Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №101(01.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

15 июня. Правительство одобрило проект закона об изменении концепции приватизации трех ТЭЦ (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-Север). Приватизация теплоэлектроцентралей будет осуществляться порознь в соответствии с индивидуальными планами приватизации. На приватизацию будет выставляться пакет, состоящий из 50% плюс одна акция. Министерство энергетики, представившее на заседании правительства законопроект, считает, что выставлять на приватизацию эти предприятия одновременно неразумно, так как степень их эксплуатации и технического износа различная.

Согласно действующей на сегодня концепции, ТЭЦ следовало выставлять на приватизацию одновременно во втором этапе, после электрораспределительных сетей. При этом пакет акций предусматривался в объеме 75% плюс одна акция. Передача потенциальным инвесторам пакета акций в размере 75% плюс одна акция не позволяет государству влиять на деятельность этих стратегических предприятий после их приватизации.

Законопроект предлагает также исключить обязательное привлечение зарубежного финансового консультанта при приватизации этих объектов. Ранее МВФ и ВБ рекомендовали правительству инициировать процесс приватизации такого рода объектов лишь при международной технической помощи.

15 июня. Президент РМ В.Воронин обратился за поддержкой к мажоритарной  парламентской фракции Партии коммунистов по вопросу о погашении задолженности Молдовы перед российским концерном "Газпром". Он сообщил, что в ближайшие дни правительство направит в парламент проект постановления о погашении задолженности перед "Газпром" в размере 115 млн. долл. США, большая часть которой 90 млн. долл., приходится на векселя правительства Молдовы, выданные в счет задолженности концерну в 1997 г. Остальные 25 млн. составляют проценты по векселям.

Президент отметил, что после принятия соответствующего постановления у Молдовы не будет задолженности перед АО "Газпром" ввиду того, что за текущее потребление природного газа республика рассчитывается своевременно.

16 июня. Премьер-министр РМ В.Тарлев встретился со своим российским коллегой М.Фрадковым в рамках рабочего визита в Санкт-Петербург, где он принимает участие в Международном экономическом форуме.

В ходе встречи глава российского правительства подтвердил свое намерение посетить в ближайшее время Молдову с официальным визитом. Вместе с тем, принимая во внимание специфику двусторонних торгово-экономических отношений, М.Фрадков высказался за составление широкой программы визита для наиболее полной его продуктивности. Стороны договорились о создании рабочих групп от Молдовы и России для изучения всех существующих между нашими странами торгово-экономических договоров и соглашений, а также их оценки с точки зрения перспектив изыскания новых возможностей сотрудничества.

16 июня. Президент РМ В.Воронин принял делегацию Конституционного суда Украины, находящуюся в Молдове с рабочим визитом. Он выразил удовлетворение плодотворными взаимоотношениями, установившимися между конституционными судами Молдовы и Украины, отметив, что в их основу заложены традиционные для наших стран добрососедство и дружелюбие. Как подчеркнул глава государства, обмен опытом между упомянутыми структурами приобретает особое значение в контексте проводимых в Украине и Молдове реформ судебных систем, а также деятельности по укреплению конституционных институтов

17 июня. Тирасполь посетила делегация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ во главе с ее вице-председателем К.Кильюненом. В приднестровской столице европейские парламентарии встретились с председателем Верховного Совета ПМР Г.Маракуцей и министром иностранных дел В.Лицкаем. Главной темой переговоров стало молдо-приднестровское урегулирование. Как отметил на встрече К.Кильюнен, в прошлом году он был «более оптимистично настроен относительно перспектив урегулирования». Сейчас такого оптимизма у него уже нет. «Эффективных переговоров сегодня практически не ведется, а если и проходят встречи, то они пока никуда не ведут», - считает вице-председатель ПА ОБСЕ. По его словам, главная задача его нынешнего визита – посмотреть, что можно сделать для изменения такой ситуации.

Г.Маракуца, оценивая сложившуюся обстановку, отметил, что приднестровская сторона по-прежнему считает «большой ошибкой» отказ президента Молдовы от ноябрьского Меморандума и сегодняшняя ситуация – во многом следствие именно этого шага официального Кишинева. Он напомнил, что Приднестровье в Меморандуме пошло на предельный компромисс, и сегодняшнее нежелание молдавской стороны учитывать позицию Тирасполя о необходимости твердых гарантий приднестровцам в федеративном государстве – одно из основных препятствий для продолжения результативного диалога.

К.Кильюнен сообщил, что на встрече с ним министр реинтеграции РМ В.Шова изложил принципиальную позицию кишиневских властей – Молдова не намерена идти на уступки Приднестровью. Вице-председатель ПА ОБСЕ заявил, что главный вывод, который он сделал – «у сторон отсутствует доверие друг к другу». И именно это обстоятельство, по его мнению, - главное препятствие для урегулирования.

Глава делегации ПА ОБСЕ сообщил, что 3 июля в Эдинбурге состоится очередное заседание ассамблеи, и одна из сессий будет посвящена молдо-приднестровскому урегулированию. К.Кильюнен пригласил представителей приднестровской стороны принять участие в этом форуме.

17 июня. «Уже одиннадцатый год мы ведем переговоры с Молдовой, и все это время наша позиция не находит должного понимания у молдавских властей», – заявил по окончании встречи с делегацией ПА ОБСЕ председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца. «Все больше создается впечатление, что мы стучимся в закрытую дверь», – отметил спикер парламента, отвечая на вопросы европейских и приднестровских журналистов. «И властям Приднестровья, и приднестровцам надо обладать титаническим терпением, чтобы постоянно пытаться в эту дверь достучаться. Да, мы по-прежнему ведем разговор о строительстве общего государства – и делаем это еще и потому, что на этом настаивают посредники и представители международного сообщества», - сказал он.

«Однако в Приднестровье все больше раздается голосов о бесполезности таких переговоров, … поэтому я не исключаю возможности того, что мы можем пересмотреть нашу концепцию о строительстве конфедеративного государства с Молдовой. И вполне возможно, что будет принято решение о строительстве независимого приднестровского государства вне пределов Молдовы», - заявил спикер парламента.

17 июня. Вице-председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнен, который находится с визитом в Кишиневе во главе делегации ПА, считает, что урегулирование приднестровского кризиса на принципах федерализации Республики Молдова уже не является столь же несомненным, как осенью минувшего года, при его предыдущем посещении Молдовы. Он заявил кишиневским журналистам, что вопрос о федерализации остается "открытым".

После проведенных в Кишиневе бесед К.Кильюнен констатировал отсутствие взаимодействия между кишиневскими и тираспольскими депутатами в вопросе поиска оптимального решения конфликта.

17 июня. Молдавский парламент рассмотрел и принял в первом чтении закон о праздничных днях в РМ, предусматривающий появление еще одной отмечаемой даты - Дня Европы. В целом закон направлен на упорядочение праздников, обеспечение единого подхода к их установлению и проведению. В соответствии с законом, в Молдове будет 20 официальных праздников. По случаю десяти из них объявляются выходные дни. Днями отдыха также будут Новый год, Рождество Христово (7 и 8 января), Международный женский день, первый и второй дни Пасхи, 1 мая, 9 мая, 27 августа - День Республики, 31 августа - "Лимба Ноастрэ" и престольные праздники населенных пунктов.

18 июня. За пять месяцев 2004 года Молдова полностью рассчиталась за текущее потребление природного газа, поставляемого из России, заявил генеральный директор АО "Молдова-Газ" Г.Абашкин на заседании кабинета министров, представивший отчет о ситуации на рынке природного газа Молдовы. Он уточнил, что за январь-май компании "Газпром" было перечислено за поставленный газ порядка 26 млн. долларов, а компании "Газэкспорт" - 20 млн. долларов. Премьер-министр РМ В.Тарлев положительно оценил тот факт, что впервые за последние 14 лет расчеты за текущее потребление газа произведены на 100%, но при этом выразил неудовлетворение в связи с некоторыми действиями АО "Молдова-Газ". В частности, В.Тарлев призвал руководство компании активнее участвовать в прокладке магистральных газопроводов, поскольку это предприятие является монополистом на молдавском рынке природного газа. Премьер считает, что административному совету компании следует разработать и принять новую инвестиционную концепцию в этой области. Премьер также высказал свое возмущение в связи с тем, что "Молдова-Газ" приостанавливает поставки природного газа некоторым стратегическим предприятиям без предварительной консультации с правительством.

18 июня. Правительство РМ утвердило проект закона о внесении изменений в Закон о проекте приватизации предприятий электроэнергетического сектора, который будет направлен на рассмотрение в парламент. Члены кабинета министров считают, что вариант продажи, в соответствии с законодательством, пакета акций в размере 75% плюс 1 акция - неэффективен, учитывая опыт приватизации Центральных и Южных электрораспределительных сетей. Для расширения круга инвесторов и привлечения иностранного капитала предлагается снизить совокупную обслуживающую мощность с 500 до 200 мВ и исключить также требование к потенциальному покупателю о наличии опыта деятельности в области распределения электроэнергии. Кроме того, в главу III закона внесены дополнения, в соответствии с которыми исключается обязательность привлечения иностранного консультанта.

18 июня. На центральном участке зоны безопасности проходят военно-тактические учения совместных миротворческих сил (СМС) России, Республики Молдова и Приднестровья. Военнослужащие СМС будут отрабатывать тактику защиты постов от гипотетических атак противника.

В качестве наблюдателей на учения приглашены военные атташе всех иностранных государств, имеющих посольства в Республике Молдова, а также представители миссии ОБСЕ.

18 июня. Европейский Союз окажет содействие в урегулировании приднестровского конфликта и укреплении безопасности на приднестровском участке молдавско-украинской границы, заявил на пресс-конференции в Кишиневе министр иностранных дел РМ А.Стратан.

По его словам, соответствующие обязательства, взятые Евросоюзом, зафиксированы в отдельном разделе Индивидуального плана действий РМ-ЕС, состоящем из 6 пунктов. Глава МИД РМ отметил, что в этом политическом документе ЕС подтвердил готовность способствовать урегулированию приднестровского конфликта с использованием всех инструментов, которыми он располагает, и в тесном сотрудничестве с ОБСЕ.

18 июня. Депутат Европарламента от Польши, профессор Б.Геремек, будучи в Молдове, заявил, что "ключ от приднестровской проблемы находится в Москве". В беседе с корреспондентом "ИНФОТАГ" он сказал, что в 90-х годах, возглавляя польский МИД и председательствуя в ОБСЕ, неоднократно бывал в Москве и призывал российские власти помочь в разрешении приднестровского вопроса.

Б.Геремек считает, что было бы полезным, если бы Европейский Союз наравне с ОБСЕ, Россией и Украиной выступил посредником в приднестровском урегулировании.

Для вступления в ЕС Молдове необходимо "строить демократию, соблюдать права человека, устанавливать верховенство закона и освободиться от коммунизма", однако, по его мнению, "Молдова уже сегодня вправе видеть свое место в ЕС и знать, когда она может его занять".

18 июня. Ряд российских учреждений и компаний стремится дискредитировать винодельческую продукцию Молдовы на российском рынке, - считает заместитель генерального директора агропромышленного департамента Moldova-Vin В.Цыра.

Он заявил, что нелицеприятные высказывания в этом ключе прозвучали на завершившейся в Москве международной конференции "Wine Industry - 2004. Молдова: есть ли будущее?". "Один из крупнейших импортеров молдавских вин, российский холдинг "Винный мир" переориентировался на приобретение продукции в Испании и Аргентине, но чтобы продвигать новые вина, по мнению В.Цыра, они решили прибегнуть к "черному пиару", всячески ругая качество молдавских вин и заявляя, что больше не намерены их импортировать". Но, по его словам, это не повлияет на объемы поставок винодельческой продукции Молдовы на российский рынок.

18 июня. Министр иностранных дел РМ А.Стратан сказал, что Республика Молдова примет участие в саммите НАТО в Стамбуле и что ее делегацию возглавит президент страны В.Воронин, который выступит с речью на этом совещании. Глава молдавской дипломатии уклонился сообщить конкретные тезисы выступления главы государства относительно военного присутствия России в восточной зоне Республики Молдова и приднестровского урегулирования, вместе с тем, он подчеркнул, что позиция Кишинева остается неизменной, свидетельством чему недавняя инициатива президента Воронина о заключении Пакта стабильности и безопасности для Республики Молдова. По мнению А.Стратана, после натовского саммита станет ясно, каким будет вклад ЕС, США и Румынии - сторон, за участие которых высказался президент В.Воронин.

18 июня. Вице-премьер В.Кристя подписал в Вашингтоне от имени правительства кредитное соглашение, согласно которому Всемирный банк предоставит Молдове кредит в 20 млн. долл. США. Церемония подписания прошла в ходе международной конференции Фондов социальных инвестиций по вопросам местного развития.

Кредит выделен на реализацию второго проекта Фонда социальных инвестиций в Молдове, который оценивается в сумме около 30 млн. долл. Кредит выделен на срок 40 лет с отсрочкой платежей на 10 лет. Годовая процентная ставка составит 0,25-0,75%.

18 июня. Республика Молдова соблюдает все рекомендации Совета Европы в отношении национальных меньшинств. Убедительным примером в этом плане является и оформление документов на двух языках в населенных пунктах, где проживает не менее 20% населения иного этнического происхождения, заявила в ходе "круглого стола" "Становление лучшего понимания в поликультурном обществе" доктор философии А.Паскару.

«Круглый стол», который организован в рамках изучения социально-политической, социально-экономической и социально-культурной ситуации в Республике Молдова, Эстонии и Северной Ирландии, имеет также своей целью ознакомление с опытом других государств для преодоления языковых, исторических, культурных и религиозных разногласий

18 июня. Международная кризисная группа (МКГ) считает, что поддержка, которую Россия оказывает Приднестровью, затрудняет решение конфликта. Как отмечается в заявлении МКГ, для быстрейшего разрешения конфликта на Днестре необходимо более тесное сотрудничество в этой области Соединенных Штатов и Европейского Союза.

По мнению МКГ, официальная позиция Москвы характеризуется сохранением присутствия российских войск и вооружения в регионе. Директор европейской Программы МКГ Н.Вит заявил, что «недавние и, в значительной степени, односторонние попытки России решить конфликт сопоставимы с поведением времен «холодной войны». По его мнению, Кремль видит в Соединенных Штатах, Евросоюзе и ОБСЕ конкурентов по геополитическому влиянию на ситуацию в Приднестровье, а не партнеров по разрешению приднестровского конфликта.

«Теневая экономика Приднестровья стала инструментом давления на переговорах по урегулированию», утверждают авторы заявления, а «отмывание денег и незаконный оборот алкогольной продукции, торговля «живым» товаром, наркотиками и оружием стали типичны для ПМР» (что, впрочем, до сих пор никто не смог подтвердить какими-либо конкретными фактами – прим. составителя хроники). По мнению организации, Молдова нуждается в более тесной международной поддержке для обеспечения порядка на своей государственной границе.

В отношении Меморандума по приднестровскому урегулированию в заявлении МКГ говорится, что его неподписание показало: урегулирование не может быть осуществлено без поддержки Молдовы со стороны международного сообщества, и, особенно, ключевых игроков – ЕС, США и ОБСЕ.

19 июня. «Опасность возобновления вооруженного конфликта на Днестре существовала все годы развития нашего государства, существует она и сейчас», - заявил президент ПМР И.Смирнов журналистам в день 12-летия Бендерской трагедии. «Несмотря на заявления молдавских властей о готовности к мирному политическому урегулированию, сказал приднестровский лидер, реальная политика Молдовы все эти годы сводится к постоянным попыткам заблокировать жизнедеятельность ПМР -  экономическая, банковская, информационная блокады наглядно показывают истинные намерения молдавских властей». Он напомнил, что ярким примером действительного отношения официального Кишинева к процессу урегулирования стал отказ президента Воронина от уже согласованного Меморандума в ноябре прошлого года.

Только мудрость и авторитет стран-гарантов, по словам И.Смирнова, «дает небольшой процент надежды на то, что вооруженный конфликт не повторится».

Вместе с тем он подчеркнул, что Приднестровье продолжит курс на укрепление своей государственности. «Уже сегодня мы не уступаем многим признанным государствам», - сказал И.Смирнов, отметив, что руководство республики будет и впредь развивать экономический потенциал, а также укреплять обороноспособность ПМР. Глава государства подчеркнул, что Тирасполь в вопросе о будущей судьбе республики не надеется только на гарантов. «Если бы мы надеялись только на Россию и Украину, то, может быть, нас бы уже не было», - заметил он, дав таким образом понять, что официальный Тирасполь в своей внешней политике намерен исходить, прежде всего, из интересов республики, ставя их превыше интересов других государств-игроков в регионе.

19 июня. Приднестровье отмечает День памяти и скорби, который напоминает о преступлениях националистического режима Молдовы на приднестровской земле. В этот день в Бендерах была организована провокация: полицейские Молдовы захватили офицера гвардии ПМР, группа гвардейцев, прибывшая к нему на помощь, попала в засаду и была обстреляна. Сразу во многих местах города начались перестрелки. С крыш многоэтажных зданий стреляли снайперы. Вскоре с направлений Кишинева, Каушан, Варницы и Хаджимуса в Бендеры вторглись колонны бронетехники Молдовы. В течение нескольких часов город был оккупирован.

Беспорядочный обстрел города привел к многочисленным жертвам среди населения. В те дни в Бендерах погибло 416 приднестровцев, в подавляющем большинстве – мирные жители. Кроме того, в ходе боевых действий было разрушено, повреждено и сожжено более 1298 объектов. Общей ущерб оценивается в 6,2 млрд. рублей (по ценам на август 1992 г.). Сильно были разрушены инженерные сети, особенно энергоснабжения, связи и радио. Оккупанты намеренно уничтожали жилые кварталы, инфраструктуру и промышленные объекты города. Без крова остались 166 семей.

На защиту города поднялись и горожане, которые всеми силами помогали обороняющимся. Защитников города не дали оккупантам полностью овладеть Бендерами. К вечеру 21 июня танки вооруженных сил ПМР смогли пробиться через бендерский мост в город и освободить горисполком. Бои, однако, продолжались до конца июня - начала июля. И только вмешательство России положило конец войне. 1 августа после достижения договоренностей о формате проведения миротворческой операции начался отвод войск Молдовы и ПМР за пределы зоны безопасности.

21 июня. ОБСЕ готово способствовать окончательному политическому урегулированию приднестровского конфликта, заявил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Болгарии С.Паси на встрече с президентом РМ В.Ворониным. В ходе обсуждения инициативы молдавского президента о подписании Пакта стабильности и безопасности для Молдовы С.Паси положительно оценил перспективы заключения этого документа. В свою очередь, В.Воронин сказал, что подписание Пакта стабильности и безопасности создаст систему дополнительных гарантий для всей Молдовы.

Президент РМ сказал, что достижение международного консенсуса по большинству принципов, изложенных в Пакте стабильности и безопасности для Молдовы, может активизировать переговоры по приднестровскому урегулированию. По его словам, нынешний пятисторонний формат переговоров с участием стран-гарантов и ОБСЕ оптимален для политического решения приднестровского конфликта.

В ходе встречи В.Воронин и С.Паси обсудили также проблему вклада ОБСЕ в проведение международного мониторинга приднестровского участка молдавско-украинской границы.

21 июня. Передвижные погранично-таможенные посты в сопровождении спецназовцев и дорожной милиции направил Тирасполь к селу Варница, контролируемому молдавскими властями и которое входит в зону безопасности, установленную после прекращения боевых действий летом 1992 года

Миссия ОБСЕ в Республике Молдова "крайне обеспокоена" размещением в Варнице приднестровских погранично-таможенных постов в сопровождении милиционеров и автоинспекции, заявил руководитель пресс-службы миссии К.Нейкирх. По его словам, речь идет об "односторонних действиях" приднестровских властей.

21 июня. Подводя итоги визита в Москву делегации Приднестровья, президент ПМР И.Смирнов сообщил в интервью приднестровским журналистам, что на встречах с представителями российского руководства «был проработан ряд важных для Приднестровья вопросов», подведены итоги двустороннего сотрудничества в различных областях и, в первую очередь, «результаты совместной экономической деятельности». Обсуждался также вопрос о приобретении жителями ПМР, не получившими гражданство постсоветских государств, гражданства РФ. Этот процесс, по мнению И.Смирнова, во многом тормозится из-за нежелания Молдовы дать согласие на открытие консульства России на территории Приднестровья.

Как сообщил приднестровский руководитель, делегация ПМР провела также в российской столице консультации по политическому урегулированию молдо-приднестровских отношений. Известно, что Кишинев, имитируя переговоры, на самом деле  активно провоцирует обострение обстановки на Днестре, пытаясь дискредитировать миротворческую миссию России и создать предлог для замены россиян на так называемые «многонациональные силы». «На фоне тех событий, которые разворачиваются сегодня в Грузии, мы увидели твердую позицию официальной Москвы – Россия не допустит кровопролития», - заявил И.Смирнов

21 июня. Как пишет молдавское агентство «Молдова Ази», действующий председатель ОБСЕ весьма сдержанно прокомментировал инициативу президента РМ В.Воронина о необходимости заключить так называемый «Пакт стабильности и безопасности» для Молдовы, который, по его замыслу, должны подписать США, Евросоюз, Румыния, Россия и Украина. С.Паси заявил, что в предложении Молдовы есть интересные идеи, «но надо поработать над деталями».

21 июня. Президент ПМР И.Смирнов провел рабочее совещание с членами кабинета министров – одной из тем обсуждения стала ситуация, сложившаяся в бендерском микрорайоне «Северный». По данным местных органов власти города Бендеры, налоговые органы Республики Молдова и примэрия села Варница предъявили требования о регистрации приднестровских предприятий, расположенных на территории микрорайона «Северный». Президент расценил это требование как провокационное и отметил, что эти предприятия – собственность ПМР, следовательно, налоги должны идти исключительно в приднестровский бюджет. Претензии Молдовы И.Смирнов считает очередным шагом к нагнетанию обстановки.

21 июня. «У Кишинева сегодня есть четкий ориентир – Евросоюз, и этот внешнеполитический вектор совпадает с российским», заявил заместитель председателя парламента РМ В.Мишин в интервью газете «Новые Известия».

По его словам, Молдова и Россия двигаются в одном направлении. Вместе с тем, В.Мишин сказал, что «не видит четкой и последовательной политики России по отношению к странам СНГ, можно сказать, что Россия сама отталкивает от себя своих сторонников. Но Республика Молдова, тем не менее, входит в СНГ и не собирается из него выходить». 

22 июня. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Болгарии С.Паси надеется на то, что до министерской конференции ОБСЕ, запланированной на 6-7 декабря 2004 года, будет отмечен прогресс в урегулировании приднестровского конфликта. Он подчеркнул важность продолжения переговоров и принятия конкретных мер для укрепления доверия между сторонами, вовлеченными в конфликт, и отметил, что поскольку в основе приднестровского конфликта нет этнической проблемы, при желании стороны могут найти пути его решения.

Действующий председатель ОБСЕ считает также, что лидер Приднестровья И.Смирнов готов начать конструктивный диалог с молдавскими властями. С.Паси отметил, что в ходе встречи с ним И.Смирнов внес на рассмотрение ряд конкретных предложений по приднестровскому урегулированию, которые были переданы кишиневскому руководству, не уточнив, однако, суть этих предложений.

Говоря о возможном изменении пятистороннего формата переговоров по приднестровскому урегулированию, С.Паси сказал, что не стал бы категорично отвергать эту идею, заметив, что корректировать состав участников переговоров только ради изменения самого формата не следует.

22 июня. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Болгарии С.Паси призвал руководство Молдовы и Приднестровья достичь договоренности о сокращении численности своих вооружённых сил, а также принять меры для укрепления доверия и стабильности.  Он представил обеим сторонам пакет проектов соглашений о сбалансированном сокращении вооруженных сил, а также о мерах укрепления доверия и прозрачности, разработанных миссией ОБСЕ в Молдове.

С.Паси заявил, что предложенный президентом РМ В.Ворониным проект Пакта о стабильности и безопасносмти для Молдовы содержит много идей, которые подлежат обсуждению в рамках ОБСЕ. Вместе с тем, он опроверг высказываемые опасения, согласно которым Республика Молдова может попасть под иностранный протекторат.

22 июня. Руководитель фракции «Родина» Госдумы РФ Д.Рогозин заявил в Сухуми на встрече с руководством Абхазии, что «Государственной думе следует выработать свой ответ на обращения Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха», в которых содержится призыв к российскому парламенту решить вопрос политического статуса их территорий.

22 июня. Министр иностранных дел ПМР, представитель по политическим вопросам в молдо-приднестровском урегулировании В.Лицкай направил в адрес официального Кишинева, а также посредников и стран-гарантов письмо с предложением перенести очередной раунд переговоров в пятистороннем формате на 30 июня. Как отмечает в письме мининдел ПМР, в ходе встречи с действующим председателем ОБСЕ в Тирасполе «высшему руководству Приднестровья были переданы новые инициативы ОБСЕ – «Меры укрепления доверия и безопасности в Молдове». МИД ПМР отмечает, что «представленный документ содержит комплекс отдельных соглашений, направленных на активизацию диалога сторон и установление атмосферы транспарентности и доверия, прежде всего, в военной сфере, и требует самого серьезного рассмотрения и экспертной оценки».

В этой связи, отмечает глава внешнеполитического ведомства Приднестровья, необходимо провести консультации «со всеми заинтересованными сторонами по документу, представленному действующим председателем ОБСЕ.

23 июня. Министр по реинтеграции РМ В.Шова в своем заявлении прокомментировал ситуацию, сложившуюся в Зоне безопасности, сложившейся вокруг села Варница в связи с несанкционированным выставлением властями Приднестровья двух погранично-таможенных постов. По его словам, ситуация  «красноречиво демонстрирует сегодняшнее состояние дел во всей Зоне безопасности». Несмотря на многочисленные обращения ОБСЕ и представителей стран-гарантов, призывающих Кишинев и Тирасполь воздерживаться от односторонних действий на буферной территории, обстановка там, по мнению В.Шовы,  продолжает накаляться. Шова уточнил, что приднестровские таможенники и пограничники появились на выездах из Варницы без какого-либо предварительного согласования с координирующим органом – Объединенной контрольной комиссией. Температура в регионе повышается почти ежедневно, и никто не может прогнозировать, когда накал страстей достигнет верхней точки», - заявил В.Шова. Он подчеркнул, что любые действия в Зоне безопасности, особенно с участием силовых структур, должны в обязательном порядке согласовываться с ОКК, так как это прописано в Соглашении 1992 года о мирном урегулировании приднестровского конфликта. И безопасность в регионе обеспечивается Объединенной контрольной комиссией при взаимодействии с Объединенным военным командованием миротворческими силами России, Молдовы и Приднестровья. «Однако последние события ставят под сомнение способность ОКК и командованияе миротворческими силами полностью контролировать обстановку», - отметил В.Шова.

23 июня. Партия реформ проведет в Молдове политическую акцию «Караван за вывод российской армии», заявил лидер Партии реформ М.Гимпу. Он отметил, что акция начнется 26 июня на площади Великого национального собрания и завершится 29 июня у посольства Российской Федерации. По словам М.Гимпу, с помощью данной акции Партия реформ еще раз намерена привлечь внимание общественности республики, а также международных организаций к необходимости скорейшего выполнения решений Стамбульского саммита по выводу с территории Молдовы российских войск и вооружения.

23 июня. По мнению главы миссии ОБСЕ в РМ У.Хилла, референдум по вопросу будущего устройства Молдовы должен проводиться одновременно на всей территории страны. Комментируя по просьбе журналистов заявление приднестровского лидера И.Смирнова о том, что референдум следует проводить отдельно в Молдове и Приднестровье, У.Хилл сказал, что не может представить себе раздельное проведение плебисцита. По его словам, прежде всего сторонам необходимо определить формулировку вопроса, который планируется вынести на всенародное обсуждение. Ранее на референдум планировалось вынести новую Конституцию РМ, которую разработают при поддержке посредников и международных структур члены Совместной конституционной комиссии. Однако комиссия прекратила свою работу после отказа Молдовы подписать предложенный Россией Меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства». Сейчас приднестровская сторона настаивает на том, чтобы предметом референдума стал вопрос о том, хотят ли жители с обоих берегов Днестра жить в объединенном государстве.

23 июня. Рабочий визит президента РМ В.Воронина в Беларусь, запланированный на 23 июня, перенесен на более поздний срок, сообщила пресс-служба президента РБ А.Лукашенко.

23 июня. Полномочный представитель Приднестровья на переговорах, мининдел ПМР В.Лицкай не прибыл на заседание Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. Как сообщил полномочный представитель РМ на переговорах, министр реинтеграции В.Шова, накануне посредники получили уведомление от приднестровской стороны с просьбой переноса даты переговоров на 30 июня. Тирасполь объясняет отсутствие своего представителя тем, что накануне руководство Приднестровья получило от действующего председателя ОБСЕ пакет новых инициатив "Меры укрепления доверия и безопасности в Молдове", который  требует "самого серьезного рассмотрения и экспертной оценки", а также "проведения консультаций со всеми заинтересованными сторонами".

Глава миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл заявил в свою очередь, что, несмотря на такое начало, переговоры все же будут продолжены завтра в Кишиневе, и посредники (Россия, Украина и ОБСЕ) призывают полномочного представителя Приднестровья В.Лицкая принять в них участие.

24 июня. В Тирасполе и Кишиневе завершился очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию, в работе которого приняли участие представители  России, Украины, ОБСЕ, Молдовы и Приднестровья.

24 июня. Молдове будет выделен дополнительный кредит в размере 5 млн. долларов США в рамках проекта «Инвестиции и услуги в сельском хозяйстве», реализуемого Всемирным банком. Его предоставление предусматривается дополнительным Соглашением, подписанным правительством РМ и Международной Ассоциацией по развитию.  Проект «Инвестиции и услуги в сельском хозяйстве», осуществляемый с 2002 г. при поддержке правительства Швеции, а также других зарубежных доноров, рассчитан до конца 2009 г., и его общая стоимость составляет 45 млн. долларов.

24 июня. Объединенная контрольная комиссия (ОКК) обратится в компетентные органы Кишинева и Тирасполя по поводу переноса всех таможенных и пограничных постов в районе села Варница. На прошедшем заседании ОКК стороны выразили озабоченность в связи с возникшей напряженностью в Варнице.

Члены ОКК договорились, что до ведения переговоров с компетентными органами о переносе этих таможенных постов из Варницы, их сотрудники должны быть разоружены. Полицейским Молдовы и милиционерам Приднестровья не следует появляться с оружием в микрорайоне "Северный" г. Бендеры и в Варнице. По мнению сторон, между микрорайоном "Северный" и селом Варница должен быть лишь дорожный пост милиции и полиции.

25 июня. Президент РМ В.Воронин встретился послом США в Республике Молдова Х.Ходжес. В ходе встречи обсуждалась ситуация, создавшаяся в связи с последними действиями тираспольских властей и спецслужб в зоне безопасности. Отмечалось, что эти действия являются грубым нарушением режима безопасности в зоне и направлены на создание кризисной ситуации, которая сделала бы невозможным политическое урегулирование приднестровского конфликта. Подчеркивалось также, что эти действия предприняты во время очередного раунда переговоров в пятистороннем формате, в преддверии саммита НАТО в Стамбуле и рабочего визита главы государства в Российскую Федерацию. Президент подчеркнул, что от имени руководства страны министр реинтеграции В.Шова объявил об официальной поддержке пакета предложений по урегулированию приднестровского кризиса, представленного недавно ОБСЕ и государствами-посредниками - Россией и Украиной.

В.Воронин подтвердил заинтересованность Республики Молдова в учреждении международного контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы, что также будет способствовать обеспечению стабильности в зоне. На встрече обсуждались также и некоторые тезисы проекта Пакта стабильности и безопасности для Молдовы. Президент еще раз подчеркнул, что хорошее функционирование демократических институтов в Республике Молдова - важный фактор региональной безопасности, подчеркнув, что в предвыборном году нужно принять необходимые меры для соблюдения всеми участниками избирательной гонки демократических стандартов и принципов.

25 июня. Молдавский министр реинтеграции В.Шова заявил после завершения очередного раунда переговоров от 23-24 июня по приднестровскому урегулированию, что Кишинев решил поддержать документ, разработанный ОБСЕ совместно с Россией и Украиной, несмотря на наличие замечаний к отдельным положениям совместного проекта. Он заявил, что этот шаг продиктован необходимостью ускорить процесс разработки основных положений Конституции будущего объединенного государства. По словам министра, еще одним доводом, которым руководствовался Кишинев, стало желание "сосредоточиться на формировании общей концепции в рамках одного документа, чтобы не усложнять механизм его дальнейшего согласования".

Ранее В.Шова неоднократно отмечал наличие общих моментов между рамочным документом, разработанным посредниками под эгидой ОБСЕ, и проектом молдавской стороны, где главным является заложенный в них принцип построения федеративного государства на основе асимметричной модели. Тирасполь, который ОБСЕ призвала также поддержать рамочный документ посредников, не согласен с асимметричной федерацией и продолжает настаивать на полном паритете с Кишиневом в составе будущей федерации.

25 июня. Посол Германии в Кишиневе М.Цикерик, который уже завершил свою дипломатическую миссию в Молдове, заявил в интервью радиостанции "Свободная Европа", что модель федерализации следует рассматривать с предельной осторожностью после того, как стало ясно, что она не пользуется полной поддержкой населения. Дипломат сказал, что после провозглашения независимости Республики Молдова молдавские политики упустили не одну возможность решить жизненно важные проблемы страны.

25 июня. Российская компания "Газпром" с 1 июля полностью прекращает поставки природного газа в Приднестровье до тех пор, пока Тирасполь не представит программу погашения задолженности за ранее поставленный газ и обеспечения текущих платежей, заявил заместитель председателя правления ОАО "Газпром" А.Рязанов. В уведомлении «Газпрома» на имя приднестровского руководителя И.Смирнова, копию которого также получили председатель правления АО "Молдовагаз" Г.Абашкин и гендиректор ООО "Тираспольтрансгаз" П.Степанов, обращается внимание на то, что в Приднестровье практически прекращена работа по урегулированию как просроченной, так и текущей задолженности за российский природный газ.

26 июня. США надеются, что Россия выполнит решения стамбульского саммита глав-государств ОБСЕ 1999 г. о вывозе своего вооружения и боеприпасов из территории Молдовы, заявил в Кишиневе министр обороны США Д.Рамсфельд, который находился здесь с краткосрочным визитом по пути в Турцию. По его словам, НАТО будет увязывать Договор об обычных вооружениях в Европе с полным выводом российских войск с территории Молдовы и Грузии. Касаясь проблемы приднестровского урегулирования, министр обороны США сказал, что его страна заинтересована в скорейшем мирном урегулировании приднестровского конфликта.

Касаясь вопроса формата переговоров, который в настоящее время ведется при участии пяти сторон - Россия, Украина, ОБСЕ, Молдова и Приднестровье, - министр обороны США однозначно дал понять, что США видит свое участие в переговорном процессе посредством ОБСЕ, членом которой она является.

26 июня. Молдавский президент В.Воронин на встрече с министром обороны США Д.Рамсфельдом заявил, что подписание Пакта стабильности и безопасности для Молдовы, по его мнению, может послужить окончательному решению приднестровской проблемы и предоставить гарантии для стабильного развития республики. Он проинформировал американского гостя о ситуации в Приднестровье и последних подробностях переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. В.Воронин заявил также заинтересованности страны в сотрудничестве и информационном обмене в рамках программы "Партнерство во имя мира", подчеркнув особую важность для Молдовы проектов, связанных с реформированием национальной армии.  Д.Рамсфельд, со своей стороны, выразил благодарность Молдове за участие её контингента в постконфликтной операции в Ираке. Он высоко оценил гуманитарную миссию молдавских саперов и врачей в этой стране.

27 июня. Президент РМ В.Воронин по приглашение Генерального секретаря НАТО Я. де Хооп Схеффера вылетел в Стамбул для участия в саммите НАТО, который проходит там 28-29 июня с.г.

27 июня. На территории Молдавии началась активная фаза учений "Запад - Антитеррор - 2004", которые проводятся Антитеррористическим центром СНГ. "Основная цель учений - отработка модельной операции подразделениями спецназа ряда государств СНГ при обезвреживании группы международных террористов, захвативших железнодорожный объект и самолет на территории Молдавии", - сказал руководитель АЦ СНГ генерал- полковник Б.Мыльников. Он сообщил, что в антитеррористических учениях принимают участие отряды спецназа России, Молдавии, Белоруссии и Украины.

28 июня. Ратификация Россией Cоглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе не увязана юридически напрямую с выводом российских баз из Грузии и Приднестровья, заявил журналистам в Стамбуле министр иностранных дел РФ С.Лавров. По его словам, претензии, предъявляемые в этой связи к России, с правовой точки зрения не корректны.

Глава российского МИД подчеркнул, что договоренности об урегулировании ситуации с российскими военными базами в Грузии и выводом баз из Приднестровья носили политический, а не юридический характер, эти договоренности Россия выполняет, и они не предполагают каких-либо жестких сроков».

28 - 30 июня. На территории Молдовы проведены Международные командно-штабные учения "Запад-Антитеррор-2004". Координатором учений выступил Антитеррористический центр Содружества Независимых Государств, сообщили в пресс-центре Службы информации и безопасности РМ. В рамках мероприятия прошел сбор руководящего состава антитеррористических подразделений государств-участников СНГ, а также совместное учение спецслужб Молдовы, России, Украины и Беларуси по организации и проведению оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций для пресечения диверсионно-террористических акций на объектах железнодорожного и воздушного транспорта.




«Мы   нужны!»

5-6 июня 2004 г. в Кишиневе состоялся съезд Конгресса русских общин Республики Молдова. Своими впечатлениями о нем делится молдавская журналистка  Дарья Белякова, статью которой мы сегодня публикуем в информационно - аналитическом бюллетене нашего института.

Дарья Белякова, Кишинев, 06.06.2004.

Об этом заявила на первом съезде Конгресса русских общин Республики Молдова председатель Каушанской общины россиян Антонина Колесникова.

Впрочем, обо всем по порядку. Конгресс русских общин (КРО) был создан в Молдове пять лет назад. После состоявшегося тогда съезда учредительного – этот съезд первый. Его участников приветствовали временный поверенный в делах посольства Российской Федерации в Республике Молдова Юрий Мордвинцев и председатель Союза украинцев Республики Молдова Светлана Мыслицкая. Как заявил, в частности, Юрий Мордвинцев, за минувшее 5-летие Конгрессу удалось стать жизнедеятельной, востребованной и эффективной организацией. И радует также то, что КРО активно обозначается в различных сферах: предпринимательской, образовательной, культурной. В сотрудничестве с общинами россиян посольство и далее намерено выполнять задачу всемерной защиты прав соотечественников за рубежом, поставленную недавно в Послании Федеральному собранию президентом России Владимиром Путиным, подчеркнул Юрий Мордвинцев.

Как заметил в начале отчетного доклада председатель КРО Валерий Клименко, пять лет немалый срок для того, чтобы что-то сделать, если, конечно, этого хотеть. За прошедшее пятилетие, продолжил он, члены Конгресса сумели превратить КРО во вполне дееспособную организацию республиканского уровня, объединяющую порядка 170 тысяч человек. Всего по республике были сформированы 32 республиканские и региональные организации, составившие основу Конгресса. Уже успешно работают сегодня Кишиневская, Кагульская, Каушанская, Оргеевская, Бельцкая, Окницкая и Дондюшанская общины. Набирают обороты - Резинская, Хынчештская, Калараштская, Рышканская, Бричанская. Также в составе Конгресса действуют Гильдия русских предпринимателей, Лига русских студентов, Ассоциация русских писателей, Союз русских мастеров искусств и др. Созданная в 1998 году Кишиневской общиной россиян газета «Община» в 2000-м стала печатным органом КРО. И в целом можно констатировать, что первоначальный период организационного становления и структурирования успешно завершен, сообщил Валерий Клименко.

И далее перешел к перечню практических дел и начинаний, уже осуществленных и реализуемых Конгрессом. Так, например, по инициативе и при участии КРО в Кишиневе был создан первый негосударственный русский национальный лицей имени Петра Великого. На днях как раз он получил пятилетнюю лицензию на продолжение своей деятельности. В значительной мере, благодаря усилиям директора лицея члена-корреспондента Международной кадровой академии Бориса Шаповалова, здесь обеспечено высокое качество учебного процесса. Что позволило в дальнейшем создать на базе лицея центр повышения квалификации учителей русских школ республики. С этой целью КРО проводит также тематические конференции, семинары. Большой интерес, к примеру, вызвала Республиканская научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе». И уже завершается подготовка издания, в котором предполагается обобщить накопленный опыт работы преподавателей-русистов в Молдавии. Это пособие затем планируется бесплатно распространить по русским школам.

Также при участии КРО в столичных лицеях им. А.С. Пушкина и им Н. Милеску Спатару были оборудованы современные компьютерные классы. И при поддержке Конгресса были образованы в Кишиневе курсы подготовки местных абитуриентов к вступлению в российские вузы (с высокой степенью эффективности, то бишь, превращения их посетителей в студентов). На курсах, в том числе, преподается история России, отсутствующая в списке изучаемых предметов в здешних русских школах. На базе курсов впоследствии был создан Русский интеллектуальный центр. Помимо прочего, здесь работают сейчас над подключением к системе дистанционного образования – в рамках программы правительства Москвы «Открытая русская школа», действующей посредством  спутниковой связи.

Непосредственного вмешательства руководства Конгресса потребовали предпринятые республиканскими властями попытки закрыть Кишиневский театральный лицей. В результате уникальное это заведение удалось отстоять. Как и русскую среднюю школу №1 в Единцах. И в Оргееве. И в Калараше…

Для поощрения учащихся вузов в изучении русского языка и литературы каждый год в день рождения Александра Сергеевича Пушкина вручаются премии лучшим студентам. Также ежегодно присуждаются премии русским писателям страны и представителям исполнительского искусства. Среди лауреатов – известные литераторы Виктор Кочетков, Валентин Ткачев, Олеся Рудягина, Александр Милях, педагог Лидия Шутка, актер Всеволод Гаврилов и др.

Усилиями Конгресса налажена активная книгоиздательская деятельность на русском языке (при том, что местные издательства фактически прекратили выпуск книг на русском). Свет увидело 59 наименований книг. В результате авторы четырех выпущенных здесь изданий были приняты в Союз писателей России.

Налажено снабжение новыми книгами и местных библиотек.

При участии Конгресса была отремонтирована столичная русская  библиотека имени Михаила Ломоносова. И также оказана помощь в реконструкции национальных библиотек – украинской имени Леси Украинки и болгарской имени Христо Ботева. Порядка 500 тысяч лей направлено и на реконструкцию головного храма Русской Православной Старообрядческой Церкви – Мазаракиевской церкви в Кишиневе. Необходимые на все эти многочисленные мероприятия средства в определенной мере обеспечиваются за счет успешной предпринимательской деятельности 32 производственных структур Конгресса. В связи с чем, подытоживая последующие выступления участников съезда, Валерий Клименко предложил руководителям местных общин энергично развивать русский бизнес. И пообещал морально и материально поддержать всякий грамотно проработанный и просчитанный перспективный  бизнес-проект.

Также для разрешения разнообразных вопросов деятельности КРО Валерий Клименко призвал коллег активно идти во власть и в том числе принимать участие в выборах местных советов. При этом он сослался на собственный успешный опыт депутатства в Кишиневском муниципальном Совете.

О том, что благодаря постоянным, настойчивым выступлениям в столичном Совете председателя КРО, в Кишиневе продвигается решение многих насущных проблем национальных меньшинств, кстати, упомянула в своем приветственном слове и Светлана Мыслицкая.

О существующих проблемах рассказали делегатам съезда председатели ряда местных общин: Бельской – Александр Станин, Хынчештской – Надежда Коробкова, Гагаузии – Наталья Ксензова, Оргеевской – Тамара Купцова, Каушанской - Антонина Колесникова и Кагульской – Василий Михайлов. Много говорилось, например, о необходимости всемерной поддержки провинциальных русских школ и детских  садов. И об острой нехватке здесь учебной и методической литературы, которая к тому же не всегда бывает достойного качества. В частности, многие использующиеся сегодня в здешних школах учебники переведены с румынского языка и зачастую элементарно безграмотны. В этой связи все выступающие высказали особую благодарность посольству Российской Федерации в Республике Молдова. Его сотрудники активно содействуют как снабжению русских школ необходимой учебной литературой (поступающей из России), так и решению многочисленных практических вопросов общинной жизни.

Впрочем, были высказаны и претензии, связанные с усложнением процедуры принятия российского гражданства после утверждения соответствующего нового закона. Как рассказала корреспонденту «Общины»  Тамара Купцова, рассмотрение ее заявления о получении гражданства Российской Федерации, поданного за полтора года до принятия данного закона, в результате было отложено на трехлетний срок. А родившаяся в Молдавии ее дочь в результате и вовсе лишается возможности получить гражданство России.

Возглавляемой Тамарой Купцовой общине, к слову, недавно удалось отстоять здание единственной русской школы в Оргееве. После того, как оно было отремонтировано на средства московского правительства, районные власти вознамерились передать его молдавской школе. Планы эти общинное руководство сумело расстроить, задействовав также Оргеевскую примэрию и депутатов парламента республики.

Разумеется, поднимались ораторами и вопросы политического характера, по-прежнему сохраняющие остроту и  актуальность для этнокультурных обществ Молдовы. По мнению председателя Русско-славянской общины Кагула Василия Михайлова, КРО не должен ограничиваться исключительно культурно-просветительской проблематикой – необходимо участвовать в разрешении всех злободневных, в том числе и политических проблем. И в частности, следует вновь поднять вопрос о придании государственного статуса русскому языку, уточнил Василий Михайлов.

Похоже, успешно пережив первоначальный период организационного становления, сегодня КРО выходит на новый уровень развития, подразумевающий превращение его в значимую и влиятельную общественную силу, с интересами которой придется считаться и властям, и оппозиции.

В завершение съезда депутаты избрали новое руководство КРО: председателя (им остался Валерий Клименко) и его заместителей: по науке и образованию – Елену Буракову, по культуре – Людмилу Детюк, по северному региону Молдовы – Вячеслава Гаврилова, по южному – Наталью Ксензову.

Также были приняты три декларации: против нарушения прав русскоязычного населения в Латвии и за скорейшее возобновление деятельности Совета соотечественников при Госдуме РФ, а также о необходимости возвращения к предвыборным обещаниям Партии коммунистов придать государственный статус русскому языку и обеспечить представительство не титульного населения во властных структурах  государства. И в самом деле, многое еще впереди!




Заявление делегатов 1 съезда Конгресса русских общин Республики Молдова "О нарушении прав нацио­нальных меньшинств в Латвии"

В канун вступления Латвии в Европейский Союз, власти этой прибал­тийской страны без каких-либо консультаций с общественностью приняли решение о переводе преподавания большинства предметов в русских школах на латышский язык. Эта инициатива государственных чиновников вызвала бурю негодования и протестов среди жителей страны, особенно ее русско­язычной части. Ибо налицо - нарушение прав родителей на выбор языка обучения их детей, и прав детей - на получение образования на родном языке.

В защиту своих гражданских прав выступили не только наши сооте­чественники, проживающие в Латвии. Их активно поддержала значительная часть коренного населения страны.

Однако центральная власть, принявшая на себя обязательства защи­щать демократические свободы, выработанные европейским сообществом, продолжает игнорировать справедливые требования своих сограждан об обеспечении образования детей на родном русском языке. Тем самым на­рушается европейская практика и законодательная база защиты прав на­циональных меньшинств, сложившаяся на континенте и направленная на учет интересов всех людей, его населяющих.

В этой ситуации мы, делегаты 1 съезда Конгресса русских общин Республики Молдова, исповедуя европейские принципы языковой и культур­ной толерантности, приветствуя усилия стран Европы по построению дей­ствительно демократических режимов в бывших республиках СССР, и прежде всего в ныне независимых прибалтийских странах, выражаем свою обеспо­коенность ситуацией, сложившейся в образовательной системе Латвии. Мы призываем руководство этой страны отказаться от дискриминации рус­скоязычного населения и создать все необходимые условия для равноправ­ного развития и использования всех языков, и прежде всего давно и надежно выполняющего роль языка межнационального общения. Только взаимный учет интересов всех людей, населяющих Латвию, обес­печит построение действительно свободного, демократического ж процве­тающего гражданского общества.

Принято единогласно делегатами 1 съезда КРО РМ 5 июня 2004 г. в г. Кишиневе




Ольвия-пресс,
28 июня 2004

Воронин поехал на саммит НАТО, а президенты России, Украины и Белоруссии променяли Стамбул на Сеньковку

Светлана Гамова, Ксения Сологуб

26 июня президенты России и Украины променяли Стамбул на Синьковку. В пятницу президенты России, Белоруссии и Украины участвовали в открытии международного молодежного фестиваля «Дружба-2004», который проходит в Черниговской области. Леонид Кучма, выступая перед собравшимися, дал молодежи бывших союзных республик наказ: сделать все, чтобы в будущем жить, как прежде, одной семьей. Эксперты в Киеве уже связали речь украинского президента с выборами главы государства, которые стартуют на Украине на днях.

Ностальгия по общему советскому прошлому в речи президента страны, которая в качестве главной стратегической задачи ставит интеграцию в Евросоюз и НАТО, могла бы показаться странной. Если бы не одна деталь: 3 июля на Украине начинается предвыборная кампания. В последнее воскресенье октября украинцы будут избирать президента страны. Нового или старого?

Этот вопрос в последнее время волнует не только политический бомонд в Киеве, но и избирателей Украины. Леонид Кучма уже не один раз заявлял о том, что в этот раз баллотироваться не будет. И даже назвал своего преемника – действующего премьера Виктора Януковича. Но, несмотря на это, разговоры о том, что Кучма готовит какой-то тайный сценарий, который поможет ему сохранить власть, продолжаются. И не только в Киеве. Потому вчерашний приезд Владимира Путина в никому доселе не известное село Синьковка (здесь сходятся границы трех стран – России, Украины и Белоруссии) народная молва связала с предстоящими выборами и расценила не иначе как поддержку нынешнему украинскому президенту. Не важно, будет ли в выборах участвовать сам Кучма или человек из его команды. После совместного появления на молодежном форуме и речей о возможном совместном житии трех славянских народов, по крайней мере, русскоговорящая часть Украины, а это не менее трети избирателей, отдадут свои голоса за того, на кого укажет Леонид Данилович (или за него самого, если он все же решит выдвинуть свою кандидатуру еще на один срок).

О том, куда хотят интегрироваться жители России, Украины и Белоруссии, на днях рассказали социологи. ВЦИОМ совместно с Донецким информационно-аналитическим центром (ДИАЦ) и белорусским центром «Новак» провели исследование: «Барометр евразийской интеграции». Это аналог действующих на территории Евросоюза «Евробарометра» и «Азиатского барометра», за которым на зарубежном Дальнем Востоке следят японцы. Подавляющее большинство опрошенных во всех трех странах считают, что для сближения народов России, Украины и Белоруссии есть основания. Это и общее историческое прошлое, и совпадение экономико-политических интересов, и близость культур, и родственные связи населения. При этом если для России на первом месте стоит общее историческое прошлое, то в ответах жителей Белоруссии и особенно Украины превалирует общность экономических интересов. Внешняя угроза в качестве мотива сближения стран, как это ни парадоксально, сегодня не актуальна. Ее отмечают лишь 4–9% опрошенных.

И все же половина россиян (51%) хотели бы по-прежнему жить в отдельном государстве, в то время как украинцы и белорусы, напротив, в большинстве своем тяготеют к различным формам объединения стран (жить в своей собственной стране хотели бы только 32% и 28% соответственно). При этом белорусам наиболее привлекательной представляется объединенная Европа (28%), а украинцам – объединенный союз славянских государств и Казахстана (23%). Характерно, что возрождение СССР приветствовали бы 15–19% респондентов наших стран, тогда как СНГ в качестве его преемника пользуется значительно меньшей популярностью (7–11% опрошенных).




Ведомости,
16 июня 2004

“Россия занимает излишне благородную позицию”

Алексей Никольский

Интервью президента Приднестровской Молдавской Республики Игоря Смирнова

Внезапный крах режима Аслана Абашидзе в Аджарии и попытки правительства Грузии вернуть под свою юрисдикцию Южную Осетию поставили перед Кремлем в неотложной форме вопрос о том, какую политику вести дальше в отношении непризнанных республик на территории бывшего СССР. Эти непризнанные государства — Южная Осетия и Абхазия в Грузии и Приднестровье в Молдавии — возникли на руинах Советского Союза и считаются оплотом российского влияния. Попытки Кремля добиться урегулирования подобных конфликтов к результатам не привели — достаточно вспомнить прошлогодний провал приднестровской миссии Дмитрия Козака.

Президент Приднестровской Молдавской республики Игорь Смирнов говорит, что западные посредники не предложили альтернативы “плану Козака”. Он уверен, что молдавским властям не удастся повторить “аджарский сценарий” в его республике, каждый шестой житель которой — гражданин России.

— В каком состоянии находятся переговоры по приднестровскому урегулированию после отказа президента Молдавии подписать “меморандум Козака”?

— Документ, который в прошлом году не был подписан, часто называют “меморандумом Козака”, но фактически этот меморандум был подготовлен экспертами Молдавии и Приднестровья. Просто президент России по просьбе президента Молдавии Владимира Воронина направил для организации этой работы своего лучшего юриста-государствоведа Дмитрия Николаевича Козака. Неподписание документа молдавской стороной было неожиданным для многих, включая Дмитрия Николаевича, но не для меня. Ведь все действия молдавской стороны и во время работы над документом, и после отказа от его подписания были направлены только на экономическое удушение Приднестровья и создание имиджа республики как очага контрабанды вплоть до обвинений в торговле оружием с террористами. Это, кстати, не первый случай “неподписания” Кишиневом подготовленных документов. В 1999 г. был “меморандум Примакова”, в котором впервые был зафиксирован статус Приднестровской Молдавской республики. Однако тогдашний президент Молдавии Петр Лучинский, как и Воронин в прошлом году, в последний момент отказался подписывать документ.

— Чем вы объясняете отказ Молдовы от подписания “меморандума Козака”?

— Воздействием “друзей Молдавии” из ОБСЕ и западных стран.

— Сейчас переговорный процесс полностью остановился?

— Фактически переговоров не было до самого последнего времени, и лишь недавно (в конце апреля. — “Ведомости”) они возобновились. Наша позиция неизменна: мы предлагаем принять совместную декларацию о создании договорной федерации из двух равноправных субъектов — Приднестровья и Молдавии. У нас есть основания требовать это: в Приднестровье сформировался многонациональный народ из русских, украинцев и молдаван, который не желает, чтобы повторились кровавые события 1990-1992 гг. Окончательный план урегулирования, по нашему мнению, должен быть утвержден демократически, всенародным референдумом с раздельным учетом итогов голосования, как это было в плане ООН по кипрскому урегулированию.

Молдова не дала ответ на предложенную нами декларацию и представила свои предложения, которые представляют собой усеченный вариант “меморандума Козака”, но без каких-либо гарантий Приднестровью. И, самое главное, молдавская сторона категорически отказывается от демократического способа урегулирования путем проведения референдума.

— Какие цели преследует руководство Молдавии в отношении Приднестровья?

— В первую очередь их волнует приднестровская собственность и доходы от нее. Этим вызвана и продолжающаяся таможенная блокада, из-за которой мы понесли совокупные потери до $500 млн, требования сертифицировать в Кишиневе экспорт приднестровских предприятий и регистрировать сами предприятия. Только благодаря благожелательной позиции гарантов приднестровского урегулирования — России и Украины — полной блокады нет. Бюджет Молдавии на 2/3 зависит от гастарбайтеров, так что попытка обложить приднестровские предприятия понятна. Но мы этого не допустим.

— В Приднестровье в прошлом году прошла приватизация 13 крупных промышленных предприятий. Признает ли Молдавия ее результаты?

— Нас не волнует, признают это в Кишиневе или нет. Право собственности священно при любой власти, и даже если это право было нарушено, то, как мы видим в той же Германии, происходит реституция. Народ Приднестровья вправе распоряжаться своей собственностью, это и является основанием проведенной приватизации.

— И как вы оцениваете ее результаты?

— Главное для нас в приватизации — не получение денег, а повышение эффективности, что обеспечивается программой обременения для инвестора, который обязуется сохранять рабочие места и инфраструктуру. Сама приватизация идет успешно, уже поступили деньги от приватизированной в прошлом году Молдавской ГРЭС. “Молдавкабель” купила питерская компания “Севкабель”. Завод “Прибор” приобретен московским оборонным предприятием “Салют”. Очевидно, что частные владельцы оказались эффективнее — растет производство на Молдавском металлургическом заводе (группа “Итера” в апреле этого года перепродала 75% акций завода за $50 млн австрийско-украинскому металлотрейдеру Hares Group - “Ведомости”). Инвесторы приходят с рынками сбыта, поэтому проблема реализации продукции снимается. В целом же промышленное производство в республике [за январь-апрель 2004 г. к тому же периоду прошлого года] выросло в долларовом выражении на 28%.

— В какую сумму вы оцениваете долг Приднестровья за российский газ?

— Долг Приднестровья за газ, который возник в трудное время начала 90-х, составляет $400 млн. Но надо учитывать, что Российская Федерация уже вывезла с нашей территории вооружений и боеприпасов на $2 млрд. Тем не менее мы готовы расплатится с этим долгом — если его реструктурировать, скажем, на 30 лет, то мы его успешно выплатим. Сейчас ситуация с расчетами нормализована, газоснабжение продолжается, продолжаем мы и газификацию республики.

— Россия предлагала списать часть долга за счет вывозимого из Приднестровья вооружения…

— Россия предлагала таким образом погасить $100 млн. Но [сделке] помешал отказ Молдавии — поскольку схема была оформлена как материальная помощь России Молдавии.

— Приднестровье обвиняют в нелегальной торговле оружием и контрабанде. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Это не более чем инспирированная Кишиневом пропагандистская кампания. Я полгода назад предлагал организовать международный мониторинг границ Приднестровья и Молдавии на предмет выявления потоков контрабанды и, более того, предложил в рамках этого мониторинга посетить любой завод на территории Приднестровья, где якобы нелегально производится оружие. Не кто иной, как руководитель миссии ОБСЕ в зоне конфликта — американский дипломат и кадровый разведчик Уильям Хилл, заявил мне лично, что [президент Молдовы] Воронин против такого мониторинга. Так что контрабанду надо искать у него, а не у нас.

— Не опасаетесь ли вы, что после неудачи с “меморандумом Козака” Россия потеряет интерес к приднестровскому урегулированию?

— Существует мнение, что мы надеемся только на Россию. Но если бы это было так, нашей республики уже давно бы не было. Мы очень благодарны России за прекращение войны в 1992 г., хотя могли бы и самостоятельно защитить себя. Мы вынуждены создать и содержать 7-тысячную армию, поскольку не исключаем, что нынешние национал-коммунисты или румынские националисты, которые могут сменить их в Кишиневе после выборов в следующем году, способны развязать новый конфликт. В то же время, когда мы согласились с “меморандумом Козака”, мы согласились и с его положением о полной демилитаризации федерации Молдовы и Приднестровья.

— Вы говорите, что в Приднестровье возникла новая общность — многонациональный народ республики. Какая идентичность у этого народа?

— Будущее государства определяется образованием, а оно у нас русское и идет по российским стандартам. При населении в 640 000 человек у нас 25 000 студентов вузов по всей республике, а в Тираспольском университете обучаются студенты и из Молдавии, и с Украины. Наш народ многонациональный, только у нас в республике осталось образование на молдавском языке в кириллической графике, а в украинских школах сейчас переходим к принятым на Украине стандартам. Весь уклад жизни населения края, которое живет здесь с XVIII в. и освоило эту землю, многонациональный. Наш уклад жизни уже полностью отличается от того, что возникло в Молдове, где в сельских школах вы уже не найдете говорящих по-русски ребятишек. У нас же они могут говорить на трех языках.

— Не считаете ли вы возможным, что Кишинев попытается организовать в Приднестровье нечто аналогичное тому, что недавно грузинские власти сделали в Аджарии?

— Я не берусь судить о причинах событий в Аджарии, но у нас ситуация принципиально другая и опереться Кишиневу для провоцирования внутренних конфликтов у нас не на кого. В Приднестровье не было межнациональных конфликтов, хотя, конечно, попытки в этом направлении предпринимаются. Видимо, с расчетом на такое развитие ситуации Молдавия и западные посредники затягивают политическое урегулирование. Тот же Хилл отвечает на наши вопросы по этому поводу: “Дайте нам время”.

— Сколько жителей Приднестровья имеют российское и украинское гражданство?

— Российское гражданство имеют около 100 000 человек, украинское — около 17 000. Я считаю, что потенциально российское гражданство могли бы получить еще 250 000 наших граждан из 400 000 взрослого населения. Но если российское гражданство будет даваться теми же темпами, что и сейчас — 1000-2000 человек в год, ясно, что это займет много лет.

— Что препятствует получению российского гражданства?

— До сих пор на территории республики нет российского консульства. Мы давно хотим, чтобы его открыли, причем не важно, в каком городе. По этому поводу были и специальное постановление Госдумы России, и неоднократные обращения российского МИДа. Но руководство Молдавии и глава миссии ОБСЕ против этого, а Россия занимает излишне благородную позицию. При этом, напомню, Румыния в начале 90-х давала румынские паспорта гражданам Молдавии прямо на границе, да еще и доплачивала при этом $20.

— Жители Приднестровья, не имеющие признанных международным сообществом паспортов, до сих пор выезжают в Россию по советским паспортам. Может, они могли бы получить гражданство в России?

— Люди действительно страдают от отсутствия документов. Поэтому они стремятся получить и российское, и украинское гражданство и паспорта Молдавии. Решить эту проблему, повторю, могло бы открытие российского консульства у нас, в регионе, где проживают 100 000 граждан России. Молдавские власти пытались даже блокировать их волеизъявление на недавних выборах президента России, но нам удалось открыть необходимое количество участков.




Новые Известия,
18 июня 2004

«Мы – это Россия» Непризнанные республики изо всех сил пытаются сохранить статус-кво

Светлана Гамова, Мадина Шавлохова

Грузинский спецназ блокирует мятежный Цхинвали.

Сегодня Грузия отрабатывает на Цхинвали новую «миротворческую» модель, которую в случае успеха можно будет перенести на все конфликтные регионы постсоветского пространства. Ее суть, если вкратце, – ужесточение экономического и политического давления на мятежные регионы и вытеснение из них России при поддержке Запада.

Утро минувшего понедельника едва не стало для Южной Осетии днем начала новой конфронтации осетин и грузин. Местные жители говорят, что если бы не российские миротворцы, война бы уже шла. Предпосылки к этому были созданы две недели назад, когда осетинские села Дмениси, Сатикари, Хельчуа были заблокированы грузинским спецназом: Тбилиси объяснил это началом операции по борьбе с контрабандой продуктов и топлива в бесконтрольном регионе, из-за чего грузинская казна ежегодно теряет миллионы лари (один доллар – это два лари). Так называемая контрабанда идет через Рокский перевал, который связывает Южную Осетию с Россией, и если бы не эта «дорога жизни», осетинам давно пришлось бы пойти с сумой по миру.

В мир из этого региона ведут два пути – через ту же Россию и через Грузию. Последний, как говорят в Цхинвали, для осетин заказан. Более 10 лет прошло после вооруженного конфликта, но этого мало, чтобы забыть о нем. По тому же перевалу доставляются товары на территорию, контролируемую Тбилиси, но они незаконными не считаются. Впрочем, дело не в определении, а в таможенных пошлинах, которые в данном случае снимают с грузов не грузины, а осетины.

Так или иначе, но в зону грузино-осетинского конфликта, где, по Дагомысскому соглашению от 1992 года, имеют право находиться только миротворцы, в первых числах июня вошли подразделения грузинского МВД. Военные были расквартированы в осетинских селах, что тоже запрещено договоренностью. Жителям было велено никуда не выезжать. Но, несмотря на запрет, в понедельник они все же отправились в Цхинвали на рынок и были остановлены грузинскими полицейскими у села Эредви. Произошло столкновение, крестьяне были избиты. На следующий день к месту происшествия подтянулась еще одна группа военных, на сей раз осетинских. Два спецназа в одном селе – явный перебор. По крайней мере сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) от Южной Осетии Борис Чочиев сказал корреспонденту «Новых Известий», что если бы не российские миротворцы, дело закончилось бы «большой потасовкой». В Эредви многие уверены, что именно этого и добивался Тбилиси. «Им выгодна любая провокация, – говорили сельчане, – тогда они введут войска. Но мы – не Грузия, мы – это Россия».

Грузинские осетины любят вспоминать о временах, когда Южная и Северная Осетия были вместе, и не хотят даже слышать о том, что их настойчивые просьбы о вхождении в состав России дальше Госдумы не пойдут. Здесь ссылаются на то, что более 90% местного населения, в том числе и этнические грузины, – граждане РФ. Бросить в беде своих, по мнению осетин, она не может.

На это же надеются и в Абхазии, где минувшей зимой буквально по домам развозили российские паспорта, и их не приобрел только ленивый. Правда, Сухуми не просился, как Цхинвали, в Российскую Федерацию, но по всему от ее протектората (если бы такой вариант обозначился) отказываться бы не стал. Пока же он в очередной раз заявил о невозможности общежития с Грузией.

На Россию с надеждой смотрит и Приднестровье, хотя приднестровским русским (их в регионе проживает более 200 тыс.) никто российские паспорта просто так не дает – чтобы получить их, надо отстоять километровую очередь в посольство РФ в Кишиневе, а затем ждать года два. В этой самой очереди корреспонденту «НИ» рассказали, что есть еще один вариант – заплатить посреднику (таковых немало промышляет у консульского отдела) от 1,5 до 2 тыс. долларов, и через месяц документ будет в кармане. Это что касается паспортов. В остальном же ситуация здесь та же, что и на Кавказе. Молдавские власти, как и грузинские, называют с международных трибун отколовшийся регион «черной дырой» и при каждом удобном случае напоминают, что в нем процветают контрабанда, наркотрафик и торговля оружием. В свете всемирной борьбы с терроризмом международное сообщество не нужно долго убеждать в том, что процесс урегулирования приднестровского (южноосетинского, абхазского) конфликта нуждается в интернационализации. В переводе с дипломатического это означает, что нужно потеснить (или вовсе исключить) Россию. 12 лет назад она сделала свое дело – прекратила кровопролитие в Молдавии и Грузии, а теперь ее просят на выход. Если она и впрямь уйдет, Кишинев и Тбилиси рассчитывают выторговать себе внеочередные места в ЕС и НАТО.

США и ЕС уже дали добро на замену российских миротворческих операций в Молдавии и на Южном Кавказе на международные. По мнению западных экспертов, постконфликтное восстановление этих регионов намного дешевле, чем реконструкция Ирака или Афганистана. Недавно председатель комитета по внутренней безопасности конгресса США Кристофер Кокс заявил, что и Россия должна настаивать на том, чтобы сепаратисты в Грузии и Молдавии шли на соглашение с властями этих стран. Иначе, мол, Москва осложнит отношения с США.

С такой постановкой вопроса не согласны все непризнанные республики на постсоветском пространстве, но им ничего не остается, кроме как надеяться на Россию. Москва же эту надежду продолжает поддерживать, хотя единственное, что она реально может сегодня, – это помочь им еще хоть какое-то время сохранять статус-кво. Сколь долго? И что делать дальше? Так и не добившись ясности от российских политиков, представители Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха и Приднестровья ищут ответы на эти вопросы самостоятельно.

В Тбилиси тем временем спешат воспользоваться ситуацией и требуют спешно изменить правила игры, для начала – в зоне грузино-осетинского конфликта. Грузия настаивает на сужении границ, в рамках которых действуют объединенные миротворческие силы (МС), и на пересмотре их мандата. Поскольку главная роль в МС принадлежит России, эти действия можно расценить как желание вообще отказаться от услуг Москвы. Таким образом, обещанный Михаилом Саакашвили «блицкриг на запад страны» начинает приобретать реальные очертания.




«Молдова Ази»,
15 июня 2004

Объединение возможно через 15 лет

Вал Бутнару

На прошлой неделе особым вниманием со стороны общественности пользовалось провокационное заявление российского политолога Станислава Белковского, директора Института Национальной Стратегии (ИНС), по мнению которого разрешение приднестровского конфликта возможно только после объединения Бесарабии с Румынией.

Идея объединения была высказана Белковским не в первый раз, однако и румынская пресса, и румынские политики относились к его "инициативе" с большой дохой снисходительности. На этот же раз, после его интервью телеканалу "TVR1" и "круглого стола" с его участием, организованного газетой "Ziua", политики удостоили ее своими комментариями, в которых план российского политолога был демонтирован по кирпичику.

Насколько серьезной и насколько жизнеспособной является идея директора ИНС€ Белковский утверждает, что у Республики Молдова нет достаточных ресурсов для самостоятельного существования, а "приднестровский народ" уже сложился как отдельная нация, что делает возможным международное признание Приднестровья как независимого государства. Объединится Бесарабия с Румынией - и здесь политолог проводит параллель с объединением двух Германий - вместе с Гагаузией, у которой будет статус автономного анклава.

Как и следовало ожидать, последовавшие реакции оказались крайне отрицательными. Прежде всего, превращение Приднестровья в независимое государство означает узаконивание российской военной базы у самой границы НАТО. Второй Калининград стал бы очередным шилом в боку у Альянса, беспокоящим руководство брюссельского генштаба. Никто не строит иллюзий в связи с последующим поведением тираспольского режима. В этом смысле как нельзя более красноречивым является недавнее заявление Смирнова с относительно возможного оказания помощи сепаратистам из Северной Осетии.

Во-вторых, существование в рамках румынского государства гагаузского "автономного анклава" означало бы осуществление "золотой мечты" некоторых представителей венгерских экстремистов: превращение Румынии в федеративное государство, что приведет к дестабилизации внутреннего положения в стране, уже получившей заверения насчет вступления в ЕС в 2007 г.

Вот всего лишь две причины, по которым румынская общественность должна отнестись к инициативе Белковского как к мыльному пузырю.

Однако фундаментальный вопрос, сформулированный российским политологом, остается в силе: возможно ли объединение Бесарабии с Румынией? Вообще многие согласны с тем, что гипотетически такой вариант развития политических процессов в этом регионе Европы возможен. Другой российский политический аналитик, принимавший участие в упомянутом "круглом столе", Виталий Третьяков, заявил, что для осуществления этой идеи необходимо аннулировать последствия ялтинских соглашений, и созвать очередной форум великих держав мира. Пока что идея объединения отвергается как Бухарестом, так и Кишиневом.

Объединение Бесарабии с Румынией может произойти только в том случае, если для этого не будет выдвигаться ни одного условия, способного поставить под угрозу целостность и безопасность Румынии. То, что Белковский настаивает на идее объединения именно теперь, на финальном этапе переговоров по вступлению Румынии в ЕС, заставило многих комментаторов усомниться в добрых намерениях московского политолога, ведь изменение внутреннего положения в Румынии повлекло бы за собой изменение схемы и сроков интеграции Румынии в ЕС.

Но даже если бы отсутствовали всякие предварительные требования, а также гагаузский анклав и российские войска в Приднестровье, на данном этапе объединение Бесарабии с Румынией представляется более чем сомнительным.

Прежде всего, с прагматической точки зрения: речь идет об огромных суммах, которые Бухарест должен был бы инвестировать в переустройство инфраструктуры Бессарабии. Затем, нельзя забывать о миллионе русскоязычных (а также о значительной части коренных жителей), которых советский и нынешний коммунистический режимы воспитали в духе румынофобии. Некоторые аналитики не исключают также возможности изменения политики Бухареста путем инфильтрации агентов влияния Москвы в руководящие структуры Румынии.

Белковский бесспорно прав, утверждая, что рано или поздно объединение произойдет. То же самое, но уже в дипломатических терминах, сказала и г-жа Дюррье во время своего недавнего визита в Кишинев - что, если не объединение подразумевал ее призыв к руководству Республики Молдова поймать последний поезд в ЕС вместе с Румынией? "Поймать последний поезд вместе с Румынией", означает поехать в одном с ней составе, а не в другом, передвигающемся самостоятельно.

Чтобы это произошло, необходимо скорейшее осуществление нескольких условий: приход к власти демократических сил, вывод российских боеприпасов и войск из Приднестровья, применение стратегии трех "Д" в левобережной части страны, ускорение экономических реформ и скорейшее приближение уровня жизни населения к румынским показателям.

После своего вступления в Евросоюз Румыния станет играть важную роль в юго-восточной Европе. Имея радом Бессарабию, стремящуюся интегрироваться в европейскую семью, и Украину, которой будет придан статус плацдарма, посредника между ЕС и СНГ, Румыния сможет сказать весомое слово при решении нашей судьбы. Не исключено, что через 10-15 лет положение будет совсем иным, и политические интересы как наших соседей, так и мировых держав будут диктовать осуществление проекта Белковского. Итак, Бессарабия может объединиться с Румынией, но только вместе с Приднестровьем.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ