих людей в белорусском руководстве не знает американский политический истэблишмент. Безусловно, они имеют контакты с определенными кругами на том берегу Атлантики. Судя по удивительной согласованности избирательной кампании Дж. Керри и антибушевской пропаганды в РБ, определенная координация между штабом демократов и Минском присутствует. Уровень контактов осуществляется, скорее всего, на самом низшем уровне, но сам факт наличия таких связей придает белорусским властям уверенность, что им удастся разыграть некую геополитическую комбинацию зимой 2004-2005 годов. Во всяком случае, пока Москва, задействовав все возможные ресурсы в Вашингтоне, будет мучительно отстраивать взаимоотношения с новой демократической администрацией, Минск осуществит «прорыв» на североамериканский континент…

Вот тогда А. Лукашенко  станет недоступным  для критики с Востока, у него появится посреднический  ресурс, он сможет вступить в упоительный торг, ощущая за спиной  самую мощную державу планеты с ВВП в 10 триллионов USD. Перспектива захватывающая…

Дело в том, что до последнего времени Белоруссия не имела возможность  выстраивать собственную самодостаточную  дипломатию с  лидером Западного мира. Для того, чтобы вырваться из общего восточноевропейского дипломатического «контекста» страна  должна  предложить  миру нечто большее, чем  тракт  «Брест-Орша». Северная Корея предложила свою ядерную программу, Ливия подрывала авиалайнеры, Албания оккупировала Косово, Беларусь поддерживает А. Лукашенко. «Маловато будет…».

В своей откровенной ставке на  возможную победу демократов, руководство страны действует в стиле азартного игрока  казино, заложившего  собственную голову. «Игрок» решил, что своей единственной фишкой он успеет перехватить инициативу у нерасторопного соседа – России.  Действительно,  белорусской  дипломатической «ставке» может помешать только  объективный расклад сил в Евразии, благодаря которому  новое руководство Белого Дома (если оно там появится, что еще пока не факт) будет заинтересовано  сохранить нынешний, скажем прямо, не интенсивный, темп в российско-американских отношениях. В этом варианте президент – демократ даже не вспомнит  о небольшой стране, притулившейся между Россией и ЕС.

Симптомы для  такого поворота событий налицо – несмотря на то, что эксперты из стана демократов отмечают провалы Дж. Буша на российском направлении: персонифицирование отношений между двумя странами,  невнимание к вероятным «утечкам» технологий по производству оружия массового поражения, игнорирование проблем демократии и прав человека, Дж. Керри практически не затрагивает «российскую тему» в пропагандистской  войне с  республиканцами.

Следовательно, имеются глобальные «вызовы», в решении которых США нуждаются в поддержке России. Эти задачи  не подвержены  ревизии со стороны  возможных  новых хозяев  Белого дома: ликвидация международного терроризма,  закрытие доступа к оружию массового поражения правительств нестабильных стран, развитие великих держав в либеральном русле,  ликвидация региональных конфликтов и напряженностей, включая ресурсных, содействие глобализации, мировой торговле и инвестициям, рыночным отношениям и демократическим институтам.  Все эти задачи  являются  приоритетными и для  Кремля, чего не скажешь о Минске.  Либеральный миропорядок, рыночная экономика, демократизация, по мнению экспертов В. Путина составляют основу стабильности вокруг России. Режимы личной власти  такой стабильностью не обладают. Более того, они непредсказуемы и представляют опасность для  РФ, мешают ее ускоренной модернизации. Так что,  Москву и Вашингтон объединяет стратегия, а Лукашенко пытается выиграть в тактике - в конкретно выбранный момент «смены караула» у президентского кресла в Овальном кабинете.  Результат такой политики предугадать не трудно.




«Азиатский дракон» Восточной Европы

Владислав Лосев (Минск)

Белоруcсия находится на пороге длительной и поистине судьбоносной политической кампании, итоги которой в полной мер определят не только дальнейший путь республики, но и личные судьбы многих нынешних белорусских государственных и политических деятелей. Точнее, эта кампания уже началась. В ней сделали первые шаги и власть и ее противники. Каждая из сторон действует сообразно своему разумению и своим возможностям, но проведенные ими акции носят  выраженный пропагандистский характер и по замыслу организаторов, очевидно, призваны были встряхнуть общественное сознание и перетянуть его на свою сторону.

Так, трое оппозиционных парламентариев из депутатской группы «Республика» устроили в начале лета «голодовку протеста», но, как выяснилось впоследствии, с неясными политическими целями.  Возглавлявший «троицу  голодоморцев» генерал Валерий Фролов, громогласно требовал от парламента рассмотреть такие поправки к Избирательному кодексу Республики Беларусь, которые, однако, были или заранее неприемлемыми (хотя бы исходя из здравого смысла), или уже были приняты к рассмотрению.

В частности, Фролов со товарищи предлагали сделать всеобщим достоянием не только фамилии, имена, отчества и личные телефоны членов избирательных комиссий, но также и их места работы, чем бы создавался механизм давления на лиц, ответственных за проведение выборов.

Как заметил по поводу требований голодающих руководитель специальной парламентской комиссии (готовила поправки в Избирательный кодекс), председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации нижней палаты белорусского парламента  Валерий Липкин, «на день объявления голодовки депутатов Фролов знал, что документы, касающиеся законопроекта, доработаны и будут вынесены на рассмотрение ближайшего Совета Палаты представителей».

По сути, «депутаты-голодоморцы»  с правовой стороны ломились в «открытую дверь». С точки же зрения политической рекламы, голодовку можно признать вполне успешной, так как об этой акции сообщили не только оппозиционные белорусские, но и некоторые российские издания, теле- и радиоканалы. То есть «пресс-бум» был достигнут. Помимо этого, депутатов-«страдальцев» в местах воздержания от пищи посетили и высокопоставленные чиновники  из Евросоюза. Единственно, чего не удалось достигнуть «фроловцам» (а это главное), так это сколько-либо заметного отклика у населения республики и реакции со стороны властей. Собственно говоря, внутри Белоруссии «голодная акция» провалилась, так как, в конце концов, все это стало сильно походить на отчаянный жест накануне предвыборной кампании в парламент.

Что касается власти, то она также не осталась в долгу. Хотя, понятно, что  акции властей  по официально заявленным целям и по своему размаху не идут ни в какое сравнение с оппозиционными потугами. 11 июня 2004 года Александр Лукашенко, выступая в Витебске  на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных органов, заявил о существующем «проекте инновационного рывка», который должен в течении ближайших 5-7 лет вывести экономику Белоруссии на самый передовой и современный уровень, чтобы республика могла сильной и окрепшей вступить в глобальные интеграционные процессы.

Как подчеркнул при этом Лукашенко, белорусы не должны быть пасынками, и если они не смогут  устанавливать правила, то должны быть как минимум равными. По словам белорусского лидера, новая инновационная политика государства призвана обеспечить, во-первых, «достижение высоких темпов ускорения и качества жизни наиболее развитых стран мира», а, во-вторых, энергетическую независимость Белоруссии, без которой, как заявил президент РБ, «как бы мы не надували щеки, мы всегда будем ходить скрюченными перед кем-то» (надо понимать, что перед российским «Газпромом»).

Идею новаторского прорыва предполагается осуществлять посредством создания в Белоруссии  парка высоких технологий, так называемой «Белорусской долины» (некоего подобия «Силиконовой долины» в США), где и заниматься культивированием, в первую очередь, информационных технологий и активным развитием собственного рынка программного обеспечения.

«Белорусской долине» будет предоставлено большое количество льгот  и привилегий, а зарплата, по замыслу «отцов» проекта, должна будет способствовать возврату лучших белорусских умов из-за границы в республику.

Все это выглядит довольно заманчиво. Но при ближайшем рассмотрении сразу же возникают серьезные сомнения в реализуемости этого проекта, хотя бы, вследствие высокой стоимости разработки, внедрения и производства научно-технических и технологических новшеств. А в республике, как известно, свободных денег для вложений в инновации просто нет. Проект «Белорусская долина» действительно мог бы иметь серьезные перспективы (в Белоруссии пока еще имеются квалифицированные научно-технические кадры), если бы он носил общесоюзный характер и для его реализации был бы привлечен крупный российский капитал. Но такой подход, похоже, не предусматривается, так как Александр Лукашенко уже заявил, что создание «Белорусской долины» планируется осуществлять исключительно своими силами (а они довольно скудны) и что ждать каких-либо инвестиционных потоков со стороны не приходится.

Такая «опора на собственные силы» совершенно не удивляет, так как одним из главных идейных вдохновителей проекта выступает помощник президента РБ Валерий Цепкало, не являющийся, как представляется, сторонником белорусско-российского воссоединения. Господин Цепкало хотел бы видеть Белоруссию в качестве некоего самостийного «азиатского дракона» на востоке Европы.

По всей видимости, от означенного «новаторского проекта» никто и не ожидает какой-либо серьезной научно-технической и технологической отдачи, так как уже в ходе упомянутого витебского семинара возможный статус проекта несколько раз менялся: «будет это долина, или парк, или какое-нибудь предприятие, или несколько, идет проработка этого вопроса».

Судя по всему, рекламно-предвыборная составляющая в проекте «Белорусская долина» имеет преобладающий характер. Так, сроки осуществления проекта откровенно увязаны с грядущей президентской предвыборной кампанией. В ноябре (сразу после избрания нового состава парламента) правительству и академии наук Белоруссии поручено представить на суд научной общественности перечень «прорывных» научных и научно-технических направлений, создающих конкурентоспособные инновационные технологии на 20-30 лет вперед. В целом же, 2004-2005 годам отводится роль подготовительного этапа к «инновационному рывку», 2006-2010 годы должны стать, по мнению руководства республики, временем масштабного внедрения «белорусской модели инновационного развития».

Таким образом, белорусским гражданам открыто дается понять, что если они хотят уже в 2010 году (а это как раз предпоследний год следующего президентского срока) жить на уровне ведущих государств мира, им ничего не остается,  как поддержать дальнейшие политические притязания нынешнего президента Белоруссии. Ведь, в конце концов, «на переправе коней не меняют».




Политика Москвы становится все яснее

Андрей Суздальцев (Минск)

Вчера, 27 июня, скрывшись под сенью молодежного  фестиваля «Дружба –2004», «славянская  тройка»  собралась  в украинском селе Синьковка. За последние пять недель  эта четвертая (!) встреча партнеров по Союзному Государству и третья с участием Леонида Кучмы. С 2000 года трудно припомнить подобную интенсивность в общении президентов.

Было бы явным преувеличением  утверждать, что  президенты прибыли в черниговское село  ради того, чтобы потусоваться с  молодежью трех стран. Так же сомнительно, что они оказались на украинском черноземе с намерением продемонстрировать уважение украинскому президенту, который  взял на себя роль хлебосольного хозяина.

В принципе, у глав трех славянских стран всегда имеются наготове папки с вопросами для обсуждения в формате саммита. Но большинство межгосударственных проблем  носит двусторонний характер и для их решения трехсторонние встречи  противопоказаны.

А. Лукашенко  рассчитывал  на  нечто иное. 24 мая, отправляясь  в Ялту, он заявил, что на крымском саммите Белоруссия будет приглашать президентов Казахстана, России и Украины на празднование 60-летия освобождения страны. Судя по итогам крымской встречи, на белорусское предложение основатели ЕЭП дали уклончивые ответы. Но это не остановило главу белорусского государства. Теперь уже перед саммитом в Сочи (5 июня), Лукашенко  вернулся к теме присутствия  3 июля высоких зарубежных гостей на минских трибунах, утверждая, что в планируемом разговоре с российским президентом он рассчитывает обговорить «детали»  будущего визита Путина в РБ. Однако «детали» так и остались неведомы широкой белорусской общественности, что косвенно свидетельствует о провале планируемой в Минске июльской встречи.

Сопоставим два факта. Факт первый: Путин, являясь избранным президентом  государства – наследника СССР, державы - победительницы во Второй мировой войне, будет отсутствовать на главном государственном празднике официального союзника -- юбилее освобождения от  фашистской  оккупации. Факт второй: за шесть дней до начала торжеств в Минске Путин использует повод (приглашение Кучмы), чтобы оказаться на малоизвестном молодежном празднике у самой границы Беларуси. Фактически такой выбор россиян означает, что Кремль, считая, что в эти судьбоносные для  Белоруссии дни встреча с ее президентом крайне необходима, в то же время прилагает максимум усилий, чтобы не оказаться ненароком на белорусской земле. Сопоставление двух вышеназванных фактов позволяет заявить: мы имеем  признаки тяжелого внешнеполитического кризиса в Союзном Государстве России и Белоруссии.

Действительно, с чего это вдруг Владимир Владимирович так шарахается от белорусского гостеприимства? Может быть, он опасается, что его появлением в Минске воспользуется белорусское руководство для открытия  главной политической кампании Белоруссии 2004 года? Не пойдет же Путин, в случае его появления в Минске 3 июля,  на скандал на глазах миллионов  людей, пытаясь отмежеваться от неожиданных, а на самом деле давно прогнозируемых, внутриполитических инициатив главы белорусского государства. Если это не так, то как же еще можно объяснить замену Минска украинской деревней  Синьковка?

Кремль, естественно, имеет больше информации о политических планах белорусского руководства, чем белорусское экспертное сообщество. Во всяком случае, российский президент имеет возможность прямо спросить  своего белорусского коллегу о его намерениях использовать политическую кампанию 60-летия освобождения Белоруссии. Это не оговорка. Празднование  проводится по всем канонам  электоральных технологий. В центре торжеств только один человек – президент страны. Горячо приветствуемые ветераны исполняют роль  рамки портрета претендента. Если в 2001 году Лукашенко позиционировал себя на фоне явно сомневающегося Путина, то через три года, не имея возможности поставить рядом с собой полноправного члена G8, он  привлек на свои баррикады единственную после церкви  никем не оспаривающую  моральную силу – ветеранов второй мировой.

Все рассчитано правильно. Окружив себя стариками с орденскими колодками, президент формально не оставил народу выбора. Не поддержать его в данную минуту означает не поддержать тех, кто добыл шестьдесят лет назад  Победу. Следовательно, оппоненты стоят за пересмотр итогов войны,  являются «недобитыми коллаборационистами». Необходимо отметить, что этот сильный ход  венчает  целую пирамиду из менее масштабных PR- кампаний, которые непрерывно ведутся на протяжении последних 5-6 месяцев. Попытаемся их систематизировать.

На социально-экономическом фронте который месяц празднуется невиданный подъем экономики. Заявлено, что по итогам работы народного хозяйства за первые пять месяцев текущего года  уже достигнут 10%-ный прирост ВВП (не В.В. Путина, разумеется). Безработицы почти нет. Инфляция обуздана. Экспорт растет семимильными шагами. Странные люди в правительстве заговорили о 700-долларовой зарплате. Все это «процветание» достигнуто, естественно, благодаря заботе власти, о чем по несколько раз в день напоминают печатные и электронные государственные СМИ. Но ни один представитель правительства не берется объяснить, что экономический прирост в стране совершенно не связан с «преимуществами» «белорусской модели» экономического развития в стиле азиатского способа производства, а почти целиком базируется на  подъеме в экономике основного внешнеэкономического партнера – России. Отсюда и рост спроса на  белорусский традиционный экспорт. С другой стороны, правительство  искусно обходит вопрос об источниках увеличения  экспорта в немалой степени связанный с  ростом цен на нефтепродукты, которые страна производит из дорогой российской  нефти и т.д.

Попутно властями были развернуты пропагандистские кампании о невиданном приросте зарубежных инвестиций, подъеме  высоких технологий и о неуклонном превращении Белоруссии в некую глобальную «Силиконовую долину», росте «среднего класса» (?), невиданном в СНГ благосостоянии пенсионеров. В конце апреля – начале мая страна оказалась «прикована»  к президентскому вертолету, который обеспечил  на фоне «процветающей» Чернобыльской зоны и  «передового» сельского хозяйства Могилевщины самую наступательную  в современной истории Белоруссии PR – кампанию.

Одновременно на политическом поле были проведены жесткие «зачистки». Арестовали Михаила Маринича, чья судьба должна была стать с одной стороны предупреждением верхушке оппозиции, а с другой – высшей номенклатуре, у которой в последнее время только страхом можно было «выбить» лояльность к власти. Чередой шли процессы против НГО, правозащитников, оппозиционных газет. В июне не обошлось без  трансляции на БТ сериала  «монтажных» антиоппозиционных агиток. Все прошедшие весной шествия и митинги завершились арестами и отсидками.

Власть взвалила на себя  выполнение огромного пропагандистского плана. Но постоянная поддержка динамики целого набора пропагандистский кампаний является делом технологически чрезвычайно трудным, да, к тому же, и  исключительно дорогим.  Долго выдержать общенациональную  PR – гонку такого масштаба невозможно. В принципе, уже к началу июня большинство «отраслевых» кампаний стали выдыхаться.  Примерно с неделю стала вообще ощущаться какая-то пауза. Судя по всему, здесь было оставлено местечко для  успехов на внешнеполитическом фронте, но президенту дальше участия в совместных пресс – конференциях  продвинуться не удалось. На этой «кочке» кампания споткнулась, но, быстро сгруппировавшись снова на теме будущих торжеств, продолжила подготовку  3 июля.

На  будущий праздник брошено все: улицы метут, танки красят, детей строят и учат шагистике, авиационный керосин жгут. О масштабах задуманного говорит уже то, что даже в разгар президентской гонки 2001 года власти в последний момент отменили авиационную часть парада. Сейчас  самолетам уделено первостепенное внимание.

Между прочим,  стоит отметить, что нигде в современном мире не практикуют пролеты сверхзвуковой авиации на высоте 150 м над крышами  двухмиллионного города. Нас «успокоили» тем, что самолеты 80-х годов подвергнуты  феноменальной модернизации силами  белорусских ремонтных мощностей. Интересно, а получили ли эти модернизированные самолеты гарантии  российских заводов-изготовителей? Смею утверждать, что нет, так не первый год российский ВПК незамедлительно снимает все гарантийные обязательства с российской и советской авиационной техники, которая  подвергалась «местной» модернизации.  Следовательно, над нашими головами будут нестись результаты белорусской авиаремонтной самодеятельности. В данном случае безответственность власти поражает. Ради пропагандистского эффекта она готова поставить  под удар жизни десятков тысяч минчан.

Вся эта масштабная шумиха  говорит о том, что 3 июля  завершается полугодовая глубокоэшелонированная  подготовительная  кампания. Истрачены огромные ресурсы, использованы все существующие и виртуальные информационные поводы. Ради чего? Если ради того, чтобы  в очередной раз  воздать должное ветеранам, то тогда нам остается признать, что страной управляет святой человек, который питается нектаром и  спит в лесном шалаше. В общем, ему ничего от жизни не надо, кроме счастья народного. Между прочим, так  оно и есть, за исключением того, что этот человек уверен, что он и является живым воплощением народного счастья.

Итак, мы накануне референдума. Или сейчас, или никогда. Если не в июле, а в июле есть только одна подходящая дата – 3 число, то власть уже прозевала не только 2004 год, но и  первую половину 2005 года. Отсрочка смерти подобна. Вот тут и вылезает смысл посещения  молодежного фестиваля в украинской Синьковке. Скорее всего, здесь президенты – соседи, за считанные часы до торжественного собрания во Дворце Республики сделали последнею  попытку уговорить Минск не влезать в  конституционную ловушку. Если это так, то напрасный труд. 25 июня, выступая  на XXVI сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Бресте, белорусский президент практически подвел черту под дискуссией о судьбе  российско-белорусской интеграции – во всем негативном, что имеется в развитии Союзного государства,  виновата Россия.  Так что будущий референдум будет носить характер реакции на «непродуманные действия российского руководства».

В этом корень проблемы. Перенести конституционный референдум на 2005 год практически невозможно. Минск прекрасно понимает, что Российская Федерация  находится в стадии фундаментального изменения свой внешнеполитической доктрины на постсоветском пространстве. Уже к зиме  все принципы отношений Москвы с партнерами по СНГ будут изменены.

Что включает в себя новая российская стратегия отношений со странами – соседями? Используя наработки комитета Государственной Думы РФ по международным делам,  можно выделить ее несколько основополагающих принципов.

- восстановление  российского влияния в постсоветском пространстве неизбежно, как неизбежны и столкновения на этой почве между РФ и ЕС-США. Разница в том, что Россия возвращается, а Запад вторгается.

- «восстановление» непосредственно связано с внутриполитическими успехами России (экономика, социальная политика, оборона, дипломатия, культура) в русле продолжения демократизации страны.

- степень противодействия «восстановлению» со стороны Запада будет микшироваться тем, что разворачиваемая на просторах СНГ интеграция  должна оказаться логическим продолжением европейской интеграции, строиться на проверенных западнее Буга принципах и оказаться «союзом демократий» (!).

- новая версия интеграции должна строиться не на торгово-экономических или геополитических, оборонных принципах, а на единстве исповедуемых ценностей.

- старая версия интеграции – покупка дешевым сырьевым экспортом лояльности капризных  правящих клик  признано ошибкой.  Отмечено, что такой путь сохранения российского влияния не является долгосрочным, надежным и отвечающим стратегически задачам России в СНГ. Поддерживаемые таким «спонсорством» режимы неуклонно склоняются в русло авторитаризма, надеясь на то, что Москва «закроет глаза» на местную «экзотику». Кроме того, эти «сателлиты»  склонны к быстрой перемене «флага» по принципу «кто больше даст».  Нельзя забывать, что старая версия интеграции в СНГ  приводит к односторонней западной ориентации элиты этих стран, которая ищет на Западе  поддержку делу демократии и прав человека. Причем, двигаясь на Запад, эти силы, оказавшись у власти, сами не чураются авторитаризма, надеясь на «списание» грехов Европой и США.  Круг замыкается.

- необходимо преодолеть распространенное на просторах СНГ представление о российском влиянии как факторе, тормозящем развитие демократии и рыночных отношений. «Обществу, национальным (даже в какой-то мере националистическим) элитам» надо доказать, «что подлинное демократическое и суверенное развитие  в этих странах  вполне реально при активном взаимодействии со стороны богатого ресурсами соседа, чем вербальное декларирование лояльности на политическом уровне» («Известия» 25.06.04)

- России необходимо освободиться от привязки к недемократическим режимам, которые не спасет ни апелляция к национальному суверенитету, ни исторические заслуги, ни членство в ООН. Давление на такого рода режимы будет неуклонно возрастать и поддержка их со стороны России приведет последнюю к конфронтации со всем миром.

Все что приведено выше уже не является рассуждениями отдельных групп депутатов и представителей российского экспертного сообщества. Перед нами фрагменты отрабатываемой стратегии правительства России. Есть ли в этой стратегии место режиму Лукашенко? Вопрос риторический. Так что 2005 год таит в себе огромную угрозу белорусской власти.

Минск ощущает, что  его политика трещит по швам. Для примера, стоит еще раз вернуться к выступлению белорусского президента на XXVI сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России.  В своей речи Лукашенко  использовал тактику  совмещения «страшилок» и  «клятв». В ответ на то, что «вдоль наших границ концентрируется  огромный военно-стратегический потенциал» (четыре «F-16» в Прибалтике) утверждалось, что «умрем за Россию», «за нами Москва», «стоим на страже западных рубежей». Две российские базы, посетить которые белорусский президент тут же пригласил гостей (?), оказались основой боевой мощи РФ и т.д. Апелляция к чувствам российских депутатов иногда зашкаливала.  Для президентского  взрыва эмоций есть обоснование – ничего другого Минск предложить не в силах. Ведь Союзное Государство не является «союзом демократий».

Минск не устраивает прагматичный подход к российско-белорусской интеграции, освещение проблем современной Беларуси в российских СМИ, политика  российского руководства. Проще говоря, его не устраивает все: цены на газ и нефть, таможенная граница, российский  рубль, отношения Москвы и Запада. Минск устроит только одно – старая версия интеграции в формате «дойная корова» и безмолвное всепрощенческая позиция Москвы на все изощренные издевательства, которые годами лились полноводной рекой из столицы партнера по Союзному государству.

Можно сказать, что белорусский президент требует для себя полной свободы рук на внутреннем политическом поле, доступа к стабильному и  платежеспособному чужому рынку, право на собственное ценообразование чужого стратегического сырья, дипломатического прикрытия любых внутренних и внешних авантюр. Взамен он пообещал «умереть за Россию». Интересно, а России это надо?




Белорусские новости,
17 июня 2004

Сергей Караганов: позитивный интерес к Беларуси может смениться на негативный

Ирина Халип(БДГ)

По поводу того, насколько близок к Кремлю председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, версии существуют разные. Но то, что он всегда озвучивает точку зрения Кремля, — факт, не вызывающий сомнений. Поэтому сначала несколько удивило то, что встречу с белорусскими журналистами Караганов начал с оптимистического монолога о том, что искренне надеется: очень скоро Беларусь и Россия станут близко интегрированными дружественными государствами.

"Мы продолжаем поддерживать отношения с белорусскими коллегами, большей частью не с официальными лицами, — сказал Сергей Александрович. — Не потому, что в этом есть какой-то вызов, просто с "неофициальными" нам интереснее. Мы неправительственная организация. Мы не определяем политику России, мы ее формулируем. И заполняем тот вакуум, который существует в российско-белорусских отношениях, нормальным человеческим диалогом". Впрочем, в процессе дальнейшего "человеческого диалога" стало ясно: оптимизм Караганова не более чем парадный фасад для белорусов, за которым находятся уже почти руины белорусско-российской интеграции.

— Сергей Александрович, вы сказали, что надеетесь на скорейшее развитие интеграции. Но ведь Беларусь и Россия будто бы и так уже настолько близко интегрированы, что дальше, кажется, и некуда?

— Формально — да. А реально — нет. В последние годы интеграционные процессы между нашими государствами резко замедлились и даже повернули вспять, потому что российская и белорусская экономики развиваются в совершенно разных направлениях. Кроме того, мы видим, что в последнее время официальная пропаганда в Беларуси начала приобретать ярко выраженный антироссийский характер. Мы пока этого не замечаем, но когда заметим — мало никому не покажется.

— Белорусское руководство бодро рапортует об экономических успехах и росте ВВП. В то же время вы недавно, комментируя экономическую ситуацию в Беларуси, сказали, что Лукашенко должен "прекратить деградацию". На чем основана ваша оценка?

— Оценка основана на тех данных и цифрах, которые мы получаем из абсолютно независимых источников как в России, так и в Европе.

— Вы сказали, что экономики России и Беларуси развиваются в разных направлениях. Вы могли бы охарактеризовать эти направления?

— Россия выбрала экономическую модель европейского образца середины прошлого века, а Беларусь предпочла модель северокорейского образца. Все знают, что европейская экономическая модель 50-60-летней давности принесла очень хорошие плоды, чего никак не скажешь о северокорейской модели. И, честно говоря, нас все это очень беспокоит. России не хотелось бы иметь на своих важнейших рубежах вторую Северную Корею, "падающее государство". Нам, в конце концов, хватает проблем на своих южных границах. Кстати, это — одна из причин того, что мы начинаем экспортировать газ через Украину, в обход Беларуси. Хотя это огромные потери для России.

— Как вы думаете, Лукашенко внезапно "сменил ориентацию" или изначально к проекту интеграции подходил неискренне?

— Я считаю Александра Лукашенко одним из самых талантливых политиков. Происходящее сейчас может быть связано и с не совсем верной политикой России, и с тем, что он сам вдруг решил, будто сможет выжить при той экономической модели, которую выбрал. Я бы очень хотел, чтобы этот талантливый политик понял: свою страну он загнал в тупик. Но я не отрицаю ошибок, допущенных Россией еще в 1996 году.

— Есть ли у Лукашенко основания бояться позиции нынешнего руководства России в отношении Беларуси? Очевидно, что она становится все более жесткой.

— Ни одному белорусу не стоит бояться ни одного россиянина. Но то, что Россия стала более прагматичной, очевидно. Поэтому Лукашенко следует бояться не Путина, а своей собственной неправильной политики, которая привела страну в тупик.

— C чем, по-вашему, связаны заявления Александра Лукашенко о том, что определенные круги в России финансируют белорусскую оппозицию?

— Я был бы рад, если бы определенные круги в России не финансировали белорусскую оппозицию, а просто помогали бы белорусской интеллигенции, белорусским элитам. Это абсолютно нормальная, правильная политика. Однако я не знаю точно, но почти уверен, что в России нет таких кругов.

— В своем докладе несколько лет назад вы говорили, что интеграция с Беларусью необходима России. Сейчас ваше мнение изменилось?

— В принципе не изменилось. Но я вижу, что время упущено и Беларусь с каждым днем становится все менее выгодным для России партнером. Другое дело, что нам крайне необходимо иметь тесные, близкие, дружеские отношения с Беларусью.

— Какие причины, на ваш взгляд, тормозят развитие интеграции?

— Одну из них я уже озвучил — Беларусь и Россия двигаются в кардинально разных направлениях. Вторая причина — отказ Беларуси от приватизации. Это уменьшает интерес мирового сообщества и России к Беларуси. Третья — неспособность российской правящей элиты выработать долгосрочную политическую стратегию в отношении интеграции, низкая приоритетность. И, наконец, четвертая причина — нарастание в политической элите, ориентирующейся на президента, сопротивления объединению с Россией.

— Был ли Александр Лукашенко в 1994 году "кремлевским кандидатом" в президенты?

— Он и позже им был… Но мы знаем, что осенью весьма вероятно проведение референдума во время парламентских выборов. Мы будем внимательно следить за его результатами. Не думаю, что кто-то в России поддержит идею третьего срока. Но степень нашего воздействия будет зависеть от многих факторов.

— Выходит, и в 2001 году Кремль его поддерживал? И тоже, наверное, по принципу "нет альтернативы"?

— Я не сказал, что Кремль его поддерживал в 2001 году. И не сказал, что ему не было альтернативы. Москва не знала альтернативы — это другой вопрос. И те силы, которые его поддерживали в Москве, делали это просто по инерции.

— Вам это не кажется "особым цинизмом"? Если Москва в 2001 году не знала альтернативы, то она уже, по крайней мере, хорошо знала, что такое Лукашенко.

— Просто тогда правящая элита сказала "ну и пусть", поскольку не было особого желания заниматься системной работой по Беларуси. Теперь ситуация изменилась. Сейчас мы в процессе принятия решения. Кроме всего прочего, интерес российского бизнеса к Беларуси падает.

— Зато в белорусском бизнесе сейчас весьма популярен следующий тезис: "Может наступить такой день, когда мы окажемся на стороне Лукашенко при всей ненависти к нему. Потому что сейчас, не допуская сюда российский бизнес, он автоматически защищает наш. А если сюда придут россияне, нашему бизнесу конец".

— Этот тезис мне хорошо знаком, потому что он популярен и в России: "Если придут американцы, нам конец". Это типичный комплекс мелкой буржуазии — страх угрозы олигархии. Это нормальная реакция мелкого капитала. Мы об этих настроениях прекрасно осведомлены, так же, как осведомлены о соответствующих настроениях в белорусской политической элите, которая боится, что ее начнет подавлять более просвещенная российская элита. Бояться совершенно нечего: мы вовсе не собираемся высаживать "русский десант".

— Созрела ли в Беларуси "номенклатурная революция"?

— Поздно. Уже перезрела.

— Какие политические силы в Беларуси может поддержать Россия?

— Не думаю, что в самой России есть достаточное количество политических сил, которые с должным вниманием относятся к Беларуси. Но могу сказать, что у вас много достойных, умных, образованных, интеллигентных людей, которые могут стать президентами и премьер-министрами. Я лично знаю десяток людей, которые могут стать президентами Беларуси.

— Вы можете назвать хоть одну фамилию?

— Вот тут-то вы меня не поймаете. Я прекрасно понимаю, что даже мой слабый голос может создать им проблемы.

— Полагаете, можно стать президентом без раскрутки?

— Это уже не вопрос российской политики, это вопрос белорусской интеллигенции, белорусской элиты. Средний уровень белорусской интеллигенции не ниже, а выше, чем в России. Чего вам бояться? Можете смело выдвигать своих Путиных, своих Фрадковых. Проблем нет. Только нужно учитывать, если мы с вами боремся против Лукашенко Александра Григорьевича, что при всех странностях его политики он все-таки является законно избранным президентом. Потому что даже при использовании во время выборов административного ресурса мы все знаем, что большинство в деревне все-таки проголосовало за него.

— Вы говорите о странностях его политики и в то же время называете его одним из самых талантливых политиков…

— А у нас есть Жириновский — он вообще самый талантливый российский политик. И Лукашенко тоже очень талантливый, яркий политик. Ему бы хоть чуть-чуть Гарварда — он вообще был бы великим политиком Европы.

— Американские политики, когда заходит разговор о Беларуси, всегда подчеркивают, что Беларусь находится в сфере интересов России и потому от России во многом зависит политическое будущее Беларуси. Ведутся ли какие-либо консультации между Россией и США?

— Мы очень тесно общаемся с нашими коллегами в Европе и США по поводу Беларуси. Неофициально, разумеется. Могу лишь сказать, что Россия пока не определилась. То есть жестко не определилась.

— Насколько обоснованы слухи о том, что Россия вовсю разрабатывает сценарии замещения Лукашенко? В частности, последние политические аресты напрямую связывают со связями арестантов с Россией.

— Нас настораживают и возмущают эти аресты и толкают к жесткой переоценке отношений с Беларусью. А что касается сценариев… Конечно, они разрабатываются...

— Как вы относитесь к обвинениям Лукашенко в торговле оружием?

— Я основываюсь только на открытой информации, но и она дает достаточно оснований подозревать президента Беларуси в незаконном экспорте вооружений.

— Вам не кажется, что союзный проект изначально был нежизнеспособным?

— Проект союзного государства имел некоторое значение вначале. Лукашенко хотел дешевых ресурсов, Ельцин хотел замолить грехи Беловежской пущи. Сейчас проект просто прикрывает нежелание российской и белорусской сторон делать какие-то шаги в рамках интеграции. И если изначально это не был мертворожденный проект, то сейчас он умер.

— Может ли Беларусь вообще выйти из сферы российских интересов?

— Беларусь по определению не может выйти из сферы российских интересов. Но позитивный интерес России к Беларуси может смениться на негативный. Мы надеемся, что и у российской, и у белорусской сторон хватит ума провести в Беларуси смену власти и начать корректировку курса. Мы уже много раз предлагали начать под российским экономическим прикрытием либеральные реформы. Политика России была рассчитана именно на то, что Лукашенко на такие реформы пойдет. Именно поэтому мы оказывали Беларуси огромную помощь. Сейчас желание пропадает, но мы все еще надеемся. Мы очень хотим, чтобы Беларусь развивалась как нормальное общество — безо всяких потрясений и переворотов. Но в то же время мы прекрасно понимаем, что если вы не пойдете по тому пути, по которому идет вся Европа, то рано или поздно будет очень плохо. В общем, мало не покажется.




Финансовые известия,
16 июня 2004

«Газпром» решил навести порядок в СНГ

Руководство "Газпрома" во вторник заявило, что планирует уже в этом году сократить экспортные поставки газа в страны СНГ, так как многие из них не выполняют своих финансовых обязательств. Одних отключат за долги, других - за излишнюю строптивость.

Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов и генеральный директор компании "Газэкспорт", занимающейся большинством экспортных поставок газпромовского газа, Александр Медведев 15 июня, за 10 дней до годового собрания акционеров, рассказали о ситуации с экспортными поставками российского и среднеазиатского газа на рынки стран СНГ. Работу "Газпрома" на этих рынках благополучной и стабильной назвать нельзя - даже несмотря на то что российский концерн поставляет газ большинству стран СНГ по более низким ценам, чем в Европу, они за последние годы накопили большие долги и не спешат рассчитываться. Руководство "Газпрома" намерено сообщить акционерам, что поставки газа в страны СНГ и Балтии в этом году будут сокращаться с 52.3 млрд. кубометров, поставленных в 2003 году, до 49.86 млрд. кубометров.

Самый проблемный партнер "Газпрома" из всех стран бывшего Советского Союза - Белоруссия, она в этом году получит меньше газа по собственной вине. Конфликт между "Газпромом" и белорусской государственной компанией "Белтрансгаз", разгоревшийся в январе этого года, вынудил российский концерн прекратить поставки газа потребителям этой страны. Конфликт, который можно назвать международным скандалом, заключался в том, что руководство Белоруссии не хотело создавать совместное предприятие (СП) "Белтрансгаза" с "Газпромом", которое согласно межправительственному соглашению от 2002 года должно было совместно управлять газотранспортной системой этой страны. Президент Белоруссии Александр Лукашенко говорил, что общая стоимость "Белтрансгаза" составляет $5 млрд., но "Газпром" оценивал все активы этой компании лишь в $600 млн. К тому же правительство Белоруссии настаивало на том, чтобы "Газпром" продолжал поставлять газ по низким внутрироссийским ценам - порядка $30 за тысячу кубометров. Руководство "Газпрома" тогда заявило, что не видит никакого экономического смысла в поставках газа в Белоруссию, так как помимо нежелания создавать СП "Белтрансгаз" является основным должником.

В результате "Белтрансгаз" заключал контракты не более чем на месяц с независимыми российскими производителями газа, и ни правительство Белоруссии, ни президент Александр Лукашенко не могли гарантировать своим потребителям стабильных поставок этого топлива. Но 8 июня на Совете министров России и Белоруссии Лукашенко наконец подтвердил свое намерение создать СП, а председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер подписал договор о поставках газа в Белоруссию до конца 2004 года. Во вторник Александр Рязанов сообщил, что "Газпрому" понадобится еще месяц на то, чтобы окончательно договориться с аудиторской компанией Deloitte & Touche о проведении независимого аудита всех активов "Белтрансгаза". "На проведение самого аудита понадобится 3-4 месяца", - сказал Рязанов. После этого, по мнению специалистов "Газпрома", российский концерн сможет приступить к созданию СП с "Белтрансгазом".

Второй, не менее важный, чем Белоруссия, транспортер российского газа в Европу - Украина, она также в этом году получит меньшие объемы газа. Дело в том, что созданный еще в 2001 году международный газотранспортный консорциум, объединяющий "Газпром" с украинской государственной газовой компанией "Нефтегаз Украины", до сих пор фактически не начал своей работы. Правда, Рязанов заявил, что ситуация выправляется и что вскоре консорциум приступит к обсуждению инвестиционных схем по строительству газопровода Богородчаны-Ужгород, который серьезно расширит пропускную способность и надежность газопроводной системы Украины. Рязанов сказал, что "Газпром" намерен настаивать на том, чтобы украинская сторона предоставила для этого проекта налоговые преференции.

Страны Балтии, от которых "Газпром" никак не зависит в своих экспортных поставках, вскоре будут вынуждены покупать газ по более высоким ценам. Сейчас Литва, Л атвия и Эстония и так покупают газ по гораздо более высоким ценам, чем остальные страны СНГ, - по $80-85. "Потребители стран Европы покупают российский газ по цене более $120 за тысячу кубометров, - сказал Рязанов, - и мы намерены подтягивать страны Балтии по ценам к этому уровню".

"Газпром" также собирается сократить абсолютно убыточные поставки газа в Грузию. Рязанов заявил, что уже на этой неделе "Газпром" намерен предложить грузинскому правительству поступить так же, как Украина и Белоруссия, - создать совместное предприятие с российским концерном, которое займется модернизацией и дальнейшей эксплуатацией магистрального газопровода, проходящего через Грузию в Армению.




Открытое письмо генерала Павлова председателю КГБ РБ Ерину

Уважаемый Леонид Тихонович!

Сегодня, 25 июня 2004 года мне передали аудиокассету и ее расшифровку с умными изречениями и комментариями. Какие-то благодетели разослали ее по всем негосударственным СМИ.

Цель этой фальшивки понятна – вбить клин, рассорить, а следовательно, и развалить все те добрые отношения, которые сложились у набирающих политический вес депутатской группы «Республика», М.Маринича и их сторонников. Метод и стиль работы также не нов. Он легко узнается, так как за четыре года руководства Комитетом Вы ничего нового не внесли. Ну кому кроме Вас нужны кулуарные разговоры на кухне? Причем поражает одна деталь. Ваших сотрудников, сопровождающих нас по городу, всегда видно. Дело даже доходит до абсурда. Не так давно заехали мы с Мариничем пообедать в одно кафе. Через некоторое время к нам подходит официантка и говорит: «За Вами следят». Говорю ей: «Да Вы что, в нашей стране? Не может быть!». «Нет, вон он сидит. А ещё спросил про Вас. Но Вы мне симпатичнее и потому я могу вас выпустить через черный вход». Ничего себе работа!

А сколько ошибок Вы наделали, оборудуя мою квартиру? А узнали, что мы там соберемся, прослушав телефон Маринича. Точно также прослушали разговор Немцова и Лебедько. Почему Вы тратите народные деньги на наружку, прослушку, закладки, прокладки и т.п. штучки? У Вас, что, есть на это веские основания? Есть санкция?

Арест Маринича вообще потеха. Сначала задержали, потом уже начали искать улики. Да и разве это улики? Опять фальшивые доллары. Ну не получилось их всучить Немцову, оставьте эту затею и с Мариничем. Кроме того, мы все хорошо знаем, что Михаил Афанасьевич не охотник и не любитель стрельбы в тире. Никогда не имел рогатки даже, кого ему в Беларуси бояться? Потому выпустите его, не ломайте здоровье и душу порядочному человеку.

Леонид Тихонович! Если бы я знал Ваш прямой телефон, то перед каждым приездом в Минск звонил бы и говорить, где, с кем и когда буду обедать, ужинать, париться в бане и т.п.

Ну что Вы за мной следите? Что Вы хотите узнать? Как я, Маринич или Фролов относятся к нынешней власти? Отвечаю Вам и всем остальным – мы ее не уважаем и не любим. И, согласно Конституции Беларуси, имеем на это полное право. Но я хотел бы, чтобы Вы знали – мы никогда не встанем на путь экстремизма. У нас и в мыслях нет захвата власти или других противоправных мыслей. Заявляю это публично, чтобы не было кривотолков и очередных передергиваний. Мы нормальные люди и хотим нормальной жизни для белорусского народа. Как человек, возглавляющий такое крупное аналитическое ведомство, Вы должны хорошо знать, что большинство граждан Беларуси желает, чтобы в этом году, как того и требует наша Конституция, закончился десятилетний срок правления президента Лукашенко. Вот и вся наша «военная тайна».

Стоит ли из-за этого тратить огромные деньги и гонять своих подчиненных?

Наши отношения с Фроловым и Мариничем скреплены не только общими идеями и целями, но и проверены временем. Фальшивки у нас уже давно не проходят.

Я думаю, Леонид Тихонович, что мы с Вами не враги. Для этого нет ни основы, ни нужды. Каждому есть, чем заниматься. Готовы Вам помогать, если на то будет Ваше желание. Только давайте смотреть друг другу прямо в глаза и откажемся от черных интриг. Сегодня на дворе уже другая погода.

С уважением к Вам и всем сотрудникам КГБ,

Генерал Валерий ПАВЛОВ (Бывший начальник управления безопасности, обороны и борьбы с преступностью (в кабинете Вячеслава Кебича) до 1994 г., депутат Верховного Совета XII созыва). 25.06.04г.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ